СВО предъявила новые требования к армейским топливозаправщикам

54
СВО предъявила новые требования к армейским топливозаправщикам


Топливная спецоперация


Во все времена топливозаправочная техника была в приоритетных списках целей противника. Собственно, как и любые другие средства хранения ГСМ. Машину с сотнями литров солярки или бензина можно уничтожить даже из стрелкового оружия, не говоря уже о тяжелом вооружении. Помимо того, что горит быстро и ярко, так ещё и оставляет сухими баки у боевой техники, которой топливо предназначалось. Так было во всех военных конфликтах, которая вела Россия и Советский Союз. Бензовозы жгли в Афганистане, жгли в ходе Чеченских кампаний и, разумеется, на Украине. Служба горючего Российской Армии пришла на спецоперацию в полной боевой готовности, однако опыт прошлых конфликтов оказался совершенно неучтённым. Машины также шли в составе колонн наравне с бронетехникой, при этом не обладая даже символической защитой. Ситуация усугубилась с появлением у противника дронов-камикадзе, для которых бензовоз был и есть самая лакомая цель.








Пример блиндирования бензовоза АЦ-7-4310 на второй год СВО

Первым откликом на далеко не новые угрозы для техники Службы горючего стало блиндирование автотопливозаправщиков. Известен сюжет Министерства обороны, в котором продемонстрировали работу тщательно защищённого бензовоза АЦ-7-4310. Топливная цистерна на 7000 литров горючего защищена решётчатыми экранами со всех сторон, и это кажется очень интересным решением. Несмотря на то, что топливные танкеры на колёсах мы традиционно именуем бензовозами, на самом деле в цистернах преимущественно солярка. Все интересующиеся бронетанковой техникой знают о хороших противокумулятивных свойствах этого вида топлива. В своё время даже проходили натурные испытания противокумулятивных экранов, заполненных дизельным топливом. И они оказались достаточно эффективными. Именно поэтому можно говорить об условной полезности противокумулятивных экранов вокруг цистерны топливозаправщика. При удачном стечении обстоятельств преждевременный подрыв боеприпаса действительно может уменьшить его поражающее действие. Повторимся, при очень удачном стечении обстоятельств. В остальном блиндирование, пожалуй, самого известного на СВО бензовоза вполне традиционное – стальные плиты защищают кабину с трёх сторон, оставляя открытой крышу.






Бензовозы ВСУ – приоритетные цели для Армии России

У противника с бензовозами дела обстоят не лучшим образом. Практически в каждом пакете помощи от Запада топливозаправщики идут десятками, если не сотнями экземпляров. Поставляют тяжелые и экзотические Oshkosh HEMTT M978 A4 8x8 из Соединенных Штатов, немцы отгружают топливные цистерны на базе Mercedes-Benz Zetros, а французы – свои TRM 10000. Последние оснащены дугами над цистернами, что позволяет натянуть тент и скрыть от вражеских глаз ведомственную принадлежность машины. Масштабные поставки бензовозов Украине из-за рубежа могут свидетельствовать о большом расходе машин. Парадокс в том, что на многочисленных свидетельствах с фронта крайне мало бензовозов ВСУ. Либо противник выработал очень эффективную тактику маскировки и работает преимущественно по ночам, либо машины уничтожаются на дальних подступах к фронту.




Oshkosh HEMTT M978 A4 8x8 и TRM 10000 для ВСУ


Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 на шасси КамАЗ-63501. Фото – Lex Kitaev

Адаптировать тактику использования топливозаправщиков пришлось и российским военным. Дозаправка бронетехники вблизи линии фронта проходит исключительно по ночам. Хочется добавить, что все водители бензовозов оснащены приборами ночного видения, но это будет лукавством. Время и место дозаправки известно строго ограниченному кругу лиц. Ни о каких очередях к бензовозу речи быть не может – строго одна машина к одной цистерне. Это ставит под вопрос целесообразность использования автотопливозаправщиков массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 на шасси КамАЗ-63501 «Мустанг». Эти гиганты появились в армии в 2019 году и способны работать мобильной АЗС, заправляя одновременно до десяти машин. Только делать это необходимо уже совсем в глубоком тылу – такое скопление техники не может не привлечь внимание противника. Для поражения цистерны на 12 тысяч литров топлива ВСУ не пожалеет и пакета HIMARS.

Период адаптации


Работа по адаптации техники Службы ГСМ под реалии СВО в военном ведомстве ведётся масштабная. Одним из примеров может служить автотопливозаправщик для проведения специальных военных операций АТЗ-8-4320М на шасси Урал-4320-40. Машина стала квинтэссенцией решений, повышающих живучесть бензовоза и его экипажа. Используется капотное шасси Урала, что автоматически повышает его противоминную стойкость. Как ни крути, но подрыв на мине КамАЗа – это почти всегда фатальные травмы как минимум для одного человека из кабины. Урал в этом смысле безопаснее. Бензовоз выпускается на НПО «Вектор» в Челябинской области и уже с завода оснащается бронированной кабиной. В отличие от полевого блиндирования упомянутого выше бензовоза АЦ-7-4310, новейшая машина имеет противодроновую решётку на крыше кабины.








Автотопливозаправщики для проведения специальных военных операций АТЗ-8-4320М на шасси Урал-4320-40. Фото – Lex Kitaev








АТЗ-8-4320М

Не менее важным преимуществом бензовоза является тент, скрывающий цистерну от вражеских глаз и БПЛА. Из серийных машин это, похоже, первый бензовоз, мимикрирующий под менее жирную цель для дрона. Из примечательных особенностей изделия АТЗ-8-4320М можно усмотреть максимально смещённую к корме цистерну с топливом. Насосное оборудование теперь позади кабины. Такая компоновка призвана ещё больше удалить взрывоопасное топливо как от кабины с бойцами, так и горячего двигателя. Всё это повышает шансы экипажа вовремя покинуть воспламенившийся бензовоз. Отказались разработчики от противодроновых решёток на цистерне, заменив их на сплошные взводные экраны, расположенные с минимальным зазором. Есть надежда, что сама цистерна бронирована по минимальному уровню. Интересен стеллаж с 20-литровыми канистрами, размещённый сразу за кабиной. Доставка топлива на фронте не ограничивается только бензовозами – на переднюю линию подвозить бензин с соляркой могут даже на мотоциклах. И раздача канистр у бензовоза здесь как нельзя кстати.




Топливозаправщик на базе «Тайфун-К». Фото – Журнал «Материально-техническое обеспечение ВС РФ»

Вакантной остаётся ниша по-настоящему бронированного бензовоза. Именно он может работать не просто вблизи фронта, но и под обстрелом доставляя горючее – нередко это может быть решающим в ходе сражения. В металле пока такие идеи не реализованы, но имеются макеты и патенты. Например, у сотрудников Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва есть целая серия интересных проектов, опубликованных Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Один из них – автотопливозаправщик на базе броневика «Тайфун-К». Машина хорошо защищена от осколков и подрыва 6 кг тротила, а также от бронебойных пуль калибра 7,62-мм. Если в просторном десантном отделении разместить бак на несколько тысяч литров топлива, то получится неплохой доставщик солярки на переднюю линию фронта. Например, танкистам. Одного такого бронированного танкера точно хватит на заправку пары танков.



[center]
Мотоцикл-бензовоз

В 2022 году в Академии имени А. В. Хрулёва запатентовали мотоцикл, у которого в коляске размещён… топливный бак. Как пишут авторы,

«представленный мототопливозаправщик обладает новизной и новыми техническими характеристиками и существенно отличается от прототипов, обеспечивая оптимизацию и удешевление процесса подвоза и заправки небольшим количеством горючего стационарных агрегатов и технических средств потребителей.»

Ёмкость цистерны в коляске предполагается небольшая – до 250 литров. Идея хорошая, но осталось только возобновить производство мотоциклов «Урал», на которые и рассчитана разработка. И вот тогда «данный мототопливозаправщик может быть использован в Вооруженных силах Российской Федерации или других силовых структурах при подвозе и заправке потребителей небольшим количеством горючего». Также среди патентов можно отыскать идею размещения топливных цистерн в легком броневике «Тигр» и даже постройке топливозаправщика-амфибии.






