Миннезингеры в шлемах с птичьей клеткой и стилизованными топорами

30
Миннезингеры в шлемах с птичьей клеткой и стилизованными топорами
Запоминающийся кадр из советского широкоформатного художественного кинофильма «Чёрная стрела» режиссёра Сергея Тарасова, снятого в 1985 году по мотивам одноимённой повести Роберта Льюиса Стивенсона. Как раз во время этой сцены менестрель и поёт любовную песню на стихи Вальтера фон дер Фогельвейде, ставшую эпиграфом к этой статье…


Хвала и мужу и жене,
Когда они живут в любви.
Их душу с телом наравне
На каждый час, господь, благослови!
И в полном счастье пусть их жизнь пройдет.
Сомненья нет, блажен и тот,
Кто добродетель чтит в себе,
Как в той, кого избрал одну,
И кто на радость взял жену,
Подругу в жизни и судьбе.

Вальтер фон дер Фогельвейде [1160(?) — 1228(?)]
Перевод Вильгельма Левика

История и культура. Сегодня мы продолжаем рассказ о миннезингерах из «Манесского кодекса», который, как и раньше, будет проиллюстрирован «картинками» из этого манускрипта и фотографиями «солдатиков» работы ЕК Castings и Silver Dream Studio.



Интересно, что читателей ВО очень заинтересовал вопрос о том, а будет ли изготовлена фигурка едва ли не самого знаменитого из рыцарей-миннезингеров – Вальтера фон дер Фогельвейде, на гербе которого и, соответственно, на шлеме, была изображена золотая птичья клетка и сидящий в ней соловей.


Вальтер фон дер Фогельвейде. «Манесский кодекс»

В своё время пензенский художник В. Корольков нарисовал, как мог бы этот рыцарь выглядеть в действительности, но так это или не так, сказать очень трудно.


Вот эта иллюстрация к книге «Рыцари. Замки. Оружие» (Росмэн, 2005). На ней рыцарь Вальтер фон дер Фогельвейде изображён в самом центре

Проблема тут, видимо, заключается в том, что отлить фигурку из белого металла в масштабе 1:30 с таким вот украшением на шлеме исключительно трудно. Невозможно практически! Что можно? Можно отлить фигурку с основанием клетки на шлеме и сидящей на нём «птичкой», а затем уже вручную, насверлив по окружности отверстия диаметром 0,7-0,5 мм, вставить в них «прутья решётки» из тонкой проволоки, а потом закрепить на них верхнюю часть клетки. В любом случае работа эта будет очень сложной и трудоёмкой, из-за чего стоимость такой фигурки резко возрастёт. Но, может быть, фирма ЕК Castings всё-таки решится на подобный эксперимент? Потому что иначе коллекция «Рыцари «Манесского кодекса» выходит неполной!

Но чем так уж прославился этот рыцарь, почему его просто нельзя проигнорировать «по техническим причинам»? А всё дело в том, что он очень известен и является автором множества впечатляющих литературных произведений.

О нём известно, что он принадлежал к рыцарскому сословию, но своего замка и земли не имел. И лишь на склоне лет и, по сути, прямо перед самой смертью (1228) император Фридрих II дал ему в награду небольшой лен. И то после многочисленных просьб пожаловать ему лен, поскольку его бродячая жизнь исключительно тяжела.

Родился поэт около 1160-1170, в юности находился при дворе австрийского герцога Леопольда V, где и научился слагать стихи. А с 1198 года он занялся тем, что путешествуя от одного замка к другому и от сеньора к сеньору, служил им в качестве министериала — наёмного рыцаря. Причём куда его только судьба не заносила, включая и завоёванную крестоносцами Палестину.

В начале своего творческого пути Фогельвейде по моде того времени писал о «высокой любви», но потом выработал свой собственный стиль и манеру изложения. Также менялись и его политические взгляды: какому сеньору он служил и от кого надеялся больше получить землю, того воззрения он и разделял.

