Дайте нам ракеты против русских! И лучше, чем у русских!

48
Дайте нам ракеты против русских! И лучше, чем у русских!

Закономерная вещь, однако: все военные летчики мира хотят летать и сбивать самолеты противника в случае военных действий, причем очень желательно, чтобы этот процесс был односторонним, то есть безнаказанным. Это совершенно нормально, но, увы, далеко не всегда получается.

Одно дело, знаете ли, гонять по пустыне бородачей, вооруженных в худшем случае старыми «Стингерами» или «Стрелами» родом из прошлого века, и другое дело — когда на той стороне выходят современные самолеты и ЗРК.



Учитывая, что вся современная Европа (или почти вся) почему-то решила добить себя еще и войной с Россией, и пока политики делают вид, что думают (похоже, особо нечем думать), как им к экономической войне добавить еще и обычную, военные думают о том, как если не победить, то хотя бы уцелеть.

А вот с этим сложнее. Не берем даже Су-57 и все его достоинства и недостатки, вообще о нем молчим, пока хотя бы 2-3 полка не будет у ВКС. Ну не конкуренты «Рафаль» и «Тайфун» нашему Су-35, и дело не в том, сколько там плюсиков после цифры поколения, один или пять. Су-35 – более новый самолет, чем его западные коллеги, скептики могут бесконечно долбить про то, что Су-35 – это «всего лишь модернизация» Су-27. Да, хорошо, модернизация, но такая, что сменили планер, двигатели, БРЭО, вооружение…

Бог с ним, пусть будет модернизация. Но этой «модернизации» Су-27 бедняга «Рафаль» проигрывает просто вчистую, что мы не так давно рассмотрели, а с «Тайфуном» отдельный и, возможно, даже более интересный расклад будет.


Но и «Рафаль», и «Тайфун» — это прошлое. А вот прагматичные британцы решили задуматься о будущем. Они там хотят, чтобы у них было будущее, странные такие. Ну просто воевать с Россией и иметь будущее — это как-то так странно смотрится.

И тем не менее такое желание у британских военных из ВВС прослеживается. И коль появилась дополнительная информация о британском истребителе-невидимке «Темпест» нового поколения, разрабатываемом в рамках Глобальной программы боевой авиации (GCAP), господа военные летчики уже сейчас потребовали вооружить его более крупными ракетами класса «воздух-воздух», имеющими большую дальность действия, чем те, которые используются в этих странах в настоящее время.

Возможно, несколько преждевременно, потому что самолет еще на бумаге, и многие характеристики самолёта всё ещё обсуждаются тремя странами-партнёрами — Великобританией, Японией и Италией. Говоря по-русски, готовь сани летом.


Рисунок пары «Темпестов», пролетающих над побережьем Великобритании, от BAE Systems

Казалось бы, а как же «Метеор»? Супер-ракета, новая, опасная? А вот не всё так однозначно, потому британские лётчики и обеспокоились заранее. Оно не то чтобы «не «Метеором» единым», но пойдём по порядку. А когда всё в порядке, первым делом — да, самолёты.

Большой самолет


Ричард Бертон, директор по перспективным боевым самолётам в Министерстве обороны Великобритании, сообщил комитету Палаты общин по GCAP (аналог нашего комитета по вооружениям Госдумы), что три страны-партнёра достигли соглашения по общим требованиям к самолёту. Бертон также отметил, что «несоответствие» требованиям «как правило, подрывает международные партнёрские отношения по мере их развития».

Что касается основных требований к «Темпесту», которые будут определять конструкцию нового самолёта, то начальник штаба ВВС Великобритании генерал-маршал авиации сэр Ричард Найтон изложил их комитету.

Была представлена последняя концептуальная конфигурация истребителя нового поколения «Темпест», создаваемого триумвиратом. Судя по всему, последняя версия рассчитана на полёты на большие расстояния в сочетании со значительной полезной нагрузкой. Такой скорее бомбардировщик-истребитель, чем привычная нам концепция.

Появление новой полноразмерной модели происходит на фоне растущих сомнений в будущем программы, поскольку правительство Великобритании готовится провести масштабную проверку расходов на оборону, но есть уверенность в том, что самолет до конца доведут, поскольку Великобритания и Италия используют F-35, а недовольство этим самолетом и заставляет конструкторов разных стран начинать работы по созданию новых проектов.


Последняя концептуальная конфигурация «Темпеста» демонстрирует дизайн, рассчитанный на работу на больших расстояниях в сочетании со значительной грузоподъемностью. Рисунок от Leonardo

Найтон также говорит, что «Темпест» будет обладать «улучшенной малозаметностью», не уточняя, как это будет достигнуто, а также отмечает ключевую важность объединения данных. Действительно, объединение и интеграция «огромного количества информации, которая будет доступна» самолёту, станет главным отличием «Темпеста» от боевых самолётов предыдущих поколений, утверждается в отчёте.

Любопытно, что Найтон также сказал, что «абсолютно» возможно создание беспилотной версии платформы «Темпест» в долгосрочной перспективе.

В прошлых заявлениях о британской программе Future Combat Air System (FCAS), масштабной британской разработке в области воздушного боя, в которую входит «Темпест», упоминалось оружие нового поколения, а также беспилотные платформы, сети и обмен данными и многое другое. Однако об этом оружии было предоставлено очень мало подробностей, если они вообще были, что делает упоминание о большой ракете класса «воздух-воздух» ещё более интересным. Как говорится, «большому самолету – большую ракету», так что переходим к ракете.

Большая ракета



В настоящее время самой дальнобойной ракетой класса «воздух-воздух», доступной Соединённому Королевству и Италии, является общеевропейская MBDA Meteor, которая устанавливается на «Тайфун» и «Грипен» и будет интегрирована в F-35.


Британский истребитель «Тайфун» Королевских ВВС взлетает с ракетами «Метеор» под фюзеляжем

Прямоточный реактивный двигатель «Метеора» был разработан для обеспечения большей дальности полета и лучших кинематических характеристик, чем у американской AIM-120 AMRAAM, которой также вооружают «Тайфун» и F-35.

