Новая администрация США и изменение факторов влияния в Закавказье

6 276 14
Новая администрация США и изменение факторов влияния в Закавказье

История с армяно-азербайджанским «урегулированием», кажется, не имеет конца и края. Во многом это обусловлено значительным количеством внешних игроков (единичных и групповых) и их интересов. В отличие от двух главных участников процесса, сторонние игроки могут довольно долго тасовать разные варианты и схемы.

И в Армении, и в Азербайджане понимают, что заключение мирного договора — это та черта, после которой региональный расклад сил поменять будет очень сложно в обозримом периоде, и тоже тянут эту договорную «резину» как могут и как умеют. Риторика, связанная на самом деле с этими процессами, часто задевает Россию, да и в целом результаты для Москвы на этом направлении выглядят, мягко говоря, не ярко. Особенно когда раскручивают тему вроде заключения договора о стратегическом партнерстве Еревана и Вашингтона или (как в случае трагедии с самолетом) еще до итоговых выводов комиссии Москве адресовываются требования из Баку.

Тем не менее в запутанной закавказской формуле с 2025 г. постепенно понижает значение один из весьма важных аргументов — газ для Европы. Кто-то воспримет это как минус, но в реальности это очень упрощает для России работу в регионе и дает возможность пересмотреть подходы.



Также с аналитической точки зрения стоит вновь вспомнить старый принцип, что «большое лучше видится в малом», и посмотреть через региональный расклад интересов и действий на то, с чем придется иметь дело в плане европейской и американской политики.

Большое в малом. Через позицию Азербайджана


Азербайджан, если судить по практическим шагам, видит итоговый расклад в плане максимальном как присоединение южной Сюникской области Армении, в плане минимальном — полностью свободный от любых ограничений и обременений т.н. «Зангезурский коридор» и делимитация границы на условиях Баку.

Наличие неких «западных» военных представителей-гарантов в Армении для Баку с определенными натяжками еще как-то приемлемо, западных баз — очень нежелательно, конкретно французских сил или баз — вообще исключено.

Российский военный контингент при выполнении обоих планов, как ни странно, в последующем не является критическим фактором для Баку. Другое дело, что план-максимум не реализуем при нахождении Армении в ОДКБ, даже в нынешнем «замороженном» состоянии. По плану-минимум в соглашении от 2020 г. Баку и так первоначально согласился на российское участие в контроле над Зангезурским коридором, но этот документ Ереван сам же и отправил в архив, а из ОДКБ спит и видит, как бы выйти.

Отношения с Брюсселем и конкретно с Парижем у Азербайджана, мягко говоря, натянутые. В основе этих споров лежит борьба за влияние в энергетике Южной Европы и шире в Средиземноморье. Азербайджан и Турция тут подыгрывают Италии, делая свой «энергоконтур».

Франция везде, где может (от Ливии до Армении), вставляет им палки в колеса. Надо ли говорить, что до последнего времени в эти комбинации была вовлечена и Россия. Франция вообще не стесняется в этом вопросе использовать евробюрократию, но и Турция вместе с Баку имеют ресурсы для ответа.

Для Азербайджана исключительно важно понимать перспективу в своей основной, базовой отрасли — нефтегазовой. Поставки для Турции и ЕС у Баку идут де-факто на пике мощности. Рост может быть достигнут либо традиционным и понятным путем — через инвестиции в строительство дополнительных мощностей, либо через сложное переплетение российских, туркменских и иранских «свопов».

В медиа-сфере довольно долго обсуждалась и гипотетическая возможность покупки европейцами азербайджанского (или «как бы азербайджанского») газа на границе с Украиной — тоже, по сути, «своп».

В целом проблему лидер Азербайджана обозначил в прошлом году предельно откровенно.

«С одной стороны, Европа просит нас увеличить добычу и транспортировать газ в Европу, так как она серьезно нуждается в нем. С другой стороны, они это не финансируют. Лицемерию в этом вопросе должен быть положен конец... Мы должны вложить туда миллиарды. Кстати, отмечу, что мы еще не возместили наши затраты по инвестициям в Южный газовый коридор. Наши доходы от продажи газа по-прежнему идут на погашение этого долга. Они ожидают, что мы вложим туда миллиарды. При этом говорят, что через 10 лет Евросоюзу газ будет не нужен».

Откуда «растут ноги» у этого противоречия, ведь если тот же Евросоюз хочет больше газа, но с минимумом «молекул агрессивной России», то что мешает ЕС вложить средства в азербайджанскую добычу и еще одну ветку на Адриатику и Венгрию? Тем более, что речь не идет об объемах, сравнимых с прошлыми поставками из России.

Еще есть иракский газ, а в Ираке теперь так вообще полная демократия и свобода. Это только отчасти юмор, поскольку в реальности ЕС экономически и политически действительно выгодно инвестировать хотя бы в одну дополнительную газовую нитку на юге. Кто же мешает? Лучший друг и союзник ЕС — США.

До самого последнего времени Вашингтон, как бы щадя чувства избирателей своей либеральной европейской клиентеллы, предпочитал разыгрывать роль «мы с ЕС вместе» в общей позиции не брать ничего российского.

Но была ли до самого последнего времени какая-то четкая пошаговая стратегия у Вашингтона, кроме этой самой общей позиции «ничего российского в Европе быть не должно» и «сокращайте закупки так, как это возможно»? Нет, ее не было.

Зато было много абсурда, вроде табу на реанимацию и работу «Северных потоков» и одновременных ограничений на продажу американского СПГ в ЕС. Нюансов там очень много, но так и решаются эти вопросы пошаговой стратегией, которой не было. А раз не было, то и другие игроки (Россия в том числе) эти пробелы старались заполнить.

Политики либерального толка в ЕС давили ресурсные закупки в РФ как могли, промышленники в свою очередь отбивались как могли, сокращение шло и идет, но при наличии принципиального решения по отказу все остальное двигалось не по плану, а по ситуации.

Д. Трамп и его команда уже прямым текстом говорят, что ЕС — это их рынок, их вотчина, и торговлей там ресурсами, ценообразованием и т. д. будут заниматься только сами США, без привычных «мы вместе с ЕС за демократию».

Этой плановой конкретики сейчас и ждут с полноценным приходом Д. Трампа. Вот флот НАТО вышел на Балтику, что делать с судами нефтяными, досматривать, задерживать, пропускать? Но для политиков ЕС это уже не их нефть, не российская даже, а как в известном старом фильме: «Это не твой зуб, это даже не мой зуб — он ихний».

«Ихний зуб» с точки зрения Брюсселя значит, что нефть и газ — это не европейский и не российский товар, это актив США. Вот как с активом США в их понимании поступить: задержать, досмотреть, пропустить? Раньше можно было спросить, а кого спрашивать сейчас, И. Маска?

Старая администрация ушла, новая распоряжений еще не давала. Общий тренд понятен, а конкретных указаний нет. Такая позиция ставила и ставит европейских чиновников в позицию, когда они надували щеки и указывали тут и там, но системных решений принять не могли. И, по сути дела, И. Алиев именно это открыто и сказал, что ЕС не субъектен в газовом вопросе. Зато все поняли и другое — рынок нефти и газа ЕС — это «зуб» США.

Как теперь будет выглядеть нефтегазовая стратегия кабинета Д. Трампа, сказать не может никто, кроме указанного базового принципа — регулировать процесс купли-продажи и транзита «от и до» США будут стремиться и дальше, но теперь открыто и с максимальной напористостью.

Поэтому тот же А. Вучич, сербский президент, и не исключает, что США попробуют «забрать» европейскую инфраструктуру «Северного потока» и попробуют диктовать условия, аналогично и с «теневым флотом». Как это будет выглядеть, какими предложениями обставляться, какими требованиями, пряниками и угрозами, всё это — натуральный «квест» 2025 г. И эту базу поняли и почувствовали все: от Турции и Азербайджана до Польши и Венгрии.

Но у нас вопрос о Закавказье, и вот здесь при всей общей неопределенности для Баку базовое условие сохраняется — разных «свопов» с российско-иранским или подобным газом для Европы без участия США в купле-продаже не будет. А это и есть тот самый вывод из большой формулы урегулирования по линии Армения — Азербайджан очень существенного аргумента, о котором говорилось в начале материала.

Да, с Москвой у Баку отношения будут намного более формальными, но, с другой стороны, сокращается и общий круг вопросов — взаимная торговля и коридор «Север — Юг». Не нужно продумывать и согласовывать сложные схемы обмена, зачетов, формул цены и проч., если будет главный заказчик по ЕС — США, с которым либо Москва договаривается напрямую, либо не договаривается.

Еще у Азербайджана будет отдельная тема также с США о своих уже поставках в ЕС, но она будет идти отдельно от российской. Что попросит новая администрация в обмен на то, что не будет, как раньше, поддерживать вместе с Брюсселем «соросовских выпускников» команды Н. Пашиняна? Это же интересный вопрос, учитывая, что на стороне Армении вынужденно выступает Иран, но при этом Н. Пашинян хочет вывести из Армении российские базы и выйти из ОДКБ.

Большое в малом. Через позицию Армении


Метания официального Еревана по полю «европейского выбора» для России уже традиционно оборачиваются порцией «дружбонародной риторики». Подробно разбирать эту риторику особого практического смысла нет, она повторяется раз за разом и столь же одинаково для каждой аудитории: европейской, американской, внутренней армянской, российской. У Н. Пашиняна есть своя модель, и он ее довольно последовательно (просто не всегда успешно) проталкивает и реализует. Как может и как умеет.

Политические шаги, которые предпринимает Н. Пашинян и его кабинет, уже давно не двусмысленны, а вполне прозрачны.
В качестве наилучшего варианта рассматривается заключение мирного договора с Азербайджаном, где главным гарантом (в том числе и в военном плане) будет «хоть что-то западное» (НАТО, некие коллективные европейские силы, США или еще какая смесь сил), а Россия — гарантом опосредованным, дополнительным, но без ОДКБ и российского военного присутствия.

Желательна для Еревана если не прямая ассоциация с ЕС, то какая-то политико-экономическая формула, которая будет ее (пусть и непрямым) аналогом, вроде особых отношений ЕС и Турции. Своего рода вершиной такой игры могло бы стать одновременное нахождение Армении в ЕАЭС. Еще одной частью вершины этой занятной армянской политической конструкции стала бы западная военная база при сохранении нынешнего уровня отношений с Ираном.

Выходить из ОДКБ и выводить российские силы Ереван без документальных гарантий ЕС и США, а также без подписания мирного договора с Азербайджаном опасается. Брюссель и Франция не дают документальных гарантий без выхода из ОДКБ и с российским военным присутствием, делая для Н. Пашиняна ситуацию замкнутой по кругу. Кто может этот круг для Еревана разорвать? США. Для этого и подписали соглашение с США о «стратегическом партнерстве».

На первый взгляд кажется, что подобная политическая схема берет начало где-то в астрологии. Совсем не понимать всей странности приведенной конструкции не могут даже представители команды Н. Пашиняна, и тем не менее мы видим, что Ереван пытается собрать именно ее. Но на каких основаниях?

Оснований, по сути, два. Первое — необходимость иметь сдерживающий фактор в Закавказье, чтобы в тех самых больших транзитных и газовых схемах не 100% уступать Азербайджану и Турции. Второе — товарооборот в условиях санкций.

Второе основание кажется, на первый взгляд, не самым существенным, но это только на первый взгляд. Общий товарооборот уже достигает 13,5 млрд. долл., где 10 млрд. долл. это не импорт в Россию, а, что примечательно, экспорт. Понятно, что 3 млн. населения Армении что-то из этого потока потребляют, но также понятно, что существенная часть его — это реэкспорт в третьи страны.

Пока экспорт в Армению — это 4,0–4,2% от общего в России, но ведь армянские астрологи могут попробовать дотянуть показатели до 6–7%, а это уже серьезно. Это хорошая взаимовыгодная услуга, когда можно сказать, что не только ЕАЭС «кормит Армению», но все-таки калитка открывается в обе стороны.

Хитрость тут в том, что для Брюсселя это не поставки в Россию «санкционки», а в плане торгов с Россией фактор весомый. Дескать, что вы нас в СМИ за «горячие завтраки» на 69 млн. долл. попрекаете, если мы Москве на 10 млрд. долл. возможность экспорта даем.

Как видно из вышеизложенного, первое основание для армянской стратегии в плане российской позиции фактически наполовину разбирается. Основной диалог теперь пойдет по линии коридора «Север — Юг», но у него есть не только маршрут через Азербайджан, но и морской маршрут, а также восточный. Ереван будет, конечно же, усиливать основание второе — внешнеторговое, но вот надо ли на это усиление соглашаться России, ответ скорее отрицательный.

Краткий подитог


То, что торги по европейскому не только газовому, но и рынку как таковому теперь полностью переходят в ведение «главного акционера Европы», это, по большому счету, фактор позитивный. В общественном пространстве еще много будет сломано медийных копий, но все существенное и предметное будет уже решаться в рамках «политики одного окна» и сугубо двусторонних переговоров с США.

Отпадает необходимость в многосторонних, сложных и неоднозначных играх, а это делает излишними уступки, к которым (увы, но это правда) проявляет склонность отечественная внешняя политика. Закавказье — это тот регион, от которого Россия, следуя исторической логике, не решается дистанцироваться. Да, у этой логики имеются основания, но де-факто она постепенно перешла в практику уступок. Если у нас уходит одна из опор такой уступающей политики, то это скорее благо, чем наоборот.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 января 2025 06:04
    Для этого и подписали
    соглашение с США о «стратегическом партнерстве»
    А что такое соглашение о «стратегическом партнерстве»? Это очередная морковка перед носом? С Украиной тоже подписано точно такое же соглашение, однако, кроме денег и оружия они не получают ничего. А с избранием нового президента в США не будут получать вообще ничего. Хочется, конечно, надеяться
    1. -1
      21 января 2025 06:14
      Соглашение это просто маркер политической позиции. А насчет
      А с избранием нового президента в США не будут получать вообще ничего

      Ну не факт. Это же все от итоговой схемы зависит.
  2. +3
    21 января 2025 07:29
    Отношения с Брюсселем и конкретно с Парижем у Азербайджана, мягко говоря, натянутые. В основе этих споров лежит борьба за влияние в энергетике Южной Европы и шире в Средиземноморье.

    Во Франции сильная армянская диаспора, она вторая после еврейской по политической силе. А так французы в дела Закавказья никогда не лезли.
    Но была ли до самого последнего времени какая-то четкая пошаговая стратегия у Вашингтона

    Не знаю насчет стратегий, но Алиева в западной/американской прессе называют "диктатором", а такой ярлык навешивают для потенциальных жертв (М.Каддафи, С.Хусейн и др.).
    Интересна позиция Алиева по отношению к России. Т.к. в конфликте в НК Москва стала на сторону армян (в СМИ озвучивалась, например, идея бомбардировки азербайджанских нефтепромыслов в море), азербайджанцы стали негативно (СМИ) относиться к России, отправляли гуманитарную помощь Украине. Но все волшебным образом изменилось из-за Франции, которая выступила на стороне Армении. Как известно, Запад действует стаей в отличие от московских мудрецов. Алиев стал искать поддержки у Москвы и мусульманских государств, например, покупка китайско-пакистанских JF-17. Не то чтобы стал "политической проституткой", но скорее кавказским собратом Лукашенко.
    1. +1
      21 января 2025 07:46
      В российских топ-медиа партия армянская и партия азербайджанская между собой "воюют" годами. Чтобы они ни озвучивали, хотя и они не озвучивали и 15% версий и вариантов, которые циркулировали собственно в армянских и азербайджанских СМИ, Алиев в отличие от них прекрасно понимал, что никто и никогда "бомбить нефтепромыслы" не будет, тем более что собственно на армянскую территорию он в военных кампаниях (и первой, и второй) полноценно не заходил. Да и какие нефтепромыслы "бомбить"? Там где доли Лукойла, доли в портах Узбекистана уже, и вообще когда по Черному морю идет Турецкий поток, а через Босфор нефтетрафик и зернотрафик? Конечно, он не мог и не может не учитывать фактор ОДКБ и военных баз в самой признанной Армении, но в плане Карабаха о каких нефтепромыслах и вообще чем-то подобном могла идти речь.
      1. -1
        21 января 2025 08:02
        В российских топ-медиа партия армянская и партия азербайджанская между собой "воюют" годами.

        Даже знаю некоторых: Затулин за армян, а Коротченко за азербайджанцев.
        но в плане Карабаха о каких нефтепромыслах и вообще чем-то подобном могла идти речь.

        Может, не может, а идеи закидывались. Первый вариант: переброска российской армии или хотя вооружений в Армению через Грузию, а второй нефтепромыслы на Каспии. Понятно, что оба варианта были нежизненные, это была скорее моральная поддержка.
  3. +1
    21 января 2025 08:05
    «большое лучше видится в малом»

    "Нам представляется большим
    Всё малое порой.
    Так иногда нам кажется
    Горошина - горой.
    Огромным садом кажется
    Букетик скромных роз,
    Дремучим лесом кажется
    Копна густых волос.
    По ручейку листок плывёт,
    Мы смотрим - пароход.
    Летает в небе стрекоза -
    Мы видим самолёт.
    Горчица кажется огнём,
    Оса - волчицей злой.
    А крошка соли так бела,
    Что кажется овцой".(с)
    Уолтер де ла Мэр
  4. +2
    21 января 2025 11:41
    но все существенное и предметное будет уже решаться в рамках «политики одного окна» и сугубо двусторонних переговоров с США.
    Отпадает необходимость в многосторонних, сложных и неоднозначных играх, ... это скорее благо, чем наоборот.


    Вот-вот! еще немного, и мы "внезапно" поймём, что "однополярный мир" и наличие конкретного центра принятия всемирных решений нам понятнее и удобнее (НЕ факт, что в моменте выгоднее), чем размытая "многополярность" ))
    Ну не наше вот это вот всё "сетевые структуры, горизонтальные связи, консенсус неформальных элит, многосторонние многосложные договоренности"! ))
    У нас всё другое: "у каждой ошибки конкретные ФИО", "достижение ВВП - выстроил вертикаль и вернул управляемость страной".

    Потому, раз сами на "гегемона" не тянем, а Китай как то не сильно рвется, то, возможно, нам США (условно трампистская, конечно), гораздо более приемлема, чем "британский путь" (с упомянутыми "сетевыми горизонтальными") и условно-ЕС-овский (с размытыми "ценностями-принципами" и безразмерной бюрократией). и на трампамерику Россия более похожа, чем на ЕС (что забавно, на ЕС был более в чемто похож СССР с мессианством, выродившимся на закате в цинизм и презрение к "идеологии" собственного населения).

    с США же у нас проблема, по сути, одна. и нет, не "перманентная враждебность к России", а отсутствие преемственности обязательств при сменяемость власти. все договоренности каждые 4 года (а с учетом пере-до-выборов в парламенте, чуть не каждые 2 года) можно выбрасывать в корзинку и начинать заново. И как тут строить объекты длинног оцикла типа "потоков" и АЭС? если за их срок службы в условные 50 лет, 10 раз успеют подорвать, запретить, восстановить, обложить санкциями и объявить символом позитивного сотрудничества? ))
    1. -1
      21 января 2025 19:26
      Ну в общем да, пляски вокруг инаугурации и накал страстей (причем у нас, а не где-то "там") хорошо показывает, кто в реальности делает мировую повестку, а кто на нее больше влияет. Посмотрим, сейчас Трамп по закону жанра нагонит драматизма, эмоций, заявлений. Надо конечно подождать, пока ему грим под софитами славы не начнет надоедать. Тогда театр и медийность уступят место плановой работе и вот тут-то все и начнется самое сложное. Для нас в первую очередь.
      1. 0
        21 января 2025 21:12
        Цитата: nikolaevskiy78
        Тогда театр и медийность уступят место плановой работе и вот тут-то все и начнется самое сложное. Для нас в первую очередь.

        Я не ряжусь в тогу охренительного политика, но, сдается мне, что сейчас Доня совершит "кавалерийский наскок" на нас. И, главное, выдержать этот "наскок", не только не сломаться, но даже, своим ответом, сбить с него спесь.
        Чтобы он понял - не тут-то было. А дальше, давить и давить, не идти ни на какие компромиссы по Окраине, да и в других делах. Коль Россия стала неформальным лидером БРИКС, то и вести себя на международной арене соответственно.
        1. -1
          21 января 2025 21:50
          Я подозреваю, что за кулисами это будет выглядеть примерно следующим образом. "Щедрое предложение от США Москве": вы русские нам продаете нефть для ЕС и Индии США и только США по условно 40долл, газ по 100долл. Часть санкций (особливо "персональных")снимаем, Украину замораживаем, дальше вы сами в работу с Европой (а может и с Индией впридачу) не лезете. Вот что-то подобное можно ждать, как это будет обставлено с обеих сторон в рупорах информационных, будет интересно поглядеть. Может там будут еще и многочисленные региональные размены, все-таки поле интересов большое - Закавказье, Центральная Азия, Африка, Ближний Восток, Индия - поле разменов широкое. Но в корневой основе есть ощущение, что торг будет вот вокруг этого +-40 и +-100. Будем надеяться, что наш ареопаг найдет в себе силы упереться рогами.
          1. 0
            22 января 2025 11:50
            Цитата: nikolaevskiy78
            Будем надеяться, что наш ареопаг найдет в себе силы упереться рогами.

            Это единственное, что нам остается.
  5. 0
    21 января 2025 13:35
    Если продолжать тему "универсального" комментария, то нужно просто посмотреть на тех, кто сегодня является "игроками" на этом нефтегазовой рынке, а это крупные собственники и, крупные же, акционеры российской или не российской юрисдикции. Потом, кто является "болельщиками", а это довольно небольшое, относительно всего населения России, количество мелкой акционерной "рыбёшки". И, наконец, огромное количество "статистов" - российского бедного или откровенно нищего населения России, проживающего не в обеих олигархических столицах, а в региональной "провинции". Для чего им эта "информация к размышлению"? Для "игроков" и, может быть, для "болельщиков" она, допускаю, будет интересна, но для всех остальных "НАС", это именно то колесо в телеге, из разговора двух крестьян, которая им не принадлежит. И, кстати, количество комментариев, это подтверждает. Михаил, ничего личного, это же просто "бизнес". Не так ли(?
    1. 0
      21 января 2025 19:20
      Олег, ну вот к чему этот драматический пафос?
      российского бедного или откровенно нищего населения России

      который вы, кстати, снова и снова без изменений вставляете в комменты? Оно (население) небогатое, но и не нищее. Да и еще большой вопрос, как и с чем (кем) сравнивать. Нищее по отношению к кому-чему? Бедное по отношению к кому-чему? Эта драматургия ни на йоту ни приближает к анализу реальной проблематики, потому что вопрос не в том, что население небогато в целом, а в том, что не понимает ни идейной, ни материальной перспективы как таковой. Это более серьезный фактор, чем просто бедность или небогатость.
      Телега может принадлежит, а может и не принадлежит, вопрос в том, что на ней (телеге) так или иначе едут все. Ну а то, что больше интереса в комментах на тему собственно российскую это в целом нормально, чем наоборот. Это означает, что внешняя политика, воспринимается, как и должно - как внешняя. Это наоборот нормальность, ненормально, когда внешнее в приоритете относительно внутреннего.
      1. -1
        21 января 2025 19:51
        То, что население, которое во время господства частной собственности не владеет ни какой рыночно ценной собственностью, а только вращает "беличьи клетки" ЧУЖИХ бизнесов, делая собственников богаче, а себя беднее, это пафос? А то, что оно, вследствии этого, не понимает ни идейной, ни материальной перспективы, как вы пишете, это что? По-моему, это и есть его бедность, нищета и полное отсутствие перспектив в существующих юридических отношениях господства частной собственности и государства. А то, что наше население бедное "по отношение к кому или чему?", вы просто, например, сравните общее водоизмещение яхт наших нуворишей и общее водоизмещение кораблей нашего Военно-Морского флота(... Вам нужен анализ реальной проблематики? Тогда посчитайте, сколько триллионов долларов за эти 30-ть лет было выведено из страны в экономики Запада и Востока, а сколько было привлечено "инвестиций", какой тотальный денежный и валютный дефицит наша страна получила, в итоге, за эти десятилетия(. Да, у "нашей" финансово-торговой олигархии сейчас проблемы с стабильностью валютного курса, основной ставкой, ценообразованием, экспортом сырья и СПГ, импортозамещением и вы, в этой "субстанции" пытаетесь копаться, проанализировать и разобраться, а я лишь пишу о том, что было причиной и какие будут следствия у этого "явления". А пафос оставьте "нашим" нуворишам, как часть их пропаганды.

        P.S. Труд, для МОЕЙ пользы, он - объединяет!
        Кот Матроскин.
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.