Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.
Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.


Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.
Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.
Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.
Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Война, которой не было. 9 серия. "Пираньи. Тени глубин"

Читайте также
Комментарии 33
  1. redwolf_13 21 марта 2013 08:28
    То что имеем не ценим, по потерянному плачем.
    Грустно все это уникальные суда были.
    redwolf_13
    1. newnutella 21 марта 2013 10:58
      " -Район здесь тихий...здесь на подводной лодке лучше...
      - Точно, на " Малютке"...
      - Ты откуда знаешь!? Это ж военная тайна!!
      - Да ну, мы на такой на дальний кордон ходил..."

      Отличный аппарат!
      newnutella
      1. Durant 21 марта 2013 12:14
        Да, так и хочется крикнуть "Кузьмииич!!!"...
        Печально...
        Durant
    2. Sirocco 21 марта 2013 14:32
      Да уж, хорошо что в свое время, спасли ТУ 160, вовремя выкупив их у Украины. Хотя там успели пустить под нож эти самолеты.
  2. Mother Russia 21 марта 2013 08:37
    Какие лодки потерял флот! Титановые! Они бы могли быть в составе флота десятилетиями! Просто преступление, что их вывели из строя при таком малом сроке службы.
    Эх... Столько всего нужного стране утилизировали, что теперь нужно строить новое и накапливать, накапливать!
    Mother Russia
    1. Норд 21 марта 2013 14:26
      Хотелось бы глянуть в глазенки этих флотоводцев, которые пришли к гениальному выводу, что России такие подлодки не нужны... Слов нет, одни буквы...
  3. барон врангель 21 марта 2013 08:41
    а потом надо будет! а нету, распилили! проклятые девяностые!
    1. Edge_KMV 21 марта 2013 08:56
      Хорошо если только распилили, а может еще как всегда и документацию потеряли(КД)
      1. скептик 21 марта 2013 13:27
        Цитата: Edge_KMV
        Хорошо если только распилили, а может еще как всегда и документацию потеряли(


        До сих пор на Западе разбираются со всей "потерянной документацией" ВПК СССР. К величайшему сожалению никто не расследовал, кто эти "теряльщики", что провоцирует их дальнейшую предательскую деятельность.
    2. evgenii67 21 марта 2013 10:15
      Привет каждому! Грустная картина, recourse ведь действительно лодки уникальные.
      Цитата: барон врангель
      а нету, распилили! проклятые девяностые!
      в 90-х лучше всего получалось пилить бюджет и пилить на металлолом, то что строилось в СССР recourse славу богу сейчас финансирование в армию увеличилось (по сравнению с 90-ми), но распил бюджета все равно имеет место быть....
      1. black_eagle 21 марта 2013 15:44
        Девяностые говорите? Почитайте про К-222, только не заплачьте, и на даты обратите внимание.
        black_eagle
    3. ziqzaq 23 марта 2013 13:41
      Доброго дня Всем!!!!
      Цитата: барон врангель

      а потом надо будет! а нету, распилили! проклятые девяностые!

      Проклятый горбатый и прочие либерасты........
  4. jayich 21 марта 2013 10:01
    Во время моей летней поездки в Севастополь в 2012году видел в самом конце севастопольской бухты в районе жд станции Инкерман-1 , полузатопленную подводную лодку размером где то 30-35 метров похожую на пр. 865.
    Кто в курсе что это за лодка?
    к сожалению сфотографировать не успел
    во где-то в этом районе http://maps.yandex.ru/-/CVR~7JNX
    Координаты:

    Широта: 44°36′37.94″N (44.610538)

    Долгота: 33°35′36.96″E (33.593601)
    1. Sirocco 21 марта 2013 14:29
      Видел подобные лодки в Балаклаве, лет 15 назад.
    2. Misantrop 21 марта 2013 22:59
      Принадлежащая институту биологии южных морей г. Севастополя исследовательская ПЛ. Украина бережно хранит то, что выхватила при разделе СССР... Так она выглядела в 2006 году
      Misantrop
      1. Kars 21 марта 2013 23:34
        Цитата: Misantrop
        раина бережно хранит то, что выхватила при разделе СССР...

        [media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uHcqJUZbhMw]

        http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uHcqJUZbhMw
  5. vadson 21 марта 2013 10:36
    то то я думаю где это чудо видел, пока читал вспомнил про рыбалку, дочитал точно
  6. Чёрный Полковник 21 марта 2013 12:49
    Печально такое читать. Кстати, не очень давно читал инфу о том, как у "друзей Америки" - колумбийских мафиози, была перехвачена миниподлодка с партией героина. По мнению амерских спецов проектирование и строительство миниПЛ было проведено на достаточно высоком производственном уровне не без участия бывших советских специалистов... Ндя-я-я, круглая Земля, однако.
  7. Takashi 21 марта 2013 12:50
    а она точно на спирту\водке может двигаться?
    1. Delta 21 марта 2013 14:02
      конечно нет))) любой дизель работает на продуктах нефтеперегонки. От керосина до мазута. Ну еще на некоторых продуктах природного происхождения, типа рапсового или пальмового масла. Так называемое - биотопливо, где в реакции участвует метиловый спирт. На чистом спирту или водке - нет. Хотя были, кажется исследования в этом направлении. Нужно серьезно переделывать двигатель
      1. Takashi 21 марта 2013 17:15
        Значит в фильме обманули.:):):):)
        А я то думаю, как они могли 20 или 40 коробок водки в неё залить. Аж плохо стало, подумалось - "не дай бог, и трактор на спирту сделают, как жить дальше будем".
        Хотя вот вроде Фолксваген -Жук (некоторые модели) вроде на спирту. :(:(
        1. Delta 21 марта 2013 17:16
          так то ДВС, а не дизель)))
          1. Firstvanguard 22 марта 2013 21:08
            Дизель - тоже ДВС soldier hi
  8. Nayhas 21 марта 2013 13:00
    Для таких миниДПЛ нужен был носитель который мог бы отбуксировать её поближе к цели, своим ходом добираться до врага это не практично.
  9. jayich 21 марта 2013 13:07
    Цитата: Nayhas
    Для таких миниДПЛ нужен был носитель который мог бы отбуксировать её поближе к цели, своим ходом добираться до врага это не практично.

    ну таких носителей целых 2 штука пр941 акула в них места очень много(модернизируй обмодернизируйся и всё равно место останется) , но скорей всего и их попилят,
    переделали бы хоть одну по носитель "Лошарика"
  10. Суворов000 21 марта 2013 16:16
    Нет что бы отдать спецразведке ВМФ такое чудо им в самый раз, лучше не придумаешь, так нет не доставайся же ты никому, сдается мне без происков империалистических разведок тут не обошлось, в 90 годах у наших генералов ума на такое не хватило бы, тупо стояли бы и все, ну на дальний кордон по рыбачить катались бы,максимум продать кому нибудь, а тут прям сразу порезать и притом проследили что это сделано, неее не просто так их пустили в расход, кто то очень постарался
    Суворов000
  11. galiullinrasim 21 марта 2013 18:06
    не удивлюсь если гдето такая лодка появитсяна вооружении
    galiullinrasim
  12. Hemi Cuda 21 марта 2013 18:10
    Сколько всего интересного и нужного гады по угробили.
  13. kirpich 21 марта 2013 18:31
    Цитата: Delta
    .... Ну еще на некоторых продуктах природного происхождения, типа ... Так называемое - биотопливо, где в реакции участвует метиловый спирт...


    ОЙ,чего то не о том подумал. lol
  14. sso-250659 21 марта 2013 18:56
    Молодцы конструктора!!! А лодки жаль. хоть бы одну для музея оставили.
    Небось на металлолом корпуса сдали, а деньги как всегда пропили!
  15. кобальт 21 марта 2013 20:39
    Досокращались до того, что на Черном море осталась всего 1 боеспособная подлодка, а эти малютки очень жаль, наверняка могли скрытно зайти на выход из любого порта на Балтике ( Килль например) и поставить мины на выходе в подарочек. Еще вопрос, что случайно ли их порезали, а не намеренное ли это вредительство.
  16. crambol 21 марта 2013 21:00
    А вот образчик продукции ФРГ 1967 г. Порт Киль. Снимал из иллюминатора. Пожалуй поменее нашей.
  17. Резун 21 марта 2013 21:20
    Повторение пройденного,к сожалению...

    http://www.youtube.com/watch?v=gL6yG7YeWvY&feature=player_detailpage#t=4s
    Резун
  18. svp67 24 марта 2013 15:03
    А вот интересно была ли миниподлодка "Пигмей" прародительницей "Пираньи"
    1. Bosk 25 марта 2013 12:36
      К началу Великой Отечественной войны "АПЛ Пигмей" официально числилась за Народным комиссариатом ВМФ (НК ВМФ) как опытовая подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим - перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, однако ее дальнейшая судьба пока точно не выяснена.
      В августе 1942 года АПЛ «Пигмей» осматривали итальянские подводники из 11 эскадры сверхмалых лодок (XI Squadriglia Sommergibili CB Regia Marina Italiana), составившие небезынтересное для историков флота ее описание. «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, ее размеры не отличались от итальянского типа СВ, но корпус был стройнее и длиннее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды».
      Что стало с единственной "АПЛ Пигмей" дальше, достоверно неизвестно.
      По некоторым данным в состав немецкого флота не вводилась, и весной 1944 года затоплена немцами в 20 милях южнее Алупки. По непроверенной информации в начале 1980-х годов лодка найдена на грунте и обследована.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня