Прошу не любить, но жаловать: F/A-18F получил официальное имя «Шершень-убийца»

23 374 69
Прошу не любить, но жаловать: F/A-18F получил официальное имя «Шершень-убийца»

Военно-морской флот США теперь официально использует термин «Шершень-убийца» для обозначения истребителей F/A-18E/F, предназначенных для использования в качестве истребителей ПВО.

Вообще F/A-18, который сперва был просто «Шершень», потом стал «Супер Шершнем», теперь вот «убийцей» - реально самый полезный и заслуженный самолет американской авиации. Пока F-22 отстаиваются на земле в качестве самого лучшего истребителя мира (который кроме бюджета ничего не истребляет), F-35 сражается за рынки сбыта, а потом тоже стоит на земле, потому что летать на нем очень дорого, то вот F/A-18 на своих плавучих аэродромах все так же готов прибыть в любой район земного шара и там сражаться во имя. Не важно, во имя каких идеалов, важно то, что готов сражаться. И делает это уже более 40 лет.



Конечно, прослужить сорок с лишним лет непросто, естественно, модернизациями «Шершня» баловали систематически и регулярно, потому он все еще и в боевом строю, а не на пути к свалке. Кроме того, самолет реально крепкий и главное – недорогой, что привлекает покупателей со стороны, а это, в свою очередь, подвигает компанию «МакДоннел-Дуглас» вести дальнейшие разработки.

То есть, самолет в теме и на покой пока не собирается. Более того, по миру используются обе ипостаси, и F (fighter, истребитель), и А (attack, штурмовик), заявленные в двойной аббревиатуре самолета.

И вот – противовоздушная комплектация, за которой, как считают в командовании морской авиацией США, большое будущее. А раз так выделили ПВО-модификацию, то не долго размышляя, придумали и новое название. Так что военно-морской флот США теперь официально использует термин «Шершень-убийца» для обозначения истребителей F/A-18E/F, вооружённых пятью ракетами AIM-120 средней дальности «воздух-воздух» (AMRAAM) и четырьмя ракетами AIM-9X Sidewinder.

Конфигурация вооружения «воздух-воздух» для «Супер Шершня» дебютировала в прошлом году во время операций в Красном море и вокруг него. Это стало возможным благодаря программе модернизации, которая позволила F/A-18E/F нести больше ракет AIM-9X.

Эта противовоздушная конфигурация «Шершня-убийцы» и его использование в бою против воздушных целей были среди различных важных моментов, которые Управление военно-морских операций (CNO) включило в недавно опубликованный итоговый бюллетень за 2024 год. Также были представлены официальная версия AIM-174B для запуска с воздуха ракеты Standard Missile-6 (SM-6), первое боевое применение усовершенствованной противорадиолокационной управляемой ракеты AGM-88E (AARGM) и первое в истории службы поражение вражеского беспилотника в воздухе.

Нормальная реакция на то, что в воздухе реально добавилось целей: разведывательные беспилотники, барражирующие боеприпасы, дроны-камикадзе с различными принципами управления, FPV-дроны и так далее.


F/A-18E взлетает с лётной палубы авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр» в Красном море

Как уже отмечалось для того, чтобы F/A-18E/F могли нести новые ракеты «воздух-воздух» AIM-9X на внешних подкрыльевых узлах подвески (узлы 2 и 10), военно-морскому флоту сначала нужно было провести серию работ, направленных на применение этих ракет на «Шершнях». Ранее «Супер Шершни» могли нести только ракеты «Сайдвиндер» последнего поколения на законцовках крыла, а остальные узлы подвески были задействованы под несение иных видов вооружений. Военно-морской флот пошел на такой шаг в ответ на срочные оперативные требования, чтобы увеличить боезапас ракет «воздух-воздух» самолётов и помочь летчикам бороться с беспилотными летательными аппаратами-камикадзе, запускаемыми боевиками-хуситами в Йемене.

Истребители F/A-18E/F в комплектации «Шершень-убийца» были впервые замечены при выполнении операций в районе Красного моря во время полета с авианосца «Теодор Рузвельт» в апреле-мае 2024 года. На этих самолетах также были замечены модули наведения AN/ASQ-228 Advanced Targeting Forward-Looking Infrared (ATFLIR) и центральные топливные баки емкостью 480 галлонов. С тех пор такая конфигурация наблюдалась на F/A-18E/F, приписанных к другим авианосцам, действующим на Ближнем Востоке.


