Рыцари миннезанга от «Б» до «В»

58
Рыцари миннезанга от «Б» до «В»
Состязания миннезингеров в замках происходили именно так. Кадр из кинофильма «Прекрасные времена в Шпессарте» (1967)


«Миннезанг — «любовная песня» — обобщённое название искусства миннези́нгеров — «певцов любви», немецких и австрийских средневековых поэтов-музыкантов, преимущественно из рыцарского сословия.»
Википедия




История и культура. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с культурой Средневековья и, в частности, познакомимся с рыцарями миннезанга, узнаем, чем они занимались, какие стихи писали и, разумеется, как выглядели. Источником для нас послужит знаменитый «Манесский песенник» или «Манесский кодекс», к которому мы уже не раз обращались как к ценному источнику по истории Средних веков. Вот и сегодня мы опять будем перелистывать его страницы, любоваться его прекрасными иллюстрациями, однако к ним добавится и кое-что ещё. И это «ещё» — не что иное, как фигурки солдатиков из «белого металла» производства сразу двух российских компаний: ЕК Castings и Silver Dream Studio. Причём работают они так: первая компания занимается их дизайном и отливкой, вторая — росписью, причём очень высокого качества. Высота фигурок 54 мм, то есть это традиционный размер фигурок «солдатиков», хотя из-за наличия нашлемных украшений они, разумеется, и получаются значительно выше.


Чем ещё хороша эта весёлая и забавная кинокомедия, так это тем, что в ней очень хорошие костюмы, полностью соответствующие своей эпохе!

А было так, что руководство компании ЕК Castings решило восстановить внешний облик всех рыцарей, изображение щитов и шлемов которых имеется в «Манесском кодексе». Задача весьма нетривиальная и очень интересная. Прежде всего потому, что скульпторы и изготовители «солдатиков-рыцарей» нередко ориентируются на свои собственные вкусы и предпочтения, а то даже и на кинофильм «Александр Невский», тогда как тут мы имеем точные изображения рыцарей примерно 1300 года, то есть времени его создания. И фантазировать тут особо-то и нечего, поскольку многие персонажи на страницах песенника изображены в полном вооружении, в шлемах и со щитами, а некоторые так даже и верхом!

В итоге у нас может получиться полная «оловянная коллекция» фигурок из «Манесского кодекса», причём фигурок очень нарядных и красочных, потому что именно в это время рыцарские одеяния как раз и требовали яркости и богатства тканей, так как по моде тех лет щеголять в «голых доспехах» считалось неприличным. А ещё яркие одеяния гербовых цветов служили своеобразным паспортом рыцаря, позволявшим опознать его на поле боя. За столь заметной фигурой было легко следовать вассалам рыцаря, одетым значительно проще, а также оруженосцам и слугам, в задачу которых входило вынести своего поверженного господина с поля сражения. А ещё, в случае совсем уж тяжких для него последствий, сообщить о гибели владельца титула, замка и земель его наследникам, дабы те могли вступить во владение его наследством на законных основаниях.

Кроме того, яркие и красочные одеяния рыцарей позволяли им производить впечатление на дам во время турниров. Ведь чем красивее выглядел рыцарь, тем он был привлекательнее, лица-то его под шлемом не было видно. И в этом тоже был определённый смысл: рыцарю, понравившемуся дамам, бросали перстни, броши и браслеты, а уж если он ещё и побеждал в боях, то отрывали от платьев рукава и бросали их ему на копье, демонстрируя всем окружающим красоту своих обнажённых рук и белизну кожи.

Так что дело, которым занялись две эти компании, можно считать в высшей степени полезным и интересным. Кроме того, у каждого из рыцарей «Манесского кодекса» есть своя и очень часто чрезвычайно любопытная история. Хотя и не у всех. От некоторых остались только даты, но это и неплохо, учитывая, что «кодексу» более 700 лет!

Показательно, что знакомство с персонажами песенника опровергает мнение многих историков прошлого о том, что все рыцари Средневековья были тёмными неграмотными пьяницами и обжорами. Да, были и такие, и, скорее всего, таких было 80 процентов тогдашней элиты. Но вот 20 процентов были не только грамотными, но и поднаторевшими в стихосложении. Интересно, что некоторые из них грамотными не были, то есть не умели писать, но… тем не менее, сочиняли прекрасные стихи и поэмы, которые записывали за ними под диктовку писцы. И поэтические состязания в замках были в то время ничуть не менее популярными, нежели рыцарские турниры. Была даже целая категория не слишком богатых рыцарей, которые ездили из замка в замок, читали стихи их владельцам, пели баллады и песни собственного сочинения и этим кормились в мирное время.

