«Безумный Макс» из «Тигра»: как не заиграться с бронированием

37 072 37
«Безумный Макс» из «Тигра»: как не заиграться с бронированием
Рекомендуемый состав комплекта дополнительного бронирования на автомобиль «Тигр-М». Источник: «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации», ноябрь 2024 года


Брони много не бывает?


Артефакты отечественного искусства именования техники не перестают удивлять. Просим любить и жаловать — АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М». Машина впервые была представлена на форуме «Армия» в 2023 году и отличалась от серийной машины комплектом дополнительного бронирования. Точнее, не отличалась, а сияла на весь парк «Патриот». Получился этакий «Безумный Макс», только в тщательном фабричном исполнении. В отдельных изданиях новинка получила лестное имя — сверхзащищенный «Тигр». Как утверждают некоторые источники, несколько машин закупило Министерство обороны, но с 2023 года наглухо бронированный автомобиль не появлялся широкой публике.



Между тем, специалисты 21-го НИИИ военной автомобильной техники в Бронницах тщательно изучили потенциальные возможности облаченных в панцири «Тигров». Результаты были опубликованы в журнале «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации» в ноябре 2024 года. Авторы – научные сотрудники НИИИ в Бронницах Сергей Завьялов, Наталья Кудряева и Борис Корнилов. По данным материалам, помимо испытаний в Подмосковье, «опытная эксплуатация была организована на базе воинских частей, расположенных на территории Западного и Южного военных округов».






АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М» на «Армии-2023»

Первый же взгляд на «Тигр-М» с комплектом дополнительного бронирования наводит на несколько мыслей. Первая — автомобиль явно появился как ответ на реалии спецоперации. Авторы проекта предложили альтернативу блиндированию боевых машин подручными средствами. Как известно, на первых порах конфликта в дело шли не только листы стального проката, представляющие сомнительную ценность, но даже стволы деревьев.

Сейчас ситуация несколько другая. Если в 2022 – начале 2023 годах главную угрозу представляли пули и осколки, то сейчас на первый план вышли дроны с кумулятивными гранатами. От такой угрозы достаточно решетчатых взводных экранов. Может быть, именно поэтому комплект дополнительного бронирования листовой сталью не стал популярен в войсках? Но обо всем по порядку.

Второй мыслью, приходящей на ум после знакомства с машиной, является понимание опрометчивости отдельных решений. Самыми спорными выглядят бронеэкраны для передних и задних колес. Решение кажется логичным, если усовершенствованный «Тигр-М» намерен передвигаться исключительно по дорогам с твердым покрытием. На это намекали некоторые комментаторы, пророча «Безумному Максу» карьеру защитника военных конвоев. В остальном, комплект дополнительного бронирования, который можно монтировать на любой «Тигр», несколько устарел уже на момент своего появления.

В комплект входит шесть позиций: бронеэкраны для защиты моторного отсека на ограждении передка, бронеэкран центральной части капота, бронеэкраны защиты щитка передка над капотом, бронеэкраны защиты задних колес, бронеэкраны боковых дверей, бронеэкраны защиты передних колес и моторного отсека. Авторы не предусмотрели ничего для защиты от прилетов сверху, а ведь это со временем стало угрозой номер один.


Пример полевого блиндирования машины «Тигр»

В процессе испытаний на базе 21-го НИИИ военные инженеры отнеслись к заметно утяжеленному броневику со всей строгостью. Испытания дали ответ на то, как автомобиль ведет себя в сложных дорожных условиях. По статье:

«Была проанализирована среднетехническая скорость движения по различным видам дорог, определен показатель топливной экономичности и запаса хода. Помимо этого, были проведены оценка удобства посадки и высадки, размещения экипажа в обитаемом отделении в экипировке, уровня обзорности с рабочего места водителя, а также эвакопригодности и эвакоспособности машины, показателей безотказности».


