Космонавтика в России - Герберт Александрович Ефремов

Космонавтика в России - Герберт Александрович ЕфремовЖаргонные слова «откат» и «распил» стали в нашей повседневной жизни общеупотребительными и привычными. Если ранее беспредел, а также систематическое нарушение закона в распределении государственных средств на проекты, касающиеся военной, научной, космической и других важных сфер жизни нашей страны волновали и вызывали протест у молодых, да горячих людей, то теперь и почтенная интеллигенция пытается громогласно заявить о нерациональном финансировании ненужных государству дорогостоящих затей.

Известный в развитых странах создатель орбитальной станции «Салют», целого комплекса ракетного оружия, ставшего надежным щитом и мечом нашей Родины, космических аппаратов, специфика работы которых заключается в зондировании Земли и космических кораблей малой размерности: «Полет», «Руслан» и «Кондор – Э», Герберт Александрович Ефремов поднял на общественное обсуждение острый вопрос финансирования ненужных космических проектов. Он назвал современные амбициозные замыслы государственных деятелей, относящиеся к космической сфере, элементарным «распотрошением денег». Особенно талантливейшего инженера и конструктора возмутили планы на осуществление полетов на спутник Земли Луну и к красной планете Марсу, а также строящийся на Дальнем Востоке новый космодром Восточный. Автор свыше восьмидесяти изобретений и научных работ Герберт Ефремов отметил, что стране с отсутствующими благоустроенными дорогами, газом в деревнях и другими признаками глобальной разрухи ни луноходы, ни марсоходы не нужны. Зачем России тянуться за Китаем и Индией, ведь все основные разработки и методики по созданию космических аппаратов, практикуемые ныне в этих государствах, для нашей страны уже являются пройденным этапом. Ефремов настаивает, что в первую очередь должны решаться насущные задачи, имеющие практическую ценность и актуальность.

Г.А. Ефремов родился в 1933-ем году в Вологодской области в селе Малое Заречье в семье русских крестьян. Учился в Ленинградском военно-механическом институте, а в 1956-ом году устроился на работу в конструкторское бюро ракетно-космической техники академика Челомея, расположенное в подмосковном городе Реутов, где и проработал всю свою жизнь. Предприятие сменило множество названий – Объединенное конструкторское бюро №52, ЦКБ машиностроения и, наконец, «Научно производственное объединение машиностроения». Герберт Ефремов работал инженером, инженером-конструктором, заместителем начальника отдела, начальником конструкторского бюро, заместителем главного конструктора и, после кончины В.Н. Челомея, генеральным конструктором. С 1991-го года он стал генеральным директором предприятия. Многие годы посвятил разработке различных баллистических ракет, ракет-носителей, космических аппаратов мирного назначения. Параллельно работал преподавателем в Бауманке, написал огромное количество популярных в узких кругах научных работ, автор целого ряда изобретений. Создал автономные космические аппараты по зондированию Земли «Алмаз» и «Алмаз 1», «Протон». Особой заслугой ученого является сохранение уникального научного потенциала конструкторского бюро в тяжелейшие для промышленности страны девяностые годы. В новом веке его КБ вернулось к военному делу, занявшись созданием сверхзвуковых противокорабельных ракет («БраМос») и крылатых ракет морского базирования. В настоящее время все главные направления деятельности организации успешно развиваются и востребованы ВМФ, РВСН и войсками ВКО. За огромные заслуги в создании продукции особого назначения, развития российского ракетостроения и повышения обороноспособности нашей страны Герберт Александрович был удостоен звания Героя Соцтруда, награжден множеством орденов, медалей и государственных премий. Астрономы в его честь даже назвали одну из малых планет Солнечной системы. 15 марта Герберту Ефремову исполнилось восемьдесят лет, однако, несмотря на свой преклонный возраст, он продолжает трудиться на посту генерального директора «НПО машиностроения», активно участвуя в профессиональных дискуссиях и выступая в качестве эксперта в области вопросов национальной безопасности.