Полёт фантазии авторов из Академии имени А. В. Хрулёва. Пояснения в тексте

Также в предложениях присутствует бензовоз на воздушной подушке. Его работа заключается в

«обеспечении возможности передвигаться в условиях зимнего бездорожья по маршруту, имеющему в том числе реки, на которых происходит ледостав или ледоход и отсутствуют мосты (переправы), к тому же в сложных метеорологических условиях, и осуществлять транспортировку и заправку горючим технических средств малых мобильных групп, действующих в отрыве от основных сил в полевых условиях на местности с постоянным высоким снежным покровом.»

Но самый экзотический проект предлагает десантируемый топливозаправщик на базе БТР-МД «Ракушка». Похоже, авторы всерьёз предлагали сбрасывать с парашютом подобное изделие, да ещё и под завязку заполненное соляркой. Впрочем, броня «Ракушки» позволит использовать бензовоз исключительно в сухопутных операциях вблизи линии фронта. Техника ВДВ уже давно спускается на землю с парашютами, и это хорошо – современные условия военных конфликтов это никогда не позволят.

В конце материала остановимся на платформе «Армата», которая, надеемся, дойдёт до войск широкой серией. Разработчики предлагают не ограничиваться танком, тяжелой БМП и БРЭМ, а дополнить линейку топливозаправщиком. В описании изделия можно найти такое:

«Цистерна для горючего и технологическое оборудование установлены и жестко зафиксированы внутри бронированного корпуса российской бронированной машины на базе тяжелой универсальной гусеничной платформы Т-15 «Армата». Особенность бронирования данного топливозаправщика заключается в расположении экипажа с органами управления в изолированной бронекапсуле, отделенной от остальной части бронированной переборкой. Отсек моторно-трансмиссионного отделения также отделен бронированной переборкой от технологического оборудования. Предположительно, это делает бронированный топливозаправщик необычайно живучим даже в случае множественных повреждений брони. Броня с керамическими вставками поглощает энергию снаряда за счет разрушения керамического элемента и на перемещение остальных керамических элементов в плоскости брони, что приводит к преобразованию осевого ударного импульса в импульс в плоскости брони.»

Эволюция вооружений на СВО продолжается, и сложно даже представить, во что она выльется в итоге.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    15 января 2025 05:26
    Служба горючего Российской Армии пришла на спецоперацию в полной боевой готовности, однако опыт прошлых конфликтов оказался совершенно неучтённым.

    Мало питал иллюзий по поводу высшего военного руководства России, а сейчас их и вовсе нет... Может гражданский технократ наконец приведёт МО РФ в более или менее вменяемое состояние.
    1. +5
      15 января 2025 09:26
      Может гражданский технократ наконец приведёт МО РФ в более или менее вменяемое состояние.

      сомневаюсь: тогда надо выгнать всех - вплоть до уборщиц...
    2. +1
      15 января 2025 11:07
      Цитата: Владимир_2У
      Может гражданский технократ наконец приведёт МО РФ в более или менее вменяемое состояние.

      Один уже пытался. Сожрали - и вернулись в уютный мир парадов, биатлонов и выставочных парков. Даже медали "за участие в параде" ввели.
      1. 0
        15 января 2025 11:12
        Цитата: Alexey RA
        Один уже пытался. Сожрали - и вернулись в уютный мир парадов, биатлонов и выставочных парков. Даже медали "за участие в параде" ввели.

        Табуреткина можно считать гражданским, а вот технократом, при всём желании - нет. А "сожрали" - громко сказано, "обгадился" донельзя, оно ближе к истине.
        1. +1
          15 января 2025 11:34
          Цитата: Владимир_2У
          А "сожрали" - громко сказано, "обгадился" донельзя, оно ближе к истине.

          Реформу Сердюкова-Макарова именно сожрали. Превратив её объединёнными усилиями Минфина и кабинетных генералов в подобие того, с чем она боролась: вместо бригад постоянной готовности опять вернулись к аморфным малобоеспособным частично кадрированным соединениям, набитым срочниками. Но при этом один год призыва сохранили, хотя для срочника первой линии нужно не меньше двух.
          1. +3
            15 января 2025 11:36
            Цитата: Alexey RA
            Реформу Сердюкова-Макарова именно сожрали. Превратив её объединёнными усилиями Минфина и кабинетных генералов в подобие того, с чем она боролась: вместо бригад постоянной готовности опять вернулись к аморфным малобоеспособным частично кадрированным соединениям, набитым срочниками.

            Не буду спорить насчёт бригад, а вот насчёт того что была сожрана масса военных учебных заведений, уже Вы не будете спорить, надеюсь.
  2. +14
    15 января 2025 05:46
    Афганистан, две Чечни, прости господи "Сирийский опыт", предъявляли такие же требования, но необучаемость высшего руководства страны заставляет армию бесконечно наступать на одни те же грабли.
    Грачевы и Ельцины лишь меняют свои фамилии, а проблемы стабильно из одного конфликта переходят в другой. Это система, которая себя менять не хочет и не будет, даже когда перед ней ребром стоит вопрос "меняйся или сдохни".
  3. +5
    15 января 2025 06:11
    Увидев вторую фотографию обшитой цистерны первая мысль в голове: А не закрыть ли ее тентом. Читаешь дальше, вот нато поставляет ВСУ технику с возможностью тента, читаешь еще дальше и уже про наши новые разработки:Не менее важным преимуществом бензовоза является тент, скрывающий цистерну от вражеских глаз и БПЛА. Ну хотя бы прогресс идет, уже неплохо, а вообще при желании можно бензовоз сделать из чего угодно, да еще и так что внешне невозможно будет отличить от обычной машины.
    1. +5
      15 января 2025 08:24
      Маскировку бензовозов под обычный тентованный грузовик уже показывали тогда же когда закрывали тентом бронекапсулу для солдат в бортовом кузове. Копаться надо - не хочу. Наверное такие фото даже на этом сайте есть. Надо смотреть инфу от 2000 до 2015 годов - там много вариантов было. А по факту нужны емкости внутри брони (есть вариант резиновых мешков на несколько тонн - тоже уже где то было, надо искать) под защитой до 14,5 мм минимум. Мигалки желтые на фронте очень полезны - дурость как без копотные грузовики -- 100 км до фронта этого уже не должно быть. По сути нужно ограничивать объем топлива и запихивать это все на гусеничную платформу - вид что медицинского что штабного подойдет. На Камазе в зону меньше 50 км от фронта уже риск.
      1. +1
        15 января 2025 11:14
        Цитата: Виктор Чужой
        Маскировку бензовозов под обычный тентованный грузовик уже показывали тогда же когда закрывали тентом бронекапсулу для солдат в бортовом кузове. Копаться надо - не хочу. Наверное такие фото даже на этом сайте есть. Надо смотреть инфу от 2000 до 2015 годов - там много вариантов было.

        Вот фото 2010 года, на котором видны дуги под тент на АЦ-7,5:

        А вот Армия-2016: те же дуги с тентом в сложенном положении (сдвинуты к кабине).
  4. BAI
    +6
    15 января 2025 06:14
    Бензовозов не хватает. Многократно встречал в зоне СВО бензовозы на базе МАЗ 500 ( тот, который в фильме Мировой парень) с баз хранения, а автор о какой экзотике рассказывает.
    1. +6
      15 января 2025 08:29
      Маз 500 второго поколения делали до 1990. Тоже видел видео - но там аэродром, был Ка-52 заправляли. Все сгодится - толку то хранить еще лет 30 ?! Тут надо новую технику для армии лепить максимум под евро 3 (грузовики и уазы, Соболя). Маз-500 заводили через 20 лет простоя на остатках соляры того же возраста и завели с пол-оборота. Щас с кучей электроники вряд ли такое сделаешь.
      1. +3
        15 января 2025 10:56
        Простая и вечная машина,с колеса завести можно.Говорю как бывший пользователь).
        АТЗ,АТЗ..А где АТМЗ? Или двигатели масло перестали кушать?
  5. +2
    15 января 2025 06:19
    Кто-нибудь может мне объяснить, зачем у бензовоза имеется защитная решетка? кумулятивными зарядами в бензовоз стрелять никто не будет, а для фугаса эта решетка, просто тьфу, как-будто ее и нет совсем
    1. +6
      15 января 2025 08:31
      Решетка от дронов. Неужто не догадались ?! Хотя на таком расстоянии их ставить толку мало. И скорее всего это для тента или маскировать что было бы проще ветками.
      1. +2
        15 января 2025 09:11
        Цитата: Виктор Чужой
        Решетка от дронов
        Это и коню понятно wink
        1. 0
          15 января 2025 09:20
          кумулятивными зарядами в бензовоз стрелять никто не будет, а для фугаса эта решетка, просто тьфу, как-будто ее и нет совсем
          оно и видно что понятно winked
      2. +2
        15 января 2025 09:23
        ну по идее то дрон то тащит кумулятивную гранату в основном на технику, а если бензовоз везет дизтопливо, то дизтопливо должно не плохо гасить кумулятивную струю, как это всё в реале надо проверять, возможно надо делать разнесенный двойной корпус для танка с топливом и он- корпус должен быть внешний бронирован хотя бы от 7.62 на 54мм
    2. +1
      15 января 2025 09:34
      Цитата: Голландец Михель
      Кто-нибудь может мне объяснить, зачем у бензовоза имеется защитная решетка? кумулятивными зарядами в бензовоз стрелять никто не будет, а для фугаса эта решетка, просто тьфу, как-будто ее и нет совсем

      Как раз ФПВ-дроны в основном кумулятивами и снаряжены. Потому что топливозаправщик цель жирная, но редкая, легкие броневики намного чаще встречаются. А легкий кумулятивный заряд в этом случае намного, даже принципиально, лучше легкого фугаса. Да и решётка против легкого фугаса вполне эффективна. Дистанция то увеличена. И возможно вместо пробоины со рваными краями получится обойтись вмятиной.
      1. +2
        15 января 2025 11:17
        Цитата: Владимир_2У
        Как раз ФПВ-дроны в основном кумулятивами и снаряжены. Потому что топливозаправщик цель жирная, но редкая, легкие броневики намного чаще встречаются.

        На видео с бортовых камер FPV зачастую даже видна головная часть кумулятивной гранаты.
        1. 0
          15 января 2025 11:21
          Цитата: Alexey RA
          На видео с бортовых камер FPV зачастую даже видна головная часть кумулятивной гранаты.

          Просто видел, кажется у "Одна нога здесь, другая там", что хихлы ставили МОН или Клэйморы, в ответ на дробовики. Но видимо не часто это делают.
      2. +1
        15 января 2025 15:00
        Цитата: Владимир_2У
        Как раз ФПВ-дроны в основном кумулятивами и снаряжены
      3. +2
        15 января 2025 15:06
        Цитата: Владимир_2У
        Как раз ФПВ-дроны в основном кумулятивами и снаряжены
        Кумулятивы все же для серьезной бронетехники, вроде танка. А на ЛБС вроде как больше встречаются автомобильная техника со средствами ПВО на борту, автомобили для доставки грузов и т.д. Сюда же можно отнести и БТР и буксируемые артиллерийские установки, которые как раз для фугаса. Могу ошибаться, но кумулятив ещё и стоит дороже фугаса, а цена боеприпаса тоже денег стоит
        1. 0
          15 января 2025 16:06
          Цитата: Голландец Михель
          Могу ошибаться, но кумулятив ещё и стоит дороже фугаса, а цена боеприпаса тоже денег стоит

