«Годы золотые». Учёба в институте

109
«Годы золотые». Учёба в институте
Главный корпус ПГПУ им. В. Г. Белинского. В моё время его только-только построили. Именно в нём мне пришлось куском стекла циклевать паркетные полы. Так что к его внутреннему интерьеру я имею самое прямое отношение


«Польется, как дождь, учение мое, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.»
Второзаконие, 32:2

Экспедиция в собственное прошлое. Читателям «ВО», судя по количеству комментариев, тема пришлась по душе. Поэтому мы её продолжаем. Но вот что странно. Люди никак не могут понять, что каждый материал — это не вся жизнь автора в период с 1972 по 1977 год, а какая-то её часть. В предыдущем материале было о продуктах питания в то время, их доступности, а вовсе не о том, что «автор помешался на еде», хотя да, люблю поесть вкусно и полезно. Хотя кто этого не любит? Просто вкусы у всех разные. Но это не значит, что я только этим тогда и занимался. Отнюдь… Это время было периодом получения высшего образования, и вот о нём-то сегодня и пойдёт наш рассказ…



Не могу не напомнить некоторым «критически мыслящим товарищам», что человека во многом формирует его среда. Имея мать, кандидата исторических наук, преподавателя истории КПСС, я постоянно слышал о лекциях, семинарах, сдачах кандидатского минимума, «форме номер 6», студентах и её коллегах по кафедре. Понятно, что и никакой другой карьеры я себе просто не представлял. ВУЗ-аспирантура-опять ВУЗ – вот и все планы на жизнь. В 9-м классе по её указанию мне пришлось читать и конспектировать работу Ленина «Что делать?». А что делать, когда она мне прямо сказала, что выходит замуж, переезжает к мужу в Ростов, поэтому её рядом не будет, когда я буду учиться в институте, и помочь мне с освоением ленинского наследия будет некому. Потом всё так и получилось. Более того, мать с отчимом на время моего поступления даже в Пензу не приезжали, чтобы потом не говорили, что «мать использовала старые связи, чтобы запихнуть сына в институт». Очень она переживала за свою репутацию 100%-й коммунистки и преподавателя ВШ. Кстати, и отчим мне достался тоже из ВШ и тоже коммунист. Только не к.и.н., а старший преподаватель общей истории Ростовского госуниверситета, а ещё бывший участник Великой Отечественной войны, сотрудник СМЕРШа, полковник в отставке и начальник особого отдела Краковского военного округа вплоть до 1949 года.

Экзамены сдавать мне было легко. Историю я любил, поэтому знал её хорошо. Английский – меня и слушать не стали, узнав, что закончил 6-ую спецшколу. Проблемным было сочинение: писал с ошибками, даже и сейчас такое случается. Поэтому за грамотность получил трояк, но пятёрку за изложение, и «4» в итоге. Также сдал и литературу с русским, а в итоге вместе с баллами аттестата (их тогда как раз стали учитывать!) оказалось 22,5, при проходном 20. Узнал об этом, обрадовался и даже не поинтересовался, что надо «отрабатывать две недели». Пришлось этим заниматься уже в ходе учёбы. Специализация у нас была довольно странная – «история и английский язык» (но как раз для меня!), а так нас готовили в «учителя-многостаночники» для сельских школ.

На потоке было две группы по 25 человек. Половина из села, районных центров, по направлениям от местных районо. Сдавали на тройки, но… их брали, потому что направление «гарантировало» их возвращение в село и работу в определённой сельской школе. Естественно, что брак освобождал от этой неприятной обязанности. Делалась запись «определяется на работу по месту работы мужа», и… всё – «птичка улетела». Потом через три месяца следовал развод и полная свобода от всех обязательств перед своей страной, дававшей троечникам бесплатное образование. Именно поэтому на 5-ом курсе у нас случился прямо-таки бум замужеств!

Историю КПСС нам читал профессор Всеволод Морозов, наше местное светило исторической науки, доказавший, что в Пензе советская власть была установлена мирным путём. Пришёл к нему записываться в научный кружок… «Ваша мама Маргарита Шевченко, не так ли? Я с ней учился…». Отлично, думаю, что дальше? «Вот вам тема для работы «Культ личности Мао-Цзедуна и его последствия». Тогда я обрадовался: тема актуальная, все об этом говорят. Но сейчас, проработав в ВШ 35 лет, я понимаю, что это был «данайский подарок», потому что на материалах газеты «Правда» и сборниках «Культ личности Мао-Цзедуна угроза миру и социализму» толкового и интересного научного доклада было не сделать. Вот красивым девушкам он давал другие темы, материал для разработки которых находился в нашем областном архиве. То есть они могли сделать там хоть маленькое, но «открытие», а что я мог сделать? «Правду» переписать? В общем, доклад у меня, конечно, получился, но… был совершенно ненаучным, а на уровне «газетно-журнальной статьи». А чего он хотел? Он бы мне ещё тему на языке суахили предложил. Так что первый опыт научной работы вышел у меня комом. Ну, «некрасивая» я был тогда «девушка». Правда, на мой вопрос: «А нет ли сейчас у нас культа личности Брежнева?», он дал мне очень интересный ответ, но об этом будет в другой, отдельной статье, не всё сразу.

Другой доктор наук, тоже профессор Лебедев, был очень знающим и неплохим человеком. Тоже начал с того, что сказал: «А я с твоим отцом учился!», но никаких преференций мне это не дало. Беда его была в том, что он любил… «заложить за воротник». Хорошо помню одну лекцию… Пришёл, встал за кафедру и тычет пальцем в какую-то студентку: «Ты, патлатая, в каком году Батый пришёл на Русь?». Ну и дальше в таком же роде. «Что такое акинак?». Студент: «Кривой скифский меч!». Профессор: «Сам ты, кривой акинак» – и всё, никак больше этого студента он не называл. Его и пробирали на партсобраниях, и зарок не пить он давал, но… «в этом море богатыри тонут» – недаром такое сказано. Но к студентам относился с пониманием. Читал нам курс… какой-то там истории. Мне по списку достался реферат на тему «Революционное движение в Персии в 1905-07 гг.». Написал, помню, правда, только то, что тогда персы у подавлявших их революционное движение российских солдат отрезали уши и солили в бочках. Как там оказались наши солдаты, сказать не могу. Не помню, и где я об этом прочитал. Но хорошо помню, что когда на следующий год я опять у него учился и был не только женат, но и стал папой, а реферат нужен был не только от меня, но и от жены, это он предложил мне прежнюю работу – «разрезать» на две части и из одного реферата сделать два. Что сильно облегчило нам жизнь.

