От «золотого века» к «веку упадка»: «левые» и «правые» концептуальные модели истории

9 398 38
От «золотого века» к «веку упадка»: «левые» и «правые» концептуальные модели истории

Политическая классификация по принципу правые-левые является традиционной и считается всеобъемлющей, хотя дискуссии о соотношении «правых» и «левых» (учитывая множество различных классификаций и расплывчатость некоторых из них) имели место на протяжении всего ХХ века и продолжаются в наши дни. Однако, как справедливо отмечает кандидат философских наук Дмитрий Моисеев, между левыми и правыми существует принципиальная оппозиция по отношению к истории.

Любая сущностно «левая» теория исходит из понимания исторического как бесконечного прогресса («от тьмы прошлого к свету будущего») и эволюции («от более диких, упрощенных и первобытных форм к более «цивилизованным»), как постепенного разворота к справедливости – от всевозможных форм дискриминации к установлению более честных и справедливых (с точки зрения представлений о стремлении к равенству) во всех отношениях формаций [2].



В свою очередь, «правая» теория рассматривает историю либо как движение по нисходящей (от «золотого века» к «веку упадка»), либо как движение по некой спирали, все формы которой имеют циклы, начинающиеся с рождения и заканчивающиеся смертью (что мы можем наблюдать, например, у Освальда Шпенглера).

Иными словами, с точки зрения прогрессистов история представляет собой линейный тренд постепенного развития и «движения к свободе», а с точки зрения правых история либо движется по кругу с чередованием «светлых» и «темных» циклов, либо, в лучшем случае, по спирали.

Таким образом, концептуальные модели истории в левой и правой философско-политической мысли всегда были полярными. Однако, как показывает практика, левые концепции истории куда более уязвимы для критики, чем правые.

«Левые» взгляды на историю: концепция линейного прогресса


Французская революция выдвинула концепцию линейного прогресса, который проходит различные стадии. Наиболее известными философами линейного прогресса являются Конт, Маркс, Тайлор и Спенсер. По мнению Конта, «человеческая история линейна, и она проходила через стадии или эпохи, больше всего напоминающие интеллектуальное развитие отдельной личности» [3].

Конт, Маркс и Спенсер полагали, что историю можно рассматривать как медленное и постепенное, но при этом непрерывное восхождение к некоей определенной цели. В марксизме возобладала ортодоксальная схема пяти формаций: согласно этой схеме, человечество проходит в своём развитии пять последовательных этапов – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации [4].

Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации, от «архаичного» или «традиционного» общества к «современному». Он был убежден в однолинейном характере прогресса общества и культуры.

Здесь стоит отметить, что либеральные и марксистские подходы к истории, которые преобладали в период расцвета и заката индустриальной цивилизации (XIX—XX вв.), при всем кажущемся антагонизме имели общие корни и черты как составные части индустриальной научной парадигмы и сильно отличались от цивилизационного подхода к истории.

Во-первых, и либерализм, и марксизм исходят из примата экономики в структуре и динамике общества – собственности и рынка, Homo economicus (либерализм), производительных сил, производственных отношений как базиса (марксизм) [1]. В то время как цивилизационный подход утверждает первенство духовной сферы – науки, культуры, образования, этики, религии.

Во-вторых, и либерализм, и марксизм берет за основу линейно-прогрессивную траекторию развития общества, прямое восхождение его от ступени к ступени. Несмотря на то, что все научные школы либерализма и марксизма уделяют внимание изучению циклов и кризисов, делают они это лишь для того, чтобы доказать, что отступления от прямого развития являются исключениями [1].

Теория цивилизаций, напротив, делает упор на признании цикличных закономерностей динамики общества ее фундаментальными основами, неизбежно присущими ему в прошлом, настоящем и будущем. Эти закономерности считаются не отклонениями от нормы, а самой нормой. Поэтому исследование циклов и кризисов во всех сферах общества и на всех стадиях его динамики является краеугольным камнем теории цивилизаций [1].

В-третьих, следствием приведенных выше двух отличий является разный подход формационных и цивилизационной теорий к периодизации истории человечества. Либерализм выделяет предысторию, дорыночную стадию развития; собственно историю, когда происходило становление и распространение капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии; «конец истории», когда эти системы восторжествовали во всем мире. Дальше двигаться некуда и незачем.

Марксистский исторический материализм основан на теории сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, длившейся миллионы лет; рабовладельческой; феодальной; капиталистической; коммунистической, которая начинается с социализма и утвердится навсегда. Это тоже «конец истории», только под иным, чем у либерализма, соусом [1].

В-четвертых, и либерализм, и марксизм представляют будущее как полную реализацию и окончательное торжество исповедуемых ими идеалов – либо капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии, либо унифицированного, преодолевшего все социальные различия, однообразного коммунистического общества, в котором будет реализован принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода к истории и будущего человечества уверены, что циклы и кризисы, периодическая смена исторических суперциклов, мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций сохранятся столько, сколько будет существовать человеческое общество. Точно так же будут возникать и новые вызовы времени, и необходимость давать на них адекватные ответы, сохранится цивилизационное разнообразие [1].

«Правые» взгляды на историю: цикличная концепция истории


Представители циклического подхода, как правило, исходят из убеждения, что «в нашем мире нет ничего, что находится вне времени и вне цикла. Время не линейно, а циклично. Цикл – это обязательное свойство сознания. Это начало и конец. Это, в первую очередь, свойство времени» [5].

Существует множество цикличных теорий. Наиболее пессимистичными взглядами отличались европейские традиционалисты, которые полагали, что движение всегда регрессивно по причине нарастания деструктивных сил и вследствие объективной закономерности («циклические законы»). Поэтому периодически происходят природно-социальные катаклизмы, в результате которых истины, ранее доступные человечеству, становятся всё более сокрытыми и недосягаемыми [6].

Первые концепции циклической динамики делали акцент на взаимосвязи природных циклов, общественно-исторических и политических процессов. Как правило, они носили ярко выраженный мифологизированный характер. Одним из первых был древнегреческий мыслитель Гесиод (VII в. до н.э.). Циклическая концепция Гесиода выражена в легенде о «Пяти веках» (золотом, серебряном, медном, героическом и железном), или пяти поколениях людей, при этом каждое последующее поколение было хуже предыдущего.

Основные положения циклических концепций Гесиода впоследствии использовал Платон. Можно сказать, что Платон одним из первых в Древней Греции предложил и стал использовать концепцию цикличности для решения вопросов практической политики. В диалоге «Государство» Платон подходит к классическому определению цикла в форме круга. Используя миф Гесиода о «Пяти Веках», он классифицирует формы правления по нисходящей линии от аристократии к тирании на основе постепенного ослабления у людей нравственного и добродетельного начал [5].

Однако принципиальный импульс концепция циклического развития получила в Новое время, ибо ряд философов пытались осмыслить зарождавшиеся изменения нового типа. В политических учениях Нового времени теорию циклического развития последовательно развивал Джамбаттиста Вико (1668–1744) в трактате «Основания новой науки об общей природе наций».

По его мнению, все нации эволюционируют по универсальной схеме, повторяющей схему развития индивидуума: рождение, прогрессивный рост, угасание и смерть – такая цепочка закономерностей формирует цикличность исторического процесса. Его циклическая модель сочетается с идеей поступательного развития наций и представляет собой не циклически-круговую модель, а скорее синусоидную, с фазами взлета, расцвета и падения. В весьма метафорической форме Вико в своем сочинении констатирует идею неравномерности политического развития, которая фактически выводит его теорию за пределы традиционалистского представления о круговороте и тем самым отличает его концепцию от концепций мыслителей древности и Возрождения [5].

Одной из наиболее детально разработанных циклических концепций является концепция Николая Данилевского. В модели Данилевского история человечества предстала как развитие отдельных, замкнутых культурно-исторических типов, носителями которых являются естественные, т. е. исторически сложившиеся группы людей. Эти культурно-исторические типы не имеют общей судьбы, а их самобытность и своеобразие определяются природными, этнографическими факторами [7].

В первые десятилетия XX века немецкий философ Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» предложил наиболее последовательную концепцию цикличности, которая наиболее рельефно противостояла господствовавшим в науке эволюционистским теориям, сосредоточенным на идее единства человеческой истории и линейно-стадиального видения прогресса развития общества.

Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагал заменить более богатой содержанием картиной – циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Придерживаясь циклической модели, Шпенглер также стремился уловить циклические формы, используя две категории: мыслительный образ жизненных циклов (молодость, зрелость, старение и смерть) и мыслительный образ чередования времен года (весна, лето, осень, зима).

Шпенглер констатировал, что культуры, подобно организмам, имеют свою судьбу, которая сопровождает их от рождения до смерти. Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII–XVIII вв.), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация) [5].

Шпенглер уделял больше внимания периоду угасания культуры, а не анализу условий ее возникновения. Хотя в своем анализе декаданса европейской культуры он исходил из философии Ницше, он отрицал оптимистическое мнение Ницше о том, что она еще сможет возродиться. Немецкий мыслитель полагал, что люди могут только какое-то время сдерживать процессы культурного распада, но не способны возродить культурную высоту.

Теория цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби продолжает линию Данилевского и Шпенглера и может считаться кульминационным пунктом в развитии теории локальных цивилизаций. По Тойнби, все цивилизации прошли стадию становления; большинство достигли также расцвета, а немногие претерпели и процесс дезинтеграции, завершившийся окончательной гибелью. Он допускает, что любая цивилизация способна сойти со своей исторической дистанции, поэтому время существования той или иной цивилизации нельзя заранее предопределить. Хотя Тойнби в целом воспроизводит идею цикличности Шпенглера, он, однако, отвергает исторический фатализм последнего [8].

Заключение


В заключение следует отметить, что концепция линейного прогресса, которой придерживаются левые мыслители, неадекватна постиндустриальной реальности XXI века, и исторические реалии это наглядно демонстрируют. Идея «конца истории», высказанная Фукуямой о торжестве либеральной демократии во всем мире, и идея «торжества мирового коммунизма», о котором мечтал Маркс, – не более чем утопии, которые никогда не будут реализованы.

Использованная литература
[1]. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец; Авт. вступ. ст. А. Д. Некипелов. – М.: Институт экономических стратегий, 2006.
[2]. Моисеев Д. С. Методологические проблемы определения политических сигнификаций в современном мире // Наука как общественное благо: сборник научных статей. Т. 2., – М.: Русское общество истории и философии науки, 2020.
[3]. См. Нисбет Роберт. Прогресс: история идеи / Роберт Нисбет; пер. с англ, под ред. Ю. Кузнецова и Гр. Сапова. – М.: ИРИСЭН, 2007.
[4]. Крадин Н.Н. Восток и всемирно-исторический процесс. Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, 2024.
[5]. Логинов А. В. Концепции политического цикла: методология их изучения и научного применения: диссертация ... доктора политических наук: 23.00.01 – Саратов, 2015.
[6]. История философии: Энциклопедия. – Минск.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002
[7]. Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999.
[8]. Афанасьев В.В. Циклы и общество: Монография – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    29 января 2025 05:39
    концепция линейного прогресса, которой придерживаются левые мыслители, неадекватна постиндустриальной реальности XXI века, и исторические реалии это наглядно демонстрируют.

    Это кто доказал? Гесиод или Данилевский?
    1. +4
      29 января 2025 05:46
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Это кто доказал? Гесиод или Данилевский?
      Это все совершенно бездоказательно, как и вся философия. Уровень салонных разговоров
    2. +5
      29 января 2025 06:10
      Это кто доказал? Гесиод или Данилевский?

      Как,кто? Автор статьи.. laughing Гесиод с Данилевским,нервно курят..
      1. +8
        29 января 2025 07:11
        Алексей, доброе утро!
        Странно получается, что "спор" идет с левой и либеральной идеологией, но на стороне "правой" идеологии Гесиод, который жил в VII в. до н.э., Тойнби, цивилизационную теорию которого отнести к правому направлению крайне трудно, вот бы он подивился!
        Может конечно Данилевский, идеи которого стали популярны в нашей стране только с 90-х гг. ХХ в., спустя сто лет после первой публикации, не вызвавшей никого интереса в российском обществе.
        И УСЁ.
        А где современные то видные философы правого направления?
        Тоже самое и про левых? Маркс? А весь ХХ в. где?: Ленин, Грамши, да Бодрияр? наконец, Сталин - левый из левых.
        Фукуями написал свою "конец" в 1992 г!
        А где современность, это же не про спор Платона с Сократом?
        Хотя бы Валлерстайн?
        laughing
        1. +2
          29 января 2025 17:38
          А весь ХХ в. где?: Ленин, Грамши, да Бодрияр? наконец, Сталин - левый из левых.

          А зачем?Автор,придерживается крайне правых взглядов,зачем ему анализ?По смыслу статьи , правые правы и точка.Забывает только одно,если человек, общество не развиваются,дальше,человек,общество,деградируют.Что собственно,сейчас и наблюдаем.
    3. +1
      29 января 2025 11:50
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Это кто доказал?

      Да ни кто, но ситуация обязывает в коммуняк шкуркой от банана кинуть. Так надо.
    4. +2
      8 февраля 2025 16:45
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Это кто доказал? Гесиод или Данилевский?

      Виктор Бирюков же
  2. +3
    29 января 2025 05:51
    Без образа будущего стране жить нельзя.Капитализм не может ничего предложить,кроме будущих войн.Социализм в окружении капитализма тоже не может миновать войны.О социализме можно уже забыть,так как идеи левых еще в 70 годах претерпели безобразные формы.Сейчас идет борьба одной идеологической пустоты против другой.
  3. +10
    29 января 2025 06:04
    Наш уважаемый автор в целом " болеет за наших",за русский народ, и пишет вполне разумные статьи которые касаются текущей политики. Но вот когда дело касается теории и идеологии ( о которой он тоже любит писать) ,то тут хоть вон святых неси. Такое ощущение,что пишет студент 2 курса политологии у которого преподает наш "православный олигарх" гр Малофеев.
    Автор путает буквально все,и при этом с легкостью дает выдает такие идеи.которые ничего кроме улыбки не вызывают(например о том " левые концепции истории куда более уязвимы для критики, чем правые").
    Здесь можно опровергнуть чуть-ли не все параграфы этой статьи.Но беда в том,что у автора проблема с самими определениями.
    "Левый и правые" ни имеют никакого отношения к концепциям развития истории. Эти понятия исторически восходящие к Французской революции означают левые-противники существующего порядка, правые либо его сторонники ,дибо те кто считают, что его нужно трансформировать постепенно ( условные консерваторы).
    Однако в России эти понятия трансформировали свой смысл и у нас левые-это сторонники социальной справедливости,а правые-сторонники частной собственности и капитализма.
    И те кто считают .что история развивается линейно могут быть как левыми так и правыми как в европейской трактовке этого понятия,так и в Русской ,да еще и в различный момент времени. И сторонники циклического подхода могут быть равно как левыми,так и правыми.в различные моменты времени.
    Про представления автора про марксизм и либерализм (которые он еще и смешивает друг с другом) я даже не говорю. Коммунизм по Марксу это оказывается это "конец истории и однообразная утопия" .Хотя в действительности все ровно наоборот . Это ее начало и конец предыстория, и он максимально изменчив,ведь метод Маркса это диалектика,а диалектика это вечное изменение.
  4. +4
    29 января 2025 06:04
    Идея «конца истории», высказанная Фукуямой о торжестве либеральной демократии во всем мире, и идея «торжества мирового коммунизма», о котором мечтал Маркс, – не более чем утопии, которые никогда не будут реализованы.
    А вот фашизм сегодня ,который тихим сапом распространяется по планете,в различных видах,это реальность.
    1. +1
      29 января 2025 11:53
      Цитата: parusnik
      который тихим сапом распространяется по планете,

      Да уже не тихим. Ну так это объективный процесс, левизна истинная под запретом, балом правят правые................
      1. +2
        29 января 2025 17:53
        левизна истинная под запретом
        О фашизации,это уже так было в Европе, в прошлом веке..30-е годы..Компартии,в большинстве стран были запрещены.Прибалтика,Польша,Германия,Балканские страны,Франция,Испания,Италия,Финляндия,в других странах существовали легально либо полулегально.А кто их заменял?Псевдолевые..Но тогда существовал третий Интернационал,СССР.А сейчас? Сейчас,увы разброд и шатание,но есть страны,причем европейские,где коммунистические партии возрождаются.А Россия в первых рядах борцов с коммунизмом,как было заявлено ее первым президентом в Вашингтоне.
        1. +2
          29 января 2025 18:19
          Цитата: parusnik
          Псевдолевые

          А этого добра навалом.
          1. +1
            29 января 2025 18:21
            А этого добра навалом.
            Категорически согласен
  5. +10
    29 января 2025 06:34
    Бредятина. Марксизм никогда не представлял развитие общества как линейный восходящий прогресс. Для марксистов развитие общества представляется сложным движением по спирали, где есть как развитие и переход на более высокий уровень, так и реакционный упадок и откат.
    А "формации" - это не "этапы прогресса", а описание господствующих в том или ином сообществе форм социально-экономических взаимоотношений.
    1. +1
      29 января 2025 07:45
      Цитата: Юрась_Беларусь
      Бредятина.