Ветеран отечественного оборонного производства делает акцент на нескольких проблемах, требующих скорейшего разрешения. Для военных и гражданских целей необходимо создание спутников, осуществляющих работу по дистанционному зондированию земли. Система, работающая на основе спутниковой навигации, до сих пор функционирует без российских карт. Необходимо создание электронной базы отечественного производства с точными результатами, полученными на основе топографии и навигации. Помимо этого необходимо развивать услуги связи для увеличения дальности передаваемой информации и пропускной способности каналов через геостационарные спутники. Особого внимания требуют метеоспутники, которых сейчас недостаточно для получения точных и полных сведений. На Луне или на Марсе этих насущных проблем не решить считает Гербер Ефремов. Также он, оговорившись, что не все еще может рассказывать, сообщил, что во время вооруженного конфликта в 2008-ом году с Грузией, возникли проблемы с аэросъемкой и необходимые снимки об обстановке в городе Цхинвале российское военное командование получало из Израиля, потому что российская система разведки из космоса не работала.

Все эти исключительные недоработки, ставящие под угрозу благополучие нашей страны, по мнению Герберта Александровича, основываются на желании братии чиновников откусить себе кусок покрупнее. Им неинтересны малобюджетные экономичные проекты, которые высшему руководству настоятельно предлагает оборонный комплекс России. Гораздо проще, не неся никакой ответственности, закупить всю технику за рубежом, выложив на это огромные бюджетные средства. Всерьез обсуждается возможность закупа целой партии немецких спутников SAR-Lupe, отличающихся установленным на борту радиолокатором. Как будто бы невозможно построить такие же разведывательные системы в нашей стране. Отечественная программа, финансирование которой может уложиться в пятисотмиллионный бюджет, да еще в рублевом эквиваленте, отечественным чиновникам абсолютно не понравилась, а вот проект строительства базы на Луне, который стоит пятьдесят миллиардов и имеет длительный срок исполнения, бюрократам сразу же пришелся по душе.

Прославленный конструктор подтвердил свои неутешительные выводы примером полнейшего неиспользования финансово не затратной для нашей страны боевой межконтинентальной ракеты, разработанной научным производственным объединением машиностроения. Ракету в НАТО классифицируют как «Стилет», а в России она имеет обозначение УР-100. Ракета предназначается для запуска на орбиту Земли различных спутников и до сих пор стоит на вооружении ракетных войск. В свое время на месте строительства космодрома Восточный проводились работы по переделке шахт, уготовленных для боевых ракет. Шахты должны были стать местом для запуска УР-100 со спутниками. Переделка боевой ракеты требовала минимального объема работ – вместо боевых блоков нужно было установить спутник и новый обтекатель, что превращало УР-100 в космический носитель. Но дешевая ракета оказалась никому не нужна. Была разработана ракета-носитель «Рокот», сделанная центром им. Хруничева. Стоимость этого проекта превысила стоимость УР-100 в несколько раз. «Рокот» отличался от «сотки» разгонным блоком, устанавливаемым вместо третьей ступени, и совершенной новой системой управления. Герберт Ефремов, не принимающий проектов с внеплановым распределением средств, а именно вышеупомянутыми «откатами» и «распилами», не подходил для вышестоящего руководства и его проект, одобренный, но непринятый был отложен в долгий ящик с радушным напутствием Герберту Александровичу от заказчиков: «Учитесь распоряжаться деньгами».

Небольшой экскурс в историю создания советских ракет со слов Герберта Ефремова: «В 1963-ем году отечественным ученым необходимо было чем-то ответить на производство Соединенными Штатами ракет «Минитмен». Единственное, что у нас тогда было в разработке – ракета Р-7 Королева, которая с учетом габаритов трехмегатонной боеголовки весила почти триста тонн и летела на восемь тысяч километров. Плюс колоссальных размеров стартовый комплекс. Плюс время заправки трое суток. Короче говоря – не боевая ракета. После этого появилась межконтинентальная ракета Р-16 Михаила Янгеля. Заправляли ее всего три часа. Прогресс. Только вот после обнаружения американских ракет мы имели всего двадцать минут для ответного удара. А на первом испытании ракета взорвалась на площадке, число погибших было более семи десятков, включая ведущих специалистов КБ и командующего РВСН маршала Неделина. После этого Хрущев лично приказал Дементьеву (министру авиационной промышленности) и Челомею (отличившемуся разработкой крылатых ракет) дать хоть какой-то достойный ответ Америке. Так и родились знаменитые ракеты УР-100. Они уже изначально заправлены, для исключения протечек гептил и амил ампулизирован, ракета находится на боевом дежурстве десятилетиями. Сейчас на вооружении стоят надежные и дешевые УР-100Н УТТХ, самой молодой из которых уже двадцать три года. Тем не менее, с ее помощью с идеальной точностью был запущен макет «Кондора» весом в одну тонну!».