«Шершень-убийца», приписанный к авиационному крылу USS «Теодор Рузвельт», приземляется на авиабазе Муваффак-Салти в Иордании в августе 2024 года

Кстати, в недалеком прошлом «Супер Шершень» мог нести дополнительную ракету AIM-120 на том узле, где в последней комплектации располагается блок ATFLIR и таким образом запас ракет «воздух-воздух» мог быть увеличен до трех.

Но современные реалии просто потребовали установки такого блока, как ATFLIR и перекомпоновки всех видов вооружений, которые мог бы нести самолет. Усовершенствованные модули целеуказания являются важнейшими компонентами арсенала средств противовоздушной обороны современного тактического истребителя, поскольку они позволяют идентифицировать цели за пределами видимости.

Это особенно важно в «густонаселённом» воздушном пространстве и может привести к более быстрой идентификации «свой-чужой» и возможности уверенно стрелять по цели задолго до того, как это стало бы возможным в соответствии с правилами ведения боевых действий. То есть, огонь на опережение.

Инфракрасные и телевизионные датчики ATFLIR могут быть использованы параллельно с радаром «Шершня» и наоборот, что обеспечивает дополнительный уровень интегрированного целеуказания.

Камеры, как телевизионные, так и тепловизионные, также могут собирать важную информацию о воздушных целях, независимо от того, участвуют они в боевых действиях или нет. На некоторых камерах также доступен вторичный режим поиска и сопровождения в квазиинфракрасном диапазоне, который позволяет обнаруживать малозаметные цели, хотя он и не так эффективен, как специальная усовершенствованная инфракрасная система обнаружения и сопровождения.

Тем не менее, операции в Красном море продемонстрировали важность своевременного обнаружения малоконстрастных и малоразмерных целей, коими являются беспилотные летательные аппараты.

Так что возможности ATFLIR важны не меньше, чем дополнительные средства поражения, поскольку обеспечивают обнаружение воздушных целей противника типа БПЛА, особенно в ночное время.


Однако конфигурация «Шершня-убийцы» с девятью ракетами оставляет два дополнительных подкрыльевых пилона пустыми. Вопрос в том, стоит ли заполнять их чем-то таким, или есть смысл оставить? Ведь отсутствие боезапаса на этих узлах подвески, а особенно дополнительных подвесных топливных баков, даст возможность самолётам сохранить приличную скорость и маневренность, что для воздушного боя на небольших дистанциях (а как на больших можно вообще воевать с БПЛА минимальных размеров?) весьма и весьма полезно.

Да, без дополнительных топливных баков дальность полёта и время нахождения на боевом дежурстве «Шершня» также сократились бы, но: такая конфигурация будет вполне подходящей для выполнения задач по защите воздушного пространства и кораблей ударных авианосных групп.

Здесь стоит отметить, что в будущем подвесные баки на центральном подфюзеляжном узле F/A-18E/F могут быть заменены на контейнер с инфракрасной системой поиска и слежения (IRST), которая значительно улучшит способность «Шершня» обнаруживать и отслеживать самолёты и другие воздушные цели, особенно малозаметные, на больших расстояниях. Но внедрение IRST – это вообще отдельная тема.

А еще стоит вспомнить, что в свое время производитель «Супер Шершня» компания «Боинг» рекламировала тяжёлую комплектацию самолета: боевую нагрузку из 12 ракет AIM-120 и двух AIM-9X, но дальше предложений дело не пошло, и осталось неясно, разрешены ли были военно-морским летчикам вылеты в такой конфигурации.


Super Hornet, вооружённый 14 ракетами «воздух-воздух», а также подвесным баком с инфракрасным датчиком на центральной линии, которую компания Boeing представила в рамках неудачной презентации для Канады


F/A-18 с 12 ракетами класса «воздух-воздух»

Вообще термин «Шершень-убийца» появился довольно давно: так в разговорной речи обозначали комплект ещё более тяжёлого вооружения класса «воздух-воздух», которое в прошлом году было установлено на F/A-18F, приписанном к Девятой испытательно-оценочной эскадрилье (VX-9) во время учений «Серый флаг-2024». Самолёт эскадрильи был оснащён четырьмя ракетами AIM-174B, а также тремя ракетами AIM-120 и парой ракет AIM-9X. А сам «Шершень-убийца» вошёл в американский лексикон в более широком смысле после появления азиатских гигантских шершней в Соединённых Штатах в 2019 году. Инвазия азиатских шершней доставила много неприятностей в тот год, поскольку летающая пакость оказалась очень вредной и сложно уничтожаемой. Как и самолет.


Отметки о воздушных победах над БПЛА на F/A-18E Super Hornet из состава крыла авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр»

Увеличение боекомплекта «воздух-воздух» боевых самолётов становится всё более важным, особенно с учётом постоянно растущих угроз, исходящих от различных типов беспилотников во всех сферах. Новый F-15EX Eagle II ВВС США является ярким примером этой тенденции. Самолёты F-15E Strike Eagle ВВС США, которые также могут нести большое количество противовоздушных боеприпасов, быстро израсходовали весь боезапас, сбивая иранские беспилотники, направленные на Израиль в апреле 2024 года. Но от этого расхода был эффект.

В целом, в отличие от популяции азиатских гигантских шершней в Соединённых Штатах, шершни-убийцы, по-видимому, продолжат появляться в Красном море, на Ближнем Востоке и, возможно, в других местах.


F/A-18, созданный во второй половине 1970-х гг. на базе экспериментального истребителя наземного базирования «Нортроп» YF-18, с самого начала предназначался для решения как чисто истребительных, так и ударных задач, получил прописку на палубах американских авианосцев. И там, вместе с тяжелым истребителем-перехватчиком F-14, отлично сыграли роли перехватчиков ПВО и истребителей завоевания превосходства в воздухе.

Изменения в стратегии и тактике вынудили «Макдоннелл-Дуглас» начать работы, акцентированные, в первую очередь, на повышении ударного потенциала F/A-18. Так что комплектация «Шершень-убийца» - это, скорее, возврат к изначальным задачам этого самолета. Мир изменился, и авианосные соединения сегодня требуют большего внимания в плане защиты с воздуха, чем каких-то десять лет назад. Потому появление «Шершня-убийцы» закономерно и логично.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -14
    21 января 2025 05:11
    И кого он убил? Иракские самолёты, на которых сидели арабы? Которые только торговать и орать могут laughing
    Пусть их поставят бандеровцам и посмотрим какой он убийца am
    1. -2
      21 января 2025 08:19
      Цитата: air wolf
      И кого он убил?
      Американский бюджет! wink
  2. -7
    21 января 2025 05:24
    Отличный самолет, крошил за всю свою историю всяких подонков на Востоке
    1. +2
      21 января 2025 13:10
      Цитата: Vladimir-43
      всяких подонков на Востоке

      Разве из него крошили американцев в Афгане\Ираке\Сирии? belay
      Хотя если считать тот friendlyfire когда амеры создавали что-то а потом с этим "боролись" как уничтожение амеров...
  3. 0
    21 января 2025 05:45
    Ужасный на первый взгляд самолет. Но если присмотреться, то в нем много красоты.
  4. -3
    21 января 2025 06:05
    Интересно как светится этот Шершень на экранах РЛС?
    Надо полагать с полной подвеской вооружений на его пилонах его обнаружение ПВО противника не составит труда...сможет ли он уйти от дальнобойных ракет скажем С-200?
    1. +2
      21 января 2025 06:36
      Дальнобойные ракеты слабы в плане помехощащищенности. Особенно С-200. На макс дальности конечно же.
      1. -2
        21 января 2025 07:14
        Особенно С-200.
        И где их сейчас такие найти можно? В музеях разве что. Ну а самолёт гонять папуасов, у которых нет ПВО, вполне может успешно. Но не более.
        1. -1
          23 января 2025 03:23
          Цитата: Авиатор_
          гонять папуасов, у которых нет ПВО,

          F/A-18 воевали в 1991 в Ираке, а у Ирака была ПВО, самая сильная и современная в регионе. И применялись они как раз для подавления ПВО.
          1. 0
            23 января 2025 08:04
            а у Ирака была ПВО, самая сильная и современная в регионе.
            К этой ПВО необходимы обученные расчёты. Каковы арабские расчёты в деле показывают все последние арабо-еврейские войны.
            1. +1
              24 января 2025 05:44
              Цитата: Авиатор_
              Каковы арабские расчёты в деле показывают все последние арабо-еврейские войны

              Типа не ВВС Израиля понес потери?
              Вы просто не готовы признать, что и американцы и евреи научились ломать ПВО и использовать чистое небо для решения задач на земле, для чего вы (и не только) придумали тезис о "криворуких арабах". Их техника и тактика не на словах, а на деле это делала не раз.
              1. -1
                24 января 2025 07:45
                для чего вы (и не только) придумали тезис о "криворуких арабах". Их техника и тактика не на словах, а на деле это делала не раз.
                Это не пустой тезис, это мнение наших ПВОшников, которые были в Египте, начиная с 1968 года и до сделки в Кемп-Девиде. А в Сирии они ещё дольше были.
                1. 0
                  24 января 2025 12:06
                  Цитата: Авиатор_
                  это мнение наших ПВОшников
                  6 по 25 октября 1973 года ВВС Израиля потеряли
                  Список потерь включает 32 F-4E, 50 A-4H/E/N, 3 TA-4, 12 Mirage IIIcj и Nesher, 6 Super Mystere B.2, 1 Do.27, 1 Do.28, 2 S-65C, 3 Bell-205. Информация дополнена и скорректирована 15 ноября 2015
                  http://www.skywar.ru/Kippurloses.html
                  За 19 дней более 100 ЛА. Это тяжелые потери для такого короткого периода. Будь расчеты ЗРК арабов реально криворукими такого бы не было. Командованию ВВС Израиля пришлось тщательно пересмотреть тактику применения и они смогли переломить ситуацию в свою сторону, обошлось это не дешево.
                  В Ираке конечно потери ВВС коалиции были куда меньше, но они были и первые дни не смотря на нарушение системы ПВО они несли потери от ЗРК. Техника и тактика подавления позволила захватить господство в воздухе, а не "криворукость рачетов".
                  1. -1
                    24 января 2025 18:44
                    6 по 25 октября 1973 года ВВС Израиля потеряли
                    Вы всерьёз считаете. что всё это арабы сбили, а не наши "советники"?
                    1. +1
                      26 января 2025 10:54
                      Цитата: Авиатор_
                      Вы всерьёз считаете. что всё это арабы сбили, а не наши "советники"?

                      Серьёзно. Иначе тогда вы должны признать, что и поражение на совести советских советников.
                      1. -1
                        26 января 2025 12:26
                        Иначе тогда вы должны признать, что и поражение на совести советских советников.
                        С чего бы это? Советники никогда не заменят регулярной армии. Просто Ваши тезисы на пустом месте, а я оперирую инфой от моего одноклассника, который был в Сирии в самом начале 1980-х.
    2. +4
      21 января 2025 13:05
      А Су 35 не светиться на экранах РЛС . И кто одержит победу Су 35 в гордом одиночестве или пара F18 и E 2 Хокай
  5. +6
    21 января 2025 07:22
    Удачный самолёт получился, вот и служит десятки лет, у всех есть удачные модели и парадные.
    1. -1
      21 января 2025 13:21
      Автор забыл, что это ударный универсальный самолёт. И кроме воздушного боя он в первую очередь предназначен для ударных миссий. F18 разрабатывался с учётом сокращения затрат на техническую эксплуатацию на этапе конструирования. Это первый самолёт, где эта программа реализована ... Су-27 тоже отличается в этом плане. Благодаря своей компоновке на Су-27 очень удобно размещено основное оборудование и блоки в закабином отсеке с хорошим доступом...
  6. 0
    21 января 2025 08:25
    12 ракет. 14 ракет.
    Зачем столько? Неужели бывают ситуации когда отдельну самолету приходится работать по такому колличеству целей.
    И стоимость полной загрузки удивляет. Это жеж многие миллионы.
    1. 0
      21 января 2025 08:46
      Да и пулять amraam ом по беспилотникам - беспонтовая затея. Из пушки попробовать надо бы
    2. +3
      21 января 2025 09:17
      Если пока не было то не значит что такого не будет.
      Рои дешёвых реактивных БПЛА не за горами.
    3. +4
      21 января 2025 11:03
      Цитата: garri-lin
      12 ракет. 14 ракет.
      Зачем столько? Неужели бывают ситуации когда отдельну самолету приходится работать по такому колличеству целей.

      Это флотская машина. То есть, у неё в исходных единственный в пределах дальности полёта аэродром ограниченной вместимости с возможностью массированной атаки противника по нему. Плюс долгое время подъёма резерва после "израсходования" машин на взлётной палубе и начала приёма машин, израсходовавших топливо/БК.
      И аэродром этот нужно прикрыть любой ценой. Ибо запасного чаще всего нет.
    4. +4
      21 января 2025 12:19
      Неужели бывают ситуации когда отдельну самолету приходится работать по такому колличеству целей.

