«Всё, нос у нас отвалился». Кто ответит за катастрофу в Керченском проливе?

18 992 106
«Всё, нос у нас отвалился». Кто ответит за катастрофу в Керченском проливе?

«Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать».
Книга Екклесиаста (1:15).


Внимание, осторожно, очень опасно: перевозка нефтепродуктов


Перевозка нефтепродуктов — область, связанная с огромными экологическими рисками, относящихся к классу опасных грузов. Если посмотреть атомную отрасль, мы увидим, что все процессы в ней тщательно регламентированы. А что в перевозках нефти? Ограничения есть, но по факту «невидимая рука рынка» сильнее? И вот бабахнуло, последствия катастрофы в Черном море нанесли колоссальный ущерб не только самому популярному детскому курорту в России, но уже сказываются в Крыму и не только.



Краткая информация о беде


Катастрофа произошла 15 декабря в Керченском проливе. По данным «Интерфакса», основными причинами крушения названы ошибка экипажа в сложных метеоусловиях и избыточная штормовая нагрузка на корпуса танкеров. Во время аварии один из поврежденных танкеров сел на мель, другой находится в дрейфе.

Танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» были построены на верфях в Волгограде, первый — в декабре 1969 года, ему было 55 лет, второй — в июле 1973-го, ему был 51 год. По иронии судьбы, танкер потерпел крушение точно в день своего 55-летия — его спустили на воду именно 15.12.1969.

Корабли имели порты приписки Санкт-Петербург и Астрахань соответственно. По данным ТАСС со ссылкой на источник в отрасли, собственники судов — пермская компания «Кама Шиппинг» и зарегистрированная в Москве «Волгатранснефть». На борту двух танкеров находился экипаж из 27 человек. Один из моряков погиб, остальных эвакуировали.


На фото: танкер «Волгонефть-212».

Было еще третье (!) судно — «Волгонефть-109», которое 17.12.2024 находилось на стоянке в акватории порта Кавказ и, по данным «Интерфакса», подало сигнал бедствия из-за трещины на борту. У судна был поврежден грузовой танк, утечки не произошло.

По данным Минтранса РФ:

«Несколько танкеров, принадлежащих ЗАО «Волгатранснефть», не включены в лицензию на перевозки опасных грузов внутренним водным и морским транспортом. В ходе проверки Ространснадзора установлено, что оба судна находились в Керченском проливе в нарушение ими сезонных ограничений на плавание в акватории».

Общий объем перевозимого груза на обоих танкерах составлял 9200 т мазута. Как передал ТАСС, по оценке, сделанной 16.12.2024 со ссылкой на данные спутникового мониторинга, в Керченском проливе вытекло около 3000 тонн мазута. По оценке главы Минприроды Александра Козлова, в море вылилось около 4000 т. Однако уже 2.01.2025, согласно данным пресс-службы Минтранса, в Черном море цифра была уменьшена до 2400 т мазута. Но поскольку суда не подняты, точку ставить рано. Как заявил пресс-секретарь президента, «это крупная экологическая катастрофа», и вопрос остаётся в центре внимания президента.

Почему судна не подняты?


Во время аналогичной аварии 2007 почти весь объем мазута вылился в море сразу, что позволило локализовать меры по ликвидации аварии. Но мазут из танкеров «Волгонефть» продолжает выливаться.

Как заявил глава Крыма Сергей Аксёнов, для того чтобы глобально разрешить ситуацию с разливом мазута в Чёрном море, необходимо поднять оба танкера, иначе все работы по очистке пляжей будут иметь локальный характер. Если суда не поднять, процесс может принять длительный и непредсказуемый характер.

По мнению экспертов, загустевание мазута в холодной воде препятствует активному вытеканию с остатков кораблей.

26.12.2024 в Новороссийск прибыла специальная установка по откачке, были предприняты попытки удаления топлива, но из-за шторма на море водолазные работы были временно приостановлены.

По мнению директора Центра морских исследований и технологий Севастопольского госуниверситета в интервью «РГ», на операцию по подъему затонувших танкеров уйдет не менее двух месяцев. «Эти танкеры не такие большие, поднять их вполне реально. Для этого используют судоподъемные понтоны. Такие есть у нас на Черном море… По опыту, подъемные работы занимают не меньше двух месяцев, если позволит погода».

На днях глава МЧС России Александр Куренков на заседании правительственной комиссии потребовал представить перечень конкретных мер по ликвидации последствий аварии к 15 января.

По последним данным, судовладельцы «Волгонефти» закончат мероприятия по подъему танкеров со дна Керченского пролива до 16 июня 2025 года. Откачку мазута с танкера в Черном море начнут после фиксации его положения. Для откачки начали нагревать мазут, работы по откачке нефтепродуктов из кормы танкера «Волгонефть-239» могут быть завершены до конца января. По данным BFM, подъем танкеров со дна моря может занять от трех месяцев до года при стоимости работ от 200 млн руб. до 1 млрд руб.

Вместе с тем усилия местных властей и МЧС, волонтеров просто героические. При этом около 150 участников очистки побережья от мазута обратились к медикам.

Ситуация показывает, что, несмотря на происходящие происшествия, адекватной ликвидационной технической базы в стране нет. С момента аварии прошел уже месяц.

Оценка ущерба


По оценкам специалистов, размер пятна в Чёрном море на 23.12.2024 от пролива до Анапы составлял около 800 кв. км. Как заявил глава Минприроды РФ Александр Козлов, объем загрязненного мазутом грунта с черноморских пляжей может составить 200 тыс. т. По данным МЧС (Интерфакс) на 13.01.2025, спасатели и волонтеры собрали с побережья города-курорта Анапы и Темрюкского района Краснодарского края более 160 тыс. тонн песка с мазутом.

Как сообщают «Вести», по состоянию на 20.01.2025 в Севастополе, Крыму и на Кубани от мазута очищены около 300 километров побережья.

После крушения часть загрязнения осталась в толще воды, часть осела на дно, а остальное вынесло на побережье.
Вот как оценивают ущерб от аварии СМИ и ведомства:


Ведомости:

«Пока российские регионы готовились к новогодним праздникам, в Крыму и на Кубани боролись с катастрофой. Песчаные пляжи Анапы пропитались мазутом, на берегу — мертвые дельфины, моллюски, крабы и птицы, а в Крыму волонтеры спасают пострадавших от нефтепродуктов пернатых».

«В Анапе и Темрюкском районе обнаружено почти 5800 загрязненных пернатых, в основном чомг. Однако птиц спасают и на побережье Крыма, поэтому окончательная цифра по пернатым вряд ли появится в ближайшее время.»

Кубань-информ:

«По подсчетам экологов, только 45 минут уходит на то, чтобы два человека отмыли одну испачканную нефтью птицу. Ее нужно многократно осыпать крахмалом, а затем соскрести абсорбированный мазут. Это приводит к удалению естественной смазки перьев».

Волонтёрам удалось спасти более 700 птиц.

РИАМО:

«Около 10 тысяч птиц, в том числе краснокнижных, могут вымереть из-за выброса мазута в Краснодарском крае».
«Город-курорт Анапа перестанет быть таковым».
«Разлившийся в Керченском проливе мазут доплыл до Новороссийска».

Известия:

«Зафиксирован выброс нефтепродуктов также в Сакском районе и Евпатории, туда оперативно направлены специалисты».

14.01.2025, ТАСС:

«Работы по очистке побережья Азовского моря в Запорожской области от мазута с потерпевших крушение танкеров завершены».

Как считают экологи, мазут, попавший в Черное море, может добраться и до турецкого побережья. А если нам позже предъявят международные иски?

Издание «Эксперт»:

«Из-за перемены ветра нефть разгоняется на обширные территории. Южный ветер гонит загрязнения в направлении Ялты, мыса Херсонес и далее до Евпатории; северный ветер гонит их к Туапсе и далее к Сочи, а также в центральную часть Черного моря.»

И уже просто банально: неужели нашим чиновникам и бизнесменам плевать на свои резиденции?

Эксперты называют произошедшее экологической катастрофой и прогнозируют, что экосистема не сможет оправиться от него даже за 10 лет, кто-то говорит о десятилетиях.

Научный директор Фонда защиты китов Владимир Латка:

«Под угрозой главный миграционный коридор экосистем Чёрного и Азовского морей — Керченский пролив. Дважды в год через пролив мигрируют все 38 видов промысловых рыб Азовского и западной части Чёрного моря. Там проходят пути черноморских афалин и азово-черноморских морских свиней — небольших дельфинов, достигающих в длину 1,5 метра. Может пострадать «роддом» афалин в Таманском заливе Чёрного моря.»

Депутат Госдумы от Краснодарского края призвал ограничить вылов рыбы в Черном и Азовском морях, поскольку мазут из танкеров может оказаться в рыбе, а та — на столе россиян. Очевидно, это же касается мидий и прочих морепродуктов.
Как полагают ученые, пишет «КП», реальные последствия разлива нефтепродуктов проявятся ближе к лету, когда мазут, который находится на дне или в толще воды, начнет подниматься на поверхность и под воздействием солнца начнет в ней частично растворяться.

По предварительным оценкам экспертов проекта «Земля касается каждого», общий ущерб может достигнуть 33 млрд рублей. Но сумма стремительно возрастает. Как сообщает телеканал «Россия» со ссылкой на Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства, «возможный ущерб от катастрофы составит около 304 миллиардов рублей».

Какова формула расчета ущерба? Это сумма ежегодных потерь по отраслям: туризм, местная торговля, перевозки, ловля рыбы и морепродуктов, ущерб природе, затраты на ликвидацию последствий аварии, плюс репутационные потери, возможные международные иски — итого по периоду около 10 лет или более. Так какова реальная цифра — 30 или 300 млрд, а может, все-таки больше?

Можно ли спросить с того, у кого ничего нет? Кто заплатит за этот ущерб? Кто заставит экспортёров нефти инвестировать в перевозку и судостроение? Но за катастрофу будем платить мы, плательщики налогов. А чиновники и бизнесмены летом уедут подальше от Чёрного моря.

Маршрут и логистика


Свой последний рейс «Волгонефть-212» выполнял по заказу самарской судоходной компании «Стаксель», которая, а не «Кама Шиппинг», была перевозчиком грузов. Танкер «Волгонефть-239» принадлежит компании «Волгатранснефть», которая сама выступает перевозчиком.

Общая логистика такова: на якорных стоянках под Керчью небольшие танкеры «Волгонефть» класса «река-море» доставляют нефть или мазут, в порту их перегружают в большие морские танкеры, уходящие в Средиземное море.

Как установили следователи, последний раз на пригодность к перевозке опасных грузов судно проверяли в июле 2024 года, а в последний рейс танкер вышел 10 ноября 2024-го. «Волгонефть-212» направлялся из Саратова в порт «Кавказ», в результате шторма разломился на две части. «Волгонефть 239» также с грузом мазута 16 ноября вышла из порта Азов в порт Кавказ, в результате шторма в Керченском проливе у него разорвало носовую часть.

История инцидентов с танкерами «Волгонефть»: нынешняя авария была уже третьей!


«Волгонефть-212» был построен на верфях Волгоградского судостроительного завода, танкер входил в самую большую серию нефтеналивных судов СССР.

Максимальный срок службы подобных судов — 40 лет, но каждые пять лет они проходят освидетельствование. При этом СК проводит обыски в фирмах по техосмотру потерпевших крушение танкеров.

Было хорошо известно, что риск эксплуатации танкеров «Волгонефть» в шторм очень высок. Суда серии «Волгонефть» имеют класс «река-море». Они однокорпусные; предназначены для работы на реках и крупных водохранилищах. Согласно Речному регистру, их безопасная эксплуатация обеспечивается при высоте волн не более 2 метров. Уже в советское время танкеры стали выходить в открытое море, хотя риски подобной эксплуатации были очевидны. Во время нынешней аварии высота волн, по разным оценкам, была 4–5 м.

Первый крупный инцидент с танкерами этого типа произошел 29.12.1999 с танкером «Волгонефть-248», который переломился от удара мощной волны и затонул во время шторма в Мраморном море у берегов Турции, в море вылилось около 800 тонн мазута. При этом кормовая часть осталась на плаву, а носовая затонула.

Второй, более серьёзный звонок был уже 11 ноября 2007 года в том же Керченском проливе, когда во время шторма затонули четыре судна, шесть сели на мель, два танкера получили повреждения. Из танкера «Волгонефть-139» вылилось в море от двух до трех тысяч тонн мазута. 45 тонн горюче-смазочных материалов вылилось из других судов, а также более шести с половиной тысяч тонн гранулированной серы.

Ущерб, нанесенный окружающей среде из-за крушения нескольких судов в Керченском проливе в ноябре 2007 года, тогда оценили в 20 млрд руб.

Тогда же премьер-министр РФ заявлял, что причиненный ущерб будет погашен за счет судовладельцев, допустивших аварии. Но, по мнению владельца затонувших судов, причиной катастрофы 2007 года стало несвоевременное оповещение судов береговыми службами о надвигающемся шторме.

Алексей Григорьев, эксперт Социально-экологического союза, следующим образом описывает аварии 11 ноября 2007 года:

«…порт [«Кавказ»] имеет очень незначительные мощности и не способен перерабатывать резко возросший поток грузов из бассейна Дона и Волги в сторону Черного моря, для их перевалки с речных судов на морские была организована рейдовая якорная стоянка в открытом море. Она относительно защищена от ветров и штормов с севера, запада и востока, но полностью открыта для штормовых волн, приходящих с юга. Перед штормом 11 ноября на этой рейдовой стоянке скопилось более 50 судов. Заканчивалась речная навигация, и компании спешили воспользоваться дешевой водной транспортной системой для вывозки грузов.

Создание и многолетнее функционирование этой крайне опасной системы экспорта грузов при полном бездействии государственных контролирующих и регулирующих структур стало второй предпосылкой для катастрофы 11 ноября 2007 года… К сожалению, российские нефтяные компании, которые в условиях информационной закрытости и бездействия органов власти используют такого рода чрезвычайно опасные транспортные схемы, не проявляют социальной ответственности.»

Нынешний случай — третий! Дежавю? И вот снова сразу три из 81 танкера типа «Волгонефть» в середине декабря 2024-го попали в аварийные чрезвычайные ситуации в Черном море. Будем ждать еще новых аварий?

Так почему не разгрузили?


Как утверждает ТГ-канал Baza, имелась длительная задержка разгрузки танкера по неустановленным причинам:

«Экипаж планировал выгрузить груз до 25 ноября, чтобы успеть уйти из Керченского пролива в Азовское море (документы на пребывание в порту действовали до 30 ноября). Однако выгрузка застопорилась: то погода мешала, то разгружали другие корабли. С первых чисел декабря экипаж переживал за груз и почти ежедневно спрашивал, когда же нефтепродукты разгрузят. 10 декабря на «Волгонефти-212» сломался один из котлов. Капитан Леонид Волегов просил скорейшей выгрузки, потому что одним котлом отапливать весь груз нельзя. «За сутки температура груза упала на 3 градуса. Боюсь, что такими темпами вообще не сможем выгрузить», — писало руководство транспортной компании представителям заказчика. Волегов тем временем подготовил рапорт с просьбой скорейшей выгрузки. Последний раз капитан Волегов просил разгрузить танкер 14 декабря — за день до катастрофы. Выгрузить мазут не успели — в Керченском проливе начался шторм…».

В качестве доказательства канал приводит данные переписки порта и капитана. Результаты известны — крупнейшая экологическая катастрофа в Черном море. Факт задержки подтверждает и Агентство страховых новостей, указывая, что точная причина устанавливается следствием. И если это правда, то это вторая самая важная причина аварии.

По мнению «Кубань-информ», также подтвердившей факт задержки:

«Дело в том, что сейчас нефтепродукты поставляют в Южную Европу по «серым» схемам, и существует этот бизнес лишь за счет посредников. Видимо, ООО «Стаксель» ждала транспорт покупателя, в который собиралась перевалить мазут».

Одна из причин, указанных выше, — перегрузка порта.
В ответ на эмбарго Запада на поставки нефти и ее перевозку по ценовому потолку, дабы приобретатели смогли избежать вторичных санкций, продукты ТЭК продаются через посредников. Но если это вопрос государственной важности, что мешает поставить туда нормальные суда, а не рухлядь, не так ли?

10.01.2025 США приняли масштабный пакет санкций против российского ТЭК, против двух крупных нефтяных компаний, более 180 судов, десятков нефтетрейдеров и поставщиков нефтесервисных услуг.

Не только старые, но и перестроенные


Как анонимно заявил в интервью «Блокнот-Новороссийск» капитан судна:

«Мне знакомы танкеры «Волгонефть»… Устарели они как «морально», так и «физически». Есть такое понятие — «усталость металла», когда металл со временем теряет свои свойства».

Далее он говорит о проведенной переделке этих судов для перевода в стандарт «река-море»:

«Насколько мне известно, у этих судов вырезан средний трюм, а хвостовая часть соединена с кормой. Они представляют собой что-то вроде конструктора. Я, конечно, могу заблуждаться, но мое предположение такое: модернизированное судно разломилось по линии сварки, не выдержав натиска стихии».

«По известным мне данным, в Керченском проливе в момент катастрофы была зафиксирована волна до 5 метров. Это серьезный шторм для крупных судов, не говоря уже о танкерах «Волгонефть», относящихся к классу «река-море». Они не рассчитаны на такие погодные условия… Судно, скорее всего, сорвало с якоря. Пока оно стоит «носом» на волну, еще может сдержать нагрузку. Когда судно срывает с якоря, оно становится бортом к волне, и тут уже сдержать напор стихии очень сложно даже современным судам, не говоря уже о тех, которым по 50-60 лет. Танкер не выдержал и лопнул по шву».

Такая же информация имеется в публикации РЕН ТВ:

«Их проектировали как речные танкеры с ограниченным выходом в море. И то при спокойной погоде. В 1990-е годы такие суда массово переделывали в класс «река-море», по сути сокращая судно и скрепляя его швом, который, вероятно, и не выдержал стихии».

То же пишет и Telegram-канал Mash:

«Сначала судно было обычным танкером, но в 1990-х его укоротили до стандартов «река — море»... Делали всё на скорую руку, примерно так: вырезали центр, выкидывали его, а потом сваривали корму и нос, образовывая огромный шов посередине. Сегодня этот шов «разошёлся» после мощного удара волны».

Кто будет платить по счетам?


Аксенов считает, что региональные власти надеются взыскать с компаний-судовладельцев причиненный ущерб. 24.12.2024 Глава Минприроды РФ Александр Козлов сообщил, что собственники потерпевших в Керченском проливе крушение танкеров возьмут на себя ответственность по их подъему и утилизации.

Между тем, по данным системы СПАРК, в 2023 г. выручка компании составила 89,8 млн руб., а убыток — 61,34 млн руб. ООО «Кама Шиппинг», основанное в Перми в 2016 г., за тот же период заработало 228 млн руб., но понесло убыток в размере 14 млн руб.

Можно ли считать то, чего нет? Может ли компания, чьи возможности не соответствуют масштабам и рискам особо опасной деятельности, перевозить нефть с нарушением регламента перевозок, на судах, которым было более 50 лет?

Зачем рисковать природой?


По данным portnews, средний возраст технического флота, работающего на внутренних водных путях России, составляет около 45 лет. У нас, как у Царской России, нет денег, хотя мы купаемся в сырьевых доходах.

В России в настоящее время имеется 81 танкер «река-море» типа «Волгонефть». Все они находятся под надзором Российского классификационного общества. Самое старое из этих судов было построено еще в 1962 г. (62 года назад — музейный экспонат), из действующих 55, а самое новое — в 1982 г. (42 года). Т. е. их средний возраст 48 лет!!!

По оценкам доцента кафедры проектирования и технологии постройки судов Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) Веры Кашиной:

«Текущее состояние технического флота ВВП РФ характеризуется в общей степени очень значительным износом. При этом наибольшие проблемы выявлены в состоянии корпусной части, электрооборудования, специальных систем и устройств, а также судовых механизмов».

Но главное для капиталистов — прибыль, не так ли? Когда-то в 90-е нас учили, что предприниматели России завалят нас инвестициями, но когда этого не произошло, встали с протянутой рукой, прося их у Запада.

Почему не обновляется флот, почему нет инвестиций? А ответственность и государственное мышление? В основном мелкие перевозчики и судовладельцы старых судов не делают инвестиций, выжимая всё до последнего из старых судов. Возможно, если бы у нас в стране можно было взять кредит под 5% на 10–15 лет, проблема бы как-то решалась. Но для того и поставлен наш Банк России, чтобы этого никогда не произошло. Авария в Черном море — это один из вестников краха сырьевой рыночной модели, подобной той, как в 1986-м началом заката СССР стала авария на ЧАЭС.

Крупным перевозчикам просто жалко денег, и в условиях отсутствия давления со стороны государства и жесткого соблюдения регламента технического состояния и возраста судов они просто проедают капитал, доставшийся от СССР. Инвестиций нет: государство копит кубышку, частники деньги вывозят.

Теперь вспомним опыт Южной Кореи, в достаточно короткий срок ставшей мировым лидером в области судостроения. Произошло это всего лишь по поручению автора «экономического чуда» диктатора Пак Чон Хи.


На фото: судо-верфь в Южной Корее

В России пока еще есть отличные инженеры, полно грамотной рабочей силы и, главное, море своего металла.

Но после развала СССР многие производства разорены и полностью разрушены.


На фото: тот самый завод в Волгограде, на котором собирали «Волгонефть».

Как свидетельствует начальник отдела маркетинга судостроительного завода:

«В Российской Федерации флот практически не строился. Компании предпочитали эксплуатировать суда, которые у них были, либо покупать за рубежом. Потому что в той же Норвегии есть ограничения по возрасту судна, после чего они продают и берут новое».


Мы не стремимся реализовать свои возможности? Россия — лидер в атомной отрасли, а корабли — это явно проще. Разруха в головах? Нет — умышленное торможение нашего развития сырьевой элитой.

Как отмечает капитан туристского теплохода «Арабелла»:

«На самом деле, построить судно без поддержки государства … невозможно. Срок окупаемости до 50 лет доходит».

Как сказал в интервью «Ъ-Кубань» профессор, заведующий кафедрой конструкции и технической эксплуатации судов (СПбГМТУ), танкера типа «Волгонефть» продолжают эксплуатироваться в российских водах, несмотря на превышение расчетного срока службы. А значит, если все оставить как есть, новые катастрофы могут повторяться. Решением может стать постепенная замена устаревшего флота с государственной поддержкой судостроительных программ.

Керченский пролив как зона экологической опасности


Процитируем работу Ивановской и Маркеловой в журнале «Молодой ученый»:

«Ежедневно на якорной стоянке в Керченском проливе находится около ста судов, за месяц проходит порядка двух-трех тысяч. В результате эксплуатации судна образуются мусор, льяльные и сточные воды, удаление которых с судна не всегда происходит согласно требованиям по охране окружающей морской среды… По различным оценкам экспертов, в прибрежную зону Керченского пролива и прилегающих к нему районов Азовского и Черного морей ежегодно попадают порядка 500 тонн нефти: из них около 38% при погрузке судов и аварийных разливах; 22% из-за сбросов нефти с судов; 17% с речными водами; 11% с промышленными сточными водами; 6% из атмосферы; 5% с ливневыми водами населенных пунктов; 1% в результате естественного выхода из недр.»

Им вторит Александр Коршенко, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией мониторинга загрязнения морской среды Государственного океанографического института:

«Керченский пролив — это самое загрязненное место наших морей, потому что постоянно происходят утечки нефтепродуктов на якорных стоянках под Керчью, южнее Тузлы, происходит их перекачка: небольшие танкеры «Волгонефть» класса «река-море» доставляют сюда нефть или мазут, а потом перегружают их в большие морские танкеры, уходящие в Средиземное море».

Меры и выводы


По мнению Митько А. В., президента Арктической общественной академии наук, доцента ВНИИМ имени Д. И. Менделеева, СПбГУ:

«В последние годы делались попытки выводить танкеры «Волгонефть» из эксплуатации. В 2015 г. вступили в силу новые требования конвенции МАРПОЛ-73/78, которым не удовлетворяла значительная часть судов этого типа. В 2018 начали применяться очередные ограничения конвенции МАРПОЛ. В результате судовладельцы были вынуждены либо вывозить эти танкеры из эксплуатации, либо проводить дорогостоящие переоборудования корпусов.

С 1.01.2028 года российское законодательство ввело запрет на эксплуатацию однокорпусных нефтеналивных судов. Исключением стали суда, работающие в Ленском водном бассейне.

Сейчас опрошенные эксперты предполагают, что в скором времени эксплуатация судов типа «Волгонефть» все-таки будет полностью запрещена, что выведет из эксплуатации нефтеналивной флот общим дедвейтом около 300 тыс. тонн.»

Возможные меры очевидны:
1) Вывести самые старые суда из эксплуатации, провести обследование прочих.
2) Срочно запустить программу создания новых судов при государственной поддержке и развитии отрасли.
3) Укрупнить отрасль, введя требования по величине активов перевозчика, убрать все мелкие компании.
4) Создать специализированную государственную транспортную компанию.
5) Создать экологический страховой фонд за счет крупных компаний — добытчиков нефти.
6) Ввести жесткие погодные и сезонные ограничения на разгрузку танкеров в порту, обеспечить планирование очередности и графиков прибытия и разгрузки с учетом возможностей порта и прогнозов погоды.
7) Увеличить мощности порта Кавказ или создать новые.

Эпилог


В аварии виновата система, российский сырьевой капитализм, который является главной причиной демографического кризиса и топтания в развитии, а теперь еще и крупнейшей экологической катастрофы на Черном море. Весной и летом люди поедут на Черное море и увидят результаты инцидента. Это признак сбоя системы, в том числе частной модели транспортного флота.

2025 год, как он считается по восточному календарю, такой же, как 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013. Это год, начавшийся невиданно аномально теплой зимой, год возможного нового большого перелома, который может наступить благодаря схождению в одной точке многих факторов, в том числе и соглашения по СВО с Трампом. Назревшие проблемы будет решать новая, обновленная страна.
106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    23 января 2025 05:31
    Кто ответит за катастрофу в Керченском проливе?

    Да ладно керченский залив. А кто ответит за катастрофу сентября 2022 года? Кто ответит за курскую катастрофу августа 2024? Кто? Вопрос так и останется без ответа
    1. +26
      23 января 2025 07:47
      А кто ответит за катастрофу сентября 2022 года?

      Не ответит никто , кроме стрелочников , как обычно- ведь мы страна победившего ростовщическо- феодального капитализма, по сути полуколония запада. Разве ответил кто то за развал медицины и образования, за пенсионную реформу и ковидную авантюру, за непрекращающуюся замену коренного населения мигрантами. В демократической стране руководство допустившее это давно бы переизбрали и оно попало бы в тюрьму за этот по сути геноцид. Вообщем делайте товарищи и господа выводы сами.
      1. +2
        23 января 2025 10:43
        В демократической стране руководство допустившее это давно бы переизбрали и оно попало бы в тюрьму за этот по сути геноцид.


        Ну так не для этого переписывали конституцию и зачищали политическую поляну, что мы можно было переизбрать власть.
    2. +21
      23 января 2025 09:13
      Все верно. Наша власть мало за что отвечает. Начиная с 1992, мы русские, не может толком понять, что происходит с нами и куда мы идем. Почему в 90-е мы выживали? Почему у нас почти все импортное, хотя Росатом мировой лидер одной из самой высокотехнологичной отраслей, почему нам постоянно обещают прорывы и избавлении от бедности, но повестка дня Правительства 2001 мало отличается от повестки 2025 ? Почему мы вымираем, хотя власть хочет нам помочь?
      Видеть то видим, но сердцем и разумом понимаем обратное. Когда с трибун первые лица говорят то, что мы хотим видеть и слышать разобраться сложно.
      1. +2
        23 января 2025 22:43
        несложно. Классовая теория давно все разложила по полкам.
  2. +12
    23 января 2025 05:55
    оба судна находились в Керченском проливе в нарушение ими сезонных ограничений на плавание в акватории».
    Вот и нужно выяснить, кто их послал и кто дал разрешение на выход этим лошкомойкам в период осенне-зимней навигации.
    1. -2
      23 января 2025 13:16
      Цитата: Uncle Lee
      Вот и нужно выяснить, кто их послал и кто дал разрешение

      А пока идёт поиск того, кто дал разрешение, можно почитать про новые разрешения и посмотреть, как комментаторы радуются:

      https://topwar.ru/256656-putin-podpisal-ukaz-o-vyhode-rf-iz-soglashenija-o-mnogostoronnej-jaderno-jekologicheskoj-programme.html
    2. +3
      25 января 2025 15:26
      Я очень сомневаюсь, что эта рухлядь годна и для летнего периода. Я думаю моряки подтвердят, что то, что плавает (не ходит) в таком возрасте, судном называться может только натяжкой. На и какая ещё усталость металла, там металла нет, они сгнили давно. А в них ещё и нефтепродукты возят. У меня кроме матерных, нет слов как это описать!
  3. +21
    23 января 2025 05:56
    Исчерпывающая информация по текущей реальности в этой области состоит в том,что " средний возраст технического флота, работающего на внутренних водных путях России, составляет около 45 лет"
    То есть, за 33 года "эффективного" капитализма было построено... ноль,зеро,ничего.
    Что касается вопроса -" кто ответит за катастрофу", то для ответа на него надо прежде всего сказать,а кому собственно принадлежит этот мазут ? Кто собственник и " конечный бенефициар" Однако,это тайна великая есть. И автор нам ее не раскрывает. Дальше надо выяснить,кто же те замечательные люди , что давали команду на использование непригодных судов и так организовали работу,что эти суда почти месяц не разгружали.
    1. +4
      23 января 2025 08:23
      Цитата: Велизарий
      Кто собственник и " конечный бенефициар"

      А, где страховые компании?
      1. +1
        25 января 2025 15:28
        Вы думаете найдётся идиот который будет страховать этот хлам
    2. +5
      23 января 2025 11:22
      Цитата: Велизарий
      То есть, за 33 года "эффективного" капитализма было построено... ноль,зеро,ничего.

      Точно так. Немножко в нефтянке тока что-то крутится. Всё остальное - профанация.
      Просто даже посмотреть на ситуацию с лифтами в стране.
      Совет Евразийской экономической комиссии продлил до 2030 года срок эксплуатации российских лифтов, подлежащих замене до 15 февраля 2025 года. В многоквартирных домах России установлено около 570 тысяч лифтов

      Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/economics/srok-sluzhby-ustarevshikh-liftov-prodlili-na-pyat-let.html
      Вопрос - как скоро начнут гибнуть люди? Как старикам выходить на улицу?
      Своего производства у нас по сути нет.
    3. 0
      25 января 2025 17:48
      А причём тут 33 года капитализма в РФ?
      Эти владельцы нефтегазозаводов и параходов,могли и за рубежом заказать на верфях новые суда.
      А они решили бесплатно доставшееся советское наследие эксплуатировать до крайнего состояния.
  4. +18
    23 января 2025 06:10
    В аварии виновата система, российский сырьевой капитализм, который является главной причиной демографического кризиса и топтания в развитии, а теперь еще и крупнейшей экологической катастрофы на Черном море.

    Кто создал такую систему за 25 лет (четверть века)? Кто "наверху" этой системы, и руководит ею?
    В марте 24 года можно было, вполне законным образом, хотя бы попытаться что то поменять.
    Но наших людей, простых маленьких людей - все устраивает. Они проголосовали за это - завоз мигрантов, уничтожение остатков промышленности - того же судостроения, за экологические катастрофы.
    Сами, все сами... И нечего теперь на зеркало пенять...
    1. +10
      23 января 2025 08:59
      Спецы "оптимистично" утверждают, что сезон в Анапе и окрестностях можно пропустить, а возможно и значительная часть побережья Крыма окажется под ударом!. Большинство даже не задумывается о масштабах КАТАСТРОФЫ!
      1. +10
        23 января 2025 10:14
        Спецы "оптимистично" утверждают, что сезон в Анапе и окрестностях можно пропустить, а возможно и значительная часть побережья Крыма окажется под ударом!. Большинство даже не задумывается о масштабах КАТАСТРОФЫ!

        Сезон? wink Лично я ввожу мораторий на 5 лет, как рекомендуют те же спецы. Хотя крайние 10 ездил только туда. Блин, долбоящеры, последнее нормальное место загубили angry
        1. -1
          23 января 2025 12:10
          так же поедут, вот увидите там народу будет тьма
        2. +1
          23 января 2025 23:01
          "...крайние 10...")))
      2. +14
        23 января 2025 10:34
        Да ладно вам, ближе к лету раскаждут что там пролилось то всего пару ведер мазута и вообще мазут в целом не так уж и вреден и даже немного полезен.
        1. +6
          23 января 2025 10:38
          Полезен, особенно вовнутрь! Ну и, само собой, помогает от морщин и целюлита. Минздрав все обоснует и подтвердит.
        2. +1
          23 января 2025 23:40
          Цитата: Oldrover
          Да ладно вам, ближе к лету раскаждут что там пролилось то всего пару ведер мазута и вообще мазут в целом не так уж и вреден и даже немного полезен.

          Ну уж если быть честным - то мазут, это органика.
          Которая в той или иной степени и скорости, разлагается как сама, так и с помощью природы.
          Мало кто знает, но например, после массовых разливов нефти на земле "сначала все умирает", а спустя пару-тройку лет, все начинает "расти с десятикратной скоростью".
          И чем теплее - тем быстрее.
          Законы физики о том, что скорость химической реакции удваиваются с ростом температуры на 10 градусов = это факт.
          Я видел много мест разливов нефти - спустя 2-3 года, даже у условиях Сургута, уже живая природа.
          Это просто реальность против тупейшего плача Ярославны от псевдоэкологов, не понимающих что такое нефть.
          Вылился мазут М100. Топочный.
          Плотность 0.9 - 1 от плотности воды.
          От температуры.
          Соответственно не всплывает как нефть или бензин. а двигается в плотности воды..
          пока.не согреется.
          Потом всплывет.
          Вспомним катастрофу в Мексиканском Заливе.
          Экологи и безмозглые говорили о сотнях лет мертвого моря и мертвого побережья.
          2 года!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
          2 года - и все самоочистилось!
          Хотя там были сотни и миллионы тысяч тонн утечки.
          Несравнимые с этими лоханками речными.

          Так что не преумножайте сверх меры.
          1. 0
            24 января 2025 04:50
            Цитата: SovAr238A
            Цитата: Oldrover
            Да ладно вам, ближе к лету раскаждут что там пролилось то всего пару ведер мазута и вообще мазут в целом не так уж и вреден и даже немного полезен.

            Ну уж если быть честным - то мазут, это органика.
            Которая в той или иной степени и скорости, разлагается как сама, так и с помощью природы.
            Мало кто знает, но например, после массовых разливов нефти на земле "сначала все умирает", а спустя пару-тройку лет, все начинает "расти с десятикратной скоростью".
            И чем теплее - тем быстрее.
            Законы физики о том, что скорость химической реакции удваиваются с ростом температуры на 10 градусов = это факт.
            Я видел много мест разливов нефти - спустя 2-3 года, даже у условиях Сургута, уже живая природа.
            Это просто реальность против тупейшего плача Ярославны от псевдоэкологов, не понимающих что такое нефть.
            Вылился мазут М100. Топочный.
            Плотность 0.9 - 1 от плотности воды.
            От температуры.
            Соответственно не всплывает как нефть или бензин. а двигается в плотности воды..
            пока.не согреется.
            Потом всплывет.
            Вспомним катастрофу в Мексиканском Заливе.
            Экологи и безмозглые говорили о сотнях лет мертвого моря и мертвого побережья.
            2 года!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
            2 года - и все самоочистилось!
            Хотя там были сотни и миллионы тысяч тонн утечки.
            Несравнимые с этими лоханками речными.

            Так что не преумножайте сверх меры.

            Дай бог, чтобы вы оказались правы!
            Как-то получилось, что узнал про масштаб катастрофы только сейчас и пришел в ужас...
      3. 0
        23 января 2025 12:09
        народ как ехал так и будет ехать
      4. +4
        23 января 2025 19:30
        Местные говорят,что местные (тавтология) "воротилы" дорожно-строительного бизнеса предлагали сразу(!) вывозить песок с мазутом на асфальтные заводы своими силами ,это по сути полуфабрикат. Но чинуши уперлись в согласования, и те плюнули ...вот так,как всегда.
    2. +12
      23 января 2025 11:25
      Цитата: Владимир-ТТТ
      В марте 24 года можно было, вполне законным образом, хотя бы попытаться что то поменять.

      К сожалению, нет.
      Система Путина заточена на выборы Путина (в худшем раскладе его преемника, если дед вдруг помрёт). Никого иного даже в теории невозможно избрать.
      1. +3
        26 января 2025 09:14
        К сожалению-да. Итак, выборы. На нашем судне из 12 чел экипажа 10 проголосовало за Путина. И даже тот, кто прятался от мобилизации.
        так что сами, все сами.
    3. +2
      23 января 2025 22:45
      вы забыли десятилетие. Систему создали и эксплуатируют обычные классовые враги. Голосованием такие вопросы не решаются, читайте классиков.
    4. 0
      25 января 2025 00:05
      Цитата: Владимир-ТТТ
      Они проголосовали за это - завоз мигрантов, уничтожение остатков промышленности - того же судостроения, за экологические катастрофы.
      Сами, все сами...

      Была альтернатива? recourse
  5. +18
    23 января 2025 06:40
    Что бы вести старые суда из эксплуатации,нужно,что бы новые были, а денег то нет.Не знаю,как с судостроительством в других регионах,но с судоремонтом,по азово-черноморскому побережью практически покончено,многие заводы приказали долго жить,осталось не много,у нас в Темрюке из трех,один,и тот военные суда тока чинит,пограничные катера.
    1. +13
      23 января 2025 06:53
      Цитата: parusnik
      Что бы вести старые суда из эксплуатации,нужно,что бы новые были, а денег то нет.

      А как же "вставание с колен"? Путин регулярно рассказывает, как у нас везде хорошо, экономика развивается. бюджет переполнен деньгами, все идет по плану и нет никакого повода для огорчений?
      1. +13
        23 января 2025 07:28
        Цитата: Владимир-ТТТ
        Цитата: parusnik
        Что бы вести старые суда из эксплуатации,нужно,что бы новые были, а денег то нет.

        А как же "вставание с колен"? Путин регулярно рассказывает, как у нас везде хорошо, экономика развивается. бюджет переполнен деньгами, все идет по плану и нет никакого повода для огорчений?

        У него то все хорошо, и отчеты получает красивые, а мы живем в реальной России.
        1. +4
          23 января 2025 09:36
          Что бы вести старые суда из эксплуатации,нужно,что бы новые были, а денег то нет.

          Как денег нет? Что за бред? Нефтяные компании зачастую получают сверхприбыли на экспорте нефти, а денег нет. Нет, потому, что эти прибыли часто уплывают за кордон. Если бы речной надзор запретил эксплуатацию судов, то у нас уже были бы новые танкеры и за счёт прибыли и за счет кредита.
          1. +5
            23 января 2025 16:02
            Если бы речной надзор запретил
            Речной Регистр не запретил..Речной и Морской Регистр,это как инспектор ГИБДД,на дорогах..Тот ,который оборотень,в погонах
          2. +3
            23 января 2025 22:47
            за кордон, или внутри страны, не имеет значения. Принцип един: приватизация прибыли, национализация издержек. Прибыль трескает классовый враг, а в нефтяной каше купаться тебе и мне
    2. +11
      23 января 2025 09:16
      Денег в сырьевой отрасли море. Но Гайдар не просто так сказал : «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся - мы всё за рубежом купим!». И вот СВО, санкции и станки то, оказывается нужны. Но будучи Премьером Дмитрий Медведев признал очевидное: «Мы никогда этим импортозамещением не занялись, если бы так карта не легла, когда все хорошо, экономика пухнет от нефтяных денег, то импортозамещением не хочет заниматься никто. Гораздо проще заключить контракт с иностранными поставщиками». Логика конечно сногсшибательная. И только сейчас что-то стало меняться, но не все и не до конца.
      1. +3
        23 января 2025 10:39
        Но Гайдар не просто так сказал : «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся - мы всё за рубежом купим!».


        Не защищая Гайдара, но этот штамп характерен и в большинстве случаев чисто манипулятивный. Гайдар в правительстве был совсем немного, конкретно про эту фразу нет ни каких доказательств что он ее говорил и если говорил то в каком контексте.

        А вот Путин который уже больше 20 лет у руля страны говорил

        Премьер-министр РФ Владимир Путин на расширенном заседании правления Торгово-Промышленной палаты выступил против тотального импортозамещения и считает его необходимым только в стратегически важных отраслях экономики.
        «Не считаю, что импортозамещение - это самоцель», - сказал Путин.

        По словам премьера, также неприемлемы рассуждения о том, что в России производят товары не хуже, чем за рубежом.

        «Это уже порочный подход к решению проблемы инновационного развития. Что значит не хуже. Мы должны делать дешевле и лучше. Или вообще не делать. Может быть легче купить?», - заметил премьер.
    3. +1
      25 января 2025 17:57
      У владельцев нефтепромыслов нет денег на суда?
      Не верю.
      Может меньше вывозить за бугор надо капиталы.
      Не насиловать бесплатно доставшееся советское наследие (эти старые изношенные и ржавые суда).А вкладываться в средства транспорта.
  6. +9
    23 января 2025 06:51
    Действительно виновата система, хотя и люди и фамилии тоже присутствуют. Помнится пору лет назад уже была катастрофа с лопнувшим нефтяным резервуаром, шум стоял аж три месяца, а потом все стало тихо, побегали чуть чуть, пособирали, и вновь в ожидании новых катастроф, новых нормативов экологической безопасности никто не разработал, технологической тоже, новые резервуары строить тоже не начали. Это как в одном известном мультсериале, когда на отдыхе жене главного героя на ногу упали часы со стены в гостинице. Персонал сказал: Еще она жертва этих часов, поправили гвоздик, и повесили их снова.....
    1. +7
      23 января 2025 07:46
      Помнится пору лет назад уже была катастрофа с лопнувшим нефтяным резервуаром, шум стоял аж три месяца, а потом все стало тихо, побегали чуть чуть, пособирали, и вновь в ожидании новых катастроф, новых нормативов экологической безопасности никто не разработал, технологической тоже, новые резервуары строить тоже не начали.

      Я консультировал адвоката, защищавшего начальника цеха ТЭЦ Старостина, там уже в проекте были ошибки, проект киевского проектного института еще советских времен Нашли крайних, а тех кто должен был следить, т.е. представителей надзорных организаций никого не тронули. Ошибка проекта была в том, что резервуар поставили на кольцевой ростверк на сваях, а надо было ставить на гравийную подушку как обычно на вечной мерзлоте, фундамент поплыл, кольцевой сварной шов днища с обечайкой лопнул и произошла утечка, а обваловка давно уже не обновлялась, высоты не было, что было видно невооруженным глазом, как надзорные органы разрешали эксплуатацию неизвестно.
      1. +4
        23 января 2025 08:26
        Цитата: Konnick
        как надзорные органы разрешали эксплуатацию неизвестно.

        Как всегда. wassat
      2. +3
        23 января 2025 14:53
        там уже в проекте были ошибки

        За 30 лет можно было несколько раз построитьи снести, построить и снести резервуар. Всё оборудование окупилость сотни раз, надо выделять из прибыли на обновление оборудования, а не только на себе яхты.
        1. +2
          23 января 2025 22:15
          Цитата: ник7
          надо выделять из прибыли на обновление оборудования, а не только на себе яхты.

          как можно! завтра прийдут к власти другие, политика изменится и все отожмут, а они без яхты останутся... даже уплыть не на чем будет laughing
  7. +12
    23 января 2025 06:59
    Судостроение в Рф так же, как и авиастроение, станкостроение в большом кризисе (читать- *опе).
    В аварии виновата система, российский сырьевой капитализм, который является главной причиной кризиса и топтания в развитии
    . Без государственной поддержки, пересмотра кредитной политики через два-три года система придет к краху. И начнут падать импортные самолеты под санкциями без запчастей, и тонуть суда, построенные еще в СССР.
    1. +13
      23 января 2025 08:52
      Роснано,государство поддерживало и кредитовало..Результат,Чубайс,гражданин Израиля уже..Это же сколько,он вывез туда?
    2. +1
      23 января 2025 15:02
      Без государственной поддержки, пересмотра кредитной политики через два-три года система придет к краху.

      При принципе" приватизация прибыли национализация убытков" господдржка буде выведена в офшоры, без попадания в реальный сектор. Пака у нас диктатура компрадоров, которые пролоббировал законы в рамках "приватизация прибыли национализация убытков", от господдержки не будет толка.
      Надо подчинить олигархат государственным интересам, ввести прогрессивное налогообложения , так же ввести пониженные налоги на фирму если производится ускоренная замена оборудования купленная в РФ и наобород повышенные до 95% налоги если нефтеторговцы не вкладваются в свою же собственную компанию. В шатах кстати такие стимулирующие меры есть.
      1. +1
        23 января 2025 22:52
        первый абзац - согласен. Второй абзац - очевидная ошибка. "Надо" - кому надо? Какой политический субъект может поставить и реализовать такую цель? Никакой, кроме класса трудящихся. И при диктатуре буржуазии это все мечты и глупости.
  8. +11
    23 января 2025 07:26
    В России пока еще есть отличные инженеры, полно грамотной рабочей силы и, главное, море своего металла

    Увы, кончаются достижения высокоразвитой цивилизации. На примере нового строительства на верфях. Когда плавал по Севастопольской бухте в 2019, обратил внимание на новый корпус крана ПК-400 "Севастополь", стоящий около судостроительного завода и ужаснулся. Я рад за возрождение завода, но был расстроен качеством сварных соединений как просто стыковых в листах, так и стыковых при укрупнительной сборке. Корпус понтона ввиду своих размеров имеет сильные сварные напряжения, но технологических приемов, уменьшающих напряжения я не увидел. А именно:

    - нет снятия усиления сварных швов в местах пересечения;

    - крестообразное пересечения стыковых швов (при укрупнительной сборке);

    - отсутствие термической правки на обшивке в местах расположения ребер;

    - излишнее усиление швов, превышение нормативов.

    Надеюсь, что попав в шторм этот понтон не развалится на части, но...с таким качеством и нарушениями мы далеко не уплывем...
    1. +5
      23 января 2025 11:30
      Цитата: Konnick
      но был расстроен качеством сварных соединений

      Так кто варит то? Мастурбеки да прочие Абдуллохи из солнечного точикистона.. Вчера коз драли в своём ауле, а сегодня они ценные специалисты, необходимые экономики РФ ввиду кадрового голода.
      1. +2
        23 января 2025 11:57
        Так кто варит то? Мастурбеки да прочие Абдуллохи из солнечного точикистона.

        У меня абдуллохи варили как надо. Это зависит от квалификации руководящего персонала, там директор случайный человек из номенклатуры, соответственно ИТР так...между прочим....Топменеджеры менялись, присылали из Питера директоров, а специалистов как не было так и нет. По-моему завод уже не работает
    2. +2
      23 января 2025 22:24
      Цитата: Konnick
      но технологических приемов, уменьшающих напряжения я не увидел

      смеетесь? да кто на такие "мелочи" внимание обращает?
      к сожалению такая ситуация во всех сферах, и производства и строительства... с завода поступают на стройку такие металлоконструкции что их впору сразу на металлолом сдавать, но нельзя, купили то где подешевле, вот и зачищаем, красим и строим из этого хлама...
      Тендера вводились как, в принципе хорошее дело, задумывалось оценивать не только цену, а и возможности и квалификацию персонала подрядчиков, а все свелось к тому что кто дешевле предложит тому и отдают подряд... вот и весь тендер. А какое при этом будет качество никого не волнует.
    3. +3
      24 января 2025 05:05
      обратил внимание на новый корпус крана ПК-400 "Севастополь", стоящий около судостроительного завода и ужаснулся. Я рад за возрождение завода, но был расстроен качеством сварных соединений как просто стыковых в листах, так и стыковых при укрупнительной сборке. Корпус понтона ввиду своих размеров имеет сильные сварные напряжения, но технологических приемов, уменьшающих напряжения я не увидел. А именно:

      - нет снятия усиления сварных швов в местах пересечения;

      - крестообразное пересечения стыковых швов (при укрупнительной сборке);

      - отсутствие термической правки на обшивке в местах расположения ребер;

      - излишнее усиление швов, превышение нормативов.

      Надеюсь, что попав в шторм этот понтон не развалится на части, но...с таким качеством и нарушениями мы далеко не уплывем...

      Что понтон, у нас вся страна превратилась в такой понтон... sad
  9. +6
    23 января 2025 07:29
    Кто ответит за катастрофу в Керченском проливе?

    Когда у руководства страны стиль управления "соплижуйство" и "рассосальство", то об какой либо ответственности речи идти не может.
  10. +19
    23 января 2025 07:29
    Назревшие проблемы будет решать новая, обновленная страна.

    Статья отличная, вывод, как всегда...
    Мы уже с 1991 года живем в новой, обновленной стране.
    С 2000 года нами управляет самый лучший, талантливейший и, как нам говорит Киселев из телевизора, самый гениальный президент нашей галактики!
    Эх, да что там галактики, окружающей нас вселенной!
    А теперь вопрос к автору: Откуда возмется "новая, обновленная страна" с нашим гениальным гарантом и его выдающимися подельниками? Вы же сами расписали состояние дел в России.
    1. +9
      23 января 2025 08:10
      Статья отличная, вывод, как всегда...

      поддержу: спасибо автору.
    2. +11
      23 января 2025 08:45
      Откуда возьмется "новая, обновленная страна"
      Тут главное,сказать рэкс,пэкс,фэкс,закопать пять золотых,на мусорной свалке,посолить и полить водой из лужи.И....к утру,появится новая,обновленная страна.
  11. +9
    23 января 2025 08:42
    Назревшие проблемы будет решать новая, обновленная страна.
    Откройте "тайну золотого ключика" и кто же её обновит? В феврале 1917 свергли монархию,а в 2025 она вернется?Разве,что так.То-то монархисты активизировались,наверное деревеньки с холопами уже получили,только скрывают yes
  12. Комментарий был удален.
  13. +10
    23 января 2025 08:57
    Вообще то речные суда ежегодно проходят освидетельствование Речным Регистром России, потом каждые пять со дня постройки, и внеочередное после аварий, ремонта и переделки. Потом на каждом судне есть документация по системе управления безопасностью (СУБ). Где всё расписано для этого типа и класса судов.
    Ещё на реках есть Судовая Инспекция, это как речная ГАИ, Она может и на стоянке и на ходу проверить экипаж и документацию как на корабль так и личные документы на право управлением судна.
    Как бывший штурман- механик, судоремонтник, судостроитель скажу эти суда вообще недолжны выходить в море, по техсостоянию и ходить по рекам. В Европе вообще танкерам с одним дном, или старше 25 лет запрещено заходить в порты. Когда мимо стран проходят такие танкеры они с тревогой за ними следят.
    То что такие суда типа "Волганефть" и таким возрастом ходят это чистая коррупция. Регистр, Судовая Инспекция, портовый капитан закрывают глаза за определённую мзду однозначно
    В целом нефтяной флот выгоден, он не за 50 лет окупается а за несколько лет. Пассажирский , туристический подольше, из за сезонности особенно на северных реках.
    Для исключения таких катастроф ничего не надо придумывать просто надо выполнять действующие правила, они достаточно жёсткие, и за нарушения их грозит уголовное преследование.
    Если списать этот хлам катастрофы не будет, а сразу заработают судостроительные заводы, частники выстроятся к ним в очередь, и деньги найдутся, повторяю нефтяной флот очень выгоден. soldier
    1. +8
      23 января 2025 09:27
      То что такие суда типа "Волганефть" и с таким возрастом ходят это чистая коррупция.

      Это однозначно. И надзор должен сидеть в тюрьме вместе с владельцами судов.
  14. +6
    23 января 2025 09:01
    Причина одна и все ее знают.
  15. +4
    23 января 2025 09:11
    Автор правильно сказал, что дело в системе. ОСК срывает все сроки по строительству новых кораблей, она просто не в состоянии это делать. В том числе и оборонку. Стоимость судна растет как дрожжах еще до схода со стапелей. Все наработки в школе кораблестроения либо под сукном, либо уже просто устарели. Верфи сгинули, оборудование распилено. Зато мы пытаемся активно развивать СМП и все ресурсы туда уходят.
  16. +5
    23 января 2025 09:15
    У каждой аварии есть имя, фамилия и должность!
    1. +4
      23 января 2025 09:37
      Увы ответственными. читай стрелочниками назначены капитаны.
  17. +13
    23 января 2025 09:18
    Запас прочности советского наследия уже давно закончился. Нового так и не построили. Как бы ни вещали из телевизора, РФ в основе своей как была "бензоколонкой", так и осталась. Даже не смотря на отдельные успехи.
    Никакой "обновлённой страны" нет, не будет и быть не может с нынешней системой.
  18. +2
    23 января 2025 09:23
    По мнению директора Центра морских исследований и технологий Севастопольского госуниверситета в интервью «РГ», на операцию по подъему затонувших танкеров уйдет не менее двух месяцев. «Эти танкеры не такие большие, поднять их вполне реально. Для этого используют судоподъемные понтоны. Такие есть у нас на Черном море… По опыту, подъемные работы занимают не меньше двух месяцев, если позволит погода».

    Ничего не пойму! На протяжении нескольких дней ТВ показывало уткнувшийся в берег танкер. Значит он не утонул? А обваловку начали только через месяц!!! Через месяц!!! О чем думали и чем занимались руководители Краснодарского края и разные МЧС?
    1. +3
      23 января 2025 17:05
      Какой то глупый у вас вопрос, деньги они считали, что по чëм и сколько, безсметы, как поймëшь по чëм фунт мазута!???
    2. +3
      28 января 2025 22:27
      На протяжении нескольких дней ТВ показывало уткнувшийся в берег танкер. Значит он не утонул? А обваловку начали только через месяц!!! Через месяц!!! О чем думали и чем занимались руководители Краснодарского края и разные МЧС?

      Ну, с тем, что на мели сидит больших проблем, полагаю, не будет. Мазут откачают, корпус порежут, вывезут и сдадут на металлолом. А вот со вторым танкером и кусками, которые на донном грунте лежат будут проблемы. Кто-то их при помощи понтонов поднимать решил. Правильное решение, если понтоны найдут. Ведь те, которые в наследство достались уже давно в металлолом сданы, а новые построить как-то не случилось. Да и рукава продувочные найти трудно будет. В общем, жуть какая-то. Посмотрел по телевизору, как водолаз садовым совком с донного грунта мазут в мешок собирает и аж заплакать захотелось. Ну были же пневматические грунтососы, были ёмкости из парусины специально для этих целей. Увы были....
  19. +12
    23 января 2025 10:00
    Все это время мы строили Торговые центры Бизнес центры и жилье в крупных городах. А так проедали наследие СССР. Где новые корабли, самолеты, автомобили? Что наши вооружения без советского наследия? В космосе уступаем, к войне 2022 не подготовились. И куда мы придем ? К разбитому корыту ?
  20. +6
    23 января 2025 10:22
    На фото: танкер «Волгонефть-212». Видна деформация корпуса!!!
    1. +3
      23 января 2025 11:36
      И еще ржавчина, не так ли?
  21. +4
    23 января 2025 10:29
    Судовладельцы должны нести не только материальную, но и уголовную ответственность!
    С конфискацией имущества для компенсации нанесенного их деятельностью ущерба!
  22. +12
    23 января 2025 10:46
    Кто ответит за катастрофу в Керченском проливе?

    Стрелочники, типа капитана судна.
    Кто будет платить по счетам?

    Очевидно же. Мы. Граждане страны. Налогоплательщики.
    Зачем рисковать природой?

    Да бизнесу плевать на неё. Вот прям вообще.
    В аварии виновата система...
    Это признак сбоя системы

    Да, виновата система. Но проблема в том, что это не сбой. Система не сбоит уже, она идёт вразнос. Утрачено госуправление. Утрачена система принятия решений, т.е. никто их не принимает, а даже если кто-то и примет, то эти решения не выполняются. Вспомнить даже пресловутые тексты посланий лучезарного вождя российской нации своим миньонам - "прошу сделать, ну пожалуйста " и т.п.
    Приказы так не отдаются. Отдавать приказы учат ещё на КМБ до присяги в ВВУЗе, но дед это или забыл или разучился и не уже хочет беспокоить друзей и товарищей такими глупостями..
    Ну не работают мозги в 70+ так, как они работали в 40, при всём уважении, деду пора на пенсию. Не хочет он чтобы его теребили всякими проблемами, ему очень нравится нерабочие дни объявлять в пандемию, пособия всякие повышать, выплаты по 10К детские делать, поручать отремонтировать бабушкам трубу на прямой линии. А не вот это вот всё, что сейчас происходит.
    В эпоху цифровизации, практически моментального прохождения информации, интернета, связи и т.п. он просто ни за чем не успевает. Принимать доклады в красных папочках раз в неделю, а потом их же губерам раздавать с поручениями – абсурд в наше время.То, что было приемлемо во времена Л.И. Брежнева, сегодня просто не работает. Это всё могло бы быть забавным, если бы страна не начинала сыпаться.
    Дичайшая коррупция, протекционизм, засилье ОПГ-диаспор, оборзевшие главы отдельных регионов, утеря госуправления, тяжёлый экономический кризис, война.
    Самое ужасное, что дед сотоварищи вцепился во власть, не оторвёшь, даже с мясом. Ещё 12 лет гарантированно, а скорее дольше. Поэтому маразм властей предержащих и деградация управления будут нарастать.
  23. +4
    23 января 2025 11:41
    Пока российские регионы готовились к новогодним праздникам, в Крыму и на Кубани боролись с катастрофой.

    так тоже самое можно написать и про СВО...
    пока одни гуляют и пьют, едят без меры - другие умирают...
    1. 0
      23 января 2025 12:21
      Полностью согласен с вами. Надо было отменить новогодние праздники. И кабаки все закрыть...
    2. 0
      25 января 2025 18:23
      Цитата: Дедок
      пока одни гуляют и пьют, едят без меры - другие умирают..

      Так было всегда.Даже в годы ПМВ и ВМВ
  24. +6
    23 января 2025 14:02
    Господа-товарищи-баре!
    Вы же хотели капитализма - таки он есть у меня!
    Вот это и есть капитализм: эксплуатировать гробы до тех пор. пока они не развалятся, а для пущей экономии нанимать дешёвые экипажи.
    Знаю не понаслышке: экипажи там (особенно комсостав) - или пьянь, выгнанная отовсюду, или матросы, купившие дипломы штурманов, либо люди, не владеющие английским.
    Интересовался в одном средиземноморском порту: капитан НА ТАКОМ танкере - 2300 долларов в месяц, на примерно таком кипрском - 12000, а на немцах\норгах - от 18 тысяч и выше.
    Все наши ПУТНИЕ выпускники морских училищ работают на загрансудах (благо, крюинговых компаний в каждом нашем порту полно).
    Правда, есть в Москве наша большая компания с большим флотом (название запамятовал, но эмблема на трубах судов - российский флаг), вот в ней платят ОЧЕНЬ хорошо. Но и отбор там - о-го-го!
    Так что - гроб с безграмотным пьющим экипажем - это что-то.
    Ну, и вопросы к инспекторам Российского Регистра судоходства: "Как же вы, б...ди, продлили документы таким уё..щам?".
    1. +1
      23 января 2025 17:24
      Ответ простой и короткий, имтоже в капитализме кушать( жрать) до охоты...
  25. +2
    23 января 2025 19:12
    Возвращаемся к извечному, для России, герценовско - чернышевскому вопросу... Часть ответа, на этот вопрос, лежит на поверхности: без смены социально - экономического строя, в России, количество "герценовско - чернышевских" вопросов будет, только, множится и создавать напряжение в обществе... Пожалуй. всё....
    1. 0
      23 января 2025 22:36
      Цитата: nordscout
      без смены социально - экономического строя, в России,

      ну вот и договорились до УГ РФ laughing
      1. 0
        23 января 2025 23:05
        Telur, не путайте "мягкое" с "тёплым"....
    2. +1
      24 января 2025 00:37
      Дык сменили социально-экономический строй в России в 1991 году - вам легче стало?
      Социализм сменили на капитализм - и опять либерасня не довольна.
      Попробуем теперь феодализм?
      Крепостной строй, хруст (?) французской булки, право первой ночи, балы.....
      И новейшие танкера поплывут по просторам...
      ....Большого театра?
      1. -1
        24 января 2025 10:28
        Seamaster, возможно,Вы плохо учили историю и у Вас "сложности" с анализом происходящего... Бывает....
        1. +1
          24 января 2025 12:47
          Типично либерастический приём: не возражать по сути темы оппоненту (потому что нЕчем), а отвечать в стиле "Сам !".
          1. 0
            24 января 2025 16:38
            Seamaster, Вы считаете, себя оппонентом???? Не смешите .... Про либерализм и его "приёмы" попробуйте, хотя бы, что-то почитать, а "СМИ - штампы" оставьте в покое...
            1. +1
              25 января 2025 16:31
              Оппонент - "человек, который возражает кому-л., не соглашается с кем-л., отстаивая свои взгляды и убеждения; противник в споре".
              А у вас, либерастов, слово "оппонент" имеет другое значение?
              Или само слово "оппонент" вас смешит?
              А просто показанный палец тоже смех вызывает?
              Тогда вам, батенька, в больничку.....
  26. -2
    23 января 2025 23:17
    У меня один вопрос! Кто отдал приказ на выход этих развалин в море, кто разрешил? И еще один вопрос где был диспетчер во время жд аварии с жертвами? А ведь он мог это предотвратить! И кстати кто он?
    1. +1
      24 января 2025 00:41
      Причем тут диспетчер?
      Решение на выход в море принимает капитан согласно плана-задания, полученного от судо- или грузовладельца.
      И, кстати, капитан в море-то и не вышел, а вышел бы с якорной стоянки - спас бы судно и птичек на берегу.
  27. +1
    24 января 2025 06:22
    Кто ответит за катастрофу в Керченском проливе?
    Никто!.
    1. +1
      24 января 2025 10:31
      Таймень, вероятно, налогоплательщики...
  28. +1
    24 января 2025 13:20
    Как говорит один богоизбранный: "Отнеситесь к этому с пониманием".
  29. +4
    24 января 2025 15:43
    Чем дальше тем больше понимаешь всю ущербность состояния в котором сейчас находится Россия. Интересно, атомное оружие тоже находится в том же состоянии, что и эти танкеры? Деньги конечно выделялись и не малые, только куда они пошли или на что! Никто ж не думал, что может оно понадобится и проверять никто не будет. Судя по тому, что красных фломастеров никто не боится, возможно там тоже засада! Имхо.
  30. +2
    24 января 2025 16:38
    Виноваты в первую очередь капитаны Волгоневтей не принявшие надлежащие меры по безопасной стоянке и штормованию вверенных им судов, которые при получении штормового предупреждения на усиление ветров южных направлений были обязаны увести суда наверх в Азовское море. Второе. Почему диспетчерские службы КЕК (Керчь-Еникальского Канала), а именно Керчь-TFC и Кавказ-TFC не организовали своевременный проход судов на рейдовые стоянки в Азовском море которые закрыты от южных ветров, в прочем для них это нормально, в ноябре 2007 года с судна находящегося в тяжелых штормовых условиях они требовали предоплату за проход пролива. В конце 2007 года ИМО (Интернациональная Морская Организация) даже передала циркулярное предупреждение по Мировому флоту, предписывая капитан судов и судовладельцам по мере возможности избегать прохождение Керченского пролива в осенне-зимний сезон навигации.
  31. +1
    25 января 2025 08:38
    Надо было ввести простое правило: разгружать танкера в первую очередь. Можно бесконечно фантазировать по поводу новых судов и верфей - я был на верфях, они отстали от корейских на 1-2 поколения. Их нужно радикально переоснащать и внедрять бесчертёжные технологии. Это большие-ПРЕБОЛЬШИЕ бабки, время, и молодые инженеры, которые чертят в 3D. Ничего этого нет.
    1. +3
      25 января 2025 09:02
      внедрять бесчертёжные технологии. Это большие-ПРЕБОЛЬШИЕ бабки, время, и молодые инженеры, которые чертят в 3D. Ничего этого нет

      Я старый инженер с 40-летним стажем и "черчу" в 3Д. И я не знаю где на заводах не работают без САПР — систем автоматизированного проектирования, это так звучит на русском и некоторые далекие от конструирования и проектирования люди так и думают, что это автоматизация, а я называю это по другому, проектирование с ПОМОЩЬЮ компьютера. 3Д помогает конструктору, облегчает жизнь так сказать., но он и отвлекает от творческого процесса, став посредником межлц мыслью и руками. Бесчертежных технологий на серьезном производстве быть не может. Деньги надо платить на производстве, чтобы туда пошли умные и сообразительные. В свое время Хрущев принизил инженера до рабочего и мы почти остались без лучших ИТР, в инженеры полезли бездельники и лентяи....Да и руководят сейчас заводами болтологи и подлизы, без знаний производства
      1. +2
        25 января 2025 19:36
        Такими производствами и должны руководить инженеры, которые хорошо разбираются в нужных станках. Вот тогда и можно будет получать изделия прямо со станков, которые будут подбирать 3D модель прямо с компьютера. А то у нас тут приехал один банкир на Адмиралтейские верфи, надул свои и без того толстые щёки, и возмутился - а чё эт станки столетние немецкие ещё Сименс стоят. Да они сто лет стоят, и ещё двести проработают, в отличие от ерунды китайской.
      2. +2
        25 января 2025 19:45
        Я был на современной верфи Эмпериум - производство современное, купили резку лазерную. Но зато в кредитах лет на 100. А на Адмиралтейских верфях - там прогресса то и не видно. Сейчас их вообще хотят снести и построить развлекуху - типа это прибыльные, чем строить военные корабли с рентабельностью 1 %.
  32. +1
    25 января 2025 16:48
    Это жадность. Надо трясти хозяев судов. Капитан в своем уме не попрется на морской шторм на этой модификации баржи. Второе давнее название судов река-море - река-горе.
    1. 0
      26 января 2025 09:36
      смотря какой капитан..есть и реально выжившие из ума. такие попрутся.
  33. -1
    25 января 2025 18:18
    "Назревшие проблемы будет решать новая, обновленная страна"
    А что в ней обновиться?
  34. +1
    27 января 2025 08:48
    До сих пор, даже имени хозяина мазута не назвали. Такое впечатление, что кто-то очень близкий к телу. А близкие к телу, как и само тело, ответов не дают и ответственности не несут. Не царское дело.
  35. +1
    27 января 2025 19:37
    Кто будет платить по счетам?

    Странный вопрос! Должна платить страховая компания. Я вообще нихрена не понимаю, как такое ржавое корыто могло эксплуатироваться. Во всем мире эти проблемы отданы на откуп страховым компаниям, несущим ПОЛНУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за вред причиненный застрахованным имуществом. Чтобы не быть вывернутыми мехом внутрь, страховые компании очень жёстко контролируют техническое состояние судов и квалификацию судоводителей. Причем, не будучи связаны по рукам и ногам неразворотливой государственной машиной, делают это эффективно и при этом удобно для судовладельцев.
    Страховые механизмы вообще чрезвычайно эффективны при разумном их использовании.
  36. +1
    27 января 2025 19:40
    Цитата: anclevalico
    До сих пор, даже имени хозяина мазута не назвали. Такое впечатление, что кто-то очень близкий к телу. А близкие к телу, как и само тело, ответов не дают и ответственности не несут. Не царское дело.

    А причем здесь хозяин груза? Проблемы перевозчика и того, кто разрешил эксплуатацию старых корыт. Если Вы закажете пиццу, а доставщик стопчет кого по дороге, готовы будете присесть вместе с ним на дорожку?
    Да что ж за детская привычка валить все на высшие сферы!
  37. +1
    27 января 2025 21:31
    Автору на заметку. Волгонефти все имеют двойные борта и двойное дно. Погибшие Волгонефти никто не укорачивал. Указанные волгонефти с постройки имели классы позволявшие выходить в море. Основная причина - эксплуатация в условиях превышающих разрешенные. Если бы Волгонефти ушли в пролив, то скорее всего ничего бы не было.
  38. +1
    28 января 2025 20:52
    итог тушите свет ,заворачивайтесь в простыни и ползите на кладбище .Ничего природа с помощью человека и эту беду утилизирует.вспомните Японию, Фокусиму авария на атомной станции сравнима с Чернобыльской ,радиация страшная,станция до сих пор находиться в аварийном режиме Япония не придумав ничего лучьше сливает радиактивную воду в Тихий океан .И что много шума вы слышите.Всша полштата сгорели и города смывает наш орск это просто детская картинка.не надо в русском духе сеять панику.Разберуться кого надо накажут пляжи очистят,судно поднимут.
  39. +1
    29 января 2025 09:14
    танкеры этого проекта строились как "река море" но по морю мореходность была ограниченной даже для новых теплоходов . разрешение на выход в море сейчас когда посудинам по 55 лет -это преступление , металл устал и он не выдержит волну ! нужно было списывать их на слом когда им было по 40 лет, сейчас проблема российского судостроения в недостатке верфей , квалифицированных судостроителей , и судовых дизелей , советское наследие сильно разрушено , судостроительные мощности раз в 10 ниже советских.в астрахани было ; судоверфь имени кирова , завод который серийно строил теплоходы на подводных крыльях Ракета , завод имени сталина , и еще один завод который недалеко от города был в районе , сейчас работает понемногу только один завод ! который строил для лукойла плавучие буровые . люди которые там работали -умерли , система ПТУ разрушена - даже от отца к сыну учить некому .
    проблему с танкерами решать надо за счет добывающих компаний , пусть строят для себя !
  40. -1
    29 января 2025 16:06
    Поздновато пишу коммент, но всё же... А теперь представьте, укроБЭКи хорошей такой стаей будут охотиться (или уже) за нашими корытами? Где столько волонтёров взять? Жалко Байкал и Карелию, теперь наши "Тагилыыы" туда поедут со своими тётками, замусорят, жуть...
  41. -2
    29 января 2025 19:14
    Кто ответит за катастрофу в Керченском проливе?

    Западные агрессоры, ответят в конечном счете, по закону справедливости.... Ибо главная причина этой катастрофы - незаконные западные санкции, в следствии которых, эти танкеры находились там, где не должны были, с тем, с чем не должны были... Содержимое танкеров, много раньше было бы продано и отгружено покупателям, если бы не враждебные, незаконные санкции...