В итоге почетному Генеральному конструктору ничего не оставалось, как выступить с критикой руководства оборонной и космической отрасли в средствах массовой информации. В своих заявлениях Герберт Александрович, апеллировал к здравому смыслу и обращался лично к Дмитрию Рогозину, который на посту вице-премьера курирует в российском правительстве вопросы, связанные с военно-промышленным комплексом нашей страны. Среди множества проблем, имеющихся в ракетно-промышленной отрасли, ученый акцентирует свое внимание на двух задачах, которые, по мнению конструктора, требуют скорейшего решения.

Первая проблема относится к необходимости реструктуризировать работу Роскосмоса, потому что это единственное ведомство, которое имеет право решать юридические вопросы, связанные со сферой космической деятельности, и созданием межконтинентальных баллистических ракет, включая боевые, оснащенные ядерными боеголовками. Герберт Александрович долгое время возглавлял крупнейшее ракетно-строительное объединение нашей страны, и ему отлично известно, что интересы директоров различных предприятий, относящихся к космической отрасли, основываются на добыче средств на масштабные и длительные проекты у курирующего ведомства. Ефремов отмечает, что Роскосмос обращает внимание только на те работы, в которых этот федеральный орган выступает в роли заказчика, то есть имеет возможность управлять денежными потоками. Если же заказчиком выступает иное ведомство, то для Роскосмоса эти работы становятся абсолютно не интересными. Следствием такого положения дел стала полностью провальная организационная работа в промышленности, которая связана с военным космосом и боевой ракетной отраслью.

Прославленный изобретатель считает, что Роскосмос с поставленными задачами не справляется, а качество продукции значительно снизилось. Приватизация предприятий, имеющих отношение к ракетно-космической тематике, проводилась в таком быстром темпе, что в итоге переход этих предприятий в частные руки стал не только несвоевременным, но и несостоятельным. Недавно правительством страны было принято решение о конструктивном реформировании агентства. Но Ефремов полагает, что из-за коммерциализации подходов к работе Роскомоса, включение его в структуру Минпромторга не даст положительного эффекта.

Вторая проблема связана с классификацией работ согласно их приоритетности в космической тематике. Герберт Александрович категорически не согласен с обозначенными вице-премьером Дмитрием Рогозиным целями в ракетно-космической отрасли. На первое место в качестве прорывного элемента данной программы выдвигается фантастический и не имеющий практической пользы для нашей родины проект строительства лунной базы. А решение насущных задач по разработке и совершенствованию космических систем и аппаратов у правительства страны стоят в списке на последнем месте.

Резкие возражения против создания исследовательской базы на Луне Ефремов основывает на том факте, что никаких открытий в разработке высоких технологий на этот раз не последует. Этот фантастический проект, на который выделена огромная сумма денег, станет повторением уже пройденных этапов в освоении космоса, имевших место в 60-70 годы при Королеве и Бабакине. Герберт Александрович в своей полемике с Рогозиным указывает, что исследование космоса сегодня обеспечивается только автоматическими аппаратами, а работы на околоземной орбите обусловлены в первую очередь защитой и безопасностью человеческого организма. И главным приоритетом в космической промышленности должны стать такие прагматичные задачи, как усовершенствование картографии, услуг связи, сигнала для телевидения. Возможно решение этих задач не вызовет большого восторга у общественности, но они являются действительно экономичными и эффективными. Помимо прочего, данные космические системы позволяют следить за развитием вооруженных сил потенциального противника, составлять прогнозы развития природных тенденций, осуществлять связь между правительствами различных государств и простыми гражданами, обеспечивать точную и устойчивую навигацию транспортных средств и военной техники, что в итоге позволяет государственным и частным организациям успешно выполнять свои функции.

Приходится признать, что Россия на сегодняшний день уступает США, Китаю, Японии, Индии и странам ЕС по своей космической группировке. В свете этого особенно важно, чтобы финансирование в первую очередь выделялось на воссоздание отечественной радиоэлектронной промышленности, а не на фантастические и бредовые задумки. Именно эти задачи должны быть, по мнению конструктора Ефремова, поставлены на первое место в космической программе России. А на второе место необходимо выдвинуть работы по укреплению обороны страны в космическом пространстве. Беспокойство Герберта Александровича вызвал факт по реализации впечатляющей стратегии обеспечения национальной безопасности Америки в космосе под названием National Security Space Strategy или NSSS. Конструктор отметил, что ни Роскосмос, ни Минобороны на указанную стратегию, принятую в США в 2010-ом году, особого внимания не обратили.

По заявлениям влиятельных лиц из военного ведомства США новая «Национальная стратегия обеспечения безопасности космоса» (NSSS) создана в ответ на современные реалии, сложившиеся в околоземном пространстве. По их словам космос сегодня чрезвычайно переполнен аппаратами различных государств, работающих на широком спектре радиочастот, а также сильно замусорен осколками космических объектов. Кроме того, в сфере использования космоса и космического производства появилась обширная конкурентная среда. Все это, по их мнению, представляет угрозу национальной безопасности Америки. «Стратегия» требует непременного лидерства США в этой области, подкрепляя необходимостью дальнейшего совершенствования, балансирования и интегрирования всего инструментария американской космической мощи. По словам экспертов, Белый дом хочет создать стабильную космическую среду, в которой все нации разделят между собой всю ответственность, а американцы будут выступать как стражи безопасности, обеспечивающие соблюдение принятых норм поведения. Сегодня США продолжают активно создавать средства поражения космических объектов возможного противника и прямо говорят о своем желании контролировать околоземное пространство. Однако аналогичные претензии выдвигает Пекин и ряд других государств под предлогом защиты своей космической инфраструктуры. Похоже, что столкновения в космосе в будущем неизбежны, ведь если оружие делается, то когда-нибудь оно должно выстрелить. Сами американцы во многих документах утверждают, что в XXI веке разрешение возможных конфликтов без использования космоса практически невозможно.


Третье место в решении важнейших задач, связанных с освоением космоса, Герберт Ефремов наряду с Дмитрием Рогозиным отводит фундаментальным и тщательным научным исследованиям, которые будут производиться с помощью космических автоматов. Что касается идеи полета к Марсу и к другим удаленным объектам нашей Солнечной системы, то на этот счет ученый имеет твердое убеждение, что такие рискованные проекты должны финансироваться не только из правительственного бюджета, но за счет средств частных инвесторов.

Конечно, некоторые критические замечания Герберта Александровича нельзя считать абсолютно бесспорными. Например, его противники заявляют, что известный конструктор хитрит, пытаясь в своих предложениях о развитии России в космической сфере занять позицию истинного патриота, всей душой болеющего за развитие отечественной космонавтики. Они подчеркивают, что требования Ефремова к российской космической отрасли напрямую связаны с работами его компании – научного производственного объединения машиностроения, которая находится в подмосковном городе Реутов, почетным гражданином которого Герберт Ефремов является с 1995-го года. Многие проекты, на которые талантливый конструктор делает акцент в своих обращениях, были разработаны еще КБ Челомея, и впоследствии были отклонены Минобороны и Роскосмосом.

Также спорна и ситуация относительно создания нового космодрома Восточный. Ведь Байконур находится на территории Казахстана и, когда со своего поста уйдет Нурсултан Назарбаев, неизвестно как сложатся отношения московского правительства с новым казахстанским руководством, и сможет ли Россия запускать с Байконура тяжелые ракеты.

Тем не менее, руководство нашей страны обязано, как минимум, прислушаться к словам Герберта Ефремова, который шестьдесят лет своей жизни отдал конструкторской работе, имеет неоценимый опыт на руководящей должности и огромный авторитет в научной среде. И который, в свою очередь, крайне возмущен практикой «откатов», принятой в российской оборонке, а также нелогичной и деструктивной расстановке ограниченных ресурсов, выделенных на развитие отечественного космоса.

Из выступления Герберта Александровича Ефремова 13 декабря 2012-го года на церемонии вручения ему международной премии фонда «Вера и Верность»: «Я ядерный ракетчик и занимаюсь этим делом всю жизнь. Все наши победы – это труд тысяч конструкторов, специалистов, рабочих и целых организаций. Мы построили щит и меч Родины. Однако в последнее время мир потерял правила в отношении ядерного оружия. Все висит на одном-единственном соглашении, не работающем в современных реалиях. Именно нам необходимо выступить с инициативой создания тезисов нового договора. Убежден, что народ России с его стремлением к справедливости, с верой в неистощимость собственных сил, с его здравым смыслом сделает все, чтобы сохранить мир на земле».


Источники информации:
- http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/?SHOWALL_1=1
- http://www.km.ru/v-rossii/2012/12/22/promyshlennost-v-rossii/700295-rossiiskii-kosmos-stal-sredstvom-raspotrosheniya-
- http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=14621
- http://vpk-news.ru/articles/14878
- http://www.sunhome.ru/journal/536620
Автор: Игорь Сулимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. радист 25 марта 2013 09:26
    Также спорна и ситуация относительно создания нового космодрома Восточный. Ведь Байконур находится на территории Казахстана и, когда со своего поста уйдет Нурсултан Назарбаев, неизвестно как сложатся отношения московского правительства с новым казахстанским руководством, и сможет ли Россия запускать с Байконура тяжелые ракеты.

    Тут уж не поспоришь. Уйдёт нынешняя элита со сцены - неизвестно, останется у нас Байконур или нет.
  2. spirit 25 марта 2013 09:54
    ага!! я представляю сколько у нас будет стоить проект по высадке на луну))если ещё туда подтянуть «профессионалов» которые фобос грунт курировали и дорогу Адлер-красная поляна строили!!
  3. mark1 25 марта 2013 10:06
    Тем не менее, руководство нашей страны обязано, как минимум, прислушаться к словам Герберта Ефремова, который шестьдесят лет своей жизни отдал конструкторской работе, имеет неоценимый опыт на руководящей должности и огромный авторитет в научной среде. И который, в свою очередь, крайне возмущен практикой «откатов», принятой в российской оборонке, а также нелогичной и деструктивной расстановке ограниченных ресурсов, выделенных на развитие отечественного космоса.

