Military Review

The history of the formation of domestic anti-aircraft missile forces

6
8 July 1960 in the USSR anti-aircraft missile forces (ZRV) were formed. ZRV are the successor of anti-aircraft artillery. According to the directive of the General Staff of the Armed Forces of the USSR from 8 July 1960, a new post was introduced to the staff of the Office of the Commander-in-Chief of the Air Defense Forces - the commander of the air defense missile forces. Since then and to this day, anti-aircraft missile troops form the basis of the state's air defense. The main unit of these troops is the anti-aircraft missile system (ZRK), which is a combination of functionally combined technical and military means, which are able to provide the tasks of destroying the means of an aerospace attack of a potential enemy. To date, the ZRV of Russia is armed with the C-300, C-400, Buk-M1, Tor-M1, OCA-AKM, Tunguska-M1 complexes. However, before the advent of data from the air defense system, domestic anti-aircraft missile forces had a long way of development.


By the end of the 20th century, it was an anti-aircraft missile weapon became one of the most important weapons, which significantly affects the outcome of hostilities. The use of this type of weapon has led to a revision of the concept of "air supremacy." Even with an overwhelming superiority in the number of air attack weapons, the enemy cannot use his Aviation on ground objects. Massively air defense systems began to be used only in the final third of the last century, although the first developments in this area during the Second World War were still carried out by the Germans. After the war, the fruits of engineering of German designers fell into the hands of the Allies.

At the end of the 1940s, the potential opponents of the USSR were armed with atomic weapon carriers - intercontinental strategic bombers, who could penetrate the territory of the USSR and reach Moscow. Taking into account the threat of a nuclear attack by the United States, Joseph Stalin personally outlined the task of developing Moscow’s defense in the shortest possible time. To solve this difficult task 9 August 1950, the Design Bureau No. 1 (KB-1) was tasked with creating a Berkut anti-aircraft guided missile system or 25 system, later C-25. From that day, KB-1 began to expand its staff, replenishing itself with the best specialists, graduates of military academies and institutes in Moscow, Leningrad and other cities of the country.
The history of the formation of domestic anti-aircraft missile forces
Missile complex C-25

Taking into account the threat of massed air strikes, the multi-channel capability of the C-25 complex was implemented - the ability of each air defense missile system to simultaneously fire up aircraft to 20. The range of the complex made it possible to hit air targets at an altitude from 3-5 km to the practical ceiling of all the enemy aircraft currently in service. At the same time, the C-25 system was stationary, and its deployment around Moscow required substantial costs, which were associated with the implementation of an enormous amount of construction work. At the same time, when developing the C-25 “Berkut”, for the first time, such important and very complex tasks as the creation of a complex multicomponent system were solved, it was also possible to form a cooperation of design institutes and manufacturers within the country.

The general construction of the Moscow air defense system was as follows: all-around radars, including those relegated to long-range boundaries, for detecting flying planes; 2 rings sector multi-channel air defense missile complexes, remote from the city on 50 km (24 ZRK) and on 90 km (32 ZRK). The structure of each complex included anti-aircraft missiles and guidance radars. Control of the air defense system of the capital was provided by 4 sector command posts and one central one. The preparation of missiles for combat use, as well as their storage was monitored by special technical bases.

In front of each of the guidance radars at a distance in the 1,2-4 kilometer there was a 60 launch pad (for 3-x missiles on each target firing channel). The C-25 missiles launched vertically upwards, deviating from the radar in the direction of targets, the missiles were automatically captured by the radar for tracking, and then guidance commands were transmitted to them. The tests of the C-25 SAM system at the Kapustin Yar launch site began in September of 1952, and on November 2, the successful launch of the B-300 rocket against a fixed target took place. 25 April 1953 was launched on a target plane flying at an altitude of 7000 meters, the plane was shot down. It is 25 of April that 1953 of the year can be considered the birthday of a new type of air defense weaponry, which was able to effectively fight enemy planes day and night, in all weather conditions. 7 May 1955 of the year less than 5 years after the start of development, the Moscow air defense system, incorporating the C-25 air defense system, was put into service.
S-75

At the same time, progress did not stand still, and the military demanded the development of a mobile air defense system. Such a complex was the famous C-75 (the years of the creation of 1953-1957). To reduce the cost of the complex and its mobility, developers had to abandon the multi-channel for the target. At the same time, the B-750 anti-aircraft missile of the C-75 anti-aircraft complex, with almost half the mass, was almost as good as the C-300 complex's B-25 rocket. For many decades, the C-75 air defense system remained the basis of domestic air defense, the complex was repeatedly upgraded, exported and widely used in local military conflicts of its time.

