Багги в Спецоперации

20 666 43
Багги в Спецоперации
Багги Desertcross 1000-3 на полигоне. Идёт подготовка водителей. Фото Минобороны РФ


В рамках Спецоперации по защите Донбасса российская армия активно применяет автомобили различных типов, включая вездеходы-багги. Лёгкие машины этого класса обладают рядом важных особенностей и преимуществ, которые позволяют им эффективно выполнять различные задачи на передовой и в тылу. Благодаря этому в войсках уже появились тысячи подобных автомобилей с разным оснащением и функциями.



Перспективное направление


Российская армия начала экспериментировать с лёгкой вездеходной техникой задолго до начала Спецоперации. Различные организации Минобороны и строевые части активно занимались испытаниями и освоением багги, квадроциклов и другой подобной техники. Этой темой интересовались и иные структуры, такие как Росгвардия.

В рамках учений прорабатывались разные вопросы эксплуатации подобной техники. Также искали и проверяли сферы её применения. Багги и иные вездеходы рассматривались как транспорт общего назначения, а также в качестве носителей вооружения или специального оборудования.


Багги «Чаборз» — один из первых отечественных образцов этого класса. Фото Telegram / «Уголок Ситха»

Впрочем, к началу Спецоперации наши вооружённые силы не успели начать полномасштабную закупку и освоение подобной техники. Перевозка личного состава в разных условиях по-прежнему осуществлялась при помощи броневиков и автомобилей традиционного облика.

Багги в строю


Насколько известно, первые багги появились в зоне проведения Специальной операции уже в 2022 г. Некоторое количество этих машин было у подразделений Росгвардии, принимавших участие в боевых действиях. Позднее аналогичные автомобили стали появляться и у подразделений вооружённых сил. Однако пока речь шла только о небольших объёмах поставок через волонтерские организации.

Ситуация изменилась только в 2023 г. Как оказалось, всё это время Минобороны тщательно изучало особенности текущих боевых действий и определяло требования войск. В результате было принято решение о закупке новой автомобильной техники с особым сочетанием характеристик.


«Десерткросс-1000-3» в войсках. Фото Telegram / Sashakots

Не позднее середины 2023 г. появился заказ на поставку нескольких тысяч вездеходов Desertcross 1000-3 китайского производства. Готовую импортную машину выбрали по ряду причин, в т.ч. из-за возможности скорейшего начала поставок. Уже к середине осени в войска поступило не менее 500 новых машин, и ожидались новые партии.

Свой интерес к теме багги проявили различные отечественные производители автомобильной техники. Целый ряд предприятий отправил в войска различные образцы собственной разработки и производства. Некоторые из этих багги были созданы в недавнем прошлом, а другие разрабатывались уже после старта Спецоперации.

Регулярно появляются сообщения о разработке новых типов багги и другой подобной техники. Эти образцы разрабатываются в инициативном порядке, и их создатели обещают в ближайшее время отправить их в зону боевых действий для испытаний и оценки реального потенциала. Большинство таких обещаний успешно выполняются.


Багги одной из моделей на ремонте. Фото Минобороны РФ

Сходства и различия


К настоящему времени в российской армии удалось сформировать достаточно крупный парк багги. Общее количество такой техники, по понятным данным, открыто не публикуется. Однако доступная информация позволяет предположить, что в строю имеются тысячи подобных машин. Также можно насчитать до десятка типов этой техники.

Вся эта техника относится к одному классу, что обуславливает определенное сходство машин разных моделей. Багги строятся на основе металлического каркаса и получают рудиментарную обшивку, лишь частично прикрывающую кабину экипажа и грузовую платформу. Двигательная установка размещается в корме с выводом момента на задние ведущие колеса.

От багги требуется высокая проходимость, что сказывается на конструкции подвески. Чаще всего используются рычажные системы с пружинами и/или гидропневматическими амортизаторами. Обеспечивается максимальный ход подвески для более плавного хода по неровностям.

В конструкции двигательной установки и ходовой части широко применяются узлы и агрегаты от серийных автомобилей, преимущественно отечественного производства. Такой выбор комплектующих упрощает процесс производства и обслуживания техники, а также улучшает экономические показатели.


Багги на маршруте. На крыше машины заметна станция РЭБ. Фото Минобороны РФ

Вездеходы имеют двух- или четырёхместную кабину открытого типа. Также имеется кормовая грузовая платформа, на которой могут располагаться дополнительные места экипажа, например, для стрелка. Штатная бронезащита обычно не предусмотрена, однако в войсках часто используются навесные броневые элементы и козырьки для защиты от атак сверху.

Багги могут оснащаться шкворневыми установками для монтажа различного вооружения. Чаще всего они несут пулемёты основных типов или противотанковые ракетные комплексы. Благодаря открытому исполнению кабины экипаж может свободно применять личное оружие. Некоторые модели даже комплектуются дополнительными средствами монтажа вооружения у кабины.

В связи с наличием у противника больших запасов БПЛА разного назначения, багги получают соответствующую защиту. На них монтируют средства радиоэлектронной борьбы, резко снижающие вероятность обнаружения и поражения.

Сферы применения


Вездеход-багги — это в первую очередь транспортное средство, способное перевозить людей и грузы по дороге или местности, преодолевать препятствия и т.д. Транспортные возможности такой техники используются несколькими способами в зависимости от того, в каком подразделении она служит и какие задачи ставятся.


Погрузка раненого перед эвакуацией. Фото Минобороны РФ

Багги может быть транспортом для стрелков, разведчиков, штурмовиков и т.д. На такой машине бойцы могут быстро прибыть в требуемое место и приступить к выполнению поставленной задачи. Высокая подвижность поможет прорыву, а вооружение на машине будет использоваться для огневой поддержки.

Транспортная функция также используется в логистике — багги работают в качестве легких грузовиков для подвоза боеприпасов и всего прочего. Кроме того, их применяют как санитарные машины для эвакуации раненых в тыл.

Вездеходы широко используются в качестве носителей различных вооружений и транспорта для их расчётов. Такие автомобили повышают мобильность ПТРК и носимых / возимых минометов. Во всех случаях удаётся упростить работу личного состава, а также повысить скорость ухода с позиции, которая имеет критическое значение.


Багги для противодействия БПЛА. Фото Минобороны РФ

Недавно Минобороны продемонстрировало специализированную боевую машину для борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Этот автомобиль-багги оснастили турельной установкой с несколькими автоматическими винтовками и боевым модулем с гладкоствольными стреляющими устройствами. Сообщается о высокой эффективности такого оружия при борьбе с малоразмерными воздушными целями.

Опыты и результат


Таким образом, эксперименты прошлых лет и опыт проведения Спецоперации повлиял на состояние и перспективы автопарка нашей армии. Было решено дополнить имеющиеся автомобили и броневики более лёгкой техникой с улучшенными показателями проходимости и подвижности.

С 2022-24 гг. в войсках был создан достаточно крупный парк багги разных моделей, и сейчас эта техника активно используется для решения широкого круга задач. Одновременно с этим промышленность в лице различных организаций и предприятий разрабатывает новые образцы техники, представляет их на испытания и далее доводит до серии.

К настоящему времени багги показали свой потенциал и нашли своё место в войсках. Очевидно, что армия в будущем не станет отказываться от такой техники и продолжит развитие этого направления. При этом в ближайшее время такое развитие, по понятным причинам, будет идти с повышенным темпом.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 января 2025 04:59
    К настоящему времени багги показали свой потенциал и нашли своё место в войсках
    Вона как все поменялось - от бронезащиты, к открытым платформам....
    1. 0
      29 января 2025 11:50
      Удивляет, что не приладили лобового стекла хотя бы для водителя. Можно и откидное сделать из оргстекла или прозрачного поликарбоната. Какая-то уж очень жесткая экономия судя по фотографиям.
      1. +3
        29 января 2025 20:56
        Возможно минимальная комплектация, покупают ведь одни, а воюют другие request
      2. +1
        2 февраля 2025 01:08
        Как раз не удивляет. Как и многое другое сделанное тяп-ляп и наскоро.
  2. 0
    29 января 2025 05:37
    по моему появление фпв дронов поставило крест на небронированной технике в полосе до 10-20 км
    1. +5
      29 января 2025 08:13
      по моему появление фпв дронов поставило крест на небронированной технике в полосе до 10-20 км

      и на бронированной тоже, и на артиллерии буксируемой и самоходной...на многом поставило крест. Поэтому и идут стрелковые бои с применением тех же БПЛА.
      1. +1
        29 января 2025 10:10
        Только потому что ПВО не может избавиться от дронов-разведчиков, которые и наводят артиллерию и fpv.
      2. 0
        19 мая 2025 11:50
        Это если речь идёт о конвенциональной войне. При ядерной войне расклады сильно другие будут. Так что крест рано ставить. Надо развивать все виды вооружений равномерно.
    2. -1
      29 января 2025 14:45
      Цитата: iommi
      по моему появление фпв дронов поставило крест на небронированной технике в полосе до 10-20 км

      Нет, не поставило. Техника активно используется.
    3. 0
      3 февраля 2025 21:13
      Это только по вашему. А на деле очень востребована, потому что пешкодралом много не навоюешь.
  3. +2
    29 января 2025 06:41
    Has some usefulness, but these offer 0 protection from drones...
  4. +3
    29 января 2025 09:10
    На фотографиях массивные механизмы с вместимостью 2-3 человека, и рудиментарным кузовом, в который, разумеется, не входят носилки с ранеными, что отлично видно на фото. Все это (как и закупка аж 500 машин) является следствием того, что багги проходили "всесторонние испытания" на дачах и в загородных домах Больших Начальников. Видимо, так и продолжают там их проходить, раз других фото нет.
    Войска нуждаются в трех типах машин такого класса.
    1. Транспортные платформы на 8-10 человек с боковой высадкой/посадкой без крыш, щитков и т.д. Рама, двигатель, кое какая подвеска и все. На таких платформах может быть быстро перемещена группа бойцов, а так же вывезены раненые, осуществлена быстрая переброска оружия и патронов.
    2. Мотоплатформа на одного разведчика, с развитым глушителем и коробами под оружие/припас.
    3. Платформа с оружием типа легкого миномета или иного подобного, которое нужно оперативно перебросить к месту боя. Не КАМАЗ и не танк, а легонькая решетчатая платформа с движком.
    Ничего подобного наше МО даже не думает делать или заказывать. Просто быстренько собрали с генеральских дач для фотосессии...
    1. -3
      29 января 2025 09:36
      А как же ЛУАЗ 967?
      взять двигатель от Оки и вперед.Но этого конечно не будет-собственное производство в РФ просто не конкурента по сравнению с КНР.
      1. +1
        29 января 2025 10:08
        Одно дело отдал деньги и получил товар который нужен сегодня. Другое дело организовать производство машины по технологиям 60-х годов.
      2. 0
        29 января 2025 13:28
        Можно компоновать готовые блоки. Двигатель, колеса, подвеска покупные, стальные рамы свои, сварные. Есть целые институты, готовящие инженеров автомобильной направленности...
      3. 0
        19 мая 2025 11:51
        Я поражаюсь как же многие люди ненавидят русских солдат... ЛуАЗ, двигатель от ОКИ... Клиника.
      4. 0
        10 августа 2025 15:26
        Этот волынский уродец с радостью списали из армии и правильно сделали
    2. 0
      1 февраля 2025 08:09
      багги проходили "всесторонние испытания" на дачах и в загородных домах
      Машина для гольфа
      1. 0
        2 февраля 2025 18:03
        Нет. Слишком громко рычит. Это для господской охоты. Крутой Охотник важно умащивает задницу на сиденье, рядом ставит ружжо за много тысяч зелени, за руль садится егерь, чтобы по быстрому доехать до привязанной дичи, а то как бы Крутой Охотник не проголодался. Роскошный кузов, в который статисты на фото стараются упихнуть носилки с человеком, а они не лезут, даже когда они убрали впереди сиденье, это для добычи.
  5. 0
    29 января 2025 10:06
    Наверно, китайцы просто не захотели продать нам ничего более существенного и явно военной направленности Dongfeng Mengshi или ЗРПК SWS2. Купили что есть.
    1. +1
      29 января 2025 11:47
      В таком классе у нас есть собственный "Тигр". Зачем переплачивать китайцам?
      1. +1
        29 января 2025 20:55
        Тигры ещё наклепать надо, не знаю как сейчас, но раньше что-то типа сотни в год было производство
        1. -1
          30 января 2025 11:40
          Сейчас трудно найти информацию по стоимости военной техники. Есть лишь не очень достоверные данные от блогеров. Если на них опираться, то Тигр стоит 4,8 млн, а БТР-82А стоит 28 млн. рублей. Шесть броневиков Тигр в нынешних условиях выглядят предпочтительнее одного БТР для большинства армейских задач. А именно, в условиях, когда бронетехника оказалась практически беззащитной против вражеских дронов.
          Когда БТР-8А выпускается сотнями или десятками, Тигры надо клепать тысячами.
          1. 0
            30 января 2025 13:05
            Надо оно конечно надо, но линия для БТР построена ещё в СССР, а тигры это новодел, думаю чтоб его производство серьезно нарастить нужны существенные усилия. А много ли мы таких усилий видим? Статистика ланцетов, гераней или умпк с середины 2023 года почти не изменилась, вышли на какое-то количество типа полсотни в день и всё. В этом контексте интересно конечно посчитать - а много ли сейчас уходит на ГОЗ? Пятьсот новых танков в год по деньгам это сколько, лярд баксов? Не чувствуется размаха и усилий...
            1. 0
              30 января 2025 13:11
              Вы беретесь судить о том, о чём не имеете четкого представления. У этих машин даже есть общие узлы. И откуда вам знать о наличии и загруженности производственных мощностей. И тут всё зависит от объемов заказа. Если бы МО вместо восстановления атомного крейсера заказало бы несколько тысяч "Тигров", полагаю они бы уже были в наличии.
              1. +2
                30 января 2025 14:20
                Да, никакого представления не имею. По моему опыту в России даже непосредственному исполнителю трудно понять те или иные управленческие решения, так как у начальства много личного. Может откатывать можно больше с дорогих бтров, а с дешёвых тигров мало, а производителю с них больше мороки (тигр в 4 раза дешевле, но надо в 4 раз больше движков, например, чтоб за те же деньги сделать в 4 раза больше транспорта). Может какого-то любителя тигров в войсках подсидели, а по нашей традиции всё, что делал предыдущий человек, надо запороть и сломать чтоб духу его не было. Может какому генералу палец дверью в тигре прищемили. У нас штабные и министерство воевать же ещё не начинали и военная необходимость не является главным критерием выбора
                1. 0
                  30 января 2025 14:27
                  Может и так. Могут быть и личные причины и всё что угодно, вплоть до следования ошибочной концепции довооружения. А в условиях, когда и мопеды стали острой необходимостью, более или менее защищенный, сугубо военный, автомобиль не был бы лишним. Пригодился бы в массовом количестве больше чем единичные БТР-82А.
  6. +4
    29 января 2025 12:23
    Гаргашьян недавно представил новый бюджетный вездеход АГ23. По сути вылитый транспортер переднего края! Клепать такие можно массово и недорого.
    1. +1
      29 января 2025 15:56
      Он по максималке не вывезет. Имеет все шансы стать любимой мишенью операторов FPV. А так да, прекрасен в своей простоте, надёжности, проходимости и простоте.
      1. 0
        30 января 2025 11:43
        Прекрасным он не выглядит. Судя по видео, у него рессоры и амортизаторы отсутствуют в принципе.
        И водитель с пассажирами будут измотаны и груз поврежден.
        1. +1
          30 января 2025 14:13
          Отсутствуют. И на видео действительно пассажиры едут как в корыте. Но, надеюсь, автор установит хотя бы торсионы, чтобы не усложнять и не раздувать габариты подвески.
          Я что-то подобное наблюдал в середине девяностых под Тюменью, где местные кулибины сконструировали что-то очень похожее, управляемое по-тракторному, и наладили очень мелкосерийное их производство. Всё-таки гениальный у нас народ!
          1. +1
            1 февраля 2025 08:48
            где местные кулибины сконструировали что-то очень похожее

            в СССР были ЛуАЗ-967 , ЛУАЗ-969 , ЛУАЗ-1901 , буханка +- подходит
        2. -1
          2 февраля 2025 20:20
          Цитата: СергейАлександрович
          Судя по видео, у него рессоры и амортизаторы отсутствуют в принципе

          Разумеется. Еще и скорость транспортного средства для перемещения бойцов по пересеченке ни в коем случае не должна превышать 20км/ч. Это только с дивана и из генеральского кресла видятся скорости мирного времени, амортизаторы, рессоры...
          20км/ч - огромная скорость по сравнению с 3-4км/ч, которые могут развить бойцы по этой местности пешком. И которую на ней дадут или легчайшие платформы, либо громадные Уралы. Страшно уязвимые. На такой скорости амортизаторы только увеличивают опасность и без толку утяжеляют машину.. Бойцы, не будучи диванными экспертами, отдохнут от пешего марша. И груз уцелеет, потому что при умелом вождении легкую проходимую технику на этой скорости вообще не трясет) А если все же вкатиться в лужу, бойцы просто подымут платформу, и переставят ее на сухое место. Причем платформа на 10 человек обладает отличной защитой от дронов, которую сложно предоставить по другому, а именно сосредоточенный огонь десяти стволов. Ну и там еще много всего...
          1. +1
            3 февраля 2025 03:26
            По-хорошему, нужно делать оба варианта и передавать на войсковые испытания. А то нам действительно, с диванов виднее и мы не учитываем множества факторов. Но тележка достойна внимания МО в любом случае.
  7. -1
    29 января 2025 13:30
    Цитата: михаил3
    Можно компоновать готовые блоки. Двигатель, колеса, подвеска покупные, стальные рамы свои, сварные. Есть целые институты, готовящие инженеров автомобильной направленности...

    Скорее были.Да и не только в инженерах дело-машиностроение в РФ умирает,-оно по большому счету современному обществу не нужно-большая часть людей то недоумки,как не крути.
  8. +3
    29 января 2025 14:42
    Багги (хотя на фото статьи не багги, а машинки для обслуживающего персонала гольф клубов и т.д.) на фронте редкость - редкость. В основном это квадрики, УАЗы, ВАЗ, мопеды и т.д. , купленные на личные деньги.
  9. +2
    29 января 2025 15:59
    Это не его (Desertcross 1000-3) шойга сотоварищи с гордостью демонстрировали первому лицу, рассказывая, какие гениальные инженерные творения рождаются в недрах носителей генеральских фуражек?
    1. 0
      19 мая 2025 11:58
      Шойгу, помню, ещё робота Фёдора показывал на китайском квадрике. У Путина аж глаза округлились и в 3 раза шире стало, когда он этот алюминиевые манекен на седле увидел.
  10. +1
    29 января 2025 16:27
    В Питере есть ребята которые производят на заказ переходники с китайских моторов для мотоблоков на КПП от жигулей и мотоциклов Урал. Так в чем проблема масштабировать выпуск этих деталей конкретно для мотоциклов Урал ?! Армии же не нужны нормы евро 5 - так купить моторов можно разом то количество на которое деньги найдут в моменте - остальное то уже есть. Беда наших производств в том что ни кто не может резко нарастить количество выпускаемой продукции. А было время когда за год произвели и продали !!! 130.000 мотоциклов Урал за один 1993 год... За последние 30 лет и 100.000 не собирали. Теперь за год всех мотоциклов меньше 30.000 продают. И это вместе с мопедами, а то мож и с квадриками.
    1. 0
      30 января 2025 11:57
      Так то оно так, так то оно конечно. Но опять, нужны не мотоциклы Урал, а именно квадроциклы по схеме багги.
  11. 0
    29 января 2025 22:13
    при первом же взгляде на эти, с позволения сказать, "багги", даже не вдаваясь в их спецификацию, видно, что это в лучшем случае автомобили повышенной проходимости, настоящая багги, должна иметь большие широко расставленные колеса, с высоченным дорожным просветом и максимальным рабочим ходом элементов подвески, важно не только не увязнуть в грязи, но еще и проехать по сильно изрытой местности с навалами грунта, ямами и рытвинами, и сделать это максимально быстро....
    1. 0
      30 января 2025 11:58
      Знаете, что за неимением горничной развлекаются с дворником? Так это он, тот самый случай.
  12. 0
    3 февраля 2025 21:32
    Пространственная рама, ходовка от Нивы усиленная и турбошеснарь. Вот рецепт дешевого багги в российских современных реалиях. Клепать можно тысячами за относительно малый бюджет. Все остальное либо сложнее, либо дороже.