Униформа древней Месоамерики

8 002 89
Униформа древней Месоамерики
Кадр из кинофильма Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006). Дикие нравы, кошмарная религия, но очень пышные головные уборы и масса украшений из нефрита…и все это показано очень реалистично


«Теперь впереди меня носили мой боевой значок, сам я ходил в пышном облачении военного вождя. Но мне лично гораздо больше пришлась по душе кольчуга, снятая с убитого испанского всадника. В течение многих лет я всегда носил ее под стеганым хлопковым панцирем, и это не раз спасало мне жизнь, потому, что даже пули не пробивали такую двойную броню».
«Дочь Монтесумы» Р.Хаггард




История военного костюма. За окнами «никакая» погода, солнца нет, всё тускло, серо, грязно. Поэтому есть смысл поговорить о ярком и красочном, а заодно о культуре народов, от которых мало что осталось. И вспомнить о «законах войны», которые, как это ни удивительно, принципиально никогда не менялись. В частности, это касается той же униформы и знаков различия…

Сегодня у нас речь пойдет про военное снаряжение индейцев ацтеков и майя. На основе дошедших до нас памятников материальной культуры и рисунков в кодексах. Ну а начнем мы, конечно же, со щитов – самой броской части защитного снаряжения древних воинов, причем у обитателей Месоамерики щит также занимал самое почетное место.


Ритуальное жертвоприношение в виде поединка. Побежденный и плененный вождь вражеского племени получал оружие и сражался с воинами-ацтеками, будучи привязанным за ногу позади жертвенного каменного круга. Воины нападали на него по очереди, так что он не мог не умереть, так как просто физически не мог сражаться бесконечно долго. «Кодекс Товар» — историческая мезоамериканская рукопись конца XVI века, написанная иезуитом Хуаном де Тобаром и иллюстрированная ацтекскими художниками. В настоящее время хранится в библиотеке имени Джона Картера Брауна в Провиденсе, Род-Айленд, США

А еще щиты употреблялись в различных культовых и ритуальных обрядах, а еще в танцах. Ацтеки при объявлении войны вручали противнику щит. Более того, слово «война» у них можно было перевести как «стрела и щит». У майя с VII века щит вместе со «змеиным» жезлом являлся знаком правителя многих городов-государств.

Щиты, использовавшиеся воинами Месоамерики, были трех видов: круглые (или овальные), прямоугольные и гибкие. Щит у ацтеков назывался чималли и был плоским, а делали его из бамбука, тростника или дерева, затем подбивали слоем хлопковой стеганой ткани, а снаружи как только не украшали, используя и перья, и раковины, и металлические бляшки из золота, меди или серебра. Испанцы сообщали, что прочность щитов ацтеков была такова, что их было невозможно пробить из арбалета, а уж про стрелы индейцев нечего и говорить. Щиты имели диаметр 70-74 см (большие), а малые — 26-40 см.


Ацтекский воин-орел, XIV-XVI вв. Производитель Silver Dream Studio, Chronos-Miniatures

Епископ Диего де Ланда в своих записках «Сообщение о делах в Юкатане» писал, что щиты чималь майя делали из расщепленного тростника, а склеивали копытным клеем, который приготовляли из копыт оленей.

А вот что сообщал хронист Бартоломе де лас Касас о щитах индейцев чонталей: «…сделаны из лозы или тонких прутьев, и почти все эти щиты или большая их часть были покрыты тонкими пластинами золота и украшены султанами из разноцветных перьев».

Тростниковые щиты круглой формы использовали сапотеки, ольмеки, миштеки, тотонаки, тлашкаланцы и тараски.

Ацтеки имели до семи видов различных орнаментов, которыми украшали свои щиты. У миштеков поля щита часто делили на три части двумя дугами, но что это значило, неизвестно. Орнамент в виде восьми «сердечек» можно увидеть на артефактах и у тольтеков, также щиты украшали «ракушками», а миштеки использовали для украшения маленькие кусочки бирюзы, из которых составляли причудливые аппликации.


У древних греков было в обычае рисовать на щитах гоплонах устрашающие морды. Производитель: Silver Dream Studio, Chronos-Miniatures

Но и у древних мезоамериканцев встречались щиты с масками божеств, хотя они являлись привилегией правителей, а не простых воинов. Маски были рельефные и, по-видимому, вырезались из дерева. Такие щиты были круглые или квадратные, но со скруглёнными углами, на которых крепились пучки перьев. Интересно, что некоторые из них были так малы, что закрывали лишь запястье. Но символ есть символ. Раз есть такой щит — перед тобой правитель. Надевать одежду и украшения не своей касты у ацтеков и майя строго запрещалось. Наказанием чаще всего была смерть!

Украшались круглые щиты короткой или длинной бахромой из перьев по краям. А еще они имели подвеску («фартук») из перьев, доходившую нередко до земли. Всё точно так же, как и у тех же самых греческих гоплитов. Длинные подвески носили воины-орлы, изображенные на памятниках Чичен-Ицы. У ацтеков, миштеков, сапотеков, ольмеков они были короткими.


Ацтекский воин-ягуар, XIV-XVI вв. Производитель: Silver Dream Studio, Chronos-Miniatures

Щиты могли также украшаться длинными пучками перьев, закреплявшихся в центре щита. Так, на керамическом сосуде из Сальвадора воин в майяском стиле изображен со щитом с длинными шнурами и с кистями на концах, свисающими из его середины. Для удержания щита использовались деревянные рукоятки и кожаные ремни. На фресках в Чичен-Ице (храм Воинов) изображенные там персонажи носят щиты на шее. А вот в Антропологическом музее Гвадалахары есть фигурка воина со щитом на спине. Закидывали щит за спину, стреляя из лука, поскольку большие щиты и торчавшие из них перья мешали бы действовать левой рукой.


Воин-ягуар с трехчастно раскрашенным щитом. «Кодекс Мальябекки - один из ацтекских кодексов, созданный в Мексике в XVI веке, в начальный период конкисты. Назван в честь Антонио Мальябеки (Мальябекки), итальянского собирателя рукописей XVII века. Сейчас находится в Национальной центральной библиотеке во Флоренции

Прямоугольные щиты на территории Месоамерики встречаются довольно редко, но, тем не менее, они известны. Квадратный щит можно увидеть на статуэтках майя, Теотихуакана и во многих других местах. Например, на стеле №31 из Тикаля такой щит имеет на своей лицевой поверхности маску бога воды Тлалока.


Воины ацтекам и майя требовались прежде всего для того, чтобы они брали в плен вражеских воинов, а жрецы приносили бы их в жертву богам и тем самым поддерживали в них жизнь, а вместе с ними и жизнь окружающего их мира. Приговоренных к жертвенному камню красили в синий либо красный цвет. Кадр из кинофильма «Апокалипсис»

Джон Эрик Томсон в анализе фресок Бонампака, на которых встречаются изображения гибких щитов, описывает их так:

«Гибкие щиты обычны. Их держали, прикрываясь сверху; рука, очевидно, просовывалась в петлю; декорировались кисточками и отделкой из желтых перьев по краям. Они имеют 60-70 см в длину и около 30-50 см в ширину».

