Не летай в Полтаву, швед!

38
Не летай в Полтаву, швед!

В предыдущем материале был поднят вопрос того, что Швеция собирается воевать с Россией. И в этой войне штатному самолету ВВС этой страны, а именно его последней версии Gripen E отводится весьма значимая роль.

В данном обзоре мы попробуем противопоставить JAS.39 Gripen серии Е российским самолетам. Некоторым, с которыми будет больше всего шансов встретиться. Все точно брать не стоит. Например, не стоит брать МиГ-31. Летит быстрее, видит дальше, и был бы «Грифон» малозаметным, так нет… Про ракеты молчим, 31-й та еще Фрекен Бок с выбивалкой против Карлсона, и встреча этих двух самолетов будет фатальной для шведского. Но МиГ-31 встречается в небе далеко не каждый день, потому мы поговорим о тех самолетах, с которыми шансов встретиться больше.



Вообще в мире принято сравнивать самолеты одних классов. То есть, схожих по размерам, массе, количеству двигателей и вооружению. И вот тут бывают несостыковки.

Например, если взять ВВС Кении в конфликте с США за… ну несложно представить, за что США могут «нагнуть» африканскую страну. Так вот, у Кении на вооружении F-5Е/F родом из 70-х годов прошлого века. И ничего они «Супер Хорнетам» не сделают, даже если будут очень стараться. Разный класс. Но это не значит, что американцы начнут по закромам шарить и реликты прошлого века на войну отправлять, наоборот, с удовольствием разнесут летающие раритеры.

Вот и в нашем случае, JAS.39 надо бы сравнивать с МиГ-29, а лучше с МиГ-35, но что делать, если один ушел в историю, а второй не пришел на службу по независящим от него обстоятельствам? И «Грифону» придется иметь дело с Су-30 или Су-35?


Вообще в интернете можно найти материал, в котором JAS.39 сравнивают с Су-27. Это была бы интересная работа, если бы не некоторые аспекты этого сравнения, которое, кстати, очень неплохо так разошлось на той стороне. Конечно, на Западе всем понравилось, что JAS.39 оказался чуть ли не на голову выше русского самолета, но вот беда: Saab JAS-39 сравнивали не с Су-27, а с китайским Shenyang J-11, аргументируя это тем, что J-11 это 100% копия Су-27.


Вообще, конечно, да, J-11А построен на основе планера от Су-27СК, но оснащен китайским двигателем WS-10A и имеет большую долю китайского БРЭО.

Это вот как приехать на гоночную трассу «прохватить» не на Porsche Macan, а на его копии Zotye SR9. На китайской, понятное дело. Внешнее сходство один к одному, а вот начинка… Ну и результаты будут соответсвенные.

На самом деле действительно, в 2015 году в Китае прошли учения «Falcon Strike», в ходе которых J-11А сошлись в учебных боях с тайскими JAS.39C/D и по мнению судей, китайцы бои проиграли.


JAS-39C Gripen ВВС Таиланда

Но, как и во всяком сложном деле, здесь есть нюансы. Вообще в ходе учений китайские и тайские летчики обнаружили друг друга практически одновременно. Вопрос в оценке и подсчете, но тем не менее: китайский истребитель оказался ничуть не хуже шведского.

Если же мы говорим о противостоянии Швеции и России где-то там, у шведских берегов, как об этом повизгивают скандинавы, то даже Су-27 в противники JAS.39 вряд ли достанется. Причина та же самая, по которой мы не сравниваем JAS.39 с МиГ-29: отсутствие самолетов, постепенно выводимых с вооружения ВКС РФ.

Так что, увы – но Су-30 и Су-35. Как говорится, при всем богатстве выбора, с альтернативой слабовато, но, согласитесь, это уже проблема шведов. Подбор самолетов под «рыцарский» поединок – это глупейшая глупость.

Итак, поднимаем самолеты в воздух и начинаем крутить-рассматривать



Массогабаритные характеристики.

Самолеты, как уже говорилось, совершенно из разных классов, Су-35С пустой весит больше, чем JAS.39 в максимальной загрузке на взлете. Российские самолеты вдвое больше в плане размера и веса, и в этом у JAS.39 больше минусов, чем плюсов. Конечно, небольшой самолет обнаружить несколько сложнее, но вот тут вопрос, а что полезнее.

Двигатели.

Двигатель у JAS.39 один, мощностью 6 560 кгс в нормальном режиме и 9 990 кгс на форсаже.
Двигатели российских самолетов, а их по два, у Су-30СМ2 это АЛ-31Ф1С, мощность в обычном режиме 7 770 кгс, на форсаже 12 500 кгс у каждого.

Су-35С несут два АЛ-41Ф1С, мощность в нормальном режиме 8 800 кгс, на форсаже 14 500 кгс.


То есть, энерговооруженность российских самолетов в 2-3 раза выше.

Отсюда скоростные и полетные характеристики у нас такие:
JAS.39 может пролететь до 1 500 км со скоростью 1 400 км/ч у земли и 2 125 км/ч на высоте, забираясь при этом на высоту до 16 000 метров.

Су-30СМ2 имеет вдвое большую дальность в 3 000 км при практически таких же показателях скорости в 1 360 км/ч у земли и 2 125 км/ч на высоте, но при этом потолок у российского истребителя 17 500 метров.

Су-35С летает по дальности до 3 600 км (причем, без ПТБ) со скоростью 1 400 км/ч у земли, а на высоте 2 500 км/ч. Потолок 18 000 метров.


Наблюдаем в цифрах некоторое превосходство, но «Грифону» большая дальность не нужна, шведы планируют работать от обороны. Скорость примерно сопоставима, а вот российские самолеты могут забраться выше, что дает определенные преимущества от наземных ЗРК.

Можно было бы говорить о том, что меньший по размерам JAS.39 будет более маневренным, а потому при определенных условиях у него будет преимущество, но двигатель JAS.39 – это немного доработанный под однодвигательный самолет General Electric F414-GE-39E от F/A-18 Super Hornet, двигатель проверенный, надежный, с очень приличным ресурсом, но российские самолеты будут иметь преимущество за счет своих двигателей с управляемым в двух плоскостях вектором тяги.

Кроме того, не стоит забывать (а многие эксперты это делают) о том, что мощность двигателя – это не только способность быстро или далеко лететь. Это еще количество вырабатываемой энергии, которую можно потрать на электрические импульсы. Точнее, преобразовать энергию истекающих газов двигателя в электрическую, а ту уже потрать на импульсы, причем, одинаково полезные импульсы мощного и дальнобойного радара или систем генерации помех.

Со скоростью и маневром все понятно, равно как и с малозаметностью. Создатели всех трех самолетов совершенно не стали тратить усилий на модную и дорогую малозаметность, уделив ей не так много внимания.

Но есть еще один параметр, который, почему-то, не принято обсуждать наравне с остальными. Это способность обнаруживать самолеты противника.

На самом деле, малозаметность и способность замечать – стороны одной карты, и, если один параметр принести в жертву другому – карта будет бита.

У JAS.39 локатор с АФАР Selex-ES Raven ES-05 на подвижной установке имеет дальность обнаружения целей до 160 км с углом обзора ±100 градусов, что в целом очень даже прилично. Есть еще ИК-локатор, который детектирует нагрев обшивки других самолетов даже при дозвуковых скоростях полета, правда, об уверенной дистанции обнаружения шведы молчат. Но ясно, что весь концерт затеян ради того, чтобы осложнить жизнь «стелсам».


Но в нашем случае вся эта электроника хороша, но есть проблема: российские самолеты ну совсем не «стелсы», и более того: сам JAS.39 не «стелс». Данные об ЭПР «Грифона» весьма противоречивы, работы по его уменьшению велись, но в целом JAS.39 «светится» как обычный самолет такого класса. Если принять за обычный самолет такого класса МиГ-29, у которого ЭПР 5 кв.м., а JAS.39 немного меньше, плюс работы по снижению ЭПР, то можно принять за действительную цифру для «Грифона» 2-3 кв.м., пусть даже несколько и польстив.

И ситуация не очень приятная: РЛС Н035 «Ирбис», который уже устанавливается на Су-35С и будет устанавливаться на Су-30СМ2 пусть и лишена некоторых бонусов РЛС с АФАР, поскольку фазированная антенная решетка у «Ирбиса» пассивная, зато есть и плюсы:
- ФАР «Ирбиса» при помощи электрогидроприводов поворачивается и захватывает угол в 120 градусов;
- российская РЛС значительно мощнее итальянской (Selex-ES Raven ES-05 производит итальянская компания Leonardo) и сможет заметить JAS.39 на расстоянии, мягко говоря, некомфортном для шведского самолета.

Н035 во время испытаний по Су-27 (да, много больше JAS.39) обнаружил его на расстоянии 300 км, а захват был произведен с дистанции 250 км. На 1 кВт мощности. Полная рабочая мощность «Ирбиса» - 5 кВт (в пике кратковременно – 20 кВт), то есть, будь JAS.39 меньше Су-27 в пять раз (на деле – в 2 раза), дистанция обнаружения была бы фатальной.

Вариантов много, но то, что наши истребители увидят и захватят «Грифона», находясь вне зоны работы его РЛС – это очень похоже на правду.

Есть, конечно, нюансы. «Грифонам» могут помочь наземные РЛС дальнего обнаружения, могут «подсветить» корабли, которые окажутся в море на тот момент… Хотя это тоже дело такое: на всякую РЛС найдется Х-31 или Х-58 под крылом у Су-35С, а корабль… Нет, у ВМС Швеции очень такие себе приятные корветы типа «Висбю», первые полноценные «стелс»-корабли в мире, вроде как малозаметные, но их радиоэлектронное вооружение, равно как и ПВО, оставляет желать лучшего.

Радиолокационная станция Ericsson «Sea Giraffe» AMB неплохо обнаруживает воздушные цели на дистанциях до 100 км, но эту дистанцию нельзя назвать впечатляющей, тем более, что базовый ЗРК RBS 23 Bamse, устанавливаемый на шведских кораблях, имеет дальность полета всего 20 км и по высоте до 15 км.


В целом, Су-34 может запросто усмехнуться такой неприятностью, как Х-35 (145 кг ВВ в боеголовке) совершенно с безопасного расстояния. Кстати, эту прелесть (Х-35) может взять и Су-35С. Так вот, запустить Х-35 наши могут со 130 км минимум, то есть, из-за пределов наблюдения.

Но это мы немного отвлеклись, по сути вопроса же получается, что Су-35С может запросто наблюдать за всеми эволюциями «Грифона», находясь вне пределов видимости БРЛС шведского самолета. И это неприятно.

Но еще более неприятным будет вопрос применения вооружений



У JAS.39, надо отметить, весьма приличная номенклатура применяемого вооружения. И довольно сбалансированная. Мы посмотрим на все, что можно подвесить под крылья шведскому истребителю и что можно отправить куда-то в сторону этих амбалов со звездами на крыльях.

IRIS-T SLM.

Очень добротная ракета с хорошей двухрежимной ГСН, неплохой защитой от РЭБ и ИК-обманок, скоростью, может работать как противоракета но… Дальность действия до 40 км.

AIM-9 Sidewinder.

Классика семейства «воздух-воздух», надежное, неприхотливое, а главное – эффективное оружие, проверенное годами и сбитыми самолетами. Все более совершенная ИК-ГСН делает «змеюку» опасной для любого самолета, но… на коротких (до 20 км) дистанциях.

A-Darter.

Это детище целого конгломерата, ракету разработали южноафриканский концерн Denel Dynamics (ранее Kentron) и бразильские производители SIATT, Avibras и Opto Eletrônica. Это новая ракета, которая успешно продвигается на рынки военной техники, у нее много плюсов и один на наш взгляд, минус – дальность действия 22 км.

AIM-120 AMRAAM.

Эта ракета уже смотрится серьезнее, поскольку дальность ее действия от 100 до 120 км. Единственным минусом ракеты, пожалуй, является активное радиолокационное наведение, которому можно противодействовать системами РЭБ. Ну и цена в один миллион долларов за штуку. И это, пожалуй, самое опасное оружие шведского самолета.

Meteor.

Последнее слово европейской конструкторской мысли, работали на протяжении 20 лет инженеры Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции и наконец, у них получился «Метеор», способный лететь на 200 км. Но здесь есть нюанс: самолет, РЛС которого «видит» максимум на 160 км, сможет управлять ракетой, но не на всей траектории полета. Вообще «Метеор» может лететь, как нормальная ракета, по своим датчикам активной радиолокационной системы наведения, на расстояние до 60 км. А чтобы лететь на большие расстояния, нужна будет не только инерциальная система отсчета, но и определенное обновление данных о цели непосредственно в полете.

Ну и цена у «Метеора» просто восхищает: 2 000 000 евро за штуку.


JAS.39 Gripen – самолет, который может справиться с такой задачей, поскольку электроники в нем более чем достаточно, вывести ракету куда-то в район нахождения противника, где она активирует свою радиолокационную ГСН, и сама найдет, кого надо – это не проблема. Главная проблема – знать, где находится противник.

Под крыльями российских самолетов могут висеть неприятности, которые называются Р-37М. Да, когда-то эту ракету мог таскать только МиГ-31Б, но время шло, и Р-37М подружилась и с Су-27, и с Су-35.


Принцип работы ракеты абсолютно такой же, как у западной (точнее, это «Метеор» схож с Р-37М), то есть, ракета по своей инерциальной системе летит в район цели, получая подсказки от самолета-носителя, выйдя в район, активирует свои системы наведения, ищет цель и атакует.

Либо – все еще проще: если дальность действия радара самолета-носителя превышает дальность действия ракеты, то проблем нет никаких: летчик или оператор (если это Су-30СМ2) контролирует полет ракеты все время, корректируя наведение на цель.

В целом же, более дальнобойные радары российских самолетов могут обеспечить летчикам самое главное: возможность увидеть противника первым и отправить ему более дальнобойный привет с высокой гарантией попадания.

Сетецентричность JAS.39 и его электронная начинка – это очень даже неплохо, это делает «Грифона» действительно весьма приличным самолетом из класса легких истребителей, может быть, даже лучшим в мире, вот только в случае озвученного шведскими политиками противостояния с Россией, этого может оказаться мало.

Российские самолеты могут летать за пределами действий шведских ЗРК, выше шведских истребителей, что в современных конфликтах очень важно, поскольку. как показала СВО, системы ПВО разогнали самолеты со средних высот, то есть, где они максимально эффективны, и самолетам остается работать или с очень больших высот, или на удалении от рубежей противника.

И значит, дальнобойность боеприпасов, применяемых с самолетов, играет все более значимую роль, не меньшую, чем дальнобойность РЛС. И здесь «Ирбис», который позволяет «взять» цель с ЭПР 3 кв.м. на расстоянии 350-400 км и ракета Р-37М, которая летит на 300 км, причем, в качестве указчика целей можно использовать А-50, подвешенный где-то в безопасном районе.

Шведы, конечно, большие молодцы



Создали отличный самолет, который способен на многое в плане защиты воздушных рубежей страны. Но здесь, наверное, вопрос в том, в какой весовой категории будет идти игра. Если говорить спортивным языком, то шведские хоккеисты – известные мастера своего дела, но вот на ринге боев без правил они будут… несколько неэффективными.

Так и с самолетами. Конечно, пойти на войну с Россией или подарить какое-то количество их киевскому наркоману-диктатору, что в принципе, практически одно и то же. Вопрос овеществления шведской государственной паранойи, которая практически стала идеологией: все эти русские подводные лодки у берегов, дроны-разведчики в небесах и приближающийся кошмар русской агрессии…

Впрочем, шведы, у которых хороший запас народной мудрости, говорят так: "Det man inte har i huvudet får man ha i benen", что в принципе соответствует нашему «Дурная голова ногам покоя не даёт», а потому мы можем только смотреть, как будут развиваться события.

В предыдущей статье я назвал JAS.39 Карлсоном, который вырос и стал злым. Похоже, да, самолет действительно совершил эволюцию, но: герою сказки про летающего разгильдяя не стоит соваться в Полтаву. Это совсем другая сказка, и конец у нее для шведских персонажей был в свое время очень неприятным.


Но, что самое забавное, Карлсон, то есть, «Грифон», запросто может попасть именно в Полтаву, которая, правда, теперь не Россия тех времен. Но вот нарваться там на русских и огрести по полной – вот такая история может повториться. Она вообще сложная штука, эта история, особенно тем, что имеет неприятное свойство повторяться. Для нас, например, очень горьким моментом неоднократно становился Харьков, для венгров – небольшой городок Коротояк в Воронежской области, а для шведов – Полтава.

Для страны со столь небольшим населением и потенциалом, работа была просто высшего уровня. Шведы смогли не только в приличные авто и грузовики, их самолеты тоже очень уважаемы в мире. И JAS.39 «Грифон» - прекрасный самолет для своего класса, обладающий всем необходимым для работы как самостоятельно, так и вместе с союзниками. Но в том, что «Грифон», пусть и новейшей модификации, сможет победить российские истребители – в этом есть большие сомнения, приведенные выше.

Не стоит в Полтаву, честное слово, не стоит…
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    4 января 2025 03:57
    Либо у меня дежавю, либо я уже прочитал. Неважно, я могу прочитать это еще раз. hi
    1. -3
      4 января 2025 09:28
      Цитата: Mедвежонок
      я могу прочитать это еще раз


      А зачем?

      Война не Олимпийские игры - никто удары исподтишка не отменял!
    2. +1
      8 января 2025 20:24
      Цитата: Mедвежонок
      Либо у меня дежавю, либо я уже прочитал. Неважно, я могу прочитать это еще раз. hi

      Рябовщина. Ранее была очень популярна на ВО.
  2. +22
    4 января 2025 05:44
    Сама тенденция сравнивать самолеты один-на-один в этаком "рыцарском" поединке ущербна. Такой дуэли в реальных боевых условиях просто не может быть, потому что имеется масса факторов, которые кардинально меняют информационное поле для летчиков. Ну а в мирное время доводить до реальных пусков реальных ракет никто не будет.
    Вспомним, как израильские ВВС сбили из засады сирийский МиГ-25, который по всем характеристикам превосходил их самолеты. Просто грамотная тактика и дальнее радиолокационное обнаружение с одной стороны и полное отсутствие подобного с другой.
    1. -4
      4 января 2025 10:04
      Вы внимательно почитайте. Чтобы заманить в ловушку 25 - го, задействовали чуть ли не две эскадрильи. Это не про войну - это PR - акция. В реальной войне и МиГ - 23, справлялся очень неплохо.
    2. +12
      4 января 2025 12:42
      Сама тенденция сравнивать самолеты один-на-один в этаком "рыцарском" поединке ущербна.
      - не мешайте школьнику играть в солдатиков!
      1. +1
        4 января 2025 18:38
        А Роман Скоморохов - не школьник. Он - начальник отдела "Вооружение" сетевого издания "Военное обозрение".
        1. 0
          4 января 2025 18:40
          Я понимаю, что он не мальчик. Но иной мысли в голову не приходит, когда он пишет об авиации. Бывают у него правильные, хорошие статьи. Но редко. И не об авиации laughing
        2. +1
          8 января 2025 20:28
          Цитата: Cympak
          А Роман Скоморохов - не школьник. Он - начальник отдела "Вооружение" сетевого издания "Военное обозрение".