Вот это-то их занятие, то есть воспевание куртуазной любви и получило название миннезанг. По своему характеру миннезанг был очень близок к поэзии трубадуров и труверов, вот только среди тех было много простолюдинов. Сам этот термин ввели в употребление немецкие филологи XVIII века. Однако впервые его ещё ок. 1195 года использовал немецкий поэт Гартман фон Ауэ. Вначале он служил только для обозначения песен, связанных с куртуазной любовью. Но позднее распространился на всю поэзию, которая сопровождалась музыкой, и стал включать также песни на политические, моральные и даже религиозные темы.

И вот как раз весь этот пласт культуры Средневековья, на наше счастье, попал на страницы «Манесского манускрипта», который охватывает творчество средневековых поэтов во всём многообразии его видов и форм (поэмы, песни, лэ и др.). Найти в нём можно всё: и самые первые образцы мирской песенной культуры, принадлежащие поэту Кюренбергу (1150-1160 гг.), и выписки из рукописных текстов конца XIII – начала XIV в. (Хадлауб, ок. 1300 года). Всего в «Манесском кодексе» были собраны стихотворные произведения 140 (!) средневековых поэтов (около 6000 строф), к тому же ещё и снабжённые их изображениями размером с целую страницу, а ещё с их гербами и шлемами, украшенными нашлемными украшениями. Авторы в кодексе располагаются в соответствии с их сословным положением, тут уж ничего не поделаешь, тогда к месту человека на социальной лестнице относились очень строго.


Рыцарь-миннезингер бургграф фон Регенсбург. Здесь и далее: «Манесский кодекс». Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла, Баден-Вюртемберг


Фигурка бургграфа фон Регенсбурга. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Сегодня мы познакомимся с первыми представителями коллекции фигурок из «Манесского кодекса». И первым среди них будет рыцарь-миннезингер Бургграф фон Регенсбург. Что мы о нём знаем? Знаем, что умер он после 1185 г., что был среднегерманским поэтом-лириком, написал «Любовную песню», но до настоящей куртуазной любви в своих стихах ещё не дошёл. Зато был автором самых ранних известных нам баварских песен. Принадлежал к семье графов Стивенинга и Риденбурга, владевших бургграфством Регенсбург с 970 по 1185 год. На странице кодекса он изображён исполняющим судебную функцию бургграфа в подбитой мехом шапке и мантии, то есть человеком знатным. А вот герб, изображённый здесь же, принадлежал городу Регенсбург, а не бургграфу лично.


Рыцарь-миннезингер Буркарт фон Хоенфельс, XIII в.


Фигурка Буркарта фон Хоенфельса – прекрасный образец вдумчивой реконструкции. На иллюстрации на нём доспехов нет. Но красные шишечки на нашлемном украшении наводят на мысль, что ими вполне могли быть украшены и айлеты – наплечные щитки, которые в то время были самой разной формы. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Что о нём известно? То, что он был немецким средневековым поэтом периода позднего миннезанга. Что родился не позднее 1211 года, а умер после 1242-го, то есть был современником многих важных событий того времени.


Рыцарь-миннезингер Вальтер фон Клинген


Фигурка Вальтера фон Клингена. Обратите внимание на его нашлемное украшение – два топора, украшенные павлиньими перьями. Шлемовой намет из заметной красной ткани. То есть модник перед нами ещё тот! Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Вальтер являлся сыном основателя швейцарского города Клингнау и представителя богатого и влиятельного рода Клинген Ульриха II. Имел двух братьев, с которыми разделил отцовское наследство в 1250-1251 годах. Основал три монастыря, что говорит о его набожности. Состоял в свите императора Рудольфа Габсбурга и потому пользовался определённым политическим влиянием. В «Манесском кодексе» имеется восемь его произведений, отличающихся изяществом формы.


Рыцарь-миннезингер Вахсмут фон Кюнцинген, XIV в.


