Чёрная металлургия Германии: как ловко прибеднялся Геринг

17
Чёрная металлургия Германии: как ловко прибеднялся Геринг

Военно-экономическая история Германии времён Второй мировой войны, несмотря на гору книг, изучена настолько плохо, что периодически преподносит сюрпризы. Как-то вот сложилось мнение, что в Германии сырья не хватало, валюты на покупку тоже, да так, что нацисты стали разрабатывать бедные и тяжелые в переработке немецкие железные руды. Из этого делаются разные выводы.

В 2016 году Михаэль Барншейдт защитил в Университете Дюссельдорфа диссертацию, посвящённую внешней торговле Германии металлопрокатом с 1914 по 1945 год. Он не сделал никаких выдающихся обобщений, а просто собрал и систематизировал статистику, рассеянную по труднодоступным источникам.



И то, что у него получилось — удивительно.

Дезинформация с декорациями в натуральную величину


Оказывается, всё то время, перед войной и во время войны, Германия активно торговала металлопрокатом: заготовки, балки, железнодорожный материал, проволока. Причём гораздо больше продавала, чем покупала.

Например, в 1933 году выплавка стали в Германии была 7,3 млн тонн, а вывоз сталепроката — 1,4 млн тонн или 23,2 % выплавки. Потом, несмотря на все речи Гитлера и Геринга, рост экспорта продолжался, хотя его доля несколько снизилась за счёт роста выплавки. В 1936 году вывоз 2,8 млн тонн или 15,1 % выплавки, в 1937 году — 2,89 млн тонн, тоже 15,1 % выплавки. В 1938 году экспорт несколько снизился до 2,1 млн тонн или 9,3 %, ну так и выплавка скакнула до 22,4 млн тонн против 19,1 млн тонн в 1937 году.


Это всё происходило, заметим, в эпоху четырёхлетнего плана и закладки первого металлургического комбината концерна Hermann Göring в Зальцгиттере. Нам как рассказывают? Гитлер требовал напрячь все силы и подготовить Германию к войне, и это была задача четырёхлетнего плана. А тут выходит, что немецкие промышленники гонят на экспорт прокат вместо того, чтобы превращать его в вооружение и снаряды. Таким образом, статистика нам показывает, что всё было не совсем так, как рассказывают.

С удивлением смотря на всё это, я пришёл к выводу, что четырёхлетний план в части развития добычи немецкой руды имел двойственную природу. С одной стороны, это была грандиозная дезинформационная кампания с декорациями в натуральную величину. Гитлеру надо было скрыть свои замыслы и сделать это максимально убедительно. Судя по всему, ставка изначально делалась на захват месторождений железной руды, но перед войной эти устремления нельзя было показать.

Вот Геринг и занялся спектаклем. Они устроили ссору в промышленных кругах, искусственно противопоставив немецкую руду импортной, хотя на деле немецкая руда давно добывалась и добавлялась в шихту, и никого это не смущало. Потом с помпой и рекламой стали возводить гигантский комбинат в Зальцгиттере: 32 доменные печи на 4 млн тонн чугуна в год. Его так и не достроили, а с началом войны фактически бросили строить.


Даже то, что построили, впечатляет. Снимок комбината в Зальцгиттере в мае 1945 года

Разведчики и аналитики непосредственно в тот момент какой должны были вывод сделать? Такой, что Германия пытается адаптироваться к своей полуизоляции и в ближайшее время вряд ли планирует что-то серьёзное. Вот это и была цель дезинформации. Геринг ловко и убедительно прибеднялся.

С другой стороны, рудник и комбинат в Зальцгиттере, а также рудники в других местах, всё же имели и практическую сторону. Они были резервом на самый сложный случай и действительно пригодились с началом войны. В зимние месяцы 1939/40 года ввоз железной руды в Германию почти прекратился, причём не только из-за боевых действий, но и из-за суровой зимы, когда замёрзли акватории портов, реки и каналы.


В Германии руду и уголь часто возили баржами по рекам и каналам, а в крупных промышленных городах, таких как Дуйсбург, были большие речные порты

Весной 1940 года немецкая руда составляла около половины сырья для выплавки чугуна. Потом немцы разбили Францию, и нужда в этом отпала. Тем не менее вот этот пиковый момент немецкая руда позволила пережить.

Дезинформация, созданная с таким размахом, что целый металлургический комбинат начали строить, определённо удалась. Даже, я бы сказал, слишком хорошо удалась, поскольку послевоенные исследователи истории и экономики нацистской Германии рассуждали в ключе, заданном Гитлером и Герингом, похоже, не особенно догадываясь, что их околпачивают.


Знаменитый снимок начала строительства комбината в Зальцгиттере в 1938 году. Главное — удачный кадр

Избыток стали


И нацистское руководство, и немецкие промышленники ставили на импортную руду и, соответственно, на её захват в ходе планируемой войны. Промышленники — из-за выгоды. К примеру, в 1936 году тонна железной руды закупалась немецкими заводами по 9,11 рейхсмарок за тонну. При содержании 62 %, тонна железа в руде стоила 8,9 рейхсмарок. При этом балки продавались по 99 рейхсмарок за тонну, а полуфабрикаты — по 78 рейхсмарок за тонну. Сейчас, конечно, трудно сделать точную калькуляцию себестоимости переделов руды в чугун, чугуна в сталь, а стали в прокат на немецких заводах, но «на глазок» можно сказать, что 15-20 рейхсмарок с тонны они чистой прибыли поднимали. Так что перерабатывать импортную железную руду в экспортный металлопрокат было выгодно.

Но началась война, возникли потребности военного производства, и тут вывоз должен был прекратиться. Но нет, вывоз продолжался. Более того, во время войны он вырос и вскоре обогнал довоенные показатели, особенно в середине войны.

1939 — 1981,2 тысяч тонн,
1940 — 1393,4 тысяч тонн,
1941 — 2391,4 тысяч тонн,
1942 — 3277,9 тысяч тонн,
1943 — 2334,8 тысяч тонн.

Изумительное дело! В 1942 году, во время тяжелых битв, у Германии оказалось 3,2 млн тонн готового сталепроката, который не был пущен на военное производство, а был экспортирован. И куда? Например, 73 % полуфабрикатов пошло в Италию, 37 % железнодорожных материалов — в Румынию. Это, между прочим, 80,2 тысячи тонн, что позволяло построить 72 тысячи км путей в одноколейном исчислении. Лист и проволока шли в Нидерланды (21 %), Францию (14 %), Швецию (12 %) и так далее. А вот слябы и слитки, которых в 1942 году было вывезено 1212,7 тысяч тонн, на 28 % пошли во Францию, на 12 % в Нидерланды, на 10 % в Италию и на 9 % в Швецию. Франция потребила в 1942 году 339,5 тысяч тонн немецких слябов и слитков. И так далее.

В 1943 году всего в Германии, вместе с оккупированными территориями, было выплавлено 34,6 млн тонн стали, из них 2,3 млн тонн было экспортировано, или 6,6 % выплавки. В качестве сравнения, этот вывоз металла был эквивалентен выпуску 155,6 млн штук гаубичных осколочно-фугасных снарядов 10,5 cm FH Gr.38. Да и вообще, много можно было сделать всякого вооружения и боеприпасов из этого металла.

Статистика подводит к выводу, интересному и неожиданному. У Германии перед войной и во время войны, по крайней мере до тех пор, пока американцы не разбомбили металлургические заводы, сталь была избыточным ресурсом. Сталь вывозили в оккупированные и зависимые страны, фактически обменивая на более нужные для военной экономики ресурсы. Кроме того, анализ статистики позволяет полагать, что немцы ещё до войны создавали скрытые запасы металла в прокате, заготовках и полуфабрикатах, потому что многие миллионы тонн стали куда-то девались, не доходя до переработки в прокат.


Руины сталеплавильного завода Круппа в 1945 году

Если это так, то становятся понятными некоторые обстоятельства. Такие как прохладное отношение немцев к восстановлению захваченного Донбасса. Наш опыт восстановительных работ показал, что даже сильно разрушенный металлургический завод всего за 3-4 месяца доводится до начала выплавки. Немцы тоже могли бы это сделать. Это казалось загадкой, почему не сделали. Думается теперь, в свете обнаруженных данных, что не очень хотели и не очень это им было нужно. Атмосфера лета-осени 1942 года для немцев: большевики бегут к Волге и Кавказу, победа вот-вот на пороге, заводы Рейха выплавляют столько, что больше 3 млн тонн стали продаётся за рубеж. Зачем возиться с разрушенными металлургическими заводами? Это будет сделано когда-нибудь потом. Правда, это «потом» в силу резкого изменения обстановки в 1943 году, так и не наступило.

Так что, когда Геринг или немецкие генералы прибедняются, утверждая, что у них не было того или другого, к этому следует относиться с осторожностью, потому что это может быть дезинформация.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    9 января 2025 06:06
    Спасибо! Интересная точка зрения.
    Но... Это может быть дезинформацией. Но может быть ограниченной выборкой для получения иных результатов сравнения. Статистика же это лишь инструмент в руках экономистов, плановиков, иногда и историков. Экспорт по странам указан, объемы экспорта указаны. Но был же и импорт из тех же стран. Не будучи специалистом, предположу, что откуда то хром везли, откуда то нефть, откуда то продовольствие. А где то фашистская сталь использовалась на нужды самого рейха, но за пределами Германии.
    Прибеднялось ли фашистское руководство Германии, или действительно испытывало проблемы, можно понять, лишь изучив все договоры по импорту и экспорту того времени. Но это вряд ли. И объем огромный, и данные вряд ли все сохранились. И вряд ли такое будет позволено независимому (если такие сохранились) исследователю.
    1. +3
      9 января 2025 06:31
      Обычный капитализм.
      Не удивлюсь, если металлурги выполняли план, а оставшееся - продавали за рубеж втихаря lol
      Навар-то нехилый...
      1. +5
        9 января 2025 09:40
        Опять - таки, продавали не от хорошей жизни. Продавали, чтобы получить валюту и на нее закупить, что-то нужное, но в Германии не производящееся. Так что, особого секрета тут нет. Ну и понятно, что никакой буржуй не упустит возможности пустить свой товар "на лево", если цена будет хорошая.
    2. +5
      9 января 2025 08:08
      Цитата: Fangaro
      Прибеднялось ли фашистское руководство Германии, или действительно испытывало проблемы
      По воспоминаниям гроссадмирала Редера, у него всегда была вражда с сухопутными силами за то, какому ведомству получить больше металла, которого уже начинало критически не хватать. На верфях стояли недостроенные корабли только из-за дефицита стали
      1. +4
        9 января 2025 17:21
        У немцев были проблемы с редкими металлами, вольфрамом. А для производства брони молибденом и хромом. Поэтому не хватало именно бронестали, тем более насколько я помню морская броня более качественная.
    3. +5
      9 января 2025 08:52
      Но может быть ограниченной выборкой для получения иных результатов сравнения. Статистика же это лишь инструмент в руках экономистов, плановиков, иногда и историков.

      да, именно так...
      у нас бытует выражение: "...средняя температура по больнице..." - это тоже о том - как использовать статистику в конкретных целях...
  2. +12
    9 января 2025 07:41
    Сталь шла в оккупированные страны не в обмен на что то, из нее там делали военную продукцию
  3. +9
    9 января 2025 08:55
    Изумительное дело! В 1942 году, во время тяжелых битв, у Германии оказалось 3,2 млн тонн готового сталепроката, который не был пущен на военное производство, а был экспортирован. И куда? Например, 73 % полуфабрикатов пошло в Италию, 37 % железнодорожных материалов — в Румынию
    .
    непонятна причина изумления:прокат поставлялся воюющим союзникам Германии и в оккупированные страны, промышленность которых работала в интересах Германии.

    Все логично.
  4. +3
    9 января 2025 09:55
    Приведены интересные факты-но сделаны не верные выводы.В производстве вооружений в первую очередь нужны квалифицированные кадры и производственное оборудование-это главный сдерживающий фактор.
    понятно что поставки в Швецию-оплата за поставки руды.Поставки в Италию объективно улучшали боеспособность Италии-тут тоже все понятно.В отношении Нидерландов и Франции надо смотреть торговые балансы.Не понятно поставлялась ли из Франции руда и полуфаборикаты?
    1. +8
      9 января 2025 10:09
      Вот прежде чем заключать с плеча, верные выводы или нет, надо посмотреть - поставляли или не поставляли. laughing
  5. +12
    9 января 2025 11:32
    На производстве стали ФРГ в послевоенные годы сделала свое "экономическое чудо". Запасов железной руды у нацистов было с лихвой, причем высококачественной. А захват Люксембурга сделал эти запасы избыточными.
    Проблемы были с легирующими добавками. Для слябов и балок они не нужны, а вот броню или снаряды без них никак не получить.
    Т.е. Геринга в первую очередь интересовали не строительные полуфабрикаты из низкоуглеродистой стали, а высококачественная легированная стать. В ней то у Германии были проблемы.
    Ошибочно считать, что немцев не интересовали промышленные предприятия Донбасса и Кривбасса. Задержка с восстановлением добычи железной руды была связана с тем, что уцелевшее оборудование свозилось в первую очередь на предприятия по добыче легирующих металлов. 40% марганца потребленного немецкой промышленностью во второй половине 1941 года было добыто на оккупированных территориях Украины.
  6. +2
    9 января 2025 13:04
    Интересно! Это может объяснить крайне небрежное отношение немецких танковых конструкторов с массе созданных в ходе войны танков и самоходок. Следует признать весьма нехарактерное для немцев.
    С одной стороны, железа навалом и неча его жалеть, с другой, нехватка легирующих элементов при избытке чугуния, позволяла надеяться на обеспечение сносной защиты хотя бы методом: "вали кулем wink".
    Спасибо автору за интересную информацию.
    P.S. что же касается того, что железа не хватало флоту, так при отсутствии, по сути, централизованного управления экономикой Германии и пещерным уровнем интеллекта высшего руководства оной, амбиции вполне могли играть решающую роль в принятии решений.
  7. +1
    9 января 2025 14:36
    Михаэль Барншейдт защитил в Университете Дюссельдорфа диссертацию, посвящённую внешней торговле Германии металлопрокатом с 1914 по 1945 год
    Автор, ткните носом, где можно прочитать эту диссертацию? Тема уж больно для меня интересная...
    1. +1
      9 января 2025 15:13
      Отправил ссылку в личку
  8. +1
    10 января 2025 10:36
    А вот слябы и слитки, которых в 1942 году было вывезено 1212,7 тысяч тонн, на 28 % пошли во Францию, на 12 % в Нидерланды, на 10 % в Италию и на 9 % в Швецию. Франция потребила в 1942 году 339,5 тысяч тонн немецких слябов и слитков. И так далее.

    Это с одной стороны. А с другой... на 01.10.1942 г. рейх разместил военные заказы в европейских странах на следующие суммы:
    Франция: 1,9 млрд. рейхсмарок
    Нидерланды: 634 млн. рейхсмарок.
    Генерал-губернаторство (Польша): 525 млн. рейхсмарок.
    Бельгия: 484 млн. рейхсмарок.
    Дания: 134 млн. рейхсмарок.

    © Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германия. 1933–1945.
    В рейх поставлялись самолёты, суда, автомобили, обмундирование, сапёрное имущество, средства связи, боеприпасы. Так что вариант "сырьё в обмен на товары" вполне себе вырисовывается.
  9. 0
    11 января 2025 11:08
    Скорее, речь идет о функционировании экономики объединенной Гитлером Европы, работавшей на Третий рейх.
  10. 0
    Сегодня, 01:25
    Военно-экономическая история Германии времён Второй мировой войны, несмотря на гору книг, изучена настолько плохо, что периодически преподносит сюрпризы.
    - ни фига себе - "плохо изучена", ну, почитайте Адама Туза, о крахе нацистской экономики и удивитесь.