      Бывают. Например, отражение массовой атаки ПКР или КР.
    5. +3
      21 января 2025 13:52
      Впереди F35 и БПЛА разведчики с технологией СТЕЛС, сзади самолёты ДРЛО и корабельные станции обнаружения, всё контролируют спутниковые системы разведки и позиционирования, а F-18, как самолёт 4-го поколения, выполняет роль воздушной батареи с внешним целеуказанием... Это вам не СВО, а современная быстрая война !
  7. 0
    21 января 2025 09:01
    Ну, что тут можно сказать, - самолёт-матрос.
  8. -8
    21 января 2025 09:21
    Вот и правильно что в ПВО списали. Там ему самое место. Ударник из него только против папуасов.
    Против серьёзного противника F-15 нужен. Кидать чугуний с УМПК с безопасного расстояния и всякие Стормшэдоу запускать.
  9. +3
    21 января 2025 10:50
    Пацаны, я понимаю, что всем вскружила голову технология СТЭЛС, но она применима для локальных задач и против устаревшего ПВО.
    Дело в том, что создать самолёт абсолютно невидимый во всех РЛ диапазонах невозможно.
    Именно потому, в стратегии основной упор на подавление и взламывание ПВО.
    1. +1
      21 января 2025 12:22
      Стелсы и создали в первую очередь для подавления и взламывания ПВО.
      1. 0
        21 января 2025 12:25
        Стелсы и создали в первую очередь для подавления и взламывания ПВО.


        Повторяю, они годятся только для прорыва устаревшей ПВО, что у папуасов.
        1. +1
          21 января 2025 12:49
          Для подавления ПВО, а не для прорыва.
          1. -1
            21 января 2025 12:55
            Для подавления ПВО, а не для прорыва.


            Это уже клиника. Для подавление ПВО применяются средства РЭБ, то есть, мощные источники излучения. На кой чёрт их подвешивать на самолёты невидимые для устаревших РЛС? laughing
            1. +4
              21 января 2025 12:57
              Они не невидимые, а малозаметные, что даёт им преимущество при ударах по объектам ПВО. Ничего невидимого не бывает.
              1. -2
                21 января 2025 13:05
                Они не невидимые, а малозаметные, что даёт им преимущество при ударах по объектам ПВО. Ничего невидимого не бывает.


                Так вам и толкуют, что эта малозаметность в узком диапазоне. В иных никакого отличия, всё так же хорошо заметно.
                Даже устаревшая П-18 прекрасно их видит.
                1. +4
                  21 января 2025 13:51
                  Даже устаревшая П-18 прекрасно их видит.

                  Не очень прекрасно. Даже уже давно снятый с вооружения Ф-117 П-18 смогла увидеть только с расстояния 23 км, а стрелять получилось только с дистанции 10-13 км. Это единственный случай за 30 лет, когда удалось сбить стелс, благодаря тому что американцы расслабились и к тому же ПВО работало в засадном режиме , а не в режиме защиты наземных объектов, а вообще-то ПВО в первую очередь предназначено именно для этого.
                  1. -1
                    21 января 2025 16:56
                    Не очень прекрасно. Даже уже давно снятый с вооружения Ф-117 П-18 смогла увидеть только с расстояния 23 км,


                    П-18 работает в метровом диапазоне и ей вся защита Ф-117 до фонаря. Просто рельеф и высота полёта цели не позволили засечь раньше.
                    Вы просто не работали с П-18.
                    1. +1
                      21 января 2025 17:09
                      Ф-117 летел не на предельно малых высотах. Дециметровый радар комплекса сумел взять его на сопровождение только с дальности 10-13 км. Рельеф здесь не при чём.
                      П-18 работает в диапазоне 2 м. Он лучше видит элементы с меньшими геометрическими размерами. Для того, чтобы лучше видеть крупные элементы самолета, как крыло, к примеру, нужна РЛС 10 м диапазона.
                      И это ещё помех не было.
                      Относительно П-18
                      Дальность обнаружения МиГ-21 (в помехах):
                      на высоте 500 м — до 60 (40) км
                      на высоте 10000 м — До 180 (90) км
                      на высоте 20000-27000 м — до 260 (170) км
                      Обнаружение цели при активных шумовых помехах не обеспечивается[3]

                      Современная модернизированная версия П-18
                      В 2005—2013 гг. ОАО "НПО «ЛЭМЗ» и ОАО «НИТЕЛ» была разработана модернизированная РЛС П-18-2, в которой используется цифровая обработка данных[4]

                      Дальность обнаружения МиГ-21 при воздействии АШП плотностью 200 Вт/МГц, км:
                      на высоте 3000 м — до 84 км
                      на высоте 10000 м — До 150 км
                      на высоте 20000-27000 м — до 162 км
                      1. -1
                        21 января 2025 17:14
                        Ф-117 летел не на предельно малых высотах. Дециметровый радар комплекса сумел взять его на сопровождение только с дальности 10-13 км. Рельеф здесь не при чём.
                        П-18 работает в диапазоне 2 м. Он лучше видит элементы с меньшими геометрическими размерами. Для того, чтобы лучше видеть крупные элементы самолета, как крыло, к примеру, нужна


                        Мне не раз доводилось работать с этой РЛС. И вы со своими диванно-интернетными познаниями о её возможностях мне рассказывать будете? lol
                      2. +1
                        21 января 2025 18:29
                        И что не так в приведенных данных? Расскажите, мне реально интересно
                      3. +1
                        21 января 2025 18:58
                        И что не так в приведенных данных? Расскажите, мне реально интересно


                        Это для идеальных условий. В реальности куча зон закрытия, и чем дальше от РЛС, тем выше нижняя граница обнаружения. А в Сербии тот ещё рельеф.
                      4. +1
                        21 января 2025 22:27
                        То есть всё так и есть- в реальных условиях П-18 способна видеть стелс километров с 20-25. Не будет же он лететь на той высоте, где его удобно обнаружить.
                2. +3
                  21 января 2025 17:10
                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  Даже устаревшая П-18 прекрасно их видит.

                  Дело не в "видеть". Дело в "стрелять".
                  Что толку в том, что П-18 видит цель, если СНР её не видит? А раз не видит СНР, то стрельба невозможна: на ВИКО точка есть, по расчётам она уже внутри не то что зоны пуска, а уже зоны поражения - а на индикаторах офицеров наведения либо пусто, либо что-то неясное то потухнет, то погаснет.
                  АРЛ ГСН на ЗУР тоже не спасёт - у неё возможны те же проблемы с дальностью обнаружения и захвата цели. А вывести ЗУР рядом с целью по данным только от РЛС ОВЦ - это очень сильное колдунство. smile

                  Янки решили, что раз малозаметность во всех диапазонах невозможна физически, то нужно сделать упор именно на диапазон РЛС зрдн, отвечающих за наведение ЗУР, а не обзорных РЛС.
                  1. -4
                    21 января 2025 17:16
                    Дело не в "видеть". Дело в "стрелять".


                    Если есть чем видеть, то чем стрелять уже найдётся. Те же перехватчики навести.
                    А против третьего мира, где ПВО старое и не выстроено, да, работает.
                    1. +1
                      21 января 2025 22:29
                      Если он способен видеть стелс самолет километров с 20-25 в реальных условиях, то по нему удар нанесут намного раньше. РЛС по излучению видна издалека.
                      1. 0
                        22 января 2025 10:39
                        Если он способен видеть стелс самолет километров с 20-25 в реальных условиях, то по нему удар нанесут намного раньше. РЛС по излучению видна издалека.


                        Он видит СТЕЛС на свою максимальную дальность, вопрос лишь в установке РЛС и зонах закрытия.
                      2. 0
                        22 января 2025 10:40
                        Максимальная дальность- 23 км.
                      3. 0
                        22 января 2025 10:45
                        Максимальная дальность- 23 км.


                        Это вы сами придумали? lol
                      4. 0
                        22 января 2025 10:46
                        Нет, это подтвержденный факт. А вот то что вы пишете- ничем не подтверждено, кроме ваших заявлений.
                      5. 0
                        22 января 2025 11:56
                        Нет, это подтвержденный факт. А вот то что вы пишете- ничем не подтверждено, кроме ваших заявлений.


                        И что это факт доказывает? Только то что цель шла ниже РЛ горизонта данной станции и всё.
            2. 0
              21 января 2025 18:37
              Вот как работали первые системы радиоэлектронной борьбы. Сегодня существуют так называемые обманные глушилки, которые не излучают огромное количество энергии, а вместо этого имитируют цель. В этом случае наилучших результатов можно добиться только с помощью самолета-невидимки, чтобы реальный ответный сигнал радара не испортил обман. Например, у вас может быть пара F-35, притворяющихся дюжиной стратегических бомбардировщиков, готовых нанести массированный удар (или, может быть, рой ракет «Томагавк», уже направляющихся к своим целям), в то время как реальная ударная сила летит на низкой высоте с другого направления.
              1. -3
                21 января 2025 19:02
                Вот как работали первые системы радиоэлектронной борьбы. Сегодня существуют так называемые обманные глушилки, которые не излучают огромное количество энергии, а вместо этого имитируют цель. В этом случае наилучших результатов можно добиться только с помощью самолета-невидимки, чтобы реальный ответный сигнал радара не испортил обман. Например, у вас может быть пара F-35, притворяющихся дюжиной стратегических бомбардировщиков, готовых нанести массированный удар (или, может быть, рой ракет «Томагавк», уже направляющихся к своим целям), в то время как реальная ударная сила летит на низкой высоте с другого направления.


                Опять же, это против третьих стран. И дело даже не в самолёте как таковом, просто перед ним зона уплотнённого воздуха от которого и отражается сигнал РЛС.
                Но поскольку, третьей мировой пока не планировалось, то разрабатывалось оружие против третьего мира.
  10. +7
    21 января 2025 11:39
    В комментариях опять одни смешки и язвления в сторону американского оружия и старая шарманка про "только против папуасов". Ничему люди не учатся. Хотя с дивана же легко смеяться над противником, вот только после встречи с ним радость поубавится.
  11. +1
    21 января 2025 11:52
    Интересно: на некоторых фото явно видны "конформные" баки над центропланом, однако и подвесные подвешены, уж извините за тавтологию. неужели и их уже не хватает? Это же какую дальность с нагрузкой и без ПТБ планировали при проектировании?
    1. +1
      21 января 2025 17:16
      Цитата: dmitry21
      Интересно: на некоторых фото явно видны "конформные" баки над центропланом, однако и подвесные подвешены, уж извините за тавтологию. неужели и их уже не хватает?

      Так никто же не планировал патрулирование с полным частоколом подвесок.
      Тем более, что на презентации - "Хорнет" для Канады, а у них рубежи патрулирования и перехвата сродни авианосным (их задача - дальний перехват КР и носителей, идущих с севера, где наземных баз практически нет).
  12. -2
    21 января 2025 13:08
    Квадратный скворечник спереди, круглые сопла...
    Чойто он нифига не стелс.
    1. +2
      21 января 2025 13:19
      F/A-18E/F - не является полноценным стелсом, но ряд мероприятий по снижению заметности на нем применяются (как и на других представителях поколения 4+), например, искривление трактов воздухозаборников для экранирования лопаток двигателей
      1. -2
        21 января 2025 13:23
        Цитата: Cympak
        искривление трактов воздухозаборников

        Это же тягу ухудшит! belay
      2. +1
        21 января 2025 14:02
        Важная особенность самолёта Super Hornet — заложенный при его проектировании комплекс мер, направленных на обеспечение выживаемости машины в боевых условиях. ВМС США на этапе проектирования использовали «сбалансированный подход» к обеспечению выживаемости самолёта. Это означает, что предпочтение не было отдано технологии низкой заметности, за счёт исключения других важных аспектов выживаемости. Напротив, проект представляет комбинацию низкой заметности, усовершенствованных средств ведения радио-электронной борьбы (РЭБ), мероприятий по обеспечению боевой живучести самолёта, использования бортовых систем оружия, действующих за пределами средств ПВО, что наряду с новыми тактическими приёмами боевого применения позволяет в совокупности обеспечить безопасность машины и экипажа.
        ЭПР (эффективная площадь рассеяния) самолёта F/A-18E/F заметно снижена с определённых ракурсов облучения, главным образом со стороны передней и задней полусфер. Минимальная ЭПР с передних направлений составляет 1,2 м²[4], что примерно в два раза меньше, чем у истребителя F/A-18С/D. Воздухозаборники самолёта (сильный источник отражённого излучения), выполнены коробчатой формы (четырёхугольного сечения). Каналы воздухозаборников несколько искривлены вниз и вбок, чем обеспечивается отражение ЭМ излучения в сторону от продольной оси самолёта. Внутренние поверхности воздушных каналов выполнены из радиопоглощающих материалов. В воздушном канале, перед лопатками вентилятора двигателя размещены радиальные пластины, также уменьшающие величину отраженного сигнала. Существенно уменьшена ЭПР носовой части фюзеляжа и вертикального оперения. К числу усовершенствований относятся: пилообразные края створок основного шасси и технологических панелей двигателя. Значительное внимание уделено устранению или заполнению поверхностных зазоров между панелями, и полостей-резонаторов. Обеспечена тщательная подгонка и выравнивание стыков большого числа панелей[5]. Вместо решёток, закрывающих различного рода всасывающие и выхлопные наружные отверстия вспомогательного назначения на самолётах F/A-18A-D, на истребителе «Супер Хорнет» применяются ромбовидные экраны с перфорацией, выполненные методом лазерной обработки, «прозрачные» для высокочастотного излучения, а также радиопоглощающие покрытия. В конструкции самолёта использованы специальные коррозионностойкие радиопоглощающие материалы. В конструкции отсека радиолокационной станции также реализован ряд технических решений по уменьшению его заметности.
        ...
        По утверждению разработчика, на самолёте «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению ЭПР среди всех современных самолётов-истребителей, кроме самолётов F-22 и F-35.
  13. 0
    21 января 2025 13:46
    "Шершень" это хороший самолёт, и самое главное - лучший палубный самолёт в истории. Да, есть свои недостатки, они есть у любой техники. В плане ЛТХ он может быть и уступает нашим МиГ или Су. Но он всё ещё хороший самолёт, а поскольку разработчик не гнался за "рекордными характеристиками", то самолёт в среднем вышел дешевле как в собственной цене так и цене эксплуатации. В итоге их банально много. Так что если вдруг будет встреча нашей сушки и шершня, скорее всего сушка выйдет победителем. Но в случае прямого конфликта, никакой такой встречи не будет. Зато будет встреча одна сушка и два Хорнера с поддержкой их самолёта ДРЛО (Хоукайа например). А 2-3 ХОРОШИХ самолёта всё же будут ГАРАНТИРОВАННО сильнее одного ЛУЧШЕГО истребителя.
    1. +2
      21 января 2025 17:28
      Цитата: Усатый Кок
      "Шершень" это хороший самолёт, и самое главное - лучший палубный самолёт в истории.

      Лучший универсальный. Лучшим перехватчиком был "Томкэт", лучшим штурмовиком / заправщиком / РЭБ - "Интрудер".
      Но их сгубила специализация. Три типа стандартных авиакрыльев АВ различного состава не от хорошей жизни появились. Но и они не спасали - при наличии на палубе четырёх типов узкоспециализированных самолётов невозможно было оптимально сконфигурировать палубное крыло под быстро меняющиеся задачи. Например, сегодня на повестке дня отражение удара ПКР, через неделю - ПЛО в интересах трансатлантических перевозок, а затем - ПВО и борьба с кораблями противника.
      "Хорнет" стал воплощением давней мечты авианосных адмиралов - единый универсальный самолёт, который можно прямо на борту конфигурировать под различные задачи. Об этом, ЕМНИП, мечтал ещё МакКейн "самый старший" в ВМВ.
  14. -2
    21 января 2025 16:11
    Все очевидно. Ф-35 хотя и производится уже сотнями, героем в ВМФ так и не стал. Вообще, для море-океяна малозаметный самолет, требующий постоянного ухода и обслуживания - обуза. Вот и зарядили в новую версию хорнетика. Мы тоже этот путь прошли - так появился МИГ-29К, а за ним и МИГ-35. Ну а те, кто купил Ф-35, будут гордо говорить, что у них есть пятое поколение.
    1. +1
      21 января 2025 22:34
      Ф-35 хотя и производится уже сотнями, героем в ВМФ так и не стал.

      Старые Хорнеты заменяют на авианосцах на Ф-35, они будут базироваться совместо с Суперхорнетами.
      Вот и зарядили в новую версию хорнетика.

      Это одна и та же версия Суперхорнета, прошедшая очередную модернизацию. Это у американцев в порядке вещей.
  15. 0
    21 января 2025 19:15
    знаковый пепелац..именно на таком Том Круз(во вотром Топ Гане)аннигилировал Российский подземный завод где-то на Дальнем востоке..а потом другой чел на нём-же завалили Су-57..
  16. 0
    21 января 2025 21:02
    Впечатляет количество этих двухдвигательных истребителей! Целых 700 штук наклепали!
  17. 0
    22 января 2025 02:22
    Мда...14 точек подвески - это более, чем серьезно.
    Но на внешнем рынке машину покупали мало. Возможно, именно из-за того, что ее производитель все-таки позиционировал в первую очередь для ВМФ. Для ВВС купили только если память не изменяет в начале 80х Канада и Австралия, причем Австралия их уже почти вывела с вооружения, а парк летающих в Канаде остался около 15-30 шт

    Кстати, в названии Super Hornet слово "убийца" -нет. Это уже - придумка афффтора
    1. 0
      22 января 2025 11:39
      Цитата: AC130 Ganship
      Для ВВС купили только если память не изменяет в начале 80х Канада и Австралия, причем Австралия их уже почти вывела с вооружения, а парк летающих в Канаде остался около 15-30 шт

      Ещё швейцарцы с финнами. Писали, что их выбрали в том числе из-за требования по внеаэродромному базированию - палубные машины проще "плюхать" на площадки ограниченных размеров с покрытием, не дотягивающим до аэродромных стандартов. smile
      1. 0
        22 января 2025 15:27
        У них и версий без тормозного гака нет. Палубные самолеты и продают
        1. 0
          22 января 2025 16:33
          Цитата: Zaurbek
          У них и версий без тормозного гака нет. Палубные самолеты и продают

          Так гак сейчас и на чисто ВВС-ные машины ставится - для аварийного торможения. Для этого на авиабазах монтируют аэрофинишёры, использующиеся только в аварийных ситуациях, когда есть опасность выката за пределы ВПП.
  18. 0
    22 января 2025 15:24
    Нормальный самолет. Палубник. Стандартный самолет 4го поколения.