Преподавательница истории средних веков Фадина была просто влюблена в свой предмет. Экзамен у неё начинался в 8.00, а заканчивался в 21.00. Даже отличников, имевших одни пятёрки на семинарах, она выспрашивала по 40 минут. Рассказываешь ей про оммаж, вдруг тебе вопрос: «Чем отличалась инвеститура кольцом?». Господи, так и хотелось сказать. Но отвечать приходилось. Меня выручал мой интерес к этой истории и хорошая память.

«Варвара», так мы её называли, доцент Кириллова (потом она учила даже мою дочь!) очень сильно походила на… добродушного гиппопотама, затянутого в чёрную лакированную кожу. На семинар она прежде всего доставала из объёмистого портфеля… пепельницу и курила потом прямо в аудитории, выслушивая ответы и их комментируя. Перстни на каждом пальце, бусы… очень занятная женщина. Но прекрасно знала предмет. Ни перед чем не останавливалась. Не давали ей квартиру: написала письмо Брежневу – принесли ключ в пять утра, о чём она нам тут же с гордостью поведала. Любимый её вопрос: «Почему забор в Англии в период огораживания был капиталистическим, а вот в это же время во Франции – нет?!». Вот как бы вы на него ответили?

Забавно, что обучение у неё пошло на пользу не только мне, но и моей дочери. Правда, к этому времени я уже преподавал ПР и знал, как управляют людьми. Поэтому на её занятия дочь у меня всегда надевала что-нибудь яркое, а на экзамен – африканские бусы из слоновой кости, такие же серьги и массивный браслет из кости и бронзы, безвкусный донельзя. И – кроме её отличных оценок на семинарах – о чём на экзамене у них шла речь? О том, где она купила эти «штуки», насколько они ей идут, что у неё тоже есть похожий браслет… а подруги при этом осторожно разводили руки в стороны – мол, тяни резину – а сами при этом списывали.

Профессор Фарбман читал спецкурс по истории германского фашизма. И мне, и моей дочери. Немец, коммунист, прошёл всю войну и… он не понаслышке знал, насколько это плохо. Не помню, какой реферат я ему писал, но какой-то написал. Зато с дочерью вышла довольно забавная история. Он оказался её дипломным руководителем. И сказал, что поскольку из-за отца (то есть меня и моих статей в местной печати) не все к тебе «ровно дышат», нужно, чтобы в теме твоей дипломной работы не разбирался никто, кроме меня. Решили, что писать она будет по англоязычной историографии гражданской войны в Испании. Я тут же написал в МО Испании, в Англию в Общество ветеранов-интернационалистов – и получил массу полезных и, главное, ещё не переведённых на русский язык книг. Учёба в 6-ой школе ей тоже помогла, а в итоге она написала отличную работу, которая помимо отличной оценки легла ещё в основу нашей общей книги «Бронетанковая техника Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг.», которая вышла в издательстве «Полигон».

Надо отметить, что администрация ПГУ с пониманием относилась к женатым студентам, но особых поблажек им не делала. Когда у нас родился ребёнок, оказалось, что до яслей сидеть с ним у нас некому. Вызвалась тёща, которая перешла в своей школе на работу в продлёнку. Но… ехать туда надо было в час дня, а занятия продолжались дольше. И деканат дал нам разрешение покидать занятия в удобное для нас время. Поднимаешь на лекции руку: «Мне за ребёнком! Разрешение деканата!», и… бежишь скорее на Московскую, в дом с магазином «Снежок». А там тебя уже ждёт готовый «кулёк» и приплясывающая с ним тёща. Хватаешь свою «красу и гордость», суёшь в коляску и домой через весь город…

Подросла девочка – получили направление в ясли. Заводской… Приходим в профбюро: «Нет мест, нам для рабочих мест не хватает!». «Но вы же давали данные в Облсопроф, что есть!» – «Мало ли что…». Жена: «Тогда я не уйду отсюда, пока не получу места!». Начальник: «Ну и сидите!». Я – про себя: «Правильно жену выбрал, мне под стать!». И в итоге только на 30 минут этого начальника и хватило!

Несмотря на все трудности, учились мы хорошо. Практически всегда получали стипендии. Только раз я сорвался, и то из-за личных отношений. А всё дело в том, что знаний английского у меня хватило до 3-го курса. То есть я на занятиях ничего не делал, а то и вообще их пропускал, но получал хорошие оценки. А всё потому, что многие сельские студенты знали его кое-как, учили порой заново, и многим «преподам» их старательность нравилась, тогда как моя независимость их бесила: «Что вы мне даёте жир шестой школы? Говорите то, чему я вас учила». «А на фиг мне это?» – думал я про себя. Так вот с рядом «училок» отношения и испортил. Особенно меня и мою жену невзлюбила одна… то ли разведёнка, то ли вообще старая дева. Ух, видеть наши влюблённые физиономии не могла, так и старалась чем-нибудь да задеть! А как заденешь, если у нас всё выучено и задания написаны, тем более, если сравнить всё это же самое с тем, как это сделано у остальных? Тут можно прямо в ректорат идти и жаловаться на «двойные стандарты»…

И как итог, что могу сказать про обучение? А оно в целом было хотя и однобоким, но с профессиональной, учительской точки зрения, довольно неплохим. Всё только на основе марксизма-ленинизма. Хорошо нам читали педагогику, историю Древнего мира и Средних веков, стран Азии и Африки, методику преподавания истории. Историографию – плохо, вспомогательные исторические дисциплины – плохо. А вот с английским было так: закончив спецшколу, я умел на нём говорить. Закончив вуз, я умел его преподавать. Нам давали массу ненужной информации, которая учителю английского языка в сельской школе была попросту не нужна. Но… не учили говорить на языке. И почему так, мне теперь понятно: цель была учить, но не выучить, чтобы не дать людям лишнего шанса «удрать туда».