    Согласен. Прислушиваться к мнению авторитетнейших и уважаемых людей надо, но ведь это не исключает необходимости движения вперед иначе так и будем гордится "пройденными вехами 70-х" а весь мир включая китайцев, индусов,папуасов уйдет вперед
  4. jayich 25 марта 2013 12:03
    C:\Users\ilyinyud\Desktop\uragan4m.jpg
  5. jayich 25 марта 2013 12:09
    Центром было выдано заключение в июне 1989 г. Установлено, что стоимость создания многоразовой системы ГК-175 первого этапа, включая капитальные вложения, составляет 1,18-1,5 млрд. руб. Верхняя граница соответствует варианту возможной потери второй ступени в летных испытаниях и изготовление нового образца. Стоимость выведения единицы полезного груза - 572-782 рубля за килограмм, при суммарной интенсивности 6-20 пусков в год. При этом предполагалось, что работы по созданию многоразовых блоков первой ступени, модернизации двигателей второй ступени РД-0120, в том числе обеспечения его десятикратного применения, разработке разгонного блока "Смерч", финансируются в рамках программы совершенствования технических характеристик "Энергии"-"Бурана" и "Бурана-Т".
    Министерство не сдавалось, и решением научно-технического совета в середине июля 1989 г. определило: работы проводить в рамках научно-исследовательских и экспериментальных программ до создания достаточного научно-технического задела и выделения необходимого финансирования. Финансирование не выделялось.
    Величина потребных затрат на опытно-конструкторские работы по ГК-175, указанная в техническом предложении, была ниже определенной в этом заключении на 540-860 млн. руб. в основном за счет различий в оценке стоимости работ по авиационным системам (на 320 млн. руб.) и системе управления (на 140 млн. руб.). Вместе с тем представлялось, что стоимости работ по созданию авиационных средств, системы управления были завышены и должны быть дополнительно уточнены.
    К этому времени экономический центр Минобщемаша "Агат", как придаток управленческого аппарата министерства, сформулировал новые цифры затрат на создание ГК-175. "Агат" утверждал, что затраты на создание такого рода системы составят не менее 4,6 млрд. руб. Столь существенное различие в оценках стоимости определяется, по объяснению организаций Минобщемаша, тем, что стоимость некоторых крупных работ по модернизации двигателей РД-170 и РД-0120 отнесена на программу "Энергия"-"Буран". К этому утверждению присоединился Центральный институт машиностроения Минобщемаша.
    Вводилась резервная гвардия, борьба переместилась в область иллюзионно-экономических трюков. Упорно игнорируя материалы проекта, где показано, что модернизированные двигатели первой и второй ступеней необходимы при достижении максимальной грузоподъемности, до 40-50 т, а при использовании существующих двигателей без изменений грузоподъемность будет не ниже 30-35 т, в свои расчеты они закладывают стоимость модернизации как стоимость новой разработки двигателей, то есть ровно столько, сколько они "потянули" по затратам за десять лет разработки "Энергии". Логики нет - одна цель, а цель, видимо, оправдывает средства.
    Стремление получить грузоподъемность выше 30 т было только потому, что ряд организаций авиационного направления утверждали, что ГК-175 не потянет и пяти тонн. Это не удивительно: в среде разработчиков крайние утверждения были с любой стороны. Эти высказывания использовали "вершители судеб" разработок как считали нужным.
    Несмотря на заключения нейтральных организаций, стоимость разработки ГК-175 теперь оценивалась "потолочной" цифрой "Агата".
    Проект многоразовой системы ГК-175 разрабатывали коллективы проектантов В.Н.Лакеева, В.П.Клиппы, А.Н.Бабинцева, Ю.А.Михеева, И.И.Иванова и А.Г.Решетина.
    Лучше бы Энергию-Буран Воскресили
  6. jayich 25 марта 2013 12:27
    [img]http://www.radikal.ru][/img]
  7. Волхов 25 марта 2013 14:24
    Г.А. Ефремов специалист - ракетчик, и думает, как лучше для России в рамках его знаний, но общая ситуация вне обычной логики.
    РФ находится в процессе ликвидации, отсюда эвакуируют всё ценное - мозги, детей, деньги, оружие аналогично эвакуации ВОВ.
    Перед сдачей территории планируется подразнить противника, чтобы он не мог уклониться от нападения и лунный проект такая же военная провокация, как и посылка техники и чеченских добровольцев в Сирию, самолётов в Мали, подлодки "Лошарик" под немецкие торпеды - это нужно не русским, а американскому руководству - чтобы Россия сыграла роль палки, которой дразнят тигра сквозь решётку (систему ПРО). Тигр сломает палку, но её не жалко. В крупном конфликте будут трофеи из области неракетной космонавтики, вот на обломки немецких тарелок Россию и разменивают.
    Волхов
  8. Goldmitro 25 марта 2013 22:58
    <<<Отечественная программа, финансирование которой может уложиться в пятисотмиллионный бюджет, да еще в рублевом эквиваленте, отечественным чиновникам абсолютно не понравилась, а вот проект строительства базы на Луне, который стоит пятьдесят миллиардов и имеет длительный срок исполнения, бюрократам сразу же пришелся по душе.>>>
    Прискорбно сознавать, что и Россию с ее вековой духовностью, похоже, окончательно побеждает РЫНОК. Не остается ничего святого, выдающегося, озабоченного жизненно необходимым для народа, страны. Все определяет примитивное БАБЛО, прибыль, навар и т.п. Кругом, во всех структурах, в Роскосмосе одни БИЗНЕСМЕНЫ с пилами, готовые немедленно распилить выделенные средства. Главное, чт обы ВЫБИТЬ их побольше, пусть даже под сомнительные проекты. Снимаю шляпу перед Великим констуктором и гражданином Г.А.Ефремовым, не побоявшемся предельно откровенно выступить со своей позицией о путях развития российского гражданского и военного космоса.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня