Советский Союз превратил Китай в ядерную державу

10 194 59
Советский Союз превратил Китай в ядерную державу


Из истории


Военно-политическое руководство Китайской Народной Республики (КНР) с самого начала становления социалистического государства исходило из того, что страна должна иметь полноценные вооруженные силы, имеющие в арсенале ядерное оружие.



«Великий кормчий» Мао Цзэдун говорил: «В нынешнем мире мы не можем обойтись без этой штуки, если хотим, чтобы нас не обижали». Китай мог получить статус великой державы, только обладая ядерным оружием. А Пекин претендовал на особую роль в мире. Мао Цзэдун даже ставил цель глобального лидерства.

В китайском атомном проекте приняли участие сотни китайцев, проживающих за границей. Физики Ван Ганьпан и Чжао Чжуняо из Калифорнийского университета (последний работал и в советской Дубне), математик Хуа Логэн из университета штата Иллинойс, после долгих лет жизни за границей, оказались в Китае и внесли серьёзный вклад на первом этапе атомной программы. Китайские учёные, получившие образование и опыт за границей, привезли в страну многие секреты.

Можно отметить, с того времени ничего и не изменилось. Китайская иностранная община в США и других странах коллективного Запада по-прежнему оказывает большое влияние на родину и связана с ней тысячью нитей. Китайцы не ассимилируются в «Большом Вавилоне», сохраняя свою самобытность.

Другая особенность восточных цивилизаций (китайской, японской, корейской и пр.) – огромная трудоспособность и копирование, улучшение уже существующих разработок. К примеру, в Поднебесной скопировали и освоили как передовые разработки СССР, так и Запада. Сами представители «жёлтой расы» нечто новое создать не могут. Только улучшать. Но в улучшении, модернизации они добились заметных успехов.

В начале 1950 г. в составе Академии наук КНР был учрежден Институт современной физики. В 1953 году китайская делегация отправилась в СССР для расширения знаний в сфере атомных технологий. Во время визита Никиты Хрущева в Китай в октябре 1954 года Мао Цзэдун впервые обратился с просьбой помочь КНР в деле создания ядерного оружия. Первоначально Хрущёв отказался помогать Китаю в деле создания ядерной бомбы, так как у страны не было необходимой для этого научной и промышленной базы и серьёзных финансовых средств, которых требовала атомная программа.

Внешнеполитическая ситуация заставила Пекин продолжить курс на создание ЯО. В ходе Корейской войны 1950-1953 гг. Китай вступил в прямой конфликт с США. Проблема Тайваня также была постоянным поводом для конфликта с США. В ходе китайско-американского столкновения в Тайваньском проливе 1958 года Пекин получил угрозу США применить ядерное оружие против КНР.

Китайское руководство проявило настойчивость в деле создания ЯО. Хрущёв часто бросался из крайности в крайность и в итоге согласился помогать Пекину в развитии атомного проекта. В 1954 году на Тоцком полигоне было проведено масштабное общевойсковое учение с применением ЯО (Войсковые учения «Снежок»). На учениях присутствовали министры обороны союзных СССР стран. Среди гостей были заместитель председателя КНР Чжу Дэ и министр обороны Пэн Дэхуай.

15 января 1955 года на заседании секретариата ЦК КПК китайским руководством было принято решение о разработке и создании собственного ядерного оружия.


Макет первой китайской атомной бомбы

Помощь советского «старшего брата»


20 января 1955 года было подписано соглашение, предусматривающее совместные геологические исследования в Китае (в Синьцзяне) и разработку урановых рудников. Советский Союз решал задачу увеличения урановой базы, поэтому Китай обязался в обмен на предоставленную помощь в геологоразведке передавать излишки урана советской стороне.

В поисках урановых залежей участвовали советские и китайские специалисты, а также учёные из Восточной Европы. Это позволило выяснить, что Китай имеет хорошую урановую базу. Наибольшие запасы урана располагались в Синьцзяне, где в 1957 году в районе города Чугучак начали разрабатывать урановое месторождение.

7 апреля 1956 г. было заключено соглашение об оказании Москвой помощи Пекину в строительстве новых гражданских и военных объектов, среди них был и завод по производству ЯО. В этом же году ЦК компартии Китая принял решение «о развитии атомной энергетики». Среди приоритетов программы было создание атомной бомбы и стратегических ракет (средств доставки).

В конце 1956 г. в Китае создали «атомное министерство» — т. н. «Третье министерство машиностроения» (в 1958 г. оно стало Вторым), ставшее аналогом советского «Средмаша». Курировал проект «китайский Берия» — глава госбезопасности Кан Шэн.

В целом современная китайская военная промышленность и атомный проект родились в 1950-е годы при помощи СССР. По сути, Москва создала современный по тем временам военно-промышленный комплекс КНР, способный производить практически весь спектр вооружений.

Так, советские специалисты построили в Китае более семи сотен полноценных заводов со всей инфраструктурой и оборудованием, 97 научно-технологических центров и 11 испытательных полигонов. В советских технических вузах по военным программам бесплатно обучили более 120 тыс. китайских студентов. Помощь Китаю в длительных командировках оказывали более 6 тыс. советских учёных, 85 тыс. разного рода технических специалистов. Только в сфере атомных исследований было задействовано около 10 тыс. советских специалистов.


Испытания 1967 г.

Многие построенные советскими специалистами и при их участии предприятия, включая авиационные комплексы в Шэньяне, Харбине, Сиане и Чэнду, танковый завод в Баотоу — завод №617 (Внутренняя Монголия) и т. д., стали базой ВПК КНР. Москва передала Пекину лицензии на производство полного спектра вооружений и военной техники — от средств связи до самолетов.

Заложил СССР и атомный проект Китая, передав китайцам огромный массив документации и оборудования, которые необходимы для создания полного производственного цикла ЯО. Позаботился СССР и о развитии ракетостроения в Китае. Китайцам были предоставлены образцы ракет «Р-1» и «Р-2» и технологии их создания.

Ещё в 1951 г. СССР стал принимать участие в развитии мирной атомной программы в Китае. В этом году между двумя странами было подписано секретное соглашение об оказании научно-технической помощи Китаю в области атомных исследований в обмен на поставки им урановой руды. В рамках этого соглашения Москва передала Пекину технологии по обогащению урана, строительству центрифуг и другие элементы производственного цикла. Надо сказать, что китайцы так и не смогли освоить самостоятельное производство центрифуг (на построенных советскими специалистами заводах). Их пришлось вместе с документацией завести из Союза.

То же самое произошло с ракетными технологиями. Несколько лет китайцы пытались изготовить опытный образец и так не смогли. В 1957 г. между Москвой и Пекином было заключено ещё одно соглашение о передаче КНР советских ракетных технологий с полным циклом обучения китайских специалистов советскими учебными и научными заведениями.

В рамках этого соглашения создали Пекинский институт физики и атомной энергии и начали строительство газодиффузионного завода по обогащению урана в Ланьчжоу. В Пекине на заводе № 601 запустили переданный Москвой экспериментальный тяжеловодный ядерный реактор мощностью 7 мегаватт и циклотрон. В 1958 году в районе озера Лобнор в Синьцзян-Уйгурском автономном районе был открыт ядерный полигон. Место выбрали советские специалисты.

СССР создал китайские стратегические силы, передав КНР средства доставки ЯО. Так, Поднебесной передали технологии создания и применения оперативно-тактических ракет наземного Р-1, Р-2 и морского базирования Р-11Ф.

Советские специалисты на построенных СССР же заводах запустили процесс серийного производства ракет Дунфэн («Восточный ветер»), «проект 1059», по сути, это была копия советской баллистической оперативно-тактической ракеты Р-2. В 1957 году сформировали первую ракетную часть — учебную бригаду с советскими Р-2. В 1960 году создан боевой ракетный дивизион. К 1961 году Китай имел уже 20 полков, которые были вооружены ракетами «Дунфын-1» и Р-11 (китайское обозначение «тип 1060»). Китайская ракета Дунфэн 2 также была разработана на основе советских технологий.

Также благодаря Советскому Союзу Поднебесная получила и воздушную составляющую своих ядерных сил. Китаю передали технологию производства реактивных бомбардировщиков — фронтовых Ил-28 (в Китае «Хун-5») и дальних Ту-16 («Хун-6»). Они могли быть носителями ядерных бомб, тактического ЯО.

Ещё раньше, незадолго до окончания Корейской войны, ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, произведенные непосредственно в СССР. Союз также передал Поднебесной поршневые стратегические бомбардировщики Ту-4. Китаю тогда передали 25 Ту-4. Стоит сказать, что китайская лицензионная копия Ту-16 — H-6, до сих пор стоит на вооружении китайских ВС.

Так Союз сделал Поднебесную ядерной державой, имеющей средства доставки ЯО. Китай получил статус великой державы благодаря русским.

Хрущёв не испытывал сомнений по поводу решения вооружить Поднебесную, хотя такой поток благодеяний без ответных преференций был не в стратегических и национальных интересах Великой России (СССР). Многие в Союзе это понимали. Так, советские учёные пытались саботировать этот процесс. Они хотели передать Китаю более старые проекты, чтобы серьёзно затормозить процесс развития атомной программы КНР. Однако саботаж обнаружили, и Китаю передали наиболее передовые советские технологии. Причём вскоре произошёл разрыв отношений Москвы и Пекина.


H-6K ВВС КНР, 2018 год.

Дальнейшее развитие


Москва отказалась передать Пекину только технологии создания атомной подводной лодки. В 1958 году Пекин уже не в первый раз попросил Союз помочь в деле создания современного флота, оснащенного АПЛ. Однако Москва сообщила, что это дело новое, сложное и дорогое даже для Союза.

Москва предлагала проект совместного строительства атомного подводного флота. Китай обладал благоприятными условиями для базирования советского подводного флота. Мао Цзэдун отказался рассматривать вопрос о создании инфраструктуры для базирования советских АПЛ в Китае. «Великий кормчий» предлагал Москве оказать помощь в строительстве флота, «хозяевами которого будем мы». Фактический Хрущёв позволил китайцам сесть на шею России. Мао считал, что в мирное время Москва должна помогать КНР «создавать военные базы и строить вооруженные силы».

В итоге Москва с Пекином рассорилась и перестала оказывать столь масштабную помощь своему азиатскому соседу. В 1960 году помощь со стороны Союза была свёрнута, а советские специалисты атомной отрасли отозваны из КНР. Это отрицательно сказалось на развитии ядерной программы КНР и особенно на деле создания носителей для ЯО.

Но Китай уже мог создать ядерную бомбу самостоятельно. В 1964 году Китай испытал первую ядерную бомбу. 16 октября 1964 года премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай от имени Мао сообщил китайскому народу об успешном испытании первой китайской ядерной бомбы (проект 596). По подсчетам западных экспертов, эта программа обошлась КНР в 4,1 млрд. долларов.

Первая китайская атомная бомба была создана на основе урана-235 и обладала мощностью в 22 килотонны. В общей сложности Китай произвёл 45 подземных ядерных испытаний на полигоне Лобнор, последнее из них было 29 июля 1996 года.

14 мая 1965 года произвели испытание ЯО со сбросом бомбы с самолета Ту-16. В 1966 г. первая китайская стратегическая баллистическая ракета «Дунфын-2» (созданная на основе советской Р-5М образца 1956 года) доставила 12-килотонный урановый боезаряд на дальность около 900 км. В 1967 году испытали первую термоядерную бомбу мощностью 3,3 мегатонны. Её сбросили с борта дальнего бомбардировщика Н-6 (Ту-16). В 1968 г. с фронтового бомбардировщика Н-5 (Ил-28) сбросили водородный заряд с тротиловым эквивалентом 3 мегатонны в виде тактической авиабомбы.

Таким образом, помощь СССР позволила Китаю стать четвёртой в мире термоядерной державой после СССР, США и Великобритании. В 1969 году в Китае было произведено первое подземное ядерное испытание. В конце 1960-х годов Поднебесная стала разворачивать стратегические бомбардировщики — носители ЯО.

Ухудшение отношений между СССР и КНР серьёзно замедлило развитие программ по созданию современных носителей ядерного оружия для китайских стратегических сил. Так, выпуск китайских стратегических бомбардировщиков Ил-28 (Harbin H-5) и Ту-16 (Xian H-6) удалось наладить только в 1967-1968 гг. Довольно долго Китай отставал в развитии носителей ЯО. Без притока технологий с СССР-России и Запада Поднебесная не могла самостоятельно развивать и создавать новые передовые технологии.

Десятилетиями ракетно-ядерные силы КНР не могли совершить качественный скачок. Поднебесная продолжала эксплуатировать советские технологии, переданные в 1950–1960-х годах. Несмотря на внимание правительства и многомиллиардные капиталовложения, Пекин долго не мог получить полноценную ядерную триаду, способную реально противостоять ядерному потенциалу России или США. Долгое время основу стратегических сил КНР составляли устаревшие и громоздкие жидкостные МБР.

Развал СССР, когда китайцы смогли позаимствовать массу передовых технологий (включая ракетные) из обломков СССР (РФ и Украина), дал новый толчок развитию ракетно-ядерного арсенала Поднебесной. Также при помощи западных технологий и инвестиций КНР стала экономической сверхдержавой, которая могла себе позволить развитие ядерного арсенала.

В результате Китай смог обзавестись мобильными твердотопливными ракетами DF-31 и DF-31А («Дунфэн-31» и «Дунфэн-31-А»). Однако их боевые возможности были ограничены из-за одной боеголовки, что снижает их возможности по преодолению ПРО. К тому же есть технологические проблемы, что замедляет процесс перевооружения ВС на новые ракеты.

На основе украденных в России технологий (обвинять китайцев в этом не стоит, сами позволили украсть) был запущен проект создания твердотопливной МБР Дунфэн-41 (DF-41), которая имеет дальность 12–14 тыс. км и несет разделяющуюся головную часть (содержит до 10 боевых блоков). Эта ракета позволила бы КНР приблизиться к уровню России и США.

В 2015 г. был проведен запуск ракеты DF-41 из транспортно-пускового контейнера на железнодорожной платформе. Ракета впервые была показана только на параде в честь 70-летия КНР 1 октября 2019 года в Пекине.

Ещё хуже было со стратегическим подводным флотом. У Поднебесной долгое время была всего одна АПЛ, вооруженная стратегическими ракетами, — подводная лодка проекта 092 «Ся». Её заложили ещё в 1978 г., на вооружении АПЛ БР средней дальности — 1700 км (модернизированные — 2500 км). Этот подводный ракетоносец не смог стать реальной боевой единицей, так как постоянно ломался и слишком шумный.

В 1999—2010 гг. Китай запустил строительство серии АПЛ проекта 094 «Цзинь», имеющих на вооружении 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8–12 тыс. км. При этом сами субмарины — копия советского проекта 1970-х годов 667 БДР «Кальмар». Однако полностью скопировать технологию производства советской АПЛ не удалось, поэтому по уровню шумности это второе поколение атомных ракетоносителей. В целом китайские АПЛ проекта 094 — это уровень СССР 1970-х годов. Стоит также помнить, что проект ещё не доведен до ума.

В стратегической авиации ситуация также долго была плачевная. Её основа — клоны советских самолетов Ту-16. Активно используя советско-русские «мозги», в 2011 г. китайцы приняли на вооружение новую модификацию Ту-16 — H-6K.

Футуристические проекты Поднебесной по созданию нового стратегического бомбардировщика очень далеки от воплощения в жизнь. Так, с начала 2000-х годов разрабатывается стратегический бомбардировщик Xian H-20. Дальность полёта более 8 тыс. км. По внешнему виду этот бомбардировщик похож на американский B-2.


Китай на военном параде по случаю 70-й годовщины образования КНР показал свою новейшую межконтинентальную баллистическую ракету DF-41 («Дунфэн-41», «Восточный ветер»). 2019 год

Современный арсенал


В настоящее время Китай – единственное из пяти государств, официально обладающих ядерным оружием согласно Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которое не предоставляет никакой информации относительно своих вооруженных сил, включая ядерный компонент.

Ракетно-ядерное оружие наземного базирования входит в состав так называемой второй артиллерии Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Количественные и качественные характеристики ядерных сил КНР засекречены.

Согласно докладу Пентагона о стратегическом потенциале и военных разработках КНР, опубликованном в мае 2019 года, у Китая около 90 межконтинентальных баллистических ракет (ICBM) – как шахтных (DF-4 и DF-5 / «Дунфэн-4» и «Дунфэн-5А»), так и развернутых на подвижных шасси – DF-31 и DF-31A («Дунфэн-31», «Дунфэн-31А»), а также новейших DF-41.

По оценкам американских специалистов, Пекин располагает внушительным арсеналом баллистических ракет промежуточной дальности – до 80 единиц. Относящаяся к этому типу DF-26 («Дунфэн-26») имеет максимальную дальность 4 тыс. километров и способна проводить точные удары против наземных и корабельных целей.

Количество баллистических ракет средней дальности Пентагон оценивает в 150-450 единиц. Этот тип ракет включает в себя четыре версии – DF-21A, DF-21C, DF-21D и DF-21E, – из которых две являются ядерными: DF-21A и DF-21E.

Китай последовательно модернизирует свой арсенал. В частности, в октябре 2019 года на параде в Пекине впервые продемонстрировали баллистическую ракету средней дальности DF-17, боевая часть которой, по словам китайских государственных СМИ, может развивать гиперзвуковую скорость. Так, Китай можно считать второй после России державой, обладающей гиперзвуковым оружием.

Согласно докладу The Military Balance Международного института стратегических исследований (IISS), морская компонента сил ядерного сдерживания Китая представлена четырьмя атомными подводными лодками проекта «Цзинь» (Тип-094).

В настоящее время китайцы работают над стратегической субмариной нового поколения «Тип-096», которая вооружена 24 МБР. В 2024 была новость, что китайцы потеряли новейшую АПЛ. То есть с программой по развитию атомного подводного флота не всё ладно.

По данным Федерации американских ученых (Federation of American scientists, FAS) от 2024 г., Китай обладает уже примерно 500 ядерными боеголовками (440 из которых могут быть задействованы оперативно) и активнее большинства других ядерных держав наращивает свой арсенал.

Нынешние показатели Китая все еще значительно уступают арсеналам РФ и США, однако это уже намного больше, чем у Франции и Великобритании, а также у четырех ядерных держав, чей статус официально не признан: Пакистана, Индии, Израиля и Северной Кореи.

Также, по данным американских ученых, Поднебесная активно развивает свой ядерный потенциал. Китайцы расширяют три позиционных района пусковых шахт твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), строят новые шахты для своих жидкостных МБР DF-5; разрабатывают новые варианты МБР и передовые стратегические системы доставки, наращивают количество баллистических ракет средней дальности DF-26 двойного назначения (заменив ракеты средней дальности DF-21); продолжают развивать атомный подводный флот; работают над созданием баллистической ракеты воздушного базирования, которую можно оснастить и ядерной боеголовкой.

В целом на Западе в США принято переоценивать военную мощь Поднебесной, пугая обывателей «китайской угрозой», выбивая всё новые военные бюджеты для ВПК и ВС.

Китайские же официальные лица обвиняют власти США в искажении и преувеличении данных об их военном потенциале.


Подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Цзинь» (Тип 094)
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 января 2025 05:44
    Китайцам осталось наладить производство своих современных авиадвигателей для истребителей бомбардировщиков...на Луну они уже летают, собственная радио электронная промышленность, химическая, сталелитейная, станкостроительная промышленность даёт Китаю широкие возможности для выпуска своих товаров и их экспорта за рубеж...что тут сказать молодцы.
    Все делают для роста своей страны.
    1. +8
      15 января 2025 07:09
      Цитата: Леха с Андроида.
      Все делают для роста своей страны.

      Только все это развитие для нас нечем хорошим не закончиться. Со стороны моря их аппетиты рано или поздно ограничат и тогда Китай обратит свой взгляд на континент. Теперь когда благодаря неизменно миролюбивой политики партии и правительства в выборе союзников мы резко ограничены боюсь придется туго, талибы и Иран тут не помощники.
      1. -2
        7 апреля 2025 11:59
        Цитата: Skif3216
        Только все это развитие для нас нечем хорошим не закончиться.

        При отсталом Китае для нас закончилось бы уже вообще всё после того, что сами сделали со своей страной в 1991. Благодаря СССР миллиардам людей в Мире открылась историческая перспектива. Есть правда, лишь один народ, который к концу 20 века умудрился для себя всё закрыть. Но Китай здесь ни при чём.
        1. 0
          7 апреля 2025 12:25
          Цитата: sidorov
          При отсталом Китае для нас закончилось бы уже вообще всё после того, что сами сделали со своей страной в 1991.

          В 91г Китай все еще был никем, силу набрал к середине 2000х, так что в спасители я бы его не записывал.
          Цитата: sidorov
          Благодаря СССР миллиардам людей в Мире открылась историческая перспектива.

          Это конечно очень хорошо, но лучше по дальше от наших границ, велик риск что мы скатимся к их сателлиту а то как китайцы ведут себя в Африке с местными и внутренних провинциях с "присоединёнными" народами мне очень не нравиться, если займут место гегемона янки с их приколами мамой родной покажутся.
          Цитата: sidorov
          Есть правда, лишь один народ, который к концу 20 века умудрился для себя всё закрыть

          Да и последние события только ухудшают положение.
          Цитата: sidorov
          Но Китай здесь ни при чём.

          Совершенно верно. Инфантилизм и вера что добрый царь, генсек или президент и все за нас сделает слишком сильна, люди не хотят брать на себя ответственность, чуть что не так, мы здесь не причем, это все враги. Думал что война сможет встряхнуть народ, вырвать из спячки но идет уже 4 год и похоже уже поздно.
  2. -6
    15 января 2025 05:50
    Сами представители «жёлтой расы» нечто новое создать не могут. Только улучшать. Но в улучшении, модернизации они добились заметных успехов.

    Полностью поддерживаю. Поэтому когда всё про сра ль щики кричат, что Китай впереди всей планеты, прочитайте цитату выше. hi
    1. +2
      28 марта 2025 01:35
      Сами представители «жёлтой расы» нечто новое создать не могут. Только улучшать. Но в улучшении, модернизации они добились заметных успехов.

      Вот ведь бред.
      Вспомните,как они "улучшили" компас, порох и бумагу.
      И на этом сайте была статья о плаваниях китайской эскадры до Аравии в XV веке.
  3. -3
    15 января 2025 05:51
    Автор живет воспоминаниями о СССР и "притянул за уши" все, что можно чтобы "опустить" Китай.
  4. -2
    15 января 2025 07:13
    Цитата: Skif3216
    Цитата: Леха с Андроида.
    Все делают для роста своей страны.

    Только все это развитие для нас нечем хорошим не закончиться. Со стороны моря их аппетиты рано или поздно ограничат и тогда Китай обратит свой взгляд на континент.

    Наврядли...только если мы сами позволим соседу забрать то что ему захочется.
    Все зависит от нас...и только от нас самих.
    Это мы позволили Горбачеву и Ельцину развалить СССР и по способствовали экспанции НАТО на восток.
    Кто нибудь протестовал против передачи Кремлем Китаю Даманского острова?
    Слава Богу Японии не дали Курильские острова забрать...народ начал возмущаться выходками Ельцина.
    Так не стоит молча смотреть на все инициативы Кремля.
    1. +2
      15 января 2025 10:37
      Цитата: Леха с Андроида.
      Так не стоит молча смотреть на все инициативы Кремля.

      Я с вами согласен, а какие у нас есть рычаги по влиянию на власть? "парламент не место для дискуссий ", оппозиции нет, выборы давно превратились в фарс, выйти с плакатом на площадь ? так ты агент запада и майдан устроить хочешь.
      так что нет у вас методов против Кости Сапрыкина.
  5. 0
    15 января 2025 08:48
    Так Союз сделал Поднебесную ядерной державой, имеющей средства доставки ЯО. Китай получил статус великой державы благодаря русским.
    не самое умное решение-вооружить соседа разрушительным оружием...
  6. +4
    15 января 2025 09:24
    "Сами представители «жёлтой расы» нечто новое создать не могут. Только улучшать. Но в улучшении, модернизации они добились заметных успехов."
    Александр, Вы вроде не были расистом и в незнании истории Вас невозможно обвинить.
    Откуда это?
    1. +4
      15 января 2025 10:35
      Я тоже не соглашусь с этим. Китайской цивилизации около четырех тысяч лет. Она дала миру компас, анкерный механизм, порох, бумагу и много еще чего переизобрела. Сейчас Китай попросту выходит из многовековой спячки...
      1. AMG
        +1
        15 января 2025 15:21
        Выходит, но в том то и дело, что не без чужой помощи. Сам он даже пробовал обогнать Англию по производству чугуна в деревенских домнах в конце 50-х годов. И только сотни построенных СССР заводов способствовали этому настоящему выходу из спячки.
      2. 0
        15 января 2025 16:16
        Цитата: Luminman
        Я тоже не соглашусь с этим. Китайской цивилизации около четырех тысяч лет. Она дала миру компас, анкерный механизм, порох, бумагу и много еще чего переизобрела.

        Что изобрели китайцы и когда они это сделали?
        Потом если это было давно, а это точно были китайцы?
        А почему они сейчас изобрести ничего не могут, хотя их интеллект на 10% выше в среднем чем у европейцев?

