Египетская… «скамья»

121
Египетская… «скамья»
Вид на мастабу Шепсескафа


Его приближенные составили против него заговор за убийство сына священника Иодая и убили его в постели. Он умер и был похоронен в Городе Давида, но не в царских гробницах.
2-я книга Паралипоменон, 24:25




Еще одна экспедиция к предкам. Почему такой странный эпиграф? Да просто потому, что в нем есть слово «гробница». А это слово в данном случае имеет значение, поскольку речь у нас сегодня пойдет о древнеегипетских гробницах, которые были задолго до пирамид и не исчезли и с их появлением. Пришедшие на место египтян арабы называли их «скамья», по-арабски «мастаба». А причина, почему они их так назвали, заключалась, видимо, в их форме, поскольку больше всего мастаба походила на срезанную пирамиду с наклонными стенами или «скамью для великанов».


Схематическое устройство мастабы

Строились они примерно все по одному и тому же плану, хотя в мелочах друг от друга и отличались. Обычно мастаба состояла из двух частей: подземной и наземной, как раз и имевшей форму «скамьи», «кирпича» либо «золотого слитка». Вся наземная часть представляла собой практически цельный монолит, сложенный из каменных блоков, обычно известковых. Правда, в ней было также устроено два небольших помещения. В одном – молельне – находилась статуя умершего, к подножию которой обычно приносили дары. В другом – склад погребального инвентаря.

Кроме того, из мастабы под землю шла вертикальная шахта, на дне которой находилась погребальная камера. В зависимости от размеров мастабы она могла быть расположена на глубине и двух, и 20 метров. Причем обычно после погребения эту шахту доверху закладывали камнями. И можно себе представить тот поистине потрясающий объем по извлечению этого грунта из шахты, который нужно было провести грабителям, задумавшим забраться в такую мастабу. Ведь грунт и камни нужно было не только извлечь, но и убрать куда-нибудь подальше, чтобы растущая рядом с гробницей куча камней не показала бы стражам «города мертвых», что кто-то пытается добраться до ее погребальной камеры.


Схематическое устройство мастабы с пояснениями

Так что мастаба была весьма «крепким орешком» для грабителей могил. Хотя, поскольку это были гробницы для знати, они не могли их не привлекать. Главное, что мастабы существовали до пирамид, одновременно с пирамидами и… после пирамид!


Кусочек «города мертвых»

Надо отметить, что как раз сами-то пирамиды египтологов не очень-то интересуют. Ну да, это впечатляющий памятник, интересное инженерное сооружение, которое одним своим фактом существования говорит о высоком уровне развития египетской государственности. Но и на этом всё! А что они могут рассказать о жизни как знатных, так и простых египтян? Об их радостях и горестях, о том, умели они делать вино из винограда или нет, показать, как выглядел их скот, плуг, зернохранилище, рынок… Словом, могут ли пирамиды погрузить нас в древнеегипетскую жизнь?

Нет, не могут. Потому что внутри они очень… бедные на декоративное оформление. Полированный камень, краткие заметки рабочих, цветная плитка, да еще мистические тексты пирамид – вот и всё, что, собственно, в них находят. Ну, разве что в пирамиде Джосера нашли кусок мумифицированной руки и целую кучу алебастровых сосудов, как битых, так и целых. Но, пожалуй, и всё. К тому же пирамид мало, хотя на сегодня их известно 108. Мало – по сравнению опять-таки с теми же мастабами, которых известно несколько сотен и которые куда «разговорчивее» пирамид!


Могли быть и такие мастабы, с «двориками»…

Интересно, что с ними дело обстоит точно так же, как и с рыцарскими доспехами: все мастабы вроде бы похожи, но и двух совершенно одинаковых найти не удастся! К тому же они были разными по размеру, а некоторые так вообще очень велики. Так, внутри мастабы Птахшепсеса было устроено 40 помещений, причем это были отнюдь не каморки!


Реконструированная мастаба для туристов

Понятно, что все мастабы были уже в древности ограблены. Что подразумевает тесное сотрудничество охраны «города мертвых» и грабителей. Потому как без «поддержки» такой объем земляных работ попросту никому не осилить. Но… Чего не могли унести грабители, так это фрески, нарисованные на стенах погребальных камер. Стены молелен, кстати, тоже украшались фресками и раскрашенными рельефами. И это были самые настоящие «комиксы», рассказывающие о земной или же загробной жизни владельца мастабы. В мельчайших подробностях на них изображался труд земледельцев, домашние хлопоты, музыканты, танцоры, различные игры, охота, военные походы и даже загробный мир, каким он представлялся египтянам. Мало того, сами изображения сопровождали пояснительные тексты. То есть информацию они дают нам исчерпывающую, не то что полированные стены внутренних помещений пирамид.


Берлинский музей. Вход в мастабу Мерида

Хотя и мастабы служат источником многих загадок. Или, вернее, не мастабы, а всего одна из них – мастаба фараона Шепсескафа, который уже после постройки трех великих пирамид в Гизе решил почему-то построить себе не пирамиду, а именно мастабу, но огромных размеров.


Мастаба Нефербауптаха. Плато Гизе

Сам Шепсескаф являлся последним фараоном (~2500 г. до н.э.) IV династии Древнего Царства. Возможно, что он был сыном фараона Менкаура от наложницы или второстепенной жены. Есть и такая версия, что он был женат на дочери Менкаура от главной царицы Хенткаус — своей сводной сестре, что и помогло ему занять трон. Хотя происхождение Шепсескафа и родственные отношения с другими представителями IV династии так до конца и не выяснены. Существует гипотеза, что он происходил из боковой ветви династии, ведущей свое начало от фараонов Джедефра и Бака.


Изучать мастабу Шепсекафа в начале прошлого века начал некий Г. Жекье, о чем выпустил соответствующий отчет в 1928 году

Согласно Туринскому папирусу, он носил Двойную Корону Нижнего и Верхнего Египта всего лишь четыре года и несколько месяцев, хотя Манефон отвел ему семь лет правления. На Палермском камне выбито описание ритуала выбора места для его погребения. И если верен перевод сильно повреждённой надписи о жертвах именно для Менкаура, то в первый же год правления Шепсескафа имели место тяжелые бедствия, для избавления от которых он принес многочисленные жертвы Менкаура [вернее, его посмертному культу]. Впрочем, и само правление Шепсескафа трудно назвать тихим. Считается, что при нем имели место волнения в стране на религиозной почве. То есть Эхнатон был не первым фараоном в Египте, покусившимся на власть жрецов традиционных богов.


Схема мастабы Шепсескафа и прилегающих к ней построек

Дело в том, что влияние жрецов Ра со времени правления Хуфу и Джедефра постоянно росло, а к моменту прихода к власти Шепсескафа достигло своего апогея. Понятно, что, стараясь оградить свою власть от жрецов Ра, Шепсескаф решил опереться на жрецов заупокойного культа своего бога-предшественника и также на жрецов других богов, например Птаха. И он начал жречество Птаха возвышать, надеясь таким образом создать противовес жречеству Ра.


Мастаба Шепсескафа издали

Как бы там ни было, но свою гробницу он построил в отдалении от трех великих пирамид. Располагается она в Южной Саккаре, между Саккарой северной и Дашуром. От неё, а лучше всего с её вершины, хорошо видны пирамиды всех этих некрополей, ну а в хорошую погоду так даже и пирамиды Гизы. Арабское название этого памятника: «Мастабат эль-Фараун», что как раз и означает «мастаба фараона». Египетское название иное: «Кебеху Шепсескаф» («Шепсескаф чист»). То есть, очевидно, что «чист» он перед богами, то есть после смерти он гарантированно попадет в царство Осириса.


Ее угол…

Длина мастабы Шепсескафа была очень приличной, около 100 м (с севера на юг), ширина — 75 м, а высота — 18 метров, при наклоне сторон порядка 70°. Состоит она из 10 рядов кладки из красноватого известняка, и она очень сильно пострадала от эрозии. Ветер с песком поработал над ней подобно пескоструйке! Кстати, точно такой же известняк строители использовали и на соседней «Красной пирамиде» фараона Снофру, отца Хуфу. Изучение остатков и обломков её облицовки у подножия дает основание для вывода, что мастаба была облицована еще и красным гранитом, точно так же, как и пирамида его отца Менкаура. А еще частично белым турским известняком по образцу пирамид в Гизе.


Она же вблизи…

Причем камеры внутри нее не уступают по сложности камерам пирамиды Хуфу. Так, и первая, и вторая камера практически равны по размерам и сложены из гранитных блоков. Перекрытие двускатное, но непонятно зачем обработано под полукруглый свод, что потребовало немалого труда. Впрочем, в камере пирамиды Менкаура свод погребальной камеры сделан также. А вот пол в обоих камерах очень неровный. Более того, в некоторых местах он даже провалился ниже уровня кладки самих стен. И еще одно интересное обстоятельство: поверхности стен тоже обработаны очень плохо. Хотя изготовлены они точно также из гранитных блоков, а гранит обрабатывать тяжело.


Вид на кладбище мастаб рядом с великими пирамидами. Черные точки на прямоугольниках гробниц это отверстия шахт, ведущих в подземелье…

Понятно, что «почему всё так» ответа мы не дождемся и от этой мастабы, которая внутри больше похожа на пирамиду, а на мастабу только снаружи. И росписей, и рельефов в ней никаких нет…
121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 декабря 2024 04:52
    Сложно всё там - в древнем Египте..
    Информации мало, очень мало. А хочется знать побольше..

    Вопросов много, а ответов на них (по понятным причинам) - нету... :-/
  2. +6
    30 декабря 2024 06:13
    Пол провалился, стены не отделаны, росписей нет... У нас так "иностранные специалисты" две площади в нонешнем году ремонтировали: брусчатка провалилась, не дожидаясь зимы, плитка облицовочная поотваливалась, трубы у фонтана протекли в земле... Может и у них заезжие строили?
    1. +9
      30 декабря 2024 06:56
      "иностранные специалисты"

      Знаете?Да!О чём я?Начал капать смеситель,ну сами знаете горвода нынче по цене *Хеннесси*,а так как я придерживаюсь мнения,что всё должен делать спец,вызвал сантехника.Ага.Пришёл.Из аула.Подкрутил гайку,взял у жены(я на работе!!!)за *работу*!!!!!-200 рублей и ушёл.Я прихожу с работы и?Упссс!Капает,зараза!Слава Богу,что был номер настоящего РУССКОГО сантехника!Пришёл,сделал,взял 500,но???Не капает!!!О чём я?О специалистах!Настоящих.Всех с наступающим и мира нам всем!Мира!
      1. +7
        30 декабря 2024 07:10
        Цитата: АрхиФил
        РУССКОГО сантехника!

        А у меня был... украинский сантехник! Приехал на лексусе, в шортах (летом) и шлепанцах. Перед этим затребовал фото неполадок. Привез все материалы с чеками, работал 40 минут, за собой все подмел на совочек и даже пол протер!!! Дочь у него учится на юридическом у нас в Пензе. Жена не работает. Он сам инженер. Но работает в России сантехником со времени еще до СВО. Говорит, как вовремя уехал, как здесь хорошо! Разные они, сантехники, ох разные. Да, взял 800 р. но там и поломка была серьезная...
        1. +2
          30 декабря 2024 10:42
          Да, взял 800 р. но там и поломка была серьезная...

          Дёшево же у Вас!
          Этой весной в моей ванной русский сантехник сменил один смеситель на другой -- 1500 как с куста. Может, потому, что персонально его пригласила. В жэке одни ценные "иностранные специалисты" остались.
          1. +4
            30 декабря 2024 15:45
            сменил один смеситель на другой -- 1500 как с куста.
            Смесители ныне от 3000, а шабашники обычно берут цену стоимости установленного оборудования. Так что повезло. Я всё обычно сам ставлю. Пока удачно.
          2. +2
            30 декабря 2024 21:07
            Дёшево же у Вас!

            Москва - дорого, Питер - дешевле, Пенза - ещё дешевле. По зарплатам и расценки.
      2. +9
        30 декабря 2024 07:20
        Привет Сергей, вчера подключил своими ручками посудомойку. Полный фарш с резкой пайкой полипропилена и врезкой в канализацию. Правило - хочешь делать хорошо - делай сам.
        Следую ему после того, как в квартире после замены батарей отопления по кругу потекли три из четырех в 30 градусный мороз. Научился пользоваться леном, газовым ключом и герметиком. В жизни столько не матерился. Батареи стоят до сих пор. После этого сантехникам не верю в принципе.
        П.с. Батареи меняли свои - Два Александра.
        П.с.с. Хреново. только в магазине объяснятся, особенно если продавец женщина. Разговор начинается - мне нужна - такая-то «хреновина» ….. заканчивается - если не подойдёт приходите поменяем.
        1. +2
          30 декабря 2024 07:26
          приходите поменяем.

          Так а я о чём?Слав?Утро доброе!Мы опять в.... СССР!Блат!
        2. +5
          30 декабря 2024 08:13
          После этого сантехникам не верю в принцип
          Перефразируя Мюллера...
          "В наши времена никакому сантехнику верить нельзя. Мне можно." laughing
          1. +3
            30 декабря 2024 09:10
            Привет Дружище, если бы ты жил по ближе -я тебя «припряг». Причем еа полную катушку, а так - приходится своими корявыми лапками….
          2. +3
            30 декабря 2024 10:36
            В наши времена никакому сантехнику верить нельзя