The S-75 air defense missile system was the first of the Russian air defense missile systems to undergo real combat tests. 1 May 1960 of the B-750 rocket over Sverdlovsk managed to shoot down the high-altitude American spy plane U-2. In addition, C-75 was very successfully used during the Vietnam War. Here, in the period from 1965 to 1973, about 2,5 thousands of enemy aircraft were shot down using this complex. The complex proved its high efficiency during numerous Middle Eastern conflicts.

Unlike its predecessor, the C-75 air defense system was the first mobile system that could begin to repel a massive air raid from a march in a few hours. In terms of its tactical and technical characteristics, the C-75 was ahead of many anti-aircraft complexes of its time. Even today, after almost 60 years since the start of work on the ZRK-75 project, its various upgraded versions are in service with a number of countries.
S-125

In the USSR, 1956-1961, work was carried out to create a complex that would be able to provide highly effective missile cover for various objects from low-flying air attack weapons. The result of this work was the creation of low-altitude missile defense system C-125. For the first time, the rocket of this complex was equipped with only solid-fuel engines at both stages, which greatly simplified the operation of the entire complex as a whole. Like the C-75 complex, the C-125 SAM system lived a long life, being actively exploited both in the USSR and abroad, he, like its predecessor, managed to take part in many local conflicts. At the same time, due to the operational advantages, the complex had a large modernization potential compared to C-75. To this day, both in Russia and abroad, work is underway to improve this complex, including the creation of its highly mobile options.

The S-125 SAM system was designed to combat enemy aircraft at altitudes from 100 to 5000 meters at a distance of up to 12 km, flying at speeds up to 1500 km / h. The complex was developed taking into account ensuring the mobility of all components - launchers, attached hardware, radar reconnaissance, communications and control. All of these elements were originally developed either on the automobile base, or using the possibility of transporting them in the form of trailers with the help of automobile tractors on the roads, as well as by air, rail and sea transport. Over time, the indicators of the air defense system were significantly increased, so the minimum height of the destruction of air targets was brought to 20 meters, and the maximum to 20 km.

In the middle of the 50-s of the XX century in the USSR, there was a need to develop long-range air defense systems that would allow for deploying a limited number of complexes to cover large areas of the country and build layered defense of the most important industrial and military facilities. The development of the C-200 system in the USSR began in the year 1958. Involvement in the development of the already formed cooperation of the experienced creators of the C-75 and C-125 SAM systems made it possible to successfully implement the project for the 1967 year.
S-200

Taking into account the inevitable reduction in the accuracy of the radio command of targeting the missile to the target as the distance to the target increases, a semi-active radio command command on the target, which was irradiated by ground radar, was implemented on the C-200A Angara missile. In the interests of preserving the secrecy regime, the most perfect and powerful means of air defense was deployed for a long time only in our country, the first deliveries of the C-200 complex abroad began only in the 1980-s.

In total, 1950 launchers of the C-200 complex were deployed in the USSR. During its existence, this complex is often modernized. So in the 1970 year, the C-200В Vega complex entered service, and in the 1975 year, the C-200D Dubna. During the modernization of the complex, it was possible to significantly increase the firing range (from 150 to 300 km) and the altitude of the target (from 20 to 41 km). In Russia, C-200 complexes were part of anti-aircraft missile regiments or brigades of mixed composition, including, in addition, divisions armed with C-125, as well as means for directly covering C-60 or ZU-23.

