Карлсон, который вырос и стал вредным

123
Карлсон, который вырос и стал вредным

Для страны с населением чуть более 10 миллионов человек тот факт, что Швеция может поддерживать собственную программу по созданию истребителей, которые в первую очередь предназначены для удовлетворения внутренних потребностей, впечатляет. Вообще шведы не прочь и других вооружить за деньги, но пока получается так себе. Впрочем, многое, судя по всему, еще впереди.

Но сегодня речь не об экспортных возможностях шведской военной продукции (хотя они известны), а о перспективах применения в гипотетическом реальном конфликте. Например, с Россией. Эта тема сегодня в Европе очень популярна, и ряд стран всерьез планирует такие сражения, но, пожалуй, шведы это делают серьезнее всех, поскольку даже позаботились на правительственном уровне о местах для захоронения своих граждан. До такого уровня не дошли ни в Германии, ни во Франции.



Но мы не о потерях, мы о том, с чем в войну пойдут шведские ВВС, поскольку война в воздухе уже почти сто лет предваряет войну на земле.


Saab Gripen — это небольшой и универсальный истребитель, который соответствует очень специфическим требованиям Швеции, но его специфичность не означает, что он уступает в боевой эффективности самолетам других стран. На самом деле, новейший вариант Gripen E включает в себя функции, которые могут вдохновить других на разработку будущего для истребителей. Иными словами — самолет с перспективой на дальнейшее развитие.

Gripen E может выглядеть почти так же, как предыдущие модели истребителя, но это настолько значительный шаг вперёд, что производитель Saab даже рассматривал возможность дать ему совершенно новое название. Серия E, как её теперь называют, основана на первоначальных одноместных и двухместных вариантах Gripen A и B. Gripen C/D является его прямым предшественником, и, хотя одноместная модель E внешне очень похожа на своих предшественников, она во многом отличается от них внутри.

Первый прототип Gripen E совершил свой первый полёт 15 июня 2017 года на заводе Saab в Линчёпинге. Самолёт немного больше, чем модель C, что позволило увеличить внутренний запас топлива примерно на 30% по сравнению с предшествующей моделью. У самолёта также увеличенные воздухозаборники, более мощный двигатель General Electric F414-GE-39E и 10 точек внешней подвески вооружений. Двухместная модель F в настоящее время разрабатывается для Бразилии, которая в настоящее время заказала 36 самолетов вариантов E/F.

В декабре 2020 года первые из запланированных 60 самолётов Gripen E были переданы ВВС Швеции для участия в программе совместных испытаний Saab, Вооружённых сил Швеции и FMV, шведского агентства по закупкам. Такой способ совместного тестирования рассматривается компанией Saab как важный способ отслеживания потребностей шведских вооружённых сил на передовой, к чему она относится очень серьёзно, поскольку практически непрерывно внедряет обновления в соответствии с новейшими требованиями.

Практика «подселения» в эскадрильи ВВС летчиков-испытателей Saab действует давно и дает весьма приличные результаты: полёты с эскадрильей позволяют летчикам-испытателям сохранять оперативную перспективу и получать представление о том, как пилоты ВВС используют самолёт. Это даёт возможности для разработки новейших полезных модернизаций, основанных на реальных запросах летчиков ВВС.


Пилот-испытатель Saab Робин Нордландер и Gripen E

Робин Норландер:

«При разработке Gripen E-Series мы стремились сохранить наследие Viggen, Gripen A/B и C/D, потому что мы уверены, что этот продукт конкурентоспособен на оперативном уровне. Мы должны смотреть в будущее, чтобы развивать каждую область Gripen настолько, насколько это возможно. У Gripen E на 30% больше топлива, что означает увеличенную дальность полёта, и это имеет огромное значение для пилота. Мы также увеличили грузоподъёмность за счёт двух дополнительных точек подвески и добавили новые датчики и вооружение».

Gripen E может нести до семи ракет MBDA Meteor класса «воздух-воздух», оснащён радаром Leonardo ES-05 Raven с активной фазированной антенной решёткой (AESA) и инфракрасным комплексом поиска и сопровождения (IRST) Leonardo Skyward G. Новая система радиоэлектронной борьбы (EWS) — это особенность, которой Saab особенно гордится. Система предупреждения о приближении ракеты (MAWS) способна отслеживать обстановку вокруг самолета на все 360 градусов.

Авионика и БРЭО


Особенно примечательна архитектура авионики Gripen E. Компания Saab утверждает, что её конструкция является революционной. Она сконфигурирована таким образом, чтобы можно было быстро устанавливать новое оборудование и обновлять программное обеспечение для выполнения новых задач. То есть, если проводить морские аналогии, то нечто схожее с модульными фрегатами, идея которых была столь распространена в начале 2000-х годов.

Saab заявляет, что вложила огромные средства в разработку этой области. Сами компьютеры можно быстро заменять, чтобы постоянно увеличивать вычислительную мощность, плюс открытая архитектура. Это означает, что клиенты из других стран могут проектировать и разрабатывать собственное программное обеспечение, что позволяет быстро внедрять новые технологии и системы для борьбы с постоянно меняющимися угрозами без аппаратных ограничений.

Компания Saab активно работает над авионикой и системами управления, которые можно адаптировать на поле боя, чтобы летчик мог сражаться в первый день конфликта, получать определенный опыт, а затем на его основе добавлять новые или адаптировать существующие программные приложения, чтобы получить боевое преимущество во второй день.

Именно такие гибкие характеристики авионики требуют лётчики от американских производителей, поскольку военные стремятся гораздо быстрее внедрять новые возможности в новые и существующие типы самолётов, при этом в идеале обновления программного обеспечения потенциально могут происходить даже во время полёта.


Помимо впечатляющей авионики, Gripen E оснащен несколькими датчиками самого высокого класса. Это был первый истребитель, оснащенный радаром AESA, установленным на поворотном устройстве. Это позволяет поворачивать антенну, и механический поворот одновременно с электронным сканированием значительно увеличивают угол обзора РЛС. Вообще на современных истребителях антенна РЛС с АФАР обычно устанавливается в переднем положении без механических поворотных устройств, а угол захвата обеспечивается за счет антенной решетки, отклоняющей луч влево и вправо. Шведы решили, что чем шире угол захвата, тем для летчика лучше, и вернулись к механике.

В итоге антенна Gripen E позволяет вести поиск в секторе 140 градусов в пределах 200-градусного угла обзора вокруг носовой части самолёта. Помимо сканирования прямо перед собой, такая поворотная антенна позволяет летчику «смотреть» радаром назад влево или назад вправо. Это огромное преимущество во время боев за пределами оптической видимости или в условиях противодействия сильной ПВО противника, когда не стоит направлять самолет в район, где работает вражеское ПВО.

Нордландер:

«Вы хотите свести к минимуму вероятность того, что противник запустит ракету в вашу сторону, а с помощью поворотной антенны вы можете немного отклониться от интересующей вас области, продолжая при этом сканировать её радаром.

Таким образом, если я нахожусь в оборонительной позиции и просто сканирую область, я могу отвернуться или уменьшить скорость в этой области, но при этом продолжать её сканировать. Если я атакую и хочу произвести ракетный залп по цели на большом расстоянии, мне не нужно сближаться с противником после выстрела и давать ему возможность запустить ракету по мне. С помощью поворотного механизма я могу отвернуться от цели более чем на 90 градусов и при этом сохранять захват цели радаром. Это особенно эффективно в сочетании с ракетой «воздух-воздух» Meteor»
.

Этот Gripen E оснащён семью ракетами MBDA Meteor

Дуэт ракеты «Метеор» и радара AESA на поворотной платформе — мощная комбинация для Gripen E. Теоретически пилот может запускать ракеты по вражеским истребителям на больших расстояниях, а затем скрываться в «доплеровской выемке» их радара, продолжая наводить ракеты на намеченную цель.

Правда, такая тактика хороша против самолетов старых моделей, потому что новые поколения, такие как Су-57, имеют дополнительные радары с антеннами на боковых поверхностях фюзеляжа, то есть имеют практически круговой обзор. Против Су-57 и аналогичных ему самолетов у Gripen E шансов не очень много, но против более старых истребителей это может быть весьма эффективно.

По сути, AESA-система Gripen E дает возможность наводить ракету на цель на большом расстоянии, излучая радаром в «доплеровскую выемку» противника. Этот прием, когда истребитель поворачивается примерно на 90 градусов от импульсно-доплеровской радиолокационной станции противника, чтобы лететь перпендикулярно ей, не нов.

Истребительные радары используют доплеровский сдвиг для измерения относительной скорости цели, отфильтровывая объекты с низкой относительной скоростью. Так, в частности, БРЭО самолета борется с наземными помехами. Истребитель, который не приближается к вражескому радару и не удаляется от него, а летит перпендикулярно, может войти в радиолокационную «нишу». Это не сделает самолет невидимым, но, по крайней мере, затруднит захват цели.

Компания Saab официально заявила, что у неё есть стратегия, направленная на то, чтобы нивелировать преимущества технологии малозаметности в самолётах пятого поколения. Использование инфракрасной системы дальнего обнаружения является частью общего набора датчиков, который помогает Gripen стать серьезным противником для малозаметной платформы.


IRST истребителя Gripen E расположен перед лобовым стеклом

IRST — это часть уравнения победы, но Saab проводит большую работу с радарами и другими системами обнаружения и наблюдения, связанную с алгоритмами обработки информации. Речь идёт об обработке очень слабых сигналов, о том, что позволяет различать, например, цель, фоновый шум и птицу. Сегодня работа с алгоритмами от Saab позволяет обнаруживать объекты, которые примерно в 10 раз меньше, чем несколько лет назад. И в итоге эффективность в противодействии малозаметности — это не только инфракрасные датчики, потому что малозаметные платформы используют методы снижения ИК-излучения — речь идёт о комплексном сочетании датчиков для достижения этой цели.


Первый Gripen E для Бразилии

Сам по себе Gripen E не обладает геометрическими характеристиками малозаметности. По мнению Saab, из-за того, что программное и аппаратное обеспечение меняется такими быстрыми темпами, малозаметные самолёты в конечном итоге станут более заметными для радаров. Поскольку в будущем очень сложно изменить или перенастроить планер без огромных затрат времени и средств, Saab решила, что лучше идти в ногу с конкурентами, используя быстро развивающиеся технологии, отличные от малозаметности, для победы в войне, например, передовые средства радиоэлектронной борьбы.

Разработка и производство малозаметных самолётов, таких как F-35, обходится чрезвычайно дорого. Кроме того, для поддержания малозаметного самолёта в боеготовом состоянии требуется много технического обслуживания. Gripen спроектирован таким образом, чтобы его можно было быстро развернуть в полевых условиях на небольших базах с минимальным логистическим обеспечением и обслуживать небольшой командой, которая может быстро обслуживать и восстанавливать истребители.

Gripen в умелых руках опытного персонала способен осуществить дозаправку топливом и подвеску ракет за минимальные 10 минут. Это значительно повышает эффективность боевых вылетов, так как дает возможность выполнять большое количество боевых вылетов за определенный период времени.

Использование маскировки в виде усовершенствованной и настраиваемой системы радиоэлектронной борьбы вместо инвестиций в гораздо более дорогостоящую конфигурацию физической геометрической малозаметности, основанной на формах и новых специальных покрытиях, соответствует философии Saab, согласно которой цена должна быть такой, чтобы Швеция и её клиенты могли себе это позволить.