          ЕМНИП, в качестве боевой нагрузки на БПЛА вешают ПГ-7В - самые массовые гранаты для РПГ-7. Дешевле них вряд ли что-то найдётся.
        2. 0
          15 января 2025 22:16
          Кумулятивные заряды, в том числе и типа ударное ядро делают едва ли не на коленке. У украинцев можно купить корпус с воронкой сделанный где-то в гараже и на месте снарядить его ВВ. Разница в цене есть, но это не те деньги. Кумулятивный боеприпас кроме кумулятивного действия, обладает и фугасным. Если броня противопульная, то он ее РПГ-7 ее проломит просто за счет фугасного действия. Сам же корпус дает какое-то кол-во осколков.
  6. +2
    15 января 2025 06:21
    Мне тоже показалось что представленные бензовозы какие то одноразовые что ли, и защита фикция. Может нужно объявить открытый конкурс на армейский бензовоз. Или хотя бы задание на диплом давали выпускникам автомобильным ВУЗам.
  7. +2
    15 января 2025 08:01
    Мимикрию очень актуально применять в СВО. Танки должны заправляться заправщиками на базе танка, даже нужно использовать декоративную пушку, в вермахте, например, командирские танки имели деревянную пушку... РСЗО заправлять тоже заправщиком схожим с установками которые надо заправлять. Это как иметь форму единую для солдат и генералов...
    1. +3
      15 января 2025 08:46
      Максимум делали вариант под обычный тентованный грузовик. Тут выхлопная труб выдает бензовоз. Если уж умудряются дрон в окно загнать то и это разглядят при желании. А так да - вид танка одинаковый, тут даже шланг в стволе можно сделать. Встал, опустил ствол вниз,как будто подбитый дым пустил, и переливай. Без брони кабины ни куда по любому. И почему ни кто не пробовал делать подогрев антифриза и солярки от выхлопных газов ?! Завел и вот тебе и соляра не замерзнет сто процентов и догрев движка дизельного и выхлоп остужает - заметность меньше.
      1. +3
        15 января 2025 09:00
        почему ни кто не пробовал делать подогрев антифриза и солярки от выхлопных газов ?!

        Солярка должна быть зимняя, а антифриз хороший и подогрева не требуют. Мотор прогревают для того, чтобы тепловые зазоры зазоры между деталями стали оптимальными для смазки, да и масло сейчас уже лучшего качества.
        1. 0
          15 января 2025 09:18
          Забываем что не все всегда качественное. И главное - там где морозы -40 и ниже хуже от этого не будет. Еще добавлю - вариант двойного дна на танках и бмп для возможности обогрева выхлопом по типу как на грузовиках тоже вариант. Там столько тепла вылетает зимой просто так.
          1. +4
            15 января 2025 09:42
            обогрева выхлопом по типу как на грузовиках тоже вариант.

            только теоретически: любая трещина, щель приведет к попаданию выхлопа в жилую зону - и отравление выхлопом - ни чуть не лучше осколочного ранения...
            1. 0
              15 января 2025 09:52
              Толщина железа для трещины ?! Я ж не предлагаю просто выхлопную протянуть внутри броне корпуса. Думать как сделать тоже надо.
              1. +3
                15 января 2025 10:07
                Толщина железа для трещины ?!

                причем здесь толщина материала? - его надо согнуть, потом сварить - чтобы придать определенную форму... по местам изгиба, по сварным швам и появляются трещины - вследствие усталости материала и конструкции в целом
      2. +2
        15 января 2025 09:45
        И почему ни кто не пробовал делать подогрев антифриза и солярки от выхлопных газов ?! Завел и вот тебе и соляра не замерзнет

        в вашем вопросе - написан и ответ...
        прежде чем завести - надо согреть...
        я понимаю, история БАМа вам ничего не говорит, но на Магирусах было установлено 3 автономных подогревателя.... ТРИ!!!
        1. 0
          15 января 2025 12:12
          Так на сколько мне известно , двигатели Магирусов имели воздушное охлажление.
          1. +2
            15 января 2025 14:09
            Так на сколько мне известно , двигатели Магирусов имели воздушное охлажление.

            это что то меняет?
            если температура за бортом -50, то каким образом можно провернуть к/в в масляной ванне?
            а кто будет "крутить" двигатель? - стартер - не будет: АКБ имеет температуру окружающей среды... соответственно емкость нулевую...
            Поэтому, 1 отопитель на ящик с АКБ;
            1 отопитель на поддон и КПП;
            еще 1 - на КПП и кабину водителя...
            поэтому заводились после стоянки без проблем, а КрАЗы и Татры - молотили всю ночь...
    2. +5
      15 января 2025 09:45
      Еще добавлю. Нашел тут же на сайте. По итогам Афгана и в начале 1 Чеченской делали вариант бензовоза на базе БМП-1. Рекомендовалось к производству уже на базе БМП-3. В итоге есть оно или нет не известно. Водитель грузовика в армии как расходник. Вроде и без авто и водителей вообще ни куда, а защита в последнюю очередь. Аналогично щас на гражданке - трактористов в колхозе мало, а уж категория СЕ или Д дефицит. Тем более ДОПОГ. И что СЕ и ДОПОГ на дорогах творит - хоть стреляй.
  8. 0
    15 января 2025 09:40
    [quote]Практически в каждом пакете помощи от Запада топливозаправщики идут десятками, если не сотнями экземпляров. Поставляют тяжелые и экзотические[/quote]
    дело не в экзотике - как.лы покупают на вторичке старые бензовозы - если будут сожжены - то не жалко...
    а говорить о бронировании...если FVP- дроны поражают танки, БМП, - это говорить об увеличении стоимости бензовозов, а не об увеличении выпуска количества машин...
    когда мы, здесь, обсуждаем УАЗ452 "буханка" (типа плохой или хороший) - то забываем, что враг покупает в той же германии на вторичке VW-Транспортер - за копейки, в любом количестве и не парится "бронированием", понимая, что машина - расходный материал сегодня - помните как 10 лет назад враги "колхозили" бронирование на транспортные средства? - сегодня этого нет, но сегодня они пытаются поставить на каждое тс РЭБ, в первую очередь для сохранения жизней и потом - груза...
    т.ч. "бронирование" - это тупик в сегодняшних реалиях...
    1. +2
      15 января 2025 12:23
      Бронировали из-за совершенно других реалий. Основное средство поражения тогда - мины, стрелковка. Дронов ещё не было. Плюс ТС были дорогими и дефицитными - долларовый потоп "помощи" тогда представлял собой мелкие ручейки.
      1. +1
        15 января 2025 14:04
        Бронировали из-за совершенно других реалий. Основное средство поражения тогда - мины, стрелковка. Дронов ещё не было.

        согласен полностью...
        но реалии сегодня - другие, и нужно количество ТС в первую очередь
        нужен РЭБ на ТС хоть для какой то защиты...
  9. 0
    15 января 2025 10:39
    Интересно попробовать защищать цистерну от осколков "жидкой бронёй", контактирующей с корпусом цистерны. В этом варианте кроме поглощения энергии осколка м.б. эффект самозалепляющихся шин.
  10. +2
    15 января 2025 11:15
    Есть уже готовые решения. Контейнер 440 литров с электронасосом. Заточен под вилочный погрузчик. Хочеш пикапом вози, хочеш грузовиком. 7 кубов это 15 контейнеров.
    1. -1
      15 января 2025 11:41
      Есть уже готовые решения.

      это решения для мирной жизни...
      попадание осколка и сложный ремонт, если таковой возможен...
      про открытый огонь - молчу...
      1. +1
        15 января 2025 12:33
        А чем отличается от такого же металлического по защите? Для боеприпаса - ничем. Только легче и даже более прочный и стойкий к ударам в эксплуатации. Сравниваю с советской канистрой и современной пластиковой. К тому же пластик не подвержен коррозии.
        1. 0
          15 января 2025 14:01
          Сравниваю с советской канистрой и современной пластиковой.

          в гараже, на полке, еще лежит канистра - с которой и пошла советская канистра...
          А чем отличается от такого же металлического по защите?

          металлическая емкость сваривается/заваривается в любом гараже, а пластиковая, в зависимости из какого пластика выполнена: если посмотрите пластиковые автодетали, то на обратной стороне всегда должен быть указан тип пластика (для вторичного использования у них) на основе типа - определяем чем ремонтировать, тепло, клей или ваААаще не ремонтнопригодно...
  11. 0
    15 января 2025 12:36
    Мысль инженера: а если поступить немного другим образом. Берём с хранения любой полусписанный танк (БТР, БМП) на место боевого отделения устанавливается быстросбрасываемая цистерна (+ кран-манипулятор видимо понадобится). Перекачка - вытеснением сжатым воздухом, от баллона или пневмосистемы боевой техники. Приехали, быстро сбросили в любом удобном месте, переместились на следующую точку. Заправка силами экипажа. Так же можно использовать стандартные бочки, главное механизированная/автоматизированная скоростная выгрузка (а желательно и загрузка) при минимальном участии человека. Таким образом получаем заправщик переднего края с приличным бронированием. Да, емкость ограниченная, но...
    1. AMG
      0
      15 января 2025 14:45
      Правильная мысль. Уже было.БТЗ-3, 2001 год. Конструкция машины представляет собой БМП-1, с которой была демонтирована башня. В составе машины имеются ёмкости для заправки топливом и маслом. Объём ёмкостей позволяет перевозить до 3000 литров топлива и до 100 кг масла. Машина способна осуществлять заправку или перекачку горючего, для этого в БТЗ-3 установлена раздаточная система, в которую входит рукав длиной 9 метров и раздаточный кран РК-32. Расход системы составляет не менее 150 л/мин. Перевод машины из походного положения в боевое и наоборот составляет 3 минуты. Рабочий диапазон температур машины — от -30° до +30°С[1].
    2. 0
      15 января 2025 22:06
      Можно проще и технологичней - делать одноразовые емкости для ГСМ в виде закрытых с обеих сторон толстостенных пластиковых труб, в которых находятся готовые технические жидкости. Тогда транспорт для них становится гораздо проще - он будет в формате трубовоза, который привезет и сбросит на грунт в нужной точке такие вот контейнеры, так же как это делает самосвал с сыпучим грузом. Его можно сделать и в виде прицепа.
  12. +3
    15 января 2025 14:20
    Мое глубокое диванное мнение.
    И оно прежнее.
    1. Основным и единым грузовиком для СВ ВС РФ должен быть Урал.
    2. Все Уралы, стоящие в штате служб МТО частей и соединений, должны иметь бронированную кабину со спальником. В независимости от назначения транспорта.
    3. Все вышеуказанные авто - бензовозы, должны быть оборудованы тентами, без мигалок и прочих обозначений опасного груза.
    4. В ВС РФ не должно быть техники на бензине. Никакой! Только дизтопливо. (за исключением двух парадных авто)
  13. 0
    15 января 2025 14:22
    Тут бы просто оснастили бронекабинами военные Камазы и Уралы. У хорошо было бы.
    А к постройщикам цистерн уже бы приходило бы шасси. Как это делается у гражданских машин.
    То же и с другими спец машинами.
    1. +1
      15 января 2025 16:14
      А к постройщикам цистерн уже бы приходило бы шасси. Как это делается у гражданских машин.

      так и МО делается, по крайней мере наш ремзавод МО получает отдельно шасси и отдельно "банку" с аппаратурой заправки топливом, а потом "женит" их
      1. +1
        15 января 2025 16:16
        Так для этого шасси с бронекабиной должны штатно поступать в нужном количестве
        1. +1
          15 января 2025 16:19
          Так для этого шасси с бронекабиной должны штатно поступать в нужном количестве

          я написал о технологии работ в целом...
          по поводу бронекабины - в нынешних реалиях - нужен РЭБ на машину, а не бронекабина...
          попадание гранаты в бронекабину - контузия в любом случае, а кроме нее и зажжется "банка" с топливом, т.е. бронекабина - это когда нет FVP-дронов и дронов вообще... но такого сейчас уже нет и не будет.
  14. 0
    16 января 2025 01:27
    да, уж, упёртость и страх обмишулиться довлеет над нашим МО и рождает нежизнеспособных уродцев. Некомпетентность на марше!
    Во-первых, топливозаправщики должны стать беспилотными, ибо никакая разумная броня водителей не защитит..
    Во-вторых, многосекционными и выдерживать пожар в одном или нескольких баках. В третьих, наддув инертными газами. Заодно и насосы для перекачки не понадобятся. Возьмите наработки авиаторов...
    В четвёртых - двухмоторными.
    В пятых малозаметными и рассчитанными на одну заправку соответствующей техники, которая тоже должна иметь резерв пустых, пусть и наружных, ёмкостей. Чтобы не болтались на ЛБС с остатком топлива в баках....
    .
    А нам что предлагают? Реинкарнацию идей 60-х годов! Нет, если есть бронетехника с остаточным ресурсом, то ставьте на неё цистерны, но новые такие зачем проектировать?