Мастабы западного кладбища в Гизе

Изображение быков на стене мастабы Ясена
Бытие, 23:9
Ещё одна экспедиция к предкам. Сегодня мы вновь посетим древнеегипетское кладбище — западное кладбище Гизы, которое расположено к западу от Великой пирамиды и является крупнейшим из кладбищ Древнего царства. Это богатейший некрополь высокопоставленных чиновников IV династии, в котором находится множество мастаб. Их тут целые длинные улицы, которые пересекаются с другими улицами, как современные городские кварталы. И мы сегодня самым подробным образом познакомимся с самыми известными и открытыми сегодня для публики.
Ну а начнем мы с гробницы Дуэнра, которую недавно отреставрировали и открыли для посетителей гробниц Гизы. Дуэнра был сыном фараона Хафра, а его матерью была царица Мересанх III, чью гробницу (G7530-7540) можно увидеть на восточном кладбище.

Вот оно – Западное кладбище в Гизе. Все мастабы пронумерованы
Гробница Мересанх III была обнаружена археологом Джорджем Рейзнером 23 апреля 1927 года, когда его команда заканчивала археологический сезон в Гизе и уже оставила место раскопок. Из отчета Рейзнера:
Так вот и была открыта ее гробница, причем в ней нашли целых десять женских статуй!

Территория к западу от кладбища G 2100 расчищается немецко-австрийской экспедицией по узкоколейной железной дороге, ок. 1912
Ну а сам Дуэра занимал должность «визиря Менкаура» во время правления IV династии царя. Гробница имеет вход с восточной стороны, который ведет через проход в часовню для жертвоприношений. Остатки резных сцен можно увидеть в дверном проеме, где показано, как его слуги несут за ним подношения. Сцены на стенах часовни в основном представляют изображения различных подношений, включая газель, козерога и гуся, а также изображения мясников. Другая группа мужчин несет погребальные принадлежности и сосуды, включая крытый алтарь. На западной стене есть две ложные двери, а на южной стене — отверстие в сердаб (камеру статуи), через которое можно на нее смотреть.

Фотография 1927 года, сделанная в гробнице царицы Мересанх III
Когда гробницу Дуаэнра исследовал Шиапарелли около 1838 года, он обнаружил погребальную шахту, в которой находился неподписанный красный гранитный саркофаг и крышка, которые сейчас находятся в Туринском музее. Комплекс гробниц G6000 на Западном кладбище состоит из четырех больших мастаб, в которых были похоронены Шепсескафанх и его потомки, которые служили царской семье V династии в течение ста лет.
Центральная гробница — это мастаба Шепсескафанха (G 6040), в которой было несколько захоронений. Его сын Имери также построил свою собственную семейную мастабу, а на востоке от нее его зять Ити (G 6030) выстроил еще одну. Позже сын Имери Нефербауптах (G 6010) в свою очередь выстроил собственную гробницу. Все мастабы очень большие и подчеркивают высокое положение этой семьи.
Когда Лепсиус вошел в гробницу Имери в юго-западном углу западного кладбища, он назвал ее «Гробницей ремесел» из-за ее красочных расписных рельефов, изображающих множество сцен труда, включая плотников, золотых дел мастеров, ювелиров и скульпторов за работой. Гробница была популярна среди путешественников XIX века, которые вырезали свои имена на ее стенах. Имери был сыном Шепсескафанха и Никаухатхор, вероятно, во время правления Ниусерра из династии V. Его титулы включают «Пророк Хуфу», «Управляющий великим поместьем» и «Писец архивов».
Вход в эту большую гробницу находится с восточной стороны, со ступенями, ведущими вниз в вестибюль, который украшен множеством красивых сцен, изображающих ремесленников за работой. Сам Имери изображен со своим отцом Шепсескафанхом и другими членами семьи, включая сына Нефербаупта (гробница G6010). На западной стене показаны сцены производства продуктов питания, включая варку пива на всех его этапах. Входной проход здесь ведет в длинный прямоугольный зал, в левой стене которого находятся три проема в длинную камеру сердаба, перемежающуюся хорошо сохранившимися сельскохозяйственными и птицеводческими сценами и поминальным пиром, где мужчины-музыканты развлекают гостей, пока Имери сидит в своем кресле.

План внутренних помещений мастабы царицы Мересанх
Рыбалка и охота на птицу на болотах показаны на противоположной стене, а другие сельскохозяйственные занятия показывают нам возделывание земли и… рождение теленка. В меньшей камере в конце длинного зала есть еще больше сцен подношений с музыкантами и танцорами внизу, а на ее западной стене находится ложная дверь Имери. К северу от этой гробницы находится вход в узкую украшенную коридорную часовню с двумя нишами для подношений, посвященную «знакомому царя» Ити (G6030), который женился на сестре Имери Везертке. Гробница Имери была недавно отреставрирована и вновь открыта для посетителей.

Рождение телят не только изображалось на рельефах. В гробницах находят и вот такие фигурки…
Гробница Нефербаупта (G6010), старшего из шести сыновей Имери (G6020), также недавно была отреставрирована и впервые открыта для посетителей с момента нахождения в 1930-х годах. Титулы чиновника были «Управляющий великого поместья», «Пророк Хуфу, Сахура, Нефериркара и Ниусерра», а жил он в период от середины до конца V династии.

Хетеферес II и Мересанх III. Музей изящных искусств, Бостон
Эта большая гробница состоит из пяти камер плюс сердаб на южной стороне. Восточный вход открывается в большой двор, содержащий две квадратные колонны и погребальную шахту, но многие сцены в этой комнате не завершены. Вход на юг ведет в другую камеру с колоннами и сельскохозяйственными сценами на стенах. Третья комната на юге имеет квадратную форму, снова с двумя колоннами, и имеет три отверстия в камеру сердаба.
Рельефы владельца гробницы и его родственников можно увидеть вокруг дверного проема в меньшую камеру на западной стене. Эта небольшая прямоугольная часовня для подношений имеет самые важные сцены в гробнице, где рельефы изображают мужчин, приводящих животных, включая обитателей пустыни и крупный рогатый скот, во главе со старшим сыном покойного, Неферсешемпта. Нефербауптах изображен вместе со своей женой, принимающими эти подношения. Тексты описывают продукты и количество урожая. На торцевой стене сидит владелец гробницы и получает цветок лотоса и другие подношения в соответствии со списками.
Западная стена содержит две ложные двери со списками приношений и виньетками усопшего, сидящего за столом с погребальными жрецами и подносчиками приношений перед ним. В гробнице также находится статуя усопшего в натуральную величину, высеченная на стене.

Хафра и Мересанх III. Лувр, Париж
Гробница Ясена (G2196), «арендатора королевского дома» и «надзирателя над жрецами» во времена V или VI династии, — это небольшая высеченная в скале усыпальница на западной стороне всё того же западного кладбища. Вход в гробницу ведет в длинный узкий вестибюль со стелой ложной двери. Основная часть гробницы-часовни состоит из большой прямоугольной комнаты с нишей на западной стене, в которой находится стоящая статуя Ясена, одетого в жесткий треугольный «килт», типичный для того периода. Рельефы в этой камере изображают множество сцен приношений и подготовки (включая сцены приготовления пищи) к погребальному пиру. Музыканты развлекают усопшего, в то время как мужчины наполняют кувшины вином в сцене ниже. В этой гробнице много красочных сцен повседневной жизни и сельскохозяйственных работ. Небольшая незаконченная комната высечена в скале на южной стороне часовни.

Археологам в прошлом приходилось не только фотографировать, но и самым тщательным образом перерисовывать в графике все изображения на стенах гробниц. Рисунок со стены гробницы Мересанх
В первой половине 20-го века группой Рейсснера здесь же были обнаружены гробницы в очень плохом состоянии, но четыре из них были недавно восстановлены с добавлением защитных потолков, новых деревянных полов и освещения, а также реконструкцией отсутствующих колонн и поврежденных настенных рельефов. Теперь они открыты для посетителей. Это, прежде всего, гробница Сенеджемиба, чье «доброе имя» было Инти, и который был «главным судьей и визирем», «архитектором и строителем фараона в двух домах» во время правления Джедкара-Исеси из династии V.
Его гробница-часовня, перед которой находится портик, состоит из четырех других комнат, последняя из которых была колонным залом, содержащим наклонную погребальную шахту, где был найден гранитный саркофаг владельца гробницы с надписями. Неокрашенные рельефы в гробнице показывают множество важных сцен повседневной жизни Древнего царства, включая сцены ремесла, сельскохозяйственных работ и даже морского плавания, а также жрецов, совершающих погребальные обряды.
На очереди у нас гробница Ахетмеху (G2375), который во времена фараона Меренра I или Пепи II носил титулы «Судья и старейшина зала» и «Надзиратель дома оружия». Его гробница-часовня содержит сцены повседневной жизни и религиозных обрядов во времена Древнего царства, а также впечатляющую ложную дверь за расписанными колоннами, поддерживаемыми архитравом. В погребальной шахте находилась запечатанная коробка «Надзирателя бальзамировщиков» с именем Гора Меренра или Пепи II.
Эта гробница включала передний двор, ведущий в зал, где вырезано множество сцен, связанных с повседневной деятельностью покойного и его семьи. Есть остатки многих сельскохозяйственных сцен, а во внутреннем зале — рельефы с изображением погребальных обрядов и подношений. Незаконченная ложная дверь покойного находится в задней части внутреннего зала.

Ну, а по изображениям на стене гробницы Рефмире можно наглядно представить себе парусное оснащение древнеегипетских судов…
Так что жители эпохи Древнего царства хорошо позаботились о том, чтобы показать нам свою жизнь в ярких и красочных «комиксах», снабженных вдобавок еще и текстовыми пояснениями. Причем Западное кладбище — это лишь часть всех мастаб в районе трех великих пирамид.
Продолжение следует…
Информация