        Ответьте на эти вопросы.
        Мой ответ, так всегда было. Например русские дали много открытий миру и в древности и сейчас, но были ориентированны на нас, нашу территорию, наш менталитет. Поэтому и в науке и в технике мы всему Миру, включая Запад никогда не проигрывали, хотя например в 14 веке русских в несколько раз было меньше чем поляков. Сейчас нас 1.5%, мы при этом четвертая экономика мира, мы по промышленности тоже 4-вертые и даже наверное выше. Мы можем делать качественные движки для самолетов гражданских ПД-14, Запад может только в кооперации с пол-миром (это Роллс-Ройс например, правда у них сейчас проблемы). Китай не умеет, хотя лет 30-40 старается и воруют все что можно и у нас и у амеров. Про боевые движки вообще молчу, наш для су-57 второй серии вообще провосходит на поколение и американские и на 2-3 китайски.

        Напомню нас сейчас нас 1.5%.
        1. +2
          15 января 2025 20:11
          Например русские дали много открытий миру

          Да, это так. Но всё двигателестроение и авто и авиа в свое время было заимствовано на западе. Первая баллистическая ракета - это переконструированная немецкая ФАУ-2. А отдельные ученые и инженеры конечно сделали свой вклад в мировую науку и технику и, иногда уже уехав на запад.
          1. 0
            29 марта 2025 11:53
            Использование иностранных технических достижений - абсолютно нормальная практика во всём мире. Паровые машины были изобретены в Великобритании, но их стали выпускатб по всему миру. Самолёты и вертолеты в США - тут тоже аналогичная ситуация.
            Наши двигатели, хоть и ведут свою родословную от французских и американских, вовсе не являются их потомками. Насчёт ракет - вы тоже промахнулись. В СССР ещё с 20-х годов шли интенсивные работы по ракетам. Просто никто не считал нужным строить монструозные баллисты, аналогичные будущим Фау-2. Королев и другие констпукторы прекрасно знали о низкой точности и практически нулевой военной ценности и дороговизне таких "игрушек". Ракеты рассматривались прежде всего, как средство для полетов в космос. Кстати, Вернер фон Браун тоже занимался ракетами, потому, что хотел летать на них в космос. Но, как человек ушлый, он быстро понял, что он сможет получить финансирование на свои ракеты, только если будет делать их, как "чудо-оружие" для гитлера. Между прочим, от космоса он не отказался, и проводил запуски V-2 в ближний космос. А ракетами после войны всерьёз занялись в СССР, США и Франции, когда появилось ядерное оружие, позволившее скомпенсировать низкую точность тогдашних ракет
        2. 0
          16 января 2025 17:18
          Все 36 истребителей J10C, экспортируемых Китаем в Пакистан, оснащены двигателями WS10, а новейшие двигатели WS15 (максимальная тяга более 18,5 тонн) также установлены на истребителях J20A.
          Кстати, двигатель CJ2000 с тягой 35 тонн, разработанный Китаем для коммерческого самолета C929, завершил испытания, а двигатель CJ1000, разработанный для C919 (преемника Leap1C), также завершил летные испытания.
          Больше внимания уделяйте новостям, не запирайтесь в своей комнате.
          1. 0
            16 января 2025 19:43
            Цитата: NNN_OOO
            овейшие двигатели WS15 (максимальная тяга более 18,5 тонн) также установлены на истребителях J20A.
            Кстати, двигатель CJ2000 с тягой 35 тонн, разработанный Китаем для коммерческого самолета C929, завершил испытания, а двигатель CJ1000, разработанный для C919 (преемника Leap1C), также завершил летные испытания.
            Больше внимания уделяйте новостям, не запирайтесь в своей комнате.

            Помните фильм "дядя Петя ты ". Я Вас никак не хочу оскорбить, просто а сколько он может, этот китайский движок работать часов?
            Ответьте, а потом в интернете узнайте сколько наш, при этом на гораздо суровых режимах. И главное запуск, для всех в Китае был показ на Су-57 что наш движок работает на таких углах и скоростях, на которых никто не работает. При этом он предыдущего этапа. А Вы
            WS10, а новейшие двигатели WS15
            1. +1
              17 января 2025 10:18
              Согласно некоторым публичным данным, ресурс двигателя WS10B превысил 4000 часов (эта новость была два года назад). В настоящее время в ВВС Китая насчитывается около 1500 истребителей, которые приняли на вооружение двигатели серии WS10, и только старые и отсталые модели все еще используют некогда импортированные российские двигатели.
              1. 0
                17 января 2025 17:40
                Цитата: NNN_OOO
                Согласно некоторым публичным данным, ресурс двигателя WS10B превысил 4000 часов (эта новость была два года назад). В настоящее время в ВВС Китая насчитывается около 1500 истребителей, которые приняли на вооружение двигатели серии WS10

                На свои главные самолеты китайцы ставят наши движки. Вот они после многих, многих лет создали типа своё
                ТРДДФ WS-10 "Тайхан" стал первым полностью китайским военным авиадвигателем который прошел весь этап испытаний и внедряется в боевые самолеты разных типов.

                Двигатели WS-10A/B имеют тягу до 14,5 т, рабочий ресурс увеличен до 2400 часов. Однако резервы мощности этого двигателя исчерпаны. Недавно был показан истребитель J-10B с двигателем WS-10 с управляемым вектором тяги, но на WS-15 должна стоять совершенно другая система такого типа.

                Кстати, у первой версии WS-10 через каждые 200 часов предусматривалось снятие мотора и дефектация - с целью быстро наработать данные по надежности узлов. После чего мотор собирали, и он продолжал летать..

                https://www.aviaport.ru/news/632561/

                Китай отказывается от использования российских двигателей АЛ-31Ф на истребителях-невидимках J-20, отдавая предпочтение собственным разработкам, пишут СМИ. Пекин действительно намерен выйти на «импортозамещение» при создании истребителей, однако пока это технически невозможно, считают эксперты. Тем не менее, решение этой проблемы — лишь вопрос времени.

                На прошлой неделе газета South China Morning Post (SCMP) сообщила, что в будущем китайские истребители 5-го поколения с малой радиолокационной заметностью J-20 больше не будут поставляться с российскими двигателями AЛ-31Ф. Решение, по данным издания, связано с тем, что Россия настаивает на увязке будущих продаж двигателей АЛ-31Ф с дальнейшими сделками по импорту Су-35.

                «Китай не может полагаться на российский двигатель, потому что Россия попросила Китай закупить больше истребителей Су-35 в обмен на сделки с двигателями АЛ-31Ф», — сообщил South China Morning Post инсайдерский источник.

                http://cast.ru/comments/vopros-vremeni-sozdast-li-kitay-dvigatel-dlya-istrebitelya.html
                1. +2
                  18 января 2025 16:57
                  Чтение новостей из вторых рук о 2020 году не принесет вам ничего полезного.
                  Согласно последним новостям, Китай в настоящее время планирует экспортировать двигатель с более высокими характеристиками, чем АЛ-41Ф1, в Индонезию.
                  Получите новую информацию, по крайней мере, прошлогодние новости
                  https://www.zonajakarta.com/nasional/67314272290/indonesia-abaikan-su-35-meski-china-mau-pasok-mesin-baru-karena-sudah-ada-rafale-dan-kf-21-boramae# google_vignettes
                  1. 0
                    18 января 2025 19:12
                    Цитата: NNN_OOO
                    Согласно последним новостям, Китай в настоящее время планирует экспортировать двигатель с более высокими характеристиками, чем АЛ-41Ф1, в Индонезию.

                    Я прочитал заметку.
                    1. В ней нет никаких характеристик, только общий слова.
                    2. Вам для понимания, да хорошо, когда движок хорошо на нужной высоте летит с высокой топливной эффективностью, тягой и тд. Но это гражданский движок. Наш движок работает на всех режимах, даже когда летит назад. Тут глубокая проработка всех режимов и плазменное зажигание движка при помпаже. Этой технологией ни США не тем более Китай не владеют. Точнее у США легче своровать, но раз у них нет, значит и у китайцев нет.
                    3. Обслуга движка во время боевых действий (про американские для F-22 и F-35 я тупо молчу как в аду). Китай его перебирает через 200 часов. Ладно сейчас пусть через 500. Лопатки они так не научились делать. Ибо про это бы все сразу узнали.
                    1. +1
                      29 марта 2025 11:26
                      bya965
                      Вы бы, и правда, лучше бы тупо молчали, "как в аду", ибо несёте ахинею. Чтобы разобрать тут ваши глупости, придётся здесь целые учебники публиковать
            2. 0
              17 января 2025 10:22
              Еще в 2018 году J10B TVC продемонстрировал аналогичные маневры на больших углах на авиасалоне в Чжухае, и он был оснащен векторной версией двигателя WS10.
              https://youtu.be/D1hNi-Oy4U0?si=pcS159wNSqB083i3
              1. -1
                18 января 2025 18:37
                Цитата: NNN_OOO
                Еще в 2018 году J10B TVC продемонстрировал аналогичные маневры на больших углах на авиасалоне в Чжухае, и он был оснащен векторной версией двигателя WS10.

                Вопрос не в углах, они частично еще были на F-22, правда не всех ракурсах. Вопрос что движок работает на всех режимах, даже когда летит назад. Тут глубокая проработка всех режимов и плазменное зажигание движка при помпаже. Этой технологией ни США не тем более Китай не владеют. Точнее у США легче своровать, но раз у них нет, значит и у китайцев нет.
                Кита по русски хлипкий забор. Это за основной стеной был китай город в Москве. Поэтому China это для чужих, для своих китайцы называют по своему, а мы русские называем их забором, стену они великую по строили, правда говорят что они не они а светлокожие люди севера.
        3. +1
          29 марта 2025 11:30
          bya965
          Какие открытия "русские дали миру в древности"? Вы что употребляете? Напишите здесь рецепт!
    2. 0
      15 января 2025 14:22
      Цитата: Толстый
      Откуда это?

      Это его частное мнение. Другое дело - что не очень умно выносить его на суд людей думающих. Да и поколение ЕГЭ, плотно сидящее на продуктах китайского научно-технического прогресса, вряд ли с ним согласится.
      1. -2
        15 января 2025 16:04
        Цитата: AlexSam
        Это его частное мнение. Другое дело - что не очень умно выносить его на суд людей думающих

        Он думающий, а Вы судя по фразам и есть поколение ЕГЭ плотно сидящее на продуктах китайского научно-технического прогресса, вряд ли с ним согласится.

        Извините, что Вас сплагиатил, но это оговорка по Фрейду!
        1. 0
          15 января 2025 16:17
          Я родился в 1972-м году в Советском Союзе. Просто я, в отличие от Вас, человек думающий и к ура-патриотам себя не отношу. И к творениям этого автора отношусь с изрядной долей скепсиса.
          А продуктами китайского научно-технического прогресса мы пользуемся все без исключения.
          1. +2
            15 января 2025 16:32
            Цитата: AlexSam
            А продуктами китайского научно-технического прогресса мы пользуемся все без исключения.

            Точнее китайского ширпотреба. Я Вам больше скажу, ими и Европа и Америка пользуется. В статье же про это написано, хорошо все копируют и дешево, а иногда и качественно.
            Но это на прямую не влияет на военную и промышленную независимость.
            Copy-паст, он и в Африки копи-past!
            1. 0
              15 января 2025 16:37
              Цитата: bya965
              Точнее китайского ширпотреба. Я Вам больше скажу, ими и Европа и Америка пользуется.

              Увы... Качественная китайская продукция к нам давно уже не поступает. Вы же помните китайские пуховики, рубашки, кеды и много другое, поступающее в СССР по бартеру или ещё как-либо? Всё это было произведено на их государственных предприятиях. Они были бессмертными, если можно так выразиться)
            2. +1
              15 января 2025 19:25
              Технологию мобильного интернета 5J предложила и разработала китайская компания ZTE в 2014, в 2015 показала на выставке образцы оборудования...
              В 7 крупнейших городах Китая 5J сейчас работает вовсю...
              1. -2
                16 января 2025 19:24
                [quote=Толстый]Технологию.../quote]
                Технологию, Карл, в отличии от чего нового, принципиального нового, если Вы недопонимаете разницу между новым или просто продвинутом старом, то я просто перед вашем умом снимаю шляпу hi
                1. +2
                  16 января 2025 23:06
                  Я даже не понимаю какую мысль Вы хотите до меня донести. Вам стоит совершенствовать ваш русский. laughing
    3. 0
      15 января 2025 16:02
      Цитата: Толстый
      и в незнании истории Вас невозможно обвинить.

      Что изобрели китайцы и когда они это сделали?
      Потом если это было давно, а это точно были китайцы?
      А почему они сейчас изобрести ничего не могут, хотя их интеллект на 10% выше в среднем чем у европейцев?

      Ответьте на эти вопросы.
      1. 0
        15 января 2025 16:23
        Вы не совсем правы. Мы привыкли судить об их достижениях шаблонно: украли, скопировали, криво воспроизвели. Но, к чести автора, китайцы действительно, копируя, переосмысливают и усовершенствуют. А их научная школа? Да, США на сегодняшний день общепризнанный лидер в сфере разработок, но кто знает, что будет завтра.
        1. 0
          15 января 2025 16:37
          Цитата: AlexSam
          Да, США на сегодняшний день общепризнанный лидер в сфере разработок, но кто знает, что будет завтра.

          Не врите, США сейчас отстали в кучи направлений НТР (Вы с 1972, значит должны значит расшифровку). Китайцы пытаются, а мы делаем и этому после отстоя 90-2000х я очень рад. Хотя и проблем много и в МинОбрНауке сидят откровенные чубайсы. Лесоповал по ним стосковался.
          1. 0
            15 января 2025 16:49
            Это уже тема для отдельной дискуссии. Но, глядя на материалы об их разработках в сфере вооружений, я часто задаюсь вопросом: А почему они, а не мы? Почему мы вечно в догоняющих? Где наше? А можем ли мы так же? Естественно, мы рано или поздно разработаем аналог, причём как всегда, на более примитивном технологическом уровне, но более эффективный. Да, потом будем долгие годы доводить его до ума, потом со скрипом наладим его производство, но это будет потом. Не сегодня и даже не вчера, когда он был так необходим.
            А профессиональные пильщики бюджетов, эффективные и несменяемые, у нас сидят везде. Не зря же их всех прогнали через ВНУ ВШЭ и РАГС имени Первого лица.
            1. 0
              15 января 2025 16:54
              Цитата: AlexSam
              А профессиональные пильщики бюджетов, эффективные и несменяемые, у нас сидят везде. Не зря же их всех прогнали через ВНУ ВШЭ и РАГС имени Первого лица.

              В США и сидят главные пильщики, поэтому на вопросы выше мы практически везде с ними вровень или лучше, а если Вы либерал, православная или любая верующая, или верите в демократию и верховенство закона, то я снимаю шляпу hi
              1. +3
                15 января 2025 17:10
                К счастью, я не либерал, в демократию и прочую пургу не верю. И этому государству я, будучи патриотом своей страны, с некоторых пор тоже не верю. Я наверное так и остался советским человеком.
      2. -1
        15 января 2025 18:15
        В китае изобрели: бумагу как следствие полиграфия, бумажные деньги и картография, фарфор, шелк, порох, компас, многозарядное полуавтоматическое метательное оружие (чо-ко-ну) , даосизм, открыли чай....
        Можно еще поискать примеры. Правда это все в основном до 3 века нашей эры.
        Не стоить надеяться на то, что все подсмотрено у гипотетических гиперборейцев, атлантов или лемурийцев это крайне сомнительные гипотезы.
        Сейчас Китай крайне быстро возрождается к творческим началам, что сильно беспокоит нынешнего мирового гегемона....
        1. 0
          16 января 2025 19:27
          Цитата: Толстый
          В китае изобрели: бумагу как следствие полиграфия, бумажные деньги и картография, фарфор, шелк, порох, компас, многозарядное полуавтоматическое метательное оружие (чо-ко-ну) , даосизм, открыли чай....

          Еще раз повторяю свои вопросы:
          Что изобрели китайцы и когда они это сделали?
          Потом если это было давно, а это точно были китайцы?
          А почему они сейчас изобрести ничего не могут, хотя их интеллект на 10% выше в среднем чем у европейцев?
          1. -1
            16 января 2025 23:13
            Мне, в отличие от автора этого опуса, за ваше просвещение никто не заплатит.
            Того что я сказал умному достаточно. В сети полно информации.
            Не пишите комментариев по пьяному делу, потом будет стыдно, по себе знаю... laughing
          2. +1
            29 марта 2025 11:21
            bya965
            Не пишите глупостей, а прочитайте про Deep Seek. Надеюсь, после этого Вам станет стыдно за веру в глупые расистские сказки...
  7. +1
    15 января 2025 11:45
    В целом современная китайская военная промышленность и атомный проект родились в 1950-е годы при помощи СССР. По сути, Москва создала современный по тем временам военно-промышленный комплекс КНР, способный производить практически весь спектр вооружений.

    ЕМНИП, помощь СССР также помогла изменить географию ВПК Китая - новые заводы строились в глубине страны, вне уязвимых прибрежных районов.
    Однако саботаж обнаружили, и Китаю передали наиболее передовые советские технологии. Причём вскоре произошёл разрыв отношений Москвы и Пекина.

    НСХ тогда вообще размахнулся: так, в 1961 году (за два года до разрыва отношений) он передал Китаю лицензию на производство МиГ-21 и двигателя, включавшую весь комплект ТД и КД, а также направил специалистов для организации производства. При том, что ВВС самого СССР получили "двадцать первый" только в 1959 году.
    1. AMG
      +1
      15 января 2025 15:28
      А еще реальное применение советского ЗРК-75 на территории Китая по тайваньскому РБ-57 в 1959 году, за пол года до сбития Пауэрса.
      1. -1
        15 января 2025 20:41
        А еще реальное применение советского ЗРК-75 на территории Китая по тайваньскому РБ-57 в 1959 году, за пол года до сбития Пауэрса.
        Есть подозрение, что расчёт ЗРК состоял из Си-Ни-Цынов и Ли-Си-Цынов
        1. AMG
          -1
          15 января 2025 21:34
          Скорее всего так и было, но техника потом так и осталась в Китае. И была свободная возможность осваивать и изучать местными военнослужащими и инженерами. Во Вьетнаме впоследствии освоение техники происходило таким же образом.
  8. +5
    15 января 2025 11:55
    Сами представители «жёлтой расы» нечто новое создать не могут. Только улучшать.

    Где-то я это уже видел... ах да, помницца в авиационных журналах США конца 30-х писали, что
    ...японцами не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими в настоящий момент для нужд вооружённых сил

    И вообще, что вся авиация Японии - это ухудшенные копии устаревших западных самолётов.

    На основании этих представлений Раз­вед­управление флота США в начале 1941 г. отвергло доклад капитан-лейтенанта Стивена Джерика, помощ­ни­ка по авиации военно-морского атташе США в Японии, который переслал в Штаты переписанные им данные с таблички ЛТХ "Зеро", обнаруженного им в экспозиции ежегодного военно-спортивного авиапраздника. smile
  9. +2
    15 января 2025 16:40
    Когда попадается статья о Китае обязательно вспоминаются слова В.И.Ленина о "великодержавном шовинизме". Не замечать успехи китайцев в развитии , и в науке, и в промышленности, и социалке может только слепой.
    Кстати , Китай сохранился как единое государство во время грабежа всего мира "белым " человеком. Сравните- сколько государств в , скажем, в Африке.
    Не стоит забывать и о том , что из 8 млрд. человек- 1.5 китайцы.
  10. -1
    16 января 2025 13:36
    помощь СССР позволила Китаю стать четвёртой в мире термоядерной державой после СССР, США и Великобритании