          Хочется поставить картинку: «Рука-Лицо»…
          Человек, который ничего не понимает в вооружениях, ничего не понимает в концепции использования вооружения, ничего не понимает в системе использования вооружений …
  3. +13
    4 января 2025 05:58
    Отсюда скоростные и полетные характеристики у нас такие:
    JAS.39 может пролететь до 1 500 км со скоростью 1 400 км/ч у земли и 2 125 км/ч на высоте, забираясь при этом на высоту до 16 000 метров.

    Су-30СМ2 имеет вдвое большую дальность в 3 000 км при практически таких же показателях скорости в 1 360 км/ч у земли и 2 125 км/ч на высоте, но при этом потолок у российского истребителя 17 500 метров.

    Су-35С летает по дальности до 3 600 км (причем, без ПТБ) со скоростью 1 400 км/ч у земли, а на высоте 2 500 км/ч. Потолок 18 000 метров.

    Дальше не стал читать. Похоже школьник писал или перевод. Да самолеты всегда летают на форсаже и на максимальной скорости, но тогда дальность будет гораздо ниже. Энерговооруженность, вообще ха ха ха (три раза).
  4. +13
    4 января 2025 06:20
    Не летай в Полтаву, швед!

    Ну если уж рассуждать о возможных вариантах то швед "в одиночку" в Полтаву не полетит, а в компании с "товарищами" по НАТО. И тут на первую роль выходит не столько качество самолётов, а их количество. Готовы ли мы противостоять такому развитию событий вот в чём вопрос. what
  5. -2
    4 января 2025 06:30
    Автор прав только в том случае, если в воздухе будут происходить воздушные бои между истребителями. Если мне не изменяет память, то последние такие бои были во время ирано-иракской войны, да и то очень жиденькие. В основном работала штурмовая и армейская авиация по позициям на линии фронта. Был даже забавный случай, когда иракский вертолет Ми-24 сбил иранский Ф-5. Ну это всего лишь забавная случайность. Это я к тому, что как истребитель он вообще никакой, а вот как носитель КР и умных бомб, "Грифон" вполне себе сойдет winked
    1. +1
      4 января 2025 22:09
      Цитата: Голландец Михель
      Если мне не изменяет память, то последние такие бои были во время ирано-иракской войны

      Буря в Стакане, Югославия...
    2. 0
      5 января 2025 17:20
      Цитата: Голландец Михель
      Автор прав только в том случае, если в воздухе будут происходить воздушные бои между истребителями. Если мне не изменяет память, то последние такие бои были во время ирано-иракской войны, да и то очень жиденькие. В основном работала штурмовая и армейская авиация по позициям на линии фронта. Был даже забавный случай, когда иракский вертолет Ми-24 сбил иранский Ф-5. Ну это всего лишь забавная случайность. Это я к тому, что как истребитель он вообще никакой, а вот как носитель КР и умных бомб, "Грифон" вполне себе сойдет winked