            невольно вспомнился задорновский
            Санкт-техник из Санкт-Петербурга (с)
        3. +4
          30 декабря 2024 09:13
          «Хреново. только в магазине объяснятся» - это беда практически любого магазина. Большинство продавцов безграмотны и немотивированы. Поэтому почти все покупаю на рынке у знакомых, где и объяснят, и посоветуют, и достанут практически все. Есть и другой вариант - разобраться что необходимо и заказать по интернету. Но и тут засада - контрафакт заполонил интернет, нарваться на подделку очень легко, а различать сам не умею. Кстати, пресловутый Озон контрафактом просто кишит, специалисты рассказывали, почему и дешев. Аналогично с подключением техники - вызываю только когда не могу физически, и то только по рекомендации знакомых. У ВСЕХ моих родственников/знакомых замурованный в стену полипропилен тёк на паяных стыках. Вывод у Вас совершенно верный - все что можешь надо делать самому.
          Удачи. hi
          1. +2
            31 декабря 2024 07:57
            У нас недалеко от дома маленький магазинчик сантехники. Там работают только "девочки", работают уже лет ...дцать. Сам был свидетелем: к ним сантехники ходят консультироваться belay Я тоже всё стараюсь делать сам, поэтому по сантехнике всегда у них спрашиваю, если до чего-то не допёр своими извилинами. Одна только немножко нервненькая (немножко, чайники видимо уже поддостали) остальные и покажут, и расскажут, и выбрать помогут. Понятно, что теоретики, но ассортимент среднего сантехмагазина знают в совершенстве! Дай бог им здоровья love
            1. +1
              2 января 2025 06:43
              В современной сантехнике и развираться не надо. Любой технарь спокойно все соберет. Главное научиться отвертку от ключа отличать.
          2. 0
            2 января 2025 06:41
            Да, ладно... В сантехнических магазинах обычно компетентные продавцы. Просто продавец не обязан знать, что именно вам нужно. Т. к. на одно наименование может быть несколько товаров всяких разновидностей.
        4. +2
          30 декабря 2024 10:25
          Эх, друг!Не жил ты в СССР.Не жил.Поэтому.....
          1. +1
            31 декабря 2024 13:32
            Цитата: АрхиФил
            Эх, друг!Не жил ты в СССР.Не жил.Поэтому.....

            Почему Сергей? Я «изготовлен» в 1978 году, так что такое блат и халтура знаю. Причем несмотря на то, что я родился в городе, мы держали скотину, так что я застал элементы взаимодействия соседской общины в период страды и «задруги» когда строил дом.
            Впрочем я сейчас живу полунатуральным хозяйством. Картошку еще не покупал не разу.
            Где-то так, с наступающим Сергей!
            С новым годом Камрады!!!
      3. +5
        30 декабря 2024 08:13
        Цитата: АрхиФил
        Пришёл.Из аула
        Сантехник, это ещё куда ни шло! Вот у нас в одном супермаркете с доставкой на дом, заказы принимает человек, понимающий по-русски, как я по-китайски. Если в наличие имеется все, то все в порядке, но когда он предлагает заменить отсутствующий товар другим, начинаются проблемы. Он не понимает меня, а я его. И становится не по себе, когда такие "бесценные" специалисты будут садиться за штурвал самолёта или в кресло оператора АЭС wink
        1. +5
          30 декабря 2024 08:16
          бесценные" специалисты будут садиться за

          Ууууу!Это,пардон,где? bully
          1. +5
            30 декабря 2024 08:17
            Цитата: АрхиФил
            Ууууу!Это,пардон,где?
            Далеко за Уральскими горами! Но слава Богу их ни к штурвалу, ни к пульту оператора не допускают. Но как знать?
            1. +4
              30 декабря 2024 08:18
              как laughing знать?

              В Москве пока.... Тихо.
            2. +4
              30 декабря 2024 08:29
              Нас эти достали...доставчики ЕДЫ!!!Вот , честно,не понимаю,ну....подними ты...и сходи сам в магазин,сам выбери,что нужно!!!А потом?Понаехали тут .. Нет,не понимаю..... laughing
              1. Комментарий был удален.
        2. +2
          30 декабря 2024 15:48
          И становится не по себе, когда такие "бесценные" специалисты будут садиться за штурвал самолёта или в кресло оператора АЭС
          Пока такого нет. А вот в ведомственной поликлинике их уже полно.
          1. +2
            31 декабря 2024 09:00
            ведомственной поликлинике

            А в *районке*?Вот уж где просто раздолье!Он/она едва по русски говорят,но?ВРАЧ!С дЫпломом!
            С наступающим Вас,Сергей!Пусть год будет хорошим.Ох,как самому хочется верить в то,что написал(сарказм, сарказм,сарказм!!!) hi Но я оптимист.
            1. +2
              31 декабря 2024 11:14
              В городскую не хожу, благо есть свой агент в ведомственной, она всё знает - "who is who". С Новым Годом, Фил! Я тоже оптимист (пока ещё).
              1. +2
                31 декабря 2024 11:52
                тоже оптимист (

                Так а я о чём????Мы в СССР!!!! :laughingИ?Ну никуда мы из него не уйдём!!!!Он!В нас.
        3. 0
          2 января 2025 21:53
          У меня в авиакомпании работают два молодых авиа инженера таджика, закончили наши авиционные вузы, отлично знаю как русский так и английский ( вся техническая документация на английском) претензий нет нормальные спецы.
          Так что не надо нагонять, а встречают и выпускают самолёты во всем мире давно "обезьянки" натасканные на простейшие операции работники на знающие почему самолёт летает и крыльями не машет.
          Это в советском союзе встреча выпуск самолёта техническая операция, для которой нужен авиатехник со средне специальным образованием. Капиталистам достаточно негра джамшута способного остановить самолёт в заданной точке и подтащить колодки, позже их убрать и помогать рукой пилотам. Соответственно платить ему можно меньше чем специалисту.
          1. +1
            3 января 2025 04:00
            встречают и выпускают самолёты во всем мире давно "обезьянки" натасканные на простейшие операции работники на знающие почему самолёт летает
            Это, наверное, только в вашей авиакомпании. Пилоты тоже натасканные обезьянки? Диспетчеры? Вы тоже обезьянка, способная попадать пальцами по клавиатуре?
            1. 0
              3 января 2025 10:55
              Скажем, как авиатор начавший свой рудовой путь ещё в СССР, имеющий друзей в пилотах и диспансерах, скажу вам. Уровень пилотов ниже, автоматизация современны летных Тамагочи привела к их деградации. Если раньше чтобы дойти до штурвала большого самолёта пилот проходил довольно длинный путь, малая, средняя, авиация и после налета определенных часов кресло второго пилота Ту-154. Сейчас, сразу после обучения на 320-й или 737, грамотных хватает, кто пришел с малой или советской техники, но, они постепенно уходят на пенсии. В общем получается оператор компьютерного Тамагочи, который сам подскажет что у него сломалось. На полном серьёзе рассматривают вариант оставить в кабине одного, почти получилось, лоукостеры из жадности продавливали. Но, случилось в Люфтганзе поехала крыша у пилота, заперся в кабине и носом в землю, теперь нельзя оставаться в кабинете одному, уходя даже в туалет завут стюардессу, чтоб всегда парочка была :). В транзитных аэропортах самолёт осматривают и несут за его тех состояние пилоты. Техники только по вызову если они в данном аэропорту есть, так как авторизованный техник/инженер дорогое для капиталистов удовольствие, они есть в основном на месте базирования, или линейной станции. И если что, приходится ждать когда он прилетит. А для примера заправить маслом мотор спецы/допы/ и т.д обзывают их везде по разному (обезьянки, да простят меня парни за такое сравнение) аэропортов не имеют права.
            2. 0
              3 января 2025 12:29
              Прошу извинить за ошибки, пишу на работе с телефона, отвлекли не успел откорректировать.
              Добавлю авиакомпания по современным западны( наши тоже переделали под них свои) может вообще не иметь собственную авиционно технической базы и самолёты обслуживать сторонняя организация, так Аэрофлот закрыл свое АТБ и создали фирму для тех обслуживания А-техникс. За рубежом это сплошь и рядом.
              В общем аутсорсинг рулит. С советских времён для ИТС сохранились и положены льготы, доп отпуск в 14 дней, пенсия в 55-ть, эффективным не выгодно, вот и вывели транзит, так раньше были авиа механики, сейчас не пойми кто, зато льготы не положены. Дополнительно спецов грузят, кроме встреч, подогнать трап, встретить проводить пассажиров, могу и грузчиком, нефиг бездельничать под самолётом.
    2. +3
      31 декабря 2024 15:46
      Может и у них заезжие строили?

      У нас в Новосибирске трудно найти хоть один ровный тротуар выложенный плиткой. Кладут её, как правило, "иностранные специалисты", но ведь все они исключительно под надзором и требованиями ГОСТ у отечественных прорабов и мастеров. И работу у них принимают наши "мастера", которые прекрасно знают, что без бетонной подложки под такую брусчатку, она обязательно "поплывет" после первого же сильного дождя. Все это знают, но ничего не меняют в требованиях... Ну и кто ж тут больше виноват, что у нас такие тротуары?
      Или любая траншея, прокопанная по асфальту тротуара, для ремонта или докладки каналов кабельной канализации, ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! провалится спустя пару месяцев после заделки. И будет выглядеть канавой посреди тротуара. Потому что мастер и прораб не требует от "иностранных специалистов" настоящей трамбовки грунта и щебня, перед асфальтированием канавы. И кто опять виноват?
  3. +3
    30 декабря 2024 06:17
    Цитата: Chifka
    Может и у них заезжие строили?

    Только свои!
    1. +4
      30 декабря 2024 07:04
      О чём я?С наступающим Вас НГ,мой любимый(были *тёрки*, были! laughing ) АВТОР!И пусть у Вас будет 80 к 20!ОК?Я думаю ,что Вы поняли bully А ГЛАВНОЕ?Мира нам всем!!!!
      1. +4
        30 декабря 2024 07:06
        Цитата: АрхиФил
        О чём я?С наступающим Вас НГ,мой любимый(были *тёрки*, были! laughing ) АВТОР!И пусть у Вас будет 80 к 20!ОК?Я думаю ,что Вы поняли bully А ГЛАВНОЕ?Мира нам всем!!!!

        Спасибо, дорогой! Спасибо! Мои пожелания - мир соответственно, здоровья в кубе, и чтобы Ваши любимые команда (команда) всегда побеждала!
        1. +3
          30 декабря 2024 07:09
          любимые команда

          ЦСКА-forefer!!!
          1. +3
            30 декабря 2024 09:32
            Спасибо, дорогой! Спасибо! и чтобы Ваши любимая команда всегда побеждала!

            И родная отвечала:
            «Я желаю всей душой —
            Лучшей клюшки Вам хоккейной,
            По цене не дорогой.
            А всего сильней желаю
            Дорогой товарищ мой,
            Чтоб со скорою победой
            Приходил твой клуб домой».
            1. +4
              30 декабря 2024 09:35
              Лучшей клюшки Вам хоккейной,

              Дима!!!!!За 5000 тыщ!!!Какой хоккей???
      2. +4
        30 декабря 2024 08:44
        АВТОР! пусть у Вас будет 80 к 20! Я думаю ,что Вы поняли

        80-ый размер головного убора и 20-ый размер перчаток - соответственно объему головы и кисти? belay
        Ибо, как утверждал знаменитый писатель А.Р. Беляев :
        для автора важнее всего беспокойная голова и легкая рука(с) yes
    2. +2
      30 декабря 2024 07:18
      Только свои!

      На мой взгляд, уважаемый Вячеслав Олегович,мы вернулись в ... обожаемый моей любимой *татрой*-СССР! Объясню.Всё делается как и тогда...по блату! Сантехник?Знакомый Зубной врач?Знакомый.Пррсто врач?Ответ знаете Не так ли?Всё по знакомству.
      1. +2
        30 декабря 2024 09:42
        моей любимой *Татрой

        Тогда держи картинку wink
        1. +2
          30 декабря 2024 09:51
          и

          Фэнкс.Но.Я помню клюшки по 2,50,я помню,что пришёл я в секцию и мне сказали
          -Пацан,а ты неплохо на коньках ДЕРЖИШЬСЯ!,понимаешь,да?Не катаешься,,а ДЕРЖАТЬ!!!Вот так и пошло.
          1. +3
            30 декабря 2024 10:23
            Фэнкс.

            Да не за что. Картинка "Я люблю Татру" более актуальна не тебе а нашему котищу Владу. Это фотка с базы отдыха "Татра под Нижневартовском, как раз в его местах обитания smile И никакого отношения к эксцентричной даме из Долгопрудного не имеет.
            Я помню клюшки по 2,50

            Было, Сережа. ...Но, увы, уже невозвратно прошло.
            Как там у Сент Экзюпери:
            Тогда и день казался длинным, луна и звезды – яркими, мама – самой красивой, папа – самым сильным и умным, а деревья – большими. (с)

            Ну да ладно. Как говорится, проехали. Жизнь продолжается. Непростой високосный год заканчивается. Надеюсь следующий будет лучше.
            С наступающим вас с Людой! drinks
            1. +4
              30 декабря 2024 10:41
              Эх ,,ДИМЧА!!Всего тебе!!! Просто всего Вам с Татьяной!!!Вот просто не могу выразить свои их чувств.Брат!!!!!!Всего!!!
              1. +2
                31 декабря 2024 11:38
                чувств.Брат!!!!!!Всего[quote][/quote]
                Дима!*В Москве.....снегодище!;;;
            2. +2
              31 декабря 2024 12:19
              С наступающим вас с Людой!

              Дима! Вас также!!!!Я думаю,что созванимся.Вопрос! Почему не любят москвичей?
    3. +3
      30 декабря 2024 07:22
      Цитата: kalibr
      Цитата: Chifka
      Может и у них заезжие строили?

      Только свои!

      Привет Вячеслав!
      Эх не догадались фараоны строить дороги, а то Египет мог прославиться своими автобанами на века, как - Рим!!!
      1. +3
        30 декабря 2024 07:32
        автобанами[quote][/quote]
        Германия!!!!
      2. +3
        30 декабря 2024 07:57
        Статья-класс!В лучших реалиях того *ВО*!!!Слава Богу ,что остались ТЕ авторы.И дай Бог не уйди с ресурса.Впрочем?Как и нам?Нет!
      3. +9
        30 декабря 2024 08:26
        Эх не догадались фараоны строить дороги

        Догадались, Влад - и строили. Самой древней дорогой с твердым покрытием на сегодня считается мощеный путь длиной семь с половиной миль, расположенный на западном берегу Нила и известный как дорога Гизы. Историки утверждают, что ей 4 600 лет, а ширина местами составляет около шести с половиной футов. Это была первая и единственная мощеная дорога в Древнем Египте, обнаруженная археологами в 1994 году.
        а то Египет мог прославиться своими автобанами на века, как - Рим!!!

        В принципе не мог. Пример, согласно иероглифам - ту же дорогу Гизы не одно тысячелетие регулярно постоянно ремонтировали, так как она была нужна, для доставки строительных материалов к пирамидам и мастабам города Мертвых от Нила и его каналов, но пустынный песок вновь и вновь приводил её в негодность. Так что даже эта "вынужденная" дорога была для древнего Египта "аномалией" и постоянной головной болью. С природой бороться бессмысленно - поэтому основными транспортными артериями в др. Египте считались речные дороги по Нилу и его каналам.
        фото Дорога Гизы
        1. +3
          30 декабря 2024 11:34
          Цитата: Ричард
          ......... С природой бороться бессмысленно.......

          Помнится, в начале 90х, был в журнале "Земля и Вселенная " на эту тему н/ф рассказ. Там на одной планете технократическая гуманоидная раса, борясь с природой, потерпела поражение. И следующие разумные расы, сразу 2, стали телепатами, и туда высаживаются люди с Земли, и застревают. Нехороший рассказ, пессимистичный, пропаганда капитализма. Автора не запомнил
          1. +4
            30 декабря 2024 12:37
            Автора не запомнил

            Приветствую, Дмитрий!
            Похоже на повесть Евг. Войскунского и Исая Лукодьянова "Формула невозможного". Не она?
            1. +2
              30 декабря 2024 12:59
              Вот так память у Вас, уважаемый тёзка! Указанных Вами авторов не знаю. Формула невозможного? Если там была красная пыль из бактерий, которая пожирала всю технику, возможно это она! И там была раса Свиноволков и раса Попугаев. Я тогда ещё только начинал читать фантастику.
              1. +3
                30 декабря 2024 14:35
                там была раса Свиноволков и раса Попугаев

                Тогда не знаю.
              2. +4
                30 декабря 2024 17:11
                Цитата: Reptiloid
                Вот так память у Вас

                Дмитрий! Найдите книгу этих авторов 1975 года "Ур, сын Шама" - там очень хорошо передана атмосфера советского профильного НИИ. И книгу "Экипаж "Меконга"(это в чем-то начало Ура...) Там про советского ученого-наркомана и древнюю Индию. Вам понравится.
                1. +3
                  30 декабря 2024 18:29
                  книгу этих авторов 1975 года "Ур, сын Шама" - там очень хорошо передана атмосфера советского профильного НИИ.
                  Вячеслав, а разве в "Понедельник начинается в субботу" не передана такая атмосфера? Или в "Иду на грозу"? Единственно, что в "Понедельнике" не так, это количество Выбегалл и замов по общим вопросам. У них - единственный непробиваемый Камнеедов, а я за всю свою работу в "профильном НИИ" общался с пятью, и лишь один был похож на Камнеедова. Выбегалл - побольше было, но большинство сдристнуло после начала перестройки за деньгами.
                  P.S. А откуда вам известна "атмосфера советского профильного НИИ", ещё из какой-нибудь книжки?
                  1. +2
                    30 декабря 2024 18:49
                    Цитата: Авиатор_
                    А откуда вам известна "атмосфера советского профильного НИИ", ещё из какой-нибудь книжки?

                    У меня там много лет работал тесть, а потом работала жена... Так что я и без книг вполне в курсе. А книга "Понедельник..". сильно устарела". Была хороша для 60-ых. "Ур" годится и для 70-80-ых.
                  2. +1
                    31 декабря 2024 12:16
                    Вот опять про современное восприятие, Сергей Иванович! По книге ПОНЕДЕЛЬНИК .... я этой атмосферы не особенно. А вот по старому фильму, я вспоминал раньше ---- ну просто волшебство какое-то
                    1. +1
                      31 декабря 2024 13:11
                      Цитата: Reptiloid
                      Вот опять про современное восприятие, Сергей Иванович! По книге ПОНЕДЕЛЬНИК .... я этой атмосферы не особенно. А вот по старому фильму, я вспоминал раньше ---- ну просто волшебство какое-то
                      1. +1
                        31 декабря 2024 13:29
                        восприятие, Сергей Иванович! По книге ПОНЕДЕЛЬНИК .... я этой атмосферы не особенно. А вот по старому фильму, я вспоминал раньше ----
                        Дим,,ты из прошлого?
                    2. +1
                      31 декабря 2024 13:51
                      Старый фильм - это на ленинградском TV снято, году в 1966? Нормального фильма не было, и уже не будет. А по поводу атмосферы - так я в этой атмосфере с конца 70-х и по сей день, так что мне никакие мнения никаких родственников про эти времена не указ.
                      1. +1
                        31 декабря 2024 14:52
                        Цитата: Авиатор_
                        мне никакие мнения никаких родственников про эти времена не указ.

                        Ограниченность суждений, говорит об ограниченности интеллекта.В реальной жизни ни чьим мнением, суждением и знанием пренебрегать не стоит. Печально, что Вам это невдомек.
                      2. +2
                        31 декабря 2024 15:01
                        Ограниченность суждений, говорит об ограниченности интеллекта
                        Вы предлагаете мне выкинуть свои более чем 40-летние личные впечатления и впитывать мнения, доставшиеся через третьи руки? Браво! Я уже давно и не удивляюсь интеллекту такого собеседника. Привык. Кстати, что такое "ограниченность суждений"? Суждения у меня достаточно широки, в отличие от одного собеседника, который с гордостью при случае заявляет, что "это ему ни к чему". Был такой ответ про известного литературного критика.
                      3. +1
                        31 декабря 2024 16:49
                        [quote=Авиатор_][quote]Ограниченность суждений. Хорошо, скажем так, неполная информация. Мой тесть проработал в НИИ о котором идет речь. что это за НИИ и чем занимается об этом не будем с 1964 по 1994 год в качестве сначала редактора, а затем начальника издательского отдела. Все печатные работы, статьи, рецензии, диссертации шли через него и был он в курсе всех тамошних подковерных дел. Специалисты вроде Вас не особенно обращают внимание на таких людей, как же это же "мы", а вот они очень внимательно следят за кинами, докторами, и всегда все про них знают... и кто как, и кто чем. Так что 30 лет ему вполне хватило и самому все узнать и мне рассказать. А еще там год намотчицей работала моя будущая жена. Зарабатывала трудоволй стаж, чтобы считатья "рабочей от станка" и на этом основании поступить в институт на курсы подготовки, что гарантировало тогда поступление в вуз. Так что я и с низов знаю, что и как. А Вы тоже намотчиком в НИИ успели поработать за все эти 40 лет?
                      4. +1
                        31 декабря 2024 19:20
                        А Вы тоже намотчиком в НИИ успели поработать за все эти 40 лет?
                        Мне не надо было льготно поступать в МФТИ, достаточно было успешно сдать вступительные экзамены, что я и сделал летом 1972 г. Намотчиками у нас в конторе были вполне квалифицированные работяги, а я был на время НИР оформлен в эту контору на полставки техника, после защиты диплома по ракетному шахтному старту, пришёл работать в то же отделение, где делал диплом. Доступно изложил?
                      5. +1
                        31 декабря 2024 23:53
                        [quote=Авиатор_][quote]Мне всегда нравились способные люди. Успехов Вам в 2025 году!
                2. +1
                  31 декабря 2024 12:13
                  Абалдеть! Ничего про эти книги не знал.Это на 2025 wink
                  1. -1
                    31 декабря 2024 13:23
                    Дим,это просто но .брат. 21 векКак--то так
                3. +1
                  31 декабря 2024 13:30
                  года "Ур, сын Шама" - там очень хорошо передана атмосфера
              3. +3
                31 декабря 2024 11:59
                В Москве снегопадище!!!Дима,я я такого не видел,,право!Белым-бело!
                1. +2
                  31 декабря 2024 12:27
                  В Москве снегопадище!!!Дима,я я такого не видел,,право!Белым-бело!