Фигурка Вахсмута фон Кюнцингена. Просто удивления достойны его геральдические украшения. На шлеме две рыбы и две рыбы на щите. Но вот на его знамени их почему-то… три. Что он этим хотел показать и чего добивался, неизвестно. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Точные даты жизни его неизвестны. Однако мы знаем, что Вахсмут фон Кюнцинген жил на территории сегодняшнего Великого Герцогства Люксембург. Судя по его творчеству, он был знаком с песнями Вальтера фон дер Фогельвейде, Генриха фон Морунгена и Рейнмара. В свою очередь его стихи упоминаются в песнях Вальтера фон Клингена, с 1240 по 1286 год. В «Манесском кодексе» есть 19 его стихов. В них Вахсмут фон Кюнцинген размышляет о своём отношении к даме: он апеллирует к её доброте дамы и жалуется на то, что находится он неё вдали. Они также всегда сопровождаются заверением в дальнейшей готовности служить ей. Все они содержат шаблонные сезонные аналогии с началом весны и осени.


Рыцарь-миннезингер Вальтер фон Метце, XIII в.


Фигурка рыцаря-миннезингера Вальтер фон Метце. Типично «паспортный облик» этого рыцаря весьма характерен для 1300 года. Щит, конская попона, вымпел – пеннон на копье, сюрко – всё это выполнено в лучших геральдических традициях. Разве что крылья на шлеме являются примером украшения, с гербом не связанного. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Родился он, скорее всего, в конце XII века. Но точно это неизвестно. Однако его песни сохранились сразу в двух кодексах, включая «Манесский…». Всё, что написал Вальтер фон Мецце, относится к куртуазной любовной традиции и в основном связано с ухаживанием за дамами и оплакиванием безответной любви. Его вдохновителем был явно Вальтер фон дер Фогельвейде. Тем не менее он является одним из наиболее индивидуальных последователей Фогельвейде, а многие считали его поэмы одними из лучших для того времени.


Рыцарь-миннезингер Вильгельм фон Глиерс, XIII в.


Фигурка Вильгельма фон Глиерса. Поскольку на иллюстрации «Манесского кодекса» фон Глиерс изображён в цивильном платье, создатели его фигурки проявили немалую фантазию, изобразив его в снаряжении своего времени, впрочем, полностью ему соответствующего. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Это его годы жизни: 1267-1308 гг. А ещё какие-то его стихи попали в «Манесский кодекс». Ну, хотя бы что-то о нём…

Автор и администрация сайта выражают признательность руководителям ЕК Castings и Silver Dream Studio за предоставленные фотографии.

Продолжение следует…
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 января 2025 06:03
    Классно, мне лично понравилось!!!
    Именно подобной статьи в рубрике история не хватало вчера и позавчера. С новым годом Вячеслав, с наступившим 2025 Камрады!
    1. +4
      2 января 2025 07:07
      Цитата: Коте пане Коханка
      новым годом Вячеслав

      Спасибо, Владислав! Вас также и успехов во всем!
      1. +3
        2 января 2025 09:48
        успехов во всем!

        Прекрасная постновогодняя статья!Как же прекрасно,что на ресурсе есть такие АВТОРЫ.Авторы каждая встреча с которым доставляет нешуточную радость общения.С НГ всех присутствующих!Счастья и радости в 2025-ом! drinks
        1. +4
          2 января 2025 11:57
          Цитата: АрхиФил
          доставляет нешуточную радость общения

          Раз так, то это хорошо. Поэтому информирую: продолжение статьи уже на модерации и третья пишется.
          1. +2
            2 января 2025 14:46
            Наиболее популярным видом лирики миннезингеров была «утренняя песня» — разговор влюблённых перед рассветом.
  2. +3
    2 января 2025 06:24
    В манускрипте, наверное, только тексты песен. А мелодию уже сто раз переиначили, кто во что горазд?
    1. +3
      2 января 2025 07:08
      Цитата: тлауикол
      кто во что горазд?

      Были и песенные сборники в которых были записаны мелодии. Но я в этом ничего не понимаю,увы.
    2. +4
      2 января 2025 08:02
      Цитата: тлауикол
      А мелодию уже сто раз переиначили
      К тому времени уже существовали ноты. Примерно такие же, как и сегодня и любую мелодию можно было записать. Не знаю, были ли с ними знакомы бродячие музыканты, но церковные мелодии уже все были записаны
      1. +2
        2 января 2025 08:21
        Нам в музыкалке рассказывали в детстве, что все эти крючки, знамена только высоту струны могли обозначать. Или голоса. А для мелодии нужен ещё и ритм, размер. Т. Е продолжительность звучания каждой ноты неизвестна. И эталона частоты для нот тоже нет. Какой они были высоты, в какой тональности? Какое расстояние между ними?
        1. +2
          2 января 2025 08:57
          Цитата: тлауикол
          Какой они были высоты, в какой тональности? Какое расстояние между ними?