The main weapon of the C-200 complex was a two-stage guided missile. Its first stage included the 4 solid fuel accelerator. The march stage was equipped with a fluid two-component rocket engine. The warhead of the missile was high-explosive. At the same time, there were also missiles with a nuclear warhead intended to defeat group air targets. The rocket was equipped with a semi-active homing head on the target. The warhead of the rocket consisted of two flattened hemispheres with a diameter of about 80 cm., Which contained 80 kg. explosive - in the amount of about 37 thousand steel balls with a diameter of 6 and 8 mm. The missile was undermined when the target hit the active radio-fuse trigger zone (removal - a few tens of meters, an angle of approximately 60 degrees to the axis of the missile’s flight). The probability of hitting a target with the very first missile was estimated at 80%, but the queue was usually launched from 2-x, and in conditions of EW and from 3-x missiles. The probability of destroying an 2 air target with missiles was already more than 96%.
The launch of the C-200

Along with the unique characteristics of the height and range of destruction, as well as advanced applications in a difficult jamming environment, the C-200 SAM system was distinguished by its large size and, consequently, limited mobility. The operation of the complex was also complicated by the use of liquid fuel at the mid-flight stage. Therefore, having completed the important task of providing cover for the vast expanses of the USSR, with the creation of the new C-300 air defense system, which had a comparable range of damage, C-200, after 30 years of active operation, retired to history.

Information sources:
- http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/history.php
- http://vpk-news.ru/articles/5038
- http://pvo.guns.ru/s125
- http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/839-zenitnyi-raketnyi-ko.html
- http://www.raspletin.ru/zenitnaya-raketnaya-sistema-s-25-berkut
- http://ru.wikipedia.org
War, which was not. 12 series. "Guardians of the sky"

Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Nayhas
    Nayhas 26 March 2013 10: 17
    +5
    The history of the creation of the first air defense system is much more interesting. I consider it necessary to name all the same the names of the authors of the C-75, which laid the foundation for all the air defense systems of the USSR / Russia. The development of "System-25" began by the Government Decree of August 9, 1950, the organizer was appointed the Deputy Chairman of the Council of Ministers "a terrible executioner who feared even Zhukov" LP Beria. KB-1 was formed on the basis of the NII-20 telemechanics laboratory in 1947, KB-1 was headed by P. N. Kuksenko, first deputy S.L. Beria, department # 31 was engaged in anti-aircraft missile systems under the leadership of A.A. Raspletin. In total, KB-1 had three departments. KB-1 created a complex, but the missile was dealt with by OKB-301 KB Lavochkin, to which from NII-88 in 1950. transferred a group of specialists (previously deported from Germany in 1946) of this research institute engaged in the development of the R-101 missile defense system based on Wasserfall and the R-102 based on Schmetterlink and Reintochter; Grushin, future author of the S-300. Since 1953 after the arrest of S.L. Beria, A.A. became the chief designer of the S-25. Raspletin. Of course, all this could not have been listed in the article, but at least Alexander Andreevich Raspletin и Peter Dmitrievich Grushin I think it was necessary.
  2. leon-iv
    leon-iv 26 March 2013 12: 02
    0
    By the way, you still need to add about the UBC on these missiles
    1. Proud.
      Proud. 26 March 2013 12: 47
      0
      I agree. I saw a similar product, and felt.
      1. Was mammoth
        Was mammoth 26 March 2013 15: 23
        +1
        Quote: Be proud.
        I agree. I saw a similar product, and felt.