Дитя компромиссов


Из отчета ясно, что лишняя тонна снаряженной массы не далась «Тигру-М» просто так. Испытания на увлажненных грунтах, то есть на элементарной грязи, показали неспособность броневика в латах подняться даже на 10-градусный подъем. А когда дело касалось заболоченной и переувлажненной пересеченной местности, машина пасовала окончательно. Дополнительная тонна брони негативно сказалась на среднетехнической скорости изделия. Напомним, что под этим понятием подразумевается средняя скорость на определенном отрезке с учетом всех вынужденных остановок и простоев. Если бы «Тигр» с дополнительными латами воевал один, то ему средняя техническая скорость была бы не столь актуальна. Но когда броневик вынужден работать в составе конвоя, его отставание по средней скорости вследствие перегруза броней оказалось критическим. Особенно когда дело касалось маршрута по разбитой местности.

Отдельного комментария заслуживает дополнительная защита бронестекол: «Наличие защитных штор лобовых и боковых стекол нецелесообразно из-за большого количества непросматриваемых зон». И действительно, на что рассчитывали разработчики, когда оставили узкие щелки в лобовом стекле? Экипаж погибнет не от пулемета в упор, а разобьется от хронической «слепоты» водителя?

История спорных бронещитков на колесах получила свое продолжение, когда «Тигр» загнали в грязь. В свободных колесных нишах протектор, даже забитый грязью, имел шансы на самоочищение – шматы грунта просто разлетались по окрестностям. На опытной машине грязь старательно трамбовалась под щитками, серьезно ограничивая подвижность, а порой приводя к вынужденной остановке. Но даже без грязи щитки доставляли проблемы. На пересеченной местности они касались грунта со всеми вытекающими последствиями. На приличной скорости узлы грозили вообще отвалиться. Можно предположить, что колесные щитки несли еще одну неприятную функцию – они не позволяли ударной волне от мины свободно покидать арку колеса. «Тигр» выгодно отличается от аналогов как раз солидной противоминной стойкостью. Очевидцы рассказывают даже о противотанковых минах, которые разрушали всю переднюю часть машины, но экипаж оставался жив. Щитки на передних колесах грозили усугубить последствия подрыва.

Справедливая критика от исследователей была в адрес компоновки бронеплит. По какой-то неведомой причине авторы решили не бронировать дополнительными латами десантное отделение. При этом отделение управления удостоилось усиления защиты. В 21-м НИИИ указали на это недостаточно и порекомендовали все-таки усилить десантный отсек.






«Тигр» в исполнении «Безумный Макс» на испытаниях в Бронницах. Источник: «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации», ноябрь 2024 года

В итогах работы специалистов из Бронниц по изделию АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М» можно обнаружить следующие рекомендации:

«Рассмотреть возможность снижения массы КДБ за счет оптимизации его состава и применения новых материалов (как вариант, возможно исключение бронеэкрана защиты щитка передка над капотом и уменьшение размеров бронеэкранов боковых дверей); проработать вопрос изменения конструкции и уменьшения размеров бронеэкранов защиты колес; проработать вопрос изменения конструкции бронеэкранов защиты фар головного света с возможностью фиксации бронеэкранов в открытом состоянии в темное время суток; проработать вопрос исключения защитных шторок боковых стекол; для повышения показателей обзорности с рабочего места водителя и исключения случаев потери видимости при повреждении лобовых стекол необходимо проработать вопрос возможности установки внешних камер видеонаблюдения с выводом изображения на монитор».



Сводная диаграмма результатов сравнительного анализа отдельных технических характеристик и эксплуатационных свойств автомобиля «Тигр-М» и «Тигр-М» с дополнительной броней. Источник: «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации», ноябрь 2024 года.

Судя по всему, ни о какой проработке предложений 21-го НИИИ речи нет. На повестку дня вышла защита от дронов, а этим изделиям щитки на колесах и бронеэкраны на фарах никакой угрозы не несут. В то же время нельзя не согласиться, что в дополнительном бронировании «Тигра» нет ничего плохого. Только осуществлять его необходимо с комплексом мер – форсирования мотора, усиления трансмиссии и подвесок, а также установки элементов антидроновой защиты. В итоге получится машина нового качественного уровня, которую назвать «Тигром» никак нельзя. Техническое счастье кроется в балансе всех параметров, чему стандартный российский броневик соответствует в полной мере.

По материалам статьи Завьялова С. А., Кудряевой Н. С., Корнилова Б. А. «Новая броня для «Тигра». Результаты эксплуатационных испытаний бронеавтомобиля «Тигр-М» с комплектом дополнительного бронирования» в журнале «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации», ноябрь 2024 года.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    29 января 2025 05:39
    Не бронировать надо, а большее количество в войска... Все лучше,даже без дополнительного бронирования,жестяной "буханки" на передке!
    1. +2
      29 января 2025 10:52
      Не бронировать надо, а большее количество в войска...

      Что попало в войска нет смысла кидать. Это деньги на ветер.
      Нужно набраться терпения. Эволюция бронетехники не быстрый процесс.
      Например как в 70-е спасение от мин и фугасов в Южной Африке породило рождение нового класса бронетехники из грузовика Bedford RL, сначала в уродца Hippo APC, затем в нормального первенца Buffel, а потом в грандиозный выводок MRAP всяких размеров и количества колес.
      Сейчас идёт активное пересмысление защиты от новых угроз и пробуются самые разные варианты, даже самые на первый взгляд идиотские.
      Не ошибается тот кто ни чего не делает.
      1. +5
        29 января 2025 12:01
        Не похоже это на переосмысление. До начала СВО, кто только не выставлял образцы ДУБМ. Особенно налегали на пулеметные. Наверное, можно было с полтора десятка образцов насчитать. А когда понадобился ДУБМ способный бороться с вражескими дронами, конструктора и изготовители вдруг исчезли из поля зрения.
        Дроны всё равно придется отстреливать, поражать шрапнелью и отлавливать сеткомётами.
        Вот только где эти образцы сейчас, когда они очень понадобились?
      2. +2
        29 января 2025 12:21
        Цитата: Lapa
        Сейчас идёт активное пересмысление защиты от новых угроз и пробуются самые разные варианты, даже самые на первый взгляд идиотские.

        Видел фотографии с ЛБС, где на противодроновые листы дополнительно устанавливают пучки из проволоки торчащие концами во все стороны. Видимо, что бы дрон на подлёте запутывался в них.
        1. +1
          29 января 2025 17:18
          Видел фотографии с ЛБС

          В свою очередь в ВСУ обшивают пикапы резиной. Утверждают, что помогает от сбросов. Процедура стоит 4 000$
  2. +6
    29 января 2025 06:04
    Между тем, специалисты 21-го НИИИ

    Проводят бестолковые испытания "творений" бестолковых инженеров...И те, и другие вроде при делах
    1. +5
      29 января 2025 11:08
      Проводят бестолковые испытания "творений" бестолковых инженеров...

      Это кстати нормальный процесс. Не попробуешь не узнаешь. Например в 70-х на БТР Buffel шины заполнялись водой, добавляя около 500 кг на колесо к весу транспортного средства. В итоге отгазались от централизованной подкачки колес и массово перешли на полиэтиленовые вкладыши.
    2. +3
      30 января 2025 12:06
      Цитата: Konnick
      Проводят бестолковые испытания "творений" бестолковых инженеров...

      Так если не провести испытания - то десятки военкоров тут же разнесут "обжигающую правду", что враги-золотопогонники ни за что, ни про что гнобят сверхнужный и сверхполезный комплект допбронирования. sad
  3. 0
    29 января 2025 06:16
    Похоже на то, что какому-то генералу захотелось ехать в комфорте и безопасно. А даже танки порой бессильны противостоять дронам. Не думаю, что это инициативная разработка, наверняка хотелки от МО.
  4. +1
    29 января 2025 06:37
    How useful is this upgrade? doesn't seem like a big difference to a normal variant.
  5. +11
    29 января 2025 07:08
    А в это время солдаты используют газ-69 и москвичи и буханки.
    1. -1
      29 января 2025 07:21
      А в это время солдаты используют газ-69 и москвичи и буханки.

      Необходимо компактное транспортное средство, упрощенное и легко ремонтируемое. Во время ВОВ, автозаводы выпускали грузовики с одной фарой, с тормозами только на заднюю ось, с брезентовыми занавесками вместо дверей, с бортами неоткидывающимися...удешевляли по максимуму, что мешает сейчас это делать, возможно частная собственность на средства производства. А превращать каждое транспортное средство в "танк" это непрактично. А для начальника ГШ такая "вундервафля из тигра пойдет ...ездить по московским пробкам...хорошо заметная цель.
      1. 0
        29 января 2025 08:24
        Прекращайте уже про ВОВ... no не то время, совершенно другая война...! Вы бы поехали на ноль в машине с брезентовой накидкой!? feel
        1. +5
          29 января 2025 08:27
          Вы бы поехали на ноль в машине с брезентовой накидкой!?

          Поехал бы, так как машина нужна скоростная и маневренная на пересеченной местности, а не черепаха в которую хорошо целиться.
          1. +1
            29 января 2025 08:28
            Тогда уж лучше мотоцикл... hi
            1. +2
              29 января 2025 08:31
              Тогда уж лучше мотоцикл...

              Лучше, но можно и багги...
      2. 0
        30 января 2025 15:39
        А такие уже есть и где их только не делают. Называется боевой багги.

        Только нюанс в том что Тигр не заменит багги, а багги не заменит Тигр. Это принципиально разные машины.
    2. 0
      29 января 2025 17:51
      И всё таки всё зависит от деталей. Общая формулировка - солдаты, СВО, такие машины. Умозаключение - это жесть, ужас. А может в их ситуациях в данный момент времени использовать это нормально. Не оправдывая если где косяки серьёзные и опасность действительно как на нуле.
    3. 0
      3 февраля 2025 19:31
      Поменяли бы солдаты свои поделки на Тигра? Скорее всего да, так что это все от нехватки более подходящей техники. Очень удивляет наличие не полноприводной техники, она же совсем ограничена в перемещении в условиях СВО.
  6. +4
    29 января 2025 07:26
    Опять бесконечные испытания и рекомендации! Делайте уже наконец хоть что то серийно, пусть криво, страшно но много! Почему всё только в единичных образцах? Чтож у нас всё так туго и долго?
  7. +1
    29 января 2025 09:09
    В то же время нельзя не согласиться, что в дополнительном бронировании «Тигра» нет ничего плохого. Только осуществлять его необходимо с комплексом мер – форсирования мотора, усиления трансмиссии и подвесок, а также установки элементов антидроновой защиты. В итоге получится машина нового качественного уровня, которую назвать «Тигром» никак нельзя.

    Может проще что-то новое сотворить? what
    Просто, если, мы начнём изменять одно, допустим утяжелим машину, это потянет за собой нужду в в более мощном двигателе и подвеске. Потом "вылезут" тормоза, шины, потребуют укрепления элементы подвески.
    Так что этот круг почти бесконечный, в результате приведёт к машине, не способной передвигаться и по дорогам с твёрдым покрытием.
    Массу можно попробовать выиграть уменьшив габариты. what
  8. 0
    29 января 2025 09:49
    Насколько я понимаю, решетчатый и взводной экран это два разных экрана. Решетчатый должен калечить кумулятивную воронку где-то с вероятностью 50 на 50 не допускать штатного срабатывания, а взводной просто надежа что кумулятивная струя не долетит до брони, а фугасное действие будет ослаблено. Но если граната все же сработает на решетчатом экране, то противопульную броню проломит за счет фугасного действия.
    Помимо дронов с кумулятивной гранатой, овердофига в осколочно-фугасном снаряжении. Вот против них такое бронирование как-то будет работать.

    Что до маневренности и скорости, с одной стороны дородная сеть в ЛДНР одна из самых протяженных в Украине. С другой стороны ездить надо с оглядкой на мины.Так что эту возможность нужно еще и суметь безопасно реализовать.
  9. 0
    29 января 2025 10:49
    Больше, больше, больше брони. Вот так хорошо. Как не едет? Снимай броню на хрен.
  10. 0
    29 января 2025 11:16
    На крышах всех транспортно-боевых средств, используемых в зонах с высокой опасностью бпла-камикадзе, я бы располагал не столько броню, сколько сетемёты. Да и у каждого пехотинца в подствольном гранатомёте должен быть заряжен всеракурсный сетемёт с видеоприцелом суперкам и сканирующими узконаправленными микрофонами.
  11. -2
    29 января 2025 11:24
    Идиотизм, а чем вам не нравится БТР-70, 80, 82 их на складах можно найти, делаем модернизацию, ставим дизель и погнали украинцев am
    1. -1
      29 января 2025 12:35
      Цитата: air wolf
      Идиотизм, а чем вам не нравится БТР-70, 80, 82

      Солдатам страшно ездить внутри этих советских гробов. До сих пор на броне несмотря на рои дронов катаются. Лампасы продолжают закупки этого металлолома. Бронеавтомобиль типа МРАП и то лучше.
  12. +6
    29 января 2025 11:47
    Горе от ума..(с.)
    Смотришь порой на все эти поделки от сертифицированных институтов с десятками лет опыт и офигеваешь вы чем там думаете? Ну реально? Не ясно было что с этими колпаками на колесах машина никуда не уедет? Ясно? А почему тогда это сделали вот именно так? И так во всём..Тут либо заказчик этого поставил идиотские требования либо уровень компетентности такой..Что нужно тигру для выживания? Само собой более мощный двигатель ибо его всегда мало, ставим ямз -535 вместо 534 в Евро -0 вот вам и мотор в 300-350лс, на крышу антидроновую сетку по всей длине кузова машины одновременно это и багажник под всякое, требовалось бронирование десантного отсека вот его и делаем, а они чего? Хоть представляли как это поделие на ландшафте ездить то будет?
  13. -2
    29 января 2025 12:45
    а смысл? дешёвый фпв с выстрелом от рпг все равно всю эту броню насквозь прожжёт, а именно они и есть сейчас основная угроза бронемашин
  14. 0
    29 января 2025 17:57
    Была на ВО статья про мангалостроение:
    https://topwar.ru/237406-kogda-zaschita-tehniki-ot-dronov-stanet-serijnoj.html , где в том числе приводились рекомендации ГАБТУ.
    А вывод такой - предприятия выпускают то, что заказывает МО, всё остальное - на усмотрение и прямоту рук пользователей, и то, если начальники позволят "издеваться над вверенным имуществом"!
  15. +1
    29 января 2025 19:49
    «Тигр» выгодно отличается от аналогов как раз солидной противоминной стойкостью. Очевидцы рассказывают даже о противотанковых минах, которые разрушали всю переднюю часть машины, но экипаж оставался жив.

    Очень странное утверждение, ведь все "иксперды" в один голос кричат, что с ПМЗ у Тигра полный швах. Может, им с дивана виднее ?
    1. +1
      30 января 2025 10:25
      Для ее повышение делали Тигр-2 и Тайфуны 4х4, но задачи у Тигра такой нет. Их должно быть много и замещать они должны УАЗы , возить, таскать. Аналог Хаммера. (на следующем уровне)
      1. 0
        30 января 2025 16:16
        Как тягачи для ЗУ-23-2 и 2Б9 "Василек", хотя бы.
    2. 0
      30 января 2025 15:44
      Зависит от модификации. Тигр-М имеет стойкость к подрыву 600 грамм в тротиловом эквиваленте. То есть ни о чем. И это не "с дивана", а официальные данные опубликованные в том числе в государственных СМИ.

      Но очень давно идут разговоры о модификациях с усиленной противоминной защитой. Вот только никто их лично не видел.

      А автор скорее всего просто не разобрался в вопросе.
  16. +1
    30 января 2025 10:14
    ТИГРы как то перестали мелькать в кинохронике из СВО.
    1. 0
      30 января 2025 16:13
      Это точно. Скорее всего дело в косности мышления и саботаже. В штате мирного времени сколько "Тигров" на полк? Полагаю, 4-5 штук, не более. А если выбиты БМП и БТР их ведь быстро не заменить.
      Давно пора пересмотреть штаты военного времени и дать по одному-два "Тигра" в каждую роту, несколько штук в батальон и ещё с два десятка в полк, в разведроту, оркестр и саперам с замполитом.
  17. 0
    30 января 2025 17:17
    Я считаю что нужно повысить защиту десанта, какой смысл бронировать переднюю часть, да и бронирование колесной арки мешает больше. Мне кажется что предел Тигра М уже превышен, тут только шасси Урал 375 поможет. Да и места там поболее и двигатель помощнее 350 лошадок.
  18. 0
    3 февраля 2025 19:49
    Абсолютно универсальной машины не бывает. И пытаться завесить доп. броней готовый более-менее сбалансированный автомобиль этот как из бабушки делать дедушку. Ну если не хватает брони, значит надо разрабатывать новый транспорт и под увеличившуюся массу подгонять все остальные агрегаты. А так из одной проблемы создали кучу других проблем.