Таким образом, одним из главных преимуществ Gripen E является его система радиоэлектронной борьбы, или EWS. Она совершенно новая для Gripen E и обеспечивает то, что Saab называет «цифровым щитом». Идея заключалась в том, чтобы постоянно и экспоненциально расширять и развивать систему для борьбы с будущими угрозами, основываясь на изучении возможных эволюций самолетов противника. Встроенная система EWS сочетает в себе активные и пассивные системы для защиты самолёта, а также систему предупреждения о приближении ракеты на 360 градусов.

Норландер:

«Все современные истребители в той или иной форме оснащены системой EWS. В некоторых условиях необходимо соблюдать радиоэлектронную тишину, и наша система EWS вместе с IRST позволяет пассивно отслеживать объекты. Это критически важный фактор, поскольку он означает, что вы можете разделить своё подразделение на активные группы — например, с работающими радарами — и пассивные группы, и мы можем обмениваться данными между элементами».

«Самое впечатляющее в нашей новой системе EWS — это разрешение и чувствительность. Когда дело доходит до обнаружения и идентификации целей, эта часть общей системы управления полётами является жизненно важной и одной из наших самых передовых функций. Как пилот, я хочу, чтобы обзор был на 360 градусов вокруг меня, чтобы было высокое разрешение, и чтобы система плавно взаимодействовала с другими моими датчиками. Система EWS должна работать как единое целое, независимо от того, веду ли я наступательные или оборонительные действия. Мне нужно знать, например, отслеживает ли меня радар или по мне выпущена ракета».

Система EWS Gripen E включает в себя и активные, и пассивные средства радиоэлектронной борьбы для решения любых задач. Такие системы, как Leonardo BriteCloud, являются хорошим примером технологий, которые сейчас эффективно используются, хотя и основаны на устаревших системах постановки дипольных отражателей и ложных целей.


Обратите внимание на подкрыльевые гондолы, где размещаются элементы системы РЭБ на Gripen E

Усовершенствованный кокпит «все для пилота»


Управляя всеми этими передовыми системами, пилот сидит в совершенно новой кабине. После долгих раздумий ВВС Швеции решили последовать примеру Бразилии и выбрать для Gripen E единый широкоугольный дисплей (WAD).


Это эволюция по сравнению с тремя большими дисплеями в кабине Gripen C/D. WAD открывает перед пилотом большие возможности в плане ситуационной осведомлённости и способности реагировать на складывающуюся тактическую ситуацию.

Компания Saab потратила огромное количество времени на то, чтобы объединить датчики Gripen E и представить пилоту весь возможный объём данных в простой и интуитивно понятной форме.

«Мы решили разместить карту по всей площади дисплея и показывать ваше местоположение там, где вы хотите, но для начала она будет в центре. Современное поле боя огромно, и пилоту необходимо иметь представление о ситуации на обширной территории. Итак, на карту мы нанесли маршруты миссий и все важные объекты в воздухе и на земле»
- Saab.


Пилот Gripen E в шлеме Targo II перед WAD

«WAD имеет функцию сенсорного экрана, и пилот может создавать области разных размеров и с разной информацией. Виды с датчиков могут накладываться друг на друга и изменяться по размеру и масштабу. В Gripen C мы обнаружили, что пилоты часто меняют масштаб карты, потому что могут быть заинтересованы в деталях в одной области и одновременно следить за более крупной областью с меньшим масштабом. В Gripen E мы улучшили возможность наложения одной или нескольких карт выбранных областей и изменения уровня масштабирования».

Норландер:
«Наше тестирование показало, что возможности WAD практически безграничны, поэтому мы рекомендуем настройки по умолчанию, которые означают, что пилот фактически принимает решение и предварительно выбирает их в системе поддержки полётов (MSS) на земле, а затем может переключаться между ними во время полёта.

Вы можете создать таблицу в MSS, а затем быстро получить доступ к ней в самолёте, чтобы выбрать, как должен выглядеть WAD. При необходимости вы можете отклониться от этих основных настроек».

Компания Saab выбрала нашлемный дисплей Targo II (HMD) для летчика Gripen E. В отличие, например, от F-35, в кабине пилота сочетаются HMD и WAD с дисплеем для отображения на голове (HUD).

«Мы предпочитаем избыточность большого HUD и HMD. У нас было много обсуждений, но мы не были готовы использовать компоновку без HUD (как на F-35 – прим.). Кроме того, иногда пилоты могут захотеть управлять самолётом без очков виртуальной реальности, поэтому мы предлагаем выбор».


Пилот-испытатель Gripen E в шлеме Targo II.

Стоит признать, что у Saab имеется большой опыт, накопленный за годы работы с человеко-машинным интерфейсом (HMI). В Gripen он предназначен для выбора и фильтрации важных для пилота элементов. Интерфейс в зависимости от желания пилота может не показывать обороты двигателя или сколько и в каких баках находится топлива, если это не требуется в данный отрезок времени. Если система работает идеально, она ничего лишнего не станет сообщать пилоту, перегружая его информацией, зачастую не нужной.

Пилот может сам выбрать нужный уровень автоматизации в зависимости от сценария, которым он же и управляет. В Gripen C уже был использован этот принцип, и теперь пилот может выбрать ручное, полуавтоматическое или полностью автоматическое управление. Это означает, что пилот может решить, что он хочет контролировать и управлять всем, одобрить или отклонить предложения системы или сделать то, что лучше всего подходит для системы. Эта информация отображается в виде символов на дисплеях, звуков или речевых сообщений в зависимости от режима. По сути, команда разработчиков сделала всё для того, чтобы максимально упростить для пилота принятие важных тактических решений.

Компания Saab объясняет, что рассматривает взаимодействие человека и машины как следующий шаг в обеспечении совместной работы платформы и пилота, что ещё больше расширяет возможности объединения датчиков, адаптации к задачам и даже обучения.

«Когда речь идёт об объединении датчиков, всё сводится к поддержанию абсолютной максимальной ситуационной осведомлённости. У вас может быть самолет с самыми высокими ЛТХ в мире, но без ситуационной осведомлённости вы как подстреленная утка.

В Gripen E мы говорим о прозрачном объединении. Пилоту нужно знать, какие датчики/платформы предоставляют какие данные и каково качество этих данных, чтобы принять наилучшее возможное решение в бою! Также важно знать, что противник знает о нашем самолете, при принятии тактических решений».


Широкоугольный дисплей Gripen E тестируется на симуляторе

Также стоит помнить, что шведы одними из первых в мире осуществили применение системы обмена данными между самолетами. Еще в 80-х годах прошлого века с системой обмена данными между истребителями шведские летчики летали на самолётах Viggen. Идея возникла из-за того, что вероятный противник (конечно, понятно, кто это – прим.) превосходил шведские ВВС по численности, поэтому и была создана система, которая разрабатывалась как средство усиления, чтобы обмениваться тактической информацией — чтобы ведущий летчик пары видел то, что видит его ведомый. Это сформировало тактическое поведение и дало большой опыт, который впоследствии помог создать систему, способную справиться с гораздо более сложными тактическими ситуациями. В теории, но тем не менее.

Далее шведские конструкторы и разработчики дошли до использования симуляции/прогнозирования ситуаций непосредственно на борту самолета при выполнении боевых заданий на основе данных миссии, введенных на земле, и получаемой тактической информации от датчиков БРЭО, чтобы предложить пилоту наилучший вариант действий.

В зависимости от действий противника система может сообщить лётчику, когда у другого самолёта может появиться возможность атаковать его, а также, например, что произойдёт, если лётчик, например, решит развернуть самолёт влево. Это очень спорная, но, возможно, полезная функция. Таким образом, пилот не просто смотрит на дисплеи и сам решает, в опасности он или нет, а самолёт может постоянно информировать пилота и предлагать ему действия, что-то вроде «что, если».

На самом деле, действительно спорно. Одно дело, когда голосовыми сообщениями системы самолета информируют о реально полезных вещах, и совсем другое — когда начнется моделирование/предсказание ситуации, что в боевой обстановке может оказаться настолько лишним, что приведет к нежелательным последствиям.


Gripen E во время тестирования в Швеции

Что касается обучения, точнее, слаживания действий пилота и поведения самолета, то Gripen имеет встроенные синтетические сценарии обучения. Таким образом, один самолёт может, например, выйти на бой с имитированным противником в режиме «воздух-воздух» за пределами прямой видимости (BVR). То есть в воздухе необязательно присутствие других самолетов, чтобы летчик Gripen E мог отработать различные возможные сценарии, особенно те, для которых требуется большое количество самолетов. Такие сценарии встроены в бортовой компьютер Gripen E, и самолет сам может озадачивать летчика вводными в тренировочном полете.

Понятно, что сегодня роль воздушных целей могут исполнять БПЛА, но с помощью сценариев в MSS можно имитировать работу систем противовоздушной обороны наземного базирования и наземные цели, и всё это может быть заранее запрограммировано. Налицо весьма приличная экономия средств, особенно если речь пойдет об отработке морских операций: один-два корабля и запрограммированные режимы обучения смогут сделать столько для обучения пилотов, сколько не сделала бы целая эскадра в прошлом.


Gripen E во время испытаний с ракетой IRIS-T

Карлсон, который реально возмужал


Gripen иногда подвергался критике экспертным сообществом из-за недостаточной энерговооруженности. Это небольшой самолёт, который может брать приличную боевую нагрузку, вопрос, с кем сравнивать. Gripen E тяжелее своего предшественника, у него есть дополнительные пилоны и увеличенный запас топлива, но это компенсируется более мощным двигателем GE F414 по сравнению с F404 в предыдущих моделях.

В Saab говорят, что никто в мире не смог минимизировать сопротивление так, как это сделали они с Gripen. Всё дело в программном обеспечении системы управления полётом и в том, как максимально была реализована конфигурация самолёта, в котором вместе работают передние горизонтальные стабилизаторы и треугольное крыло. Интеллектуальная система управления полётом всегда настраивает самолёт на минимальное сопротивление в любом режиме полёта. Это означает, что тяга F414 в Gripen E в 9 900 кгс имеет большее значение, чем показывают опубликованные цифры.

Gripen E был разработан так, чтобы соответствовать, а где возможно, и превосходить характеристики Gripen C, несмотря на увеличение размеров и веса.

Норландер:

«Мы ничего не потеряли с точки зрения характеристик. На самом деле, в конфигурации чистого или лёгкого истребителя без тяжёлых внешних подвесов характеристики даже лучше, чем у Gripen C. При большем общем весе с большим количеством точек подвески, большим количеством топлива и подвесов, мы ничего не потеряли. Иногда пилот не может определить, есть ли на самолёте боезапас. На самом деле, если я лечу с несколькими ракетами, я не чувствую разницы в характеристиках и управляемости по сравнению с полностью пустым самолётом».


Робин Нордландер за штурвалом Gripen E

Таким образом, хотя Gripen E-Series и может выглядеть похожим на более ранние версии истребителя, он значительно отличается от них. Возможно, его стоит называть Super Gripen, учитывая, что его усовершенствование похоже на то, как F/A-18 Hornet превратился в F/A-18E/F Super Hornet.

Шведская промышленность известна тем, что ведёт дела тихо, и компания Saab сосредоточила свои усилия на создании истребителя, который должен быть доступным по цене, но при этом не терять в качестве. Gripen не требует обширной инфраструктуры для обслуживания, отличается высокой эксплуатационной готовностью и может обслуживаться небольшой группой специалистов. Уже эти характеристики делают его очень привлекательным в эпоху, когда новейшие боевые самолёты могут быть готовы к выполнению боевой задачи всего за половину этого времени.