        And I served on the S-25, at the base. Specialty - radio fuses. In the photo there is a more perfect product - there were also older missiles. By the way, on the semi-trailer there is no jack under the warhead place.
  3. Fedor
    Fedor 26 March 2013 21: 24
    +1
    The only valuable thing in the article is that it correctly indicates the date of the creation of anti-aircraft missile forces. The article cannot claim the title of "history of formation". Those interested in a more detailed history of the country's air defense, incl. ZRV, can refer to the site http://pvo.guns.ru/
  4. AlexMH
    AlexMH 26 March 2013 21: 54
    +1
    It should be added that the range of 240 km achieved in the S-200 complex was not implemented in the S-300. In fact, to date, the S-300 has a range of about 150 km. And the development of a new long-range missile for the S-300 and now the S-400 is not finished. Another thing is that the S-200 complex is difficult to operate and requires a large number of personnel. Its deployment time is more than a day, so it is considered semi-stationary.
    1. I think so
      I think so 27 March 2013 00: 40
      0
      Yes, but not the designer now that they were earlier ... Maybe L.P.B. lacks? But it seems to me that there is not enough patriotism and pride for their country ... and the truth ... why make good rockets? Protect the capitals and yachts of the oligarchs?
  5. P-15
    P-15 29 March 2013 15: 37
    +1
    Yes, as I looked at the photo I immediately remembered the army friends and the Arctic soldier And the air defense day in Russia is still celebrated on the 2nd Sunday of April or what?

История становления отечественных зенитных ракетных войск

8 июля 1960 года в СССР были образованы зенитные ракетные войска (ЗРВ). ЗРВ являются правопреемником зенитной артиллерии. Согласно директиве генерального штаба ВС СССР от 8 июля 1960 года в штат Управления главнокомандующего Войсками ПВО была введена новая должность – командующий зенитными ракетными войсками ПВО. С тех пор и по сей день зенитные ракетные войска составляю основу противовоздушной обороны государства. Основной единицей этих войск является зенитный ракетный комплекс (ЗРК), являющийся совокупностью функционально объединенных технических и боевых средств, которые в состоянии обеспечить задачи по уничтожению средств воздушно-космического нападения вероятного противника. На сегодняшний день на вооружении ЗРВ России находятся комплексы С-300, С-400, «Бук-М1», «Тор-М1», ОСА-АКМ, Тунгуска-М1. Однако до появления данных ЗРК отечественные зенитно-ракетные войска прошли долгий путь развития.

К концу XX века именно зенитное ракетное оружие стало одним из наиболее важных средств вооружений, которое существенно влияет на исход боевых действий. Применение данного вида оружия привело к пересмотру такого понятия как «господство в воздухе». Даже обладая подавляющим превосходством в количестве средств воздушного нападения, противник не может безнаказанно использовать свою авиацию по наземным объектам. Массово ЗРК стали применяться только в заключительной трети прошлого века, хотя первые разработки в этой области во время Второй мировой войны вели еще немцы. После окончания войны плоды инженерной мысли немецких конструкторов попали в руки союзников.

В конце 1940-х годов у потенциальных противников СССР на вооружении находились носители атомного оружия – межконтинентальные стратегические бомбардировщики, которые могли проникнуть на территорию СССР и достать Москву. Принимая во внимание угрозу ядерного нападения со стороны США, И. В. Сталин лично обозначил задачу по разработке в кратчайшие сроки ПВО Москвы. Для решения данной непростой задачи 9 августа 1950 года Конструкторскому бюро №1 (КБ-1) была поставлена задача создания системы зенитного управляемого ракетного оружия «Беркут» или системы-25, в дальнейшем С-25. С этого дня КБ-1 стало расширять свой штат сотрудников, пополняясь лучшими специалистами, выпускниками военных академий и институтов Москвы, Ленинграда и других городов страны.
История становления отечественных зенитных ракетных войск
Ракета комплекса С-25


Принимая во внимание угрозу массированных авианалетов, в комплексе С-25 была реализована многоканальность по цели – возможность каждого ЗРК одновременно обстреливать до 20 самолетов. Зона досягаемости комплекса позволяла поражать воздушные цели на высоте от 3-5 км до практического потолка всех находящихся на тот момент на вооружении самолетов противника. При этом система С-25 была стационарной, а ее развертывание вокруг Москвы потребовало существенных затрат, которые были связаны с осуществлением колоссального объема строительных работ. При этом при разработке ЗРК С-25 «Беркут» впервые были решены такие важные и очень сложные задачи, как создание сложной многокомпонентной системы, также удалось сформировать внутри страны кооперацию проектных институтов и предприятий-изготовителей.

Общее построение московской ПВО было следующим: радиолокаторы кругового обзора, в том числе отодвинутые на дальние рубежи, для обнаружения подлетающих самолетов; 2 кольца секторных многоканальных зентно-ракетных комплексов, удаленных от города на 50 км (24 ЗРК) и на 90 км (32 ЗРК). В состав каждого комплекса входили зенитные ракеты и радиолокаторы наведения. Управление системой ПВО столицы обеспечивали 4 секторных командных пункта и один центральный. За подготовкой ракет к боевому применению, а также их хранением следили специальные технические базы.

Перед каждым из радиолокаторов наведения на удалении в 1,2-4 километра размещалось 60 стартовых столов (для 3-х ракет на каждый канал обстрела целей). Ракеты комплекса С-25 стартовали вертикально вверх, отклоняясь от радиолокаторов в сторону целей, ракеты автоматически захватывались радиолокатором на сопровождение и далее на них передавались команды наведения. Испытания системы ЗРК С-25 на полигоне Капустин Яр начались в сентябре 1952 года, а уже 2 ноября был выполнен успешный пуск ракеты В-300 по неподвижной цели. 25 апреля 1953 года был выполнен пуск по самолету-мишени, летящему на высоте в 7000 метров, самолет был сбит. Именно 25 апреля 1953 года можно считать днем рождения нового вида вооружения ПВО, которое было способно вести эффективную борьбу с самолетами противника днем и ночью, в любых погодных условиях. 7 мая 1955 года менее чем через 5 лет после начала разработки система ПВО Москвы, включающая в свой состав ЗРК С-25, была принята на вооружение.
История становления отечественных зенитных ракетных войск
ЗРК С-75

При этом прогресс не стоял на месте, а военные требовали разработки передвижного комплекса ПВО. Таким комплексом стал знаменитый С-75 (годы создания 1953-1957). Для уменьшения стоимости комплекса и его подвижности разработчикам пришлось отказаться от многоканальности по цели. При этом зенитная ракета В-750 комплекса ПВО С-75 при практически вдвое меньшей массе по своим летно-техническим характеристикам почти не уступала ракете В-300 комплекса С-25. На протяжении многих десятилетий ЗРК С-75 оставался основой отечественной ПВО, комплекс неоднократно модернизировался, поставлялся на экспорт и широко применялся в локальных военных конфликтах своего времени.

ЗРК С-75 первой из отечественных ракетных систем ПВО прошла настоящие боевые испытания. 1 мая 1960 года ракетой В-750 над Свердловском удалось сбить высотный американский самолет-шпион U-2. Помимо этого очень успешно С-75 применялся во время Вьетнамской войны. Здесь в период с 1965 по 1973 годы с помощью данного комплекса было сбито порядка 2,5 тысяч вражеских самолетов. Свою высокую эффективность комплекс доказал и во время многочисленных ближневосточных конфликтов.

В отличие от своего предшественника ЗРК С-75 был первой передвижной системой, которая могла приступить к отражению массированного авиационного налета с марша за несколько часов. По своим тактико-техническим характеристикам С-75 был впереди многих зенитных комплексов своего времени. Даже в наши дни, спустя почти 60 лет с момента начала работ по проекту ЗРК-75, различные его модернизированные варианты состоят на вооружении ряда стран мира.
История становления отечественных зенитных ракетных войск
ЗРК С-125

В 1956-1961 годах в СССР велись работы по созданию комплекса, который был бы в состоянии обеспечить высокоэффективное ракетное прикрытие различных объектов от низколетящих средств воздушного нападения. Результатом этих работ стало создание маловысотного ракетного комплекса ПВО С-125. Впервые ракета данного комплекса была оснащена лишь твердотопливными двигателями на обеих ступенях, что значительно упростило эксплуатацию всего комплекса в целом. Как и комплекс С-75, ЗРК С-125 прожил достаточно долгую жизнь, активно эксплуатируясь и в СССР, и за рубежом, он, как и его предшественник, успел принять участие во многих локальных конфликтах. При этом за счет эксплуатационных преимуществ комплекс обладал большим модернизационным потенциалом по сравнению с С-75. По сей день как в России, так и за границей ведутся работы по усовершенствованию данного комплекса, в том числе и создание его высокомобильных вариантов.

ЗРК С-125 предназначался для борьбы с самолетами противника на высотах от 100 до 5000 метров на дальности до 12 км, летящих со скоростями до 1500 км/ч. Комплекс разрабатывался с учетом обеспечения мобильности всех составляющих – пусковых установок, придаваемых им технических средств обеспечения, средств радиолокационной разведки, связи и управления. Все эти элементы изначально разрабатывались либо на автомобильной базе, либо с применением возможности их транспортировки в виде прицепов при помощи автомобилей-тягачей по дорогам, а также авиационным, железнодорожным и морским транспортом. Со временем показатели ЗРК были существенно увеличены, так минимальная высота поражения воздушных целей была доведена до 20 метров, а максимальная до 20 км.

В середине 50-х годов XX века в СССР обозначилась потребность в разработке ЗРК большого радиуса действия, который позволил бы при развертывании ограниченного числа комплексов обеспечить прикрытие больших территорий страны и построить эшелонированную оборону наиболее важных промышленных и военных объектов. К разработке новой системы С-200 в СССР приступили в 1958 году. Привлечение к ее разработке уже сформировавшейся кооперации опытных создателей ЗРК С-75 и С-125 позволило успешно реализовать проект к 1967 году.
История становления отечественных зенитных ракетных войск
ЗРК С-200

С учетом неизбежного снижения точности радиокомандного наведения ракеты на цель по мере роста дальности до цели, на ракете комплекса С-200А «Ангара» было реализовано полуактивное радиокомандное наведение на цель, которая облучалась наземным радиолокатором. В интересах сохранения режима секретности наиболее совершенное и мощное средство ПВО долгое время развертывалось только на территории нашей страны, первые поставки комплекса С-200 за рубеж начались лишь в 1980-е годы.

Всего в СССР было развернуто порядка 1950 пусковых установок комплекса С-200. За время своего существования данный комплекс довольно часто модернизировался. Так в 1970 году на вооружение поступил комплекс С-200В «Вега», а в 1975 году – С-200Д «Дубна». В ходе работ по модернизации комплекса удалось существенно повысить дальность стрельбы (со 150 до 300 км) и высоту поражения цели (с 20 до 41 км). В России комплексы С-200 входили в состав зенитных ракетных полков или бригад смешанного состава, включавших, кроме того, дивизионы, вооруженные С-125, а также средства непосредственного прикрытия С-60 или ЗУ-23.

Основным оружием комплекса С-200 была двухступенчатая управляемая ракета. Первая ее ступень включала в себя 4 твердотопливных ускорителя. Маршевая ступень оснащалась жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем. Боевая часть ракеты была осколочно-фугасной. При этом существовали также ракеты с ядерной боевой частью, предназначенные для поражения групповых воздушных целей. Ракета оснащалась головкой полуактивного самонаведения на цель. Боевая часть ракеты представляла собой две сплющенных полусферы диаметром около 80 см., которые содержали 80 кг. взрывчатого вещества – в сумме около 37 тыс. стальных шариков диаметром 6 и 8 мм. Подрыв ракеты осуществлялся во время попадания цели в зону срабатывания активного радиовзрывателя (удаление – несколько десятков метров, угол приблизительно 60 градусов к оси полета ракеты). Вероятность поражения цели первой же ракетой оценивалась в 80%, но обычно производился запуск очереди из 2-х, а в условиях РЭБ и из 3-х ракет. Вероятность уничтожения воздушной цели 2-мя ракетами составляла уже более 96%.
История становления отечественных зенитных ракетных войск
Пуск ракеты ЗРК С-200

Наряду с уникальными характеристиками по высоте и дальности поражения, а также расширенными возможностями применения в сложной помеховой обстановке ЗРК С-200 отличался большими размерами, а, следовательно, ограниченной мобильностью. Также эксплуатацию комплекса усложняло использование на маршевой ступени ракет жидкого топлива. Поэтому, выполнив важную задачу по обеспечению прикрытия огромных просторов СССР, с созданием нового ЗРК С-300, обладавшего соизмеримой дальностью поражения, С-200 после 30 лет активной эксплуатации отошел в историю.

Источники информации:
- http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/history.php
- http://vpk-news.ru/articles/5038
- http://pvo.guns.ru/s125
- http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/839-zenitnyi-raketnyi-ko.html
- http://www.raspletin.ru/zenitnaya-raketnaya-sistema-s-25-berkut
- http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Война, которой не было. 12 серия. "Стражи неба"

Читайте также
Комментарии 6
  1. Nayhas 26 марта 2013 10:17
    История создания первого ЗРК намного интереснее. Считаю необходимым назвать всё таки имена авторов С-75 положившего началу всем ЗРК СССР/России. Разработка "Системы-25" началась по Постановлению Правительства от 9 августа 1950 г., организатором был назначен заместитель Председателя Совета Министров "ужасныйпалачкотороговсебоялисьдажежуковссался" Л.П.Берия. КБ-1 было образовано на базе лаборатории телемеханики НИИ-20 в 1947 г. , руководил КБ-1 П. Н. Куксенко, первый заместитель С.Л.Берия, зенитными ракетными системами занимался отдел №31 под руководством А.А. Расплетина. Всего в КБ-1 было три отдела. КБ-1 создали комплекс, но ракетой занималось ОКБ-301 КБ Лавочкина, в которое из НИИ-88 в 1950г. перевели группу специалистов (ранее в 1946г. депортированных из Германии) данного НИИ занимавшихся разработкой ЗУР Р-101 на базе "Вассерфаль" и Р-102 на базе "Шметтерлинк" и "Рейнтохтер", руководил созданием ЗУР П.Д. Грушин, будущий автор С-300. С 1953г. после ареста С.Л.Берия главным конструктором С-25 становится А.А. Расплетин. Конечно в статье всего этого можно было не перечислять, но назвать как минимум Александра Андреевича Расплетина и Петра Дмитриевича Грушина считаю было необходимо.
  2. leon-iv 26 марта 2013 12:02
    Кстате надо еще таки добавить про СБЧ на оных ракетах
    1. Гордей. 26 марта 2013 12:47
      Согласен.Видел подобное изделие,и щупал.
      1. Был Мамонт 26 марта 2013 15:23
        Цитата: Гордей.
        Согласен.Видел подобное изделие,и щупал.

        А я служил на С-25, на базе. Специальность- радиовзрыватели. На фото более совершенное изделие - были еще и более старые ракеты. Кстати , на полуприцепе нет домкрата под местом БЧ.
  3. Федор 26 марта 2013 21:24
    В статье ценное лишь то, что она верно обозначает дату создания зенитно-ракетных войск. Претендовать на титул "истории становления" статья никак не может. Интересующиеся более подробной историей ПВО страны, в т.ч. ЗРВ, могут обратится к сайту http://pvo.guns.ru/
  4. AlexMH 26 марта 2013 21:54
    Нужно добавить, что дальность 240 км, достигнутая в комплексе С-200, в С-300 реализована не была. Фактически, до настоящего момента С-300 имеет дальность порядка 150 км. И разработка новой дальнобойной ракеты для С-300 и теперь уже С-400 не закончена. Другое дело, что комплекс С-200 сложен в эксплуатации и требует большой численности личного состава. Время его развертывания - более суток, поэтому он считается полустационарным.
    AlexMH
    1. Я так думаю 27 марта 2013 00:40
      Да-а-а не те ныне конструктора, что ранее ... Может Л.П.Б. не хватает? Но мне кажется, что не хватает патриотизма и гордости за свою страну ... а и правда ... для чего делать хорошие ракеты? Защищать капиталы и яхты олигархов?
  5. П-15 29 марта 2013 15:37
    Да-а-а,как посмотрел на фото сразу вспомнил армейских друзей и Заполярье soldier А день ПВО в России все так же отмечают 2-е воскресенье апреля или как?
    П-15

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня