Вот это будет летать над нашими границами?

595 755 113
Вот это будет летать над нашими границами?

Демонстрационный самолёт XB-1 компании Boom Supersonic преодолел звуковой барьер, что стало важной вехой в разработке более крупного 55-местного сверхзвукового авиалайнера, известного как Overture.


«Увертюра», третьей будешь?


«Конкорд» и Ту-144.

Очень сложно судить, насколько вот это может быть прототипом для пассажирского авиалайнера, сходство с Ту-144 и «Конкордом» очень отдаленное. Зато если посмотреть на такие аппараты, как U-2 и SR-71, то с ними есть что-то такое общее.




SR-71


ХВ-1

Впрочем, в США и не делают тайны из того, что на самолет смотрят и с другой стороны. По крайней мере, «в целом эта программа может иметь значительные последствия не только для коммерческой авиации, но и для военной» — так считают в самой компании-разработчике.

И вот этот демонстрационный образец XB-1 компании впервые преодолел звуковой барьер, разогнавшись до сверхзвуковой скорости чуть более чем за 11 минут полёта.


Самолёт разогнался до скорости 1,1 Маха под управлением бывшего лётчика ВМС США и испытателя Тристана «Джеппетто» Бранденбурга из аэропорта Мохаве в Калифорнии. На протяжении большей части полёта XB-1 сопровождали два других сверхзвуковых самолёта: Mirage F1 под управлением Эй Джея «Фэйса» Макфарланда (к слову – совершенно не гражданского пилота), выполнявший функции основного сопровождения, и T-38 Talon, выполнявший функции фотоконтроля. Во время полёта XB-1 трижды достигал сверхзвуковой скорости и благополучно приземлился в Мохаве после полёта продолжительностью чуть более 30 минут.


Что примечательно: оно, конечно, Mirage F1 никогда не был на вооружении ни ВВС США, ни ВМС, ни КМП. Вероятно, это частный самолет, принадлежащий Макфарланду, позывной которого прямо орет о том, что Эй Джей – военный или бывший военный (если бывшие у них в порядке вещей, а то может и не быть) летчик. Ну а Т-38 – это вообще штатный учебно-тренировочный самолет и ВВС США, и NASA. И имя летчика почему-то из отчетов скромно исчезло.

Так что да, ХВ-1 — это прототип, созданный по программе пассажирского авиалайнера, но за хвостовым оперением неназойливо так маячили военные.


XB-1 становится новейшей сверхзвуковой платформой, которая поднимется в воздух над «Долиной испытательных полётов», продолжая исторические первые полёты, совершённые здесь такими самолётами, как X-1, North American X-15 и Lockheed SR-71 Blackbird.

Ожидается, что в конечном итоге максимальная скорость XB-1 составит около 2,2 Маха или около 2 700 км/ч.

XB-1, также известный как «Baby-Boom», представляет собой демонстратор технологий в масштабе 1/3 для Overture. Он совершил свой первый полёт в Мохаве 22 марта 2024 года, и во время этого полёта XB-1 развил скорость около 500 км/ч и достиг высоты 2500 м. В тот раз за штурвалом был главный лётчик-испытатель Билл «Док» Шумейкер, а за полётом следил «Джеппетто» Бранденбург, управлявший самолётом сопровождения T-38 Talon. Что, в целом, подтверждает общую картину происходящего: в Boom Supersonic на многих должностях находятся военные/бывшие военные, соответственно, военные ведомства прекрасно осведомлены о всем происходящем в фирме Boom Supersonic.

Впервые компания заявила о разработке прототипа в ноябре 2016 года, примерно через восемь месяцев после объявления о своих планах по созданию Overture. 7 октября 2020 года Boom Supersonic выпустила XB-1, который имеет гражданский регистрационный номер N990XB в США.

В конструкции XB-1 широко используются передовые технологии, в том числе композитные материалы из углеродного волокна, усовершенствованная авионика и цифровая оптимизация аэродинамики.


У XB-1 необычная силовая установка, которая позволяет ему развивать сверхзвуковую скорость и, возможно, имеет перспективу на что-то большее. Она состоит из трёх турбореактивных двигателей General Electric J85-15, которые в совокупности обеспечивают тягу около 60 кН.

Двигатель J85 хорошо освоен и также используется в Northrop F-5 и T-38. Но на его месте запросто может оказаться что-то примерно таких же размеров, но мощнее. Сама по себе схема с тремя двигателями экзотична, но с тех пор, как был представлен XB-1, ещё один трёхмоторный самолёт «вышел из тени» — китайский перспективный боевой самолёт, предварительно известный как J-36.