          Если это вопросы ко мне, то не по адресу. В музыке 0.
          1. +3
            2 января 2025 15:06
            Жаль, что в данной коллекции фигурок из «Манесского кодекса» нет фигурки австрийского миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (1170−1230), которого не без оснований считали «Королём миннезанга» Тот провёл массу времени в странствиях и путешествиях, что оставило отпечаток на его лирике. В стихах Фогельвейде переплетаются различные сюжеты: от любви к простой девушке до воспевания подвигов рыцарей в крестовых походах и на рыцарских ристалищах. Хотя картинка с его гербом и представлена в Манесском кодексе- фигурки с ним ЕК Castings и Silver Dream Studio почему то не сделали. Зато ему есть прекрасный памятник в Больцано и австрийская монета в 2 шилинга, уроченная к 700-летию со смерти Вальтера фон дер Фогельвейде
            1. 0
              3 января 2025 22:30
              Копипаст уместно брать в кавычки.
        2. +1
          2 января 2025 11:36
          Цитата: тлауикол
          продолжительность звучания каждой ноты неизвестна
          Это все так. Но основной музыкальный фундамент из этого по любому можно было извлечь. Остальное уже, это фантазия музыканта. Ну что-то вроде: мне "Рабинович насвистел" wink
    3. +2
      2 января 2025 14:39
      «Манесский кодекс»

      Это далеко не единственная средневековая иллюминированная рукопись, представляющая собой сборник светской поэзии (главным образом миннезингеров) на средневерхненемецком языке.
      Также историкам известны и другие значимые памятники немецкой поэзии Средневековья. 13-м столетием датируется выпуск Малой Гейдельбергской рукописи, в которой отметились 34 миннезингера. Она была создана по указанию епископа Страсбурга Конрада фон Лихтенберга. Другие рукописи содержали не только стихи, но и ноты. Например Большая Иенская рукопись, Венская и Кольмарская рукописи.
      на фото надгробье епископа Конрада фон Лихтенберга.
  3. +5
    2 января 2025 09:15
    Всем известно, что Лютер, переведя Библию, создал литературный немецкий язык, благодаря которому разрозненные германские диалекты стали постепенно унифицироваться и на свет появился тот немецкий язык, который мы все знаем. Но труд Лютера не был новаторским - начиная с раннего Средневековья, по германским землям ходили разного рода странствующие миннезингеры и для того, чтобы их песни и стихи были понятны всем носителям разнодиалектных германских языков, миннезингерами был выработан особый диалект, понимаемый, ну или почти понимаемый германоязычнвми подданными. Можно вспомнить Бременских музыкантов. Рыцарская поэзия - это тоже самое, они сами того не зная, унифицировали множество германских диалектов в единый язык. В каком-то смысле эту странствующую богему в каком-то смысле можно даже назвать создателями немецкого языка...
    1. +2
      2 января 2025 11:58
      Цитата: Luminman
      В каком-то смысле эту странствующую богему в каком-то смысле можно даже назвать создателями немецкого языка...

      А ведь и правильно. Мне что-то совсем не пришло это в голову. Хотя очевидно.
      1. +2
        2 января 2025 16:13
        Эти странствующие певцы-рыцари состязались своими песнями и балладами не только во время рыцарских ристалищ и турнтров. Многие миннизингеры постоянно ездили из замка в замок, читали стихи их владельцам, пели баллады и песни собственного сочинения и этим кормились в мирное время.

