«Белые императоры» поставили на уши США

50
«Белые императоры» поставили на уши США

Начало Нового года в авиационном мире получилось очень бодрым. Два ведущих производителя авиационной техники в Китае намеренно, хоть и неофициально, но устроили настоящее шоу 26 декабря, в день 131-й годовщины со дня рождения Мао Цзэдуна (в Китае очень уважают такой символизм), испытав два прототипа истребителей шестого поколения в густонаселённых районах, где публика быстро засняла их на видео. В течение нескольких часов изображения амбициозных китайских самолётов распространились в социальных сетях.

А затем, наверное, с плохо скрываемым удовольствием, начали наблюдать за разворачивающимся торнадо мнений и соображений. Кстати, на первых порах сильнее всего отреагировали в Индии, там просто после истории с поставками самолетов Пакистану вообще нервно реагируют на все происходящее у соседа. А потом подключились и в США.



Здесь надо понимать, что официальные названия прототипов не разглашаются, это абсолютно обычно для китайской стороны, так что некоторые аналитики предварительно назвали их «Чэнду J-36» и «Шэньян J-50» на основании видимых серийных номеров.

Некоторые западные комментаторы предполагают, что первый из них может быть связан с программой JH-XX, направленной на разработку сверхзвукового истребителя-бомбардировщика, хотя китайские источники постоянно называют оба прототипа истребителями шестого поколения.

Ни один из них не похож на действующие в настоящее время самолёты, но у обоих ромбовидные (американцы назвали эту форму «дорито») бесхвостые фюзеляжи, в которых для управления самолётом вместо хвостовых поверхностей управления используется дифференциальное использование тяги двигателей (УВТ) и нескольких дополнительных закрылков. Такая конфигурация обеспечивает максимальную скрытность за счёт уменьшения радиолокационной заметности, но в ущерб манёвренности. Оба самолёта, по-видимому, предназначены для сверхзвукового полёта.


Из этих двух самолётов J-50 является более традиционным с точки зрения размеров и конфигурации с двумя двигателями и стреловидным крылом. J-36, напротив, заметно намного больше, чем и без того крупный истребитель J-20S, и может похвастаться третьим реактивным двигателем в дополнение к двум стандартным.

Третий двигатель – это, конечно, событие. В гражданской авиации прошлого существовало много образцов техники, летавшей на трех двигателях, от нашего Як-40 и до их «Боинга-727» или DC-10. До J-36 вообще существовал только один трехдвигательный боевой самолет – советский Як-38, но у него два двигателя работали только на подъем и в горизонтальном полете не принимал участия.


Трёхмоторная конфигурация J-36 может просто отображать проблемы современного китайского двигателестроения: существующие китайские двигатели просто не могут обеспечить размерному и тяжелому самолету вожделенный суперкруз (бесфорсажный сверхзвуковой полет) и дальность полета. Весьма внушительный в плане размеров фюзеляж J-36 подразумевает большой запас топлива и вооружения, к чему реально потребуется и большая тяга.

То, что сегодня китайские авиадвигатели, которые представляют собой следующие поколения советских и российских двигателей образца прошлого века, уступают современным российским и американским – это понятно, но то, что китайские военные не собираются ждать и хотят действовать уже завтра, порождает такие своеобразные решения.

Впрочем, о том, насколько эти решения правильны, мы сможем судить только по прошествии времени.

И если говорить о временах нынешних, то они как минимум очень интересны на события. Авиашоу, на котором были представлены эти два самолёта, проходит именно тогда, когда собственная американская программа по созданию истребителей шестого поколения остаётся в подвешенном состоянии — возможно, на неопределённый срок из-за нехватки финансирования, а некоторые утверждают, что из-за отсутствия необходимости. Там действительно все очень непросто, и какая из партий в Конгрессе победит, сказать сложно.

Но то, что новые авангардные прототипы Китая усилят дебаты в Вашингтоне о том, является ли пилотируемый истребитель шестого поколения дорогостоящей роскошью в эпоху беспилотников или критически важной необходимостью для сохранения превосходства США в воздухе в ближайшие десятилетия – вот в этом сомнений нет. Как и в том, что градус этих дебатов будет близким к критическому.

Самолёты шестого поколения в реальном эксплуатационном виде пока не существуют, хотя ожидается, что это поколение будет сочетать в себе особенности нынешнего пятого поколения — малозаметность и сетевые системы с открытой архитектурой — с расширенными возможностями управления беспилотными летательными аппаратами, автоматизацией с использованием искусственного интеллекта, улучшенной многоаспектной малозаметностью, двигателями нового поколения, вырабатывающими больше энергии и обеспечивающими более высокие устойчивые скорости, а также увеличенной полезной нагрузкой, позволяющей летать дальше и дольше, неся больше внутреннего вооружения.

Да, принцип «Выше, дальше и быстрее», рожденный в 30-х годах все еще актуален, как никогда.

Но на Западе тоже не спят: помимо программ истребителей шестого поколения, разрабатываемых ВВС и ВМС США, страны Западной Европы и Япония сотрудничают в рамках двух конкурирующих проектов шестого поколения под названием Tempest и Future Combat Air System, о которых мы уже писали. В России тоже работают над перехватчиком шестого поколения под названием ПАК ДП/МиГ-41. Но все это действительно пока проекты на бумаге, и никто еще не продвинулся до реального прототипа.

В 2019 году главный конструктор Chengdu Ван Хайфэн объявил о начале разработки истребителя шестого поколения. Четыре года спустя известное нам издание The Popular Mechanics сообщила о первых признаках того, что исследования китайских истребителей шестого поколения набирают обороты. Конечно, создание авангардного прототипа, пусть даже летающего — это не то же самое, что создание серийной модели с отработанными интегрированными системами. Но буквально летом прошлого года один из американских экспертов в области авиации громогласно заявлял, что «Китай станет копаться над новым поколением 10-15 лет»

Тем не менее, некоторые графики и презентации, связанные с компанией Haifeng General Aviation Technology Co., Ltd (предположительно разработчиком J-36), содержат наброски концепций дизайна, включая использование двигателей с конформным адаптивным циклом (которые могут перестраиваться во время работы для большей эффективности на низких или высоких скоростях) с упором на экономию топлива, охлаждение (для снижения инфракрасной заметности) и выработку большого количества электроэнергии, которая может использоваться для питания радаров дальнего радиуса действия и систем постановки помех.

Если же поднять статью Ван Хайфэна, которого называют главным конструктором J-36, опубликованную в начале 2024 года, то там конструктор называет платформы 6-го поколения высокопроизводительными истребителями, и даёт нам некое представление о том, каковы характеристики 6-го поколения, что касается китайских разработок, по крайней мере.

Подход Китая к J-36, по-видимому, основан на концепции «системы систем». То есть вместо того, чтобы создавать пилотируемый самолёт, способный самостоятельно выполнять целый ряд задач, он рассматривается как один из элементов сети, включающей беспилотники, наземные комплексы ПВО большой дальности и другие дружественные силы на суше, в море, в воздухе и даже в космосе, которые связаны с боевой сетью истребителя.

Это позволяет комбинации элементов в сети служить или средством разведки (для обнаружения цели и сопровождения), или средством уничтожения, чтобы свести к минимуму потенциальное воздействие со стороны противника.

Например, J-36 может вести скрытную разведку до тех пор, пока не сможет определить местоположение вражеского авианосца, а затем, вместо того чтобы подвергать себя опасности прямой атаки, передавать данные наведения на противокорабельную баллистическую ракету наземного базирования, которая полетит к авианосцу с расстояния 1000 километров. И наоборот, тот же самый самолёт может выпустить залп ракет по вражеским истребителям, не включая радар и полагаясь на несколько дружественных беспилотников, созданных именно для обнаружения/отслеживания целей. Сетецентричный бой в видении китайских военных, судя по всему, будет выглядеть так.


Большая дальность полета, выносливость и полезная нагрузка тяжелого истребителя типа J-36 были бы особенно полезны Китаю для перехвата американских самолетов и кораблей до того, как они приблизятся к воздушному пространству, например, Тайваня. Тяжелый истребитель теоретически мог бы полагаться на относительную скрытность, сверхмощный радар и средства РЭБ, ракеты большой дальности, беспилотные летательные аппараты и сверхзвуковую скорость, чтобы избежать необходимости вести ближний маневренный бой, что, в свою очередь, делает приемлемым некоторое снижение маневренности.

Действительно, зачем сверхманевренность, если самолет не будет вступать в «собачью свалку» и сможет отразить удар ракет противника имеющимися в его распоряжении средствами? Причем, эти средства будут находиться не только на борту самолета.

Как выразился авиационный писатель Билл Свитман (главный редактор Aviation Week group и автор более 50 книг по истории авиации), в результате может получиться китайский истребитель, который будет иметь очень мало общего с тем, что мы традиционно считаем истребителем, точно так же как современные военные корабли класса «эсминец» сильно отличаются от миноносцев начала 1900-х годов.

Разработка малозаметного, но при этом аэродинамичного планера (некий компромисс между американским и российским подходом) — это только половина дела. На данный момент невозможно судить о качестве двигателей, компьютеров, датчиков, вооружения и внешних материалов, поглощающих радиоволны по фотографиям в социальных сетях, потому что многие из этих компонентов ещё не установлены на самолёт или находятся в процессе разработки. Одно дело — планировать двигатели нового поколения и сверхмощные радары для достижения впечатляющих показателей на бумаге, и совсем другое — полностью разработать эти системы, интегрировать их в конструкцию самолёта, а также наладить их массовое производство и эксплуатацию по доступной цене.

Тем не менее, Китай уже разработал ракеты большой дальности класса «воздух – воздух», малозаметные и устойчивые к помехам радары класса AESA, а также широкий спектр крупных боевых дронов, пригодных для использования в качестве «надёжных ведомых», которые могут сопровождать истребитель в бою и быть настоящей поддержкой самолету с использованием своих датчиков и оружия, отвлекая на себя огонь противника.

В то же время Китай в настоящее время отстаёт от России в области двигателей и от США в области уменьшения радиолокационной заметности — по крайней мере, на данный момент.

Мы пока не знаем, что получится из концепции истребителей шестого поколения в США. Видели только картинки, а от картинки до парящей в небе штуковины может пройти и не один десяток лет. Мы знаем, руководство ВВС говорит, что они слишком дорогие. В течение многих лет ВВС открыто признавали, что истребитель шестого поколения, предназначенный для дальнего воздушного боя, под названием Next-Generation Air Dominance (NGAD), будет стоить столько же, сколько два или три истребителя F-35 пятого поколения, то есть 250–300 миллионов долларов за планер. А уже в 2020 году служба сообщила об испытательном полёте прототипа NGAD, однако полет этот показан не был.

Насколько известно, американские концепции дизайна шестого поколения (и возможные демонстрационные образцы) могут быть такими же авангардными, как и китайская концепция. Но ни одна из них не была обнародована.

Возможно, это связано с тем, что весной 2024 года руководство ВВС резко изменило своё отношение к NGAD, заявив, что раз производители не смогут предложить что-то значительно более дешёвое, то ВВС могут полностью отказаться от него. В настоящее время ВВС сталкиваются с нехваткой бюджета, поскольку одновременно модернизируют свои наземные ракетные шахты и вводят в эксплуатацию новые малозаметные бомбардировщики B-21 Raider.

Впрочем, военного бюджета американским военным не хватало никогда. Такая вот национальная особенность.

Отказ от NGAD был признан приемлемым, поскольку беспилотные летательные аппараты Collaborative Combat Aircraft (CCA), предназначенные для помощи NGAD в бою, также были совместимы с истребителями F-35 пятого поколения. Служба посчитала, что беспилотники представляют большую ценность, чем NGAD, поскольку они могут выполнять опасные боевые задачи и применять новую тактику, не подставляя F-35 под огонь.

Хотя комбинация F-35/CCA может быть более экономичной, чем полная разработка и закупка NGAD, это означает, что придётся смириться со скромным запасом хода F-35 на внутреннем топливе и отложить разработку двигателей адаптивного цикла нового поколения.

Будущее американских самолётов шестого поколения остаётся неясным. Военно-воздушные силы, вероятно, не смогут получить их без дополнительного или перераспределённого финансирования, и пока неясно, как руководство ВВС относится к необходимости NGAD. И не ясно, за счет какой из программ можно будет получить это финансирование, но точно, что кого-то придется ограбить. Впрочем, для США это тоже обыденность.

Однако появление новых китайских прототипов, скорее всего, создаст дополнительное политическое давление на американских конгрессменов, независимо от мнения руководства Пентагона. На администрацию Трампа могут повлиять как «ястребы», ратующие за войну с Китаем или, наоборот, Илон Маск, который в целом выступает против закупки пилотируемых боевых самолётов.

Тем временем ВМС США по-прежнему намерены в конечном итоге разработать палубный истребитель шестого поколения под названием FA-XX в соответствии со своими особыми требованиями. И это тоже потребует свою прорву денег.

В итоге, вне зависимости от того, что продемонстрировали китайские прототипы своими полетами, в США в любом случае, настают весьма жаркие времена. И дело не только с том, что сектор военной авиации Китая, безусловно, весьма наглядно продемонстрировал намерение переосмыслить саму концепцию пилотируемого истребителя в попытке лишить Америку давнего преимущества в воздушных боях, но и в смене администрации самих США, что в свою очередь может привести к самым невероятным последствиям.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 января 2025 04:45
    Не понимаю нервную реакцию Индии. no
    Чего нервничают? what
    Танцевать надо. laughing
    Индусы не умеют строить самолёты. От совместного производства с нами отказались. Закупают всё подряд. В итоге имеют парадную авиацию.
    1. +3
      13 января 2025 05:33
      Не понимаю нервную реакцию Индии.

      Не до танцев индусам, только драка. В прошлом веке было несколько территориальных конфликтов, в двух случаях вооруженных.
      1. 0
        13 января 2025 22:36
        Причём оружием каменного века.
    2. +6
      13 января 2025 05:53
      Цитата: Бородач
      Закупают всё подряд. В итоге имеют парадную авиацию.

      У Индии 255 Су-30МКИ и под 50 Рафалей и те и те отличные самолеты, что у Китая непонятно, его самолеты в боевых действиях участия не принимали так что пока они как коньяк за 300 рублей, вроде бы коньяк но есть сомненья.
      1. +5
        13 января 2025 07:33
        Цитата: Skif3216
        как коньяк за 300 рублей

        Сейчас водку от 350 рублей за 0,5 продают. Где вы такой коньяк нашли? Коньячный шмурдяк начинается уже от 600 рублей. И даже за тысячу нормальный не купишь.

        Но я вас понимаю. У нас такие цены, что не уследишь. Все знают что и сколько в СССР стоило. А в России цены известны только в моменте. Сегодня одни, а завтра уже другие. Вот уже и доллар по сто. И ниже уже не будет.
      2. +1
        13 января 2025 14:12
        У Китая под 1000 современных самолетов, включая J-11B/10/15/20.
        1. +6
          13 января 2025 14:52
          Цитата: d4rkmesa
          У Китая под 1000 современных самолетов, включая J-11B/10/15/20.

          В боях не участвовали, пока мы слышали лишь от Китая о их современности, будем посмотреть.
        2. +4
          13 января 2025 15:23
          Очень сумбурная статья автора , который не понимает о чём пишет. Новость о самолётах , якобы, 6-го поколения по дизайну автор использует не для глубокого анализа , а для "каши" , в которой перемешано всё. Новостные сводки, тактические приёмы, концепции по применению и по дизайну, оценочные суждения и предположения...Но разрозненная информация в голове понимающих людей складывается во вполне определённый и чёткий рисунок и за это спасибо автору!
          Наконец, сделана попытка изложить концепцию самолёта 6-го поколения или 5-го :
          Подход Китая к J-36, по-видимому, основан на концепции «системы систем». То есть вместо того, чтобы создавать пилотируемый самолёт, способный самостоятельно выполнять целый ряд задач, он рассматривается как один из элементов сети, включающей беспилотники, наземные комплексы ПВО большой дальности и другие дружественные силы на суше, в море, в воздухе и даже в космосе, которые связаны с боевой сетью истребителя.

          Почему пятого, потому, что автор сам об этом говорит даже не имея никакого понятия:
          То есть вместо того, чтобы создавать пилотируемый самолёт, способный самостоятельно выполнять целый ряд задач, он рассматривается как один из элементов сети

          Ну вот ,наконец. и прозвучала, правда очень примитивная, искажённая и уродливая концепция самолёта 5-го поколения в понимания автора. Как самолёт может быть элементом сети ? Самолёт 5-го поколения это универсальный элемент Боевой Информационной Системы , которая построена на основе глобальной информационной сети. Не будем вас загружать разными терминами типа сетецентризм и так далее, ибо они уже устарели и не совсем верны, если брать за основу теоретическую базу американских исследователей и теоретиков, которую все повторяют .
          Но до понимания концепции самолёта 6-го поколения Роману ещё далеко. Хотя , он же изложил концепцию 5-го поколения, даже не понимая этого...
  2. +3
    13 января 2025 05:34
    Я не знал что у автора Новый год начался в декабре, а именно,26 декабря!Но,это мелочи,ибо если по сути,то от китайских концептов чего-то там,но явно не готовых самолётов 6го поколения в мире ничего не произошло грандиозного! Просто,приняли к сведению что у китайцев появились некие прототипы,и всё!Чтобы эти леталки стали боевыми самолетами нужны и двигатели соответственные,а китайцы пока что дальше копипласта не идут,не гремит в мире слава китайского двигателястроения в области авиации. Так что,особого повода для волнения янки,как и весь мир,не наблюдают!
    1. +7
      13 января 2025 10:05
      Цитата: Бережливый
      Так что,особого повода для волнения янки,как и весь мир,не наблюдают!

      У нас тоже нет повода для волнений?
      Я бы на месте наших кормчих волновался бы.
      Наш Т-50 за сколько лет превратился в СУ-57? Отчего эти 2 их прототипа будут дольше превращаться в 2 боевых самолета? Учитывая темпы китайского развития. И двигатель у них будет. Если не завтра, то послезавтра точно. И все из-за чего? Из-за их системы образования.
      А у нас всем известно, что наша система образования - хуже придумать невозможно, но вернуться к советской, почему-то не хотят. Почему? Потому, что власть не для народа, а для буржуев и поэтому боится грамотного народа.
      1. +3
        13 января 2025 15:23
        А у нас всем известно, что наша система образования - хуже придумать невозможно, но вернуться к советской, почему-то не хотят. Почему? Потому, что власть не для народа, а для буржуев и поэтому боится грамотного народа.
        Причем настолько обнаглели, что уже не скрывают этого! Одна речь грефа на ПЭФ чего стоит... .... ...! am
      2. 0
        13 января 2025 21:10
        Чтобы появились свои, на уровне американцев, или хотя бы РФ двигатели, образование конечно важно, но что ещё важнее непрерывный, интенсивный научно исследовательский процесс, постоянные опыты и наработки. На западе этим десятилетия непрерывно занимаются американцы, бриты, французы, шведы и являясь союзниками обмениваются опытом. РФ имеет мощное наследие СССР, за счёт чего имеет возможность развивать дальше советские наработки, хотя время уже требует создание нового. Китайцы позже всех этим занялись и как бы не вкладывались, наращивать знание методом тыка, бесконечными испытаниями как отдельных комплектующих на прочность и температуру, так и целых двигателей не получится в более сжатые сроки.
        1. +3
          13 января 2025 23:34
          Цитата: karabas-barabas
          время уже требует создание нового. Китайцы позже всех этим занялись и как бы не вкладывались, наращивать знание методом тыка, бесконечными испытаниями как отдельных

          Ну с чего Вы взяли, что "методом тыка"? Имея возможность досконально изучать советско-российские двигатели каждого последующего поколения, они в состоянии понять многое из технологий его производства. Насколько я понимаю, - у них проблема в материаловедении, создание сплавов для той или иной детали двигателя. Обладая базовыми знаниями в этой области, они, в конечном итоге, найдут нужное решение. А наша молодежь, получив "знания" в виде рассыпанных пазлов, не сможет заменить конструкторов ведущих КБ ушедших на покой. Нашу науку ждет деградация.
          1. -1
            14 января 2025 00:05
            Цитата: красноярск
            Насколько я понимаю, - у них проблема в материаловедении, создание сплавов для той или иной детали двигателя.

            Так я об этом и написал. А это познаётся только в течении долгого, изнурительного опыта. И это и есть метод тыка, когда берут какую-то детальку и пытаются понять какой сплав, толщину и тд и тп надо сделать, чтобы она могла то и то. По этому реинженеринг не работает с современными технологиями, или изделиями.
            Цитата: красноярск
            А наша молодежь, получив "знания" в виде рассыпанных пазлов, не сможет заменить конструкторов ведущих КБ ушедших на покой. Нашу науку ждет деградация.

            Это не потому что молодёжь тупая, а потому что нет мотивирующего фактора притянуть лучшие умы в эту сферу, которые могли бы понять и перенять опыт и на его основе развить технологии будущего. Все кто темой интересуется и может сравнить с тем как это реализуется на западе и скорее всего в Китае, какие перспективы как личного будущего, так и отрасли в целом и прекрасно понимают проблемы.
            1. 0
              14 января 2025 09:12
              Цитата: karabas-barabas

              Это не потому что молодёжь тупая, а потому что нет мотивирующего фактора притянуть лучшие умы в эту сферу,

              А я и не говорил, что молодежь - тупая. Я говорил, что, благодаря такой системе образования, она не грамотная. Ей в голову в школе не вбили базовые знания. Их учат самим добывать знания, не дав им базовые знания. Учителя в школе не заинтересованы в этом. В противном случае, кто же их репетиторами нанимать будет, если они будут давать знания в школе?
              1. 0
                14 января 2025 19:24
                Для того чтобы была сильная система образования, как например в Германии, которая будет выпускать массово технически одарённых, образованных молодых людей, нужен на это спрос. А спрос может быть только если в стране развита промышленность которая создаёт конкурентноспособные продукты, от инструмента, до бытовой техники и автомобилей. И эта промышленность будет нуждаться в квалифицированных сотрудниках и готова им достойно оплачивать труд. А если страна забила на всё это и главное "национальное достояние" это Газпром, то соответственно и результат.
      3. +1
        14 января 2025 03:48
        наша система образования - хуже придумать невозможно

        У нее есть серьезные недостатки, но в целом она нормальная.
        вернуться к советской, почему-то не хотят. Почему?

        Потому что вменяемы людям очевидно, что она безнадежно устарела.
        для буржуев и поэтому боится грамотного народа

        То есть в капиталистическом Китае и капиталистических США система образования хорошая, несмотря на то, что она буржуйская. А у нас якобы плохая, потому что буржуйская? Сходите к доктору, пожалуйста.
        1. +1
          14 января 2025 09:03
          Цитата: Witsapiens

          То есть в капиталистическом Китае и капиталистических США система образования хорошая, несмотря на то, что она буржуйская. А у нас якобы плохая, потому что буржуйская?

          Вы не знаете какая партия руководит в Китае? Тогда - к доктору.
          А где я утверждал, что в США хорошая система образования?
          Вы до сих пор не знаете, что США покупает по всему миру мозги? Опять - к доктору.
          1. +1
            14 января 2025 09:29
            Цитата: Witsapiens

            Потому что вменяемы людям очевидно, что она безнадежно устарела.

            Вы бездумно повторили чужие слова не приведя ни одного аргумента в пользу утверждения о том, что советская система устарела.
    2. +4
      13 января 2025 12:10
      Все 36 истребителей J10C, экспортируемых Китаем в Пакистан, оснащены двигателями WS10, а новейшие двигатели WS15 (максимальная тяга более 18,5 тонн) также установлены на истребителях J20A.
      Кстати, двигатель CJ2000 с тягой 35 тонн, разработанный Китаем для коммерческого самолета C929, завершил испытания, а двигатель CJ1000, разработанный для C919 (преемника Leap1C), также завершил летные испытания.
      Больше внимания уделяйте новостям, не запирайтесь в своей комнате.
      1. 0
        13 января 2025 18:12
        Дайте ссылки на вашу информацию не из вашей комнаты. Если за основу CJ2000 взят CJ1000, как их испытания могут быть завершены вместе ? Жду ссылки.
        1. 0
          13 января 2025 19:10
          March 24, 2023
          The first engine has been completed as far back as late 2017 or some six months after the C919 made its first flight. It ran for the first time on the test stand in May 2018. A year later, three engines had been completed and undergoing various ground tests, including bird strikes. According to Chinese media reports, the engine was installed on an Ilyushin Il-1000 flying test bed in August 2020 but there are few details of the actual flight test program.

          After delays during the Covid crisis, AECC accelerated the project in late 2022, with the aim to certify the CJ-1000 for the C919 in 2025. The latest test on the Y-20 seems to confirm that the engine is now in an active test phase.


          https://airinsight.com/chinas-newest-turbofan-is-making-flying-hours/

          AECC intended to certify the CJ-1000 by 2027
          1. 0
            13 января 2025 20:29
            Я прочитал ваш источник. Кроме упоминания , что CJ-1000 базовый двигатель целого семейства, которое включает CJ-2000 и CJ-500 в статье ничего нет.

            The CJ-1000 is part of a two-member civil engine family, which also includes the bigger CJ-2000 that could end up on the CRAIC CR929 and the smaller CJ-500, which is sized for the ARJ-21.

            Откуда вы взяли, что CJ-2000 завершил испытания ?
            1. 0
              13 января 2025 23:50
              Так это не я писал. Я просто скинул единственное, что нашёл. Везде пишут, что испытания планируется завершить к 2027 году. Так что двигатель скорее "проходит испытания".
            2. 0
              14 января 2025 15:07
              Извините, поскольку эта новость совсем свежая, русской версии нет. Это видео содержит последний отчет Китайской авиационной ассоциации о завершении испытания двигателя CJ2000.
              https://www.bilibili.com/video/BV1UwcweVEbP/?vd_source=95d1813ae3016f016711dfc4828062ed
      2. 0
        13 января 2025 21:18
        Пока что созданный в 2013м по моему С-919 только сейчас получил разрешение летать в китайском небе с французскими двигателями и кучей всего не китайского и их по моему не больше 9и штук сделали. Вот когда они в количестве пары сотен штук пару лет по КНР без проблем полетают, тогда их возможно и к международным пассажирским перевозкам допустят.
  3. +1
    13 января 2025 05:59
    Нет подробного описания китайских новинок...трудно на основании каких фотографий из третьих рук делать какие то серьёзные выводы.
    Так что зря народ бьётся лбом об стенку пытаясь расшифровать неведомое заморское китайское чудо.
    Чудо наступит когда китайцы научатся делать совершенные авиадвигатели.
    1. +2
      13 января 2025 20:44
      Ну мы умеем выпускать двигатели и что ? Где МС-21. Дело не совсем в двигателях, а точнее, совсем не в двигателях. Когда покупают зарубежный двигатель, то покупают и всё самолётное оборудование , стоящее на двигателе и системы самолёта работающее с этими стоящими на двигателе агрегатами. Это насосы всех систем : топливные, насосы воздушных (пневмосистем) систем, насосы гидросистем, насосы систем кондиционирования и генераторы энергосистем. А вместе с этими насосами и генераторами и все компоненты этих систем. У нас убито производство этих насосов и генераторов и работающих с ними агрегатами для гражданской авиации. Хочется верить , что для военных самолётов положение лучше. Хотя недавно кончились подшипники для стоек шасси Ил-76-90 и они тихо стоят , уже принятые... И у китайцев с этим будут огромные трудности.
    2. 0
      13 января 2025 23:01
      Уважаемый Леха с Андроида! Китай, уже, пытается, лет 50, научиться делать собственные лопатки для авиатурбин... Результат, пока, близкий к "нулю"... Никто никогда не передавал, и, надеюсь, не передаст, Китаю, секреты технологии их производства, даже, СССР - Россия... Без этого элемента все попытки создать "вундерваффе", в авиации - всего лишь жалкие попытки, не более того... А все их авиадвижки - скромные попытки "передрать" с американских, русских, французских и британских образцов.... "Маргарин", вполне себе, получается, но не "сливочное масло".... А маргарин - это не сливочное масло, по определению....
  4. +6
    13 января 2025 06:09
    У меня есть подозрения, что это всего лишь опытная модель будущей машины, на которой разработчики всего лишь обкатывают на практике некоторые инженерные решения
  5. +3
    13 января 2025 07:11
    Если не считать оба самолёта "летающими лабораториями", то по моему мнению J-50 - прототип высотного перехватчика, а J - 36 - прототип носителя тактического ядерного оружия или "убийцы" американских АУГ.
  6. +3
    13 января 2025 07:31
    Молодцы, рискуют, делают, стараются, ищут свой путь и к чему то придут точно. Главное нам тоже что то делать и не останавливаться.
  7. +1
    13 января 2025 08:29
    Американцам уже приходится привыкать к роли отстающих.
    1. +1
      13 января 2025 21:59
      Цитата: Vulpes
      Американцам уже приходится привыкать к роли отстающих.

      От китайцев что ли? И в чём они отстают? Посмотрите на их полный состав ВВС, ВМФ, КМП это не прототипы и непонятные секретные машины, а надёжные боевые единицы, с отличным вооружением. Также обстоят дела и в ВМС. КНР достигли численности ВМС США, только очень далеки от качества и в 2 раза уступают по тоннажу кораблей. Китай конечно силён, особенно за последние 15 лет сильно окреп, но пока что далеко до ВС США и последние тоже на месте не стоят.
  8. 0
    13 января 2025 08:46
    А что собственно произошло? Ну полетал прототип построенный по схеме "летающее крыло", ну и что?
  9. 0
    13 января 2025 09:59
    судя по шасси, вес 40 тонн, ему движки от МиГ-25 и пару пороховых ускорителей, обмазать огнезащитной краской и вперед космос покорять laughing
  10. +2
    13 января 2025 10:20
    Что-то мне "сердце вещует", что данные китайские "латалы", которые, они, именуют, как "истребители 6-го поколения, "рекламный ход" в сторону США... Дабы "нагнать холода" в "заднее место" новой администрации 47- го Президента США... То - есть, дают понять, США, что и мы, тоже, "могём", делать "вундерваффе", не хуже ваших F-35.... Однако, кто знаком с китайским авиастроением, знают, что в Китае нет отечественного авиадвигателестроения, даже, близкого, к этой индустрии, как в России, США, Франции, или Британии... А, без надежной, мощной, долгоресурсной турбины -это не 6-е поколение...
    1. -2
      13 января 2025 12:09
      Если вы хотите узнать больше, вы можете уделить больше внимания последним новостям. Истребители шестого поколения Китая использовали двигатель WS10 во время испытательного полета, но в будущем будут использовать двигатель WS15 (максимальная тяга превышает 18,5 тонн, и уже начали оснащать истребитель J20A). В последнем официальном отчете китайского авиационного ведомства было выявлено, что индекс WS15 лучше двигателя F119 по всем параметрам, а двигатель CJ2000, разработанный для коммерческого самолета C929 (максимальная тяга 35 тонн), также успешно прошел испытания
      1. 0
        13 января 2025 12:45
        двигатель CJ2000, разработанный для коммерческого самолета C929 (максимальная тяга 35 тонн)
        Если вспомнить, что для разработки этого движка китайцы привлекли Роллс Ройс и Дженерал Моторс, можно задуматься, а много ли в нем китайского, собственно? Сомнительно весьма, что наглосаксы поделились новейшими разработками.
        1. +2
          13 января 2025 13:09
          Вы могли что-то перепутать. Сама China Aviation Engine Corporation была включена в санкционный список США. Двигатель CJ1000A использовал некоторые европейские детали на ранней стадии, но после введения санкций они были постепенно заменены и успешно прошли испытательный полет. Разработка самого более крупного проекта CJ2000 заняла 7 лет. Его главный двигатель C2XC-101 был успешно испытан в 2020 году, а недавно были завершены все испытания машины. Кроме того, последний официальный отчет Китайской авиационной ассоциации показал, что CJ2000 принял новый технический маршрут.
        2. 0
          13 января 2025 13:17
          Вы также можете прочитать последний отчет о двигателе WS15 от Китайской авиационной ассоциации, но он на китайском языке. Двигатель WS15 имеет лучший диапазон полета, большую тягу и экономию топлива, чем двигатель F119 истребителя F22, и решает проблему нестабильности сгорания. В отчете также указывается, что двигатель WS15 имеет более высокие показатели параметров на высокой скорости. Этим двигателем сейчас начали оснащать истребитель J20A, а еще 300 истребителей J20 оснащены двигателями серии WS10. Двигателем WS10 также оснащаются истребители серии J10 и истребители J15 и J16 ВВС и ВМС Народно-освободительной армии. Истребитель J10C, оснащенный Пакистаном, использует двигатель WS10B.
        3. -1
          13 января 2025 14:28
          Сомнительно весьма, что наглосаксы поделились новейшими разработками.

          Вот случайно выбранный список статей весьма авторитетных журналов общества "Институт инженеров электротехники и электроники" см. Вики. Обратите внимание на фамилии соавтров, такой расклад характерен и для ASME (механики в том числе и сплошных сред), и вообще для всей научно-технической периодики. Эту тенденцию отметил еще в 80-х просматривая периодику по специальности и смежным дисциплинам.
  11. +3
    13 января 2025 13:02
    Интересно ,а сами амеры знают, что их поставили на уши?
    Подозреваю, что нет.

    Ну а самолеты подобного профиля испытывались в ЮСА еще лет 10 назад, судя по сообщениям СМИ.
    1. +1
      13 января 2025 13:54
      Что то вся полемика в комментариях сводится к тому, смогут китайцы или не смогут. Смогут если будут делать. А тем временем проблему двигателей они решают (пытаются хотя бы) установкой третьего двигателя, так же решают проблему дальности и полезной нагрузки увеличением габаритов и при этом , как видно из фото пытаются минимизировать отрицательное влияние этого за счет аэродинамики и поиска новых профилей и форм самолета. Что там получится сказать не может ни кто (даже сами китайцы), да и прототип от конечного самолета может быть изменен до неузнаваемости, но отработка концепции ведется и видимо очень серьезно.
  12. -2
    13 января 2025 14:29
    Сейчас ещё рано говорить о возможности создания истребителя 6 поколения. Сейчас любой сделанный самолёт будет максимум 5++.
    А мы ещё не всё вытащили из Су-57. Например, с двигателями второго этапа его супер-круиз дошёл до 2М (2400 км/ч). И что-то мне подсказывает, что для 6 поколения это будет одним из показателей (типа, максимальная скорость без форсажа 2,5М).
  13. 0
    13 января 2025 16:28
    На данный момент Китай (Как и Индия, Иран, Вьетнам) движутся семимильными шагами.
    Хотя ещё в 90-е /2000-е о них думали как об странах Африки и Центральной Америки.
    Спутники, Электроника, Машиностроение и тд.
    они продвинулись в развитии.
    Особенно по сравнению с деградацией некоторых стран...
  14. -1
    14 января 2025 00:33
    Начало Нового года в авиационном мире получилось очень бодрым. Два ведущих производителя авиационной техники в Китае намеренно, хоть и неофициально, но устроили настоящее шоу 26 декабря, в день 131-й годовщины со дня рождения Мао Цзэдуна (в Китае очень уважают такой символизм), испытав два прототипа истребителей шестого поколения в густонаселённых районах, где публика быстро засняла их на видео. В течение нескольких часов изображения амбициозных китайских самолётов распространились в социальных сетях.
    Любопытно на каких двигателях летают "императоры". Лучше бы тайваньскую проблематику решали чем в самолётики баловаться развлекая местных колхозников. Кстати например США ещё не демонстрировала собственные разработки по шестому поколению в полном объёме демонстрации.
    1. +1
      14 января 2025 15:16
      В настоящее время планируется использовать двигатель WS15 (последний официальный китайский отчет показывает, что его параметры и топливная экономичность лучше, чем у американского двигателя F119), но в будущем его могут заменить на более совершенный двигатель с изменяемым циклом (в настоящее время его испытания проводит China Aviation Engine Corporation).
  15. 0
    14 января 2025 21:28
    Цитата: karabas-barabas
    Для того чтобы была сильная система образования,

    Нужна лишь политическая воля правящей верхушки.
    На любом производственном или управляющем (нижнее звено управления) рабочем месте лучше иметь работника с хорошими базовыми знаниями, нежели без оных. Такой работник быстрее и легче осваивает профессию (специальность) по которой должен работать.
  16. 0
    15 января 2025 16:35
    До J-36 вообще существовал только один трехдвигательный боевой самолет – советский Як-38


    А как же Martin XB-51?