По сравнению с XB-1, Overture будет изрядно крупнее: длина 61 метр против 21 у прототипа, а вот высотно-скоростные качества заявляются примерно такие же: максимальная скорость — 2,2 Маха, крейсерская – 1,7 М, а дальность на крейсерской скорости составит около 9 000 км. И эти цифры как раз говорят о том, что на Overture будут стоять несколько иные двигатели.

Планируется, что Overture, призванный сделать сверхзвуковые перелёты более доступными для большего числа путешественников, станет перевозить в общей сложности 64–80 пассажиров. Предназначенный для значительного сокращения продолжительности трансокеанских перелётов, самолёт «разработан таким образом, чтобы быть прибыльным для авиакомпаний по ценам, аналогичным ценам первого и бизнес-класса», отмечается на сайте компании.

В последний раз такие характеристики были доступны для пассажиров на борту англо-французского «Конкорда».


Билет на этот культовый авиалайнер стоил в несколько раз дороже, чем эквивалентный билет бизнес-класса, и в конце 2003 года лайнер был выведен из эксплуатации. Ну и аварии тоже сыграли свою роль.


До «Конкорда» был советский Ту-144, который стал первым в мире пассажирским сверхзвуковым самолётом, начавшим эксплуатацию в 1975 году. Однако он совершил всего около 100 коммерческих рейсов, примерно половина из которых была пассажирскими, после чего его быстро перевели на грузовые перевозки. Он завершил свою карьеру в качестве сверхзвукового исследовательского самолёта, в том числе по заказу НАСА.


В прошлом компания Boom заявляла, что производство каждого самолёта Overture обойдётся в 200 миллионов долларов. На своём сайте она также сообщает, что «портфель заказов Overture состоит из 130 заказов и предварительных заказов» от American Airlines, United Airlines и Japan Airlines.

Boom говорит, что планируется выпустить первую версию Overture в 2026 году, испытательные полёты начнутся в 2027 году, а сертификация типа ожидается к 2029 году. Всё это остаётся очень амбициозным проектом, в котором предстоит преодолеть множество препятствий, и мы не удивимся, если эти сроки не будут соблюдены. В наше время сроки, «сдвинутые вправо» с последующим подорожанием, – это нормально.

Но помимо коммерческого рынка, не стоит упускать из виду потенциальное военное применение «Увертюры». Мы все-таки просто обязаны рассмотреть и такой вариант развития событий.

Ведь для этого есть определенные предпосылки: с 2020 года компания Boom сотрудничает с Военно-воздушными силами США, разрабатывая потенциальную версию Overture для высокоскоростных полётов правительственных чиновников. Хотя перемещение правительственных чиновников на сверхзвуковой скорости было бы уникальной и очень престижной возможностью, конструкция Overture также позволяет быстро перевозить грузы и персонал, что также интересует Военно-воздушные силы.

В июле 2022 года Northrop Grumman и Boom объявили о сотрудничестве в разработке варианта Overture специально для вооружённых сил США и их союзников. В то время Boom отметил, что военный вариант был бы идеальным для «операций быстрого реагирования».

Главный инженер-испытатель Ник Шерика высказался о возможностях ХВ-1 в следующем стиле:

«Оснащённый специализированными возможностями, самолёт может использоваться для доставки медикаментов, экстренной медицинской эвакуации или наблюдения за обширными территориями быстрее, чем обычные самолёты. Вариант Overture для специальных миссий также может использоваться для координации других самолётов и наземных средств в различных сценариях».

Собственно, вот и всё. Наблюдение за большими территориями и координация других самолетов. Каких? Да понятно, что не пассажирских. Ресурс www.airandspaceforces.com, совершенно не стесняясь, намекал, что двигатели J85-15 можно с минимальными затратами заменить на F-135-PW-100/400 от Pratt & Whitney, что даст прирост мощности в три раза. А здесь, при таких раскладах, можно уже говорить о других скоростях и других высотах.

Сколько вообще было принято усилий для разработки «оборонных вариантов» Overture, сказать сложно. В сентябре 2023 года компания Boom объявила о создании своей консультативной группы по обороне, опираясь на сотрудничество с Northrop Grumman. Группа призвана помочь в определении «задач национальной безопасности», для которых может быть использован этот самолёт.

Но, как и в случае с коммерческим применением Overture, перспектива создания военной версии также сопряжена с трудностями. История предыдущих программ показывает, насколько сложно сделать коммерческий сверхзвуковой полёт реальностью, особенно доступной по цене. Однако остаётся ли главной целью Boom, сказать невозможно. На военных бюджетах прибыли получается больше, чем на коммерческих перевозках, это факт.


Однако сейчас стоит задуматься о достижении Boom Supersonic, которое заключается в преодолении звукового барьера с помощью XB-1. Что бы ни ждало эту амбициозную программу в будущем, экзотический испытательный самолёт, несомненно, привлечёт внимание военных. А уж они вряд ли упустят свой шанс.

На самом деле, в США давно уже с огромным удовольствием смотрят в сторону частного сектора. NASA давным-давно сравнялась по беспомощности с «Роскосмосом» и ничего не может предложить в плане космических кораблей. Всё делают частные конторы типа SpaceX, Blue Origin, Sierra Space, Boeing. Кто сказал, что такое же совершенно невозможно в области авиастроения? А если есть приличная частная разработка, то почему военное ведомство не в состоянии воспользоваться им по полной программе? И на выходе получить уже продукт, готовый к применению, не важно, в качестве разведчика или скоростного транспортника. Это действительно не важно, важен итоговый результат.


Пассажирский лайнер «Увертюра» — это, конечно, да, он вполне себе сможет и состояться. Но выпуск лайнеров, продажа, обслуживание, окупаемость — всё это ляжет на производителя. А военный бюджет — это военный бюджет. Это соблазн, так что высотный скоростной разведчик или самолет оперативной доставки могут появиться намного раньше, чем коммерческий лайнер. Тем более что у США явная проблема с этими классами самолетов. А скоростные самолеты, способные оперативно перебрасывать грузы на огромные расстояния Тихого океана, — это будет необходимо, если США не снимут со счетов Китай как врага №1. Да и разведчики, способные безнаказанно заглянуть чуть дальше, чем спутники, — тоже дело небесполезное.

Так что появление преемника U-2 и SR-71 — не такая уж и глупая затея, как может показаться. А сверх- или гиперзвуковой транспорт, не особенно нуждающийся в сопровождении, — тем более.
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 февраля 2025 04:23
    Если на базе пассажирского самолёта создадут военный - то это будет весьма необычное решение. Более привычно, когда на базе военного изделия создают гражданское. Классический общеизвестный пример Ту-16/Ту-104. А тут какой-то "обратный инжиниринг" получается :)))
    1. +3
      5 февраля 2025 06:11
      Цитата: Andy_nsk
      Более привычно, когда на базе военного изделия создают гражданское.

      Время такое для авиации. Условно на военных работает 10 тыс. инженеров, на гражданских предприятиях 100 тыс. Частник платит лучше, следовательно идут туда лучшие. Государство выигрывает там где нужны чудовищные первичные вложения а результат будет сильно потом и то не факт, посмотрите на космос,без НАСА не было бы SpaceX, Blue Origin, Sierra Space, Boeing, без ГДЛ и Министерства общего машиностроения СССР не было бы Роскосмоса, хотя как мы видим в этой схеме бывают сбои.
      1. +2
        5 февраля 2025 09:51
        Государство выигрывает там где нужны чудовищные первичные вложения а результат будет сильно потом и то не факт, посмотрите на космос,без НАСА не было бы SpaceX, Blue Origin, Sierra Space, Boeing, без ГДЛ и Министерства общего машиностроения СССР не было бы Роскосмоса

        Роскосмос- чистая гос.корпорация, так что сравнение с SpaceX неадекватно.
        1. -4
          5 февраля 2025 10:01
          Технологии НАСА(считай США) по сути делают его госкорпорацией-кормушкой на максималках.
          1. +10
            5 февраля 2025 15:46
            Романтики, которые мечтают покорить Космос и колонизировать Марс, должны получать деньги и заниматься новыми разработками. В таком случае, кормушка работает как нужно. Когда у нас у кормушки будут сидеть романтики, а не Рогозины с батутом, тогда и дело пойдет.
        2. 0
          5 февраля 2025 11:37
          Цитата: Andy_nsk
          Роскосмос- чистая гос.корпорация, так что сравнение с SpaceX неадекватно.

          Да, согласен пример не совсем корректен, я кстати написал что
          мы видим в этой схеме бывают сбои.

          но они хоть что то запускают.
          Примерным аналогом SpaceX с нашей стороны была бы S7 Space, но там совсем все грустно.
    2. +1
      5 февраля 2025 08:05
      Классический общеизвестный пример Ту-16/Ту-104.