Хотя Gripen E-Series появился в эпоху, когда истребители-невидимки распространяются по всему миру, он предлагает широкий спектр возможностей более высокого уровня в относительно небольшом, зрелом и простом корпусе.

И действительно, Gripen E, в частности, как и все истребители Gripen, это довольно серьезный самолет, с большим количеством сильных аспектов. Поэтому есть смысл в свете последних политических заявлений уделить ему несколько больше внимания и пристально рассмотреть возможности противостояния этого самолета российским истребителям, стоящим на вооружении ВКС и морской авиации.

Gripen E, маленький, но очень злой и вредный Карлсон, готов, по мнению многих в Швеции, помериться силами с противниками много больше его. Да, лучше всего такие вещи узнаются на практике, но мы попробуем в теории разобрать возможность гипотетической дуэли Карлсона и Змея Горыныча.
123 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 декабря 2024 04:55
    Gripen E, маленький, но очень злой и вредный Карлсон

    Да, мал золотник, но очень дорог. Шведы конечно молодцы, хотят насколько возможно для столь маленького государства иметь собственное вооружение, но по большому счету самолет "твердый середнячок" по цене 5-го поколения. Про обслугу наверное еще дороже, поскольку самолет в больших объемах никто не купил и не купить.
    1. +7
      28 декабря 2024 05:55
      самолет "твердый середнячок" по цене 5-го поколения

      Шведский Gripen E стоит как F-35

      От 85 млн. долл. за единицу
      Да, мал золотник, но очень дорог. Шведы конечно молодцы

      Местная публика - она такая. Готова нахваливать даже черта, главное что бы он не был Ф-35 laughing
      1. +6
        28 декабря 2024 06:11
        "Старые" Грипены регулярно накидывают Тайфунам, ф16, ф15 на учениях. В т. ч Ред Флаг. Часто с позорными цифрами для противников. Например : 15:1. И в меньшинстве.
        Новый Грипен будет сильнее в разы
        1. +4
          28 декабря 2024 06:55
          Старые" Грипены регулярно накидывают Тайфунам, ф16, ф15 на учениях. В т. ч Ред Флаг. Часто с позорными цифрами для противников. Например : 15:1. И в меньшинстве.

          Все же привык доверять логике и здравому смыслу

          Норм взлетная масса Грипена меньше 10 тонн
          Все перечисленные вами модели истребителей - 20-30 тонн, и сильно больше по размерам. Кроме наверное Ф-16

          У кого лучше оборонительные возможности, крупнее по размерам антенна РЛС, мощность излучения и дальность обнаружения целей.

          Сравнение боевой нагрузки, здесь отсутствует предмет для обсуждения. Грипен не тянет

          Из-за размеров он может обладать преимуществом в ближнем бою (и то наврядли, слишком мала тяговооруженность) . И такая ситуация имеет ли отношения к реальным условиям?

          Наконец, если бы Грипен действительно обладал волшебными свойствами, уверенно побеждая Еврофайтеры и Ф-15 со счетом 15:1, то его экспортный потенциал был бы несомненно выше. Чего не наблюдается в реальности

          Грипен брали лишь те, кто хотел сэкономить любой ценой
          1. +4
            28 декабря 2024 07:09
            У забора может быть очень хорошая тяговооружен ность, если поставить на него пару мощных движков.
            Но, есть ещё нагрузка на крыло и аэродинамическое сопротивление.
            Экспортный потенциал зависит от одной заокеанской страны. Мы вон свой газ хороший продать не можем
            1. -1
              29 декабря 2024 06:51
              Да все продается, вон Испания увеличила закупки российского СПГ в 8 раз
    2. -1
      28 декабря 2024 11:08
      Начнем с того, что шведского в нем, только планер, ну и еще, по мелочи. Все остальное - движок, БРЛС, авионика - импортное. Сегодня есть - завтра нет.
      1. +4
        28 декабря 2024 18:40
        Швеция является членом НАТО,значит нет и не будет препятствий для поставок комплектующих и двигателя.
        1. 0
          28 декабря 2024 20:22
          Турция тоже является членом НАТЫ)))
  2. -11
    28 декабря 2024 05:28
    Я думаю что с времён захватчиков и грабителей викингов менталитет Швеции и Норвегии их потомков не изменился. Бросить мирное существование и ввязаться в НАТОвскую авантюру. Зачем? Россия разоружилась до нельзя показывая своё миролюбие или дурость. Они не защищаться хотят от России а поучаствовать в дележе России. А будет как в пословице, поделить шкуру не убитого медведя.
    И пусть радуются если к ним полетят "Орешники" без радиации.
    1. +3
      28 декабря 2024 09:37
      Если Орешник не летит к х,,охлам с какого хрена он полетит к викингам
  3. +11
    28 декабря 2024 05:30
    Мне понравилась статья, рассмотрен самолет достаточно понятно, и объективно с плюсами и минусами, показывая что самолет интересный, и стоит обратить на него внимание, но и не король воздуха. Спасибо!
    1. +5
      28 декабря 2024 11:52
      Цитата: turembo
      Мне понравилась статья…. Спасибо!
      Хорошая статья о весьма достойном самолете. Gripen изначально был заточен на универсальность - меняй подвески и получи истребитель, ударный, разведчик… Изначально был заточен на простоту эксплуатации: минимальное время обслуживания и подготовки к повторному вылету, весьма не требователен к условиям. Начальная цена мало кому уступает, но цена эксплуатации копеечная по сравнению с одноклассниками. Шведское правительство гарантирует 100% offset deal и кучу ништяков впридачу.
      Однокашник мой имел возможность обкатать и Gripen и F-16: однозначно приоритет у Gripenа.
      Хороший аппарат по многим показателям, и весьма неприятный противник, который развивается от поколения к поколению.
  4. +4
    28 декабря 2024 06:35
    Если система работает идеально, она ничего лишнего не станет сообщать пилоту, перегружая его информацией, зачастую не нужной
    А если откажет какой-нибудь датчик и не будет выдавать показания на дисплей, то летчик будет думать, что все в порядке? Или как?
    1. +3
      28 декабря 2024 07:03
      Дисплей сообщает о неисправности. Во всём мире так
      1. -2
        28 декабря 2024 07:07
        Цитата: тлауикол
        Дисплей сообщает о неисправности
        Дисплей сообщит о неисправности только при рабочем датчике. А если датчик по какой-то причине перестал выдавать сигнал на дисплей? И летчик, думая, что дисплей молчит, то все в порядке? wink
        1. +3
          28 декабря 2024 10:20
          Бывает, что датчик не работает, а дисплей говорит : пожар, отказ двигателя или хвост отвалился. Если датчик не работает, лётчик знает, что у Хьюстона проблемы
          1. -4
            28 декабря 2024 10:39
            Цитата: тлауикол
            Если датчик не работает, лётчик знает, что у Хьюстона проблемы
            С выключенным дисплеем, летчик не узнает вообще ни о чем, пока к него не отвалится оперение или часть фюзеляжа
            1. +2
              28 декабря 2024 10:46
              Ага, а безглазый и глухой лётчик узнаёт и того меньше))
              Так датчик или дисплей ?
              1. -5
                28 декабря 2024 10:52
                Цитата: тлауикол
                Так датчик или дисплей ?
                Для тех кто в танке ничего не понял из моего сообщения, повторяю: если по какой-то причине вышел из строя (а чтобы вам было понятнее - поломался wink ) датчик, то на выключенный пилотом дисплей никакой информации не пойдет, а это значит, что пилот будет спокоен и что-то "проспит". Так понятно?
                1. +2
                  28 декабря 2024 11:30
                  Так понятно. А теперь перечитайте своё первое сообщение.
                  "И лётчик, думая что дисплей молчит.. " (С) - ты же сам его отключил
                2. +1
                  28 декабря 2024 11:36
                  "Если система работает идеально, она ничего лишнего не станет сообщать пилоту, перегружая его информацией"
                  Ну.
                  А если не идеально, то сообщит об этом: отказ датчика, пожар двигателя, мало топлива, хвост отваливается
        2. 0
          28 декабря 2024 12:45
          Сегодня даже бытовая электроника имеет встроенную систему обнаружения неисправностей. Военные системы, конечно, с самого начала строятся с учетом этого. Каждый чип памяти имеет резервирование, и если значения не совпадают, об этом сообщается. Процессоры работают в так называемом пошаговом режиме, когда два процессорных ядра выполняют одну и ту же инструкцию и проверяют результат. Коммуникационные шины имеют схему проверки сопротивления для обнаружения обрыва провода или короткого замыкания, а протоколы связи также используют контрольные суммы для проверки правильности работы. Более того, если датчик перестает реагировать, из-за современных алгоритмов объединения датчиков и дублирования система может продолжать работать, но с пониженной точностью.
          1. -4
            28 декабря 2024 13:35
            Цитата: overland
            Сегодня даже бытовая электроника имеет встроенную систему обнаружения неисправностей
            Представьте себе биметаллическую пластину, контролирующую температуру за турбиной или ещё где, это совершенно неважно. И у нее по какой-то причине произошел механический износ. Сигнал от нее на датчик и далее к чипу, который по вашему утверждению контролирует все неисправности как поступал, так при ее механическом повреждении и продолжает поступать, т.е. вроде как всё нормально. Хороший пример, электрический чайник, который есть в каждой кухне. Там на случай перегрева стоит какой-то контроллер, допустим биметаллическая пластина, которая потеряла свою эластичность. А это значит,что аварийного отключения эл.чайника не произойдет. Как-то так. Последствия понятны
            1. +2
              28 декабря 2024 13:56
              Ну, это, конечно, ожидается в каждом материале, ничто не вечно. Даже глаза пилота со временем ухудшаются. К счастью, в случае с датчиками проводится очень тщательное тестирование, рассчитывается время между заменами. Также проводится регулярная калибровка во время обслуживания (а иногда даже во время запуска самолета), когда выходной сигнал датчика сравнивается с известными, надежными значениями.
  5. +9
    28 декабря 2024 07:04
    Карлсон, который вырос и стал вредным

    Всё замечательно, познавательно, интересно, любопытно и со вкусом...
    Со шведским «вредным Карлсоном» разобрались, осталось разобраться с тем Малышом, который вырос, переехал на ПМЖ в Россию и стал Плохишом...
    lol
    Честно говоря, возникают чувства какой-то ущербности...Вроде и народу в стране больше, и сам всю жизнь делал «как было велено», отчего кругом такая «безнадёга»?
    В одной Москве проживает больше населения, чем во всей Швеции, а чем оно полезно для нашей страны? Выкачивает ресурсы из провинции, вывозит туда ТБО и сливает канализационные стоки? Ах, чуть не забыл, там же Москва-сити и здание Роскосмоса «запендюрили» и уродливый памятник Петру I установили...
    Красота!!!
    1. -1
      28 декабря 2024 10:47
      Цитата: yuriy55
      возникают чувства какой-то ущербности

      Ведите здоровый образ жизни: правильное питание, спорт, хороший сон. И чувство ущербности если и не пройдет, то поутихнет. yes

      Памятник Петру по вечерам лучше не смотреть, о переезде в Москву и не думать. Дорого и не поможет. И будет Вам счастье.
      1. +1
        28 декабря 2024 10:53
        Цитата: Netl
        Ведите здоровый образ жизни: правильное питание, спорт, хороший сон. И чувство ущербности если и не пройдет, то поутихнет.