    Это же надо какими быть мягко говоря "недалекими" людьми, чтобы помогать кому то, тем более китаю, в создании ядерного оружия. Вот, что бывает, когда абсолютная власть в государстве находится у одного человека. И он один решает судьбоносные вопросы страны.
    Хорошо, если у этого человека есть разум и здравый смысл. А если нет. Тогда вот совершаем такие дурости, как передача ядерных технологий и оружия непредсказуемым соседним странам таким как китай, который никогда не забудет, что мы когда то завладели его землями на дальнем востоке и белоруссия. А также развалили, погрузили во мрак, войны и разорение великую страну. Почему то США, англия и франция никогда и ни кому не передавали свои ядерные технологии и оружие. Никому не передавали в аренду свои АПЛ. Да английские ученые участвовали в ядерном проекте америки, а потом использовали свои полученные знания и опыт в создании собственной атомной бомбы, но не более. Почему же так происходит? Мы безумно передаем, а они нет. А потому, что у нас это практически может решить один человек и все остальные это одобрят, а у них такие вещи, направленные против интересов и безопасности собственной страны, не проходят. Срабатывают противовесы к действующей власти. У нас же таких противовесов со времен царей, как не было так и нет. Поэтому и имеем то что имеем.
    1. 0
      29 марта 2025 11:17
      Это не так. Французы и американцы щедро делились своими ядерными секретами с Израилем. Вплоть до присутствия израильских физиков на французских ядерных испытаниях
  11. +1
    16 января 2025 18:10
    Когда СССР и КНР разорвали дружеские отношения, то из Китая были отозваны все советские специалисты. По плану Китай должен был создать атомную бомбу через 8-10 лет. Но китайское правительство обратилось к соотечественникам, проживающим за границей. Приехали тысячи инженеров и ученых из разных стран, в первую очередь из США, и первая атомная бомба была создана в КНР через 3 года, а спустя 3 года и термоядерная.
  12. +1
    17 января 2025 12:53
    Сами представители «жёлтой расы» нечто новое создать не могут.

    Ето звучит как анекдот. Из 5 тисяч лет истории цивилизации "желтая раса" отставала от вершин прогресса человечества только не более 200 лет. И уже в 21 веке она снова на вершине цивилизации(китайци, корейци, японци).
    А если об европейцев идет реч то они там очень недолго(Римская империя менее тисячу лет и индустриальная революция менее 200 лет) и неизвестно сколько останутся еще.
    1. 0
      29 марта 2025 11:15
      Я бы добавил, что как раз 200 лет назад, китайский император заявил европейским купцам, что они не нуждаются в европейских товарах, ибо у них всё есть. Это, наоборот, европейцы старались вывозить из Китая то, чего не было в Европе, и что она выпустить сама не могла: тот же чай, шелк и фарфор
  13. +1
    17 января 2025 14:38
    В рамках этого соглашения Москва передала Пекину технологии по обогащению урана, строительству центрифуг и другие элементы производственного цикла.
    В рамках этого соглашения создали Пекинский институт физики и атомной энергии и начали строительство газодиффузионного завода по обогащению урана в Ланьчжоу.

    Ето две разние технологии обогащения урана(центрифуги и газовая дифузия). В конечном счете советские специалисти ушли в 1960 практически сразу после начало строительства газодифузионного завода в Ланчжоу. Первий на 90 % обогащений уран в Ланчжоу вьипустили только в январе 1964 и его использовали в первом китайском ядерном заряде. Ето означает что Китай к 1964 самостоятельно развил ету(не лучшую) технологию изотопного обогащения урана.
    Позаботился СССР и о развитии ракетостроения в Китае. Китайцам были предоставлены образцы ракет «Р-1» и «Р-2» и технологии их создания.

    Р-1 копие а Р-2 модернизация немецкой Фау-2
    В 1966 г. первая китайская стратегическая баллистическая ракета «Дунфын-2» (созданная на основе советской Р-5М образца 1956 года) доставила 12-килотонный урановый боезаряд на дальность около 900 км.

    Дунфен 2 не создана на основе Р-5М. Горючее у них разное. Она скорее ближе к советской Р-12, но нет информации что СССР передавал чертежи или технологию Р-12 Китаю.
    Во всяком случае Дунфен 2 китайци сделали самостоятельно несколько лет после отьезда советских специалистов из Китая.
  14. +2
    17 января 2025 14:53
    Цитата: Толстый
    В китае изобрели: бумагу как следствие полиграфия, бумажные деньги и картография, фарфор, шелк, порох, компас, многозарядное полуавтоматическое метательное оружие (чо-ко-ну) , даосизм, открыли чай....

    Пропустили ракет и огнестрельное оружие. А Марко Поло писал что китайци горят "камни" (уголь).
    Он сообщал и о регулирование ринка государством. Государство закупало и делало запас из зерна когда бил обильний урожай и поддерживало более високие закупочние цени. Продавало етот запас при неурожай для поддержания более ниских продажних цен и недопущения голода.
  15. +1
    29 марта 2025 11:12
    Автор, который позволил себе высказывание про "желтую расу, которая сама ничего не может", мало того, что демонстрирует собственное невежество, пытается ввести людей в опасное заблуждение. И дальше сам себе противоречит.
    Он, видимо забыл, что именно китайцы создали порох, ракеты и компас. И, возможно, огнестрельное оружие. И он пишет, какой арсенал создали китайцы, уже без помощи СССР.
    Ту же термоядерную бомбу Китай создал самостоятельно. А между прочим, СССР и США столкнулись с немалыми трудностями при создании термоядерных зарядов. Первый американский термояд, вообще, был циклопическим сооружением. Автор сам признает, что технологию АПЛ китайцам наши не дали, но они их смогли создать.
    Если китайцы ещё что-то не создали, это не значит, что они не сиогут этого сделать. Пока наши "иксперды" рассуждают "о жёлтой расе", китайцы стремительно развиваются... И вот этот самый "иксперд" не боится того, что детти или внуки его будут обслуживающим персоналом у этой самой "жёлтой расы, которая ничего не может сама придумать"?
    Интересно, а почему ВО допускает к публикации такие странные статьи?
  16. -1
    16 апреля 2025 20:33
    Не отменяя общего посыла в колоссальной роли СССР в становлении КНР, некоторые фразы звучат странно:
    Сами представители «жёлтой расы» нечто новое создать не могут. Только улучшать

    Китай создал порох, бумагу и арбалет. И много чего еще. И создаёт уже сейчас. Там все хорошо с наукой и техникой. Чего концептуально тране хватало и не хватает Китаю - это военной традиции и опыта.