Афганистан: от эллинизма к разрухе Или долгий путь к реформам Мухаммеда Дауда

6 079 22
Афганистан: от эллинизма к разрухе Или долгий путь к реформам Мухаммеда Дауда
Возглавившему правительство Мухаммеду Дауду было над чем задуматься: проблем у Афганистана хватало


Пролог или В плеяде великих


Завершив цикл, посвященный англо-афганскому противостоянию позапрошлого века, в следующей статье отправимся во вторую половину минувшего столетия и поговорим о личности и политике первого афганского президента Мухаммеда Дауда. И поскольку его деятельность носила многогранный характер, остановимся на внешнеполитической и военной ее составляющей. Данный же материал – своего рода введение к предстоящему разговору о нем.



Но почему Дауд? В Афганистане и до, и после него ведь хватало ярких фигур, пытавшихся вытащить страну из трясины отсталости и нескончаемых смут.

Потому что, с моей точки зрения, он входит в плеяду, наравне с К. Ататюрком, М. Мосаддыком и С. Хусейном, деятелей, которым, при всей их непохожести, выпал исторический шанс изменить облик собственных стран, проведя их путем модернизации через тернии пережитков феодализма, межплеменной, межэтнической розни и порождаемой ими отсталости и бедности.

В условиях специфики и вековых конфликтов в рамках арабо-тюркско-иранского мира процесс этот не мог не сопровождаться жестокостью. Да и горы — об их способствовании центробежным тенденциям и формированию узкого горизонта политического мышления элит речь шла в материале «На пороге Афганистана, или Прелюдия к миссии генерал-лейтенанта Н. Г. Столетова».

Названные деятели, каждый на своем месте, строили в рамках исламской цивилизации именно светское государство, стремясь максимально использовать передовой европейский опыт. И если бы их усилия увенчались успехом, то Ближний Восток по темпам развития, научным инновациям мог бы на современном этапе идти вровень с «пробудившимися тиграми» Юго-Восточной Азии.

Как известно, в полной мере модернизацию осуществил только Ататюрк, да и то нынешние заигрывания с террористами, равно как и неоосманистские амбиции Э. Эрдогана, не выйдут ли Турции боком? Кроме того, военные возможности Анкары мне видятся несколько переоцененными и ею самой, и соседями. Но речь не о ней.

Впрочем, и о герое статьи разговор пойдет, как я отметил еще в первых строках, не сегодня, поскольку мне представляется важным бегло пролистать страницы истории Афганистана, дабы увидеть, на каком историческом фундаменте протекала деятельность Дауда.

Еще ремарка: перешагнув порог XX в., мы буквально в нескольких словах поговорим о его предшественниках, хотя каждый из них заслуживает отдельной беседы. Но нельзя объять необъятное в двух статьях. Поэтому о королях Аманулле-хане, Надир-шахе и Захир-шахе будет сказано совсем кратко, тем более что, с одной стороны, мне видится первый афганский президент более масштабной фигурой, нежели названные монархи, с другой же – именно при Дауде отношения Афганистана и СССР приняли особый характер, и не в последнюю очередь заданный им вектор развития и привел к 25 декабря 1979-го, став прологом к нынешним непростым и даже трагичным собственно внутриафганским реалиям, равно как и непростым отношениям нынешнего Кабула с соседями.

Немного истории или На руинах великих культур


Итак, Афганистан… В памяти моего, перешагнувшего полувековой рубеж, поколения он ассоциируется с пребыванием на его территории ограниченного контингента советских войск, почти что юбилей ввода которых мы вспоминали в минувшем году. У людей более молодых эта покрытая негостеприимными горами страна, полагаю, отождествляется с пока еще, если не ошибаюсь, запрещенными в России талибами.

Однако история — подчеркну: высококультурная история — Афганистана уходит в глубь веков. Достаточно сказать, что его нынешняя территория была частью уникальной Хараппской цивилизации, современной Шумеро-аккадской и Египетской периода Древнего царства, а позже она входила в состав держав: сначала Персидской, позже — Селевкидов и, наконец, — Греко-Бактрийского царства. То есть Афганистан представлял собой под властью и Ахеменидов, и Селевкидов пусть и периферийную, но тем не менее важную часть высокоразвитых цивилизаций.

В рамках же Греко-Бактрийского царства он уже, можно сказать, Хартленд пространства, основанного на синтезе эллинистической, иранской и, если рассуждать в религиозной плоскости, – зороастрийско-буддистской культур, с несомненным влиянием на них греческой мифологии и индуизма.


Балх – наследие Бактрии и легендарная родина Зороастра

Да, насчет зороастризма, учитывая, что Афганистан в контексте нынешних его реалий прочно ассоциируется с исламом, хотя так было не всегда. По одной из легенд, Зороастр родился именно в Балхе, где и начал проповедь.

Родиной супруги Александра Македонского – бактрийской принцессы Роксаны – также была территория нынешнего Афганистана.

О богатом высококультурном его прошлом свидетельствуют и раскопки в уничтоженном местными дикарями Ай-Хануме – центре эллинизма в бассейне Амударьи!

В I столетии его территория стала уже центром рожденной юэчжами – в научном сообществе по поводу их происхождения ведутся дискуссии – Кушанской империи, входившей в четверку великих мировых держав: Римской, Парфянской, Хань.

В это трудно поверить, но до XIV столетия в Афганистане можно было встретить и христиан Ассирийской Церкви Востока. О них пишет живший на рубеже II–III вв. сирийский философ Бардесан Эдесский в «Книге законов стран», а также рассказывается в «Хронике Сиирта» – арабском христианском источнике, созданном примерно в IX–XI столетиях. Хроника названа по имени расположенного на юго-востоке современной Турции города Сиирта.

Но и это еще не все: на установленной на территории Китая стеле, датируемой 781 г. и посвященной началу христианской миссии в империи Тан, упоминается священник из Балха.

Поворотным в истории Афганистана стал VII в., связанный с вторжением арабов и, как следствие, исламизацией. Арабы стали первыми в череде нашествий, приведших к кризису регион, из которого он так и не выбрался по сей день, только уничтожая высококультурное наследие предыдущих эпох – постигшая Ай-Ханум беда ведь не единственная. Вспомним судьбу бамианских статуй Будды, представлявших собой культурное наследие человечества.


Руины Ай-Ханума, некогда бывшие достоянием человечества и ныне уничтоженные

Спустя три столетия вслед за арабами в регион пришли тюрки, создавшие Газневидскую империю. Далее разрушительным смерчем прокатились монголы, вслед за ними – войска Тамерлана, не миновала Афганистан армия Бабура, не обошли вниманием Сефевиды.

И тем не менее, несмотря на разорительные вторжения, постепенно приводившие регион к культурной деградации, — деятельность интеллектуалов, подобных Алишеру Навои, не могла ее остановить, — до Великих географических открытий Афганистан играл важную роль в качестве территории, через которую проходила транзитная торговля между Востоком и Западом — «Великий шелковый путь», а также Севером и Югом — Срединной Азией и Индией.

История собственно Афганистана как государства берет свое начало в 1747 г., когда джирга пуштунов неподалеку от Кандагара избрала своим падишахом Ахмад-хана Дуррани. Ему удалось захватить Кабул, Газни и Пешавар – за исключением последнего, представляющих собой неотъемлемую часть нынешнего государства. Кабул стал столицей Афганистана при Тимур-шахе – сыне Ахмад-хана.

Далее наступили события, частично отраженные в упомянутом выше цикле и связанные с борьбой афганцев против англичан, рассматривавших эмират как форпост против гипотетической экспансии России в Британскую Индию.

К сожалению для Афганистана, его противостояние колонизаторам сопровождалось внутренними конфликтами, порожденными в том числе и сопротивлением различных кланов попыткам централизации и модернизации, предпринимавшимся наиболее дальновидными эмирами, такими как герои наших прошлых повествований – Шер Али-хан и Абдур-Рахман. Но преодолеть инерцию косности и узкого, местечкового политического горизонта мышления поддерживаемых муллами элит им не удалось.

Попытки модернизации или Из пут Средневековья


Как результат: в прошлое столетие Афганистан вступил крайне отсталой страной. Порядка 98% населения не знало грамоты, и функционировал один-единственный завод, построенный англичанами и специализировавшийся на производстве вооружений.

Тем не менее пусть со скрипом, но процесс модернизации страны происходил. В начале века появилась немногочисленная интеллигенция, сформировалось младоафганское движение, направленное на достижение независимости от Великобритании, товары которой господствовали на афганском рынке. Это служило препятствием для развития афганской промышленности, которой к тому же не хватало квалифицированных кадров, поскольку образование находилось в руках мулл, а единственный на всю страну гражданский лицей не справлялся со стоявшими перед Афганистаном задачами.

Наконец, в 1919-м внук Абдур-Рахмана Аманулла-хан провозгласил независимость страны. Британцы ответили войной – третьей в череде англо-афганских, развернув, как и в ходе прочих, уже рассмотренных нами конфликтов, наступление на Кабул через Хайберский проход. Однако потрепанный Первой мировой, обремененный существенным внешним долгом, английский лев был уже не тот и, согласно в том же году подписанному в Равалпинди договору, признал суверенитет эмирата, спустя семь лет преобразованного в королевство.

При этом началось сближение Афганистана с Советской Россией, закрепленное договором от 1921 г., в рамках которого Кабул получал от Москвы финансовую и материальную помощь. Хорошо известно, что Афганистан первым признал РСФСР – кстати, до 1922-го такое название не было официальным, хотя упоминается в документах.

Тогда же формируется младоафганское правительство и в 1923-м принимается Конституция. Аманулла-хан начинает процесс не просто модернизации, но европеизации страны, что выразилось, например, в формировании светского государственного суда. Это привело к конфронтации с муллами, на протяжении веков контролировавшими судопроизводство. Да и введение всеобщей воинской повинности вызвало у афганских этнических и родоплеменных групп неприятие, спровоцировав гражданскую войну, проигранную эмиром, завершившим свои дни в Цюрихе в 1960-м.

Афганистан же в который – и, увы, не последний – раз был отброшен в темное Средневековье. В данном случае хочу подчеркнуть: само Средневековье имеет и светлую сторону, связанную с достижениями в области культуры, науки, философии и теологии.

Справедливости ради: Аманулла-хан где-то и перегибал, подобно Петру I и даже в большей степени Ататюрку, запретив чиновникам носить национальные одежды – чалмы, шаровары, каракулевые шапочки – и повелев переодеться в европейский костюм. Бороды рекомендовалось сбрить. Ататюрк, замечу, свою феску вообще публично в Босфор выкинул.


Аманулла-хан и Ататюрк. Афганский король, подобно турецкому лидеру, мечтал построить процветающее светское государство

Разумеется, это породило сопротивление со стороны консервативных кругов, в результате к власти пришел Надир-шах – родственник Амануллы-хана, министр обороны в его правительстве и также сторонник реформ по западному образцу, но только не в ускоренном, как это делал прежний монарх, темпе, впрочем, даже осторожные преобразования привели к убийству Надир-шаха в 1933-м.

Трон наследовал его девятнадцатилетний сын Мухаммед Захир-шах. Новый король получил военное и гражданское образование, успел послужить во французской армии. Он продолжил курс на умеренную модернизацию.

Несмотря на столь юный возраст, Захир-шах обладал управленческим багажом, полученным во главе министерств обороны и образования. Последним, взойдя на престол, он вплотную и занялся, открыв в 1946-м Кабульский университет.

Оборотная сторона реформ


И тем не менее грамотного населения в стране было только 8%. В числе проблем, с которыми столкнулось правительство Захир-шаха, оказалась и типичная при проведении модернизации в отсталой аграрной стране, к тому же с пережитками родоплеменного строя: реформы шли, как правило, в городах, применительно к Афганистану – в столице, что только расширяло пропасть между ней и регионами.


Захир-шах выстраивал дружественные отношения с СССР, которые Дауд будет развивать, следуя одновременно независимым курсом

Население Кабула вестернизировалось, а жившая за его пределами значительная часть подданных Захир-шаха не переступила порог Средневековья. То есть оборотной стороной модернизации стало складывание двух миров, между которыми только углублялся цивилизационный конфликт и который, если не предпринять решительных шагов в области образования и уже всеобъемлющей модернизации, вел к гражданской войне и государственной катастрофе.

Именно эту сложнейшую проблему и пытался решить двоюродный брат Захир-шаха Дауд. В 1950-м он, сорокадвухлетний генерал, стал создателем Национального клуба, на базе которого сформировал Национально-демократическую партию. Ее, с рядом оговорок, можно сравнить и с Конституционно-демократической, и с Октябристской, созданными соответственно П.Н. Милюковым и А.И. Гучковым. Но о самом Дауде, его правлении, пути к власти, реформах и гибели мы поговорим в следующем материале.


Использованная литература

Бийкузиев А.А. Холлиев А.Г. Актуальные вопросы изучения Кушанской империи // Древний мир: История и археология: Труды Международной научной конференции «Дьяковские чтения» кафедры истории древнего мира и средних веков им. проф. В.Ф. Семенова МПГУ (3 декабря 2016. – Москва: МПГУ, 2017. C. 31 – 38.

Коргун В.Г. История Афганистана. ХХ век. М.: ИВ РАН, Крафт+, 2004.

Хопкирк П. Большая игра против России. Азиатский синдром. М., АСТ, 2023.

Христианство в средневековом Афганистане.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 января 2025 05:53
    Коллеги, перечисляя королей после Амануллы, я исходил из их политической значимости, поэтому и назвал не всех. Кроме того, в дальнейших материалах я постараюсь хотя бы два слова сказать: почему в самом Аманулле не стоит видеть второго Ататюрка, хотя он, более чем активно проводя вестернизацию Афганистана, хотел остаться в его истории именно реформатором, превратившим отсталое полуфеодальное государство, к тому же этнически и социально разобщенное, в сравнительно развитое и главное светское.что собственно удалось Ататюрку в отношении Турции.
    1. +3
      15 января 2025 06:05
      Цитата: Игорь Ходаков
      Коллеги, перечисляя королей после Амануллы, я исходил из их политической значимости, поэтому и назвал не всех
      Вы ещё не назвали одной серьезной проблемы Афганистана, это его пестрый этнический состав. Большинство населения, конечно же, составляют пуштуны, но даже и они делятся на племена, часто враждующие друг с другом. Это не злобная критика, а всего лишь дополнение к статье, которая сама по себе в целом хороша
      1. +4
        15 января 2025 06:11
        Да, а пуштунах – и не только о них, разумеется, ибо Вы правы относительно пестрого этносостава - в продолжении, и о лини Дюрранда скажем, и об отношении ко всему этому Дауда. К слову, этно проблема Афганистана сегодня: запрещенные пока талибы и бежавший в Узбекистан Дустум. Понятно, что среди талибов кого только нет, но пуштуны - во главе движения.
        1. +1
          15 января 2025 09:37
          Уважаемый Игорь! Тема Афганистана для нас, 55-65-летних, до сих пор остаётся в памяти, так же как до сих пор удивляет один вопрос, неужели весь этот исторический пласт афганского прошлого и огромное количество национально-религиозных особенностей не был доведён хоть в малой степени до руководства СССР для избежания того, во что союз вляпался в Афганистане. Если у Вас есть какие-либо материалы по данной теме, не могли бы включить их во что-то наподобие заключительной статьи - эпилога, как моста между описываемым прошлым Афганистана, в т.ч., связанным с СССР, с нынешней и, возможно, будущей ситуацией в этой стране
          1. -1
            15 января 2025 18:55
            "неужели весь этот исторический пласт афганского прошлого и огромное количество национально-религиозных особенностей не был доведён хоть в малой степени до руководства СССР" Его не учли ни британцы в XIX веке - отсюда схожий характер гибели Макнагтена, Бернса и Каваньяри, соответственно - первая и вторая англо-афганские войны, то есть британцы наступили в ходе второй войны буквально на те же грабли, что и в первую, о чем говорили в прошлом цикле. СССР также долго не хотел вмешиваться в афганские дела, но как позже и американцы, недооценил этно-религиозного фактора. Возможно, советские лидеры слишком переценивали значение классового подхода в истории, полагая, что народ, по мере развития прогресса – светское образование, национализация и пр., не пойдет за реакционными муллами и выберет светлое будущее. То есть советские лидеры стали заложниками собственных мировоззренческих установок. Американцы после нас – тоже самое. И не только в Афганистане. Незадолго до ввода ограниченного контингента в ДРА, Картер слетал в Иран и публично высказался в том плане, что режим Пехлеви незыблем в политическом плане. Что было потом – хорошо известно. Здесь думаю американцы оказались в плену изложенных Фукиямой идей о конце истории и победе либерализма. Книга выйдет в середине восьмидесятых, но подобного рода идеи уже, уверен, являлись частью представлений американского политического истеблишмента.
            Да и распахнутые двери для мигрантов в Европе – из той же серии: наивная вера в интеграцию по меньшей мере детей мигрантов в европейский социум и формирование в его среде светского мировоззрения. Вместо этого – этноанклавы и радикальные взгляды. К слову, наше с Вами поколение в курсе турецкой волны миграции в ФРГ, но она, благодаря реформам Ататюрка, носила светский характер.
            И, да, насколько верно нынешнее светское руководство Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана верно оценивает религиозный фактор в жизни своего общества, особенно молодежи? Ведь перед ними печальный пример соседнего Афганистана...
  2. +2
    15 января 2025 06:14
    Вспомним судьбу бамианских статуй Будды, представлявших собой культурное наследие человечества.

    Радикальные направления любых религий очень опасный враг цивилизации
    1. +4
      15 января 2025 06:37
      "Радикальные направления любых религий очень опасный враг цивилизации" Что мы и видим сегодня.
  3. +1
    15 января 2025 07:40
    Кемаль Ататюрк как-то даже сказал в кругу своих единомышленников: "Ислам - религия отсталых народов"
    1. +3
      15 января 2025 09:04
      Цитата: Александр Требунцев
      Кемаль Ататюрк как-то даже сказал в кругу своих единомышленников: "Ислам - религия отсталых народов"

      Ну да, магометане такие отсталые, что считают ростовщичество грехом request wink
  4. +2
    15 января 2025 09:01
    При этом началось сближение Афганистана с Советской Россией, закрепленное договором от 1921 г., в рамках которого Кабул получал от Москвы финансовую и материальную помощь. Хорошо известно, что Афганистан первым признал РСФСР
    не соглашусь - первой стала Эстония. Договор с нею был подписан в Тарту (Юрьеве) 2 февраля 1920 г., по которому были установлены торговые и экономические отношения на основе режима наибольшего благоприятствования. Далее, 12 июля РСФСР признала Литва, 11 августа – Латвия
    1. +1
      15 января 2025 19:07
      Дипотношения Советская Россия с Афганистаном установила в 1919-м. Спустя два года уже был подписан упомянутый в статье договор.
      1. -3
        16 января 2025 12:32
        Цитата: Игорь Ходаков
        Дипотношения Советская Россия с Афганистаном установила в 1919-м.

        Я привел официальную точку зрения МИД РФ.

        Если копнуть глубже, то дипотношения уже в 1918 г были с УНР, также декретами 1918 гг признаны независимости сов. латвии, Эстонии и Литвы
  5. +1
    15 января 2025 11:58
    до Великих географических открытий Афганистан играл важную роль в качестве территории, через которую проходила транзитная торговля между Востоком и Западом — «Великий шелковый путь», а также Севером и Югом — Срединной Азией и Индией.

    Собственно, одной этой причины было достаточно для отката страны в дебри мракобесия. Исчезновение транзитной торговли с ее доходами и, что не менее важно, ОБЪЕКТИВНОЙ необходимости расширения кругозора, одновременно с катастрофическим падением доходов всех слоев населения, самый лучший питательный бульон для религиозного фундаментализма.
    1. 0
      15 января 2025 12:11
      Прекратились "откаты" от купцов, что хотели живыми добраться до дома, а самим и торговать было нечем?
      Так выходит?
      Не производили нормальной продукции ни старались к объединению разрозненных родов и племён в единую силу.
    2. +1
      15 января 2025 19:00
      "ОБЪЕКТИВНОЙ необходимости расширения кругозора". Да, верно, согласен. Хотя, скажем, те же османы никогда в культурным плане не достигли уровня ромеев, хотя Мехмед II называл себя потомком Комнинов и сами султаны носили титул Кайзер-и Рум. Да и халифат даже в период своего расцвета вторичен в культурном плане относительно Pax Romana, хотя с торговлей в нем было все в порядке.
  6. +3
    15 января 2025 12:02
    Цитата: Толстый
    Ну да, магометане такие отсталые, что считают ростовщичество грехом


    Ага! По этому поводу есть замечательный анекдот:
    "Приходит значить чувак в исламский банк. Просит денег 100500 миллионов.
    Его выслушали и говорят: проходите дальше по коридору, там касса, получайте деньги. Я сейчас позвоню.
    Чувак: а договор, документы. Вы у меня даже паспорт не посмотрели!
    А зачем?
    Ну, вдруг я не верну деньги?
    Тогда вам стыдно будет.
    Мне, стыдно?! А перед кем?
    Перед Всевышним.
    И когда это мне перед ним будет стыдно?
    Когда предстанете.
    А когда это я перед ним предстану?
    Ну вот, как не отдадите, так сразу и предстанете"...

    На самом деле все не так просто. Ни торговля, ни промышленность не могут существовать без кредитования. Кредитование не может работать без получения прибыли. Просто в исламской традиции оформляется это по другому. Через долю в капитале например.
  7. +2
    15 января 2025 12:51
    Автор, спасибо за попытку раскрыть страницы истории. Но мне кажется, что часто про эту территорию много стереотипов. И даже противоречий. В каком году были снесены скульптуры Будды? Во время завоеваний арабов или все же недавно? Может тогда не в религии дело?
    Также и про неграмотность. Это как с демократией - вот в СССР ее якобы не было по истории Западной. Не было гласности и свободы. Так ведь пишут? Но это же неправда. Опасно и вредно, когда со стороны пишется история со своим мерилом и несоответствие потом отсталостью объявляют.
    Да, Средневековье было эпохой особого развития Востока. Да, со временем войны и разногласия ввергли в отставание в индустриализации. Не религия, не лень, а войны, междоусобицы, провокации. Та самая Англия, которая Китай, Индию, Афганистан и другие страны эксплуатировала и удерживала в развитии...
    Не все черно-бело. Эпохи сменяются и сейчас мы смотрим только из узкого окошка, которое сохранила история. Медресе были вместо школ и университетов. Их было много, были центральные и небольшие. Население не знало английского или русского, но свой язык знало и была письменность. Хранили знания и передавали их. Сохранили свою культуру, а не бегали с выпученными глазами и пеной у рта, как сейчас "бородатых" взрастил и рекламирует тот же Запад.
    Был в Термезе, это граница с Афганистаном. Для нас это как бы край земли с цивилизацией, а дальше "бармалеи". И с удивлением там узнал, что по Амударье издавна ходили торговые суда, ходили Ладьи и парусники. Были большие порты, ремонтные мастерские и тд. по обеим сторонам, т.е. и в Афганистане. Был там на экскурсии с гостьей коллегой из России. Мы посмотрели музеи, старинные инструменты, монеты, посуду и тд. И сидя на скамейке, заметили ребят в тюбетейках, в белых рубашках и галстуках. Шли со свертками и папками в руках. Что-то обсуждали. И нас осенило, что вот эти ребята религиозны, но они не про войну, они про культуру и человеческие ценности, про просвещение и развитие. Хорошо знают историю тех краев, свою и другие религии, названия исторических мест, архитектурные комплексы. И мы, знающие и хорошо владеющие современными западными технологиями, компьютерами и тп. в их темах являемся неучами. Это они могли нас научить, дать нам знания, а не мы им. Т.е. также как для медика в медицине кузнец выглядит неучем, также для кузнеца в кузнечном медик. Но каждый из них может знать очень много и быть развитым в своей профессии.
    Понятно, что в общем информационном поле преобладают понятия и факты крупных держав. Но оказавшись на месте, можно неоднократно удивиться другому видению и фактам.
  8. +2
    15 января 2025 14:36
    Аттатюрк сумел провести модернизацию потому, что Турция была хоть в небольшой степени ,но индустрилизована ,активно торговала и вела дипломатию уже не первое столетие. У нее накопилась экспа ,у нее были широкие элиты,сцепленные родством и этой самой экспой, а еще образованные. ОИ хоть и была "больным человеком европы" все же вынуждена была с ней конкурировать и ей противостоять , что налагало некоторые организационные требования к ее элитам ,фигурально выражаясь это их дрессировало ХОТЬ КАК ТО. В случае с Афганистаном европейской конкурентной "дрессуры" не было - не было и местного цивилизационного давления вроде Азиатского контура Китая-Япония-Корея-Вьетнам ,также вынуждавшего эти гос-ва к конкурентному взаимодействию и затачиваю элит (и организации внутренней структуры гос-ва) с учетом этого.
    Так что без всего этого на Афганистан действовали те же законы,какие действовали в Африке ,и из за которых стойких и организованных наций (не "народностей" а именно наций) там, за рядом небольших ПЕРЕФЕРИЙНЫХ исключений не сложилось.
    Это нельзя было просто преодолеть за 30-40 лет или "сломать об коленку". Когда население и элиты хотя бы на уровне "одного из большинств" понимает хотя бы общих чертах ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО ,через историческую память,через интересы своего кошелька и уровня жизни, да пофиг через что - тогда да, у модернизации есть шансы. Если же этого нет - модернизатор воспринимается как чудак а его вопли -как глас вопиющего в пустыне.
    Все эти разрозненные этно-общностно кланы тупо не смогли организоваться в "закваску" для старта этой модернизации - в выгоду связанную с необходимостью для сотрудничества и взаимодействия между собой.
    А между тем, разворачивая модернизацию , в таких обществах невероятно важно сочетать кнут и пряник с перекосом именно в сторону последнего.

    На мой взгляд современный Афганистан уже упустил свой исторический момент, свой "последний поезд" ,на котором укатила Япония, Китай, Корея,Турция,Иран и еще масса государств . В дальнейшем организоваться или модернизироваться ему уже,помимо прочих факторов, не дадут уже соседи и внешнеэкономические обстоятельства. Вероятнее всего спустя несколько циклов насилия и бардака соседи его просто попилят ,тут и сказочке конец.
    1. +3
      15 января 2025 15:12
      Цитата: Knell Wardenheart
      Аттатюрк сумел провести модернизацию потому, что Турция была хоть в небольшой степени ,но индустрилизована
      Здесь ещё на надо забывать, что Османская империя, в отличие от Афганистана, существовала бок о бок с Европой почти что 500 лет и даже владела небольшой ее частью. А в лучшие времена даже доходила и до Вены. Там было у кого учиться
      1. +2
        15 января 2025 16:19
        Именно ! Как там - "глядя в бездну бездна заглянет в тебя". Тот же Афганистан имел дело с ВБ в современной истории или с такими же не сильно модерновыми территориями . Опыт с ВБ был опытом сопротивления -но не методичного взаимодействия элит,дипломатов и дельцов, да и сама колониальная политика не подразумевает наращивания положительного опыта, разве что в вопросах выращивания или добычи нужного сырья . Те же турки качали экспу из европы в исламский мир и из исламского мира в европу , на этом развивалась их научная мысль и культура ,уходящая в массы - у Афганистана эти процессы проходили в микроскопических масштабах , местные исторические элиты мало что (практически ничего) впитали от европейской цивилизации, в отличии от тех же турок.
        Если так подумать то те же азиатские гос-ва ,совершавшие рывок в будущее - уже к приходу европейцев имели собственную,высокоэффективную и отлаженную бюрократию и государственную систему контроля и сборов ,позволившую им сочетать мотивирование ,принуждение,организацию,освещение и добычу средств на модернизации. Этот механизм ,как мне кажется, в значительной мере либо отсутствовал в А , либо был рудиментарен. Иными словами его государственные тентакли не были развиты ,их особо не формировали и ,ввиду этого, они не могли сыграть на руку модернизаторам .
        Почему так сложилось - хорроший вопрос. Тот же Китай в принципе также является многонац. и многодиалектной средой ,что не помешало ему ,в общем-то, обрести сильную организацию, еще вчера по историч. меркам будучи абсолютно сельской махиной ужасающей инертности.
      2. +2
        16 января 2025 12:12
        "Здесь ещё на надо забывать, что Османская империя, в отличие от Афганистана, существовала бок о бок с Европой почти что 500 лет" С турками интересно: когда Порту называют "Больным человеком Европы" я обычно отвечаю: остальные ведущие державы Средиземноморья раннего Нового времени - Генуя, Венеция, Испания вообще померли, Причем испанцы помирали два раза - в 1808 и в 1823-м. И реанимировала их не герилья, а воля Священного союза. А османы XVIII веке напоминают тонущий корабль, экипаж которого отчаянно боролся за выживание. И в общем успешно - в конце концов Ататюрк не вакууме возник. И сегодняшние амбиции Турции - прямое следствие начатых-таки процессов модернизации. А по поводу Афганистана: общее место представлений о нем – никто из внешних завоевателей его не мог покорить. Так-то оно так, хотя по каждой историй масса "но". И одно из них – Афганистан не мог в полной мере покорить никто из собственных же правителей.
        1. 0
          16 марта 2025 20:14
          Представляется что одна из проблем в том, что для местных элит интересы клана/народности всегда выше общегосударственных, что не дает стране стать подлинно единой