        Невольно напрашивается аналогия с представителями современной нашей богемы. Те же постоянные гастрольные гоны, выступления на стадионах и естественно корппоративы в домах богатых людей.Особую пикантность подобному сравнению придает необъяснимая тяга нашей отечественной богемы к приобретению дворянских титулов laughing
        Княгиня Пугачева, барон Галкин, баронесса Орбакайте, Княгиня Нарусева, графья Киркоров, Милининин, Садальский - всех не перечислить. laughing
        1. +2
          2 января 2025 17:18
          Цитата: Ричард
          Невольно напрашивается аналогия с представителями современной нашей богемы. Те же постоянные гастрольные гоны, выступления на стадионах и естественно корппоративы в домах богатых людей.Особую пикантность подобному сравнению придает необъяснимая тяга нашей отечественной богемы к приобретению дворянских титулов

          Времена меняются, но суть одна - лицедейство за деньги и на людях более или менее талантливое. Отсюда тяга к устоявшимся рейтинговым традициям. Увы, о высоком интеллекте это не говорит. Поэтому я и против выбора артистов в правительство.
    2. +1
      10 января 2025 23:02
      Цитата: Luminman
      Всем известно, что Лютер, переведя Библию, создал литературный немецкий язык

      он не создал "литературный немецкий", а переводом библии распространил "восточно-верхний" немецкий на весь германо-говорящий регион, т.к. переводов на другие (всего были "верхний" - горы - юг, включая австрию и швейцарию, "средний" и "нижний" - плато - север немецкие языки со своими особенностями на востоке и западе) небыло
      1. +1
        11 января 2025 08:54
        он не создал "литературный немецкий", а переводом библии распространил
        Именно своим переводом Библии он и создал тот самый литературный язык, который мы знаем сейчас. Баварец, шваб или эльзасец дома может говорить на своих диалектах, а когда он включит телевизор или откроет газету, то там будет как раз тот самый литературный язык, понятный каждому немцу. Это не какой-то конкретный из германских диалектов, хотя он и склонялся ближе к саксонскому говору, а идеоматический язык. А для того, чтобы перевод был более доступен простому человеку, он даже консультировался с крестьянами, ремесленниками и торговцами, как правильно, по-народному называется тот или иной предмет...
        1. 0
          11 января 2025 12:04
          Именно своим переводом Библии он и создал тот самый литературный язык

          как всегда вопрос определения / формулировки, что понимать под словом "литературный"... лютер превратил одно из 3-х широко распространенных наречий в наречие "межнационального" общения "унификацией" церковных служб на всем германоязычном пространстве, а литературный язык возник уже на его базе в процессе длительного развития, под влиянием выдающихся писателей последующих веков и с обязательной фиксацией / формализацией более-менее устоявшихся правил его применения (синтаксис и пунктуация)
          это то, что я хотел сказать, нисколько не умаляя роль лютера
  4. +2
    2 января 2025 10:07
    Хорошая статья.
    но мало.
    1. +4
      2 января 2025 11:58
      Цитата: Макс1995
      но мало.

      Будут еще ДВЕ!
  5. +4
    2 января 2025 11:17
    отрывали от платьев рукава и бросали их ему на копье, демонстрируя всем окружающим красоту своих обнажённых рук и белизну кожи.
    Трудно демонстрировать красоту и белизну рук, имея под верхним платьем нижнее. И вообще, общественное обнажение женской руки выше запястья считалось крайне неприличным действием. А рукава не отрывали, а отвязывали, ибо они крепились к кардигану на шнурке.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +3
      2 января 2025 11:54
      Цитата: 3x3zsave
      отрывали от платьев рукава и бросали их ему на копье
      Мне ещё после вальтерскоттовского "Айвенго" помнится, что кидали они свои платочки. А про отмтегивающие рукава не слышал. Да и про второе платье тоже. Респект
      1. +3
        2 января 2025 12:00
        Цитата: Голландец Михель
        А про отмтегивающие рукава не слышал.

        Даже гербовое изображение такое было. Так и называлось: "Оторванный рукав".
        1. +2
          2 января 2025 12:17
          Встречал в литературе термин и "отрезанный рукав".
      2. +3
        2 января 2025 12:13
        Уолтеру Скотту до современной медиевистики, примерно как Карлсону до вертолета.
    2. +2
      2 января 2025 11:59
      Цитата: 3x3zsave
      А рукава не отрывали, а отвязывали, ибо они крепились к кардигану на шнурке.