Заявленная дальность полёта «Метеора» сильно различается, и фактическое значение является секретом. Однако принято считать, что ракета способна поражать цели на расстоянии до 200 километров от самолёта-носителя. Для сравнения, дальность полёта AMRAAM в модели D обычно оценивается примерно в 160 километров. На практике дальность полёта ракеты «воздух-воздух» сильно зависит от множества факторов, в том числе от траектории движения цели, а также от высоты и скорости запускающей платформы.


F-22 «Раптор» запускает ракету AIM-120 AMRAAM

Со своей стороны, Япония в настоящее время также использует AMRAAM, а также самостоятельно разработанную ракету средней дальности Mitsubishi AAM-4. Сообщается, что её дальность составляет около 120 километров, а в версии AAM-4B она стала первой ракетой класса «воздух-воздух» с головкой самонаведения с активной фазированной антенной решёткой (AESA). Ракета используется на японских истребителях F-15J и Mitsubishi F-2, но имеет слишком большие размеры, чтобы поместиться внутри оружейного отсека F-35, которым также располагает Япония.


Ракета класса «воздух-воздух» AAM-4B Сил самообороны Японии

И, наверное, здесь не стоит говорить о том, зачем завтра Японии нужны очень дальнобойные ракеты, не так ли?

Ракеты Meteor, AMRAAM и AAM-4 используют активную радиолокационную систему самонаведения, обеспечивая возможность «выстрелил и забыл», но для получения максимальной эффективности от ракеты и обеспечения надёжности при стрельбе на большие расстояния требуются корректировки в середине полёта.

Три страны, участвующие в программе GCAP, — далеко не единственные, кто разрабатывает новое оружие дальнего радиуса действия класса «воздух-воздух».

В последние месяцы ВМС США представили тестовую версию ракеты Standard Missile-6 (SM-6) для запуска с воздуха под обозначением AIM-174B. Дальность действия этой ракеты засекречена, но должна значительно превышать дальность действия AIM-120D, вероятно, в два раза, при стрельбе по крупным целям. Крупная цель в современном понимании – это самолет класса топливозаправщика или стратегического бомбардировщика.

Тем временем в рамках совместной программы ВМС и ВВС США разрабатывается AIM-260 — новая ракета класса «воздух-воздух», которая должна иметь гораздо большую дальность, чем нынешние AMRAAM, а также другие новые и улучшенные характеристики, но при этом иметь размеры, аналогичные AIM-120.


Самолёты F/A-18F и F-35 ВМС США пролетают над морским полигоном Пойнт-Мугу в Южной Калифорнии вместе с самолётом F-15 ВВС США во время учений «Серый флаг-2024» в сентябре 2024 года. Самолёт F/A-18F несёт четыре недавно представленные ракеты AIM-174B

Разработка Западом этих и других ракет в значительной степени обусловлена появлением в России и Китае оружия класса «воздух-воздух» большой дальности. Нормальный ответ, укладывающийся в обычную логику.

Делать свое, глядя на противника



Понятно, что если бы не успехи российских оружейников, то на Западе не устраивали таких гонок вооружений в стиле «догнать и перегнать».

Согласно данным производителя, российская ракета Р-37М, по крайней мере в экспортной версии, может поражать воздушные цели на расстоянии до 200 километров. Эта ракета оказалась серьёзной угрозой во время войны на Украине.


Су-35С запускает ракету Р-37М

Тем временем ВВС США публично заявили, что появление китайской ракеты PL-15 класса «воздух-воздух» большой дальности, которая оснащена двухступенчатым ракетным двигателем, стало ключевым фактором при принятии решения о запуске программы AIM-260.

Королевский институт оборонных исследований (RUSI), аналитический центр по вопросам обороны и безопасности, определил, что PL-15 «превосходит по дальности ракеты AIM-120C/D AMRAAM американского производства и имеет сопоставимую максимальную дальность с Meteor».


Версия PL-15 с поворотным стабилизатором, известная как PL-15E, перед макетом истребителя-невидимки J-35A.

PL-15 уже широко используется, и Китай также работает над более дальнобойным оружием, в том числе над гораздо более крупной ракетой PL-17, которая может быть предназначена в первую очередь для поражения крупных объектов, таких как танкеры и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения.


На этом снимке 2016 года первый раз была показана PL-17

Вот такой расклад у потенциальных противников НАТО. Надо отметить, что успехи России и Китая в создании дальнобойного ракетного вооружения неоспоримы, и более того, российские системы прошли проверку в современном высокотехнологичном конфликте на Украине, что только подтверждает эффективность работы российских оружейников.

Так что британцев вполне можно понять, тем более если они отслеживают (а они отслеживают) ход конфликта на Украине, и более того, британский список потерь ВВС воюющих сторон весьма точен. Так что там прекрасно знают, кто кого сбил и чем.

Что делать, если никто не виноват?



Остается только работать над тем вооружением, которое может если не дать преимущество, то хотя бы уравнять шансы в гипотетической войне с Россией или Китаем. Да, Китай совершенно не надо сбрасывать со счетов, потому что хозяин НАТО, США, все еще собирается воевать с Китаем. А значит, и вассалы пойдут, никуда не денутся.

Но одно дело вместе с сюзереном лететь бомбить Ирак, у которого ВВС и ПВО были на уровне 70-х годов прошлого века, или побеждать Ливию, и совсем иной расклад будет в небе возле Тайваня. Возле Тайваня – это оптимистичный расклад, там будут действовать не все ЗРК НОАК и будет хоть минимальная, но поддержка со стороны ВС Китайской Республики.

Но даже при таком раскладе попахивает изрядным пинком от китайского дракона. Про медведя вообще стоит помолчать, там будет совсем иной расклад, причем более неприятный. Боевой опыт — это боевой опыт.

Так что все, что остается – работать, работать и еще раз работать.

Одним из вариантов оснащения «Темпеста» более крупной ракетой «воздух-воздух» большей дальности могло бы стать приобретение такой ракеты в Соединённых Штатах, хотя не факт, что такое может состояться в ближайшие годы. С другой стороны, в Соединённых Штатах разрабатывались другие ракеты «воздух-воздух» большой дальности, но ни одна пока не готова выйти на арену.

Существуют разные способы увеличить дальность действия ракеты «воздух-воздух», но этот процесс всегда проще, если оружие можно сделать крупнее. Увеличение размеров может привести к увеличению двигателя, количества топлива. Можно пойти по пути применения многоступенчатых ракетных двигателей и воздушно-реактивных двигателей, таких как прямоточный воздушно-реактивный двигатель, используемый в Meteor. Другие варианты увеличения дальности, которые рассматривали Соединённые Штаты, включают регулируемые «многоимпульсные твердотопливные ракетные двигатели» и более экзотические варианты, которые также могли бы обеспечить большую дальность и скорость по сравнению с существующим оружием.

Следует также отметить, что в недалёком прошлом Великобритания и Япония участвовали в совместных разработках возможной ракеты «воздух-воздух» нового поколения.

В рамках этого двустороннего сотрудничества Министерство обороны Великобритании поддержало японскую программу создания новой ракеты класса «воздух-воздух» JNAAM. По-прежнему строго засекреченная, эта программа, как считается, привела к созданию ракеты с японской «головной частью» в виде усовершенствованной радиолокационной головки самонаведения и британской «корпусной частью», сохраняющей оригинальный прямоточный воздушно-реактивный двигатель «Метеор».


Инфографика для программы JNAAM даёт общее представление о том, как можно было бы объединить японские и британские компоненты в одной ракете

Дуглас Барри, старший научный сотрудник по военной аэрокосмической тематике в Международном институте стратегических исследований (IISS), рассказал в интервью The War Zone, что, по его мнению, JNAAM была «успешной в той мере, в какой это было возможно», но программа не вышла за рамки технических исследований.

Барри предполагает, что JNAAM, возможно, сняли с производства из-за её характеристик. По его оценке, максимальная скорость ракеты, скорее всего, была ниже 4М, а более вероятно, в районе 3,5М, что медленнее, чем у «Метеора», который, как считается, развивает скорость выше 4М.

Тем временем в Великобритании продолжают работать над обновлением «Метеора» в плане увеличения дальности, тем не менее, обновлённый «Метеор» всё равно может не соответствовать требованиям к производительности ракеты, предусмотренным для «Темпеста», и, по-видимому, он исключён из рассмотрения.

У «Метеора» есть одно слабое место, которое делает бесперспективной всю дальнейшую возню по модернизации и улучшению параметров ракеты. Это двигатель. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель, потомок ПВРД, на котором летали «Фау-1», сегодня просто подарок для самолетов противника. Его основное слабое место – это факел, который демаскирует «Метеор» и делает возможным обнаружение современными оптико-тепловизионными средствами наблюдения с очень большой дистанции. Соответственно, применение «Метеора» дает преимущество противнику, у которого будет больше времени на анализ и выработку контрмер.

Что касается «Метеора», то, хотя он, вероятно, «достаточно хорош» для борьбы с нынешними угрозами в виде самолетов 3-4 поколений, возникает гораздо более серьёзный вопрос о том, сможет ли он соответствовать общим характеристикам прогнозируемой угрозы к концу 2030-х — началу 2040-х годов, когда «Темпест» должен поступить на вооружение.


К этому времени конструкции «Метеора» исполнится около 40 лет, и новые российские и китайские ракеты, по мнению британских экспертов, будут представлять угрозу для западных истребителей. Если не брать в расчёт «Метеор», комментарии представителей Министерства обороны Великобритании «похоже, указывают на то, что им нужно что-то новое» для вооружения «Темпеста» «с точки зрения общей производительности, чтобы противостоять прогнозируемой угрозе».

Если не брать в расчёт PL-17, который, по оценке Барри, оптимизирован для «очень специфического набора характеристик», то сегодняшний PL-15 уже является очень мощным оружием, по крайней мере, не хуже того, что делают сегодня в России.


Четыре учебные ракеты PL-15 во внутреннем отсеке вооружения китайского истребителя J-20

А к PL-15 вскоре присоединится ракета, получившая в настоящее время название PL-16, конструкция которой, по-видимому, была разработана в соответствии с требованием, чтобы на китайском истребителе-невидимке J-20 можно было разместить шесть ракет большой дальности (в отличие от четырёх PL-15, которые есть сейчас). Ракета PL-16, скорее всего, будет похожа на PL-15, но будет иметь несколько меньшие размеры, оснащена «активной ГСН с электронным сканированием», сможет развивать скорость более 5 Махов, будет иметь множество очень функциональных бортовых программ и будет очень устойчива к помехам. Так, по крайней мере, считают британские аналитики.

Ещё более тревожным для Запада является возможность размещения большего количества ещё более крупных ракет класса «воздух-воздух» во вместительном отсеке для вооружения нового китайского боевого самолёта, который появился в прошлом месяце и получил предварительное название J-36. Как было замечено по итогам его презентации, большие размеры этого самолёта указывают на то, что основное внимание уделяется большой дальности полёта и сравнительно большому внутреннему объёму для размещения очень большого запаса топлива, а также большого количества крупного вооружения.


На этой фотографии J-36 хорошо виден большой внутренний отсек для вооружения под фюзеляжем.

Итоговые соображения


В итоге остаются вопросы о целесообразности программ GCAP и Tempest.

Демонстрационный образец «Темпеста» планируется запустить в 2027 году. Ричард Бертон сообщил Комитету, что это будет не прототип, а «достаточно хорошее представление о некоторых характеристиках, которые будут реализованы в самой платформе GCAP». То есть, понимаем здесь, что сперва в дело пойдет демонстратор технологий, а уже на основе сделанных выводов будет создаваться прототип. Логично, но долго и затратно, хотя и защищает от фиаско в стиле F-22.

Ожидается, что «Темпест» поступит на вооружение к 2035 году (сомнительно, но тем не менее), но впереди будет ещё много трудностей, как технических, так и политических. Даже если он преодолеет потенциальные политические препятствия, процесс создания совершенно нового истребителя, особенно с использованием технологий малозаметности, требует длительного времени разработки и больших затрат. «Темпест» также планируется оснастить передовыми беспилотными летательными аппаратами, не говоря уже о ракетах воздушного базирования нового поколения, которые несут в себе определённые риски и требуют дополнительных затрат.

Требования к размещению внутреннего вооружения всё чаще становятся основным фактором, влияющим на размер платформы, когда речь идёт об истребителях нового поколения. По-видимому, это относится к J-36 и почти наверняка применимо к боевому самолёту с экипажем, который находится в центре внимания инициативы ВВС США «Воздушное превосходство нового поколения» (NGAD). «Темпест» тоже, судя по всему, будет довольно крупным истребителем, и он почти наверняка должен быть таким, не в последнюю очередь для того, чтобы вмещать более крупные и дальнобойные ракеты «воздух-воздух», которые для него разрабатываются.

В чем основная проблема британских военных?


В том, что у России сегодня есть Су-35С и Су-57, плюс ракеты Р-37 и Р-37М. А у Китая есть J-20 и J-35, плюс еще в запасе показанные недавно новые прототипы. И ракеты PL-15 и PL-15Е, которые явно не уступают по эффективности ракетам других государств.

А что есть у Британии? Только «Метеор», который действительно хорошее оружие, но с оговорками. И главное — носители «Метеора», уступающие российским самолетам.

Конечно, если к 2040 году у Королевских ВВС будет «Темпест»… Япония и Италия неплохие союзники в работе, но даже если самолет и будет создан, полетит, успешно пройдет испытания – мы знаем, как это непросто. Плюс надо его выпустить в приличных количествах, обучить летный и технический персонал…

В общем, война с Россией и Китаем откладывается лет этак на 25-30. Тут, конечно, решать будут в США, и, если что, британцы никуда не денутся, подвесят «Метеоры» к «Тайфунам» и полетят, как миленькие, но это будет совсем печальный расклад.

Но через четверть века вполне возможно оснащение нового самолета новой ракетой. По срокам вполне себе, вот только насколько будет все новым и современным — это вопрос как раз на несколько миллиардов фунтов стерлингов.

И второй вопрос: а что через 25 лет будет на вооружении в России и Китае?
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 января 2025 04:59
    Надеяться мы можем только сами на себя. Другого варианта нет.
    И вопрос стоит ещё более остро, чем в 30-е годы прошлого века.
  2. +21
    23 января 2025 06:09
    Я когда читал , монитор стал переливаться триколором, в голове заиграл Гимн РФ, ноги вставали, а правая рука тянулась в область сердца. У нас все хорошо у противников все плохо, через 25 лет, у нас будет все еще лучше, а у противников хуже, мы станем более лучше одеваться , микроэлектроника , станкостроение, вот это вот все такое
    ...
    1. -6
      23 января 2025 08:32
      Очевидно, что Гонка Вооружений продолжает набирать обороты, и нам нужно наращивать выпуск современных самолётов и ракет, превосходящих по ТТХ зарубежные аналоги. И если сейчас мы опережаем противника по ракетам, то нам надо постоянно наращивать наше преимущество, разрабатывая новые образцы с улучшенными ТТХ, чтобы обеспечить мирное существование нашей страны.
    2. +2
      23 января 2025 09:27
      Цитата: ЗлойКоммунист
      мы станем более лучше одеваться , микроэлектроника , станкостроение, вот это вот все такое

      Это вы из статьи подчерпнули?
      Цитата: ЗлойКоммунист
      монитор стал переливаться триколором, в голове заиграл Гимн РФ, ноги вставали, а правая рука тянулась в область сердца.

      Покажитесь врачу. Не тяните. Не стоит запускать такие проблемы
      1. +2
        23 января 2025 21:34
        Цитата: Винни76

        Покажитесь врачу. Не тяните. Не стоит запускать такие проблемы

        Ну если Сарказм не можете опознавать - то это беда.
        В таком случае изучать новый интернет мем: "Сначала не понял, а потом как понял!"
    3. 0
      24 января 2025 16:23
      Никто не говорит, что у нас всё отлично. Однако, если у нас есть некоторые проблемы, это не значит в противника всё прекрасно и никаких забот)))
    4. 0
      28 января 2025 09:15
      Ну, для начала попробуй хотя бы устроиться на работу.
      Сразу, наверное, сменишь поношенные лапти и косоворотку фабрики "Большевичка" на что-то более другое.
      Возможно, и репу есть перестанешь.
  3. +2
    23 января 2025 06:11
    Очевидное... там где нет прикрытия собственного назпмного ПВО, можно его обеспечить собственной авиацией. У кого эта компонента вооруженных сил лучше, сильнее, вопрос, который вряд ли кто то решится проверить в реале, есть серьёзные сдерживающие факты!
    А так, мериться ТТХ различной авиационной техники и вооружений, можно конечно...
  4. Комментарий был удален.
  5. +8
    23 января 2025 06:44
    Все у нас есть в отличие от проклятых буржуинов.Только вот почему то уже скоро три года как наша истребительно- бомбардировочная авиация как не летала вглубь одной страны,чтобы привести к нулю ее ПВО,всякие военные предприятия бомбовыми ударами по 8-12 тонн зараз( вспомним такую далекую сейчас во всех отношениях от нас Сирию),так и не летает, ограничиваясь бомбовыми ударами на 70-165(?)км недалеко от ЛБС .Уничтоженные минимум три раза по данным МО РФ лiтаки той страны ( а мы не имеем права не верить данным МО РФ)как летали ,так и летают( а потом только слышно о том ,что обломками очередной Storm shadow поражен очередной детский сад на территории РФ),аэродромы там по сообщениям СМИ почти каждый день перепахиваются очень дорогими КР, баллистическими ракетами и "Геранями "( но несущими в себе только 40-500кг подарков ,а не 8 т зараз ),но почему то до сих пор здравствуют. Так что ракеты то есть ,а ПВО и лiтаки у Врага пусть и в несколько меньшем количестве чем ранее ,но тоже есть.Так когда наше качественное превосходство в дальнобойных авиационных ракетах наконец перейдет в количественное ,сведя таки к нулю огрызающуюся и летающую нечисть там?
    1. 0
      23 января 2025 21:49
      Цитата: юрий Л
      Так что ракеты то есть ,а ПВО и лiтаки у Врага пусть и в несколько меньшем количестве чем ранее ,но тоже есть.Так когда наше качественное превосходство в дальнобойных авиационных ракетах наконец перейдет в количественное ,сведя таки к нулю огрызающуюся и летающую нечисть там?

      Всем нужно просто понимать.
      Что ракета ШтормШэдоу запускается только с борта СУ-24, ВВС Украины.
      И их на борту максимум 2. А в норме - 1 ракета на борту.
      Соответственно, когда говорят что наши сбили 7 ракет - это означает, что у ВВС Украины одновременно взлетели от 4 до 7 ИБ Су-24.
      Не будучи сбитыми не ранее, ни сейчас.
      Соответственно тактика их применения - спокойно позволяет им летать, и не позволяет нам их сбивать.
      Далее.
      Применение французских ракет Хаммер.
      Конечно их приспособили к МИГ-29.
      Но практически 95% запуска этих ракет производится с Су-25. Штурмовика поля боя и совершенно бестолковой машины в качестве применения дальнобойного оружия. Но они запускают Хаммеры со своих Су-25 регулярно....
      И если дальность полета Хаммера 70 км при сбросе с 15 км, то как они летали по Белгородской и Курской областям ранее? Когда не было вторжения?
      Это означает, что украинские Су-25 могли позволить себе подниматься на 10К и оттуда сбрасывать эти планирующие бомбы , будучи якобы в зонах досягаемости наших широко рекламируемых ракет на 200 км и широко рекламируемых радаров на 300 км?

      Это как ?
      Логика или вранье от наших производителей вооружений?
      1. osp
        -1
        24 января 2025 01:04
        Ну Су-25 в плане применения дальнобойного оружия не такой уж и бестолковый самолет.
        На модификациях Су-39 и Су-25УБМ (эти два на 85% одно и тоже завода Улан-Удэ) была возможность использования ракет Х-31 и ПКР Х-35 "Уран".
        Только последняя могла при подвешенной БРЛС "Копье".
        При этой же подвешенной БРЛС могли применяться ракеты Р-27 и Р-77 по воздушным целям.
        При отсутствии подвешенной БРЛС только ракеты Р-73 для самообороны.
        Пилоты в этих модификациях "Грача" размещались в гермокабине и могли забираться на 12-14 километров без проблем имея к тому же более совершенные двигатели Р-195.
        У Украины таких модификаций не было, только обычные Су-25 и Су-25УБ.
        Но приспособить к ним планирующие бомбы и ПРР HARM вполне возможно.
        И результат как показывает практика неплохой может быть.

        То есть как штурмовик поля боя в условиях применения БПЛА "Грач" возможно себя исчерпал или исчерпает.
        Но вот как легкий небольшой, простой , экономичный носитель планирующих бомб и противорадиолокационных ракет вполне сгодится.
        Как истребитель БПЛА и крылатых ракет тоже, но без РЛС только под наводке с земли.
        То есть в такой концепции компоновка Су-25 себя еще не исчерпала.

        Так, теперь вот что.
        У Украины в строю может оставаться чуть меньше половины истребителей Су-27 от того количества что было 3 года назад.
        И надо сказать что в условиях Украины этот самолет не зарекомендовал себя положительно как истребитель.
        Как истребитель БПЛА и крылатых ракет он слишком избыточен , большой и тяжелый.
        По ним может работать лишь пушкой и ракетой Р-73.
        Других задач в глубине украинской территории для Су-27 и нет.
        При полете к линии фронта были попытки атак на вертолеты , бомбардировщики , штурмовики.
        Результативность неизвестна. В то время как со стороны украинских МиГ-29 единичные воздушные победы имелись в 2022 году (там вертолеты , штурмовики и др.).

        Украина использует Су-27 только как носитель HARM , JDAM и пресловутой Хаммер.
        И как носитель приманок MALD.
        Но как правило только тогда когда Су-25 и МиГ-29 не могут.
        Вот такой расклад по Су-27.
        Не густо.
        По сравнению со своими более маленькими и легкими собратьями.
  6. +5
    23 января 2025 07:38
    Наша беда не в том что у них что то лучше, а в колличестве! Ну старые у них ракеты, зато сколько они могут выставить самолётов с ними? Сколько мест взлета и с каких сторон? Во времена учебы ещё читал "зарубежное военное обозрение" там писали про план НАТО "большое копьё", где против нас в случае чего сразу идёт первая волна со всех аэродромов возможных в размере 1000 самолётов! Что там во второй уже и не помню. Поэтому у нас и стали тогда ставить на зенитные ракеты спец часть, другого варианта небыло. А сейчас мы сможем столько отразить?
  7. +5
    23 января 2025 08:43
    У «Метеора» есть одно слабое место, которое делает бесперспективной всю дальнейшую возню по модернизации и улучшению параметров ракеты. Это двигатель. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель

    Это не слабое, а сильное место. Такой двигатель позволяет поддерживать постоянную высокую скорость ракеты на всём протяжении полета. Что в том числе дает ракета высокую маневренность при подлете к цели.
    1. 0
      24 января 2025 07:18
      Прямоточный двигатель позволяет сохранять энергетику на конечном этапе, однако его наличие накладывает определённые ограничения на манёвренность ракеты. Есть ограничения по углам атаки, при которых пврд просто перестанет работать, а следовательно есть ограничение по максимальным перегрузкам, которые может обесречить ракета в манёврах.
      1. 0
        24 января 2025 10:37
        Прямоточный двигатель позволяет сохранять энергетику на конечном этапе

        Не на конечном этапе, а до конечного этапа. Ракета с твердотопливным двигателем набирает скорость за относительно короткое время, после чего летит по инерции, теряя скорость и запас энергии, и к конечному этапу подходит со значительно меньшей скоростью, чем после разгона.
        Поэтому приходится или мирится с этим, или делить двигатель на две части (вторая включается на подлёте к цели), уменьшая дальность.
        А прямоточный поддерживает высокую скорость на всем протяжении полета и походит к цели с высокой скоростью, что дает запас энергии для маневров с достаточно большими перегрузками.
        1. 0
          24 января 2025 13:51
          Больших перегрузок эта ракета обеспечить не может- при выходе на большие углы атаки прямоточный двигатель потеряет необходимый ему поток воздуха. Производитель заявляет что ракета обеспечивает поражение цели маневрирующей с перегрузками 11ж, но для этого ракета должна обеспечить маневрирование с ещё большими перегрузками, и как это всё у них совмещается с работой пврд непонятно. Скорее всего прризводитель слегка фантазирует в характеристиках
          1. 0
            24 января 2025 14:30
            Больших перегрузок эта ракета обеспечить не может- при выходе на большие углы атаки прямоточный двигатель потеряет необходимый ему поток воздуха.

            При подлете к цели это уже неважно. Ракета использует имеющийся запас энергии.
            1. 0
              24 января 2025 14:46
              Вот именно поэтому MIM 104 на больших дистанциях не эффективен- ребята там решили, что ракета на предельных дистанциях использует имеющийся запас импульса. Но там свои ньюансы. А метеора просто можно заставить совершить достаточно резкий манёвр, чтобы его пврд перестал работать, а на следующем манёвре он потеряет импульс
              1. 0
                24 января 2025 16:13
                Вот именно поэтому MIM 104 на больших дистанциях

                У поздних версий ракеты двухимпульсный двигатель. Вторая часть включается перед целью.
                А метеора просто можно заставить совершить достаточно резкий манёвр

                Ракете вдалеке от цели не нужны резкие маневры. А вблизи- будет достаточно запаса скорости.
  8. +3
    23 января 2025 09:56
    Некорректно сравнивать АСП без учета характеристик РЛС и другого бортового оборудования носителей, обеспечивающих их применение, систем обработки и передачи информации, вместе с тем автор эту сторону вопроса обошел стороной.
    А что там у нас с самолетами ДРЛО? А с самолетами РЭБ?
    Дальность полета ракеты - такой себе сферический конь в ваккууме, в боевых условиях превалируют множество других факторов - дальность обнаружения, помехоустойчивость, информационная осведомленность.
  9. +5
    23 января 2025 10:11
    .
    Су-35 – более новый самолет, чем его западные коллеги, скептики могут бесконечно долбить про то, что Су-35 – это «всего лишь модернизация» Су-27. Да, хорошо, модернизация, но такая, что сменили планер, двигатели, БРЭО, вооружение…


    Любит этот автор выдавать устаревшую и допотопную технику за что-то новое! До F35 ему все равно очень далеко! Поверь!
    1. -5
      23 января 2025 14:40
      Цитата: Strela-10
      .
      Су-35 – более новый самолет, чем его западные коллеги, скептики могут бесконечно долбить про то, что Су-35 – это «всего лишь модернизация» Су-27. Да, хорошо, модернизация, но такая, что сменили планер, двигатели, БРЭО, вооружение…


      Любит этот автор выдавать устаревшую и допотопную технику за что-то новое! До F35 ему все равно очень далеко! Поверь!

      Пусть фу35 сначала обеспечит поражение цели ракетой в-в, в процессе ухода от двух MIM104 и останется в воздухе.
    2. -1
      31 января 2025 16:51
      Действительно зачем какие-то доказательства и прочие серьезные аргументы.. Просто -Поверь! А для абсолютной убедительности добавить -"Мамой клянусь!" Уж тогда то да деваться некуда..
  10. 0
    23 января 2025 11:12
    Большой плюс стран запада -стандартизация боеприпасов к самолетам разных стран.
    В случае любого крупного конфликта с ракетами В-В дефицит наступит раньше, чем со снарядами.
    По хорошему , нужно унифицировать авиа боеприпасы с КНР. Но это имеет побочные эффекты в коммерции
  11. -3
    23 января 2025 11:12
    А вот прагматичные британцы решили задуматься о будущем. Они там хотят, чтобы у них было будущее, странные такие.

    Против британии тут как раз его выделенное положение сыграет в обратную сторону.
    Гораздо проще ту территорию будет "засеять" квадратно-гнездовым способом ядрён-батонами и забыть про них на тыщу лет. Будет не дорого и эффективно.
    Особенно, если "картошки" и "орехи" будут под 10+ мегатонн.
    Так сказать решить мелкобритыми вопрос кардинально и навечно.
    Хватит, по пили русской кровушки вурдалаки, да и не только русской.
    1. +1
      23 января 2025 21:53
      Цитата: К-50
      А вот прагматичные британцы решили задуматься о будущем. Они там хотят, чтобы у них было будущее, странные такие.

      Против британии тут как раз его выделенное положение сыграет в обратную сторону.
      Гораздо проще ту территорию будет "засеять" квадратно-гнездовым способом ядрён-батонами и забыть про них на тыщу лет. Будет не дорого и эффективно.
      Особенно, если "картошки" и "орехи" будут под 10+ мегатонн.
      Так сказать решить мелкобритыми вопрос кардинально и навечно.
      Хватит, по пили русской кровушки вурдалаки, да и не только русской.

      А если они со своих ПЛАРБ в обратку?
      Вы вот где живете?
      Какой квадратно-гнездовой район им своими Трайдентами удобрять в первую очередь?
      1. 0
        23 января 2025 22:21
        Цитата: SovAr238A
        Вы вот где живете?

        Урал - опорный край державы! hi
        А если они со своих ПЛАРБ в обратку?

        Ну, у них нет мегатонных зарядов. Другой момент: сравните площади стран и скажите где гуще "картошка" сядет? hi lol
        1. -1
          23 января 2025 22:33
          Цитата: К-50
          Цитата: SovAr238A
          Вы вот где живете?

          Урал - опорный край державы! hi
          А если они со своих ПЛАРБ в обратку?

          Ну, у них нет мегатонных зарядов. Другой момент: сравните площади стран и скажите где гуще "картошка" сядет? hi lol

          А вы готовы потратить весь потенциал ЯО на две шавки?
          Британию и Францию?
          А что потом ?
          Приходите поляки с болгарами, японцы с австралийцами, американцы с китайцами - и разбирайте остатки страны так, что бы ни одного русского духа здесь не осталось?

          Ну думайте хоть немного , хотя бы на пару хагов вперед.
          В шахматы там учитесь играть, где бы не быть одноходовым разумом...
  12. +1
    23 января 2025 11:23
    В учебных боях в Египте Рафаль победил Су-35.
    Встроенная в фюзеляж система РЭБ Рафаля не давала Су-35 прицелиться и пускать ракеты.
    1. +2
      23 января 2025 14:34
      Интересно было бы посмотреть разбор боя и метеоусловия в момент боя. Есть ли такие данные?
      1. 0
        23 января 2025 18:05
        Цитата: faridg7
        Интересно было бы посмотреть разбор боя и метеоусловия в момент боя.

        Начнем с того, что официальных данных о том, что такой бой вообще был как-то нет. Проводят бой египтяне, а рассказывают о нем - поляки. Рафаль успешно применяет РЭБ... в реальности, или по мнению наблюдателей? Су-35 применяет свой РЭБ в ответ, или нет? На какой дистанции был бой? Почему Су-35 не использовал ОЛС? Если дистанция была слишком велика для ОЛС, то почему решено что примененное Рафалем оружие подбило Су-35 - ему что, РЭБ и СПО забило что ли, и маневренности для противоракетных маневров лишило?
        1. 0
          23 января 2025 22:29
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Цитата: faridg7
          Интересно было бы посмотреть разбор боя и метеоусловия в момент боя.

          Начнем с того, что официальных данных о том, что такой бой вообще был как-то нет. Проводят бой египтяне, а рассказывают о нем - поляки. Рафаль успешно применяет РЭБ... в реальности, или по мнению наблюдателей? Су-35 применяет свой РЭБ в ответ, или нет? На какой дистанции был бой? Почему Су-35 не использовал ОЛС? Если дистанция была слишком велика для ОЛС, то почему решено что примененное Рафалем оружие подбило Су-35 - ему что, РЭБ и СПО забило что ли, и маневренности для противоракетных маневров лишило?


          Андрей.
          Эти вопросы - "спортивные".
          Они к бытовой драке на выживание (считай бою) не имеют отношение.
          В б
          ОЛС - они все разные.
          просто разница в динамическом диапазоне оптики в 10% дает трехкратный рост в дальности селекции целей.
          А есть еще миллион технологий для оптики.
          То же просветление.
          Когда у врага есть 5-8 компаний, которые в конкурентной борьбе творят чудеса развития оптики, развивают технологии, НИОКРЫ на миллиарды, и потом кто-то имеет возможность все это собрать и воспользоваться лучшим...
          А у тебя нет ничего, кроме того, что выделит государство.
          ОЛС-30 была на пару порядков хуже Талесовской подвесной, конца 80-х годов. Если не ошибаюсь Дамоклов меч по французки..
          35 - такая же.
          1. +1
            24 января 2025 07:33
            Цитата: SovAr238A
            Эти вопросы - "спортивные".
            Они к бытовой драке на выживание (считай бою) не имеют отношение.

            Только вот нередко бывает так, что учения тоже к бою имеют мало отношения
            Цитата: SovAr238A
            ОЛС-30 была на пару порядков хуже Талесовской подвесной, конца 80-х годов. Если не ошибаюсь Дамоклов меч по французки..
            35 - такая же.

            Не слышал о западных ОЛС, способных обнаруживать цель в ЗПС на 1400 км и в ППС - на 800 км. Это если точно придерживаться "двух порядков" для Су-35.
        2. 0
          23 января 2025 23:29
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Начнем с того, что официальных данных о том, что такой бой вообще был как-то нет.

          В первоисточнике написано о ролевой игре. Сценарий игры: есть хороший парень, есть плохой парень. Плохой парень нападает на хорошего парня, хороший парень берет защиту, контратакует и побеждает плохого парня. На роль хорошего парня назначили Рафаль, на роль плохого парня - Су-35.
        3. +1
          24 января 2025 01:33
          Да у меня в общем то те же вопросы. Пробовал искать информацию по этому бою, о нём взахлёб пишут тооько скакуасы и поляки, ну вот ещё израильтянин вот помянул
          1. 0
            26 января 2025 17:44
            Цитата: faridg7
            Да у меня в общем то те же вопросы. Пробовал искать информацию по этому бою, о нём взахлёб пишут тооько скакуасы и поляки, ну вот ещё израильтянин вот помянул

            Самая ранняя публикация (сейчас не работает), которую я нашел по ссылкам в те времена:
            http://idrw.org/rafales-spectra-ew-suite-jammed-su-35-radar-in-war-game-by-egyptian-air-force/?fbclid=IwAR1fhvPCDx7SH0LAy2IF7pmifnfJ8sUkmesb8cmroRVdqLD-ya6FRT7DPp8
            … it claims that Egyptian Air Force are mightly impressed with the Rafale after Russian Su-35s radar failed repeatedly when the Su-35 played a role of aggressor against Rafale F3R.
            Rafale’s powerful Spectra Electronic warfare suit njt only attacked but also jammed Su-35 BAR phased array radar successfully multiple times, rendering Su-35 blind in the sky, later following it up being shot down by the Rafale in mock Beyond visual range dogfight.

            Чуть более поздняя тогдашняя ссылка:
            https://www.globaldefensecorp.com/2021/07/19/su-35-fails-to-withstand-rafales-spectra-electronic-attacks/amp/?__twitter_impression=true
            Su-35 Couldn’t Withstand Rafale’s Spectra EW
            Things do not look good when Egypt bought Russian Mig-29 and Su-35 aircraft either. A Middle East based magazine Breaking Defense reported quoting Egyptian Air Force sources that Russian Su-35s radar failed repeatedly when Su-35 played a role of aggressor against Rafale F3R. Rafale’s powerful Spectra Electronic attack jammed Su-35 BAR phased array radar.
            The test involved electronic attack efforts against radars while previous tests had been directed against the communications systems binding IBCS to its sensors.

            Все однозначно:
            1. Су-35 исполнял роль агрессора. Рафаль роль агрессора не исполнял. Роль - элемент сценария.
            2. Рафалем использована Спектра для силового подавления радара Су-35. Для любой пары САП-РЛС есть дальность подавления. Однако, про Хибины ничего нет, значит Су-35 РЭБ не использовал, видимо, по сценарию агрессору это неположено, а роль агрессора играл только Су-35. Надо бы было еще поменять исполнителям поменяться ролями, но тут уже, ИМО, страшно организаторам, что дальность подавления Хибинами БРЛС Рафаля окажется меньше, чем Спектрой Ирбиса-Э.
            3. И, так как в России в своем отечестве пророков нет, нам поможет шведский летчик Робин Норландер отсюда:
            https://topwar.ru/256577-karlson-kotoryj-vyros-i-stal-vrednym.html
            Если Спектра подавила Ирбис-Э, Су-35 надо было уйти вниз и лететь так, что бы пеленг на Спектру был 90 градусов, то есть, уйти в нулевые доплеры. В этом случае на фоне земли БРЛС Рафаля не сможет обнаруживать цель. А по оценке Ирбисом дальности до Спектры СУВ Су-35 определит момент разворота Су-35 навстречу Рафалю. Но по представленным материалам этого не было сделано. Видимо, в сценарий это не входило...
            1. 0
              26 января 2025 17:55
              Я же говорю- это арабы. За покупку рафалей нужному чиновнику занесли бакшиш, поэтому по сценарию Су35 должен был слиться в бою. Незнаю насколько были загрублены для экспорта характеристики сухого, но наш строевой француза должен был раскатать без особых проблем
    2. +1
      23 января 2025 16:01
      Цитата: voyaka uh
      В учебных боях в Египте Рафаль победил Су-35.
      Встроенная в фюзеляж система РЭБ Рафаля не давала Су-35 прицелиться и пускать ракеты.

      Потому то наверное и закупили 54 Рафаля и планируют довести их число до 100.
      1. -1
        24 января 2025 07:06
        Цитата: cmax
        Потому то наверное и закупили 54 Рафаля и планируют довести их число до 100

        Это Египет. Арабы. Скорее всего за подпись в контракте французы смогли предложить баешиш побольше, чем Ростех. Там аргумент о характеристиках самолёта вообще не работает.
      2. +1
        24 января 2025 09:06
        Или наоборот. Су-35 проиграл, потому что было принято решение покупать "Рафали". Это если бой вообще имел место быть
    3. +2
      23 января 2025 23:23
      Цитата: voyaka uh
      В учебных боях в Египте Рафаль победил Су-35

      Только вот учебных боев Рафаля и Су-35 в Египте не было.
      Цитата: voyaka uh
      Встроенная в фюзеляж система РЭБ Рафаля не давала Су-35 прицелиться и пускать ракеты.

      Для любой пары САП-РЛС существет дальность подавления.
  13. kvv
    +7
    23 января 2025 11:42
    Оптимизм это хорошо, но тогда вопрос а как такими ракетами мы за 3 года не посадили весь аэропарк окраинцев, ну да я и забыл им же помогает весь запад
  14. +2
    23 января 2025 17:07
    Эх мне бы его оптимизм, хвалебным одам автора хочу добавить, что ввс врага, то есть НАТО, имеют превосходство в самолётах ДРЛО, а это имеет очень большое значение в современной доктрине завоевания превосходства в воздухе.
  15. 0
    23 января 2025 17:16
    Интересное название у ракеты, я вначале прочитал Тампакс ну и дальше это слово и читалось вместо темпеста, хорошее название, как раз для бритиш-америка- зенаркома
  16. +2
    23 января 2025 21:31
    почему нельзя поставить минус статье?
    В очередной раз возникает такой вопрос...
    И он не только у меня.
    Такой набор фееерического бреда, натягивание миллиона сов на (не глобус) - на кирпичи...
    Это простите, но недостойно публикаций на ТОПВАР (лучшее оружие если кто-то не знает перевод).
    ну просто полная безграмотность автора.
  17. +3
    23 января 2025 21:37
    Цитата: rocket757
    Очевидное... там где нет прикрытия собственного назпмного ПВО, можно его обеспечить собственной авиацией. У кого эта компонента вооруженных сил лучше, сильнее, вопрос, который вряд ли кто то решится проверить в реале, есть серьёзные сдерживающие факты!
    А так, мериться ТТХ различной авиационной техники и вооружений, можно конечно...

    Ну и где наше прикрытие лучших в мире самолетов от дальнобойных БПЛА, если их не видит наземное ПВО?
    Нам столько лет лили в уши как 4 МИГ-31, идущих в специальном режиме, спасают всю нашу северную границу от сонма вражеских КР.
    Почему хотя бы два из них, не могут контролировать украинские крупные БПЛА , которые ежевечерне вылетают десятками и сотнями, что бы в 5-6-7-8 часов утра ударить по Казани или Энгельсу?????
    Кто нибудь из урякалок, сможет ответить на этот вопрос?
    1. +2
      24 января 2025 00:10
      Про 4 МиГ-31 - это классический сферический конь. Один по приколу сказал, другим понравилось, перепечатывали друг у друга на радость народу.
  18. -1
    24 января 2025 22:56
    Ну просто воевать с Россией и иметь будущее — это как-то так странно смотрится.

    Просто лозунг и ничего более.
    А вот у противника иное, вполне обоснованное, мнение. Три года топтаний ВС РФ в стиле "школы Соломона Фляра" у ворот "Окраины" такому мнению серьёзный аргумент.