Бартоломе де лас Касас, в описании битвы испанцев с индейцами у города Чампотон на юго-западе Юкатана, пишет:

«И вот, разъярившись, индейцы с луками, стрелами и щитами, которые были у них в форме полумесяцев и украшены золотом, бросаются изгонять чужеземцев».

А вот тотонаки делали свои щиты из черепаховых панцирей...

Шлемы воинов Месоамерики очень похожи на ритуальные и танцевальные головные уборы, но в них и танцевали, и воевали. Материалы для их изготовления использовались самые различные: шкуры животных, дерево, кость, зубы животных и перья птиц. Украшениями шлемов могли служить разноцветные камни, золотые бляшки, яркие перья, из которых вязали пучки или собирали их в длинные хвосты. Перья использовались самые разные: гусей, уток, попугаев, цапли, но особенно ценились перья птицы кетсаля. Плюмаж, сделанный из перьев кетсаля (на языке ацтеков – «котсаиатсактли»), выглядел как большой гребень, причем пышные уборы из перьев кетсаля были привилегией правителей.


Каменная голова воина-орла. Национальный музей антропологии, Мехико

Относительно юкатанских майя XVI века Диего де Ланда о шлемах майя сообщает: «Некоторые… имели как бы шлемы из дерева, но их было немного». При этом им подразумевается, что такие шлемы носили главным образом командиры. А вот простые воины довольствовались налобными повязками, которые были красно-белыми у тлашкаланцев и белыми у ольмеков и по обыкновению дополнялись перьями.


Шлем и одежда воина-ягуара. «Кодекс Мендоса» — труд анонимного автора, написанный в 1547 году в Мехико, — один из лучших по сохранности среди всех прочих ацтекских рукописных кодексов. Находится в собрании Бодлианской библиотеки Оксфордского университета.

Кроме шлемов-масок, были просто шлемы, шапки из стеганого хлопка. Шлемы делались из бамбука или иной древесины, возможно, из стеганого хлопка. На такой шлем совсем нетрудно было прикрепить, например, череп птицы клювом вниз, а то и её выделанное чучело. Головные уборы в виде конуса носили воины ацтеков, хуастеков и майя, а вот шлемы в форме полукруглой каски были в ходу у ольмеков.


Еще один ритуальный поединок. Справа воин-ягуар с очень небольшим щитом. «Кодекс Тудела». Назван так в честь Хосе Тудела де ла Ордена, который сделал его достоянием ученых. Сейчас хранится в Музее Америки в Мадриде.

Берналь Диас дель Кастильо, участник экспедиции Кортеса, вспоминал, что один из ацтеков, указывая на железный шлем с позолотой на одном из испанцев, сказал, что он очень похож на головной убор бога Уицилопочтли. И да, действительно, у ацтеков были шлемы, похожие на каски, с большими назатыльниками, гребнями, султанами и даже рогами! Причем как с одним рогом на лбу, так и с двумя в виде полумесяца. Эти шлемы были очень похожи на такие же рогатые шлемы воинов Троянской войны. Только у последних рога дополнялись хвостами-султанами из конского волоса. А у индейцев его не было. Зато они украшали свои рогатые шлемы перьями кетсаля и цапли.


Воин тлашкаланец. Производитель Silver Dream Studio, La Forteza

Типичными шлемами воинов-профессионалов у ацтеков были зооморфные (т. е. в виде голов животных) шлемы в виде голов орлов или других птиц, а также ягуаров. Устроены они были так, что воин смотрел через широко раскрытый клюв птицы либо пасть животного. Такие шлемы носили тотонаки, миштеки, сапотеки, ацтеки. Шлемы в форме головы змеи, койота и тех же ягуаров. Причем последние были особенно в чести у ольмеков и майя. Даже олень и аллигатор и те нередко «отдавали свои головы» опытным индейским таксидермистам, превращавшим их в вычурные и жуткие шлемы-маски.


Воин майя. В эпоху классических майя морды животный укреплялись на шлемы над головой воина. Производитель Silver Dream Studio, Alexandros Models

Встречались и шлемы в виде черепа и портретных масок того или иного божества. Иногда на головные уборы воинов майя прикреплялись мумифицированные и уменьшенные головы поверженных врагов, что производило на их противников жуткое впечатление.

Продолжение следует…
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 января 2025 05:56
    Против мужиков в железе и с огнестрелом в таких нарядах не повоюешь. Интересная статья. Спасибо.
    1. +1
      25 января 2025 12:09
      Цитата: Vulpes
      Против мужиков в железе и с огнестрелом в таких нарядах не повоюешь. Интересная статья. Спасибо.

      В отряде кортеса мушкетеров было несколько десятков,а были еще лучники и арбалетчики.
      Да и доспехи металлические были у немногих.
      1. +8
        25 января 2025 12:37
        Численность армии Эрнана Кортеса в начале 1519 года составляла: 508 пехотинцев, 16 конных рыцарей, 13 аркебузиров, 32 арбалетчика, 100 матросов и 200 рабов (кубинских индейцев и негров). Снаряжение включало 16 лошадей, 10 пушек и 4 фальконета.
        28 апреля 1521 года Кортес провёл генеральный смотр армии, которая насчитывала чуть более 700 испанских солдат при 85 лошадях, 110 арбалетах и аркебузах, 3 тяжёлых пушках и 15 лёгких полевых орудиях.
        При этом считают, что значительную часть первоначального "личного состава" Кортес потерял в боях. А казалось бы великолепная сталь испанского оружия давала солдатам конкистадорам неоспоримое преимущество.
        Так нет для покорения ацтеков понадобилось 3 года.
        1. -2
          25 января 2025 15:36
          Ну так и действовали ничтожными силами.
          Еще раз испанцы привлекли к себе индейцев экономическими методами-какой будет отказываться от молока,говядины и стального инструмента и инвентаря?
          1. +5
            25 января 2025 16:42
            Молоко, говядина, сталь? Вы это о чем? Ацтеки резали колонистов, ничуть не хуже конкистадоров.... Так, что ближайшие мглочные реки на острове Куба, а приличное железо только из метрополии. Союзников Кортес набрал из местных врагов ацтеков, по оценке не менее 15 тыс воинов. Не испанцы же Теночтитлан с землей ровняли и "мирняк" убивали десятками тысяч...
    2. 0
      26 января 2025 14:28
      Против пороха и пуль, стрелы бесполезны. Что и показало завоевание Сибири.
      1. 0
        26 января 2025 15:22
        Погуглите "Василий Шестаков чукотские войны". Угу, помогли ему латы, сам распахнул, чтобы чукчи быстрее добили без боли.
  2. +8
    25 января 2025 06:09
    В культурах ацтеков и майя военное дело и религиозные практики были тесно связаны. Войны в этих обществах часто велись не только ради территориальных завоеваний, но и для захвата вражеских воинов, которые затем приносились в жертву. Это считалось важным ритуалом, необходимым для поддержания космического порядка и благополучия.

    Ацтеки, например, верили, что их боги нуждаются в человеческой крови для поддержания жизни и силы. Жертвоприношения выполнялись жрецами, которые проводили сложные ритуалы, чтобы умилостивить богов и обеспечить плодородие, урожай и защиту от врагов. Войны, таким образом, имели не только военное, но и религиозное значение, и их результаты влияли на всю общину.

    Майя также практиковали жертвоприношения, хотя их военная культура и религиозные обряды могли отличаться от ацтекских. В целом, для обеих цивилизаций война и религия были неразрывно связаны, и военные успехи считались важными для поддержания жизненной силы общества.

    Связь между войной и религией в культурах ацтеков и майя:

    Социальная структура: В обеих цивилизациях воины занимали высокое положение в обществе. Успешные воины могли стать вождями или жрецами, что подчеркивало важность военной доблести и ее связи с религиозной властью.

    Ритуальные войны: В некоторых случаях войны проводились не только для захвата пленников, но и как ритуальные действия. Такие войны могли иметь символическое значение, демонстрируя силу и мощь общества.

    Космология и мифология: В обеих культурах существовали мифы, объясняющие необходимость жертвоприношений. Например, ацтеки верили, что их солнце нуждается в человеческой крови, чтобы продолжать свой путь по небосводу, что подчеркивало важность жертвоприношений как способа поддержания космического порядка.

    Календарные ритуалы: Важные ритуалы и жертвоприношения часто приурочивались к определенным календарным событиям, что подчеркивало связь между временем, религией и военными действиями.

    Культурное наследие: Влияние этих практик можно проследить в современном наследии, где элементы ацтекской и майянской культуры все еще сохраняются в некоторых традициях и ритуалах.

    Экономические аспекты: Война также могла иметь экономическое значение, так как захват территорий или ресурсов мог обеспечить процветание общества. Жертвоприношения, в свою очередь, могли служить способом укрепления социальной сплоченности и идентичности.
  3. +7
    25 января 2025 06:10
    Жертвоприношения в культурах ацтеков и майя были сложными ритуалами, которые выполнялись с высокой степенью церемониальности и символизма.

    Ацтеки
    Выбор жертвы: Жертвами могли быть как пленники войны, так и добровольцы, которые считали, что их жертва принесет пользу обществу. Пленники часто отбирались на основе их статуса, военной доблести или символической значимости.

    Ритуальные обряды: Перед жертвоприношением проводились различные обряды, включая очищение жертвы, украшение ее специальными атрибутами и жертвоприношение других животных, чтобы умилостивить богов.

    Жертвоприношение: Обычно жертвоприношение проводилось на вершине пирамиды или в храме. Жрецы использовали специальные инструменты, такие как ножи из обсидиана, для вскрытия грудной клетки жертвы и извлечения сердца. Этот акт считался наиболее священным и важным, так как сердце жертвы символизировало жизненную силу.

    Церемония: Во время ритуала жрецы произносили молитвы и заклинания, обращаясь к богам. Жертвоприношение могло сопровождаться музыкой, танцами и другими ритуальными действиями. После жертвоприношения тело обычно обрабатывалось и использовалось в других ритуалах, таких как праздники.

    Значение: Жертвоприношения были не только способом умилостивить богов, но и способом поддержания космического порядка и социального единства. Успешные ритуалы считались признаком благосклонности богов к обществу.

    Майя
    Выбор жертвы: Как и у ацтеков, жертвами могли быть пленники, но также иногда использовались животные, такие как собаки, птицы или ягуары. В некоторых случаях жертвы выбирались из числа высокопрофильных членов общества.

    Ритуальные обряды: Перед жертвоприношением проводились очищающие ритуалы, которые могли включать в себя бани, использование благовоний и молитвы.

    Жертвоприношение: Жертвоприношение могло происходить в различных местах, включая храмы и святилища. Жрецы проводили жертвоприношения, которые могли включать в себя как вскрытие грудной клетки, так и другие формы жертвоприношений. В некоторых случаях жертва могла быть привязана к специальной платформе или столу.

    Церемония: Ритуалы сопровождались музыкой, танцами и песнопениями. Жрецы обращались к богам с просьбами о плодородии, урожае и защите.

    Значение: Жертвоприношения были важной частью религиозной практики майя и служили для поддержания связи между людьми и богами, а также для обеспечения баланса в природе и обществе.

    В обеих культурах жертвоприношения были неотъемлемой частью религиозной жизни и служили важным средством поддержания космического порядка и социальной структуры. Они отражали глубокую связь между войной, религией и обществом.
  4. +7
    25 января 2025 06:16
    Вскрытие грудной клетки у жертвоприношений в ацтекской и майянской культурах происходило с использованием специальных инструментов, таких как обсидиановые ножи, которые были острыми и прочными. Процесс вскрытия грудной клетки был символическим и имел важное религиозное значение.

    Процесс вскрытия грудной клетки:
    Подготовка жертвы: Жертва обычно очищалась и украшалась перед ритуалом. Это могло включать в себя обряды, такие как бани, использование благовоний и надевание специальных одежд.

    Позиционирование жертвы: Жертва, как правило, укладывалась на специальный камень или платформу, которая могла быть расположена в святилище или на вершине пирамиды.

    Вскрытие грудной клетки:

    Метод: Жрец использовал обсидиановый нож, чтобы сделать разрез в области грудной клетки. Обычно разрез начинали в верхней части грудной клетки, возможно, в области ключиц, и затем проводили ножом вниз к животу.
    Извлечение сердца: После вскрытия грудной клетки жрец извлекал сердце жертвы. Это считалось священным актом, так как сердце символизировало жизненную силу и было важным элементом жертвоприношения.
    Церемония: Во время вскрытия жрецы произносили молитвы и заклинания, обращаясь к богам. Это было важным моментом, который подчеркивал связь между жертвой, жрецом и божественным.

    После ритуала: Сердце часто подносили к огню или помещали на алтарь в знак благодарности богам.

    Этот процесс был не только физическим актом, но и глубоким ритуалом, который отражал религиозные верования и культурные практики ацтеков и майя. Вскрытие грудной клетки и извлечение сердца были символами жертвоприношения, которое считалось необходимым для поддержания космического порядка и благосклонности богов.

    Ученые обсуждают возможность разрезания ребер обсидиановыми ножами, используемыми в жертвоприношениях в ацтекских и майянских культурах. Обсидиан — это вулканическое стекло, обладающее высокой остротой и прочностью, что делает его подходящим для хирургических процедур. Однако ребра человека гораздо более плотные и прочные, чем мягкие ткани.

    Возможные аспекты разрезания ребер обсидиановым ножом:
    Техника разрезания: Если жрец использовал правильную технику и силу, то, возможно, он мог разрезать ребра, хотя это могло быть довольно сложно. Возможно, жрецы использовали специальные приемы или дополнительные инструменты для облегчения процесса.

    Подготовка жертвы: В некоторых случаях жертва могла быть предварительно подготовлена, чтобы облегчить процесс вскрытия. Например, жертва могла быть подвержена определенным ритуалам, которые могли уменьшить ее физическую сопротивляемость.

    Альтернативные методы: Некоторые исследователи предполагают, что жрецы могли использовать другие методы, такие как использование силы для ломки ребер, а не их разрезания. Это могло бы сделать процесс менее сложным.

    Археологические находки: Археологические находки показывают, что в некоторых случаях ребра действительно были повреждены во время жертвоприношений, что указывает на то, что вскрытие грудной клетки могло происходить с применением силы.

    Хотя существует мнение, что обсидиановый нож может быть недостаточно эффективным для разрезания ребер, исторические и археологические данные показывают, что жрецы могли применять различные техники для успешного проведения ритуала. Вопрос остается открытым для дальнейших исследований и обсуждений среди ученых.
    1. +2
      25 января 2025 09:03
      Цитата: balabol
      обсидиановый нож

      Были и кремневые, ими можно было и кости разбирать!
      1. +6
        25 января 2025 13:00
        Ножом - нельзя ни тем, ни другим. Это я говорю как человек, который разбирал мелкого зверя и крупную птицу и тем, и другим. Острота у пластин - сопоставима на таких операциях; обсидиан более хрупкий, но с меньшим усилием режет мягкую плоть. Но и теряет остроту в разы быстрее.

        Собстенно, в современной микрохирургии - в глазной - в операциях в ряде случаев используют именно его.

        Но вот кремневым ножиком вы даже гусю лапку по суставу не отрежете.

        Для обезглавливания жертвы те же ацтеки использовали ростовые макауитли с - внезапно! - обсидиановыми вкладышами, но это потому, что до выходов обсидиана им было ближе. А вот рассечение ребер на том же барашке - одинаково что кремневым ножом, что обсидиановым, при условии что это разделочный каменный нож. Он по факту - крупная пластина изогнутой формы, у которой дорсальная часть притуплена встречной ретушью, чтобы пальцы не располосовать.

        Касательно же ицтли, то они были церемониальные, и были "рабочие". Церемониального хватит ровно на разрез вдоль рёбер, на большее такой клинок не способен. А вот в рабочих, судя по характеру надрезов на рёбрах тех, кому с ним довелось пообщаться в последние секунды жизни, просто вставлен свежий трапецевидный вкладыш; он на 1-5 подобных процедур, но в них он будет куда острее лучших современных металлических скальпелей.

        Церемониальные ицтле не просто так делали из халцедона либо кварца, они тупо долговечнее, и намного дольше держат остроту лезвия, но оно и куда тупее, чем любой топкий обсидиановый отщеп.
    2. +6
      25 января 2025 10:14
      Приветствую! hi Статье --- респект! good Скорее всего, Ацтекские жрецы, во время кардиоэктомии, не перепиливали рёбра жертвы и не ломали их, т.к. это процесс долгий, по несколько часов, и священный нож из священной горной породы, мог сломаться, а ведь он считался воплощением самого Тецкатлипоки Яотля, которому в Индуизме соответствовует Бог Шива, а это недопустимо! Поэтому им скорее всего разрезали грудную клетку между грудиной и диафрагмой, а потом уже через это отверстие вырывали сердце! Как-то так.
      1. +3
        25 января 2025 13:05
        Насколько помню, там участвую 4 человека; первый лежит, второй с помощью ицтле делает надрез, третий и четвертый на подхвате у второго - в несколько взмахов короткими ножиками дорезают межреберные и раздвигают ребра, после чего второй вырывает сердце первому.

        Иногда еще наготове пятый, с большим макауитлем, голову первому номеру срубить с одного удара.
        1. +4
          25 января 2025 13:45
          Иногда еще наготове пятый, с большим макауитлем, голову первому номеру срубить с одного удара
          Прям сэппуку какое-то!
          1. +7
            25 января 2025 13:48
            Если пленник был почетным трофеем - взявший его в плен ацтек его еще и год как члена семьи держал, и откармливал на убой. А после убоя бегел в его свежесодранной коже поверх тела, пока его мяско готовилось на праздничный семейный ужин.

            И вот это я понимаю; с воображением, чувством, толком, расстановкой, задоринкой, и огоньком.

            Японцы в этом плане перед ацтеками - котята дворовой мурки супротив тигра-людоеда.
            1. +3
              25 января 2025 15:43
              Цитата: AllBiBek
              ....... бегел в его свежесодранной коже поверх тела.......

              Примерно так Ацтеки поклонялись Богу Шипе-Тотеку, в переводе--- "Наш предводитель в содранной коже"!!! Смысл этого таков. Как Кукуруза (священное растение, как у нас пшеница и рожь, и из неё кстати сотворены Люди), созревая, вылезает из своих листьев, которые её покрывают, а они увядшие и усохшие, спадают с неё, так же и из-под сморщившейся, мёртвой кожи жертвы вылезает в конце 20дневного цикла здоровое сильное тело воина или жреца. Гомеопатическая магия, по Фрезеру.
  5. +3
    25 января 2025 08:05
    Спасибо Вячеслав Олегович, насколько я понимаю статья- одна из первых глав новой книги об униформе и оружии.
    Сегодня у нас речь пойдет про военное снаряжение индейцев ацтеков и майя.

    Навеяло!
    Форма номер раз - часы, трусы, противогаз!!!
    Всем хорошего настроения!
    1. +3
      25 января 2025 09:02
      Цитата: Коте пане Коханка
      насколько я понимаю статья- одна из первых глав новой книги об униформе и оружии.

      Именно так! Надо "обкатать" некоторые моменты. Вообще планируется целая серия книг на эту тему с оригинальным оформлением по типу "Трудолюбивого Средневековья".
      1. +1
        25 января 2025 20:59
        название статьи "Униформа древней Месоамерики"

        Автор: Надо "обкатать" некоторые моменты.

        Небольшое замечание, Калибр, - правильно не Месоамерика, а Мезоамерика. А в остальном нормально
        1. +3
          25 января 2025 21:17
          Цитата: Ричард
          Мезоамерика
          И как не заметил...
    2. +2
      25 января 2025 10:24
      Присоединяюсь к благодарности за статью!
      Доброе серенькое утро, Вячеслав Олегович! У нас тут, в Подмосковье, оно тоже такое -- как и у Вас. Впрочем и дни давно такие, Парад Планет -- мимо!
      Доброе утро, друзья! )))
      Надевать одежду и украшения не своей касты у ацтеков и майя строго запрещалось. Наказанием чаще всего была смерть!

      Вот так подавлялось художественное творчество народа wassat )))
      Не в свою страту не суйся.
    3. +2
      25 января 2025 13:16
      У Черкашина: уСЫ, чаСЫ, труСы.
  6. +3
    25 января 2025 09:03
    а воин-ягуар

    Где же они столько ягуаров взяли?
    Всех на шкуры извели....
    1. +4
      25 января 2025 10:02
      Цитата: Петровичч
      Всех на шкуры извели....

      Так ведь и воинов-ягуаров было немного. Это как рыцари в Европе. Больше было крестьян в безрукавках, мечтавших изменить свое социальное положение.
      1. +3
        25 января 2025 10:33
        Цитата: kalibr
        Это как рыцари в Европе.

        ягуаров не наклепаешь, как доспехи рыцарей...
        1. +4
          25 января 2025 13:06
          Зачем? В отличие от доспехов, ягуары прекрасно и с удовольствием клепаются сами, достаточно всего двух, главное, чтобы разного пола и в нужный момент нашлись.
        2. +2
          25 января 2025 13:54
          Нормально было с ягуарами!
          Сейчас численность популяции оценивается в 64000 особей. В доколумбовой Америке их было в разы больше, а с учетом того, что на момент появления Кортеса уоличество ацтеков не превышало 200000 человек, ягуаровых шкур хватило бы на всех, от грудничков до аксакалов.
          1. +4
            25 января 2025 14:21
            По разным оценкам, на пике могущества империи ацтеков в столице Теночтитлане проживало до 500 000 человек.
            В середине XV века население империи ацтеков превысило 15 млн человек.

            Антон, этот ответ нейросети с указанием истчников данных. На самом деле толком-то никто ничего не знает.
            1. +4
              25 января 2025 15:10
              Привет, Борисыч!
              Но ягуаров все одно было дохрена! laughing
          2. -2
            27 января 2025 11:30
            Цитата: 3x3zsave
            ягуаровых шкур хватило бы на всех, от грудничков до аксакалов.

            было бы так-не носили бы их только знатные воины. Остальным- недоступны.
      2. +5
        25 января 2025 12:20
        Цитата: kalibr
        Цитата: Петровичч
        Всех на шкуры извели....

        Так ведь и воинов-ягуаров было немного. Это как рыцари в Европе. Больше было крестьян в безрукавках, мечтавших изменить свое социальное положение.

        В принципе, кельты выходя против легионов Рима в ниглеже, этакие «зеленые»!!!
        1. +6
          25 января 2025 13:07
          Синие они были в такие моменты. И в прямом, и в переносном смысле.
      3. +2
        25 января 2025 15:50
        Цитата: kalibr
        ......воинов-ягуаров было немного. Это как рыцари в Европе......

        Приветствую! hi
        Рыцарей во всей Европе было множество. Но рыцарей Круглого Стола в Англии--- по одним данным 24, по другим 48. Примерно столько же было и Орлов с Ягуарами всех вместе! Не знаю, участвовали ли они в управлении страной, но были самыми элитными войсками!
  7. +4
    25 января 2025 10:31
    Помнится, годах в 2015, 2016, и др. было много статей про Индейцев, и обсуждение!
    И были схватки боевые,
    Да говорят, ещё какие!......

    Очень мне нравится Индейская тема! Уже >20 лет как о древних Индейцах, так и о современных! Читаю практически без перерыва! good Когда смотрю на предложения интернет-магазинов, то каждый раз убеждаюсь, что лучшие книги по Индейской тематике--- у нас дома!
    Если у Китайцев--- гармония Инь---Ян, то у Ацтеков и Майя --- полное их слияние! Пример тому --- Пернатый Змей (дуализм Птицы и Змеи), ну или Майянские иероглифы в форме гиперэллипсов (дуализм Круга и Квадрата)! Хотя у Ацтеков иероглифы другие...
  8. +5
    25 января 2025 10:45
    Украшениями шлемов могли служить разноцветные камни, золотые бляшки, яркие перья, из которых вязали пучки или собирали их в длинные хвосты. Перья использовались самые разные: гусей, уток, попугаев, цапли, но особенно ценились перья птицы кетсаля. Плюмаж, сделанный из перьев кетсаля (на языке ацтеков – «котсаиатсактли»), выглядел как большой гребень, причем пышные уборы из перьев кетсаля были привилегией правителей.
  9. 0
    25 января 2025 10:46
    Не удивительно что эти клоуны в перьях с треском профукали свою страну.Не бывает сильной армии без единообразного вооружения,структуры и формы.
    Похоже что эти индейские войны хорошо справлялись только с забитыми собственными крестьянами,как и рыцари в европе.Такие же расфуфыренные дегенераты.И тем и другим-стоило столкнуться с хорошо организованным войском и им навалили по самые помидоры.
    1. +6
      25 января 2025 12:01
      Цитата: Dozorny_ severa
      Не удивительно что эти клоуны в перьях с треском профукали свою страну.Не бывает сильной армии без единообразного вооружения,структуры и формы.
      Похоже что эти индейские войны хорошо справлялись только с забитыми собственными крестьянами,как и рыцари в европе.Такие же расфуфыренные дегенераты.И тем и другим-стоило столкнуться с хорошо организованным войском и им навалили по самые помидоры.
      У ацтеков не было времени на перевооружению и изменению тактики и стратегии - эпидемия кори и кишечной инфекции начавшиеся в 1521г, 1545-48г, 1576-80г снизили численность населения - в 1520г 22000000 до 2000000 к началу 17 века (1600...)
      Можно вспомнить, что сама Мексика воевала за свою независимость с Испанией с 16 сентября 1810г по 27 сентября 1821г.
      1. +3
        25 января 2025 12:14
        22000000
        Это предположительная численность населения всей Мезоамерики или только империи ацтеков?
        1. +3
          25 января 2025 12:26
          Цитата: 3x3zsave
          22000000
          Это предположительная численность населения всей Мезоамерики или только империи ацтеков?

          Предположительная численность всех жителей Мезоамерики - помирали все индейские народы примерно в одной пропорции - и испанцы завоевывали не только Ацтеков, но все окружающие народы покорённые ацтеками.
          Вооружение, обмундирование и структура армии Ацтеков - отражение культуры, быта и материальных возможностей Мезоамерики - ацтеки не знали железа и жили по сути в каменно-бронзовом веке.
          1. +3
            25 января 2025 13:10
            Предположительная численность всех жителей Мезоамерики
            Вот и я подумал, что для ацтеков как-то многовато.
          2. +4
            25 января 2025 13:14
            Простите, а нафига им железо, когда у них в избытке обсидиана и кремня, которые, в отличие от Старого света, сотни тысяч лет никто на грубые рубила не пускал?

            Развитие технологий запускает только дефицит сырья, пока сырья хватает - технологии доводятся до совершенства.

            И - не жили они в бронзе, даже близко: у них там был неолит в чистом виде. То, что самородные металлы пускали на украшательства и декор - это не признак бронзового века, впервые ту же тумбагу они использовали для изготовления оружия когда Кортес им заказал наконечники для арбалетных болтов, поскольку железные кончались. Дал образец, и они ему отлили сколько тот попросил из того, что было.
          3. +1
            25 января 2025 15:56
            Цитата: котик-русич
            ........испанцы завоевывали не только Ацтеков, но все окружающие народы покорённые ацтеками.......

            После того, как эти покорённые Ацтеками народы, в первую очередь Тотонаки и Тлашкаланцы, помогли им сокрушить Ацтеков! Вот скоты.
    2. +5
      25 января 2025 12:25
      Не удивительно что эти клоуны в перьях с треском профукали свою страну.Не бывает сильной армии без единообразного вооружения,структуры и формы.

      Они проиграли таким же клоунам в перьях, которые составляли 90 процентов от армий авантюристов. Просто учитывая ритуалы, «обиженные соотечественники» были более мотивироваными.
      1. -3
        25 января 2025 15:50
        Ну и бред.
        Испания воевала к 1500 году уже 800 лет-разгромив,арабов,берберов,турок,многих других.
        99% авантюристов в колониях имели огромный военный опыт.а это значит понимание тактики,дисциплины и владение оружием.
        А клоунов перьях они не рах громили в 1311 при Кифисосе и позднее при Гарильяно.
        1. +6
          25 января 2025 18:20
          Цитата: Dozorny_ severa
          Ну и бред.

          Владимир, Вы прочитали пост, который попытались коментироать?
          В нем ни слова упрека доблестным конкистадорам, речь о местных, индейских "врагах ацтеков" fellow
    3. +6
      25 января 2025 13:09
      У ацтеков было и то, и другое, и третье. Просто война была сакрализована на уровне индийских кшатриев, которые продули все полимеры бриташкам именно по этой причине.

      На те же грабли наступили самураи эпохи Токугава.
    4. +5
      25 января 2025 15:35
      Цитата: Dozorny_ severa
      без единообразного вооружения,структуры и формы.

      Как раз это ВСЕ БЫЛО. Цели войны были разные. У европейцев убить врага, а у ацтеков и майя взять в плен. Для конкистадоров это была самая выгодная тактика.
  10. +4
    25 января 2025 10:52
    Ацтеки как известно, покорили окрестные племена, кроме некоторых Майянских полисов (наверно тех которые в джунглях). Но ведь есть же, до сих пор, к северо-западу от б. Теночтитлана, штат Мичоакан! А в нём--- племя Тарасков, вскользь упомянутое Автором! Ацтеки их так и не завоевали, наверно потому что их Боги были сильнее wink laughing . Иногда Тараски даже сами брали в плен и приносили в жертву воинов-Ацтеков! Таким образом Тараски сохранили язык и культуру. Если Египтяне и Майя строили квадратные Пирамиды, кто-то ещё--- пятиугольные, то Тараски строили ступенчатые Конусы!!!
    Похожие отношения, как у Тарасков с Ацтеками, до сих пор существуют у других 2 цивилизаций--- Гринд с Косатками! Не случайно одна из охранных фирм в СПб использует Гринду в качестве своего логотипа
    1. +3
      25 января 2025 17:09
      то Тараски строили ступенчатые Конусы!!!
      Дмитрий, фото этого чуда можно?
      1. +1
        25 января 2025 20:49
        Сергей Иванович! hi Буду вспоминать- искать все эти иллюстрации! В связи с нашей прошлой беседой, в другой статье Вячеслава Олеговича, хочется помечтать, как было бы здорово если бы у СССР были бы более дружественные отношения со странами Латинской Америки! Ну и что, что у них было своё понимание МЛ! Но ведь МЛ, уважение и любовь к СССР тоже были!
        1. +1
          26 января 2025 12:23
          Ну и что, что у них было своё понимание МЛ! Но ведь МЛ, уважение и любовь к СССР тоже были!
          Дмитрий, трагедия в том, что это понимание учения М-Л-С у нас пропало, чего уж тут на внешний мир пенять.
          1. +1
            26 января 2025 12:31
            Я на внешний мир не пеняю, Сергей Иванович, я всё об СССР .... Вероятно, сами уже готовились к сдаче позиций и не хотели вписываться. А эти фразы ---- так , отмазки, повод
            Цитата: Авиатор_
            .....трагедия в том, что это понимание учения М-Л-С у нас пропало, .....
  11. -4
    25 января 2025 12:07
    Цитата: котик-русич
    снизили численность населения - в 1520г 22000000 до 2000000 к

    Прекратите уже фантазировать.Ну какие 22 млн.жителей в мексике при том развитии производительных сил.
    Индейцы поддержали испанцев а не своих правителей потому что испанцы принесли достижения научно-технического прогресса-металлические орудия,сельскохозяйственных животных,новые сх культуры,навыки строительства,текстильного производства и рынки сбыта в Европе.(табак,индиго,какао,кофе,сахар,канишель,серебро).
    Все это привело к резкому росту производительности труда и демографическому росту.
    1. +6
      25 января 2025 12:28
      Все это привело к резкому росту производительности труда и демографическому росту.

      Угу, с чего тогда испанские и португальские плантаторы рыдали, что местные индейцы в рабстве мрут как мухи и не хотят работать и размножаться!!!
      1. +7
        25 января 2025 13:20
        Коте, если бы вас посредством бития палкой заставляли работать и размножаться что перед, что в процессе, что после - вы бы тоже делали бы это в лучшем случае без удовольствия.
      2. +6
        25 января 2025 14:28
        индейцы в рабстве
        Ты ошибаешься, дружище!
        В американских владениях испанской короны (про Португалию не поручусь) индейцы если и были рабами, то очень непродолжительное время. В первой половине XVI века Ватикан признал за аборигенами человеческую сущность, запретил обрашать их в рабство, обязав крестить.
        Зато разрешил завозить рабов из Африки. Такой вот паллиативчик!
        1. +1
          25 января 2025 20:27
          В американских владениях испанской короны (про Португалию не поручусь) индейцы если и были рабами, то очень непродолжительное время.

          Вечер добрый Антон!
          Увы многим жителям островов Карибского бассейна- этого хватило с лихом…
          1. +2
            25 января 2025 20:47
            Ну, тут знаешь, кому как повезло. Арауканам вообще было "фиолетово", кого бить, инков или испанцев. Всем наваляли от души!
    2. +7
      25 января 2025 13:18
      Вы почитайте про тех же инков и их аграрные технологии, удивитесь. До их уровня урожаев с той или иной площади человечество условно дошло только в ХХ веке.

      Ацтекские чимпаки с одного Тескоко позволяли худо-бедно кормить пару сотен тысяч народа, это по самым скромным расчетам. Закопайтесь в тему, там много интересного. Цивилизации Мезоамерики вообще никак не похожи вообще ни на что и ни в чём. Причем абсолютно все, и даже сходство друг с другом у них не такое уж и большое.
    3. +4
      25 января 2025 15:36
      Цитата: Dozorny_ severa
      Все это привело к резкому росту производительности труда и демографическому росту.

      К массовому вымиранию из-за занесенных европейцами болезней от которых у индейцев не было иммунитета.
    4. +1
      25 января 2025 22:12
      Цитата: Dozorny_ severa
      Ну какие 22 млн.жителей в мексике при том развитии производительных сил.
      Такие.
      Данные о численности населения в доколумбовый период трудно оценить из-за фрагментарного характера свидетельств. Оценки варьируются от 8-112 миллионов.[10] Мнения ученых о предполагаемой численности коренного населения до колонизации и о последствиях контактов с европейцами.[11] Оценки сделаны путем экстраполяции небольших фрагментов данных. В 1976 году географ Уильям Деневан использовал существующие оценки для получения "консенсусного числа" примерно в 54 миллиона человек. Тем не менее, более поздние оценки по-прежнему широко варьируются.[12] В 1992 году Деневан предположил, что общая численность населения составляла приблизительно 53,9 миллиона человек, а население по регионам составляло примерно 3,8 миллиона человек в Соединенных Штатах и Канаде, 17,2 миллиона в Мексике, 5,6 миллиона в Центральной Америке, 3 миллиона в Карибском бассейне, 15,7 миллиона в Андах и 8,6 миллиона в низменностях Южной Америки.[13] Генетическое исследование 2020 года предполагает, что предыдущие оценки численности населения доколумбовых Карибских островов, возможно, были по меньшей мере в десять раз завышены.[14] Историк Дэвид Стэннард оценивает, что истребление коренных народов унесло жизни 100 миллионов человек: "... полное истребление многих народов американских индейцев и почти полное истребление других в количестве, которое в конечном итоге составило около 100 000 000 человек".[15] Исследование 2019 года оценивает, что коренное население доколумбовой эпохи насчитывало более 60 миллионов человек, но сократилось до 6 миллионов к 1600 году, исходя из снижения содержания CO в атмосфере2 за этот период.[16][17] Другие исследования оспаривают этот вывод.[18][19]

      По приблизительным оценкам, в 1492 году в Мексике, Центральной и Южной Америке проживало около 37 миллионов человек (включая 6 миллионов в империи ацтеков, 5–10 миллионов в государствах майя, 11 миллионов на территории современной Бразилии и 12 миллионов в империи инков).

      Чем вы их можете опровергнуть, кроме своих рассуждений?
      Цитата: Dozorny_ severa
      Индейцы поддержали испанцев а не своих правителей потому что испанцы принесли достижения научно-технического прогресса
      Нет. Просто ацтеки всех достали.
  12. -6
    25 января 2025 14:39
    Цитата: Коте пане Коханка
    Все это привело к резкому росту производительности труда и демографическому росту.

    Угу, с чего тогда испанские и португальские плантаторы рыдали, что местные индейцы в рабстве мрут как мухи и не хотят работать и размножаться!!!

    Вы обычный демагог-речь идет о Мексике,где чернокожих рабов не было.
    1. +2
      25 января 2025 20:29

      Вы обычный демагог-речь идет о Мексике,где чернокожих рабов не было.

      Первое - я писал об испанских и португальских владениях в целом.
      Второе - где вы увидели хоть одно упоминание в моих комментариях о чернокожих рабах?
  13. +1
    25 января 2025 14:58
    Честно говоря всё это больше напоминает снарягу для гей-парада или на худой конец карнавала ,но никак не обмундирование для войны ,засад там, махача на кукурузном поле или городского боя. Еще хуже для группового боя,потому что вся эта мутота будет цепляться друг за друга ,отрываться,стеснять движения и.т.д.
    Честно говоря я плохо представляю как они в этом всем держались против более-менее адекватных копий ,я имею ввиду не метательные копья,конечно же. Но и обычная каменная булава могла доставить проблем этому пиру цвета и материалов . Интересно, был ли в мезоамерике аналог цепа ? Весьма эффективное было бы оружие по таким доспехам...

    Жаль что вы не коснулись довольно интересного момента - т.н "орденов" ацтеков, я имею ввиду "ягуаров" или "орлов" , вопрос реально интересный. По одним сведениям чтобы попасть в этот "орден" нужно было захватить живьем нескольких пленных ,но я думаю там все было куда глубже и было какое-то разделение более тонкое.
    В целом,конечно,абсолютно людоедская цивилизация была , я не представляю как бы они эволюционировали в направлении чего-то хорошего или гуманного. Наоборот, незадолго до прибытия испанцев там все посгущалось в плане жертвоприношений, поработал местный аналог Томасо Де Торкемады ,насколько я помню.. Так что,возможно, испанцев реально послали высшие силы, хотя,конечно, погубили они там куда больше,чем могло бы погибнуть на алтарях за добрую сотню лет..
    1. +4
      25 января 2025 15:06
      Честно говоря всё это больше напоминает снарягу для гей-парада или на худой конец карнавала ,
      Отчасти так и было, почитайте про "цветочные войны" ацтеков.
    2. +3
      25 января 2025 15:39
      Цитата: Knell Wardenheart
      чем могло бы погибнуть на алтарях за добрую сотню лет..

      ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ,,,
    3. +2
      25 января 2025 16:04
      Фильм Гибсона смотрел. Ещё в Сети в прошлом году говорилось, что в 25м, выйдет на экраны фильм
      МУМИЯ---4. ВОССТАНИЕ АЦТЕКОВ

      Жду с нетерпением, и всем советую. Предыдущие 3 фильма--- супер!
      1. +5
        25 января 2025 18:07
        МУМИЯ---4. ВОССТАНИЕ АЦТЕКОВ

        Дима,не стоит так доверять сети.Да разговоры такие шли,но?Сам Стивен Соммерс(режиссер первых двух *Мумий*) опроверг эту информацию,хотя признался,что это был бы интересный проект.Впрочем?Брендону Фрейзеру для начала надо придти в форму. laughing
        1. +1
          25 января 2025 20:42
          hi Посмотрим Сергей, что будет. В кино по разному бывало! Бывало проекты осуществлялись, бывало--- request
  14. +1
    25 января 2025 15:19
    Цитата: AllBiBek
    Коте, если бы вас посредством бития палкой заставляли работать и размножаться...

    Если бы так поступили с Коте, он назвался бы Моисеем и увёл бы своих через море бродить по путыне.
    Да, Влад? wassat )))
  15. -5
    25 января 2025 15:31
    Цитата: AllBiBek
    Вы почитайте про тех же инков и их аграрные технологии, удивитесь. До их уровня урожаев с той или иной площади человечество условно дошло только в ХХ веке.

    Ацтекские чимпаки с одного Тескоко позволяли худо-бедно кормить пару сотен тысяч народа, это по самым скромным расчетам. Закопайтесь в тему, там много интересного. Цивилизации Мезоамерики вообще никак не похожи вообще ни на что и ни в чём. Причем абсолютно все, и даже сходство друг с другом у них не такое уж и большое.

    Какие ще там аграрные технологии?Рыхли да удобряй вот и весь секрет.Не занимайтесь ерундой и не фантазируйте по поводу каких технологий в примитивном обществе.
    1. +2
      25 января 2025 16:11
      Цитата: Dozorny_ severa
      Какие ще там аграрные технологии?

      Здесь на ВО была моя статья про плоты чинампас. Посмотрите...
    2. 0
      26 января 2025 17:26
      Вы мне предлагаете отринуть весь опыт в вопросе прямого изучения древних культур непосредственно со слоя и до лабораторий и результатов?

      Что дальше? Земля плоская, а в 19-м веке была всемирная ядерная война?

      Мой
      вам совет:если звонят с незнакомого номера, и вежливо и услужливо представляются работниками банка - не верьте. Работники банка по телефону не бывают вежливыми, и вообще первыми не звонят.
  16. -3
    25 января 2025 15:34
    Цитата: AllBiBek
    У ацтеков было и то, и другое, и третье. Просто война была сакрализована на уровне индийских кшатриев, которые продули все полимеры бриташкам именно по этой причине.

    На те же грабли наступили самураи эпохи Токугава

    Хватит заниматься демагогией,в Индии большую часть земель контролировали мусульмане,-которых тоже разгромили англичане.
    Причем тут сакрализация?Парады на день победы тоже сакрализация?
    В войнах всегда решает научно-технический прогресс-фантазии свои оставьте себе.
    1. +5
      25 января 2025 16:12
      Цитата: Dozorny_ severa
      Парады на день победы тоже сакрализация?

      Именно! "Мы велики мы могучи, больше солнца, выше тучи!"
    2. +1
      26 января 2025 15:25
      Не подскажите, когда и где и как мусульмане контролировали большую часть Индии?
      Профан в вопросе, но вы и на него не тянете.
  17. +5
    25 января 2025 19:16
    Военные технологии индейцев Нового Света были настолько отсталыми, что даже доримские кельты Пиренейского полуострова знали железное оружие и шлемы, цепную почту или пластинчатые доспехи, и даже кельты Пиренейского полуострова умели пользоваться железным оружием и шлемами.Больше всего индейцы боялись хищных собак, которых конкистадоры привезли с собой: одни из них были алано, другие - мастифами.
    1. +3
      25 января 2025 19:35
      хищных собак,
      И хищных лошадей!
      Я жутко извиняюсь за иронию, коллега, но просто не мог пройти мимо и не пошутить. drinks
    2. 0
      26 января 2025 14:16
      Не напомните, сколько времени европейцы бодались с еще более примитивными маори до того, как уверенно подчинили Новую Зеландию?

      Умение работать с железом вообще не говорит об уровне развития общества, оно говорит лишь о том, что имеет место быть дефицит прочих универсальных материалов для орудий труда.

      Для создания общества с, например, паровой машиной в его эпицентре, железо не особо нужно. Хватит камня, меди, и мышьяка либо сурьмы либо свинца. Золото и серебро тоже сойдут, если их много и некуда девать.

      К слову, бронза стала бытовым доступным материалом только в железном веке. В собственно бронзовом веке ее - кот наплакал, и то в основном броня и орудия убийства себе подобных. Для 90% людей бронзового века - это тупо неолит с элементами Вархаммера, то есть с пафосными вояками в бронзе как показателем могущества прилегающим территориям.
  18. +4
    25 января 2025 19:36
    Если говорить о майя и ацтеках, то сегодня это будет совпадением, но 6 планет будут выровнены и видны, из них 4 видны невооруженным глазом.
    1. +2
      25 января 2025 19:43
      Здравствуйте, Михаил!
      Погода в европейской части России такова, что "парад планет" мало кто увидит.
      1. +3
        25 января 2025 19:57
        Здесь тоже идет дождь, но прошлой ночью это должно быть было совпадением, но я увидел звезду, которая сияла сильнее обычного, не столько сама звезда, сколько ореол света вокруг нее, возможно, это было предвкушение того, что произойдет приходи сегодня.
        1. +3
          25 января 2025 20:06
          В Петербурге эта зима самая теплая за 150 лет метеорологических наблюдений. За свои 30 лет жизни в этом городе, я тоже не помню, чтобы на "Татьянин день" шел дождь. К слову, Вы знаете, что 25 января - скорбная страница в истории Италии?
          1. 0
            26 января 2025 13:26
            Нет, я не знаю, что 25 января - печальный день для Италии, я поискал в интернете и ничего не нашел. Может быть, было какое-то военное поражение? Что касается погоды, то, к счастью, она пока была средней по сравнению с другими годами. Несмотря на то, что в прошлом году у нас была самая влажная весна за всю историю, она была дождливой или пасмурной, что было очень скучно. А 2 года назад у нас были самые засушливые весна и лето за 150 лет.
  19. -5
    25 января 2025 21:07
    Цитата: Толстый
    Молоко, говядина, сталь? Вы это о чем? Ацтеки резали колонистов, ничуть не хуже конкистадоров.... Так, что ближайшие мглочные реки на острове Куба, а приличное железо только из метрополии. Союзников Кортес набрал из местных врагов ацтеков, по оценке не менее 15 тыс воинов. Не испанцы же Теночтитлан с землей ровняли и "мирняк" убивали десятками тысяч...

    Еще один фантазер-недоучка.Историю средних веков -учебник СССР читайте 6 класс.Ацтеки контролировали только часть мексиканского нагорья,и были окружены враждебными народами.На них испанцы и опирались.
    В первом походе Кортеса участвовали 2000 войнов из города Тласкалы.
  20. -3
    25 января 2025 21:11
    Цитата: Semovente7534
    я увидел звезду, которая сияла сильнее обычного, не столько сама звезда, сколько ореол света вокруг нее, возможно, это было предвкушение того, что произойдет приходи сегодня.

    "La Prima Stella Della Sera" Matia Bazar.
    Strano sentimento
    non ci molla mai
    come il diavolo che
    vive dentro noi

    Ogni ripensamento
    da soltanto guai
    ma quel dubbio c'è
    e non si sa perché
    Слушают у Вас в Италии еще?
    1. +1
      26 января 2025 13:39
      Да, Matia Bazar до сих пор очень известны в Италии, даже если их больше не транслируют по телевидению. Я читала, что они расстались и певица Антонелла Руджеро живет в Германии.
  21. 0
    25 марта 2025 15:35
    Брехня..Как они могли знать про вооружение и вообще историю этой части америки,если как следует не могут расшифровать письменность этой части америки..Пишут кто во что горазд.Чего удивляться ,если историю ВМВ переписывают на глазах и при жизни живущих участников этой войны.Любимец Кремля Трамп ляпнул ,что СССР помогал штатам одержать победу в этой войне..Слов нет!!! Одно матерные..Для таких как шпаковский -писай им в глаза,для них божья роса.