Евгений Норин о новогоднем штурме Грозного

33
Евгений Норин о новогоднем штурме Грозного

Ходить вокруг да около, сочиняя дежурные фразы в преддверии Нового года, мы не будем. Да, праздник, время встреч с родными и близкими, пора надежд, определения жизненных целей и всего остального. Только праздник не для всех, ведь именно с 31 декабря на 1 января 1994/1995 года произошло, пожалуй, одно из самых драматичных событий Первой чеченской кампании.


Речь, конечно же, о новогоднем штурме российскими войсками города Грозного — столицы мятежной на тот момент Чеченской Республики, — ставшем, по сути, настоящим огненным крещением для разваленной «постсоветскими событиями» армии России.



Как и вся кампания в самом начале, он был из рук вон плохо организован по всем, как это ныне модно говорить, позициям. Отсутствовала адекватная оценка сил противника, не было ни точных карт города и его окрестностей, ни адекватно сформулированных боевых задач, ни (в большинстве своём) прошедших боевое слаживание подразделений. И всё это при тотальной нехватке личного состава, немалую часть которого составляли 18-летние юноши, не успевшие получить даже начальную боевую подготовку.

В результате операция по захвату административного центра Чечни, которую планировали осуществить без особого труда буквально в течение максимум нескольких суток, превратилась в кровавое побоище с многочисленными потерями в людях и технике.

О том, как это было, подробно рассказывает военный историк, автор книг и многочисленных публикаций о чеченских войнах, Евгений Норин. Видео с его рассказом, снятое в рамках проекта «Цифровая история», мы и предлагаем к просмотру.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 декабря 2024 04:32
    Спасибо великому военному гению Грачеву. То, что произошло даже штурмом назвать нельзя было. Был обыкновенный ввод техники и личного состава в город со всеми вытекающими последствиями.
    1. +7
      28 декабря 2024 05:35
      Тут больше претензий к Ельцину.
      1. +6
        28 декабря 2024 05:49
        Ельцин отдал приказ навести конституционный порядок в Чечне, а непосредственным исполнением был Грачев. Многие генералы отказались от этой миссии так как понимали в каком плачевном состоянии была российская армия на то время, но этот решил выслужиться не имея на такие военные операции ни малейшей компетенции.
        1. +1
          28 декабря 2024 06:13
          Грачев был боевым генералом.За проведение войсковой операции в Афганистане был награжден звездой Героя.Так что насчет компетенции вы погорячились.
          Там дело было в другом:Грачев предложил провести артподготовку,но Ельцин был категорически против.
          Вина Грачева в том,что он не смог отстоять свою точку зрения.
          В итоге получилось то,что получилось.
          1. +4
            28 декабря 2024 06:25
            Не спорю, что на уровне полка или дивизии он может быть и был неплохим командиром, но командование армией это все таки другой уровень. Да и тактика ведения боя в горах отличается от боев в городе.
          2. +9
            28 декабря 2024 06:28
            Цитата: Million
            Грачев был боевым генералом.За проведение войсковой операции в Афганистане был награжден звездой Героя
            Да, был. Но к 90-м годам скатился до уровня "Паши Мерседеса". Видимо и его засосало wink
          3. +4
            28 декабря 2024 22:50
            Здравствуйте.Вы немного путаете,Грачев был министром обороны и на заседании где принималось решение о вводе войск был против.Камандывал группировкой войск в Чечне Анатолий Квашнин.
        2. +4
          28 декабря 2024 06:15
          Цитата: Glock-17
          Ельцин отдал приказ навести конституционный порядок в Чечне

          Алкоголик, соглашение которого с двумя негодяями разрушило великую страну захотел навести конституционный порядок? А как расценивается его приказ по обстрелу здания Верховного Совета?
          Для таких операций применяется тактика выжженной земли...Без компромиссов и сожаления...Или никакой тактики...
          * * *
          Мне просто удивительно, с какой лёгкостью после всего этого в стране было создано официальное вооружённое формирование, не подчиняющееся никому из Москвы за наши деньги...Могу представить, чем это закончится...
          1. 0
            28 декабря 2024 06:38
            Вы что же, предлагаете выжечь и мирных жителей вместе с городом? Пожалуй, единственное, что мог сделать Ельцин во избежание кровопролития, это купить Дудаева, но похоже решили сэкономить.
            1. +6
              28 декабря 2024 06:48
              Цитата: Glock-17
              Вы что же, предлагаете выжечь и мирных жителей вместе с городом?

              Мирных жителей выгнали ещё ДО ТОГО!!! И это были те русские, которые проживали в республике...После развала СССР весь гнев и вся желчь выливалась на них...
              Я и сегодня не верю в это московско-грозненское братство, основанное на ста миллиардных безвозмездных поступлениях...Слишком много оснований...Одно из которых - то самое «знаменитое» интервью с Дудаевым о русских...
              1. +4
                28 декабря 2024 08:26
                Нет никакого братства.Оно только на словах и за деньги налогоплательщиков.
                Да и не будет его в ближайшие лет 100,человечество еще не созрело для него.
                Во всем мире так.
            2. +2
              4 января 2025 12:15
              Да, там нужно было сделать, как название одного романа - огнём и мечом, чтобы они и их потомки, кто уцелел бы, сбежав за границу, сталинскую депортацию как сладкий сон вспоминали и какой он добрый был. А не кормить сейчас всех этих цензурного слова нет за наш с вами счёт.
        3. +7
          28 декабря 2024 07:04
          Цитата: Glock-17
          Многие генералы отказались от этой миссии так как понимали в каком плачевном состоянии была российская армия на то время, но этот решил выслужиться не имея на такие военные операции ни малейшей компетенции.

          Какие генералы? Воробьёв, Громов, Митюхин, Миронов , Лебедь? Кого ещё не назвал?Интересно получается , все перечисленные генералы, поддержали Ельцина в августе 91- года, когда тот разваливал Союз, не выполнив присягу
          и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству.
          Потом успешно разваливали армию, находясь на высоких постах в МО, ещё раз оказали услугу Ельцину в 93 -году, раскатав здание ВС РФ из танковых пушек , против невооруженного, беззащитного народа находившегося там, довели армию до плачевного состояния.......и дружно отказались наводить порядок в Чечне, своими прямыми обязанностями ,которая при их попустительстве и вооружилась до зубов. "А мы тут не причём, а мы тут не причём. Совсем не понимаем : не знаем, что по чём".Вот это да?!Хороши генералы! Пускай другие разгребают, что наворотили, а мы с боку постоим, покритикуем типа.... А предупреждали и т.д...... Вот такие генералы "компетентные" стали в РФ.
          1. +1
            28 декабря 2024 07:54
            Не знаю, как насчёт других генералов, но Лебедь был человек стального характера. В своё время он под свою ответственность силой навел порядок в Приднестровье. Смерть его до сих пор вызывает массу вопросов и сомнений. Думаю, что генералы понимали, что нельзя начинать боевые действия, не вычистив пятую колонну в тылу. Березовский и Ковалев не дали соврать. Лебедь в итоге стал еще и козлом отпущения, взяв на душу грех за мутные Хасавюртовские соглашения.
        4. 0
          28 декабря 2024 10:37
          Ельцин отдал приказ навести конституционный порядок в Чечне, а непосредственным исполнением был Грачев. Многие генералы отказались от этой миссии так как понимали в каком плачевном состоянии была российская армия на то время, но этот решил выслужиться не имея на такие военные операции ни малейшей компетенции.


          А вы участвовали в первой чеченской?
          1. +3
            28 декабря 2024 11:13
            Нет , хотя вполне мог попасть. Знаю многих кто участвовал и очень много рассказал страшных историй про неё. Никто от неё был не в восторге.
            1. 0
              28 декабря 2024 11:16
              Нет , хотя вполне мог попасть. Знаю многих кто участвовал и очень много рассказал страшных историй про неё. Никто от неё был не в восторге.