                  Привет, Сережа! Завидую, у нас +7. Гололед. Пасмурно. К середине дня обещают прояснение. Утром выгуливал пса - промочил ноги.
                  1. +3
                    31 декабря 2024 13:08
                    промочил ноги.
                    .ДИМЧА,,брат.А не легче просто.... звони брат!
      4. +2
        31 декабря 2024 12:26
        Почему любят *пензяков*?Но не любят москвичей?За что!
        1. +2
          31 декабря 2024 14:53
          Цитата: АрхиФил
          Почему любят *пензяков*?

          Потому, что они "толстопятые"!
          1. +2
            31 декабря 2024 15:41
            А вот мы сейчас и проверим - точно вы из Пензы? Или обманываете честной народ? - Пятки в студию!!! laughing
            1. +2
              31 декабря 2024 16:50
              Цитата: Ричард
              точно вы из Пензы?

              Жаль, что уже вечер и я не могу сходить и сфотографировать памятник "толстопятому пензяку" в сквере на площади Ленина. Очень интересный памятник! Впрочем, вот он - ресурс Интернета. И пензяк и Суворов, и листок с поясняющим текстом.
              1. Комментарий был удален.
      5. 0
        8 января 2025 18:45
        Догадались. Как бы они приперли к пирамидам огромные каменные блоки? Без дорог такое невозможно. Один-два блока можно притащить просто по песку. Но уже десяток создаст нехилую канаву! А как потом волочь остальные тысячи? Кругаля давать все больше и больше?
        Дороги были. Только фараоны зачем то их заботливо уничтожили после окончания строек. Занятно, правда?)
    4. +4
      30 декабря 2024 19:58
      Цитата: kalibr
      Только свои!

      А родственники Моисея не участвовали?
      1. +2
        30 декабря 2024 20:59
        Цитата: Старший матрос
        не участвовали

        Не знаю...
      2. +3
        30 декабря 2024 21:46
        А родственники Моисея не участвовали?

        Навряд ли, Иван. Когда евреи были в Египте пирамиды уже стояли. Согласно религиозным текстам, настоящей родиной еврейских племен была Древняя Месопотамия. Основатель семитского народа Авраам происходил из шумерского города Ур, расположенного на юге современного Ирака.
        Во II тысячелетии до н.э. скотоводы-кочевники переселились из Месопотамии в Ханаан – территорию Израиля, Иордании и Ливана. В XVII веке до н.э. этот регион пережил сильнейшую засуху. Испытывая недостаток пищи, часть населения откочевала дальше на запад в Египет. Нужно сказать, первоначально древние египтяне приняли переселенцев радушно. Им была выделена одна из богатейших земледельческих житниц Египта – местность Гесем в восточной части дельты Нила. В этом краю беженцы прожили 430 лет и именно здесь произошло формирование евреев как этноса. Впрочем, уже спустя 100 лет после переселения отношения между евреями и египтянами сильно испортились. Фараоны начали проводить политику сдерживания рождаемости еврейского народа и наложили на него тяжелое налоговое и трудовое бремя. Это из Ветхого завета. Теперь что по этому поводу думают историки. Согласно наиболее популярной в науке версии, переселение евреев в Египет произошло в период правления фараонов из кочевой династии гиксосов. В XVIII веке до н.э. гиксосы, родственные семитам племена, завоевали Нижний Египет. Согласно Ветхому Завету, Иосиф – один из потомков Авраама, сумел добиться высокого положения при дворе гиксосов. Деятель умел толковать сны и предсказывать будущее, за что получил в жёны дочь фараона и возможность переселить из Ханаана в Египет всю свою родню.
        Так, произошло переселение будущих евреев из засушливой земли Израильской в плодородный Гесем. В середине XVI века до н.э. в Египте разгорелась Гражданская война, и династия кочевников была свержена. На престоле фараонов вновь воцарилась коренная египетская династия. Для евреев этот переворот имел роковое значение. Египтяне проводили политику по искоренению иноземцев в своем государстве. Именно с этим и связаны притеснения иудеев. Там бывшие завоеватели становятся , по выражению авторитетнейшего историка -египтолога доктора Захи Хавасс, - на положении полурабов. Их использовали на принудительных работах. Но в строительстве пирамид в тот период они вряд ли участвовали. Пирамиды уже несколько тысячелетий как стояли (для примера возраст пирамиды Хеопса возраст оценивается примерно в 4500 лет). В конечном счете евреи подняли восстание, разграбили Египет и откочевали обратно на север. За время их 400-летнего отсутствия, в Ханаане успели обосноваться новые народы и царства. Землю обетованную переселенцам пришлось возвращать с боем.
        на картинке ниже миграции семитских племен из Ханаана в Египет в период правления фараонов из кочевой династии гиксосов и бегство (исход)еврейских племен из Египта обратно в Ханаан в период правления фараонов из египетской династии в начале XVвека до н.э
        1. +1
          31 декабря 2024 17:48
          Приветствую, уважаемый тёзка! drinks Я вот думаю: когда же расшифруют египтологи и семитологи буквы Синайского алфавита! Очень помогло бы узнать про то время! А также когда смогут прочитать Мероитские тексты--- чтение букв известно, а вот прочитать пока невозможно...
          1. +1
            31 декабря 2024 18:16
            Приветствую, уважаемый тёзка! drinks

            Добрый вечер, уважаемый Дмитрий! С наступающим 2025 Вас и Ваших близких! drinks
            Теперь по теме - мероитский алфавит расшифрован еще в самом начале
            е XX века, но древне нубийский язык до сих пор непонятен. Абсолютно согласен с Вами - учеными собраны более 2500 текстов на мероитском языке и их расшифровка пролила бы свет на многие е исторические пробелы.
            1. +1
              31 декабря 2024 18:23
              Спасибо за ответ, Дмитрий! А как может быть, что буквы известны все, а тексты не прочитать? Нет 2х или 3хъязычного текста?
              1. +2
                31 декабря 2024 18:39
                А как может быть, что буквы известны все, а тексты не прочитать?

                Думаю, примерно как у меня с испанским -произнести написанное по испански слово более-менее смогу, а вот как оно переводится - понятия не имею. request
                1. +1
                  31 декабря 2024 19:18
                  Спасибо, Дмитрий! Ну у меня также обстоит дело с Хинди и Санскритом! То есть буквы Деванагари знаю давно, и в лигатурах понимаю, и в огласовках/ диакритических знаках тоже, но перевести ну никак не могу request. Рад бы изучать, восточные языки, как живые, так и мёртвые, как ближне- , так и дальневосточные!
          2. -1
            8 января 2025 18:51
            Цитата: Reptiloid
            Я вот думаю: когда же расшифруют египтологи и семитологи буквы Синайского алфавита!

            Вы всерьез?! Никогда не расшифруют! Ни за что! И не надейтесь) Все сотни тонн выпущенных семитологами и египтологами книжек придется переработать в туалетную бумагу. Вы в это верите?)) Египтологи - нет! Не верят! Уверен, нильских крокодилов и европейских червей кормит уже не один семитолог, неосторожно сделавший шаг к расшифровке)
    5. +1
      1 января 2025 02:54
      Цитата: kalibr
      Цитата: Chifka
      Может и у них заезжие строили?

      Только свои!

      Может по срокам не укладывались - внезапная кончина, а фундамент только заложен... заказчик "на том свете" , новый фараон из другой династии - за качеством следит только "совесть"...
  4. +6
    30 декабря 2024 08:22
    А вот пол в обоих камерах очень неровный. Более того, в некоторых местах он даже провалился ниже уровня кладки самих стен
    Возможно, пол копали, когда искали сокровища.
    1. +3
      30 декабря 2024 09:18
      Всяко возможно, сам по себе пол не поплывет, нужно механическое воздействие, тем более, что основа фундамента для строительства в Египте идеальная - песок, камень.
  5. +3
    30 декабря 2024 09:43
    Цитата: АрхиФил
    Всё делается как и тогда...по блату!

    В какой-то степени Вы правы. У нас дома есть список... там электрик, фирма компьютеров, гомеопат, водопроводчик... на рынке продавец копченостей, рыбы, зелени, "торговец Али" (восточный человек, очень нас уважает, поскольку покупает жена, а кошелек у меня и плачу я). И все это знакомые. Да! Но... купить я могу и у других, особой разницы нет. А тогда "нет блата, нет товара!".
    1. +2
      30 декабря 2024 09:56
      Цитата: kalibr
      Цитата: АрхиФил
      Всё делается как и тогда...по блату!

      В какой-то степени Вы правы. У нас дома есть список... там электрик, фирма компьютеров, гомеопат, водопроводчик... на рынке продавец копченостей, рыбы, зелени, "торговец Али" (восточный человек, очень нас уважает, поскольку покупает жена, а кошелек у меня и плачу я). И все это знакомые. Да! Но... купить я могу и у других, особой разницы нет. А тогда "нет блата, нет товара!".

      [quote][/quote]
      1. +2
        30 декабря 2024 10:01
        Вот!Нет знакомства,нет и .....
      2. +2
        30 декабря 2024 10:15
        quote][/quote
        иВсё Вы знаете .И я знаю.Помню как отец и мать *наборы* приносили,всё помню.Помню откуда и достаток к *праздникам* в холодильнике обнаруживался.Помню и то,что жили.....небогато.
        1. +4
          30 декабря 2024 10:56
          Цитата: АрхиФил
          Помню и то,что жили.....небогато.

          Нас в 80-ые выручали "пайки" на областном ТВ. В райкоме КПСС, хоть мы и числились там лекторами, как и в обществе "Знание", не давали ничего. Но на ТВ, каждую неделю был паек на 4,50. Курица, пачка масла, банка майонеза или краснодарского томатного соруса. Или вместо майонеза и соуса пакет сахара.
          1. +2
            31 декабря 2024 08:05
            Мы в Москву ездили. Со всего Северо-Запада туда в выходные на "голодных поездах" народ стекался. Две палки вареной, пол-палки ветчинной, чай со слоном, конфеты финские с ликёром, каша гречневая в банках с тушёнкой (совсем не такая была, как сейчас!), ну и что ещё урвать удастся. В гастрономах возле Ярославского вокзала в выходные вводился режим ЧС laughing
            Были времена....
            1. +2
              31 декабря 2024 08:11
              Цитата: Chifka
              Были времена....

              У меня в начале 80-ых друзья учились в аспирантуре в Москве. Я им писал, что купить и к моему приезду все было, масло, колбаса... Жили они на окраине Москвы. Там было всего полно и без очередей. Но сыр рокфор в магазине "Сыры" на улице Горького мы покупали всегда сами, причем если остальных сыров давали на руки по полкило, рокфора можно было брать хоть целую голову, чем мы и пользовались.
              1. +2
                31 декабря 2024 08:24
                Да, это точно :) Мы постоянно ездили летом к родителям родителей в Смоленск, и с кольцевой всегда сворачивали в присмотренный магазинчик на окраине. Колбаса и другок без проблем, но приезжать нужно после 12-ти, и по кило в руки. Но нас было четверо! soldier А иной раз и по второму заходу :) Девочки там были хорошие, "не замечали" winked
        2. +2
          31 декабря 2024 08:19
          Везде было по разному. У нас в области было несколько птицеферм, поэтому синие цыплята по 2.65 были всегда и везде. Субпродукты - без проблем. Из куриных шей и гребешков суп варили (гребешки куриные кстати очень нравились), желудки куриные в сметане - деликатес (если хорошо почистить и вымочить laughing ), гузки кошка любила как сама не своя. Молочка была любая. А вот с мясом..... request Полная, как говорится, ...проблема. Поэтому к котлетам из чистой говядины так и не привык. Люблю столовские, с хлебом, и, говорят, туалетной бумагой.
          А у жены в Архангельской области по два бочонка сёмги на зиму засолено - обычное дело.
          1. +1
            31 декабря 2024 08:33
            Везде было по разному.

            Трудно не согласиться!
            У меня покойный батя имел корни с Владимирщины,если конкретно то есть там такое село *Муромцево* и если уж зашёл разговор про кур,то там был совхоз *Пионер*,где как раз и выращивали эту вкусную птицу.А так как на лето меня отправляли к тёте с дядей,вполне естественно,что именно там я вдоволь наелся курятины.Особенно хороши были тётины щи!Конечно же....с курицей. good С наступающим Вас и всех присутствующих!Всех благ и мира! hi
          2. +3
            31 декабря 2024 08:36
            гузки кошка любила как сама не своя.

            А мой Филька не ест!Вот упрямец.
            1. +2
              31 декабря 2024 11:24
              Цитата: АрхиФил
              Вот упрямец.

              Какой шикарный у Вас котяра. Морда такая важная! Люблю таких "мордатых" котов.
              1. +1
                31 декабря 2024 12:33
                мордатых[quote][/quote]
                Эх,знали бы Вы как я его люблю!Да ,нет!Просто обожаю!
            2. +2
              31 декабря 2024 17:03
              У нас кошка росла в СССР. Альтернативой была ливерная колбаса winked
  6. +4
    30 декабря 2024 10:14
    Все от погоды зависит, от климата, в благодатные времена строили пирамиды при наличии огромных ресурсов, поплохело вернулись к масштабам поскромнее, циклы древнеегипетской истории Древнее, Среднее и Новое царство с климатическими циклами связаны, хронологически они в целом соответствуют бронзовым культурам
    Евразийских степей Ямной, Катакомбной, Срубной, а между ними случались климатические и связанные с ними социально политические потрясения.
    1. +4
      30 декабря 2024 11:12
      Добрый день, Andobor! hi Всех с наступающим Новым Годом!
      Меня интересует такой вопрос. Вся современная египтология, перечень династий и отдельных фараонов, базируется на 1 источнике --- летописца Манефона. Причём Сетховы фараоны (гиксосы и Эхнатон) у него не упоминаются вообще! А скажем касательно одной из династий 1 переходного периода, очень скупо.
      Но ведь были же и другие летописцы!!! Одни отводили Египту всего 2 тысячелетия, другие наоборот упоминают имена и время правления фараонов Верхнего и Нижнего Египта и их главных жён, начиная с 5500 года до нашей эры! Хотелось бы это разузнать.
      Статья очень хорошая!
      1. +3
        30 декабря 2024 11:22
        Цитата: Reptiloid
        Но ведь были же и другие летописцы!!!

        Напишу об этом...
      2. +2
        30 декабря 2024 12:22
        Манефон не основной и единственный источник для современной египтологии, археология, письменные источники, по ним вся история восстанавливается, даже Картер знал что искал, а ведь Тутанхамон то же вычеркнутые из официальной древнеегипетской истории, и про других вычеркнутые многое известно.
    2. +3
      30 декабря 2024 11:12
      Не совсем так. От строительства пирамид отказались не от ухудшения экономического положения страны, а из-за доказавшей себя ненадежности подобного захоронения от деятельности грабителей. Египет ко времени окончания и сразу после эпохи пирамидостроения процветал. Культовое строительство наоборот развернулось в невероятных масштабах, было завоёвано все, что можно было завоевать. Но хоронить фараонов стали в Долине царей.
      1. +3
        30 декабря 2024 12:26
        Деятельность грабителей и есть результат упадка связанного с изменением климата, не вникал в подробности Древнего царства, но подробности упадка Нового царства времён коллапса бронзы хорошо известны.
      2. 0
        8 января 2025 18:59
        Цитата: Сергей Валов
        От строительства пирамид отказались не от ухудшения экономического положения страны, а из-за доказавшей себя ненадежности подобного захоронения от деятельности грабителей.

        вы это всерьез все?! Очешуеть! Историк наверное... Видите ли, пирамиду нельзя "ограбить" без масштабных земляных работ) Там, в статье, написано, вы обратили внимание? Боже... Страна богата, процветает. Достаточно пары сотен конников и не слишком впечатляющей линии снабжения этих ребят необходимым, чтобы сделать земляные работы в районе Долины Царей совершенно невозможными. Вот вообще. Ну совсем) Масштабные земляные работы, это не мужик с лопатой с темноте подземного хода) Так и мастабу то не ограбить, даже самую маленькую)
        Учитывая жречество, многочисленную военную аристократию и самих, внезапно, фараонов, явно заинтересованных в нормальной работе охраны, организовать там эффективный контроль совершенно ничего не стоило бы.
        Как это обычно бывает у историков, каждый следующий абзац у вас в корне противоречит предидущему)
  7. +3
    30 декабря 2024 10:31
    В зависимости от размеров мастабы она могла быть расположена на глубине и двух, и 20 метров.

    Да ещё шахта прочно закладывалась камнями -- а как же! Вдруг недовольные правлением усопшего подданные проникнут, достанут и начнут публично измываться над трупом. В том числе и по этой причине, как мне кажется, умерших королей хоронили в храмах -- не забалуешь! Как никак святое место.

    Доброго дня всем! )))
  8. +2
    30 декабря 2024 11:06
    Похоже, этот фараон пирамиду не успел построить (правил 4 года), а последователи из другой династии не стали. Вот и осталась недостроенная усеченная пирамида))). На это ещё намекают размеры как у пирамиды, строение внутренних помещений как у пирамиды и незаконченная отделка стен внутри.
    1. +2
      30 декабря 2024 14:57
      Пирамиды и мастабы строились из разного материала, в зависимости от времени строительства пирамид применялась различная их силовая конструкция и разные каменные блоки, различная кладка. Проанализировав эти факторы можно с высокой степенью достоверности утверждать что планировал создать архитектор. Я думаю уважаемый Вячеслав Олегович этому вопросу уделит отдельную статью.
      1. +3
        30 декабря 2024 17:06
        Цитата: Сергей Валов
        этому вопросу уделит отдельную статью.

        Именно так. И не одну!
  9. +2
    30 декабря 2024 11:41
    Ну, разве что в пирамиде Джосера нашли кусок мумифицированной руки

    И вот крадётся по ночам та рука к египтологам -- "Дай мне имя! Ибо не Джосер я... А-ы-ыы..." wassat )))
    1. +5
      30 декабря 2024 12:13
      И вот крадётся по ночам та оторванная рука к египтологам

      Де жа вю! yes
      1. +1
        1 января 2025 19:05
        Уважаемый Дмитрий, с Новым Годом Вас и родных и близких!
        Дмитрий, у Вас, как я понял, кадры из Бриллиантовой руки. А ведь песня про зайцев --- языческая и даже колдовская!!! Заяц в мифологии и символизме разных народов--- символ колдуна! Да и дубам тоже придавалась мистическая сила, причём не только у Кельтов! А тени у поганых ворот! А трын-трава, якобы цветок папоротника, а в действительности выход метана, самовоспламеняющегося и опьяняющего...
        А контрабандисты... Ну, у них икона висела.
        В общем, юмор хороший.
  10. +1
    31 декабря 2024 15:34
    В пирамидах внешние входы отсутствовали, поэтому возможно в пирамиду люди попадали через шахты соединяющие пирамиды с мастабами.
    1. +2
      31 декабря 2024 16:55
      Цитата: DiViZ
      попадали через шахты соединяющие пирамиды с мастабами.

      Нет. Только не это. Там нет проходов и скальное основание.
  11. +2
    1 января 2025 13:49
    Цитата: Сабуров_Александр53
    У нас в Новосибирске трудно найти хоть один ровный тротуар выложенный плиткой. Кладут её, как правило, "иностранные специалисты"

    Дело не мигросах-земляные работы самые коррупционные.Качество покрытия из плиток зависит от подготовки грунтовой подушки.Если состав грунта не подходящий,плохо утрамбован,не запроектирован водоотвод -дорожка гарантировано разрушиться.
  12. 0
    8 января 2025 18:34
    Англичане говорят - если что то ходит как утка, плавает как утка, крякает как утка, то это ... утка! Всегда думал, что верно и обратное. Не делает ничего подобного - не утка. Так вот.
    На что абсолютно, совершенно, нисколько не похожи пирамиды? Правильно! Они не похожи на культовые сооружения! Да, к ним ведут дороги. Шириной в одну колесницу. Верующим, неофитам, простым зевакам было бы крайне затруднительно добраться к пирамиде. А что их там встречало? Ничего. В полном смысле. Совершенно ничего!
    Никаких помещений, пригодных для сколь-нибудь массового нахождения верующих, проведения служб, проповедей и т.д. Шиш да кумыш! Ты перся к пирамиде, а дорога была долгой и нелегкой, чтобы постоять возле нее, видя то, что видел и в начале пути, только побольше, и все. Страсть как способствует возникновению и укреплению религиозных чувств. Примерно как солнечный удар бемгишем по голове.
    Вот в мастабах - молитвенные залы, где можно помянуть усопшего. У некоторых - целые отсеки на половину сооружения! Ну и т.д.
    Я не знаю, чем были пирамиды. Но они совершенно точно не храмы усопших и не могилы! К этому нет вообще никаких указаний! На мой взгляд, взгляд инженера, больше всего пирамиды похожи на какие то производственные сооружения, обслуживаемые немногочисленной сменой. Доказательств у меня нет, в том числе и потому, что египтяне категорически противятся всяким реальным исследованиям пирамид. Так что это просто мое впечатление.