      Ну, кто-то их пришивал на "живую нитку", что одним рывком, так сказать, бросить рыцарю "в порыве страсти".
      1. +5
        2 января 2025 12:04
        Цитата: kalibr
        Ну, кто-то их пришивал на "живую нитку", что одним рывком, так сказать, бросить рыцарю "в порыве страсти"
        Похоже на Ельцина, который перед встречей с народом снимал свои дорогие часы и надевал дешёвые. Потом так же "в порыве страсти" снимал со своей руки и дарил кому-нибудь из народа wink
        1. +2
          2 января 2025 12:49
          Про часы, байка скорее про нынешнего президента...
      2. +2
        2 января 2025 12:29
        "Порывы страсти" не особо приветствовались социумом и уж тем более церковью. Не об этом ли вся литературная составляющая "Манесского кодекса"? Если мы говорим об отношении общества к "страстям" в Средневековье, достаточно вспомнить историю Абеляра и Элоизы. Очень показательный пример.
        1. +2
          2 января 2025 12:30
          Цитата: 3x3zsave
          "Порывы страсти" не особо приветствовались социумом и уж тем более церковью. Не об этом ли вся литературная составляющая "Манесского кодекса"? Если мы говорим об отношении общества к "страстям" в Средневековье, достаточно вспомнить историю Абеляра и Элоизы. Очень показательный пример.

          Есть и другой пример - тоже из "кодекса", "рыцаря с Венерой на шлеме"! Церковь на многое просто закрывала глаза. Когда хотела...
          1. +2
            2 января 2025 12:39
            Не будем забывать разницу во времени создания литературной части кодекса и иллюстративной. Нравы изменились. Уже не говоря о том, что при жизни авторов минезанга клейнодов, как таковых, не существовало.
            1. +3
              2 января 2025 12:47
              Цитата: 3x3zsave
              при жизни авторов минезанга клейнодов, как таковых, не существовало.

              Да, это Вы, Антон, очень хорошо подметили. Снимаю шляпу!
              1. +1
                2 января 2025 13:02
                Собственно мода на клейноды, как бы ее не пытались ассоциировать со всем Средневековьем, была очень короткой. То есть в "Библии Мациевского" их еще нет, а ранних копиях "Хроник Фруассара" - нет уже.
                1. +2
                  2 января 2025 15:25
                  Цитата: 3x3zsave
                  была очень короткой.

                  Именно так, хотя были отдельные рецидивы и послое
                  1. +2
                    2 января 2025 15:34
                    Несомненно! Тот же Черный Принц похоронен под собственным топфхельмом, но врядли он в нем ходил в бой.
                    1. +2
                      2 января 2025 15:36
                      Цитата: 3x3zsave
                      Несомненно!

                      Видел клейнод на шлеме 16 века, правда уже турнирном. В Дрезденской оружейной палате.
  6. +2
    2 января 2025 13:32
    Показательно, что знакомство с персонажами песенника опровергает мнение многих историков прошлого о том, что все рыцари Средневековья были тёмными неграмотными пьяницами и обжорами. Да, были и такие, и, скорее всего, таких было 80 процентов тогдашней элиты. Но вот 20 процентов были не только грамотными, но и поднаторевшими в стихосложении.
    Еще один "черный миф" о Средневековье! Ко времени создания "Манесского кодекса" пропорция неграмотных среди второго сословия была скорее обратной, то есть 80% умели читать и писать. Иначе для кого на протяжении полутора веков развивалась светская литература?
    1. +2
      2 января 2025 15:22
      Ко времени создания "Манесского кодекса" пропорция неграмотных среди второго сословия была скорее обратной, то есть 80% умели читать и писать
      Вы не путаете? Время, описываемое в статье, это еще то самое Средневековье, когда гутенберговская печатная революция еще не свершилась, книги переписывались вручную, стоили дорого и доступны были не каждому. А тот процент грамотности, о котором вы говорите, начался как раз с массового печатания книг и подоспевшей вовремя Реформации, когда уже более или менее сложились европейские языки, а протестанты были прямо-таки помешаны на образовании. Тогдашняя книга не могла быть массовой для всех уже только потому, что на территории Германии была масса диалектов, иногда даже взаимно непонимаемых, в Англии знать говорила на каком-то диком французском, а аборигены острова перемалывали такую же дикую смесь англосаксонских наречий, да еще и приправленных скандинавской мовою. Общим языком для образованных людей была латынь. Вот на ней почти что все и писали...
      Иначе для кого на протяжении полутора веков развивалась светская литература?
      А для кого писали Декамерон или Петрарка? Для образованных людей...
      1. +1
        2 января 2025 15:31
        Цитата: Luminman
        А для кого писали Декамерон или Петрарка? Для образованных людей...