              Я так и понял, ибо ваше мнение пустая болтология далёкого от тех реалий человека.
              1. +3
                28 декабря 2024 11:23
                Зато вы там были и знаете как надо воевать.
                1. -2
                  28 декабря 2024 11:25
                  Зато вы там были и знаете как надо воевать.


                  Да, я был на первой чеченской. Потому и знаю, что проблема не в армии была.
                  1. -1
                    28 декабря 2024 11:29
                    Ваш военник я не видел и не могу знать. Написали бы тогда своё мнение, чем придераться к другим.
                    1. -2
                      28 декабря 2024 11:36
                      Ваш военник я не видел и не могу знать.


                      Учитесь интернетом пользоваться, у меня в профиле всё есть.

                      Написали бы тогда своё мнение, чем придераться к другим.


                      А я и не молчу. Вот вы начали бред нести, я и сказал. Да и видео хватает, посмотреть как там было.

                      1. +2
                        28 декабря 2024 11:56
                        Профиль в интернете не является объективным доказательством. Выдать себя в интернете можно за кого угодно. Хотя за видео спасибо.
                      2. 0
                        28 декабря 2024 11:58
                        Профиль в интернете не является объективным доказательством. Выдать себя в интернете можно за кого угодно. Хотя за видео спасибо.


                        Простите, но на том ресурсе куда указана ссылка за кого угодно себя не выдашь.
  2. +4
    28 декабря 2024 12:51
    Вопрос только один. Кто наказан?
    Как и вопрос номер два. Кто наказан за планирование и результат первого года сво?
  3. +2
    29 декабря 2024 00:01
    Тогда была изувеченная, искалеченная, но всё ещё Советская Армия. Которая умела воевать.
    И продажному правительству, депутатам, новоявленным олигархам и журналистской швали пришлось очень сильно постараться, чтобы всё в хасавюртовский сговор обратить.
    1. 0
      5 января 2025 18:43
      Армия делала свое дело, да, сначала хлебнув кровушки, а потом же пошло поехало и только прямое предательство привело к хасавюрту.. Майско июньские звонки напрямую в Москву и стлп авиации, стоп душить этих гадов, а потом буденовск..
      1. 0
        5 января 2025 19:23
        Армия делала свое дело, да, сначала хлебнув кровушки, а потом же пошло поехало и только прямое предательство привело к хасавюрту.. Майско июньские звонки напрямую в Москву и стлп авиации, стоп душить этих гадов, а потом буденовск..


        Я чуть выше видео выкладывал. Там наша эскадрилья участвовала. Усатый лётчик наш комэмск.
        Операцию спланировали как местную и Москву в известность не поставили. Никаких коридоров для прохода "мирного населения". Вот и примчалось шакальё из Москвы через день.
        1. 0
          5 января 2025 19:30
          Да уж, эти "коридоры" и московские гости...
  4. +4
    29 декабря 2024 09:49
    Спасибо генерал-майору Льву Яковлевичу Рохлину. Если бы не, то неизвестно чем бы все для России закончилось. Нынешние правители отблагодарили его очень своеобразным способом, что имело самые худшие последствия для страны армии.
  5. -2
    29 декабря 2024 12:00
    Яркая иллюстрация что происходит когда страну захватают ЦРУшные ''исламисты''. Ахмат сила, Россия мощь!
    1. -1
      4 января 2025 12:21
      Пропись умоленный. А когда просписшься не забудь посмотреть иконка святых Владимира и Дона случаем там не замироточила?
  6. 0
    4 января 2025 12:11
    "Как и вся кампания в самом начале, он был из рук вон плохо организован по всем, как это ныне модно говорить, позициям."
    Что-то мне это всё напоминает из недавнего...
  7. 0
    Сегодня, 17:09
    Приказ огня не открывать десант выполнил .Чеченцы поздравили их с новым годом. Кто добежал до подвалов тот и выжил или выживал еще несколько недель.Вечная память.