        Спасибо и вам всех благ!
        1. +1
          28 декабря 2024 11:01
          С Наcтyпающим НГ, хорошего праздника! yes
  6. -2
    28 декабря 2024 07:17
    Для страны с населением чуть более 10 миллионов человек

    При обсуждении Швеции принято упоминать об ее населении, с восторженным выводами , маленькая страна столько всего производит

    Но если смотреть объективно, единственное всемирно известное шведское производство - только концерн Вольво

    Да, еще есть разные небольшие производства вроде Скании или оборонный отдел Сааб (автомобилей такой марки уже лет 10 не делают.) выпускающие нишевую продукцию, в крайне небольших (по мировым меркам) объемах

    К чем ведется этот разговор

    Население России больше шведского в 14 раз. Ну так и крупных, известных на весь мир производств у нас наберется минимум пара десятков. Атом, космос, оборонка

    Чем обоснованы все восторги насчет гениальности шведов?
    1. +12
      28 декабря 2024 11:20
      Швеция, например, ещё делает отличные подшипники. А Россия - нет. Как то так. Что мешает России делать хорошие подшипники? Армия инфоциган, менеджеров и чиновников? А ведь это наукоемкая, стратегическая отрасль, где можно задействовать кучу граждан и платить им отличную з.п. н
      Но нашему правительству нужны больше курьеры и работники ТЦ из Азии. На местное население - положить с прибором.
    2. -5
      28 декабря 2024 11:56
      Оборонку в Швеции давно проглотили англосаксы со своим БAE Системс. Да и в этом грифоне, что не англосаксонское, то французское.
      Самолет дешевый и простой, до Рафалей и Ф18 ему далеко, и Еврофайтер тоже лучше.
    3. +3
      28 декабря 2024 13:09
      Ну, например, Швеция имеет примерно такое же население, как Северо-Кавказский федеральный округ. Разве не было бы впечатляюще, если бы у них была своя автомобильная и аэрокосмическая промышленность, свои верфи, с коммерческим успехом за рубежом?
    4. +5
      28 декабря 2024 20:49
      Цитата: Santa Fe
      Но если смотреть объективно, единственное всемирно известное шведское производство - только концерн Вольво

      Ага ещё такая мелочь как Эриксон, Бофорс, Скания (небольшое производство, ага))), Электролюкс, имеющие большие доли рынка благодаря технологичности и качеству. В России никто и не строил развитую, способную конкурировать своими изделиями продукцию, Газпром национальное достояние, которое сейчас в минус пошёл. По тому и ВПК сильно зависит о всяких чёрных, серых схем поставок комплектующих, которые постепенно перекрывают.
      Цитата: Santa Fe
      Чем обоснованы все восторги насчет гениальности шведов?

      Тем что у них при таком количестве населения всё своё и к тому же уровень жизни один из лучших в мире.
      1. -2
        29 декабря 2024 17:00
        Цитата: karabas-barabas
        Эриксон, Бофорс, Скания (небольшое производство, ага))), Электролюкс, имеющие большие доли рынка благодаря технологичности и качеству.

        В РФ есть Ростех, Росатом, Касперский, Яндекс как минимум.

        Цитата: karabas-barabas
        В России никто и не строил развитую, способную конкурировать своими изделиями продукцию

        Ну а как же Росатом, Ростех (истребители, например) да даже ОСК со своими кораблями и подаодными лодками.

        Цитата: karabas-barabas
        По тому и ВПК сильно зависит о всяких чёрных, серых схем поставок комплектующих

        Согласен, в отличии от центра мировой полупроводниковой промышленности - Швеции, в РФ с этим емть проблемы.

        Цитата: karabas-barabas
        Тем что у них при таком количестве населения всё своё

        Сейчас всё своё только у КНДР.
        1. -1
          29 декабря 2024 17:31
          Цитата: NordOst16
          В РФ есть Ростех, Росатом, Касперский, Яндекс как минимум.

          И где их конкурентноспособная продукция на мировом рынке?
          Цитата: NordOst16
          Ну а как же Росатом, Ростех (истребители, например) да даже ОСК со своими кораблями и подаодными лодками.

          Истребители ещё в СССР эти сделали и теперь только модернизируют. Где новые машины? Корабли, подводные лодки.., где они кроме ВС РФ востребованы, которым негде больше брать это? А что с автомобилями, автобусами, грузовиками, бытовой и коммуникационной техникой?
          Цитата: NordOst16
          Согласен, в отличии от центра мировой полупроводниковой промышленности - Швеции, в РФ с этим емть проблемы.

          В Швеции сидят Боши, Сименсы и тп, которые руками шведов, для шведов делают всё что их промышленности надо. В любой наземной, надводной или воздушной техники масса комплектующих помимо полупроводников. Никто нигде и не утверждает что санкции это манна небесная и наконец-то заживём, кроме РФ. Швеция часть западного мира и глобального рынка.
          Цитата: NordOst16
          Сейчас всё своё только у КНДР.

          У КНДР сильная зависимость от КНР и всё что КНДР делает это уровень 60-70х годов.
          1. 0
            29 декабря 2024 18:42
            Цитата: karabas-barabas
            И где их конкурентноспособная продукция на мировом рынке?

            Истребители и вертолёты, проектирование, строительство АЭС, а также их обслуживание, касперский поставляет свои продукты в 200+ стран (если верить Forbes), Яндекс имел бизнес за бугром до начала войны.

            Цитата: karabas-barabas
            Истребители ещё в СССР эти сделали и теперь только модернизируют. Где новые машины?

            F15/16 тоже времён Холодной войны (а так же добрая часть других систем), их можернизируют, производят и продают. Новые машины есть - Су57, например.

            Цитата: karabas-barabas
            Корабли, подводные лодки.., где они кроме ВС РФ востребованы, которым негде больше брать это?

            Как минимум, в Индии, Вьетнаме, Китае.
            Великобритания, Дания и другие страны ЕС тоже не могут закупить Су57 и вынуждены приобретать F35. xD

            Цитата: karabas-barabas
            А что с автомобилями, автобусами, грузовиками, бытовой и коммуникационной техникой?

            Производят их, не без проблем, но производят. И коммуникационную технику, не всю, не такого высокого качества, но проектируют и изготавливают.

            Цитата: karabas-barabas
            В Швеции сидят Боши, Сименсы и тп, которые руками шведов, для шведов делают всё что их промышленности надо.

            Вот видите, а в РФ сидят отечественные фирмы, которые делают тоже самое. А сто не могут - закупают за бугром у Шкоды, Сименса, GE и других западных компаний, которые, конечно же, "ничего" не поставляют.

            Цитата: karabas-barabas
            В любой наземной, надводной или воздушной техники масса комплектующих помимо полупроводников.

            Которые шведы частью изготавливают в Швеции, а частью за бугром закупают, как и мы.

            Цитата: karabas-barabas
            Никто нигде и не утверждает что санкции это манна небесная и наконец-то заживём, кроме РФ.

            Да и в РФ это заявляют либо больные, либо те, кто с больными работает. Все остальные говорят о проблемах, но подчёркивают то, что проблемы буду преодалены, а все прставленные цели реализованы.

            Цитата: karabas-barabas
            КНДР сильная зависимость от КНР и всё что КНДР делает это уровень 60-70х годов.

            Ну вот, если бы Швеция всё сама делала бы, то уровень +/– был бы таким же.
            1. 0
              29 декабря 2024 20:59
              Цитата: NordOst16
              Дания и другие страны ЕС тоже не могут закупить Су57 и вынуждены приобретать F35. xD

              Было бы смешно, если не было бы так грустно комментировать весь этот флуд. Вы очень далеки от машиностроения и современных технологических стандартов, по этому и пишете всякую отсебятину, лишь бы типа оппонировать. Никакого Су-57 нет, а есть пол дюжины прототипов. В отличии от США с их Ф-35.
              Цитата: NordOst16
              проблемы буду преодалены, а все прставленные цели реализованы.

              Пустой лозунг, ничем не обоснованный. Что подтверждает закрытие массы проектов. Можно посмотреть на пропагандистский сайт "Сделано у нас" 10и летней давности, где все эти громкие заявления только в будущем времени, запустят, откроют, создадут.. и ничего из этого не было сделано. А если бы Вы хоть что-то в создании и производстве высокотехнологичных продуктов понимали, то не лепили бы эти лозунги, обо понимали в чём проблема.
              Цитата: NordOst16
              Которые шведы частью изготавливают в Швеции, а частью за бугром закупают, как и мы.

              В версии Грипен Е только двигатель и РЛС АФАР не шведские, Грипены А, Б, Ц, Д полностью шведские.
              Цитата: NordOst16
              Ну вот, если бы Швеция всё сама делала бы, то уровень +/– был бы таким же.

              Пишите ещё, не останавливайтесь. Вам ведь плевать на действительность, а нафантазировать можно ещё на несколько томов.
              1. +1
                29 декабря 2024 23:59
                Цитата: karabas-barabas
                Было бы смешно, если не было бы так грустно комментировать весь этот флуд. Вы очень далеки от машиностроения и современных технологических стандартов, по этому и пишете всякую отсебятину, лишь бы типа оппонировать.


                Видимо вы высокий знаток современных промышленных стандартов. Ну что же, кого только не встретишь на просторах интернета. Но, как подсказывает мой личный опыт, чем больше гонора, тем меньше из себя представляет человек в профессиональном плане.

                Цитата: karabas-barabas
                Никакого Су-57 нет, а есть пол дюжины прототипов. В отличии от США с их Ф-35.

                Что касается пол дюжины прототипов, то, судя по новостям и периодическим посравкам в войска, Су57 уже пошёл в серию. Не так скоро как ожидалось и не в таком количестве как хотелось, но что есть.
                Кроме этого не стоит забывать про проблеме с отработеой F35 и отказ/невозможность модернизации части ранних бортов под последний уровень модернизации машины.

                Цитата: karabas-barabas
                Пустой лозунг, ничем не обоснованный. Что подтверждает закрытие массы проектов. Можно посмотреть на пропагандистский сайт "Сделано у нас" 10и летней давности, где все эти громкие заявления только в будущем времени, запустят, откроют, создадут.. и ничего из этого не было сделано. А если бы Вы хоть что-то в создании и производстве высокотехнологичных продуктов понимали, то не лепили бы эти лозунги, обо понимали в чём проблема.

                Ну что же, работаю я в научной сфере (правда, в биологии) и прекрасно знаю чего стоит освоить сложную методику или изобрести нечто новое. Масштабы другие, но и лаборатория - не КБ с заводом.
                Что касается ничего не сделано - по МС21, не без проблем, но дело идёт, экспериментальные борьы летают. ПД14 под него испытывается и собирается. Поднять авиалайнер воздух с собственными двигателями - дорогого стоит. Чем не достижение?

                Цитата: karabas-barabas
                В версии Грипен Е только двигатель и РЛС АФАР не шведские, Грипены А, Б, Ц, Д полностью шведские.

                Версии Е так же ещё, как минимум, системы БКО (РЭБ) нашлемны индикаторы компании Leonardo. Двигатель, РЛС, БКО, РЭБ, нашлемный индикатор - не много ли импорта для отечественного борта? Российские истребители Су30/34/35/57 в этом плане значительно выделяются в лучшую сторону.

                Цитата: karabas-barabas
                Пишите ещё, не останавливайтесь. Вам ведь плевать на действительность, а нафантазировать можно ещё на несколько томов.

                Среди моих знакомых и друзей есть разные личности. Одни "шашки наголо", другие оптимисты, а третьи – полные пессимисты у которых вся жизнь тлен и говно, но при этом в проблемах они винят всех кроме себя, ничего не стараются сделать для того, чтобы изменить свою жизнь. Что самое интересное, эти люди считают, что где-то там, за бугром есть страна, где всё куда лучше чем здесь и родись они там, то жизнь у них пошла иначе. Вы напоминаете мне последних.)
  7. -2
    28 декабря 2024 07:24
    Была у Карлсона такая крутая фирма как Volvo.Вроде как и сейчас есть,да уже не совсем его.Так что как бы и Saab вдруг бы не стал ..не совсем его
  8. -4
    28 декабря 2024 07:25
    Передайте шведышен королю фигвам ему ,а не Кемску волость! . . . soldier
  9. -2
    28 декабря 2024 07:46
    Не надо забывать, что шведы не находятся под санкциями и имеют доступ к западным технологиям и комплектующим. Рзработь самолёт и запустить его в серию в условной Швеции или Италии не то же самое, что создать и запустить самолёт в производство в КНР или РФ, которым все комплектующие необходимо производить у себя.
    1. -4
      28 декабря 2024 10:55
      Цитата: Vulpes
      Не надо забывать, что шведы не находятся под санкциями и имеют доступ к западным технологиям и комплектующим

      Вот именно. Что там шведского в самолёте? Планер? Если ввести санкции, то от самолета останется минивэн Вольво.
    2. -1
      28 декабря 2024 11:48
      Эт точно. Как только уставший хехемон увидит в Грифоне конкурента, как Грифон останется без двигателя. И что тогда? Вместо Грифона - неподвижная тушка.
    3. +3
      28 декабря 2024 20:53
      Цитата: Vulpes
      имеют доступ к западным технологиям и комплектующим. Рзработь самолёт и запустить его в серию в условной Швеции или Италии не то же самое, что создать и запустить самолёт в производство в КНР или РФ

      У РФ до 2014го было не меньше доступа к о всему что захочется. И кто Вам сказал что все комплектующие к продукции ВПК РФ делают в РФ??
  10. -4
    28 декабря 2024 08:34
    Как я понял из статьи главная "модернизация" в этом самолёте это электроника. Ну так напичкайте электроникой МиГ-21 и он тоже будет успешно противостоять F-22 и F-35. Дайте ему новый двигатель и он станет ещё быстрее. А маневренность у МиГ-21 и так отличная.
    1. -2
      28 декабря 2024 08:48
      Цитата: двп
      Ну так напичкайте электроникой МиГ-21 и он тоже будет успешно противостоять F-22 и F-35
      В самую десятку!
      1. +5
        28 декабря 2024 10:59
        Цитата: двп
        А маневренность у МиГ-21 и так отличная.

        Нет!
        Манёвренность у Миг-21 хреновая. А ещё хреновый двигатель. На 21-ом заглохший двигатель в полёте - обычное дело.
        Попытки модернизировать Миг-21 предпринимались в конце 90-х. В основном БРЭО. Но овчинка выделки не стоит.
    2. +2
      28 декабря 2024 11:23
      Ну так напичкайте электроникой МиГ-21 и он тоже будет успешно противостоять F-22 и F-35


      Не будет. Потенциал модернизации исчерпан. Планер не позволит впихнуть самое лучшее. Весовые характеристики уровня 60-ых. Про ЭПР вообще тогда не думали.
  11. 0
    28 декабря 2024 08:46
    Какой-то странный истребитель - отсутствие УВТ, нет даже никакого намека на хоть какую-то расфокусировку теплового следа, почему-то шведы не посмотрели и в сторону незаметности от РЛС, ибо торчащие, как прыщи у малолетнего длб пилоны для установки на них топливных баков или ракет прямо-таки и кричат - обнаружь меня поскорее! На мой взгляд, среди буржуйских машин французский Rafale или американский F-35 гораздо интересней, чем эта сборная из разных комплектующих солянка. Двигатель американский, электроника - не знаю чья, но уверен, что это сторонняя разработка. Система катапультирования по-моему британская. Одним словом, чем-то напоминает израильский Kfir, собранный из того, что было. Почему-то сразу вспомнилось - мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский...
    1. +1
      28 декабря 2024 11:21
      Цитата: Luminman
      почему-то шведы не посмотрели и в сторону незаметности от РЛС, ибо торчащие, как прыщи у малолетнего длб пилоны для установки на них топливных баков или ракет прямо-таки и кричат - обнаружь меня поскорее!

      А толку в малозаметности пилонов, если на них висит частокол вооружения и подвесных контейнеров, превращающий самолёт в летающий уголковый отражатель?
      Чтобы эта малозаметность пилонов сработала, самолёт должен сбрасывать боевую нагрузку сразу при входе в зону обнаружения РЛС противника - на головы своих же. smile
      1. 0
        28 декабря 2024 17:07
        Цитата: Alexey RA
        А толку в малозаметности пилонов, если на них висит частокол вооружения и подвесных контейнеров?
        Вот я и говорю, что пилоны малину всю и портят. И то, что на них подвешено...
        Цитата: Alexey RA
        превращающий самолёт в летающий уголковый отражатель
        Здесь, скорее все наоборот - самолету с таким подвесным грузом не поможет уже никакой уголковый отражатель (если он только есть на борту)
    2. 0
      28 декабря 2024 11:52
      ...торчащие, как прыщи у малолетнего длб пилоны для установки на них топливных баков или ракет прямо-таки и кричат - обнаружь меня поскорее!

      Да ладно пилоны, огромная вертикальная отражающая поверхность на хвосте!
    3. -2
      28 декабря 2024 11:58
      Электроника французская
      1. +2
        28 декабря 2024 21:12
        Цитата: Totor5
        Электроника французская

        С каких пор Эриксон и Сааб французами стали?
        1. +1
          29 декабря 2024 00:24
          26 апреля 2007 года Норвегия подписала соглашение о совместной разработке на сумму 150 миллионов норвежских крон с Saab для сотрудничества в программе разработки Gripen, включая интеграцию норвежской промышленности в разработку будущих версий самолета.  В июне того же года Saab также заключила соглашение с Thales Norway A/S относительно разработки систем связи для истребителя Gripen. 

          В полете Gripen способен нести до 6500 кг (14 330 фунтов) разнообразного вооружения и оборудования. Оборудование включает в себя внешние сенсорные модули для разведки и целеуказания, такие как модуль наведения LITENING от Rafael , модульная система разведывательных модулей от Saab или цифровой совместный модуль разведки от Thales. 

          Gripen имеет передовой и интегрированный комплект средств радиоэлектронной борьбы, способный работать в необнаруживаемом пассивном режиме или активно глушить вражеские радары; система предупреждения о приближении ракет пассивно обнаруживает и отслеживает приближающиеся ракеты. В ноябре 2013 года было объявлено, что Saab станет первым, кто предложит одноразовый активный глушитель BriteCloud, разработанный Selex ES

          Thales SA , торгующая как Thales Group  — французская многонациональная аэрокосмическая и оборонная корпорация, специализирующаяся на электронике . Она проектирует, разрабатывает и производит широкий спектр аэрокосмических и военных систем, устройств и оборудования, а также работает в секторах кибербезопасности и ранее гражданского наземного транспорта . Штаб-квартира компании находится в деловом районе Парижа , Ла Дефанс 

          В связи с маркетинговыми усилиями Gripen в нескольких странах, включая Южную Африку, Австрию, Чешскую Республику и Венгрию, появились сообщения о широко распространенном взяточничестве и коррупции со стороны BAE Systems и Saab. В 2007 году шведские журналисты сообщили, что BAE дала взятки, эквивалентные миллионам долларов. После уголовных расследований в восьми странах, только один человек в Австрии, Альфонс Менсдорф-Пуйи , был привлечен к ответственности за взяточничество. Скандал запятнал международную репутацию Gripen, BAE Systems, Saab и Швеции.

          Двухместный самолет, обозначенный как «Gripen Demo», был заказан в 2007 году в качестве испытательного стенда для различных модернизаций.  Он был оснащен двигателем General Electric F414G , усовершенствованным двигателем Boeing F/A-18E/F Super Hornet . Максимальный взлетный вес Gripen NG был увеличен с 14 000 до 16 000 кг (30 900–35 300 фунтов), внутренняя топливная емкость была увеличена на 40 процентов за счет перемещения шасси, что также позволило добавить две дополнительные точки подвески на нижней стороне фюзеляжа. Его боевой радиус составлял 1300 километров (810 миль) при перевозке 6 УР класса «воздух-воздух» (4 RR + 2 IR) и внешнего бака. Радар PS-05/A заменен новым радаром Raven ES-05  с активной решеткой с электронным сканированием (AESA), который основан на семействе радаров Vixen AESA от Selex ES (с 2016 года Finmeccanica, затем Leonardo SpA ).

          Selex ES была дочерней компанией Finmeccanica , работающей в сфере электроники и информационных технологий, базирующейся в Италии и Великобритании , и образованной в январе 2013 года после решения Finmeccanica объединить свои существующие предприятия SELEX Elsag и SELEX Sistemi Integrati в SELEX Galileo, непосредственного предшественника Selex ES. [ 3 ] С 1 января 2016 года деятельность Selex ES была объединена с сектором электроники, систем обороны и безопасности Leonardo-Finmeccanica, став Leonardo SpA 

          Вся авионика Gripen полностью интегрирована с использованием пяти цифровых шин данных MIL-STD-1553 B , что описывается как « слияние датчиков ».MIL-STD-1553 — военный стандарт , опубликованный Министерством обороны США , который определяет механические , электрические и функциональные характеристики последовательной шины данных . Первоначально она была разработана как авиационная шина данных для использования с военной авионикой , но также стала широко использоваться в подсистемах обработки бортовых данных космических аппаратов (OBDH), как военных, так и гражданских, включая использование на космическом телескопе Джеймса Уэбба . 

          Gripen поступил на вооружение с  многорежимным радаром импульсно-доплеровского диапазона PS-05/A X , разработанным Ericsson и GEC-Marconi , который основан на усовершенствованном радаре Blue Vixen последнего для Sea Harrier , который также послужил основой для радара CAPTOR истребителя Eurofighter . Будущий Gripen E/F будет использовать новый радар с АФАР Raven ES-05, созданный на основе семейства радаров Vixen AESA от Selex ES
          Marconi Electronic Systems ( MES ), или GEC-Marconi , как было до 1998 года, была оборонным подразделением General Electric Company (GEC). Она была отделена от GEC и куплена British Aerospace (BAe) 30 ноября 1999 года, образовав BAE Systems . Затем GEC переименовала себя в Marconi plc .Сегодня MES существует как BAE Systems Electronics Limited , дочерняя компания BAE Systems, но активы были реорганизованы в другие подразделения этой компании. Связанные с MES предприятия включают BAE Systems Submarine Solutions , BAE Systems Surface Ships , BAE Systems Insyte и Selex ES (теперь часть Leonardo ).

          Blue Vixen — британский бортовой радар, разработанный и построенный для Королевского флота компанией Ferranti Defence Systems (позже GEC-Marconi ), Эдинбург , Шотландия. 

          Из трех многофункциональных дисплеев (MFD) центральный дисплей предназначен для навигационных и миссионерских данных, дисплей слева от центра показывает состояние самолета и информацию о радиоэлектронной борьбе, а дисплей справа от центра содержит сенсорную и огневую информацию

          Saab и BAE разработали Cobra HMDS для использования в Gripen, на основе Striker HMDS, используемой в Eurofighter. К 2008 году Cobra HMDS была полностью интегрирована в действующие самолеты и доступна в качестве опции для экспортных клиентов; она была модернизирована в более старых шведских и южноафриканских Gripen. HMDS обеспечивает управление и информацию о целеуказании, данных датчиков и параметрах полета, и опционально оборудована для ночных операций и химической/биологической фильтрацией.  Все соединения между HMDS и кабиной были спроектированы для быстрого отсоединения, для безопасного использования системы катапультирования

          Все находящиеся в эксплуатации Gripen по состоянию на январь 2014 года оснащены турбовентиляторным двигателем Volvo RM12 (теперь GKN Aerospace Engine Systems), производным по лицензии от General Electric F404. Как и Gripen, испытательные модели Dassault Rafale использовали двигатели F404, пока их не заменили на двигатель SNECMA M88-2  на серийных самолетах

          Snecma M88 — французский турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой, разработанный компанией Snecma (теперь известной как Safran Aircraft Engines ) для истребителя Dassault Rafale .

          Safran Aircraft Engines , ранее Snecma ( Société Nationale d'études et de Construction de Engines d'aviation ) или Snecma Engines , — французский производитель авиационных двигателей со штаб-квартирой в Куркуронне и дочернее предприятие Safran . Компания разрабатывает, производит и обслуживает двигатели для коммерческих и военных самолетов , а также ракетные двигатели для ракет-носителей и спутников .

          GKN Ltd — британская многонациональная компания по производству автомобильных и аэрокосмических компонентов со штаб-квартирой в Реддиче , Англия. Это был давний бизнес, известный на протяжении многих десятилетий как Guest, Keen и Nettlefolds . Его истоки можно проследить до 1759 года и зарождения промышленной революции . В 2018 году GKN plc была приобретена Melrose Industries plc в результате враждебного поглощения. Melrose продала GKN Automotive и GKN Powder Metallurgy в 2023 году и разместила их как Dowlais Group на Лондонской фондовой бирже. GKN Aerospace по-прежнему принадлежит Melrose plc.
          На протяжении 2010-х годов наблюдался высокий спрос на авиационные конструкции GKN; ранее компания получила контракты на производство элементов Boeing 787 , Airbus A350 XWB , Airbus A400M Atlas и Lockheed Martin F-35 Lightning II , а также множества других самолетов.  В начале 2011 года было объявлено, что GKN и EADS будут сотрудничать в разработке радикальной технологии производства аддитивных слоев для аэрокосмических целей.  В том же году Honda Aircraft Company выбрала GKN для производства всего композитного фюзеляжа своего Honda HA-420 HondaJet на заводе последней в Алабаме . В конце 2012 года она открыла новый завод по производству композитных материалов в Мехикали , Мексика .  В том же году компания GKN получила контракт на поставку компонентов фюзеляжа для вертолета Bell 525 Relentless 
          1. 0
            29 декабря 2024 17:57
            Ну и к чему тут эту простыню постить? А в Мерседесе Бош свечи и Хэлла фонари стоят? Всё, это уже не Мерседес вовсе? Посмотрите как и кем разрабатывался Грипен, это Saab, Volvo, Ericsson, FFV Aerotech создали концерн JAS. Большинство систем как предупреждение о подсветке радара SAAB-Electronics-BOW-21 или RWS-300. Подсветка лазером Saab-LWS-310. Предупреждение атак РВВ- Saab MAW-300. РЭБ- Ericsson Saab Avionics EWS39. Авионика PS-05/A Ericsson/GEC-Marconi, центральный компьютер. Ericsson-SDS-80. До Грипен Е, Грипен А, Б, С, Д летали на двигателях Вольво Volvo Aero RM12 и Volvo Aero RM12UP. От того что Грипен Е получил РЛС АФАР, систему связи Линк16 и американский двигатель он не перестал быть шведским истребителем, ведь даже эти не созданные в Швеции компоненты подгоняли и интегрировали всё же шведы.
            1. 0
              29 декабря 2024 18:31
              Гриппен это продукт глобальных корпораций НАТО, а не шведский самолет.
              А поместил я сюда эту короткую простыню, чтоб меньше было комментов и плача о том, что мелкая Швеция смогла, а Россия дескать ничего не может.
              Можете иметь свое мнение о том что считать шведским, но у меня оно свое и оно не беспочвенно.
              1. +1
                29 декабря 2024 21:16
                Вы поместили статью демагогии, большая часть которой вообще к теме не имеет отношения. Я выше перечислил что в Грипене шведского (всё) и кто Грипен создал (шведы) и любой может историю создания Грипена, как и его предшественников самостоятельно найти. А Вы можете и дальше сову на глобус натягивать.
                1. 0
                  29 декабря 2024 22:32
                  Заблуждаться - это ваше право. Как и ваши игры с совой.
    4. +1
      28 декабря 2024 21:11
      Цитата: Luminman
      электроника - не знаю чья, но уверен, что это сторонняя разработка.

      Электроника у них своя, Эриксон и Сааб.
    5. 0
      28 декабря 2024 21:26
      "Малозаметность" - это уменьшение дальности применения оружия противником ниже чем у твоего , а не шапка - невидимка . Работает только когда есть запас по расстоянию и развитые (и очень дорогие) средства контроля обстановки и управления . РЭБ же бооется с уже применённым оружием и таких ограничений нет .
    6. 0
      29 декабря 2024 12:37
      Ребята, всегда забываете важнейший критерий ЛЮБОЙ военной техники. А ето критерий стоимост-ефективност!!! К сожалению он у Gripena один из лучших если не лучший в мире!!! При весьма умеренной цене (она 2,3 раза ниже чем у Ф-16 блок 70) имеет схожие характеристики и даже по очень многим параметрам опережает его. Насчет возможности иползовать его с дорог обющего пользования даже и говорить незачем. Ф-16 даже с нормальных бетонных полос летат не может. А то что самолет можно снарядит для повторного боевого вылета за 10 десять минут!!! Ето в бою много значит. Как минимум у тебя при тем же количеством самолетов у тех у кого Грипен будет больше машин в воздухе!!! Как-то так.
      1. +1
        29 декабря 2024 14:26
        Цитата: nedgen
        А ето критерий стоимост-ефективност
        Для оружия главное - это его эффективность и нанесение как можно большего ущерба врагу. А его стоимость - дело десятое. Это не пассажирский самолёт и не грузовик...
        1. 0
          29 декабря 2024 16:28
          Цитата: Luminman
          Цитата: nedgen
          А ето критерий стоимост-ефективност
          Для оружия главное - это его эффективность и нанесение как можно большего ущерба врагу. А его стоимость - дело десятое. Это не пассажирский самолёт и не грузовик...

          Именно в етом ваша ошибка. Один из самых ефективных танков второй мировой ето Тигр. И что? Из за высокой цены и сложности их сделали всего около 1100. А сколько Т-34 сделали? Напомнит? Около 36 000. Пантер сделали около 5500. И все равно против лавины Т-34 и с запада в конце войны Шерманов они просто капля в море. Меж впрочем ситуация с танками сейчась такая же. Цена Лео-2А6 почти в два раза выше чем у Т-90. А у абрика и того больше. Что при той же цене Т-90 можно наклепат 2,5-3 раза больше. И к тому же металла в Т-90 1.5 раза меньше. Так что цена играет огромное значение. Именно поетому критерий не только цена а цена-ефективност!!! Потому что если цена очень низкая, но ефективност около нуля то все равно критерий цена ефективност будет около нуля. Но если цена низкая, а ефективност немного ниже остальных конкурентов то критерий становится куда выше. Тем более что низкая цена Грипена не особо отражается на его ефективности. По сравнению даже с Рафалем и Тайфуном ефективност если и ниже то совсем немного. А в сравнении с Ф-16 определенно выше. Он уступает Ф-16 -ому только по весу боевого груза. А по остальным параметрам определенно лучше. А как уже писал по времени подготовки для повторного вылета в 10 мин вряд ли есть конкурентов в етом отношении во всем мире. Даже сам Покрышкин в свое время уважал Кобру И из за времени подготовки к повторному вылету. У Р-39 (Кобра) и Р-63(королевская кобра) оно было меньше чем у всех истребителей во всем мире что позволяло иметь больше самолетов в воздухе при сравнимом с противником количество самолетов!!! hi
          1. +1
            29 декабря 2024 20:09
            Цитата: nedgen
            Тигр. И что? Из за высокой цены и сложности их сделали всего около 1100
            Их сделали так мало, потому что Германия остро нуждалась в сырье...
            Цитата: nedgen
            Цена Лео-2А6 почти в два раза выше чем у Т-90
            Не стоит сравнивать стоимость труда у немецкого и российского рабочего - начиная от разработки и заканчивая сборкой и поставкой комплектующих. К тому же, предприятия, на которых делают танки, управляется правительством, а это значит, что цены на танки назначает оно, а не частный владелец. А это большая разница...
    7. 0
      30 декабря 2024 01:49
      Цитата: Luminman
      Какой-то странный истребитель - отсутствие УВТ

      А он - однодвигательный. УВТ (речь не о вертикальном взлете/посадке) здесь не сделать.
      1. +1
        30 декабря 2024 09:07
        Цитата: Комета
        А он - однодвигательный. УВТ (речь не о вертикальном взлете/посадке) здесь не сделать
        УВТ не только для вертикального взлета и посадки - маневр и управление угловой скоростью...
        1. 0
          30 декабря 2024 14:50
          Цитата: Luminman
          УВТ не только для вертикального взлета и посадки - маневр и управление угловой скоростью...

          Так у Грипена один двигатель, а сопло может поворачиваться только в одной плоскости.
          1. +1
            30 декабря 2024 17:47
            Так у Грипена один двигатель, а сопло может поворачиваться только в одной плоскости
            Что-то я не нашел на этом двигателе управляемого сопла. Ткните носом...
            Цитата: Комета
            сопло может поворачиваться только в одной плоскости
            В какой именно плоскости? wink
            1. 0
              30 декабря 2024 21:00
              Цитата: Luminman
              Что-то я не нашел на этом двигателе управляемого сопла.

              А оно не имеет смысла не однодвигательном самолете.
              Цитата: Luminman
              В какой именно плоскости?

              Это зависит от угла установки.
  12. -4
    28 декабря 2024 08:49
    Дело то не в машине. Самое главное в самолете - пилот.
    1. +3
      28 декабря 2024 09:18
      Сейчас,к сожалению на первое место выходит электроника. Она быстрее реагирует, думает, дальше видит,у неё нет эмоций,и она не боится перегрузок.
      1. +2
        28 декабря 2024 21:19
        Цитата: двп
        на первое место выходит электроника

        Так чтоб эффективно выжать из этой электроники близко к 100% нужен опытный пилот. По этому и сроки обучения пилотов истребителей по несколько лет + постоянная стажировка при внедрении новых типов вооружения, РЛС и пр. Как пример Ф-16 ВСУ. Научить то им пилотировать может и не долго, Ф-16 считается простым и надёжным в управлении ЛА. А вот пользоваться всякими боевыми подсистемами, тактикой применения и боевому пилотированию уже на порядок сложнее.
        1. -1
          28 декабря 2024 21:52
          Самолёт шестого поколения будет беспилотным. Тут мне вспоминается эпизод из фильма "Белый тигр", где главный герой объясняет начальнику особого отдела:" в нем нет экипажа,он мертвый. Он ни струсит,ни ошибётся,он все сделает правильно". Ещё во времена моей срочной службы (я служил в ВВС 85-87) , офицеры говорили что пилот нужен только чтобы посадить самолёт, остальное Су-24 сделает сам.
          1. +1
            28 декабря 2024 22:01
            Цитата: двп
            Самолёт шестого поколения будет беспилотным.

            Все известные проекты ЛА 6го поколения делают пилотируемыми. С опцией беспилотного использования. До сих пор не могут ИИ мухи симулировать, по этому человека ещё долго ИИ не заменит. Просто концепция ЛА 6го поколения подразумевает в себе использование целого комплекса из головного и ведомых ЛА, где головной ЛА может иметь одного, или даже 2х пилотов, которые управляют целой эскадрильей беспилотных ЛА с РЛС и вооружением. Беспилотное использование ЛА 6го поколение, как мне видится, для менее интенсивных миссий, типа патрулирование, или конфликтов малой интенсивности, где надо умение-вылетел, отбомбился, прилетел. Если же, чисто гипотетически, конфликт с противником у которого также имеется многочисленная, современная ВВС и прочие ВС, ВМС, ПВО, то тогда пилот нужен чтоб использовать весь потенциал такого ЛА.
  13. -4
    28 декабря 2024 09:58
    Шведы постарались на славу.Но сам Gripen E имеет большой для истребителя ЭПР,и РЭБ тут не сильной поможет. Ведь главная концепция Gripen E,такая же как F-22,завоевание господства в воздухе,в основном в ДБ,СБ. В ББ,из-за отсутствия УВТ у Gripen E просто нет шансов против Су-35/57.И стоит Gripen E почти как F-35.
  14. 0
    28 декабря 2024 10:02
    Эх! Ну, почему Чубайс - еврей, а не швед?! Вот бы он им там дал похохотать, как с Роснано. Они бы к бипланам вернулись. Или к воздушным шарам. В лучшем случае.
  15. -1
    28 декабря 2024 10:10
    То есть, если проводить морские аналогии, то нечто схожее с модульными фрегатами, идея которых была столь распространена в начале 2000-х годов.


    Сия идея, воплощенная в металл, показала свою нежизнеспособность. Видимо, тоже самое ожидает и "Грипен". Врочем, "опыт, сын ошибок трудных", есть мерило качества и эффективности. Когда "Гривен" ступит в реальный бой, тогда и посмотрим насколько он хорош.
  16. 0
    28 декабря 2024 10:29
    Самое интересное ,что Saab не купился на американские сказки ,про супер невидимость для радаров и самая свежая модель самолета Gripen E,построена по классической схеме .
    А чего это вдруг ?
    1. +3
      28 декабря 2024 12:01
      А по какой схеме должен быть дешевый универсальный самолёт? Тот же Ф18 никто менять не собирается, тк у него свои плюсы типа того что навесить можно больше всего и тд
      1. 0
        28 декабря 2024 12:06
        Цитата: Totor5
        А по какой схеме должен быть дешевый универсальный самолёт?

        По схеме малозаметный .Китай же повелся и мы повелись .А шведы нет ,они быстро просчитали что это маркетинговый ход
        1. 0
          28 декабря 2024 12:23
          Тут где то отмечали, что население в Швеции меньше, чем в Москве. Вот это и есть основная причина. А не маркетинговый ход.
          Они бы с удовольствием избавились от огромной вертикальной отражающей поверхности на хвосте. С неё надо начинать борьбу за малозаметность.
          Но это - новый планер. Они просто не потянут новый самолёт. Так же, как и свой двигатель не потянут. И у нас, кстати, Су и МиГ модернизируют, а вертикальные плоскости на хвосте остаются. А вот на полностью новых самолётах - уже наклонные.
          1. 0
            28 декабря 2024 12:44
            Цитата: boriz
            Тут где то отмечали, что население в Швеции меньше, чем в Москве. Вот это и есть основная причина. А не маркетинговый ход.
            Они бы с удовольствием избавились от огромной вертикальной отражающей поверхности на хвосте. С неё надо начинать борьбу за малозаметность.
            Но это - новый плане

            Не скажу где читал ,уже не вспомнить.Но шведы достаточно серьезно подошли к Gripen E и отказались не просто так. Средства и методы обнаружения тоже совершенствуются параллельно,конструкция малозаметности влияет на полетные качества машины ,а тепловой след вообще не решили как убрать. Так что теория молозаметности больше похожа на рекламу Так что при всех плюсах решили не заморачиваться и не тратить средства.
            1. 0
              28 декабря 2024 12:48
              Так что при всех плюсах решили не заморачиваться и не тратить средства.

              Так и я про это. Кто то позволит себе сделать хитрые сопла, а кто то и мечтать об этом не может. Кто то уберёт вооружение внутрь, а у Грифона убрать не куда, маленький. Надо долго и старательно вылизывать аэродинамику, а им проще сделать по топорному, тут и про малозаметность речи нет.
            2. +3
              28 декабря 2024 21:36
              Цитата: APASUS
              Так что теория молозаметности больше похожа на рекламу Так что при всех плюсах решили не заморачиваться и не тратить средства.

              Вы видимо статью невнимательно читали. Шведы не делают ЛА 5го поколения, потому что выбрали модернизацию Грипена до уровня Грипен НГ. То есть Грипен Е не абсолютно новый ЛА, а сделан на базе того же Грипена Д. В статье указывается что Грипен Е имеет подсистемы помогающие лучше обнаруживать ЛА 5го поколения, чем это может просто обычный РЛС. Другими словами, Грипен Е лучше видит ЛА 5го поколения, чем конкуренция, а не- малозаметность ЛА 5го поколения фуфло и маркетинговый ход. Малозаметность для РЛС это не теория, а действительность, при чём фатальная для тех стран, которые с этим столкнутся, по этому все новейшие ЛА, которые где либо в мире создаются с нуля, создаются с учётом параметров малозаметности и по этому Ф-35 уже на вооружении десятков стран и очередь только увеличивается. И болтовня о том что малозаметность влияет как то негативно на полётные качества непонятно от куда высосана, видимо ещё с обсуждения Ф-117, который действительно в угоду малозаметности не был особо манёвренным ЛА и никакого отношения к Ф-22, или Ф-35 не имеет.
              1. 0
                2 января 2025 08:40
                Цитата: karabas-barabas
                Вы видимо статью невнимательно читали. Шведы не делают ЛА 5го поколения, потому что выбрали модернизацию Грипена до уровня Грипен НГ.

                Я вам пишу не то что написано в статье ,а что знал ранее.Шведы тоже стояли на пороге и решали ,строить ли им самолет с параметрами невидимости или модернизировать старый. Выбрали модернизацию ,посчитав идею невидимки рекламным ходом
                1. 0
                  2 января 2025 20:12
                  Цитата: APASUS
                  Выбрали модернизацию ,посчитав идею невидимки рекламным ходом

                  С чего это они посчитали снижение ЭПР "рекламных ходом"? Ну это же объективно чушь! Где можно такую цитату шведов увидеть? Даже в ЛА 4го поколения внедряются технологии малозаметности, используя авиационный композит вместо дюраля, на передних кромках крыльев, хвостовое оперение, нос. Также все современные КР делают с технологиями стелс.
                  1. 0
                    9 января 2025 08:08
                    Цитата: karabas-barabas
                    С чего это они посчитали снижение ЭПР "рекламных ходом"? Ну это же объективно чушь!

                    Вы не читали весь диалог :
                    Средства и методы обнаружения тоже совершенствуются параллельно,конструкция малозаметности влияет на полетные качества машины ,а тепловой след вообще не решили как убрать.
                    1. 0
                      9 января 2025 20:03
                      Цитата: APASUS
                      Средства и методы обнаружения тоже совершенствуются параллельно

                      Это тоже верно отчасти, но во первых это касается систем на ЛА в воздушном пространстве и вряд-ли на расстояния более 100км, что для современных РЛС АФАР ЛА 5го поколения слишком мало, а во вторых самую большую опасность ЛА 5го поколения представляют для ПВО систем с их "традиционной" РЛС, как и наверное 99% всех ЛА истребителей. У современных ПВО среднего-ближнего радиуса появляются конечно мачты с мощными ОЛС и соответственно возможность работы в пассивном режиме. Но всё это такое, если посмотреть на детализацию генерированной радаром Ф-35 картинки с расстояния в 220км. Ну и нигде шведы не говорили о технологии стелс как о "рекламном ходе", как и о том, что у современных ЛА 5го поколения какие-то проблемы с "полётным качеством". Швейцария выбрала после долгого и огромного тендера с участием под десяток разных типов ЛА, в том числе Гриппена, Еврофайтера, Рафаля, Ф-15, Ф-16, Ф-18 именно Ф-35. А швейцарские ВВС гоняют на сверхзвуке среди Альп, на всех учениях никаких шансов не оставляя ни одной ВВС союзников. Ф-35 самый надёжный в истории истребитель, имеет мощный надёжный двигатель, садится на автобанах и дырах в гранитных скалах.
        2. -4
          28 декабря 2024 16:22
          Я думаю фишка в том, что должно быть 2 вида универсальных самолетов истребителей, и Россия (как и Америка) может себе это позволить. Разные задачи эти самолеты выполняют Су35 и Су57. У России даже еще и отдельный Су34 имеется.

          У Америки это Ф35 и модернизированные Ф15 и Ф18. Ну и Ф16 туда /сюда.
          1. 0
            2 января 2025 08:49
            Цитата: Totor5
            Я думаю фишка в том, что должно быть 2 вида универсальных самолетов истребителей,

            Проблема в том ,что в один самолет нельзя впихнуть все ! А американцы это попробовали и получили на выходе самолет со странными ТТХ ,но реклама у него была как всемогущий ..........
            1. 0
              3 января 2025 00:25
              На 5 поколении все внутри ради незаметности, а это значит не навесить ни вооружения, ни баков. А СУ35 наоборот использует РЭБ.
    2. +2
      28 декабря 2024 12:49
      "Saab не купился на американские сказки ,про супер невидимость"///
      ----
      Просто не сумели спроектировать совершенно новый планер.
      И взяли старый, тот, что уже был десятки лет.
      Не только шведы не сумели: И французы, и немцы - тоже.
      Стелс планер сделали только США, Китай и Россия.
  17. +1
    28 декабря 2024 10:36
    Интересно, на оригинальной фотографии можно прочитать текст на планшетах, расположенных на коленках у стоящего пилота?
  18. +6
    28 декабря 2024 11:21
    Цитата: dragon772
    Шведы постарались на славу.Но сам Gripen E имеет большой для истребителя ЭПР,и РЭБ тут не сильной поможет. Ведь главная концепция Gripen E,такая же как F-22,завоевание господства в воздухе,в основном в ДБ,СБ. В ББ,из-за отсутствия УВТ у Gripen E просто нет шансов против Су-35/57.И стоит Gripen E почти как F-35.

    Разве разработка всех этих ракет для дальнего воздушного боя не заставляет вас думать, что никто на Западе не собирается вступать в ближний воздушный бой?Даже вы это написали. Обычно западный самолет оснащен двумя ракетами для ближнего боя. Всего 2. Вы, если хотите, проделываете со своими самолетами какие хотите цирковые трюки. Они и не думают в них включаться.
    1. 0
      30 декабря 2024 01:53
      Цитата: stoqn477
      Разве разработка всех этих ракет для дальнего воздушного боя не заставляет вас думать, что никто на Западе не собирается вступать в ближний воздушный бой?

      А пушка им тогда для чего?
  19. 0
    28 декабря 2024 11:43
    При всем уважении к шведской промышленности, а они и подлодки хорошие строят, все-таки Грипен - это продукт широкой международной кооперации. Движки американские, радар итальянский, основная ракета французская. Если против них например, ввели бы санкции, никаких грипенов больше не случилось бы. Своих движков, радаров, авионики просто нет. Т.е. в отличие от нас, они бы колом встали бы и все. Так что резюме мое такое: истребитель хороший, но дорогой и не совсем шведский.
    1. +1
      28 декабря 2024 13:07
      Неправильно тут как-то эти самые санкции понимают. Санкции они ведь как? Они есть вещь животворительная. Они поднимают экономику с колен, развивают ее, улучшают, и т.д. и т.п. Во всяком случае не раз читал и здесь и в правительстве то же самое толкуют. Так что шведы, не имея санкций, находятся только в худшем положении, а не в лучшем.
    2. +1
      28 декабря 2024 21:46
      Санкции вводят против врага , а не союзника . О котором в условиях напряжённости думают как лучше вооружить : чем больше убьёт союзник - тем меньше придётся убивать тебе . А что касается санкций против некой страны - их ввели за вполне определённые действия . При чём тут Швеция ?
  20. -4
    28 декабря 2024 11:57
    какой хороший не был Грипен, хоть сверх хороший, это не 5 поколение, как и Су-35, поэтому все это уже устарело, у Китая уже полетело 6 поколение, см. Вестник мордовии, а ВО, работать еще и работать по оперативности информации...
    1. +3
      28 декабря 2024 12:26
      у Китая уже полетело 6 поколение,

      Написать можно что угодно. У них двигатели пятого поколения не тянут, а уж шестое ...
      1. -1
        28 декабря 2024 15:22
        https://vestnik-rm.ru/news/oborona-i-bezopasnost/kitaj-lider-v-aviacii-6-go-pokoleniya-v-odin-den-pokazali-srazu-2-samoleta
        1. 0
          28 декабря 2024 15:27
          И что? Все это видели.
          Что такое самолёт 6 поколения?
          У очередного китайского чуда какие параметры?
          У их самолётов как бы 5 поколения движки дотягивают до АЛ31?
          Ничего не известно.
          1. +2
            28 декабря 2024 23:39
            Уважаемый boriz! Китайское "полетело", 6-го поколения, больше похоже на стакан виски для "взбадривания" американского ВПК из серии "мы, тоже, могём, "имейте в виду.... Это больше похоже на "вызывание" приступов шизофрении у заклятых "партнёров" (Китай-США) на фоне тайваньских "разборок".....
  21. 0
    28 декабря 2024 19:45
    Грипен всё-таки не совсем шведский истребитель. Не только двигатель, но и значительная часть авионики американские. Если США в один прекрасный день откажут Швеции от дома, введут санкции или просто откажут в поставках ряда ключевых компонентов - об истребителях Швеции придётся позабыть. Ещё одна интересная особенность - Грипены хорошо взлетают с и садятся на шоссейные дороги. Самолёт явно сделан для оборонительной войны с Россией, хотя при массированной термоядерной атаке он шведам вряд ли поможет.
  22. -1
    28 декабря 2024 19:46
    Опасный враг, первый удар Орешником в случае конфликта должен быть нанесен по нашим "старым шведским друзьям", причём не по путински в виде глупого предупреждения, а беспощадно, они нас жалеть не будут.
    1. 0
      28 декабря 2024 22:03
      Сами себе ответили : применившего ядерное оружие - жалеть не будут . НАТО ответит тем же , именно НАТО , а не условная Швеция . О чём всё время забывают "запускатели" и "применители" . Лучше бы задали себе вопрос : почему в отношении соседей до сих пор дальше угроз не идёт , со всеми бесчисленными красными линиями .
    2. -2
      29 декабря 2024 00:01
      Уважаемый golen! Нашими "старыми друзьями" являются два государственных образования: Британия и Польша.... Которые "портят воздух" в Европе, постоянно и бесцеремонно, с момента их существования... Именно для таких и более вонючих был создан инновационный дезодорант, средней пахучести - "Орешник"... А про Швецию, можно сказать, что "совратили", девушку- Швецию, на половой акт, с НАТО, благодаря же отечественной "невнятной" внешней политике, откровенному "пофигизму" в вопросе тесного взаимосотрудничеству с нейтральными странами... А, ведь Швеция "хранила" "невинность нейтралитета" и особое отношение. к России, аж с 1709 года.... А относительно путинских "предупреждений": у В.В. Путина глупости, в предупреждениях, не бывает, по определению...
      1. 0
        1 января 2025 22:24
        Глупость как раз и состоит в неоднократном озвучивание этих предупреждений ( начертании красных линий) например в виде пресловутого "пугания" ударами по центрам принятия решений (надеюсь Вы понимаете где реально находятся эти Центры) без их реализации на практике.
  23. bar
    0
    28 декабря 2024 20:00
    «WAD имеет функцию сенсорного экрана,

    Тема конечно модная. Но насколько ето можно использовать на истребителе с его перегрузками? От сенсорных экранов уже и в автомобилях уходят обратно к традиционным кнопкам.
  24. +3
    28 декабря 2024 22:57
    Нам в принципе полезно скрупулезно изучать опыт других северных стран и, в особенности,скандинавский опыт - Шведский и Норвежский. Конкретно Шведский в авиа,машино и авиастроении а также в приборостроении и металообработке - потому ,что это, в общем-то и наши компетенции. И потому что ресурсы шведов ограничены ,и они организуют бюрократию ,НИОКРы и производство максимально рационально и экономно. Также из за во многом схожих эксплуатационных условий и ТВД.
    Безусловно,не весь их опыт нам подходит - но изучать определенно стоит. В принципе учиться полезно у тех,кому есть чему научить.
    1. 0
      29 декабря 2024 19:34
      Насчет учебы у скандинавов. Ну не согласен я, что они такие крутые. Просто они живут уже 200 лет мирной жизнью. На них никто не нападает. А нам об этом можно только мечтать. Весь 19 век войны, войны, войны, начало века 20-го - японская война, потом 1МВ, потом 2МВ, дальше - холодная война 45 лет, потом чеченский терроризм, украина. Нам не дают спокойно жить и развиваться. И мы конечно где то отстаем. А где то - впереди планеты всей. Цените и храните свою Родину, а у шведов и норвегов пусть плясуны учатся. Может хотя бы что то научатся делать хорошо, кроме навоза. Но скорее всего все таки нет.
  25. +1
    28 декабря 2024 23:29
    Достойный летательный аппарат, который, очень, даже "могёт"(экономичен, энергономичен, хорошая аэродинамика и управляемость, манёвренен, насыщен передовой авионикой, достойным вооружением и системой управления оружием и боем), пока, теоретически... Как будет на поле боя - возможно, время покажет, тогда будем "петь асаны" или иронически улыбаться.....
  26. -2
    29 декабря 2024 00:01
    Красивый большой дисплей с кучей информации это хорошо, хотя, перегружать пилота кучей информации идея так себе. .Судить можно только после реального боевого применения. Пожалуйста, 3 года у шведов есть шанс испытать свой грипен на Украине и украинцы их просили дать самолеты и обучить летчиков, да можно и своих посадить под видом украинцев. Но шведы отказались. А почему? А потому что шведы понимают, что реальный бой это не их рекламный мультик в котором они своими грипенами пачками и без потерь сбивают российские самолеты и в реальном бою его завалят обязательно, так как ничего особенного из себя гриппен не представляет. Машина хорошая, но не выше уровня F-16. Потому на покупку гриппен никто не повелся кроме Бразилии не знающей вообще что такое война в воздухе и на земле. А если грипен завалят в бою то втюхать его кому либо вообще будет очень трудно. Статья скорее всего компиляция шведской рекламы. Но мы все это уже проходили с другими западными вундервафлями на украине включая разрекламированный шведский противотанковый NLAW
  27. +1
    29 декабря 2024 00:07
    М-дя...блин. Опять плохой перевод. Что за допплеровская выемка? Чтобы не было эффекта Допплера, истребитель должен повереуться хвостом к противнику, и лететь точно с такой де скоростью точно впереди него. Во-первых, это практически невозможно. А во-вторых, именно в этом положении сопло просто будет сиять в ИК и видимом диапазоне.
    А что за бред про перпендикулярное положение по отношению к противнику? Если такое и случится, то самолёт проскочит это положение за доли секунды.
    Так что эффект Допплера будет всегда. Но обнаружение происходит не только за счёт пресловутого Допплера. Но и вообще, за счёт отражения от металлического самолёта. Эффект Допплера на самом деле гораздо важнее для селекции целей на фоне земли. Т.е. летящих ниже атакующего истребителя
    1. 0
      30 декабря 2024 02:00
      Цитата: futurohunter
      М-дя...блин. Опять плохой перевод. Что за допплеровская выемка?

      Видимо, речь идет о том, что в БРЛС в режиме В-В, для устранения захвата наземных движущихся объектов, при обработке сигнала вырезается некоторый диапазон частот, соответствующий малым радиальным скоростям целей. А это соответствует близкому к 90 градусам углу между векторами скорости цели и БРЛС. В наземных РЛС это тоже есть.
      1. 0
        30 декабря 2024 11:39
        Всё равно бред. Очень сложно себе представить, чтобы самолёт двигался почти без допплеровского сдвига облучающего его радара. Я уже писал, что он для этого должен повернуться хвостом к противнику. А ещё должен его облучить своим радаром для определения скорости противника. Так что фигня и техническая некомпетентность, и скорее всего того, кто писал статью
        1. 0
          30 декабря 2024 15:09
          Цитата: futurohunter
          Всё равно бред. Очень сложно себе представить, чтобы самолёт двигался почти без допплеровского сдвига облучающего его радара.

          Если цель движется со скоростью 300 м/с, то при угле 80 градусов радиальная будет 52 м/с, а при угле 85 градусов - 26 м/с.
          Цитата: futurohunter
          Я уже писал, что он для этого должен повернуться хвостом к противнику.

          Боком. Ракурс цели - 4/4.
  28. 0
    30 декабря 2024 23:52
    Интересующимся чья "стеклянная кабина" и электроника лучшего на сегодня, "бразильского" варианта самолёта - это бразильская компания Ares Aeroespacial e Defesa, дочернее предприятие Elbit Systems Ltd...
  29. 0
    3 января 2025 16:51
    Хорошая машинка, шведы умеют технику делать, + с электроникой нет проблем. И не пиарят так свое как янки.
  30. 0
    4 января 2025 17:07
    "Грипен", имитирующий атаку на российский транспорт в Балтийском море. Сентябрь, 2024 года.
  31. 0
    16 января 2025 09:15
    А что если предположить, что кто-то решил модернизировать свои ещё не устаревшие самолёты. Снять оборудование впихнуть его на шведский планер. СДелать из него стенд для отработки новых технологий. И пихнуть его лохам которые купятся на красивенький супер шлем и полностью оплатят модернизацию чьих-то самолётов. ??? По-моему тогда всё логично и красиво получается.