Большие планы и неудачный результат САУ AHS Kryl

30
Большие планы и неудачный результат САУ AHS Kryl
САУ AHS Kryl на одной из выставок


С начала прошлого десятилетия польская военная промышленность вместе с зарубежными коллегами разрабатывала перспективную самоходную артиллерийскую установку AHS Kryl. Боевая машина на колёсном шасси должна была показывать высокие технические и боевые характеристики, а также положительно влиять на потенциал артиллерии. Однако этот проект не удалось довести до конца, и недавно от него отказались.



На колёсном шасси


К началу десятых годов министерство национальной обороны Польши пришло к выводу о необходимости создания перспективной 155-мм самоходной гаубицы на колёсном шасси. Такая машина в будущем могла бы дополнить гусеничные САУ и улучшить общие показатели артиллерии сухопутных войск.

В 2011 г. Минобороны выработало техническое задание на новую самоходку и вскоре разместило заказ на её разработку. На этом этапе проект получил обозначение AHS Kryl («Криль») по аналогии с другими польскими разработками в области артиллерии.

Создание боевой машины и её компонентов поручили специально созданному консорциуму во главе с компанией Huta Stalowa Wola (г. Сталёва-Воля). К участию в работах пригласили ряд польских организаций разного профиля, а также иностранные компании. В частности, проектирование артиллерийской части поручили израильской фирме Elbit.

Согласно первоначальным планам, все работы по созданию САУ Kryl должны были завершиться до конца десятилетия. Не позднее 2015 г. планировалось построить и испытать первую опытную самоходку. К 2017 г. она должна была получить новую систему управления огнем и вновь выйти на полигон. После этого планировалось наладить серийное производство и начать поставки техники в войска.

Реальные результаты


Как и планировалось, первый этап разработки «Криля» занял всего несколько лет. Уже в 2014 г. компания HSW построила первый опытный образец новой САУ и в сентябре впервые показала его на одной из польских выставок. Было объявлено, что в ближайшее время машина отправится на полигон для проведения ходовых и огневых испытаний.


Самоходка на испытаниях

Согласно различным источникам, испытания САУ Kryl на одном из польских полигонов начались не позднее конца 2014 г. На тот момент самоходка не была полностью укомплектована, что повлияло на программу процесс испытаний. Тем не менее, даже в таком виде она продемонстрировала основные ходовые и боевые характеристики.

Не ранее 2017 г. консорциум во главе с HSW завершил разработку перспективной системы управления огнём для AHS Kryl. Опытный образец оснастили этой системой и вновь вывели на полигон. На этот раз отрабатывались все аспекты боевого применения и ведения огня. В частности, весной 2017 г. сообщалось о стрельбах на максимально возможную дальность.

Параллельно шла разработка дополнительных средств и изделий различного назначения. Например, к концу десятых годов на испытания поступил корректируемый 155-мм снаряд APR-155 от компании Mesko. Боеприпас с полуактивной лазерной головкой самонаведения прошел испытания и показал достаточно высокую точность поражения подсвеченных целей.

В ходе испытаний предсказуемо не обошлось без замечаний. Изделие Kryl имело целый ряд недостатков, которые требовалось исправлять. На доводку конструкции фактически потратили весь конец десятых и начало двадцатых годов. Кроме того, на определенном этапе доработок даже пришлось приостановить программу испытаний.

В результате этих событий график проекта был скорректирован. Запуск серии сначала перенесли на 2021 г., а затем и на неопределённый срок.

Нерешённые проблемы


В последние годы новости о проекте AHS Kryl появлялись нечасто. Сообщалось лишь о продолжении испытаний и доработок, но не о запуске серийного производства. Можно было понять, что проект столкнулся с серьёзными препятствиями, которые мешают получить все желаемые результаты.


В ноябре 2024 г. один из депутатов Сейма направил в Минобороны запрос, в котором интересовался текущим состоянием дел в проекте «Криль» и его перспективами. Депутат подчеркнул, что новая колёсная САУ должна представлять большой интерес для армии и её необходимо как можно скорее запустить в серийное производство.

В начале января стало известно, как военное ведомство отреагировало на этот запрос. Оказалось, что Минобороны Польши утратило интерес к проекту AHS Kryl и считает более приоритетной гусеничную САУ AHS Krab. Закупка колёсных самоходных установок откладывается как минимум на середину следующего десятилетия.

Вскоре на профильных ресурсах появилась дополнительная информация, полученная от источников в польской военной промышленности. Сообщалось, что за несколько лет компания HSW и её партнёры так и не смогли завершить доводку проекта. САУ сохранила различные недостатки и по-прежнему не соответствует требованиям заказчика.

Например, так и не удалось снизить массу САУ до требуемого уровня. Из-за этого боевая машина не может перевозиться самолётами C-130, как того требует заказчик. Также остаются претензии к другим характеристикам, к надежности и т.д.

Всё это определило судьбу проекта AHS Kryl. Наличие множества недостатков и невозможность их устранения привели к тому, что в 2024 г. все работы по нему были остановлены. Сейчас Минобороны решает дальнейшую судьбу этой разработки. Не исключено, что вместо «Криля» начнут создавать новую САУ похожего облика.

Технические особенности


Изделие AHS Kryl представляет собой самоходную гаубицу на автомобильном шасси. Внешне и по своей архитектуре эта САУ похожа на ряд других современных артиллерийских систем. Также наблюдается определенное сходство с точки зрения функций и тактико-технических характеристик.


Базой для «Криля» стало трёхосное полноприводное шасси Jelcz 663.32. Это автомобиль капотной компоновки с бронированным капотом и кабиной. На шасси имеется платформа, на которой размещаются артиллерийская система и вспомогательные агрегаты. Боевой машиной управляет расчёт из пяти человек.

Общая длина перспективной САУ составляла 10,3 м. Ширина по корпусу – ок. 2,5 м, высота с учётом артиллерийской установки – 3,4 м. Согласно техническому заданию, боевая масса не должна была превышать 23 т. Тем не менее, опытный образец оказался существенно тяжелее.

Базовый автомобиль оснащён дизельным двигателем MTU 6R106TD21 мощностью 326 л.с. и механической трансмиссией. Колёсная боевая машина способна разгоняться на шоссе до 85 км/ч. Запас хода заявлен на уровне 500 км. Полный привод позволяет преодолевать различные препятствия.

В кормовой части машины открыто размещена артиллерийская установка. Её конструкция обеспечивает ведение огня в пределах переднего сектора с большими углами возвышения. Имеются дистанционно управляемые приводы и резервные ручные. Установка дополнена опускаемым кормовым сошником, на котором находится площадка для работы расчёта.

САУ вооружена орудием ATMOS 2000 от израильской компании Elbit. Это нарезное орудие калибра 155 мм со стволом длиной 52 клб., развитым дульным тормозом и полуавтоматическим затвором. Орудие монтируется на установке с гидропневматическими противооткатными устройствами.


Управляемый снаряд APR-155 польской разработки

Для стрельбы используются 155-мм выстрелы раздельного заряжания, соответствующие стандартам НАТО. Заряжание производится вручную с подачей выстрелов из бортовой укладки или с транспортёра боеприпасов. Для уменьшения габаритов и массы САУ пришлось отказаться от штатного автомата заряжания из состава системы ATMOS 2000.

Скорострельность зависит от возможностей расчёта. При длительной стрельбе она не превышает 5-6 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы в 40 км достигается при использовании активно-реактивных боеприпасов некоторых моделей.

Специально для «Криля» была разработана система управления огнем NCBiR, включающая средства навигации, компьютер с необходимыми функциями и пульт управления наводкой. СУО берёт на себя все основные действия и расчёты, снижая нагрузку на оператора.

Неудачная попытка


Ещё в начале прошлого десятилетия Минобороны Польши задумало дополнить парк самоходной артиллерии новой установкой на колёсном шасси. Работы по этому проекту продолжались до недавнего времени, но не дали желаемого результата. Несмотря на кажущуюся простоту, проект AHS Kryl оказался чрезмерно сложным для полноценной реализации.

Согласно последним данным, польская армия не собирается завершать доводку «Криля» и принимать его на вооружение. Рассматривается возможность создания нового проекта подобной САУ с принятием на вооружение через 10 лет. Станут ли запускать такой проект, и удастся ли справиться с ним, покажет время.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 января 2025 08:46
    Странно. А где же европейская солидарность?
    Почему французская артустановка Цезарь не удовлетворяет?
    Опять пшековая жадность рулит.
  2. +2
    18 января 2025 11:21
    Итого - шасси немецкое, пушка еврейская))) а что же в ней пшековского? Но даже это, сверхмощная пшековская промышленность не потянула.
    1. -1
      19 января 2025 09:57
      Не потянула, потому что обворовали. А иначе как обьяснить, куда деваются деньги налогоплательщиков. Ничего не поменялось со времен Речи Посполиты, все те жи шляхи продажные. Готовы ради денег продать честь, но говорят о ней больше всего.
  3. +1
    18 января 2025 14:56
    Неудача поляков лишний раз подчеркнула общую ущербность концепции тяжёлого орудия на шасси авто. Успех на Украине шведского "Арчера" и французского "Цезаря" не более чем доминирование рекламы над здравым смыслом, что могут себе позволить шведы и французы. Поляки же от последних имеют реальный опыт эксплуатации советской буксируемой и самоходной артиллерии и не повелись на принятие неудовлетворительных результатов испытаний в угоду интересов евреев и немцев. За украинцами они первые в очереди за люлями от ВС РФ. Так объективно как пшеки нам следовало бы подойти к оценке "Мальвы". Пока не поздно...
    1. -2
      19 января 2025 11:20
      Это смотря с какой стороны смотреть. Мальва авто с прикрученной от Мсты пушкой. Чем особенна, никаких наворотов и она тупо дешевле Мсты. А потом к ней прикрутят пушку от Гиацинта, потом ещё от чего-нибудь по мере исчерпания стволов.
    2. 0
      19 января 2025 11:21
      Всегда говорил, что быстро приехать и отстреляться и уехать - это хорошо, пока есть дорога с твердым покрытием или сухая погода. А вот если нет, тогда лучше гусениц, еще ничего не придумали.
  4. +2
    18 января 2025 15:15
    Зачем бронировать кабину? При стрельбе из орудия все пять человек расчёта будут находиться снаружи.
    1. +4
      18 января 2025 16:33
      To protect crew during transport or moving from one safe position to another.
  5. +4
    18 января 2025 16:32
    The situation with the Kryl was that there were plans to create a highly mobile self-propelled howitzer for foreign missions. So, something for Iraq, Afghanistan, and Chad. The tactical assumptions were as follows – it had to fit into a C130, have a 55-caliber barrel, and not require armor (meaning it didn’t need a closed turret). Well, it turned out, first of all, that it was difficult to create such a machine to fit into a C130, and secondly, when war in Ukraine broke out in 2014 and later in 2022, the Poles realized they needed weapons for a real war (i.e., an armored Krab) rather than for missions to shoot at the Taliban from a safe base. Hence, the idea was abandoned.
    1. +1
      19 января 2025 08:35
      Отшлёпать непокорных и воевать с равными разные вещи. Вы правы.
  6. +3
    18 января 2025 18:02
    Цитата: Юрась_Беларусь
    Зачем бронировать кабину? При стрельбе из орудия все пять человек расчёта будут находиться снаружи.

    Чтоб двигатель и водитель защитить. А то поразят и всю установку обездвижат. Еще защищать на марше.
    1. 0
      19 января 2025 10:00
      Впрочем от попадания легких пушек 30 мм, навряд ли спасёт. Особенно от БТР-82 или БМП-2.
      1. 0
        19 января 2025 15:24
        Так ведь от удачного попадания с соответсвующей дистанции 30-мм снаряда не спасет защита подавляющего большинства бронеобьктов в мире ( исключая, и то не всегда, ОБТ) . Но это не повод совсем отказываться от бронирования. На то бронирование и дифференцировано по классам
      2. +1
        20 января 2025 11:17
        Цитата: Warlord
        Впрочем от попадания легких пушек 30 мм, навряд ли спасёт. Особенно от БТР-82 или БМП-2.

        Если дивизионная/бригадная артиллерия оказывается в зоне огня БТР и БМП, то вопросы защищённости для артиллеристов уже значения не имеют. Так как это означает, что соединение разгромлено и надо уносить ноги. smile
        Защита САУ - противопульная и противоосколочная. На тот случай, если противник успел отработать по огневым позициям до свёртывания.
        1. 0
          22 января 2025 15:22
          Если БМП пехоты оказались в зоне ОП дивизионной артиллерии, вышли по глупости на них район, то им надо уносить ноги. Арта примет бой прямой наводкой и проникшим машин не поздороваться. У дивизионной и полковой арты и залп тяжелее, и прямой выстрел дальнее, и все ориентиры пристреляны. И маскировка стоит, и мат част в окопах, а не в голом поле.
          1. 0
            22 января 2025 16:27
            Цитата: stankow
            Арта примет бой прямой наводкой и проникшим машин не поздороваться.

            У меня есть большие сомнения в том, что колёсная САУ сможет стрелять по траверзу на прямой наводке - не опрокинет ли её отдачей? А если УГН ограничены, то, пока САУ будет маневрировать, приводя цель в сектор стрельбы, БМП или БТР её отперфорирует.
            Цитата: stankow
            И маскировка стоит, и мат част в окопах, а не в голом поле.

            Это если у противника нет АИР и разведБПЛА. В противном случае надёжнее отстреляться из чистого поля с временных ОП и уйти подальше - пока что-нибудь не прилетело.
            1. 0
              22 января 2025 20:17
              Как раз это один из больших недостатков колесных САУ - очень неудобно стрелять прямой наводкой. И углы наведения так себе, и расчет неукрыт и саму бандуру не окопаешь за ночь. И профиль высокий. Зная это, противник смело будеть проникать на их позиции. А зная, что там вкопанная буксируемая ждеть - даже не подумает. Комполку спокойнее, зная что артдивизион разположен в бреши между двух перволинейных батальонов. Туда ни пехота на, БМП, ни танковой батальон опонента не будеть соваться если в своем уме. Вот так, прямой наводкой вроде "не стреляют", но не забыли.
  7. 0
    19 января 2025 19:24
    Совершенно логично, что поляки отказались от пушки в грузовике, у которой даже автомата заряжания не было, как на Арчере.
    Но они перешли на Краб и К9 - а где неимеющееаналоговвмире?

    И уж если хочется поприкалываться над польскими военными программами, можно взять:

    - проект "Орка" (ПЛ), который в 2025 году "обязательно финализируется". Военные пообещали политикам "а теперь ПЛ будет с КР, которыми можно "в форточку стрелять"" Идея так себе, возможно политики опять не дадут военным бабки спустить в Балтийское море.

    - проект "Клещ" - размером с полвагона разведывательная машина, которую экипажи будут просто сами пристреливать, из жалости: уродлива, бессмысленна, но плавает!

    - проект "Борсук" - "а давайте сделаем БМП сами, защищенную, но чтобы плавала". И вот получилось "чтобы плавала", а БМП не получилась и плавно переходим к...

    -тадам! Проект "тяжелая БМП" - не плавает, но хочется свое. поэтому если взять корпус от К9 и поставить башню от Росомак.... не получилось... поэтому давайте в ..цатый раз посмотрим на ю. корейскую БМП...

    -почетное третье место у автомата "Грот"! Пользователи "к востоку от Польши" отмечают, что он хороший... если его брать из оружейки и туда же сдавать. А так полевые условия не выдерживает.

    - почетное второе место... у Т50GF, но же "дыркозатыкатель". Самолет есть - УРО нет... 48 штук.

    - и самая безумная оружейная покупка Польши.... тадам... первое место! 96 Апачей! Девяносто шесть Апачей! Зачем косплеить "Бурю в пустыне" Польше - непонятно, уже третий год можно видеть, на что способны вертолеты, атакующие - особенно. Итак, 10 ярдов зелени, 96 Апачей - почетное первое место в польском рейтинге "Самая Безумная Военная Покупка"!
    1. 0
      19 января 2025 21:17
      С точки зрения унификации выбор стоволов поляками не совсем логичен, у Краба-британский, у Криля-израильский, на других системах-корея и тп, при явном присутсвии остаточных советских систем получается петрушка какая то. Или спешка перед вероятным гипотетическим боевым столкновением, , или столкновеие финансовых интересов? Конечно, нам более выгодна разнотипность оружейныз систем у вероятного противника
      1. 0
        19 января 2025 21:29
        Нет там ничего выгодного.

        Там фактически стандартизация НАТО для стволов, снарядов и метательных зарядов для калибра 155мм.52клбр., по дальности это 40 и более км.

        Советские калибры уходят на хранение и в ВСУ.

        К9 и Краб - это те же 52 калибра в 155 мм.. Криля не будет, ИМХО.

        Кстати, "на практике" выяснились "небольшие расхождения" у национальных производителей снарядов и зарядов 155мм, но ничего фатального.
        1. 0
          19 января 2025 21:53
          Да, согласен с Вами, унификация НАТО снарядов и зарядов работает
          Небольшие расхождения вполне возможно компенсировать пристрелкой
          Но раличия школ проекирования и изготовления -британских у Краба, израильских-у Криля, корейских и тп не принесет нормального обслуживания
          В поле, при поломке, технари получат полный комплект сложностей при ремонте разнотипных систем
      2. -1
        20 января 2025 04:02
        Not exactly. The Krab and K9 share the same chassis. The problem is that the Polish industry is unable to produce more than around 50 Krabs per year, which is why the K9 was purchased from South Korea.
    2. -1
      20 января 2025 04:00
      OK, let's deal with your theses:

      The Orka program is indeed slow, but according to the latest information, this year a submarine armed with cruise missiles with a range of over 1000 kilometers will be selected. That's just enough to strike Moscow from the Baltic Sea.
      The Kleszcz is smaller than the BRM-3K. It may look awful, but war is not a beauty contest.
      I don't know what you mean by the Borsuk. The vehicle is great. Well-armored, it can swim, and has an excellent ZSSW30 turret.
      A heavy IFV is a completely different matter than what you're saying. The Polish industry said it could build one in about 5-8 years. Poland needs a vehicle right now, so it was decided to buy one abroad. Probably a German one (that's the rumor).
      The Grot is excellent and well-regarded. Initially, at the start of the war, first-series Grots were sent to Ukraine. Currently, Grots M3 are being produced, which do not have the flaws of the original versions. Well, the Ukrainians were kind of testers.
      The T-50 was never meant to be a full-fledged fighter. It's an aircraft mainly designed to defend cities, etc., from cruise missiles. Besides, there was an urgent need to buy aircraft to replace the MiG-29s sent to Ukraine.
      Please explain to all of us why 96 Apache helicopters is a stupid purchase, and the Ka-52 is a great machine with no equivalent in the world.
      1. +1
        20 января 2025 08:43
        В ваших словах есть определенная правота... а может быть вы и абсолютно правы!

        Позвольте рассказать вам напоследок анекдот:
        "Идет мужик по берегу озера, видит: какой-то парень черпает рукой воду из
        озера и пьет. Мужик кричит:
        - Зачем ты пьешь эту грязную воду, сюда все мусор бросают, заводы отходы
        сливают, со всей деревни говносток сюда выходит!
        - What did you say?
        - Да я говорю: двумя руками черпай!"
    3. 0
      20 января 2025 11:23
      Цитата: Wildcat
      - почетное второе место... у Т50GF, но же "дыркозатыкатель". Самолет есть - УРО нет... 48 штук.

      GF - это первые 12 штук. Их брали в панике 2022 года, когда нужно было хоть что-то. Отсюда и проблемы: теоретически GF может нести "Сайдвиндеры", а на практике - нет, так как AIM-9L/M, больше не производятся, а под AIM-9X машина не доработана. Тем не менее, поляки утверждают, что AGM-65 и JDAM на GF подвесить можно.
      Следующие 36 машин модификации PL уже выпущены в доработанном варианте.
      1. 0
        20 января 2025 14:18
        Я с вами абсолютно согласен, что "в панике брали" ибо мерещились танковые колонны "очень-очень рядом".

        Но на практике и танковых колонн нет и ФА50 есть - самолет для боя, где нет весомого ПВО и ИА противника, в жанре "бери больше, летай дешевле" для стран типа Ирака/Индонезии - особенно против всяких ребеллов с легкой стрелковкой.

        Как УТС он избыточен, там Айрмакки есть. Как легкий штурмовик/бомбардировшик УРО - он безоружен и беззащитен. Как "легкий истребитель" - а кого он собственно будет "истреблять" с такими ТТХ и вооружением?

        А когда вооруженная версия ФА50 появится - так она и теоретически Польше не нужна будет.

        ИМХО, конечно, и пусть у них по плану будет - двумя руками черпай!
        1. +1
          20 января 2025 15:58
          Цитата: Wildcat
          А когда вооруженная версия ФА50 появится - так она и теоретически Польше не нужна будет.

          Корейцы обещали первые поставки PL в 2025 г. Вот фото на октябрь 2024 г.:

          Цитата: Wildcat
          Как УТС он избыточен, там Айрмакки есть. Как легкий штурмовик/бомбардировшик УРО - он безоружен и беззащитен. Как "легкий истребитель" - а кого он собственно будет "истреблять" с такими ТТХ и вооружением?

          "Самолёт второй линии и второстепенных направлений". В общем, воздушный литторальник.
          Нет у Польши денег на то ,чтобы закрыть все направления полноценной авиацией. Вот и берут эрзацы.
          А в результате благими намерениями оказывается вымощена дорога в ад для штабистов и тыловиков. Которым нужно будет планировать применение, снабжение, ТО и ремонт этого зоопарка, который уже близок к индийскому. smile
          В результате через несколько лет у нас будут все еще современные учебные самолеты М-346 (купленные в результате конкурса в 2014 году, в котором они обошли, в частности, Т-50), учебные и несколько боевых FA-50GF, легкие боевые FA-50PL, F-16, F-35 и, возможно, третий тип полноценного боевого самолета (неофициально говорится о F-15X или Eurofighter 2000, которые должны прийти быстрее, чем F-16/F-35). Таким образом, мы становимся чемпионом НАТО по разнообразию техники в еще одной категории. У нас уже есть 4 типа базовых танков (РТ-91, Leopard 2, K2, Abrams) и 3 типа средних вертолетов (Ми-8/17, S-70i, AW-149).
          1. 0
            20 января 2025 16:30
            ИМХО, тип "перехватчик" - Ф15 или ЕФ2000 - был бы весьма разумен и не так безнадежен в военном смысле для Польши, как ФА50.

            А учитывая многофункциональность последних моделей (уже нет никаких "но паунд фор граунд") это было бы совсем для Польши разумным вложением денег.

            Но пока - пусть Польша "двумя руками черпай" ФА50 с Апачами.
  8. 0
    20 января 2025 16:01
    Так то и РФ не потянуло такой прожект. Где наша 152мм и 52кал?
  9. 0
    Вчера, 14:49
    Не уродился. Точнее так: родился уродцем. Хорошее оружие - оно еще и красивое. Посмотрите на Т-34, АКМ, Ту-160, ну вы меня поняли. На этого доходягу, особенно спереди, смотреть больно. Ну полякам бог не дал, все основное оружие у них или покупное, или лицензионное.