      Ну может и не "бредятина". Но попытка автора разложить концепции по полочкам явно не удалась request
  6. +2
    29 января 2025 07:23
    Золотое время лоя прихода к власти правых сил наступает тогда,когда в странах наступает экономический кризис.В такое время в прошлом пришли все фашистские партии.Обманом,что эти партии борются за справедливость,они приходили и приходят к власти.Гитлер пришел к власти путем выборов.Посулив национал-социализм.НЕкоторых людей до сих пор сбивает с толку такое название.От социализма осталось у немцев только название.Как были бароны,так они и остались. Даже в приближении к первому лицу-фюреру. Этот обман идет из века в век.Кто то это разоблачает. А кто то ведется на этот всемирный обман.
    1. +4
      29 января 2025 13:57
      Цитата: Николай Малюгин
      В такое время в прошлом пришли все фашистские партии.
      Фашистские партии появляются сразу же, как-только в странах появляется вероятность прихода к власти коммунистов. Гитлера привели к власти и закрыли глаза на все нарушения Версаля, когда стало надо из немцев сделать пушечное мясо, а из поверженной ранее Германии, анти-СССР. К этому, списать долги, выйти из кризиса, великой депрессии, и, естественно, нажиться на крови, сделав сверхприбыли. Так капитализм проводит перезагрузку своей экономической пирамиды, где для процветания верхушки нужно постоянное расширение основания, или, война-перезагрузка. К слову, "Сейчас идет борьба одной идеологической пустоты против другой.", справедливо, если говорить про капитализм без социализма. То, что "О социализме можно уже забыть,так как идеи левых еще в 70 годах претерпели безобразные формы", наверное, можно говорить лишь о безобразных формах, но не ущербности самой идеи, которую надо возрождать уже без безобразных форм.
  7. 0
    29 января 2025 08:22
    Уж сколько веков после Платона прошло . А все руководствуются его видением мира . Смешно .
    И ещё доставляет то , что придворные болтуны уж очень часто стали вспоминать Шпеглера . Думал , к чему это ? А вот в статье дали объяснения. Типа , не ждите светлого будущего ! Дальше будет все хуже !
  8. +6
    29 января 2025 08:31
    Спенсер,Спенсер,Спенсер..Это не тот самый Герберт,взгляды которого послужили "научным"прикрытием расовых предубеждений. А Дарвиновская теория эволюции трактовалась Спенсером как описание интеллектуального и нравственного прогресса.И на основе своей доктрины социального дарвинизма Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят на эволюционной лестнице ниже европейцев. Его взгляды способствовали развитию такой практики, как принудительная стерилизация преступников и "слабоумных". А идеология "низших рас" использовалась нацистами для оправдания убийства славян, евреев, цыган.Потихоньку,автор продвигает фашистские идеи в общество.. миль прадон,идеи революционного консерватизма. yes
  9. +1
    29 января 2025 09:42
    Как сапиенсу сьевшему последнего неандертальца было неведомо что его потомкам предстоит ещё гонка цивилизаций, так и нам неведомо какая нас ещё эволюция ждёт, после "всеобщей победы коммунизма" тем более последних "буржуев" ещё не съели, эти эволюции вроде и прямые, но с многочисленными ответвлениями из которых эволюция наиболее эффективные выбирает, и только после "правильную" линию можно начертить.
  10. +4
    29 января 2025 09:47
    Завидую я умению некоторых людей написать длинный текст или произнести длинную речь с использованием множества терминов и ссылок и при этом ничего не сказать по сути. Забавная ныне проявляется тактика - что бы скрыть проблему или уйти от ответа на вопрос не надо врать, лгать и изголятся. Достаточно выдвинуть несколько версий /в основном диких/ и утопить проблему в яростных дискуссиях и обсуждениях, уйдя от ответа на основной вопрос.
    1. 0
      29 января 2025 23:48
      Достаточно выдвинуть несколько версий /в основном диких/ и утопить проблему в яростных дискуссиях и обсуждениях, уйдя от ответа на основной вопрос.
      Чтоб не завидовать другим, надо обучаться на маркетинговых или психологических курсах типа "работа с возражениями" :). Это система довольно простая и действенная в её основе манипуляции - логикой и фактами.
      Там изучается, среди прочего, следующий прием, который называется "соломенное чучело" (или "соломенный аргумент"). Этот прием заключается в том, что один из участников дебатов или дискуссии искажает, упрощает или приписывает оппоненту несуществующий или более слабый тезис, чтобы затем легко его опровергнуть.

      Примером может служить ситуация, когда человек, выступающий против определенной политики, утверждает, что его оппонент хочет полностью отменить все социальные программы, хотя на самом деле оппонент предлагает лишь их реформирование. Таким образом, оппоненту легче атаковать и опровергать этот искаженный аргумент, чем его истинные позиции.
      В интернет сообществе в целом и на данном сайте использование как данного, так и иных способов попыток укрепить, обосновать или отстоять свою точку зрения с помощью манипуляций и прямых подлогов множество.
      1. +1
        30 января 2025 03:57
        Этот прием заключается в том, что один из участников дебатов или дискуссии искажает, упрощает
        никогда не спорьте с идиотами...вы опустититесь на их уровень, где они задавят вас своим авторитетом bully
        1. 0
          2 марта 2025 00:13
          Цитата: Попуас
          где они задавят вас своим авторитетом


          Опытом, коллега, опытом laughing
  11. +1
    29 января 2025 12:44
    Сами по себе эти теории и направления мысли интересны , однако значительная их часть зародилась во времена,когда казалось что все можно систематизировать и выстроить некую стройную или математическую модель , более-менее просто сложенную.
    На деле человеческая история , возможно, могла бы уложиться в линейную модель ЕСЛИ БЫ она была в отрыве от множества крупных факторов, живущих СВОЕЙ жизнью.
    Вот мы берем , например монгольский экспанс - примитивное в общем-то общество просто прокатилось по Евразии ,забирая города и подчиняя страны, разваливая калитки древним государствам и их армиям. И принося свои деспотические модели туда, где были к тому времени уже иные . С точки зрения прогрессивистского подхода этого не должно было случиться и уж тем более растянуться на столетия. Однако же схема "движения истории" дала себе задний ход .
    Какие-то открытия (типа железа или стремени) также могут влиять на историю изменяя ее размеренное течение и изменяя локальную или даже глобальную логику событий движения.
    Иными словами я хочу сказать что "исторический контур" не является замкнутой системой ,подчиненной опред.логике - безусловно в "тепличных" условиях оно +- к этому стремиться, к какой-то системе, вот только случаются ахтунги,сторонние эманации или инвазии ,которые искажают эту логику,обращают ее вспять и просто ломают. Так ,например, СССР может вполне себе загнуться в эпоху,когда УЖЕ существуют сети и информационные технологии, позволяющие решить его фундаментальные проблемы ,так, например, США порождают общество потребления "ломая" логику марксистского тупика капитализма ,а потом и просто запускают химерные капиталистические инструменты вроде криптовалют или "невещественных ценностей" .Например в 20 или даже в 21 веке популяции довольно значительные и имеющие неограниченный доступ к знаниям -всё равно предпочитают мракобесие ,насилие,нищету и дезорг , они буквально смеются как над циклами так и над линейным прогрессом - будто бы зависнув в "дне сурка" своей бытности.

    Также я отдельно выделю свою мысль о зависимости истории от открытий. Это -нелинейная зависимость. Глубина ее значительна и она также искажает какое-то логичное течение истории . Какие-нибудь Сауддиты или ОАЭ ну кем были до открытия нефт.месторождений ? Тупо -медвежий угол. А сейчас там живут так ,как не должны были бы жить в "линейном" мире . Например, завтра открывают термоядерный реактор с кэфом сильно больше 1 , это в короткие сроки превращает гос-ва зависимые энергетически - в независимые . И логика подчинения через выстраивание глобальной энерг. политики рушится с треском. Или вот,например , изобретут электронно-лучевой способ экспозиции в микроэлектронной литографии - и рухнет нафиг вся эта система технологического контроля ,которую США выстраивали десятилетиями.
    Я не про то, что это случится -я про то, что это МОЖЕТ случиться, и случившись оно раскорячит логику процесса нафиг , слабые государства могут стать факторными, сильные могут потерять эту факторность, пара открытий и мировые расклады изменяются . Там,где была пустыня и верблюжьи какашки - стоят цивильные современные города , а там , где запускали ракеты на Венеру и АМС на Луну - будут гнить старые заводы и спиваться деревнями.

    Можно-ли говорить о каком-то внутреннем движении процесса как о чем-то серьезном, если в этот процесс, даже существующий, постоянно и абсолютно непрогнозируемо "вносят" значительные коррективы сторонние факторы ? С этим абсолютно невозможно работать ! Вовсе не обязательно что история ведет нас к лучшему - ведь "апогей" вовсе не обязательно будет раем. В промышленном курятнике курица находится в апогее курятника - она не болеет,сыта,чиста,не кушает всякую гадость. Но по-аналогии можно ли сказать что этот апогей делает ее счастливее или ее жизнь лучше ? Также и историческое движение - его НЕКОЕ направление (постоянно корректируемое или обращаемое впять сторонними процессами) вовсе не обязательно приведет людей к свету. Возможно "апогей" нам не просто не понравится -а тупо погубит цивилизацию именно через сверх-регламентированность и сверх-упорядоченность.
    1. +3
      29 января 2025 16:06
      Цитата: Knell Wardenheart
      Также я отдельно выделю свою мысль о зависимости истории от открытий.

      Всё же рулят историей изменения в общественных отношениях, а не открытия.
      Порох изобрели задолго до того, как он "выстрелил" в Европе, а появление интернета не спасло СССР от экономической гибели, как Вы верно подметили.
      Общественные отношения очень неоднородны в пространстве, потому и сложно прогнозировать глобальное развитие. Это радует, потому что предохраняет мир от наступления полной фукуямы, отодвигает пипEц истории, или как Вы его называете - "апогей".
      1. +1
        29 января 2025 18:28
        И тут можно было бы согласиться про изменения в обществ.отношениях ,но ведь эти изменения базируются зачастую на плодах прогресса и открытий ,том, чем отдельные популяции обладают (или не обладают) из материального и эволюционно-выбраковочных качеств , а также ,зачастую, зависят тупо от того "как карта ляжет".
        Все это плохо сочетается с некой систематикой -ведь с точки зрения систематики чрезвычайно архаическая система не может сосуществовать с модерновой т.к просто она должна развалиться нафиг или там должны произойти некие рев.изменения или лучше организованные и более способные соседи должны такую архаическую систему растащить без следа.
        Однако мы видим как вполне себе долгий период сосуществуют государства , в которых все еще имеются рудименты рабства и государства высокотехнологичные. Как таковая "идея" ,зачастую,неспособна преобразовать одни популяции, другие же ,на подобии скандинавов могут приходить к плодам идей без них самих (фактически социальное государство без социалистов или левых теоретиков в корне) . Просто, одни популяции как будто лучше заточены под порядок и взаимодействие, а другие хуже -но ни на те, ни на другие законы неких движений в обществ.отношениях или некой "логики направления истории" как будто не работают.
        В богатых ресурсами но с бедным населением гос-вах эта тенденция никак не развивается - некие креативные движухи подавляются архаикой и заинтересованных в этой архаике силах достаточно эффективно, чтобы прогресс не двигался вовсе, либо даже наоборот,происходили регрессивные скачки (как мы видим на примере Афганистана или ряда гос-в Африки) , то есть общество там не движется никуда или движется вспять.
        Если мы берем скандинавские страны или какую-нибудь австралию -там мы также не видим именно что "движения" , прогрессивные вещи сосуществуют с достаточно задубевшими ,не развивающимися далее социальными отношениями. Я имею ввиду то, что если мы рассматриваем эти страны как некий "флигман" успешной общественной кооперации во благо , то возникает вопрос - почему мы не видим дальнейшего развития обществ в этих странах,так сказать,на острие достигнутого прогресса ? Это ,на мой взгляд, рывковый успех ,когда популяция достигает неких значений качества жизни и стабильной "+" структуры , и далее ее устраивает "как есть" ,оно не движется дальше . Что в общем-то, также отвергает тезисы о каких-то движущих силах общества.
        Казалось бы иные страны история загоняет в их положение пинком -как в хорошее,так и в плохое. И они там остаются, будучи социально инертными и неспособными изменять даже незначительные формирующие обстояционные факторы. А иные общества могут это делать - ухудшая или улучшая свое положение ,на примере нас или КНР .

        Я не вижу в этом системы. Нет, она может быть - но в сложной системе из множества факторов само течение этой системы в нормальных условиях не имеет никакого значения,потому что она 90% времени не течет так. На нее влияют факторы,искажая ее течение или обращая вспять. Нельзя представить историю как нечто логичное , хотя и можно уловить некоторое движение - в направлении улучшения прав ,возможностей и жизни. В тоже время,при желании ,можно уловить искажение этих вещей в процессе достижения - право заменяет углубленная регламентация , возможности реальные заменяются наслоениями потенциальных барьеров ,отделяющих фактически достижимое от эмпирически достижимого. Улучшение жизни также имеет свою обратную сторону -изменяются ценности этой жизни,ее цели,ее ритмы,неизвестно насколько деформировалась ее суть -потому что наша цивилизация перестала думать и созерцать,перестала выбирать сердцем,так сказать.

        Эту систему нельзя обрисовать в качестве простой модели , это многофакторная модель ,в которой сторонние факторы затмевают основной мотив настолько, что он ,зачастую,не слышим.
        Если брать наше время - вот мы двигались довольно долго в направлении некоего глобального либерального тренда. И куда мы пришли ? В общества нашпигованные камерами, в цифровые концлагери ,навязывающие видение законами и пропагандой.. Логика пути рухнула в его конце так изящно, что никто так и не понял ,как это произошло..
        1. 0
          29 января 2025 19:23
          Цитата: Knell Wardenheart
          И тут можно было бы согласиться про изменения в обществ.отношениях ,но ведь эти изменения базируются зачастую на плодах прогресса и открытий ,том, чем отдельные популяции обладают (или не обладают) из материального и эволюционно-выбраковочных качеств , а также ,зачастую, зависят тупо от того "как карта ляжет"..

          Мне видится в качестве базы общественных отношений в конкретном месте не доступность технологий или ресурсов, не воля случая, а менталитет людей, участвующих в этих отношениях. При таком взгляде , все нестыковки, о которых Вы упомянули - легко объясняются. Менталитет , в свою очередь, не может изменяться быстро и поступательно, он инертен, отсюда мы и видим его изменения скачками, в результате крупных потрясений и кризисов, выход из которых может происходить нетрадиционными способами, благодаря новым материальным условиям. Но даже в результате этих тектонических подвижек мы наблюдаем некоторый откат назад в каждом случае. И чем резче был рывок вперёд, тем сильнее следует после него отдача. В этом смысле эволюционисты правы - чем ровнее движение вперёд, тем меньше рецедивов к старому. Эта закономерность работает и в частных случаях, в рамках какой-то одной сферы жизни в конкретном обществе.
    2. +2
      29 января 2025 17:36
      Цитата: Knell Wardenheart
      .Например в 20 или даже в 21 веке популяции довольно значительные и имеющие неограниченный доступ к знаниям -всё равно предпочитают мракобесие ,насилие,нищету и дезорг , они буквально смеются как над циклами так и над линейным прогрессом - будто бы зависнув в "дне сурка" своей бытности.

      Красиво пишете. И в целом все верно,.вот только Ваша поправка на линейные теории развития истории уже давно в них включена.
      Если их описывать так как делает автор, то да, Ваша логика верна.Но их крайне упрощает. Даже классический марксизм крайне нелинеен , а уж его современные вариации стараются включить в схему общественного развития далеко не только фактор развития производительных сил и их несоответствие производственным отношениям.
      1. 0
        29 января 2025 18:39
        Мне все эти стройные модели напоминают суть модель движения тел солнечной (к примеру) системы. Мы можем предсказать офигительно точно положение крупных тех на год, пять,десять,сто. Кажется что это наука - но по факту чем дальше ,тем все больше едет, и всеми этими предсказаниями на столетия+ можно вытереть попец, потому что тела взаимодействуют друг с другом ,каждое влияет на каждое и это вообще все вместе никак нельзя учесть. Расчеты едут ,все тем более приблизительно -чем далее.
        Вот, в случае с человеческой историей - порог нарушения системы наступает куда скорее чем столетия , до ВВ1 ,например,никому бы в кошмаре не придумалась ни ВОСР в Российской империи ни Гитлер позднее.
        Можно было предположить развал империи Оттоманской уже тогда , но вот утрату колоний ВБ и Францией -нет , это было немыслимо.
        Казалось бы - будь система и она смогла бы предсказать такие крупные вещи , но всё что систематики видят - это КРАЙНЕ ПРИМЕРНОЕ ,абстрактное направление некоего движения В ЦЕЛОМ. Можно-ли это как-то использовать ? Не, не думаю. Обнаружая систему в чём-либо люди ,обычно, положительно ее эксплуатируют -а тут мы не видим положительной эксплуатации. Тот же Маркс написал овер_дохрена умностей, но мы не видим социалистических или коммунистических государств по его выкладкам ,и наборот - капит живехонек и не думает вырождаться.

        Все эти "представления о системе" чем-то напоминают мне "ощущение бога" ,которым многие объясняют что он есть. Ну типа "я его чувствую - значит он есть !" . Это ,вероятно, из области иррационального - так мы в узоре из листьев можем увидеть лик Христа или Карлсона с пропейлером , но это не более чем особенность нашего мозга, пытаться систематизировать и находить закономерности и знаки в хаосе.
        Возможно тут реально нет также никакой системы -есть просто ЖЕЛАНИЕ ее найти ,сродни желанию верующего. Будь эта система как некое организованное движение, она давно была бы обнаружена,описана и на основании этих закономерностей подчинена. Чего я лично не наблюдаю..
        1. 0
          2 марта 2025 00:21
          Цитата: Knell Wardenheart
          Возможно тут реально нет также никакой системы -есть просто ЖЕЛАНИЕ ее найти ,сродни желанию верующего


          Вот и получается вопрос - человек устроен организовано или же к этой организованности стремится? И стремится как индивид в отдельности (тогда это генетика) или же стремится к организованности соединяясь с общиной?
          1. +1
            2 марта 2025 02:19
            Отличные вопросы задаете :-)
            Я бы ,наверное, размышлял так :
            1)
            человек устроен организовано или же к этой организованности стремится?

            Полагаю что в процессе отбора все люди в той или иной степени уже много тысячелетий куда более организованы ,нежели их предки. То есть затачивание этого "скила" в общем-то,на лицо - без этого была бы невозможна ни цивилизация, ни выживание несколько поколений потомства лишенного этих качеств внутри популяции. Однако ,разумеется, внутри популяции уровень личной организации ЗНАЧИТЕЛЬНО разнится, также как и между популяциями "среднеарифметически". Есть более заточенные популяции на это,есть менее заточенные ,в силу тех или иных перекосов и специфик отбора в процессе даже документированной части истории. Таким образом я бы сказал что человек изначально устроен достаточно организованно , но далеко от абсолюта , и помимо этого ,также , наличествует тяга к систематизации и устремлению на этой ниве , т.к это несет определенные выгоды тем, кто их осознает . Есть опред.уровень личной организации,который несет максимум выгод индивиду ,не налагая при этом некомфортных ограничений - стремление к этому уровню прослеживается в массах большинства популяций (+- ,пусть и скорее как тенденция,нежели как "цель максимум" или фанатичное устремление) , есть эволюционная заточка ,подпирающая это довольно уверенно.
            Однако до абсолюта в этой области желающих доводить себя не так уж и много .

            2)
            И стремится как индивид в отдельности (тогда это генетика) или же стремится к организованности соединяясь с общиной?

            Я склонен рассматривать это как очередное проявление следствия "теории игр" - есть некоторые значения до которых незначительное наращивание личной организации дает значительные выгоды, есть плато, и ,наконец,есть значения за которыми вам уже нужно значительно наращивать организацию для достижения незначительных выгод.
            Большинство интуитивно (в силу своих интеллектуальных способностей,охвата,стартовых условий ,семьи и.т.д) старается зацепиться за значения приближающиеся к оптимальным с точки зрения подхода типа "теория игр". Т.е минимальные-достаточные усилия - максимальный-достаточный результат. Играя в эти игрули человек старается минимально напрягая себя извлекать максимум выгод от организации сообщества (в том числе под выгодой понимается отсутствие убылей) .
            Есть коллективное генетическое стремление (но на мой взгляд леваки это оч. сильно переоценивают) и есть стремление к выгоде (в том числе выражающееся в стремлении к стабильности, к новизне ощущений,расширению возможностей и.т.д.) . В том числе и генетическое стремление к выгоде (я имею ввиду максимально широкое понятие слова "выгода" а не только некий мат.эквивалент) ,а не просто стремление от недостатка в данный момент. Есть люди которым надо больше,есть те, кому достаточно того, что они имеют.

            Проблема в том ,что нет некой "сферической в вакууме" человеческой популяции - есть ОЧЕНЬ разные расы, ОЧЕНЬ разные народы,внутри них есть оч. разные группы и очень разные люди. Как правило между соседними элементами всегда существует некоторая притирка ,однако уже через элемент-другой мы можем не обнаружить этой притирки вообще - и организация на крупном пласте может быть следствием устоявшихся отношений но никак не того или иного "совершенства". Разные популяции по-разному решали вопросы ,кажущиеся однозначными. И в дальнейшем их эволюция шла дальше этого, потом они сталкивались с популяциями решавшими иначе. Популяции смешивались,люди рассеивались,унося вдаль следствия поколений своего отбора генов и популяционных привычек.
            Таким образом я бы ,вероятно,поставил на то, что в современном мире "стремление к организованности в соединению с общиной" имеет насадное происхождение, нежели нечто "глубинное" , хотя этот фактор и имеет место. Потому что "общины" как таковой уже нет - мы живем в адской мешанине из всего - и эта мешанина возникла ничтожно недавно по эволюционным меркам.
            1. 0
              2 марта 2025 06:13
              Цитата: Knell Wardenheart
              незначительное наращивание личной организации дает значительные выгоды, есть плато, и ,наконец,есть значения за которыми вам уже нужно значительно наращивать организацию для достижения незначительных выгод.


              Приятно общаться с человеком мыслящим, видно наличие базы и личные поиски, коллега. Согласен, как и в бизнесе на старте и до выхода на плато при определенных вложениях достигаешь максимальных результатов и на и после выхода на СВОЕ плато в своей нише уже при титанических вложениях получаешь все меньше выгоды в плане прироста, так называемая проблема роста.
              Тогда исходя из этой теории логично предположить, что конкретный пример марксистской идеологии именно на советском эксперименте уперся в ту же проблему. На пепле гражданской и разрухе индивидуальная и коллективная организованность через понуждение и побуждение индивидов достигла невиданных результатов. Превозмогая и на коллективном побуждении к организованности вновь восстановлен после разрухи ВОВ и при титанических усилиях даже в космос, однако выйдя на свое плато конкретная общность ушла в пике, не осилив уровень самоорганизации в принципе и потеряв ориентиры и побуждения индивидов не смогла внести тот огромный ресурс дабы выйти на процветание. И в конце концов община не смогла более двигаться к уровню организации, позволяющей хотя бы даже удержать достигнутое…
              1. -1
                2 марта 2025 12:05
                Спасибо ! Общей концептуальной проблемой СССР (и леваков) в этом вопросе был ,что называется, догматический подход с выдаванием желаемого за действительное и желанием прогнуть реальность под свои фантазии ,так сказать. Маркс был экономист и его последователи рассматривали предельно многое именно через экономику и какие-то соц.конструкции, но они тупо вообще ни черта не понимали в психологии ,и ,более того, НЕ ЖЕЛАЛИ это ни понимать,ни вкраплять в уже вбитую на гранитных скрижалях марксистскую догматику. Им (последователям) по какой-то упоротой причине казалось что психология каждого конкретного человека под давлением организации и общества прогнется по типу "пластическая деформация" ,и что с какого-то бодуна за пару поколений можно добиться вот подобной чепухой не только прогиба психологии (переделывания человеческой сути) ,но еще и добиться неких устойчивых наследуемых признаков. За пару поколений, ха-ха ! Тут они в моем представлении уподоблялись ламаркистам в их воззрениях о том, что если жирафу усиленно тянуть при жизни шею ,то у его потомства шея будет еще длиннее.
                Штука юмора в том, что еще до Маркса, в общем-то, и уж тем более при нем и после него развивались вполне себе и представления об отборе ,и о психологии - но марксистам было тупо плевать на все это, им казалось что они выше этих законов, что лихим наскоком они запрыгнут на коленки к Богу и будут дёргать его за бороду и смеяться ему в лицо. "Рычагом" ,выражаясь языком Архимеда , в этом вопросе они видели именно некие "массы" - обработанные ,заболтанные,находящиеся внутри эксперимента . Они ЗНАЧИТЕЛЬНО переоценивали стремление человека взаимодействовать с коллективом ,объем этого ЕСТЕСТВЕННОГО стремления, а еще они реально не догоняли степени упругости человеческой психики, которая сильно прогибалась ,но стремилась к возвращению неких "естественных" значений всеми путями. В итоге марксистские системы коллапсировали во многом потому ,что подобно хреновому строителю с огромным ЧСВ и Эго они строили бОльшой дом вообще не вникая в свойства кирпича и научный подход ,подпирающий их невероятные конструкторские задумки . Их здания было подобно вавилонским зиккуратам, на которые наваливали пока они не рушились под собственной тяжестью.

                Я думаю что тезис о том, что у человека есть некие естественные общественные стремления - в корне неверный тезис. Человек существо эгоистичное, территориальное, общество он рассматривает как среду несущую выгоды (разного характера) ,сам при этом стараясь (в большинстве случаев) лишь ограниченно в него включиться - сохранив частность,приватность, зону комфорта, личностную идентичность, привычки,особенности,семейные и этноконфессиональные традиции, право на одиночество, право на личное понимание комфорта и желаемое изобилие, на неосуждение, на трудовой и созидательный индивидуализм,наконец на формирование некой личной команды и проявления себя через это ,а также множество других вещей.

                Марксисты понимали все это максимально тупо и примитивно ,что-то и вовсе не понимали. Они создавали модель не опирающуюся на объективно сильные и существующие особенности человека , а опирающуюся во многом на значительные допущения ,строящиеся на других значительных допущениях.
                Во многом из за этого капитализм умудрился выжить ,эволюционировать и пережить социализм - который создавал просто-таки шикарнейший полуинфернальный контраст ,на фоне которого даже какой-нибудь капит 1950х казался верхом свободы и потенции.

                Марксистам всего-лишь надо было наращивать товарно-услугово-продуктовое изобилие при снижении себестоимости продукции и повышении ее качества , с вовлечением (на всевозрастающих добровольных началах) населения в организуемые государством выгодные движняки (при сохранении некоторых объемов альтернативы ,для эволюции и здоровой внутренней конкуренции) и внутри некоего концептуального плана,направленного на крупные социально-ориентированные проекты а также развитие науки,культуры и производства - и они бы добились того, что хотели (вышли бы в развитой социализм) . Но вместо этого они зациклились на том, чтобы идти некими "каноничными" путями ,не запариваясь над тем, что это был абсолютно нерациональный путь . Тут они всегда напоминали мне некий религиозный орден ,хотя сами-то они,конечно, всеми лапами уповали за материализм ..
                1. 0
                  29 марта 2025 19:43
                  Очень поучительно то, что вам известно, что Маркс думал и понимал, но неизвестно, что он писал.
    3. -1
      29 января 2025 18:49
      Хочу напомнить автору статьи и уважаемым полемистам о эстафетно-стадиальной концепции мировой истории, созданной русским философом Ю. Семёновым.
  12. +3
    31 января 2025 03:24
    Можно я двумя абзацами первыми ограничусь?
    Автор попутал теплое с колючим. Левое и правое не относится к методологии изучения истории. Есть просто научное познание истории. Есть ненаучное познание истории. Левое и правое - это отношение к распределению продукта.