      Меж впрочем насколько я помню иракский Ми-24 тогда сбил не F-5 а F-4!!! Да и насчет недооценки Грипена как истребител тоже не стоит етого делать. Во первых ЛЮБОЙ самолет который включил РЛС обнаруживается на дистанциях В ДВА раза большей чем он обнаруживает цел сам!!! Во вторых кривизну земли никто не отменял, а еще обнаружение целей на фоне земли происходит на куда меньшую дистанцию. Так что етот маленкий зверек с ракетой метеор вполне может угробит не только Су-30 но даже МиГ-31 (конечно если оба работают со вкл. РЛС) И даже пилоты обстреливаемых самолетов смогут узнать об етом только после вкл. метеора собственной РЛС. Просто потому что ЕПР ракет воздух воздух куда меньше самолета и неизвестно смогут ли ее заметить на безопасную дистанцию. Вот вам пример боевой работы двух самолетов без поддержки AWACS или А-50. Например Су-35 летит со вкл. РЛС и обнаруживает все летящее на большой высоте с 300км. Грипен, обнаруживает вкл. РЛС скажем с 400 км и ныряет к земле пытаясь спрятатся за горизонтом и если ему ето удается тем более если есть какие-то земные возвышения достаточно большого размера он может приблизится и куда ближе 200км. Затем запускает метеора с дистанции в 200км (самолеты летят друг напротив друга) из за горизонта и появляется только когда до цели по расчетам останется где-то 60-70 км и са несколько секунд без вкл. РЛС уточняет положение обстреливаемого самолета и снова прячется и убегает. Попадет или нет дальше будет зависеть от мер противодействия цели и помехозащищонности как и маневренных характеристик ракеты. Такой же сценарий возможен даже для МиГ-21И против Ф-15Е. Хотя у 21-ого дальность действия ракет да и возможности РЛС куда ниже чем у грипена.Все зависит от очень многих факторов. И немалое значение имеет информационая поддержка от летающих РЛС, мастерство пилотов и т.д. и т.п. Конечно самолет с лучшим РЛС и более дальнобойными ракетами имеет серьезное преимущество, но оно не всегда решающее.
  6. +13
    4 января 2025 06:37
    Сравнивать в лоб легкий и тяжелый истребители - это круто (нет). Такие статейки про циферки били модны в году так 2010, но не как в 2025.
  7. +29
    4 января 2025 06:46
    Казалось бы, ну после 22.02.2022 надо бы завязать с предсказаниями, например:
    "Противостоять армии России с помощью «Джавелинов», «Байрактаров» и «Стингеров», можно. Вопрос только во времени, которое продлиться это противостояние и эффективности. Но ни сегодня, ни завтра, ПВО Украины не в состоянии оказать хотя бы минимальное сопротивление нормальным ВВС. Слишком устаревшая техника в слишком плачевном техническом состоянии." 17.02.2022 (с) Роман Скоморохов

    Но нет, "шапкомет" продолжает работу: "....«Грифон», запросто может попасть именно в Полтаву, которая, правда, теперь не Россия тех времен. Но вот нарваться там на русских и огрести по полной – вот такая история может повториться." 04.01.2025 (с) Роман Скоморохов

    PS. Даже сравнение Р37 и Метеора в статье - ну как так можно...

    PPS. Хорошо Константин Симонов о таких писал:
    "— Неужели вы не можете воевать как-то иначе, как-то лучше, чтобы всего этого было хоть немного меньше? — спросила она, подумав в эту минуту не только о тех тяжелораненых, которые чаще всего попадали к ней, как к ведущему хирургу, но и о тех двоих, еще ни разу не лежавших вот так ни на чьем операционном столе, о собственных своих сыновьях.
    — Видимо, не можем, не способны, — зло ответил он. — И никогда не будем способны сделать так, чтобы у вас работы не было, — добавил он еще злее, — сколько бы ни старались. А если думаете, что мало стараемся, делаем хоть на грош меньше того, на что способны, так возьмите и плюньте мне в рожу, чем разговаривать. Какой может быть со мной разговор, раз вы так думаете? — сказал беспощадно, а глаза где-то в самой глубине продолжали оставаться печальными.
    — Я так не думаю.
    — А не думаете, так не трепитесь на такие темы, от которых и без вас три года душа болит. И будет болеть до последнего дня...
    ...
    а про то, каким он был в те годы, в академии, и в тридцать шестом, и в тридцать седьмом, до последнего дня, когда его видел. Разве можно было слушателей так готовить, как он готовил, — к такой войне, какую мы с вами видим! И если бы просто язык хорошо подвешен! А то ведь действительно знающий человек был! Но знал одно, а говорил другое. Заведомых неправд глашатай! Да куда бы мы пришли со всем с этим, если б после финской, хоть и с запозданием, за ум не взялись?
    ....
    — А вы с самого начала не верили в то, что он так и думает, как говорит? — спросила она.
    — Не верил, — не останавливаясь, на ходу сказал Серпилин и мотнул головой.
    — А я тогда верила.
    — А я не верил. Были и такие, которые искренне считали, что единым махом семерых побивахом! Этим бог простит. Если живы... А он не мог в это верить. Был слишком умен и знающ для этого."
    1. -4
      4 января 2025 12:17
      Но ни сегодня, ни завтра, ПВО Украины не в состоянии оказать хотя бы минимальное сопротивление нормальным ВВС. Слишком устаревшая техника в слишком плачевном техническом состоянии." 17.02.2022 (с) Роман Скоморохов


      И автор был совершенно прав, нормальная авиация с большим парком современных самолетов ДРЛО, самолетов РЭБ и РТР, при взаимодействии с разведывательной службой обладающей спутниковой группировкой в сотни единиц, так же имеющая возможность осуществить тысячи самолета-вылетов в день и запустить сотни крылатых ракет, ну в общем как американская авиация времен операции Буря в Пустыне, против такой авиации да ПВО Украины не способно было бы оказать хоть какое то сопротивление.
      1. 0
        5 января 2025 00:04
        Цитата: Oldrover
        ну в общем как американская авиация времен операции Буря в Пустыне, против такой авиации да ПВО Украины не способно было бы оказать хоть какое то сопротивление.

        Почему неспособно?
    2. +5
      4 января 2025 22:11
      Цитата: Wildcat
      Но ни сегодня, ни завтра, ПВО Украины не в состоянии оказать хотя бы минимальное сопротивление нормальным ВВС

      ТАк оно в принципе верно, просто наши ВВС, увы... При всем уважении к летчикам, нормальной матчасти (самолеты ДРЛО/РЭБ/РТР/разведка) не выдали
      1. +4
        5 января 2025 08:57
        hi
        ТАк оно в принципе верно, просто наши ВВС, увы... При всем уважении к летчикам, нормальной матчасти (самолеты ДРЛО/РЭБ/РТР/разведка) не выдали
        Это наблюдение возвращает нас с вами к нашей дискуссии на тему сравнения "Бури в Пустыне 1991" и "Украины 2022".
        Мое мнение (чем дальше, тем больше) склоняется все же в пользу объективных обстоятельств "почему все пошло как пошло". До Украины2022 был крайне успешный Казахстан2022 и ни у кого не вызывает удивление, почему войска высадились прямо на аэродром, взяли под контроль столицу, поменяли/сохранили (или как правильно писать) казахскую власть - и все это без подавления/уничтожения ПВО/ВВС/казахских силовиков в целом.
        То же самое - Украина2014, результат в Крыму был достигнут не столько применением силы, сколько демонстрацией силы.
        А какие основания были к тому, что если даже "январь2022" прошел великолепно, то "февраль2022" пойдет по иному пути? Зачем при таких операциях "самолеты ДРЛО/РЭБ/РТР/разведка"?

        Плюс не надо забывать, что с 80х годов прошлого века противниками у армии и у ВВС в частности были специфические персонажи, у которых ничего серьезнее ПЗРК/Зу23 не было.
        Единственно выбивалось из этого история "август 2008", но пятидневный победный характер событий позволил лишь "учесть опыт в части касающейся".

        А субъективные факторы - вроде соревнований, где "по телевизору в рамках международных соревнований Авиадартс наши опять заняли первые места" самолеты 4++ использовали НУРСЫ, Су24 на небольшой высоте неторопливо кидали бомбы и т.п. - ИМХО, влияли на опыт и планы ВВС мало.

        Так что 40 лет б/д с такими противниками и такими учениями не могли дать опыта, из которого следовала необходимость создания того, что вы называете "нормальной матчасти (самолеты ДРЛО/РЭБ/РТР/разведка)" или СЕАД и С4. Тут и Гефест был вундерваффе.
  8. +15
    4 января 2025 09:28
    Опять всех одним махом победили,ход СВО не даст соврать же ,наши сушки каждый день над Киевом летают,как же надоело уже это шапкозакидательсво
  9. -3
    4 января 2025 09:46
    Не летай в Полтаву, швед!
    Не ходи украинец в Курскую область!
  10. +11
    4 января 2025 10:00
    Грипен - отличный недорогой экономичный самолет. Нам бы такой, который бы занял пустую нишу МиГ-23, 27, 29.
  11. -1
    4 января 2025 11:03
    Цитата: Лешак
    Не летай в Полтаву, швед!

    Ну если уж рассуждать о возможных вариантах то швед "в одиночку" в Полтаву не полетит, а в компании с "товарищами" по НАТО. И тут на первую роль выходит не столько качество самолётов, а их количество. Готовы ли мы противостоять такому развитию событий вот в чём вопрос. what

    Там летают Ф-16, они в компании самолетов НАТО? Нет. Почему именно швед должен быть в такой компании?
  12. +9
    4 января 2025 11:47
    Все вышеописанное автором за локаторы , ракеты , скорости и прочее красиво звучит . Вот только два момента есть в предполагаемом столкновении . Первое - предполагаемое место столкновения Балтика , т.е.по факту поляна нам враждебная насквозь и полностью просматриваемая вражескими радарами с земли . И второе - огромное количество у врага самолётов ДРЛО вкупе с многочисленными дублированными каналами спутниковой и не только связи . И оба обстоятельства мягко говоря мешают раскрыться потенциальному превосходству наших самолётов . На данном театре разумеется
  13. +7
    4 января 2025 13:11
    Увидел в статье перл, после которого серьезно ее читать невозможно...
    "...мощность двигателя – это не только способность быстро или далеко лететь. Это еще количество вырабатываемой энергии, которую можно потрать на электрические импульсы. Точнее, преобразовать энергию истекающих газов двигателя в электрическую, а ту уже потрать на импульсы, причем, одинаково полезные импульсы мощного и дальнобойного радара или систем генерации помех."
    Очень смахивает на комиксы для детей 10-12 лет.... )))))))))))
    Прежде чем писать статью, автору надо было посмотреть какую-нибудь хоть популярную книжку по устройству электрической бортовой сети самолетов...
  14. +4
    4 января 2025 13:51
    Уважаемый Роман Скоморохов, всё будет решать тактика и стратегия применения лёгкого истребителя «Грифон», даже, в небе Полтавы.. А если это будет массированный вылет, да внезапный, да при хорошем обеспечении силами и средствами разведки,РЭП - РЭБ ( а НАТО по другому не летает)... А сравнивать "железо",особенно, со способностью, его, летать над полем боя, думаю занятие достаточно сомнительное и контрпродуктивное... Да, забыл сказать про тех, кто будет сидеть в кабине ... Предполагаю, что не выпускники кировоградской Лётной академия Национального авиационного университета 2023-2024 годов, а скорее всего пилоты НАТО..... Так что, думаю, что надо готовиться к появлению «Грифонов» над Полтавой, господин Скоморохов и делать определенные упреждающие "телодвижения", кому это положено, чтобы не произошло повторение ситуации, как с Минскими соглашениями или "внезапным" прорывом противника на Курщину... Иначе, нашим "тяжелым" "Сушкам" и, даже, "МиГ-31Б" будет ой как "не комфортно" при всём их превосходстве, описанном, Вами....
    1. -5
      4 января 2025 16:45
      Тут возражу, пожалуй..."Массированного внезапного вылета" в нынешних условиях априори не будет, а, если и будет "массированный ", то под раздачу первые попадут КАК РАЗ самолёты ДРЛО-без вариантов....
      И в кабинах НАШИХ самолётов ТОЖЕ будут отнюдь не курсанты училищ сидеть-хватает у нас достойных летунов...
      Шапками закидывать не буду, но...
      При вышеописанных моментах КАК РАЗ Грифоны с их дальностью полёта и будут иметь бледный вид-и от ПВО, и от ВКС-уверен в этом...
      1. +1
        5 января 2025 00:05
        ну да когда ''внезапно'' ВСУники вошли в Курскую область..а ЭТО на секундочку покруче чем ''массированный внезапный налёт'' так-что не всё так просто в век ИСЗ и стратосферных БПЛА...
      2. 0
        5 января 2025 17:08
        Уважаемый Александр Маков! Попробую ответит, Вам, старой русской присказкой, в которой, на мой взгляд, много мудрости и смыслов: "Не хвались идучи на рать, а хвались идучи с рати..." Мне, кажется, в ней и "Грифоны". с их дальностью полёта, и самолеты ДРЛО НАТО и наши ВКС и пилоты, сидящие в кабина, по обеим стороны "мушки"...
  15. +6
    4 января 2025 13:59
    Вокруг будут светить радары и АВАКС НАТО и пуски ракет можно делать по внешнему ЦУ
    1. 0
      6 января 2025 19:55
      Zaurbek, а тут кто первый.... Второму придется размазывать кровь и слёзы, по щекам.... Война, как игра в покер, "банк" достаётся тому, кто предвидет, предполагает, грамотно выстраивает тактику и стратегию игры и думает, думает и думает......
      1. 0
        6 января 2025 21:58
        Но мы пока не сбивает сторонние АВАКС
  16. +3
    4 января 2025 18:11
    Швеция в НАТО. Для вступления в бой самолету ВКС РФ придется пролететь некоторое растояние, будучи обнаруженным и взятым на прицел радарами ПВО буквально всех окрестных стран. Так что бои эти либо невозможны, либо будут вестись над ядерной пустошью с совершенно другими раскладами
  17. -4
    4 января 2025 22:11
    Дело в том, что в шведском самолёте и его вооружении масса иностранных деталей, от американских до итальянских и бразильских. Во время войны запчастей хватит ненадолго.
  18. -4
    4 января 2025 22:18
    Если не дай бог случится война, в которой будут участвовать и Россия, и шведы, то никто не будет ждать самолётов ДРЛО, сотен истребителей и бомбардировщиков. Сначала полетят сотни нестратегических ракет средней дальности с термоядерными боеголовками, после чего в воздух сможет подняться весьма ограниченное число самолётов обеих сторон. А за ракетами средней дальности пойдут стратегические термоядерные ракеты, Один ЯРС или Сармат - и о шведской авиации можно будет забыть.
  19. +3
    5 января 2025 01:33
    То есть, энерговооруженность российских самолетов в 2-3 раза выше.

    Чего Вы ерунду мелете? Прочитайте что такое энерговооруженность.
  20. 0
    8 января 2025 20:24
    Скоморохов реинкарнировал Рябовский бред, который тот запускал за пару лет до СВО? И не более полугода после?
    Ибо даже урякалки переставали верить в его вранье…
    С тупейшим занижением и умолчанием критически важных характеристик у врага?