«Переход корабля стал мучением»: ВМС США пытаются научить экипажи астронавигации

45 494 59
«Переход корабля стал мучением»: ВМС США пытаются научить экипажи астронавигации

УДК USS Essex (LHD-2)


Формально ВМС США предъявляют строгие требования к штурманам. Так, в руководстве к их работе указано, что они должны быть готовы действовать в условиях, когда PNT [автоматическое определение местоположения, навигация и синхронизация] будут ухудшены или недоступны. Однако фактически флот утратил навыки «ручной» работы.



В 2017 году в учебных программах ВМС был восстановлен базовый курс астронавигации при подготовке офицеров. Но теория отличается от реальной практики на море. При этом к ней прибегают лишь на отдельных кораблях: в июне 2023 года соответствующая тренировка была проведена на борту эсминца класса Arleigh Burke USS Porter (DDG-78), а в феврале 2022 года – на УДК USS Essex (LHD-2) водоизмещением 41 тыс. тонн.

С 2015 года инструкция требует, чтобы каждый корабль ежедневно занимался астронавигацией. Но большинство признались, что ей жертвуют в первую очередь ради выполнения административных обязанностей. Эта культура на флоте пока что не возрождена

- говорится в издании USNI.

Как указывает штурман десантного корабля Essex капитан-лейтенант Кэролайн Стэнтон, во время тренировки, при выходе с базы на Гавайях, все электронные навигационные системы были условно выведены из строя (все источники GPS-позиционирования, электронная система управления ходом VMS и ПО для астронавигации STELLA). На мостике перешли на движение по небесным светилам, нанесённым на бумажные карты. По её словам, спустя пять дней и более 1800 морских миль корабль вовремя и по расписанию прибыл в Сан-Диего в Калифорнии.



Как указывается в издании, всего поколение назад без навыков астронавигации было не обойтись, но с появлением более точных электронных систем эта практика сошла на нет:

Однако по мере развития возможностей кибер- и радиоэлектронной борьбы у противников США методы аналоговой навигации снова стали актуальными. Штурман, который постоянно прокладывает маршрут, слепо нажимая на кнопки и считывая координаты с экранов, не будет готов к чрезвычайной ситуации.


Как отмечается, флот регулярно проводит учебные стрельбы, ставит дымовые завесы, маневрирует в поисках подлодок, но не готов обойтись без GPS, хотя спутниковая связь из-за множества уязвимостей, скорее всего, станет первой системой, которую противник попытается вывести из строя.

Как пояснила Стэнтон, перед развёртыванием она провела серию занятий для младших офицеров и вахтенных штурманов, переходя от теории к практике и завершая практическими упражнениями с секстантом на мостике. Во время похода пришлось быстро учиться. В первый день работы без электроники корабль отклонился от курса на 5 морских миль.

В Тихом океане такое отклонение не является значимым для навигации, но для нас это было важно, потому что мы ожидали (возможно, нереалистично) немедленной точности

- отметила штурман.



Как она пояснила, время между наблюдениями по звёздам может быть очень велико, превышая из-за облачности 15 часов. Поэтому решения должны быть тщательно продуманными. Например, если использовать правило радиана, то отклонение на 1 градус от основного курса в течение 12 часов при скорости 16 узлов приводит к смещению почти на 3,5 морских мили влево или вправо (517 метров в час).
Затем удалось удерживать корабль в пределах 2 миль от курса, а по прибытии в Сан-Диего – в рамках одной мили.

Небесная навигация – это работа на полный рабочий день. Нам обоим приходилось находиться на мостике (или рядом с ним) примерно по 18 часов в день. На выполнение вычислений вручную уходило примерно 3-4 часа в день. Переход корабля стал мучением после многих лет лёгкого доступа к точным данным в режиме реального времени и средствам связи

- описывает свою работу Стэнтон, тем не менее призывая другие экипажи пытаться следовать её примеру.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 января 2025 20:07
    Что, амеры циркулем пользоваться разучились??? wassat
    1. +9
      29 января 2025 20:14
      Nexcom, а зачем? Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, счастлив человек))). У нас такая же картина на гражданке, без навигатора, ездить уже не могут, пользоваться бумажными атласами дорог не все знают как.
      1. +4
        29 января 2025 20:14
        Я по старинке путешествую с бумажным атласом. laughing
        1. +3
          29 января 2025 20:16
          Nexcom, на старых не все уже соотаествует нынешней обстановке, а новые я даже и не знаю выпускают сейчас или уже забросили.
          1. +1
            29 января 2025 20:17
            Да, Ропот 55, есть такое.....
      2. +3
        29 января 2025 21:22
        Очень поучительная статейка. Ибо у наших штурманов полная аналогия в действиях по навигации.
        1. +3
          29 января 2025 21:24
          Аркадий 007 hi, думаю что наших штурманов ещё обучают пользоваться и секстантом и картами. Хотя, эт надо у тех кто в теме интересоваться.
        2. +1
          30 января 2025 17:37
          К хорошему быстро привыкаешь. Как говорил нам преподаватель мореходной астрономии: "Техническое чудо таит в себе зерно катастрофы".
      3. 0
        31 января 2025 15:19
        Цитата: Ропот 55
        У нас такая же картина на гражданке, без навигатора, ездить уже не могут

        ну да ну да, в западной части страны навигация практически не работает. про крым и крупные города я уже и не говорю.
    2. Rtu
      -2
      3 февраля 2025 02:35
      А от логарифмической линейки они, видимо, сошли бы с ума.
  2. +2
    29 января 2025 20:10
    Интересно а столбиком, умножать и делить, это считается вымирающим знанием, хотя есть молодняк который часами с классическим циферблатом пользоваться не умеет.
    1. +5
      29 января 2025 20:15
      Да, дал часы посмотреть одному, а он спросил а как они приходящие сообщения показывают? wassat
      Часы механические.
      1. +3
        29 января 2025 20:19
        Nexcom, тут одному оболтусу 17 лет, пытался объяснить как такими пользоваться, он затупил почему часовая стрелка БОЛЬШАЯ если она МАЛЕНЬКАЯ laughing
        1. +2
          29 января 2025 20:20
          ...Н-да, какие же мы старые, получается, Ропот 55 .....
        2. +3
          29 января 2025 20:36
          Цитата: Ропот 55
          Nexcom, тут одному оболтусу 17 лет, пытался объяснить как такими пользоваться, он затупил почему часовая стрелка БОЛЬШАЯ если она МАЛЕНЬКАЯ laughing

          Дык тут и покруче по телеку показывали: нашим современным детишкам дали наш старый добрый телефонный аппарат с диском. Так они не могли понять кудой тыкать. Не, они конечно тыкали в циферки, но номер почему то не набирался. ))
          1. +6
            29 января 2025 20:53
            Стесняюсь спросить, а все ли из присутствующих могут запрячь в телегу лошадь?
            А деды запросто.
            Вот то.-то. Не стоит над молодняком смеяться, сами такие.
            1. +2
              29 января 2025 21:07
              Neo-9947, с одной стороны вы правы, но тут был у меня интересный разговор на природе с молодыми ребятами, оказывается большинство из этих ребят ничего не знаю о своих машинах на которых они сейчас ездят, не надо оно им, как заявил один из них а зачем мне это в сервис отгоню там сделают, тоже самое по поводу элекрики в доме, сантехники и прочих бытовых сферах, а ведь это окружает их здесь и сейчас.
            2. +2
              29 января 2025 21:41
              Цитата: Neo-9947
              Стесняюсь спросить, а все ли из присутствующих могут запрячь в телегу лошадь?
              Ну запрячь-то невелика проблема: посмотрел видео и сделал как там, ну к примеру:
              А вот где у лошади горловина бензобака, будут искать и не найдут. А без заправки как ехать?lol
              https://www.youtube.com/watch?v=UocxZ5yshL0
          2. -1
            29 января 2025 20:53
            Цитата: lukash66
            Дык тут и покруче по телеку показывали: нашим современным детишкам дали наш старый добрый телефонный аппарат с диском. Так они не могли понять кудой тыкать. Не, они конечно тыкали в циферки, но номер почему то не набирался. ))

            Надо было им сказать что на аппарате антенну кто-то снял, поэтому связи нет.
            P.S. А потом показать антенный или просто медный тросик мотком метров на 50 и сказать, что нужно забрасывать на деревья.
        3. +2
          29 января 2025 20:46
          Цитата: Ропот 55
          Nexcom, тут одному оболтусу 17 лет, пытался объяснить как такими пользоваться, он затупил почему часовая стрелка БОЛЬШАЯ если она МАЛЕНЬКАЯ laughing

          Аналогичный разговор позавчера с семилетним ребенком. Желание научиться работать с циферблатом пропало, после того как нашел кнопку переключениям экрана часов на цифровой.
          1. +3
            29 января 2025 20:49
            Коте пане Коханка hi, человек в большинстве случаев идёт по пути наименьшего сопротивления, зачем мозг напрягать когда за тебя умная машина всё сделает.
            1. +4
              29 января 2025 21:04
              Цитата: Ропот 55
              Коте пане Коханка hi, человек в большинстве случаев идёт по пути наименьшего сопротивления, зачем мозг напрягать когда за тебя умная машина всё сделает.

              Имел неосторожность поиграть с ребенком которому помогала «Алиса» в города. Убедился в полной некомпетентности ее программистов по данному вопросу.
              С часами, получилось все печальнее. За чадо вступилась его мама. Зачем, не надо, алиса может все!!!
              Правда, ликовал уже через полчаса, когда выключили «свет» и все прибабахи, кроме смартфонов и настенных часов сдохли. Оказалось, что дите даже самостоятельно в школу пойти не сможет!!!
              1. +2
                29 января 2025 21:10
                Коте пане Коханка, в этом и проблема, человечество конкретно зависит от всего этого, то что было задумано как помощник стало властелином.
              2. +1
                30 января 2025 00:35
                так для внештатной ситуации надо дома иметь бесперебойник wassat
      2. +7
        29 января 2025 20:45
        дал часы посмотреть одному, а он спросил а как они приходящие сообщения показывают? Часы механические.

        Что там часы?! Сегодня обнаружил, что поколение жертв ЕГЭ уже даже от кнопочного телефона приходит в ступор! В одной организации позвонил руководителю в другом офисе, чтобы он объяснил девушке, работающей с клиентам, что надо делать с моими бумагами. Дал ей уже включенный кнопочный телефон с её начальником на связи. А она стала беспомощно водить пальцем по маленькому экранчику вверх-вниз и при этом была очень растеряна. laughing
    2. +2
      29 января 2025 21:26
      есть молодняк который часами с классическим циферблатом пользоваться не умеет.

      Ну так пусть переходят на электронные - с ними проще... Если на экране часов "13 : 32" , достаёшь калькулятор и делишь 13 на 32 и узнаёшь точное время... lol
      1. +2
        29 января 2025 21:30
        Lev Russia hi, ага и представляю этот ступор когда калькулятор выдаст результат, не одна АЛИСА или Гугл не справиться.
  3. +4
    29 января 2025 20:20
    Я уже рассказывал, после бурного отмечачанию дня рыбака штурмана заметили что мы всю ночь прошли на север а не на юг ,хорошо что не на восток ,а то бы море быстро кончилось .В течении недели штурмана быстро вспомнили как обращаться с секстантом.Гирокомпас у нас тогда тоже цену на апельсины показывал по ряду причин ,не зависящее от него. wassat
    1. +3
      29 января 2025 20:22
      А что у Вас там случилось такого, Андрей? Негодяй Негоро (Себастьян Перэйра, торговец черным деревом (с)) опять засунул топор под компАс ??? laughing
      1. +3
        29 января 2025 20:28
        Nexcom, думаю "проблема" в ЖИДКОСТИ которая была в том приборчике laughing, усохла-испариалась, Негоро растет.
        1. +1
          30 января 2025 00:24
          Служил в 70-х топографом-геодезистом в оперативно-тактических ракетных. В том числе был и гирокомпас, гиромотор которого плавал в метиловом спирте, который яд страшнейший. Всегда и везде есть неумные люди без образования и без царя в голове. В соседней части в дивизионе артиллерийской разведки примерно такие же топографы додумались его выпить, конечно не из гирокомпаса, а из ЗиПа. Их спасли, но они ослепли. Кстати дирекционные углы для ракетной стрельбы определяли и по астрономии. Для этого использовали морской астрономический ежегодник или таблицы ТВА (Таблицы высоты и азимута светил). Вообщем нельзя пить, что ни попадя. На судне лучше уж бражку заквасить, чем пить что попало.
          1. -1
            30 января 2025 00:41
            тупые топографы а не знают что метиловый спирт надо запивать водкой wassat
            а когда спирт закончится обязательно выпить в два раза больше водки drinks
            проверено выжившими hi
      2. +3
        29 января 2025 20:28
        Себастьян Перейро в Дюти Фри нам продал спиртного размером с кузов УАЗика и ящики с спиртным были выше на два ряда коробок борта.После этого случая помполит взял всё спиртное под свой контроль ,выдавал спиртное только с разрешения начальника службы - мне дед давал добро.С этим проблем не было ,главное остановить его вовремя.
        1. +1
          29 января 2025 20:31
          Это точно, главное - вовремя остановиться и остановить дабы не было последствий..... drinks
          1. +4
            29 января 2025 20:35
            Не забуду когда встречал свой экипаж ,по ряду причин я в рейс не пошёл.Таможня в аэропорту ,выход .Капитан появляется с перебинтованной головой,старпом с гипсом на руке ,второй штурман на костылях .Кэп после этого сказал хватит,после этого большим человеком стал.
      3. +3
        29 января 2025 20:34
        Я не Негоро! Меня зовут капитан Себастьян Перейра, торговец чёрным деревом!
  4. 0
    29 января 2025 20:28
    Ненужная во флоте ФША капитанша....пусть дальше по спутникам ориентироваться учатся, нечего карты бумажные марать... не их это дело
  5. 0
    29 января 2025 20:38
    Цитата: tatarin1972
    Я не Негоро! Меня зовут капитан Себастьян Перейра, торговец чёрным деревом!

    Пора звать Мгангу ! (с) yes laughing
  6. -1
    29 января 2025 20:40
    Цитата: lukash66
    Цитата: Ропот 55
    Nexcom, тут одному оболтусу 17 лет, пытался объяснить как такими пользоваться, он затупил почему часовая стрелка БОЛЬШАЯ если она МАЛЕНЬКАЯ laughing

    Дык тут и покруче по телеку показывали: нашим современным детишкам дали наш старый добрый телефонный аппарат с диском. Так они не могли понять кудой тыкать. Не, они конечно тыкали в циферки, но номер почему то не набирался. ))

    Это уже садизм - зачем было так издеваться.... lol
    1. +3
      29 января 2025 20:53
      Nexcom, а представляете какой разрыв будет у этих ребятишек при просмотре работы счёт на костяшках,арифмометра, и линейки ЛОГАРИФМИЧЕСКОЙ laughing
      1. 0
        29 января 2025 21:01
        Предполагаю что там сразу взрыв мозга произойдёт, особенно когда счёты в руки дадут.... От там заклинит по полной! Циферок то вообще нет! Опа! Скажут что это ещё за массажёр ног? wassat
        1. +1
          29 января 2025 21:33
          Nexcom, а если им показать как бухгалтера тех времен лихо на них считали а главное правильно вообще за ВОЛШЕБСТВО посчитают.
      2. +1
        30 января 2025 00:44
        я пытался в своё время пытался научиться делению на счётах
        не получилось sad
  7. +3
    29 января 2025 20:43
    Имея точные хронометры и карты астронавигация превращается в развлечение. Любой восьмиклассник освоит за неделю.

    Но если серьёзно, то зачем мучать людей бумажными многосотенстраничными таблицами: забейте всё в смартфоны...
    1. +1
      29 января 2025 23:26
      Забей и разбей, ну или разрядится - и что тогда ?! Тут прикол проще был. Начало 2000х. Я с райцентра в одну деревню переехал. Как то пацаны позвали ночью за семечками сгонять на мотоцикле. У них батя вечерком один бункер с комбайна разгрузил в поле. Выезд из деревни и дорога вокруг поля получается " ? " такого вида. Точка - деревня. Так оба брата показывали перпендикулярно обратному направлению что деревня там. 10 лет там жили уже и не ориентируются на местности. Так еще и ориентир где куча семечек - напротив через овраг на поле 2 омета соломы... ночью за 700-1000 метров без Луны ометы разгляди... В итоге сначала спустились к оврагу разглядели где ометы, а потом по еле видимым следам от комбайна цепь пройдя 3 раза нашли кучу. Черное на черном и с фарой мотоцикла фиг разглядишь. А вот второй прикол...ночью вдоль полей проехать 15 км без единого поворота (граница Башкирии и Орен обл). Но там первый раз ехал и также темень и ни лесополос, ни столбов. Но дорога полевая конечно накатана хоть 100 топи. В городах хуже щас - не все адреса прописаны на картах да и номера домов не везде есть. И самое поганое - заборы или плита на дороге если на авто адрес ищешь. Хотя бывает и знакомый адрес зная когда ты за рулем потом пешком не найдешь. Спросонья так лишних 5 км протопал в 30 градусную жару. Тупо внимательнее надо иногда быть.
  8. +3
    29 января 2025 20:46
    Не знаю как сейчас, но в 85, будучи срочником, командиром топопривязчика, приходилось стартовые позиции мобильных оперативно-тактических ракет по солнцу и звёздам привязывать, штатная была гирокомпасом.
  9. +2
    29 января 2025 21:15
    А что говорить о воздушной навигации? Их сусанистое величество МВЛ. Когда на маршруте десять загибов (ППМ), а приводных радиостанций всего две, одна на аэродроме вылета, вторая... ну очень повезёт, если в точке посадки. laughing
  10. +1
    29 января 2025 21:34
    Ежели ядерная зима, то звезд тоже не видно будет :)
  11. +4
    29 января 2025 22:55
    Давайте язвить не только над ними, но и над самими собою?
    Все связисты могут принять/передать сообщения азбукой Морзе?
    Все, от рядового до капитана, могут подтянуться на перекладине 12 раз за один подход?
    Все смогут определить примерное расстояние до цели с помощью спичечного коробка или ученической линейки?
    Что у них, что у нас, люди живут лучше, чем 200 лет назад. И без кофе, яишницы с беконом или шкварками и новостей из интернета уже и день не начинается.
    1. 0
      30 января 2025 00:48
      Все, от рядового до капитана, могут подтянуться на перекладине 12 раз за один подход?

      вообще то на тройку восемь раз crying
  12. +1
    30 января 2025 01:28
    Как отмечается, флот регулярно проводит учебные стрельбы, ставит дымовые завесы, маневрирует в поисках подлодок, но не готов обойтись без GPS, хотя спутниковая связь из-за множества уязвимостей, скорее всего, станет первой системой, которую противник попытается вывести из строя.

    Есть средства навигации, не связанные с GPS- радиомаяки, астронавигация, инерционная навигация по счислению. И всё это давно обеспечено аппаратурой и соответсвующим ПО.
    Делать вид, что ничего этого нет- все равно, что учить бухгалтеров считать на счётах. Теоретически вроде и возможна ситуация, когда все компьютеры и калькуляторы всех видов выйдут разом из строя, но практически никому в голову не приходит сажать за счёты.
    1. +2
      30 января 2025 11:08
      Полностью согласен. Есть программы любительских планетариев, есть смартфоны с видеокамерой и встроенным угломером. Проблема навигации современными смартфонами может быть решена быстро, без ненужных длительных мыслительных упражнений. Иначе окажется, что потративший немало усилий, и в целом весьма неглупый, индивидуум окажется в отстающих, на фоне более догадливого и оборотистого, но с современным смартфоном и предустановленной программой детского планетария.
      1. +2
        30 января 2025 11:17
        Ладно бы они дали вводную, что GPS не работает.
        были условно выведены из строя (все источники GPS-позиционирования, электронная система управления ходом VMS и ПО для астронавигации STELLA). На мостике перешли на движение по небесным светилам, нанесённым на бумажные карты.

        Для расчетов то хоть разрешили калькулятор использовать (который в том же самом смартфоне, что и ПО по астронавигации)? Не в столбик же они считали. У начальства бывают странные идеи, создающие подчиненным проблемы на пустом месте :((
      2. +1
        30 января 2025 12:29
        Будучи топографом РВиА использовали астронавигацию для привязки позиций пуска ОТР ракет. Однако, даже в те времена (начала 70-х) для определения дирекционных углов (это сравнительно то, что в море курс) использовали сигналы точного времени РС "Маяк". Сейчас эти сигналы передаются в цифровом виде по разным каналам и в связи и в связи с тем, что перерабатываются процессорами уже не точны, как и часы на 1 канале, отклонение по которым доходит до десятка секунд. Т.е. если произошли ядерные взрывы в космосе и навигационные системы полетели в тар-тара-ры, а приводные радиомаяки туда же, то кораблям в море секстант будет нужен, а чем считать тоже большой вопрос, если не будет высокозащищенных от электромагнитных импульсов счетных устройств.
  13. +2
    30 января 2025 06:30
    Подозреваю, что скоро у них появится и голубиная почта
  14. +1
    30 января 2025 10:12
    Не понял зачем они ВСЕ расчёты делали вручную. У них калькуляторы отключились из-за условного РЭБ? Да и калькуляторы теперь не простые, а программируемые, где можно просто ввести исходные данные, нажать кнопку и получить результат.
    1. +3
      30 января 2025 11:35
      Да и калькуляторы теперь не простые, а программируемые, где можно просто ввести исходные данные, нажать кнопку и получить результат.

      Такое было ещё в 1985 году в советском калькуляторе Электроника Мк52 (лежит у меня такой дома для истории). Готовые программы для навигационных расчетов были в одном из подключаемых блоков памяти БРП-2 «Астро» с набором программ для решения навигационных задач.
      А сейчас даже и говорить не приходится- таких достаточно в виде программок для смартфонов.
  15. Rtu
    -2
    3 февраля 2025 02:26
    Придётся пользоваться секстантом, компасом и логарифмической линейкой. Война понимашь...
  16. 0
    3 февраля 2025 11:28
    штурман женщина ?! женщина на корабле -это к беде !