Продолжение следует…
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 января 2025 05:08
    «Почему забор в Англии в период огораживания был капиталистическим, а вот в это же время во Франции – нет?!»
    А и на самом деле, почему?
    1. +4
      2 января 2025 07:20
      Дык, забор в Англии вел к капитазизму, а во Франции утверждал феодализм.
      1. +5
        2 января 2025 07:26
        Цитата: MCmaximus
        Дык, забор в Англии вел к капитазизму, а во Франции утверждал феодализм
        У моей бабушки тоже был забор, только вел он не к капитализму и не к феодализму, а защищал домашний скарб и курятник от воров wink
        1. +9
          2 января 2025 07:30
          Энгельса с Марксом на вашу бабушку нет. Потому они и считали Россию отсталой и мешающей прогрессу во всем мире. Нормальные страны делают заборы с целью прогресса, а в у нас от воров.
          laughing
          1. +2
            2 января 2025 07:36
            Цитата: MCmaximus
            Энгельса с Марксом на вашу бабушку нет. Потому они и считали Россию отсталой и мешающей прогрессу
            Это все потому, что для вхождения в социализм, нация нуждается в полном созревании капитализма. Это все Маркс с Энгельсом говорили
            1. +6
              2 января 2025 07:43
              Вона, чево.... Тогда какого черта этот Ленин делал? Не с того конца Маркса курил? Надо было учить правильные заборы ставить. А он мелкобуржуазный класс в коммунизм тащил.
              Особенно интересно классиков читать сейчас.
              1. -3
                2 января 2025 07:52
                Цитата: MCmaximus
                Особенно интересно классиков читать сейчас
                Раньше труды подобных классиков в туалет с собой брали, но только не для чтения. А вот я сейчас бы из этих классиков кое-чего ради любопытства и сам бы прочитал, да взять уже неоткуда
                1. +4
                  2 января 2025 08:12
                  Цитата: Голландец Михель
                  , да взять уже неоткуда

                  Есть во всех городских библиотеках!
                2. +4
                  2 января 2025 13:07
                  Типа написавшего статью? Мы физике учились. Историю со всеми её философиями, политэкрономиями - попросту ненавидели. Это безумное конспектирование Маркса, Ленина, Брежнева, Юнга,Сен-Симона, Оуэна... Это просто отнятие времени. Лучше бы читали историю государства Российского. Скажу честно- все эти науки исторические и политэкономические в жизни не пригодились от слова"совсем". Сейчас я заново читаю историю Руси(нахрен мне тот древний Рим и Египет). К историкам в нашем универе (парни) относились со скепсисом. Хилые они какие-то были. Это в стройотрядах хорошо виделось - "отваливались" они после первого раза- на второй год уже не ездили. Выделялись только парни после армии и рабфака- эти шли по осознанному выбору. Они на эти факультеты чаще шли= на "математиках и физиках" их были единицы.Если собрать все конспекты, кои накопились за все года, тонны ненужной макулатуры. P.S. Да, и относительно сельских учеников- у нас "Ганс"- из деревни глухой- на 1 курсе получил отлично за госэкзамен по иностранному языку- у преподавателя немецкого демонстративно прочитал в подлиннике Д.Лондона, его сразу перевели в группу английского языка- а там он Драйзера открыл подлинник. Так и получи "отл". Городских у нас было из 50 человек 5-6 + 4 местных. Т.е. пятая часть. Из них до конца дошли 3. Остальные либо перевелись на более "лёгкие" факультеты, либо были отчислены- не потянули. Так что, не всё зависит от городских школ, а от качества подготовки в этих школах, от учителей и... Конечно, от желания учиться. У нас оно было. Многие были из небогатых семей и мечтали победить этот "недуг" Каждый сам творец своего будущего. НО ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ!!!
                  1. 0
                    2 января 2025 20:57
                    Вы хоть в педе учились,а я в сельхозе. И до сих пор не пойму зачем зоотехникам,ветеринарам,агрономам и механикам "Анти-дюринг" или "Как нам реорганизовать Рабкрин". Все эти марксистско-ленинская философия и политэкономия. В институте должны давать только те специальности и знания, которые потом пригодятся в работе. А для получения такого "багажа знаний" нужно поступать в университет.
                    1. 0
                      3 января 2025 13:19
                      Вы что?! Про рабкрин? Это одна из последних работ Ленина! На нее молиться положено адептам. Под сердцем держать и знать наизусть.
                    2. +1
                      3 января 2025 14:24
                      Не угадали. Баллистика, взрывы на марсе, механика сплошных сред, аэромеханика, гидродинамика, внутрикамерные процессы, устойчивость оболочек... всего и не перечислишь, особенно СП. Но учебники были шикарны и доступны в каждой библиотеке университета. А они были не только в каждом корпусе, нои в каждом общежитии. Причем в общежитиях у физиков(и к ним относящихся прикладников, а также математиков) библиотеки работали круглосуточно. Сейчас за старыми учебниками и справочниками "охота". Настолько доступно был изложен материал. А преподаватели- боги. Часто даже заслуживали аплодисментов.
                3. 0
                  3 января 2025 13:12
                  Полно их. А уж в сети их есть вообще всех. Только нашего родоначальника читать дюже туго. Полно там ругани в адрес каких-то доисторических персонажей, имена которых известны не только лишь всем.
              2. 0
                2 января 2025 08:12
                Цитата: MCmaximus
                А он мелкобуржуазный класс в коммунизм тащил.

                Смотрите в точку, Максим!
                1. +1
                  3 января 2025 13:13
                  Так я ж классиков читал. И конспектировал. Причем добросовестно.
                  1. 0
                    3 января 2025 14:19
                    Цитата: MCmaximus
                    Так я ж классиков читал. И конспектировал. Причем добросовестно.