Так, в 1198 он поддерживал Филиппа Швабского, но не получив от этого никакой выгоды, перешёл к его врагу Оттону IV, а после его поражения в 1214 году перебрался под крыло Гогенштауфенов и начал восхвалять Фридриха II. При этом в это же самое время он умудрился сменить ещё и несколько сеньоров более низкого ранга, нисколько не скрывая при этом корыстной подоплёки своей преданности. Высказался об этом он так:

«Всегда милей мне будет тот, кто добр ко мне.»

Но и щедрость сеньоров Вальтер восхвалять очень даже умел. Например, за бриллиант, полученный от Дитера III Катценельбогена около 1214 года, он отблагодарил его в стихах:

«Бриллиант, благородный камень, дал мне один прекраснейший рыцарь.»

Поместье своё он обустроил неподалёку от Вюрцбурга и при этом настойчиво убеждал немецких рыцарей участвовать в крестовом походе 1228 года, и даже, вполне возможно, сам вступил в армию крестоносцев и сопровождал её до Тироля. Умер он в 1228 году и, по легенде, завещал кормить птиц на своей могиле.

В своей поэзии Фогельвейде к каким только темам не обращался. Писал о национальном достоинстве германцев и оплакивал «немецкое серебро, текущее в итальянский ларец». Но в любовной лирике он отошёл от прежних идеалистических традиций изображений любви, а стал писать о ней как о вполне земном и взаимном чувстве влюблённых. Причём вполне разумном чувстве, основанном на социальной близости возлюбленных.

Жену из благородных дам
Не каждый хочет взять, однако.
Глупцы не ведают, что нам
И честь и радость от такого брака.
Кто легкомыслен, рад любить
Ту, что легко сумел добыть.
Но, радость возлюбив и честь,
Женись на той, кто познатней,
И если другом стал ты ей,
В том честь уже и радость есть.

Кой толк в любви, когда она
Нам без служенья удалась?
Его ли то, ее ль вина —
Любовью можно ль звать такую связь?
Не жди, себя избавив от служенья,
Достойной дамы уваженья.
Любя воспитанность в мужчине,
Она мужлану далека.
Лишь дура ценит дурака, —
Сказать ли, по какой причине?
Перевод Вильгельма Левика

Впрочем, считал он, при сведении любви с небес на землю требуется соблюдать «меру». А вот «сельскую простоту» Вальтер не жаловал, как не любил и разбогатевших крестьян – ну, с этим всё понятно, почему было так.

Сохранилось от него около 200 стихотворений, то есть поэтом он был очень плодовитым. Пользовался большим уважением среди миннезингеров, многие из которых считали себя его учениками и не стеснялись ему подражать. Так что вполне можно говорить о поэтической школе Вальтера фон дер Фогельвейде.


Вольфрам фон Эшенбах. «Манесский кодекс»

Вторым рыцарем-миннезингером, о котором хочется рассказать, является Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 – около 1220 года). О нём, кстати говоря, тоже мало что известно, но он много всего написал и именно написанным прославил себя на века. Прежде всего, это куртуазные песни – очень красивые и берущие за душу. Всего известно девять его песен (только лишь одни тексты) и две его мелодии, причём все эти произведения относятся к шедеврам. А ещё он написал три романа в стихах, среди которых и роман «Парцифаль», обессмертивший его имя. Пересказывать содержание этого романа бесполезно – его нужно читать. Но стоит сказать, что это произведение произвело такое сильное впечатление на композитора Рихарда Вагнера, что, основываясь на нём, он написал одноимённую оперу, а самого создателя «Парцифаля» вывел в качестве действующего лица в другой своей опере – «Тангейзер».


Вольфрам фон Эшенбах. Фигурка работы ЕК Castings. Правда, не совсем понятно, почему на щите топоры золотые. Ведь на миниатюре из «Манесского кодекса» они чёрные в обоих случаях. Впрочем – красиво, что тут скажешь. А с учётом того, что и в «кодексе» изображение этого рыцаря достоверным не является, почему бы и нет?

Правда, во всём этом есть и один очень важный и одновременно забавный момент. Дело в том, что в то время, когда Вольфрам жил, нашлемных украшений в том виде, в каком они изображены в «Манесском кодексе», ещё просто не существовало, а сам он умер задолго до его написания. То есть изображение фон Эшенбаха на иллюстрации в этой книге полностью фантазийное. Но вот почему средневековый художник надел на великого поэта-рыцаря шлем с двумя стилизованными топорами в качестве геральдической эмблемы, сегодня мы можем только лишь гадать!