        Антон написал для ВТОРОГО СОСЛОВИЯ и я с ним согласен.
        1. +2
          2 января 2025 15:50
          Не только второго, Вячеслав Олегович. Большинство простолюдинов- горожан были грамотны, без этого было просто не выжить в средневековом городе.
          1. +2
            2 января 2025 17:12
            Цитата: 3x3zsave
            Большинство простолюдинов- горожан были грамотны

            Я как раз это и имел ввиду: Первые - рыцари, второе -горожане, третье -крестьяне -есть и такое деление ср.общества
            1. +2
              2 января 2025 18:00
              Я тоже считаю бюргеров отдельным сословием, слишком уж они выбиваются из классической схемы "молящиеся-сражающиеся- пашущие". И не смотря на то, что приростом населения города обязаны в первую очередь Церкви, именно они стали ее могильщиками, как и эпохи Средневековья в целом.
      2. +3
        2 января 2025 15:31
        Вы не путаете?
        Здравствуйте, Николай!
        Нет, не путаю. Мы с Вами уже как-то дискутировали на эту тему. Латынь являлась языком официальных документов, доступным не всем. Тот же Мариньи плохо понимал "высокую латынь" папских булл, зато оставил после себя многочисленный архив на старофранцущском.
  7. +2
    2 января 2025 13:41
    Хорошая статья с некоторыми средневековыми изображениями. Затем, за последние несколько дней, в поисках средневековых доспехов в Интернете я нашел 3 ваши статьи об оружейных музеях Вена-Грац и малоизвестном музее Штибберта во Флоренции. Эти три музея со всеми украшенными доспехами и средневековым оружием действительно красивы, и кто знает, как много там можно увидеть.
    1. +2
      2 января 2025 17:15
      Цитата: Semovente7534
      малоизвестном музее Штибберта во Флоренции

      Я бы дорого дал (в переносном смысле, конечно, реально "дать" не могу) чтобы кто-то там поснимал все, что мне нужно и поделился бы фото.
  8. +1
    2 января 2025 15:29
    Цитата: Ричард
    нет фигурки австрийского миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде

    Проблема в том, как отлить клетку на шлеме, да еще с птицей внутри? Собирать вручную из проволоки? Цена фигурки подскочит до Плеяд.
    1. +2
      2 января 2025 17:17
      Цена фигурки подскочит до Плеяд.
      Вот, кстати, реклама вылезла стоимость полного набора нераскрашенных фигурок 6700₽
      1. +2
        2 января 2025 17:20
        Цитата: 3x3zsave
        нераскрашенных

        А раскрашенных? Можно, конечно и самому раскрасить. Более того, мне три фигурки прислали на просмотр и в подарок, и особо сложного в раскраске их нет. Но нужен навык, твердая рука, художественный вкус, наконец -хорошие кисточки и краски. По 800 р. кисточки...
        1. +2
          2 января 2025 17:28
          Раскрашенные как минимум раза в 3 дороже. Литье можно поставить на поток, раскрашивание - индивидуальная ручная работа.
        2. +2
          2 января 2025 17:46
          В начале нулевых у меня был заказчик, чьим бизнесом явоялась как раз военная миниатюра. Художникам он платил больше всех остальных в своей организации.
  9. +1
    2 января 2025 16:50
    Подобные украшения на шлемах должны были приводить к тяжелым травмам во время боя...
    1. +2
      2 января 2025 17:08
      Не особо. Во-первых клейноды были не боевыми, а турнирными причандалами. Во- вторых делались из ткани, натянутой на проволочный каркас.
    2. +1
      2 января 2025 17:13
      Цитата: bk0010
      Подобные украшения на шлемах должны были приводить к тяжелым травмам во время боя...

      Нет. Они были из папьте-маше, кожи, реек, от любого удара слетали мнгновенно. Будет об этот отдельная статья.
  10. +1
    3 января 2025 20:18
    Для интересующихся
    Иванов, Константин Алексеевич (1858-).
    Трубадуры, труверы и миннезингеры / К.А. Иванов. - Санкт-Петербург : т-во "Петерб. учеб. маг.", 1901. - VI, [2], 356 с., 43 ил., нот.; 22
    https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003697134?page=1&rotate=0&theme=white
  11. 0
    3 января 2025 23:59
    Интересно, Киркорова в перьях с "заимствованными" у других песнями приняли бы за рыцаря-миннезингера?
    Или скомороха?