                    Я вообще с 9-ого класса средней школы их конспектирую. И преподавал 9 лет. Но только вот близко сойдясь... неважно с кем, понял-таки в чем главная причина. Будет об этот статья и даже ДВЕ!
                  2. +1
                    3 января 2025 14:33
                    Так гнобили как за эти конспекты: что "военка", что "История КПСС". И ведь вываливали кучу заданий по этим работам: что там думали эти ушлепки типа ренегата Каутского и Клары Целкиной. А"Целина", а "Малая земля", а материалы съездов..."Зачитывались", а в войсках бездельники из политотдела заставляли читатать "между строк". Долбаный КВС и "любимые занятия ППР....Ладно там по...свистели и разошлись, так надо было ещё конспекты писать. Что смешно- все политработники, кого я помню - сегодня или в США, или в Израиле.
                    1. Eug
                      0
                      3 января 2025 18:54
                      В жилом городке той части, где мне довелось служить, киосковую торговлю возглавлял (был хозяином нескольких киосков) бывший в мои годы пропагандист политотдела... уж в чем-чем, а в чутье и гибкости (чтобы колебаться согласно линии партии-была такая миниатюра у Райкина) убеждений им никак не откажешь, как и в активности..
                      1. +1
                        3 января 2025 21:34
                        Это точно- поближе к кухне. Языком чесать- не мешки таскать.. Больших бездельников я больше не видел в своей жизни.
            2. +7
              2 января 2025 15:37
              что для вхождения в социализм, нация нуждается в полном созревании капитализма. Это все Маркс с Энгельсом говорили
              Ну да. И Плеханов тоже. А Ленин вдруг заявил - "марксизм не догма, а руководство к действию". А как стал догмой, так страна и кончилась.
              1. +1
                3 января 2025 13:15
                Так и сейчас этих догматиков - вагон. Готовы на любые письмена молиться и сегодня в пример ставить.
                sad
          2. 0
            2 января 2025 08:11
            Цитата: MCmaximus
            у нас от воров.

            Браво, Максим!
    2. 0
      2 января 2025 08:10
      Цитата: Голландец Михель
      А и на самом деле, почему?

      Писал об этом уже. Но раз Вам интересно - ЗА МНОЙ СТАТЬЯ!
      1. +1
        2 января 2025 08:11
        Цитата: kalibr
        ЗА МНОЙ СТАТЬЯ!
        В двух словах. Я пойму laughing
        1. 0
          2 января 2025 08:15
          Цитата: Голландец Михель
          Я пойму

          А мой гешефт где тогда?
          1. +3
            2 января 2025 08:17
            Цитата: kalibr
            А мой гешефт где тогда?
            А как же доброе дело? Ещё классик, только религиозный, говорил, что "вера без добрых дел мертва"
            1. -1
              2 января 2025 08:20
              Цитата: Голландец Михель
              А как же доброе дело?

              Написание статьи потребует часа быстрой работы, затем нужно будет найти эпиграф интересные картинки + выкладка на сайт. Это два часа рабочего времени, интересного,да, творческого,да. Но даже физически довольно тяжелого. И эта работа внеплановая, придется плановые отодвинуть. В итоге это как залезть в свой собственный карман. А насчет добрый дел есть песня:"Кто людям помогает, тот тратит время зря...". Я и так... многим помогаю...
              1. +1
                3 января 2025 01:46
                кто людям помогает, тот тратит время зря ......

                Класс!сарказм tongue Старуха Шапокляк стала примером для подрожания? И объектом цитирования request
                1. +1
                  3 января 2025 10:57
                  Цитата: Reptiloid
                  Класс!

                  Уважаемый Дмитрий! Я же с 1995 года по 2017 год преподавал ПР. И знаю, что людям нравятся короткие и довольно забавные ответы, отсылающие их к чему-то знакомому. К чему блинные рассуждения, когда можно ответить вот так коротко? А насчет объекта подражания... кто знает, что у кого в приоритете? И узнает ли он-лайн?
      2. +11
        2 января 2025 09:46
        Цитата: kalibr
        Писал об этом уже. Но раз Вам интересно - ЗА МНОЙ СТАТЬЯ!

        И я даже знаю какая,- №70 «Антисоветская агитация и пропаганда» из УК РСФСР.
        1. -3
          2 января 2025 11:27
          Цитата: Dozorny_ severa
          И я даже знаю какая,- №70 «Антисоветская агитация и пропаганда» из УК РСФСР.

          Нет, конечно, Владимир. Статья будет посвящена причинам крушения СССР с точки зрения того же Ленина, Сталина, Богданова, Троцкого и послезнания ряда научных дисциплин которых наши прежние вожди не знали, либо не обращали внимания.
          1. +6
            2 января 2025 12:10
            Ну и радость будет у автора. А как же, ненавистный СССР рухнул. Смаковать будем крушение.
            1. 0
              2 января 2025 12:29
              Цитата: stankow
              А как же, ненавистный СССР рухнул. Смаковать будем крушение.

              Вы совсем глупый,да? Крушение СССР никакой радости у нормального человека вызвать не может. Потерпел неудачу социальный эксперимент выдающегося значения. Так что почему он ненавистный? Потому, что я пишу о его недостатках? Так ведь здесь хватает и тех, кто пишет о достоинствах. Зачем мне отбивать хлеб у коллег по цеху? Но вот понять почему "не удалось", в чем причина, и можно и должно. И... покажите мне хотя бы одну мою статью за все 9 лет, где имело бы место смакование его крушения? Или Вы считаете, что фраза "недостатков было больше, чем достоинств" и есть смакование, хотя это не более, чем констатация факта? Ведь если бы было наоборот, мы бы и сегодня жили в СССР.
              1. 0
                2 января 2025 13:51
                Ладно, не обижайтесь ! Ждем статью. Ведь ваших всегда читаем wink
                1. +1
                  2 января 2025 15:27
                  Цитата: stankow
                  не обижайтесь

                  Я не обижаюсь. Вы же видите- я всегда стремлюсь объяснить свою позицию. Может быть иной раз многословно, иной грубо... 35 лет за вузовской кафедрой и палкой не выбить.
              2. 0
                5 января 2025 15:10
                Цитата: kalibr
                у нормального человека вызвать не может. Потерпел неудачу социальный эксперимент выдающегося значения.

                На мой взгляд ни один нормальный человек не хочет быть лабораторной крысой request
                1. 0
                  5 января 2025 15:25
                  Цитата: DrEng02
                  нормальный человек не хочет быть лабораторной крысой

                  Но если крысу хорошо кормить, особо не напрягать, давать вдоволь водки... то почему бы и нет?
                  1. 0
                    5 января 2025 20:58
                    Цитата: kalibr
                    то почему бы и нет?

                    Так презираете людей? Впрочем это Пенза, сибиряку ее не понять...
            2. +1
              3 января 2025 13:26
              Вообще, если без смеха, то коммунистам неплохо было бы выявить научные причины падения СССР. Потому что личности - личностями, но если нет объективных причин, никакие личности не появляются. Можно сколько угодно молиться на Марксов и Лениных, но тупое повторение мантр не даст ничего. Это слишком удобно. А для развития надо прикладывать умственные способности. А для этого не все люди (потомки обезъян) годятся.
              1. 0
                3 января 2025 14:14
                Цитата: MCmaximus
                коммунистам неплохо было бы выявить научные причины падения СССР.

                Давно все выявлено. Скоро напишу об этом.
          2. 0
            3 января 2025 11:16
            Я давно догадался, почему СССР разрушился И не раз писал об этом в комментариях. Правда, никто со мной не согласился request .
            1. +1
              3 января 2025 14:16
              Цитата: Reptiloid
              Я давно догадался, почему СССР разрушился

              Дмитрий! Вы в последнее время демонстрируете здесь такой интеллектуальный рост. Что я просто дивуюсь. Нверное количество перешло в качество. Напишите мне свои догадки в личку, чтобы раньше времени не портить мне тему статьи. Я прочитаю и Вам отвечу.
              1. 0
                3 января 2025 16:30
                hi Даже не знаю, как быть, Вячеслав Олегович! Насчёт лички. После последних изменений на сайте личка у меня не работала ни на чём. А у меня их штук 5-6. Потом постепенно стала кое-где, иногда. Да и то из статьи, а не из почты. Так что если что пишу кому, то как правило коротко, обидно, если много напишу и пропадёт. А бывает. Нет закономерности. Вот даже Сергею Ивановичу отвечал в статье как-то, а не в личке некоторое время назад. Знаю, что и у других некоторых не работает.99

                Насчёт СССР пока могу и не писать. Мне не очень и хочется, единомышленника не нашёл.Уже сколько раз писал, а даже некоторые знающие теорию и очень умные люди, в том числе уважаемый мной коммунист Александр Грин, со мной не согласились, но , правда и не обругали.
                До той Вашей статьи , ни к каким Вашим статьям не напишу про это. А там видно будет. Как часто бывает, в Новый год или раньше, простыл.
                1. 0
                  3 января 2025 17:59
                  Цитата: Reptiloid
                  простыл.

                  Жаль во всех смыслах. Но по любому я Вас и не съем и смеяться бы ни над чем не стал.
            2. 0
              3 января 2025 20:30
              Ну,... вот если б написали томов 10 всякого, так м. б. и прислушались. Атак.. Вы, хоть, в Шушенском, там, или в Швейцарии жили? drinks
              1. +1
                3 января 2025 20:43
                Ленин в Шушенском не жил.А отбывал ссылку laughing это две большие разницы. Да и Швейцарии кто сейчас? Времена изменились hi
                1. 0
                  5 января 2025 15:28
                  Цитата: Reptiloid
                  это две большие разницы.

                  Ой, Дмитрий, для Ленина там был курорт. Он там разъелся! Девочка им там с женой и стирала и убирала. Мать Крупской готовила. Родная мать присылала деньги... Чем не жизнь? Чуть ли не каждый день ходил на охоту...
                  1. +1
                    5 января 2025 15:59
                    А разве мать Крупской не за границей им готовила? Может, это к дворянскому званию относится такое проживание recourse сейчас ведь тоже "сидение" от статуса зависит
                    1. 0
                      5 января 2025 16:27
                      Цитата: Reptiloid
                      А разве мать Крупской не за границей им готовила?

                      И за границей тоже. А в ссылку приехала к дочери и говорит зятю:" Эк вас разнесло!" Вроде бы у меня здесь были две статьи о Ленине в Шушенском!
                      1. 0
                        5 января 2025 16:45
                        Вроде, что-то про меню было. Я на сайте 9 лет. Но революционный темой заинтересовался позже, года через 3. Или 4 recourse
          3. -1
            3 января 2025 14:54
            А на..фиг статья про это. Еще здесь разбирать социалистов- утопистов. Этот Богданов С Лениным бодались еще после "Империализм и империокритицизм" - уж тогда здесь лучше почтать Лонга, или Овидея, чем эти измышления, высосанные из пальца.Откроют(надеюсь) архивы и всё станет на свои места. Кроме предательства деятелей от КПСС - не вижу причин. И когда мне рассказывают, что жрать было нечего, одеваться... Не помн.(кроме времен горбатого и алкаша). Да изысков не было, но была дружба, были стройотряды и была учеба по желанию и стремление к знаниям. У сегодняшних студентов- это великая редкость. Но, слава богу, хоть у них этой тупой работы по перечитыванию этих исторических бездельников- нет. А что эти "великие" в основном были бездельниками- указывает их праздная жизнь. Съезды- за границей, проживание- за границей. Нехилое финансовое обеспечение. Всё сродни сегодняшним релакантам. Не знаю об их сексуальных ориентациях, но, судя по Розе Люксембург, И.Арманд, К.Цеткин- жизнь удалась во всех ипостасях. Предлагаю автору разобрать их непотребное поведение на общем собрании ВО.
            1. 0
              3 января 2025 15:03
              Цитата: begemot20091
              Предлагаю автору разобрать их непотребное поведение на общем собрании ВО.

              Тема интересная, но очень обширная и... много слухов. Отделить правду от вымысла - сложно. А копаться в чужих трусах без ссылок на достоверные источники просто глупо. Так что вряд ли...
              1. +1
                3 января 2025 15:27
                Как у истиного историка, с юмором у вас проблемы. Для любителей наследия Цицерона и Канта нужно разговаривать с людьми, подобного образования и интелекта. Я, может быть и не "лазил" по страницам МО, но здесь часто (особенно в коментариях) пишут МУЖИКи, которые реально овладевали "железом", воевали на реальных войнах, а не с диванов. Конечно, в моём возрасте подобные знания уже не так актуальны, но... Как говорят, любопытство побеждает= раньше "прикасался" к этому "железу".
                1. 0
                  3 января 2025 16:43
                  Цитата: begemot20091
                  ....? здесь часто (особенно в коментариях) пишут МУЖИКи, которые реально овладевали "железом", воевали на реальных войнах, а не с диванов Конечно, в моём возрасте подобные знания уже не так актуальны, н

                  Да, иногда я попадаю на такие разговоры-беседы. И думаю
                  Вот оно! Эти комменты оттуда!
                2. 0
                  3 января 2025 17:57
                  Цитата: begemot20091
                  которые реально овладевали "железом", воевали на реальных войнах,

                  Я знаю. Поэтому - Вы обратили внимание, никогда не пишу ничего про их среду. Ибо знаю лишь понаслышке и по двум-трем знакомым.
            2. +1
              3 января 2025 16:48
              разобрать их непотребное

              Наверное непотребства похожи во все времена laughing
              Мне например, интересно, про выступления троцкистов, к юбилейным датам. Про это мало где
              1. +1
                3 января 2025 19:55
                Мне например, интересно, про выступления троцкистов, к юбилейным датам. Про это мало где
                А про 4 Интернационал не интересно? Троцкист на троцкисте сидит и троцкистом погоняет.
                1. 0
                  3 января 2025 20:01
                  К сожалению, Сергей Иванович, я не подряд про всё изучаю. request Темы преогромные, с материалом
                  не всё так однозначно

                  И чем больше узнаёшь, тем больше не знаешь
                  1. +1
                    3 января 2025 20:03
                    Да ладно прибедняться. Возьми тему, напиши реферат, выстави на ВО. И тебе полезно тоже будет. И не надо шарахаться от темы к теме, одну закончи. Сложные брать не стОит, тут вот только что один комментатор вообще глупость про "материализм и эмпириокритицизм" написал (зачем-то всунул туда социалистов - утопистов), и ничего.
                    1. +1
                      3 января 2025 20:15
                      Цитата: Авиатор_
                      Да ладно прибедняться. Возьми тему, напиши реферат, выстави на ВО. И тебе полезно тоже будет. И не надо шарахаться от темы к теме, одну закончи.

                      С проработкой литературы по разному бывает. Иногда берёшь книгу вроде случайную, а там ТАКОЕ! . Одно за другим цепляется. Тема троцкизма вылезает там где и не ждёшь! Например у Богданова в Марсианской дилогии, и про Мировую Революцию--- у Беляева! А после статьи на ВО про Дарвина и Ламарка, заказал и прочитал книгу про Ольгу Борисовну Лепешинскую и как травили ламаркистов и мичуринцев в СССР при троцкисте хрущёве
                      1. +1
                        3 января 2025 20:23
                        как травили ламаркистов и мичуринцев в СССР при троцкисте хрущёве
                        Да, тогда недобитые низкопоклонники перед Западом разошлись, в итоге пришлось зерно за рубежом закупать, чего при Сталине в принципе быть не могло. Специально противопоставляли академическую и прикладную науку.
                    2. +1
                      3 января 2025 20:22
                      Понимаете, что, Сергей Иванович, я всё-таки ещё с довоенными событиями не разобрался. А хрущёвские времена, это отдельная большая тема, как раз разрушения сталинского наследия и начало обнуление важнейших программ
                      1. +1
                        3 января 2025 20:27
                        Так бери хотя бы "Краткий курс истории ВКПб" там небольшой период (1921-1927) или ещё какой, добавь новые данные (их достаточно, все подтверждают правильность "Краткого курса"), можешь прислать мне на рецензию, потом печатай.
    3. 0
      2 января 2025 09:08
      «Почему забор в Англии в период огораживания был капиталистическим, а вот в это же время во Франции – нет?!»

      Любили задавать в 80-е преподаватели такой каверзный вопрос smile Ответ, ЕМНИП - во Франции конца XVII века заборы огораживали в основном владения знати, а английская буржуазная революция породила массу представителей класса мелких собственников. Отсюда и корни известной английской пословицы тех времен:
      Мой дом- моя крепость (с)
  2. 0
    2 января 2025 05:39
    очень сильно походила на… добродушного гиппопотама, затянутого в чёрную лакированную кожу
    как это развидеть теперь....
  3. +6
    2 января 2025 05:46
    «А на фиг мне это?» – думал я про себя. Так вот с рядом «училок» отношения и испортил. Особенно меня и мою жену невзлюбила одна… то ли разведёнка, то ли вообще старая дева. Ух, видеть наши влюблённые физиономии не могла, так и старалась чем-нибудь да задеть!
    мы с моей женой с садика ...и в школе за одной партой,и из армии ждала(ничего не обещал)так вот получилось, и живём уже 45 лет и двое сынов,и внуков трое.а стерву эту помним до сих пор,которая не учила а кровь пила,унижала и подкалывала. и...да...не замужняя была она ,недолюбленая...а может просто велосипеда небыло.)))пишу с ашипками изза неё...
    1. +12
      2 января 2025 08:49
      мы с моей женой с садика ...и в школе за одной партой и живём уже 45 лет

      Аналогично. smile Мы с будущей супругой в детстве жили в одном ивановском гарнизонном городке в соседних домах. Поэтому и в один сад-ясли были приписаны и в одну и ту же школу. Волей случая попали в один класс. Как посадили нас в первом классе за одну парту - так и сидели вместе до пятого. Потом судьба нас на 13 лет развела - я переехал в другой конец страны. Пару лет по привычке еще поздравляли друг-друга открытками на праздники, потом забылось. Она закончила школу, со второй попытки поступила в Пед, я отслужил срочную, поступил в ВУ. Случайно встретились опять в том же самом ивановском гарнизоне когда я после своего выпуска приехал навестить родителей. Ну и как говорится завертелось.. Вот и вертимся вместе уже 38 лет.
      1. +3
        2 января 2025 11:39
        Цитата: Ричард
        уже 38 лет.

        Поздравляю Вас, Ричард. У нас стаж... 50 лет!
    2. +1
      3 января 2025 01:53
      Цитата: андрей юрьевич
      ..... мы с моей женой с садика ...и в школе за одной партой,и из армии ждала(ничего не обещал)так вот получилось, и живём уже 45 лет и двое сынов,и внуков трое.а ...

      Очень интересно, что точно также сложилась судьба у наших соседей по площадке. Точно так. И сынов двое и внуков трое. И они не говорят ---- сыновья, а также ---- сыны.
    3. +1
      3 января 2025 15:00
      Мне больше повезло. Таких не встрел. Замполиты не в счёт. Соревноваться в уровне образования им было невозможно от слова "совсем".
  4. Msi
    +7
    2 января 2025 06:29
    Прочитал статью. Информативность нулевая. Что я для себя узнал интересного, ничего... Получается просто мемуары Шпаковского. Рассказ о своей личной жизни, о том времени ничего не рассказано...зайду попозже посмотрю комментарии, может там хоть интересное что - нибудь напишут.
  5. BAI
    +7
    2 января 2025 08:10
    Почему забор в Англии в период огораживания был капиталистическим, а вот в это же время во Франции – нет?!». Вот как бы вы на него ответили?

    Как ни странно, автор уклонился от исторической темы. Как пел иноагент Макаревич:
    "И если хочешь о себе
    оставить память на Земле,
    тогда построй еще один забор."
    Заборы - не для общественного строя, они для истории
  6. +6
    2 января 2025 08:33
    На данный момент две темы, заборы и ошибки. За те 15 лет. что я в Москве здесь посносили заборы и заборчики. Раньше огораживали клумбы и газоны. Правда появилась другая проблема, люди хорошо знающие геометрию стремятся протоптать свою тропу.
    Поскольку я советский ребенок, то читать начал. до школы и читал много. Так что писал без ошибок. Но вот появился интернет и у каждого пастуха появился планшет. Сначала я думал, что делаю Ачипятки. но нет, мой уровень грамотности понизился вместе с общим уровнем.
    1. +1
      3 января 2025 15:04
      "люди хорошо знающие геометрию стремятся протоптать свою тропу."

      Хорошо, если рядом с ними оказывался такой человек, как Лаврентьев(Новосибирский академ.) Он дал команду "Асфальтировать дорожки" только после того, как жители Академгородка их натоптали.
  7. +12
    2 января 2025 09:11
    И почему так, мне теперь понятно: цель была учить, но не выучить, чтобы не дать людям лишнего шанса «удрать туда».
    Без наброса на вентилятор не обошлось. Вот у нас на разговорной речи тоже особого упора не было, основное - чтение специальной литературы. До сих пор никаких проблем. А впервые пришлось общаться на устном английском в 1998, через 20 лет после окончания, вполне успешно вышло. Так что громадное спасибо кафедре инъяза ФАЛТ.
    1. -5
      2 января 2025 11:37
      Цитата: Авиатор_
      Без наброса на вентилятор не обошлось.

      Вы судите как потребитель продукта. Но Вы не учитель английского и всех тонкостей не знаете. Я сужу как преподаватель, которого и учили преподавать, и который сам его преподавал целых три года. Вам нужна была именно спецлитература. Вас этому и учили. А детям она нафиг. Их нужно учить именно говорить!
      1. +6
        2 января 2025 13:00
        Но Вы не учитель английского и всех тонкостей не знаете.
        Естессно не знаю. Но писать про "пивоваров-жестянщиков" не стану.
        1. -3
          2 января 2025 15:24
          Цитата: Авиатор_
          Но писать про "пивоваров-жестянщиков" не стану.

          При таком объеме работы как у меня ошибки неизбежны. И что обращать на них внимание? Всегда найдется тот, кто исправит, сэкономив мне время и силы.
      2. +2
        3 января 2025 15:15
        Не поверите, у меня дочь "шпрехает" на англицком= просто прожила 5 лет в среде языка. Да и внук на 4 языках(включая русский). У меня преподавили "дойч" в школе и в университете. "Ноль"= на выходе. С болгарскоко у меня есть переводы= нужно было для очередной книги. Надо было- сделал.Все(практически) одногруппники преподают(прикладные науки типа Матанализа, термодинамики, Внутрикамерных процессов, ну, и "айти"- различные направления:от программирования до защиты информации. Доктора наук. За головы берутся: штучный товар теперь хороший студент в этих науках. Тот, кто был сам нацелен, -да готовы учиться. А в основной массе ЕГЭ сделало свое дело- отучила от самого главного-шевелить мозгами.
  8. +5
    2 января 2025 09:50
    Цитата: Ричард
    а английская буржуазная революция породила массу представителей класса мелких собственников.

    Революция породила не класс мелких собственников -они были в Англии уже сотни лет,а привело к победе класса крупной буржуазии-которая и начала проводить политику в своих экономических интересах.Например- навигационный акт 1651 года-ограничивающий ввоз в англию товаров на судах третьих стран.
    Непонятно зачем фантазировать?
    1. -2
      2 января 2025 10:14
      Хорошо,Владимир, согласен -выразился не совсем удачно. Давайте перефразируем:
      английская буржуазная революция породила появление и становление множества не феодальных собственников.

      Так пойдет?
      1. +5
        2 января 2025 10:18
        Дело не собственниках и собственности ,а в свободном движении капиталов и трудовых ресурсов-это главное отличия капитализма от феодализма и цеховой системы производства.
        Удивляет одно-чем больше информации тем больше всякой ахинеи несут люди.
        1. -1
          2 января 2025 10:33
          Дело не собственниках и собственности ,а в свободном движении капиталов и трудовых ресурсов

          Спасибо за политинформацию, уважаемый, теперь ответьте непосредственно на сам вопрос
          «Почему забор в Англии в период огораживания был "капиталистическим", а вот в это же время во Франции – нет?!»
          1. +2
            2 января 2025 10:35
            Забор не бывает капиталистическим или феодальным -сама постановка вопроса -глупая.
            1. -1
              2 января 2025 11:08
              Это не ответ. Тут понятие "забор" не буквальное а -метафорическое. Разницу улавливаете?
              И мой вам совет- не будьте так прямолинейны и безапелляционны. вы тут пока без году неделя, а здесь на этой ветке "История" ВО считается дурным тоном отвечать на комментарии фразами: "зачем фантазировать?"; "постановка вопроса -глупая"; "несете ахинею".[/quote]
              1. -4
                2 января 2025 11:42
                Отстаньте уже со своими поучениями.
                Я тут под разными никами уже много лет-и мне наплевать что там обо мне думают местные пикейные жилеты.
                1. 0
                  2 января 2025 12:02
                  Цитата: Dozorny_ severa
                  Я тут под разными никами

                  С чего бы это и зачем?
                  1. +1
                    6 января 2025 13:28
                    Цитата: kalibr
                    Цитата: Dozorny_ severa
                    Я тут под разными никами

                    С чего бы это и зачем?

                    hi Да, действительно recourse Зачем? Такое упорство взрослого человека выглядит странно. request Хотя, ответ есть, даже несколько. laughing lol
        2. +3
          2 января 2025 14:44
          Да из-за огораживаний же....
  9. +5
    2 января 2025 09:52
    Цитата: Msi
    Что я для себя узнал интересного, ничего... Получается просто мемуары Шпаковского.

    Странный Вы человек,-шпаковский велик уже сам по себе.Что б он не писал-отмечено печатью мудрости и таланта.
    1. +3
      2 января 2025 10:24
      шпаковский - велик уже сам по себе

      Интересно , а был ли у Шпаковского в те годы велосипед? lol Вспомнилось крылатое -
      «Я почему раньше такой был? Потому что у меня велосипеда не было»(с)
      1. +1
        2 января 2025 11:33
        Цитата: Ричард
        был ли у Шпаковского в те годы велосипед?

        Велосипед был. Сначала трехколесный. Единственный на улице. Потом дед переделал его в двух. С 1961 ого был рижский мамокат на надувных шинах, предмет зависти всех мальчишек с улицы.Потом велосипед "Школьник", потом еще какой-то... Но во время учебы в институте велосипеда не было. Были четырехколесная коляска для младенца и двухколесная с одной ручкой, скоростная, для постарше...
  10. +5
    2 января 2025 10:44
    На потоке было две группы по 25 человек

    А девушек из них, наверно, по 20.
    Поневоле женят... yes
  11. +1
    2 января 2025 11:29
    Цитата: Ричард
    заборы огораживали в основном владения знати

    Было и еще одно важное обстоятельство... Статья уже пишется со всеми подробностями...
  12. +1
    2 января 2025 13:31
    С наступившими и с наступающими всех!
    В предыдущем материале было о продуктах питания в то время, их доступности, а вовсе не о том, что «автор помешался на еде», хотя да, люблю поесть вкусно и полезно. Хотя кто этого не любит? Просто вкусы у всех разные. Но это не значит, что я только этим тогда и занимался. Отнюдь…

    Но на первое место Вы поставили именно это. Так что обижаться нечего — подставились-с. Или проявили своё истинное лицо, ст. 58-10 УК РСФСР)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
    1. 0
      3 января 2025 14:26
      Цитата: Quzmi4
      Или проявили своё истинное лицо, ст. 58-10 УК РСФСР

      Продолжаете болеть и в Новом году? Печально...
    2. +1
      3 января 2025 14:29
      Цитата: Quzmi4
      Так что обижаться нечего — подставились-с

      Что ж у Вас так с логикой плохо? В статье о еде на первом месте будет еда. В статье о шмотках - шмотки... В статье о сортирах - сортиры.
  13. +5
    2 января 2025 13:50
    И почему так, мне теперь понятно: цель была учить, но не выучить, чтобы не дать людям лишнего шанса «удрать туда».

    Нифига себе вывод....
    1. 0
      2 января 2025 20:31
      Цитата: кукс
      цель была учить, но не выучить, чтобы не дать людям лишнего шанса «удрать туда».
      Нифига себе вывод....

      Я думаю, это слишком сложно. В большинстве случаев была "цель учить", как осуществление оплачиваемого процесса, широко распространенного особенно по предметам, которые сегодня не попадают под ЕГЭ.
      1. 0
        3 января 2025 14:35
        Цитата: Hagen

        Я думаю, это слишком сложно.

        Нет! Видите ли, при всей нашей советской независимости мы до боли в коленках боялись того, что "скажут там". Поэтому и "зигзавали" туда-сюда. Опубликовали Гальдера в 1959 году, но... малым тиражом. "Смотри, Запад, у нс все есть,даже это!" Газету Правда от 11 июня 1944 года секретить и изымать не стали - "У нас все открыто!". Просто ссылаться на нее... "было нехорошо". Так и здесь - спецшколы есть? Есть! Для особо одаренных - МГИМО. А на среднем уровне - учить учим, да все бестолку. И волки сыты и бараны довольны. И на Западе имидж хороший. Учим же...
        1. +1
          3 января 2025 19:42
          Цитата: kalibr
          Так и здесь - спецшколы есть? Есть! Для особо одаренных - МГИМО. А на среднем уровне - учить учим, да все бестолку. И волки сыты и бараны довольны. И на Западе имидж хороший. Учим же...

          Как версия... возможно. Но иногда сигара - это просто сигара...
  14. -1
    2 января 2025 17:56
    Вячеслав Олегович! Спасибо!
    Вы в очередной раз пишете интересно!
    С Вами можно (нужно) не соглашаться. Вас можно (не нужно) тыкать в орфографические ошибки. Вас можно считать приспособленцем среднего человека к текущим правилам жизни внутри государства.
    Но вы точно (личное мнение) не подкивала всему, что государство считает сейчас правильным.
    И ещё Вы провокатор комментаторов. ) Но это и правильно. Читать того, у кого 5 комментариев, как правило (бывают исключения) скучнее, чем того, у кого их за сотню.

    Про Брежнева ответа не знаю.
    Может "есть еще культ Брежнева, но нет уже личности". Это если году в 76-78.
    1. 0
      3 января 2025 14:36
      Цитата: Fangaro
      Вы в очередной раз пишете интересно!

      Это главное, Роман. Спасибо! Успехов в Новом году!
  15. 0
    2 января 2025 18:28
    Цитата: kalibr
    Нет, конечно, Владимир. Статья будет посвящена причинам крушения СССР с точки зрения того же Ленина, Сталина, Богданова, Троцкого

    Вы их точку зрения собираетесь вопрошать во время сеанса спиритизма?
    1. 0
      3 января 2025 14:23
      Цитата: Dozorny_ severa
      Вы их точку зрения собираетесь вопрошать во время сеанса спиритизма?

      Нет! Они сами все давным-давно написали. Видимо в моменты просветления ума. Надо только найти.
  16. 0
    3 января 2025 00:14
    А оно в целом было хотя и однобоким, но с профессиональной, учительской точки зрения, довольно неплохим. Всё только на основе марксизма-ленинизма. Хорошо нам читали педагогику, историю Древнего мира и Средних веков, стран Азии и Африки, методику преподавания истории.
    Историю Древнего мира, и Средних веков тоже с использованием теории марксизма-ленинизма преподавали, мы правильно вас поняли? wink
    1. +1
      3 января 2025 13:35
      По-другому не преподавали. ВСЯ предыдущая история человечества была прологом у учению Маркса и Великой Октябрьской.
      Потому как даже обезъяны воюют за экономические интересы - территорию и самок. Хотя и там есть момент доминирования в ущерб экономическим интересам.
    2. 0
      3 января 2025 14:22
      Цитата: Radikal
      мы правильно вас поняли?

      Абсолютно так. Откройте любой учебник того времени...
  17. 0
    5 января 2025 09:41
    Читал я эту книгу в мягкой обложке про наши танки в Испании. Была куплена в 1976г.Интересная по тем временам книга, только потерялась где то.