      Ту-95/Ту-114
      1. -4
        5 февраля 2025 11:48
        Цитата: Дедок
        Классический общеизвестный пример Ту-16/Ту-104.

        Ту-95/Ту-114
        15 февраля 2024
        В России планируют запустить производство отечественного бизнесджета Ту-324, который может стать альтернативой зарубежным моделям. Проект разрабатывается АНТК им. Туполева с 1990-х годов, но неоднократно тормозился по разным причинам. Теперь его финансирование возьмет на себя структура «Газпрома», а брендирование возможно под маркой AURUS.
        Ту-324 — это региональный лайнер вместимостью 50 пассажиров с дальностью полета до 2,5 тысячи км, который также может быть адаптирован для VIP-перевозок. Его стоимость оценивается в 13 миллионов долларов, что в полтора-два раза дешевле, чем у аналогичных иностранных самолетов.

        Пассажирская версия Ту-160 не будет выпускаться массово, подтвердил вице-премьер Дмитрий Рогозин, добавив что «в России и за рубежом есть богатые и сверхзанятые люди, которые готовы ради экономии своего времени платить большие деньги».
        1. +6
          5 февраля 2025 14:02
          Пассажирская версия Ту-160 не будет выпускаться массово, подтвердил вице-премьер Дмитрий Рогозин, добавив что «в России и за рубежом есть богатые и сверхзанятые люди, которые готовы ради экономии своего времени платить большие деньги».

          про то, что говорил/говорит этот человек - можно сразу забыть, т.к. это брехня...
          1. 0
            5 февраля 2025 16:45
            При мизерном росте средней скорости всех этих вариантов, эффект выглядит скорее отрицательным, если учесть новые хлопоты.
        2. +1
          5 февраля 2025 21:29
          В США работали над Сверхзвуковым бизнесджетом, который не долбит по поверхности звуковой волной на сверхзвуке, для того чтобы летать над сушей. Интересно Овертюра обладает этой этой технологией?
          Если нет, то это специализированный лайнер для трансокеанских перелётов ибо над сушей они на сверхзвуке летать не смогут! В этом случае вся суть разработки, это сделать экономически привлекательный самолёт для пассажиров бизнес класса на трансатлантических рейсах и возможно для трансокеанских перелётов из Японии. Собственно и всё, никаких супер инноваций тогда там нет, на что намекает использование движков от списанных истребителей 70х годов.
          1. 0
            6 февраля 2025 01:21
            Специально разработанный турбовентиляторный двигатель, оптимизированный для сверхзвукового полета
            https://boomsupersonic.com/symphony
        3. +3
          6 февраля 2025 01:29
          Цитата: Andriuha077
          Его стоимость оценивается в 13 миллионов долларов

          Я бы не летал на самолёте за 13 Мио $. Посмотрите рыночную цену различных самолётов такого класса и Вы поймёте что за такую цену невозможно сделать надёжный, качественный самолёт.
          1. 0
            6 февраля 2025 01:42
            Я уже не удивляюсь подобным удивительным заявлениям.
            Например.
            Михаил Мишустин принял участие в работе международного цифрового форума «Digital Almaty 2025»
            31 января 2025
            Ещё через год создадим основу для собственной низкоорбитальной группировки. В дальнейшем будет функционировать около 300 аппаратов, которые смогут полностью закрыть потребности не только России, но и всех стран союза в дешёвом и быстром, а главное, надёжном интернете.
            http://government.ru/news/54093/

            Маск, Ильф и Петров отдыхают.
            1. 0
              6 февраля 2025 01:44
              Цитата: Andriuha077
              Я уже не удивляюсь подобным удивительным заявлениям.