Шлем с топорами. Реконструкция автора. Дело в том, что в «Манесском кодексе» Вольфрам фон Эшенбах изображён в закрытом рыцарском шлеме. Однако такие шлемы появились несколько позже его смерти. Скорее всего, если уж надевать на него шлем с клейнодами в виде топоров, следует учитывать эпоху. Как раз в начале XIII века в моде были шлемы «таблетки» или «шлемы-кастрюли», либо цилиндрической формы, либо несколько расширяющиеся кверху и с коническим дном. «Ручка» такой «кастрюли» отгибалась вниз и служила наносником. Шлем целиком и полностью сделан из упаковочного картона и покрашен из аэрозольного баллончика. Закрепки отформованы из… хлебного мякиша и тоже покрашены. Данная самоделка использовалась в летнем лагере фирмы «Ростум», во время проведения там «рыцарской смены»…

Продолжение следует…
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    7 января 2025 06:25
    а вот вопрос... рыцари в этих шлемах с украшениями в поединках/сражениях бились или только на парадах красовались?..
    1. +3
      7 января 2025 07:05
      Цитата: mc1aren
      парадах красовалис

      Прежде всего, конечно, на турнирах. Но кто-то и на войну так ходил. Вернее, ездил.
      1. +2
        7 января 2025 14:01
        В кино "Алесандр Невский" Он лихо срубал такие украшения , что- то нецензурное говоря
        1. +2
          7 января 2025 14:13
          Ну, это кино. Там много чего красочного можно изобразить.
        2. +4
          7 января 2025 14:51
          Цитата: роман66
          Он лихо срубал такие украшения

          По уставу Тевтонского ордена шлем клейнодами украшать запрещалось. Это расценивалось как мирское тщеславие. Но в Рифмованной хронике есть - "братья-рыцари в богатых шлемах". Как одно совместить с другим? На мой взгляд только так: шлемы были позолоченные, но бз клейнодов. А позолота воспринималась ими как средство защиты от ржавчины. Но сам шлем выглядел богато! Но в ч\б кино это же не показать. Вот Эйзенштен на них и навесил всякуб лабуду.
  2. +4
    7 января 2025 07:04
    Роман в стихах, оказывается, древняя штука!
    1. +7
      7 января 2025 08:21
      Могила Вальтера фон дер Фогельвейде в Ноймюнстерском монастыре в Вюрцбурге, Германия.
      1. +6
        7 января 2025 08:57
        Память Вальтера фон дер Фогельвейде
        В скульптуре:
        1. +8
          7 января 2025 08:58
          Память Вальтера фон дер Фогельвейде
          В филателии:
          1. +9
            7 января 2025 09:00
            В монетах разных европкйских стран
    2. +9
      7 января 2025 09:14
      В домашней библиотеке есть книга его стихов и песен. А откуда она у нас не помню.Домашние еще спят после праздника.
      Всех с Рождеством!!! drinks
      1. +4
        8 января 2025 04:00
        Всех с Рождеством!!! drinks

        Пусть все будет хорошо!
        И Вас тоже, Дмитрий! Только вечером домой приехал... drinks
        Пользуясь случаем, прошу передать привет всем нашим, и отдельно - Сергею-Архифилу. Будем жить! drinks
  3. +11
    7 января 2025 08:42
    В одной чб хронике того времени я видел,, как Вольфрам участвовал в Ледовом побоище wink
    Всех с Рождеством Христовым
    1. +11
      7 января 2025 09:04
      Цитата: тлауикол
      Всех с Рождеством Христовым

      Забыл совсем с работай. Конечно! Всем читателя ВО счастливого Рождества
    2. +6
      7 января 2025 11:45
      в одной чб хронике того времени я видел,, как Вольфрам участвовал в Ледовом побоище

      создатели этой хроники видимо основывались на гипотезе Л. Н. Гумилева о том что Вольфрам фон Эшенбах скорее всего принадлежал к Тевтонскому Ордену. Свой "вывод" Гумилев сделал из анализа текстов его произведений где упоминаются просвитер Иоанн и Чингисхан, что позволило ему допустить возможность участия Вольфрама в северных крестовых походах Тевтонцев (а правильно - рыцарей Ордена братьев Немецкого дома Святой Марии в Иерусалиме) или, по крайней мере, близкое знакомство Вольфрама с их непосредственными участниками. Однако современные исследователи, основываясь на хронисте XIII в. Альберике де Труа-Фонтен, указывающего на принадлежность Вольфрама непосредственно к тамплиерам, опровергли это предположение.
      1. +4
        7 января 2025 11:54
        А вот - близкое знакомство Вольфрама с непосредственными участниками Северных крестовых походов с высокой вероятностью не подлежит никакому сомнению
      2. +5
        7 января 2025 12:11
        Тевтонцем он был или тамлиером, в любом случае,предполагая Эшенбаха современником событий 1242 года, мы добавляем ему 20-25 лет жизни. Что, в свою очередь ставит под сомнение версию автора о невозможности Вольфрама обладанием полноценного топфхельма. Ибо в "Библии Мациевского" (время создания 1240-50 гг.) данный тип шлема представлен уже в товарном количестве.
        1. +5
          7 января 2025 12:21
          предполагая Эшенбаха современником событий 1242 года, мы добавляем ему 20-25 лет жизни.

          Респект, Антон! Всего одно предложение - и сразу все становится на место! А мне целую портянку пришлось до этого писать. Не догадался просто обратить внимание на даты его жизни request
          1. +5
            7 января 2025 12:35
            Просто я люблю ковыряться в средневековых биографиях, выискивая малозаметные факты, которы и дают цельную картину происходившего. Иногда сплетения судеб бывают чрезвычайно удивительными!
            1. +3
              8 января 2025 04:05
              Просто я люблю ковыряться в средневековых биографиях

              Все думаешь родственников найти, Золотой Рыцарь? wink drinks
      3. +8
        7 января 2025 12:57
        Когда я врал? Вот же неопровержимые доказательства drinks
        1. +5
          7 января 2025 13:13
          С Рождеством, уважаемый Иван!!! drinks
          Вас никто и ни в чем не упрекает. Как никто и не сомневается в существовании упомянутой вами хроники. Просто мы стали дальше развивать начатую вами тему.
          С уважением
          Дмитрий
        2. +8
          7 января 2025 13:13
          Как же мы могли забыть про "Иллюминированную хронику Эйзенштейна"?!
          Браво, Иван! good
          1. +5
            7 января 2025 14:54
            Цитата: 3x3zsave
            "Иллюминированную хронику Эйзенштейна"

            Браво, Антон! Браво по-настоящему!!!
        3. 0
          8 января 2025 15:33
          Только в Хронике Эйзенштейна явный анахронизм со шлемом - более поздний, чем 40-е годы.
          Ближе к концу 13 века.
    3. +7
      7 января 2025 11:51
      Цитата: тлауикол
      Всех с Рождеством Христовым

      .И Вас с праздником.

      И не забудем, что на Рождество в России праздновали День Победы России над армией «двунадесяти языков» в войне 1812 года.
      Всех -с этим великим событием в российской истории
  4. +6
    7 января 2025 13:45
    Но, радость возлюбив и честь,
    Женись на той, кто познатней,
    И если другом стал ты ей,
    В том честь уже и радость есть

    О, вот это правильно! Стать обладателем фьева и титула "по праву жены" - это то ли не наивысшая рыцарская доблесть?! tongue
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  5. +4
    7 января 2025 13:49
    А вот «сельскую простоту» Вальтер не жаловал, как не любил и разбогатевших крестьян
    Прям Бертран д'Борн, блин! У того тоже ни кола, ни двора не было.
    1. +3
      7 января 2025 14:55
      Цитата: 3x3zsave
      Прям Бертран д'Борн, блин!

      Все они... одним помелом мазаны!
  6. +2
    7 января 2025 21:00
    Фогельвейде и до сегодняшнего дня популярен,"Palästinalied"только чего стоит.Одних перепевок современных штук под сотню.