Полезнейший трофей Балтийского флота: подлодка U-250

29 076 39
Полезнейший трофей Балтийского флота: подлодка U-250
Экипаж подлодки U-250 на её палубе, декабрь 1944 г. Фото Бундесархив ФРГ


Во время Великой Отечественной войны Военно-морской флот Красной Армии уничтожил множество немецких подводных лодок. В 1944 г. одну из потопленных субмарин удалось поднять на поверхность, обыскать и тщательно изучить. Благодаря сложной и уникальной операции, проведённой нашими военными водолазами, флот получил несколько ценных трофеев и важнейшую информацию.



Недолгая карьера


В январе 1943 г. на одном из немецких судостроительных заводов была заложена новая дизель-электрическая подводная лодка проекта VIIC. В ноябре того же года её спустили на воду, а 12 декабря приняли в состав Кригсмарине под тактическим номером U-250. Командиром корабля назначили капитан-лейтенанта Вернера-Карла Шмидта.

В конце июля 1944 г. U-250 отправилась в свой первый и последний боевой поход. 30 июля подлодка находилась в восточной части Финского залива, недалеко от Выборга. Там она атаковала торпедой советский малый охотник МО-105. Катер погиб вместе с 20 моряками. Еще 7 человек удалось спасти.

Спустя всего несколько часов морской охотник МО-103 под командованием старшего лейтенанта А.П. Коленко обнаружил вражескую субмарину в подводном положении. В двух проходах над нею катер сбросил две серии по пять глубинных бомб. Вторая атака оказалась успешной: одна из бомб повредила прочный корпус, и подлодка пошла на дно.

Шестеро подводников, находившихся на центральном посту, смогли покинуть лодку и спастись. Среди них был и командир В.-К. Шмидт. Советские моряки подняли их на борт и взяли в плен. Оставшийся экипаж подлодки погиб. U-250 унесла с собой жизни 46 немецких моряков.


Пятеро из шести спасённых немецких подводников. В центре — командир лодки В.-К. Шмидт. Фото Sovboat.ru

Ценная информация


В ходе допроса пленных было установлено, что на борту подлодки остались важные документы, такие как навигационный журнал, карты немецких минных постановок и т.д. Кроме того, подлодка несла различное оборудование и вооружение немецкого производства, тоже представлявшее большой интерес.

Командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц приказал провести поисковую операцию, обнаружить затопленную подлодку и забрать с неё наиболее ценный «груз». Проведение операции поручили Роте особого назначения КБФ под командованием капитана 3 ранга И.В. Прохватилова.

В первых числах августа удалось точно определить место затопления U-250 и провести первичное обследование субмарины. Было установлено, что она лежит на грунте на глубине около 35 м на ровном киле с небольшим креном на правый борт. Отсек с дизельными установками имел крупную пробоину, которая и стала причиной затопления.

Погружения к цели совершали военные водолазы под командованием мичмана А. Бурлака. Работая посменно, они изучили состояние подлодки, а также обыскали её. Водолазам пришлось столкнуться с рядом трудностей разного рода. Работа на затопленной субмарине оказалась сложной как физически, так и психологически.

Тем не менее, несмотря на все препятствия, бойцы Роты особого назначения смогли найти и поднять на поверхность несколько важных документов с центрального поста лодки. Кроме того, они обнаружили множество других интересных изделий и предметов, которые тоже следовало поднять на поверхность.


Командир Роты особого назначения И.В. Прохватилов, фото 1940-х готов. Фото Центральный военно-морской музей

Активность ВМФ РККА на месте гибели подлодки привлекла внимание финских и немецких войск. Начались артиллерийские обстрелы, которые существенно затруднили работу. ВМС Германии также попытались заминировать район нахождения U-250, чтобы помешать Роте особого назначения, но эта попытка не увенчалась успехом.

Новая задача


По итогам первых работ на погибшей подлодке было принято новое решение. Следовало поднять корабль на поверхность и отбуксировать в сухой док для более обстоятельного и подробного изучения. Эту задачу поручили 76-му аварийно-спасательному отряду, командиром которого являлся инженер-капитан 2 ранга А. Курдин.

Согласно плану новой операции, водолазы 76-го отряда должны были установить на подлодке несколько понтонов-цистерн. Затем эти емкости предлагалось продуть сжатым воздухом, и они должны были поднять U-250 на поверхность. В таком виде субмарину можно было отбуксировать в нужном направлении и поставить в сухой док.

Изготовление понтонов и необходимого оборудования, их доставка к месту операции и другие подготовительные мероприятия заняли несколько дней. Работы на подводной лодке удалось начать в середине августа.

К этому времени активность противника в районе выросла. В связи с этим КБФ принял меры по усилению защиты работающих специалистов. Была организована контрбатарейная борьба с применением дальнобойной артиллерии, на море дежурили боевые катера и т.д.


U-250 в сухом доке. Фото Sovboat.ru

Морякам и водолазам 76-го отряда пришлось работать в сложных условиях. Чтобы затруднить противнику разведку и наведение, основные работы велись в тёмное время суток. Кроме того, приходилось учитывать сильный ветер и волнение моря, которые едва позволяли продолжать работу. Однако, несмотря на все эти трудности, водолазы успешно справились со своей задачей.

Монтаж понтонов на подводной лодке был завершен 30 августа. Однако вскоре начался сильный шторм, который унёс часть конструкций в море. Поиск потерянных понтонов и их возвращение на место заняли несколько дней. К этому времени обстановка изменилась, и работа водолазов стала проще. Дело в том, что 4 сентября Финляндия прекратила боевые действия против СССР, и обстрелы прекратились.

13 сентября водолазы завершили монтаж понтонов, и уже на следующий день подлодку подняли на поверхность. 15 сентября её доставили в Кронштадт для установки в один из сухих доков. Сразу после этого началось изучение трофейного корабля.

Особые трофеи


Как и ожидалось, на борту затонувшей подлодки U-250 хранилось множество интересных предметов и материалов. Часть их обнаружили и подняли на первом этапе водолазных работ, а прочие удалось добыть только после подъёма и доставки лодки в док.

В первую очередь, с субмарины забрали различные карты и прочие навигационные материалы, документы связи и т.д. Кроме того, на U-250 нашли практически целую шифровальную машину Enigma. Пленный командир В.-К. Шмидт помог с расшифровкой документов.


Подлодка и один из понтонов (на переднем плане). Фото Sovboat.ru

На борту подлодки оставались две неиспользованные торпеды G7es Zaunkönig, оснащённые системой акустического самонаведения. Советские специалисты впервые получили доступ к этому изделию и смогли его изучить. Кроме того, для ознакомления с изделиями «Цаукёниг» пригласили британских коллег.

Наконец, сама подлодка, построенная по проекту VIIC, представляла определённый интерес для советских кораблестроителей. Изучались её конструкции, агрегаты, вооружение и т.д.

Положительные последствия


Операция по обнаружению, обыску и подъёму немецкой подводной лодки U-250 дала важные результаты. Благодаря ей удалось дополнить знания о противнике, решить ряд боевых задач и заложить основу для дальнейших разработок разного рода. Более того, некоторыми результатами этой операции позволили воспользоваться союзникам.

Первые результаты операции были получены уже в середине августа. В трофейных документах был обнаружен фарватер, ведущий от Свинемюнде до Ленинграда и проходящий между немецкими минными заграждениями. На этом маршруте были выставлены мины, и в середине августа на них подорвались несколько немецких кораблей. Противнику пришлось срочно принимать меры и расчищать важный фарватер.

В ходе изучения трофейной подлодки нашли массу решений и идей, которые можно было бы использовать в своих проектах. В связи с этим в январе 1945 г. командование ВМФ приказало приостановить разработку проекта ДЭПЛ «608». Позже на его базе выполнили новый проект 613, в котором учли немецкий опыт и результаты обследования U-250.


Кормовая часть подлодки: видна пробоина в корпусе. Фото Sovboat.ru

Поднятая подлодка также оказала значительное влияние на советское торпедостроение. Изделие G7es продемонстрировало, как можно решить проблему акустического самонаведения, и с его помощью были созданы первые успешные образцы подобного вооружения. Аналогичные работы в то же время велись и в Великобритании.

Все усилия и подвиги моряков и водолазов тоже получили достойную оценку. Уже 30 сентября 1944 г., всего через пару недель после подъёма подлодки, адмирал В.Ф. Трибуц подписал приказ о награждении участников операции государственными наградами. В частности, шестеро руководителей работ были удостоены ордена Красного Знамени.

В апреле 1945 г. немецкую подлодку включили в состав Балтийского флота под новым номером ТС-14. Планировалось отремонтировать её и использовать в качестве опытового судна для отработки различных систем и изделий. Однако вскоре восстановление корабля признали нецелесообразным. 20 августа подлодку списали и вскоре отправили на разделку.

Бои и трофеи


Основной задачей военно-морского флота во время войны является уничтожение кораблей, подлодок, судов и береговых объектов противника. Однако в отдельных ситуациях могут требоваться и иные действия, имеющие не меньшее значение. Именно так было с подлодкой U-250.

Моряки-балтийцы смогли уничтожить очередную немецкую субмарину во время её первого же похода. Затем подлодка стала источником ценных данных разного рода, которые удалось использовать как сразу, так и в отдаленной перспективе. ВМФ РККА получил уникальный шанс и смог в полной мере воспользоваться им.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 января 2025 06:06
    В январе 1943 г. на одном из немецких судостроительных заводов была заложена новая дизель-электрическая подводная лодка проекта VIIC. В ноябре того же года её спустили на воду, а 12 декабря приняли в состав



    Привык, что работы на ВО подробнее чем иные обще доступные ресурсы, в связи с чем решил уточнить ряд моментов. ПЛ была заложена 9 января 1943 года на верфи «Германиаверфт» (г. Киль), спущена на воду 11 ноября 1943 году.
  2. +16
    16 января 2025 06:29
    Во время Великой Отечественной войны Военно-морской флот Красной Армии уничтожил множество немецких подводных лодок.

    Достаточно громкое заявление. Патриотизм вещь нужная, но против правды…?
    РККА (не только флот) уничтожили или безвозвратно повредили 17 германских ПЛ и 3 - итальянских. Наши потери от боевых действий 81 субмарина.
    1. +8
      16 января 2025 08:13
      Так и число немецких субмарин в советских водах было не сравнимо с их числом в водах "Мирового океана".
      Плюс чрезвычайно сложные условия на Крайнем Севере - огромный театр боевых действий и мизерные силы для борьбы даже с одиночными подлодками КригсМарине.
      1. +5
        16 января 2025 09:20
        Алексей день добрый!
        Я не принижаю подвиг советских моряков. Вопрос в другом - расплывчатые формулировки в вышевыложенной работе. Красное «словцо» всегда должно быть к месту.
        1. +4
          16 января 2025 10:05
          1 больше чем 0?
          Больше.
          Значит "много"...
          Вот автор и пишет такими расплывчатыми фразами.
          Кто захочет тот проверит, другой просто поверит.
      2. +3
        16 января 2025 11:59
        Цитата: hohol95
        Плюс чрезвычайно сложные условия на Крайнем Севере - огромный театр боевых действий и мизерные силы для борьбы даже с одиночными подлодками

        Насчёт мизерности средств - это ещё вопрос. К 1945 г. СФ получил множество охотников за ПЛ и от отечественной промышленности, и по ленд-лизу. Но при этом не мог обеспечить ПЛО в ближней зоне ГВМБ - немецкие ПЛ топили транспорты на подходах к Кольскому заливу. Пришлось даже просить Союзников, чтобы их противолодочная группа расчистила ближнюю зону.
        Или помните КОН ПК-9? в апреле 1945 г.? 2 ТР шли под охраной 20 боевых кораблей и катеров (16 - СФ, 4 - ВМС Норвегии), из которых 14 были оснащены ГАС, 6 наряду с ГАС, имели МБУ «Хеджехог» и 5 - РБУ «Маустрэп».
        Результат? 1 ТР потоплен, 1 ТР повреждён, оставлен командой и отбуксирован в Кольский залив.
        1. +2
          16 января 2025 14:47
          К 1945 году...
          А до 1945-го года???
          Получили от союзников, но вероятно не освоили работу всех средств обнаружения и уничтожения подводных лодок врага на 100%!
          Возможно и на 50% не освоили к концу войны.
    2. +4
      16 января 2025 09:18
      Коте пане Команда, под словом " множество" и имеется в виду- скрытие точных цифр. Нам и про Хатынь говорили, что " уничтожили немецкие аккупанты". Теперь, расхлебываем.... История- продажная девка,политики.
      1. +2
        16 января 2025 11:14
        Цитата: Андрей Николаевич
        Нам и про Хатынь говорили, что " уничтожили немецкие аккупанты". Теперь, расхлебываем.... История- продажная девка,политики.

        Уничтожали холуи немецких оккупантов.
        В данном моменте расхлёбываем не по причине искажения и замалчивания истории , а по причине не ликвидации самой причины этого " феномена" -- распространения бандеровской идеологии на Украине.
      2. +1
        16 января 2025 13:50
        Цитата: Андрей Николаевич
        Коте пане Команда, под словом " множество" и имеется в виду- скрытие точных цифр. Нам и про Хатынь говорили, что " уничтожили немецкие аккупанты". Теперь, расхлебываем.... История- продажная девка,политики.

        День добрый Андрей Николаевич!
        По поводу «сокрытия», в библиотеке имею несколько книг и справочников на данную тему. Сведения о потерях изменялись от издания к изданию на протяжении 60 лет. В основном из-за введения в научный оборот различных исследований и артефактов (в виде нахождения мест затопления ПЛ). Много споров вызывают различные подходы к оценки аварий и повреждений. Например, случайное попадание Пе-2 бомбой в U9 в порту Констанца. У-бот по идее целью не был, формально не сгорел и не утонул - но в море позже не выходил и достался трофеем нашей армии. Ряд ПЛ «безвести пропали», позже были найдены и изучены. Установлены причины их гибели. Естественно статистика менялась в ту или иную сторону.
        Были и иные изыски, например финны причисляют к своим победам одну подводную лодку потерянную КБФ в период Советско-Финской войны. Мы ее не считаем. Сложно оценить оставленные нами ПЛ. Или потерю Ленинца в Тихий ом океане.
        Если я не ошибаюсь в совокупности наши потери ПЛ оценивают в количестве 116-125, у немцев почти 800.
        1. +2
          16 января 2025 13:54
          Коте пане Коханка, довольно интересно.. Я так скурпулезно не изучал,но любую информацию принимаю,с благодарностью.
        2. 0
          18 февраля 2025 07:13
          Да,в общем то список есть давно...
      3. 0
        18 января 2025 21:51
        Цитата: Андрей Николаевич
        Нам и про Хатынь говорили, что " уничтожили немецкие аккупанты"

        Это были украинские националисты под руководством немецких оккупантов, что это поменяло?
    3. -1
      19 апреля 2025 17:43
      У основном у нас же лодки топли пробиралась через минные загрождения
      1. 0
        26 апреля 2025 17:03
        Учительница русского языка и литературы застрелилась тут же прочитав это
        1. 0
          26 апреля 2025 18:35
          ))))))))))))))))))))
  3. +5
    16 января 2025 09:57
    Экипаж подлодки U-250 на её палубе, декабрь 1944 г. Фото Бундесархив ФРГ

    а на самом фото дата: 12.Dezember 1943 - те. фото сделано в день принятия лодки в состав флота.
    А вообще статья получилась с изюминкой - на фото уцелевших немцев командир Шмидт в фуражке и длинном кителе, или как это у флотских называется, и возникает вопрос - как он в таком виде из затопленной лодки смог вылезти ? Начинаешь домысливать, что атрибуты формы ему добыли уже в плену, воображается возможный стиль общения с пленным командиром, учитывая его сотрудничество при расшифровке документов..
    Вот из таких моментов и состоит вкус текста, его привлекательность , когда есть возможность что-то угадать, что-то живее представить. Это лучше, чем сухие бульонные кубики-абзацы в обычном стиле автора.
  4. +6
    16 января 2025 10:30
    Пётр Денисович Грищенко (один из лучших офицеров подводного флота), возглавлявший на тот момент разведку Балтийского флота и лично "работал " с капитаном Шмидтом подробно описал данный эпизод в своей книге "Схватки под водой". Странно, что автор статьи не сказал о гнем не слова.
  5. +1
    16 января 2025 11:01
    Мне кажется?
    или и впрямь, но все это я недавно читал... здесь?
    или этот материал уже был где-то размещен?
    1. +2
      16 января 2025 12:56
      Вы знаете похожее ощущение, какое-то ДежаВю
  6. -4
    16 января 2025 11:20
    Подводная война на Балтики в 1944-45 ето настоящий триумф советского флота. Победа с абсолютним превосходством.
  7. +3
    16 января 2025 12:30
    Цитата: Коте пане Коханка
    Достаточно громкое заявление. Патриотизм вещь нужная, но против правды…?
    РККА (не только флот) уничтожили или безвозвратно повредили 17 германских ПЛ и 3 - итальянских. Наши потери от боевых действий 81 субмарина.

    1. А еще точнее кому надо засчитат более 300 немецких подлодок которие затопление в портах своими екипажами несколько дней до капитуляции или захвачение в портах в результат капитуляции 3 рейха. В етой капитуляции нет заслуг РККА? Даже западние союзники зачели заслугу СССР как одна треть трофейного немецкого и италианского флота, а по моему заслуга РККА в капитуляции Вермахта, в том числе и Кригсмарине, не менее 2/3.
    2. Кому засчитат румунские и финские подлодки? Или капитуляция етих стран не имеет никакого значения?
    1. 0
      16 января 2025 13:03
      Не надо валить всё в одну кучу, 300 немецких подлодок, румынские, финские это результат успешных действий сухопутных войск.
      1. 0
        16 января 2025 14:52
        Значит советские боевые корабли, лодки и катера оставленные в базах при отступлении в зачёт потерь не идут?
  8. +1
    16 января 2025 15:54
    Цитата: mr.ZinGer
    Не надо валить всё в одну кучу, 300 немецких подлодок, румынские, финские это результат успешных действий сухопутных войск.

    1. Конечно ето результат успешних действии сухопутних войск и конечно что войну вьиграли главним образом сухопутние войска. Кригсмарине и Люфтваффе могли воеват еще до наших дней если сухопутние войска не взяли их баз и не заставили 3 рейх капитулироват безусловно.
    Но надо видет и участие советского флота в войну на земле. И в оборону Ленинграда и Сталинграда и потом в наступление на Германии.
    2. Сама война, ее логика, валит все, в том числе и потери, в одну кучу. Война не спортивние игри на разних дисциплинах - отдельно война на море, отдельно война в воздухе, отдельно на суше. Войну вьигривают все вместе и у них одна победа или поражение.
    1. -1
      16 января 2025 18:24
      Ваша аргументация, это средняя температура по больнице.
    2. -1
      26 апреля 2025 18:37
      Кригсмарине и сейчас воюет только с баз в северном полюсе! Вы что не знали?
  9. +7
    16 января 2025 16:22
    Спустя всего несколько часов морской охотник МО-103 под командованием старшего лейтенанта А.П. Коленко обнаружил вражескую субмарину в подводном положении.

    Самое забавное, что потопление U-250 стало возможным во многом благодаря действиям самого Шмидта.
    Первое и главное - он не принял во внимание возможные ответные меры со стороны КБФ и не сменил район действий после потопления МО-105. На наших же кораблях верхняя вахта начала смотреть не только вверх и по сторонам, но и вниз.
    Вторая ошибка - неучёт гидрографии района действий. В частности, прозрачности воды на малых глубинах (куда ПЛ ушла после обнаружения прибывшего в район МО-103). В результате, при попытке обойти МО-103 и уйти на большие глубины, ПЛ была визуально обнаружена под водой с катера-дымзавесчика КМ-910, который тут же встал в циркуляцию над местом обнаружения ПЛ, начал подавать сигналы сиреной и ракетами и направил к МО-103 своего напарника, КМ-908.
    Третья ошибка - наиболее очевидный курс отхода. Прибывший к КМ-910 малый охотник пошёл от дымзавесчика в сторону ближайшего жёлоба - и с 7 кбт засёк ПЛ.
    Ну а дальше - дело техники: после первой серии (2 БГБ, 3 МГБ) на воде появился пузырьковый след (повреждение баллонов ВВД), вторая серия (4 БГБ, 5 МГБ) повредила корпус (течь топлива, выброс воздуха). А дальше - coup de grâce: третья серия... хотя как серия - всего одна БГБ, привела к затоплению машинного отделения ПЛ, лодка легла на грунт.
  10. 0
    16 января 2025 17:03
    Очень интересные комментарии- дополнения, особенно последнее, повествующее о деталях потопления немецкой ПЛ. Вопрос только в том, зачем поделились секретами торпед, с англичанами. Ясно, что мы были союзниками, но не думаю, что они поделились бы с нами подобной технической информацией.
  11. 0
    16 января 2025 18:03
    2 отличных операции! Вначале потопили, а потом подняли и сняли тактическую информацию и технологии. Это было мощно! И хотя общий счет по подлодкам был не в нашу пользу, яркие победы не забудешь. Пленным конечно дико свезло. Интересно, как они с 35 метров всплыли?
    1. +2
      17 января 2025 08:35
      Цитата: Glagol1
      Интересно, как они с 35 метров всплыли?

      В воздушном пузыре. Достаточно распространенное явление в подводном флоте.
  12. +1
    16 января 2025 19:03
    Самое забавное, что потопление U-250 стало возможным во многом благодаря действиям самого Шмидта.

    Еще забавнее, что командование кригсмарине в 1944-45 бросило своих средних лодок с безумной задачи топит катера в мелководие где мин больше чем вода.
    Итог несколько потеряних лодок в размен на потопление два десятка катеров и других мелких судов., которие сумарно дешевле чем одна из подлодок.
    Общий счет в 1944-45 на Балтики разгромная победа советского подплава. Потеряли только 2 лодки и потопили в общем, торпедами и минами, несколько десятки тисяч тон судов, два миноносеца и подлока.
  13. -2
    16 января 2025 20:59
    Цитата: Костадинов
    А еще точнее кому надо засчитат более 300 немецких подлодок которие затопление в портах своими екипажами несколько дней до капитуляции или захвачение в портах в результат капитуляции 3 рейха.

    Спасибо,- за хороший комментарий.
    Коханка обычный антисоветчик,заходит в комменты что бы нагадить на СССР и его достижения,друг Шпаковского.
  14. +2
    16 января 2025 23:03
    Вот про множество уничтоженных подводных лодок, как-то слишком. Не на Балтийском море, не в Карском, не в Чёрном, германских лодок почти и не было. На Черном море "каноэ" (IIB) в количестве 9 единиц. Конвои до Мурманска сопровождали британцы, да и лодок VII серии из Нарвика там было мало. В восточной Балтике постоянно с 1941 по 1944 год было порядка 5-7 единиц. Суммарно подтвержденных побед ВМФ ~10 единиц + 5-7 по невыясненным причинам. Это всё не умаляет достоинств ВМФ СССР, но германских лодок у берегов СССР было минимум.
  15. +1
    17 января 2025 12:03
    Цитата: Техник_Харлан
    Вот про множество уничтоженных подводных лодок, как-то слишком. Не на Балтийском море, не в Карском, не в Чёрном, германских лодок почти и не было.

    Я недооценил уничтожених немецких лодок в конце ворой мировой и в результате разгрома Вермахта.
    30 апреля 1945 Дениц отдает приказ об операции "Регенбоген" которая, до 4 мая 1945, приводит к самопотопление 238 немецких подлодок (в том числе только 5 строительство которих закончено но они еще не на воду). Ето только на Балтийском море. 4 мая Дениц отменяет приказ и еще 156 подлодки капитулируют вместе с Вермахта. Так что настоящий брой немецких лодок потеряних только по етих двух причин - 394 или почти 400. Ето главним образом лодки нових типов 21 и 23 серии или из старих серии которие прошли модернизацию - шнорхели, акустика, новие торпеда и так далее.
    Без капитуляции Вермахта, летом и осени 1945, для флотов западних союзников наступали снова тяжелие времена.
  16. +1
    17 января 2025 20:55
    "для ознакомления с изделиями «Цаукёниг» пригласили британских коллег." А они не поделились. Хотя Енигму еще в 1940 г расшифровали.
  17. +1
    9 апреля 2025 10:19
    Некорректно называть флот в годы войны ВМФ РККА. С 1937 года, после создания Наркомата ВМФ, существовал Рабоче-Крестьянский Военно-Морской Флот (РКВМФ), отдельный от РККА. Причем с 1939 года чаще использовались наименования Красная Армия и Военно-Морской Флот. То есть в названии РККА всё реже использовали словосочетание "рабоче-крестьянская", а в названии флота и "рабоче-крестьянский", и " красный".
  18. 0
    9 апреля 2025 10:23
    Финальный комментарий. Автору и другим следует быть внимательней с иллюстрациями и подписями под рисунками. На первом фото автор пишет - экипаж U-250 в декабре 1944 г. Потустороннее какое то получается фото ведь лодка погибла летом 1944 г. Очевидно - это декабрь 1943 г. Мелочь - но из подобных нестыковок складывается доверие к информации.
  19. 0
    25 апреля 2025 14:59
    Да, уж... Только после аойны было торпедное дело. Поскольку, до кучи, по этим торпедам звучала фамилия Коленко, его разжаловали до матроса. Но хоть не посадили и не расстреляли , как Галлера.