              Это Вы о моём комментарии, или заявлении Мишустина что через год в РФ появится отечественный аналог Старлинк?
              1. +1
                6 февраля 2025 01:45
                Это я о наших космических планах, которые будут, но потом, к как говорится, завтра, не надо переспрашивать каждый год.
                1. +1
                  6 февраля 2025 01:49
                  Понятно, спасибо. И конечно согласен. Хотя на рубеже тысячелетий у России все шансы были всё что хочешь реализовать.
        4. +1
          14 февраля 2025 11:45
          К сожалению, у нас много чего есть "дешевле иностранных аналогов". Но почему-то, их более дорогие "аналоги" производятся и продаются/используются массово, принося в том числе и прибыль. А наши остаются единичными экземплярами или , в лучшем случае, мелкосерийным производством.
    3. -1
      5 февраля 2025 10:53
      -такие аппараты, как U-2 и SR-71,
      Автор,сравнивая аппарат с известными самолетами-шпионами, дает повод для размышления над истинным предназначением XB-1.
    4. 0
      5 февраля 2025 11:16
      Это совсем не редкость, RC-135, C-135 и КС-135 все делались на базе Боинга 367, Р-8 делался на базе Боинга 737 и т.д.
    5. 0
      5 февраля 2025 11:44
      Орион и Посейдон авакс смотрят с вопросом мы что шутка какая то
    6. 0
      5 февраля 2025 11:54
      Цитата: Andy_nsk
      Если на базе пассажирского самолёта создадут военный - то это будет весьма необычное решение.

      Да ладно. Обширное семейство С-135 строилось на базе гражданского "Боинга" - военная ветвь Boeing 367-80, прародителя Boeing 707.
      А в эпоху поршневой авиации на базе гражданских машин даже бомберы делали - тот же В-18 Bolo.
    7. 0
      5 февраля 2025 12:22
      Привычно наоборот? Вот вам на вскидку: р-3с Орион, р-8а Посейдон - военные машины на базе гражданских. Если углубиться уверен будут и ещё примеры.
  2. +4
    5 февраля 2025 04:47
    С этими классами самолётов проблема не только у США. Но "котам Леопольдам" он не нужен.
    1. -2
      5 февраля 2025 09:33
      Цитата: Grencer81
      С этими классами самолётов проблема не только у США. Но "котам Леопольдам" он не нужен.

      Доставщик- точно не нужен.
      Разведчик - ну такое себе....
  3. +1
    5 февраля 2025 05:02
    Получаем стратегический разведчик, а в перспективе стратегический носитель спецбоеприпасов.
    Причем бросаться догонять (и перегонять) у нас никто не будет, ибо некому, некогда и не на что.... Времена ныне иные, как и подход к постановке целей и задач.
    1. +2
      5 февраля 2025 08:02
      Цитата: U-58
      Времена ныне иные, как и подход к постановке целей и задач

      Цели и задачи ставятся, иногда ( глядя в бумажку), выполнение не контролируется. Имхо.
    2. -4
      5 февраля 2025 10:40
      Так в чем спец-то? Выжать 2,7 маха? Не велика задача. МиГ-31 выжимает 3 маха. Не рекомендовано, но он может. Тут правильней что то на 6-8 махов.
      1. -3
        5 февраля 2025 12:51
        Да не в том изюминка, чтобы "выжать" .
        А в том, чтобы доставить боеприпас для поражения заданного района.
        1. +3
          5 февраля 2025 15:09
          Цитата: U-58
          Да не в том изюминка, чтобы "выжать" .
          А в том, чтобы доставить боеприпас для поражения заданного района.

          Любая цель на планете сейчас всегда находится в зоне доступа МБР, БРСД, имеющейся военной авиации и т.д.
          Нафига придумывать новый баян?
        2. -3
          5 февраля 2025 15:12
          МИГ-31 с комплексом Кинжал. Все давно придумано.
          1. +2
            5 февраля 2025 17:07
            А наш МиГ достанет до Северной Дакоты? До Сан-Диего, до Роты?
            1. 0
              6 февраля 2025 11:51
              Для этого есть Ту-160. До чего хочешь достанет))))
              1. 0
                8 февраля 2025 19:22
                Цитата: PROXOR
                Для этого есть Ту-160. До чего хочешь достанет))))

                не он, а крылатая ракета на нем и чтобы ее пустить- подготовка, взлет, выход на рубеж пуска и пока долетит- часов 15 нужно.. Ярс тот же - будет через час максимум у "адресата"... и почти не сбиваем.. и аэродром не нужен.. да и пусковая- всяко дешевле в разы- Ту-160.. ощущаете разницу?
        3. -2
          5 февраля 2025 20:09
          Цитата: U-58
          Да не в том изюминка, чтобы "выжать" .
          А в том, чтобы доставить боеприпас для поражения заданного района.

          Кхм... а разве тему сверхзвукового средства доставки света и тепла в каждый дом не похоронили вместе с "Валькирией"? А потом ещё и В-1А в ту же могилу отправили.
        4. 0
          5 февраля 2025 21:04
          Ключевое слово - " доставить"... Желающих "принять" курьера, с возможностями достойно принять, много. Грузоподъёмность для солидной доставки маловата. А разведка...это если разведуемая сторона позволяет. Цель несложная даже для древнего " круга".
    3. 0
      5 февраля 2025 14:46
      Разведчик чего?) У каждого россиянина в кармане телефон с американской операционной системой, всегда подключенный к интернету)
      Блин, они знают, чем завтракал каждый россиский военный, его пульс и как он покакал. На что вы хотели смотреть с самолета?
  4. -9
    5 февраля 2025 05:16
    В принципе Россия тоже может восстановить сверхзвуковую пассажирскую авиацию. Как я вижу это. ТУ-160 трогать не буду. А вот на основе СУ-34 и ТУ-22М можно попробовать. Это вписать в конструкции этих самолётов новый пассажирский фюзеляж, на СУ-34 на 20 человек и ТУ-22М на 40 человек. Больше наверно не надо, из -за большой стоимости билетов доступных только богатым буратино.
    Скорость у боевого СУ-34 1700 км\час, у ТУ-22М 2300 км час. Если убрать всё боевое оборудование, максимально облегчить самолёты то думаю такая же скорость будет и у пассажирских самолётов. И им будут доступны гражданские аэропорты.
    1. +6
      5 февраля 2025 06:38
      И СУ и ТУ могут достичь сверхзвуковой скорости только на форсаже. Задача стоит в достижении крейсерской сверхзвуковой скорости без форсажа. Су-34, Ту-22м3, Ту-160 на это неспособны.
      1. +1
        5 февраля 2025 10:46
        Цитата: Митрич73
        Задача стоит в достижении крейсерской сверхзвуковой скорости без форсажа
        Для этого бомбардировщик должен сопровождать заправщик, а может и два заправщика. А наземные службы должны иметь возможность менять двигатель после каждого полета wink
        1. 0
          6 февраля 2025 01:37
          Для чего этого? Овертюра гражданский самолёт, который должен доставлять пассажиров с А в Б на скоростях до 2400км/ч, без каких-то дозаправщиков в воздухе
    2. +11
      5 февраля 2025 06:54
      Цитата: Солдатов В.
      Скорость у боевого СУ-34 1700 км\час

      Вообще то 1900 км\ч , но это при нерегулируемых воздухозаборниках , с регулируемыми как у Су-35С летал бы быстрей .
      Цитата: Солдатов В.
      у ТУ-22М 2300 км час.

      Угу , только это у обоих самолётов скорость на форсаже . Форсаж - чрезвычайный режим для двигателя и надолго его включать нельзя . А после сверхзвукового полёта его техникам перебирать\тестировать . Так что это не сверхзвуковые самолёты , а самолёты с возможностью сверхзвукового рывка - для отрыва от преследования , для стремительного перехвата цели , ну и кратковременно при энергичном маневрировании чтоб не терять скорость .
      Сверхзвуковыми были SR-71 , Конкорд и Ту-144 , условно таким можно признать и МиГ-25 и МиГ-31 , которые из за особой конструкции двигателей могли\могут держать скорость 2500 км\ч в течение 22 минут (это уже из личных наблюдений и статистики таких полётов) . Для крейсерского сверхзвукового полёта нужны двигатели способные развивать высокую тягу при сверхзвуковом полёте без включения форсажа . Двигатель от F-35 без форсажной камеры даст максимальную тягу в 13 000 кг.с. Но и держать максимальной тягу в течение всего полёта на крейсерском сверхзвуке недопустимо - двигатель на такое обидится и будет катастрофа . Но на таких двигателях уже можно слепить сверхзвуковой бизнес-джет . Небольшой на двух и побольше на трёх .
      У нас на сегодняшний день таких двигателей нет . Хотя можно попытать счастья с лишенными форсажной камеры НК-32М , они без форсажа выдают 16 000 кг.с. на максимуме . Но они довольно габаритны и весят с ФК не менее 3000 кг.
      Есть в перспективной разработке двигатель Р-579В-300 , который при массе и габаритах как у американца на стенде выдавал 14 000 кг.с. , и специальную модификацию такого двигателя для коммерческого суперсоника разработчик тоже предлагал . Но в какой стадии работы по нему сейчас неизвестно . Да и не до авиационных изысков сейчас отечественным буржуям и мэнэджэрам . Пилить бюджет они конечно обожают , но сделать и довести до конечного серийного образца request весь пар - в пиар . Даже послевоенный биплан Ан-2 повторить не способны и двигатель для него создать .
      Нынешние , как и "старорежимные" при Николе-2 , ничего не могут , не умеют и не хотят . С Мантуровыми и Ко. у нас даже турбовинтовых самолётов не будет .
      1. +4
        5 февраля 2025 07:29
        Я понимаю что у нас сейчас некому заниматься сверхзвуковыми пассажирскими самолётами. Но мечтать не вредно и не запрещено. В практике же было что Туполев на основе военных делал пассажирские самолёты со скоростью сопоставимой с военными. Перед ТУ- 144 был же дальний бомбардировщик Т-100 который правда в серию не пошёл.
        Я с вами согласен что буржуями и мэнэджерам развитие национальной авиации не нужно. Как говорил Гайдар надо будет купим самолёты.
        1. +3
          5 февраля 2025 08:02
          Цитата: Солдатов В.
          Я понимаю что у нас сейчас некому заниматься сверхзвуковыми пассажирскими самолётами. Но мечтать не вредно и не запрещено.

          Пассажирский суперсоник имеет смысл и может хоть как то оправдать затраты на своё создание , если он будет в размерности бизнесджета . Очень богатые люди ценящие своё время очень дорого и правительственный авиаотряд . Сделать цену билета для обычных пассажиров на уровне бизнес-класса современных лайнеров вряд-ли получится . Стоимость такого самолёта в закупке , стоимость его обслуживания и инфраструктура для этого , а так же гораздо более высокий удельный расход топлива гарантируют кратно более дорогие билеты .Так что только бизнесджет и только для вип-персон .
          В принципе богатых людей в мире немало , и лет 10-15 назад к Путину обращались арабские шейхи с просьбой сочинить такой бизнес-джет ... но РФ уже опоздала , его делают другие .
          Цитата: Солдатов В.
          Перед ТУ- 144 был же дальний бомбардировщик Т-100 который правда в серию не пошёл.

          Который совершил всего несколько полётов .
          Мог бы получиться просто шикарный разведчик в пику американскому SR-71 , но как ракетоносец МРА уже не соответствовал запросам времени - сверхзвуковой полёт на высоте 20 км. уже не только не обеспечивал безопасность от вражеских перехватчиков , но и обнаруживался корабельными РЛС за многие сотни километров от ордера ... даже без самолёта ДРЛО . Ударную авиацию МРА было решено делать многорежимной и переводить на малые высоты .
          1. 0
            6 февраля 2025 01:46
            Цитата: bayard
            лет 10-15 назад к Путину обращались арабские шейхи с просьбой сочинить такой бизнес-джет ..

            Можно ссылку на это?
            1. 0
              6 февраля 2025 02:02
              Цитата: karabas-barabas
              Можно ссылку на это?

              Не храню , но об этом ещё в 2015 г. на многих ресурсах писали , после принятия решения о возобновлении производства Ту-160М . Да и позже тоже . Когда Путину первый Ту-160М показали он сам об этом рассказывал и даже поручил "проработать" ... и тут началось .
              А вообще-то ещё в середине 90-х КБ Сухого предлагала несколько проектов бизнесджета на двигателях АЛ-31Ф (когда им ресурс подняли до приемлемого уровня) - на двух и трёх двигателях . Но тогда спонсоров не нашли .
              А о обращениях шейхов Путин сам на камеру рассказывал , это потом дружно обсуждалось .
              Для РФ такой бизнес-джет суперсоник будет возможным когда появится рабочий Р-579В-300 . Он без форсажа на максимале большую тягу на стенде выдал , чем АЛ-31Ф на форсаже - чуть больше 14 000 кг.с. А на форсаже - 24 000 кг.с. При собственном весе двигателя 2000 - 2200 кг. Для сравнения НК-32М выдаёт тягу 16 000 \ 25 000 кг.с. при собственном весе 3000 кг. и большем расходе топлива .

              Но сейчас запросы шейхов скорей всего удовлетворят вот этим американским пепелацем . При всём нашем желании мы не успеем - отстаём лет на 8-10 .
              1. 0
                6 февраля 2025 02:26
                При чём тут Ту-160 и бизнесджет?? Ту 160 дозвуковой самолёт: Сверхзвук он развивает на короткое время, а не время всего полёта. По этому как могут Путину, или шейхам прийти такие мысли в голову при виде Ту-160?? АЛ-31 по массогабаритам и тяге похож на некоторые двигатели бизнесджетов и не только, типа BR700 серия, но расход топлива и ресурс вызывают вопросы. И мы конечно сейчас не сверхзвуковой бизнесджет обсуждаем, а "обычный" дозвуковой. Для сверхзвукового АЛ-31 похоже на шутку.. Ну и полагаю и шейхи и Путин в строительстве сверхзвуковых бизнеджетов понимают примерно ничего и обсуждать такие темы по определению не могли
                1. 0
                  6 февраля 2025 03:30
                  Цитата: karabas-barabas
                  Для сверхзвукового АЛ-31 похоже на шутку..

                  КБ Сухого предлагало лёгкий бизнесджет на 5-7 пассажирских мест . Несколько компановочных решений . Но тогда это никого не заинтересовало .
                  Цитата: karabas-barabas
                  полагаю и шейхи и Путин в строительстве сверхзвуковых бизнеджетов понимают примерно ничего и обсуждать такие темы по определению не могли

                  Абсолютно верно - из тех вопросов и предложений которые он сделал на камеру , это было очевидно . Но челядь подхватило , это сулило новый бюджет и ... посыпались предложения от КБ Туполева и не только . А затем после анализа и расчётов ... огонь энтузиазма поугас и всё тихонько забылось .
                  Крейсерский суперсоник можно делать только на двигателях с очень высокой удельной тягой без форсажа , и при этом с разумным\приемлемым расходом . Такими двигателями в РФ могли бы оказаться перспективное "Изделие-30" и Р-579В-300 . Но так как этих двигателей по сути ещё нет , тем более в серии , чтобы оценить их надёжность и пр. достоинства необходимые бизнес-джету для перевозки миллиардеров и первых лиц государства .
                  Цитата: karabas-barabas
                  как могут Путину, или шейхам прийти такие мысли в голову при виде Ту-160??

                  Так ведь пришли же . lol Здоровенный бомбардировщик , сверхзвуковой . yes О том что он способен только на сверхзвуковой рывок (правда держать сверхзвук может до 40 минут !) . Он ведь сперва спрашивал можно ли пассажирский салон в Ту-160М организовать ... И ему на радостях стали предлагать аж ДВА небольших , но несообщающихся салона в бомболюках обоих отсеков вооружения ... Наблюдать за такой дичью было забавно .
                  Затем спохватились и предложили бизнес-джет с двумя НК-32М без форсажных камер . Но по расчётам это так себе оказалось .
                  Так что до появления серийных АЛ-51Ф и Р-579В-300 думать о отечественном суперсонике бизнес-джете не приходится . А появятся эти двигатели в надёжной серии лишь в будущем десятилетии . АЛ-51Ф конечно появятся раньше , но сперва нужно будет оценить их надёжность , ресурс и эксплуатационные характеристики . Когда и если эти двигатели появятся откроются новые возможности на многое , в т.ч. и для бизнес-джета суперсоника .
              2. 0
                21 февраля 2025 01:39
                Цитата: bayard
                мы не успеем - отстаём лет на 8-10 .
                , но baby boom подозрительно напоминает Сухой С-21. Был такой проект, но время было мутное
                1. +1
                  21 февраля 2025 02:22
                  Да , был похожий проект , финансирования не получил . А сейчас уже не до этого - самые обычные гражданские самолёты строить не можем . Надеюсь пока .
                  1. +1
                    21 февраля 2025 02:54
                    Цитата: bayard
                    .. не можем. Надеюсь пока.
                    Расплата за четверть века пассивности. Тоже надеюсь что все вернется, нет другого варианта
      2. +5
        5 февраля 2025 08:02
        Цитата: bayard
        С Мантуровыми и К° у нас даже турбовинтовых самолётов не будет.

        Какое может быть будущее с людьми в руководстве, которые без бумажки не могут связать трёх предложений?
        Над нами и нашей страной просто издеваются, ставя на руководящие посты кого попало и не оценивая итоги предыдущей работы...Такое впечатление, что отбор идёт по принципу: кто больше бабла занесёт...
        1. +2
          5 февраля 2025 08:06
          Цитата: yuriy55
          Над нами и нашей страной просто издеваются, ставя на руководящие посты кого попало и не оценивая итоги предыдущей работы...Такое впечатление, что отбор идёт по принципу: кто больше бабла занесёт...

          На самом деле это просто внешнее управление .
          Если у нас все олигархи 90-х на самом деле лишь управленцы на доверии активами Ротшильдов и Ко. (смотрим интервью Ходорковского Дудю) , то кем ещё могут быть поставленные ими министры ?
          1. -1
            6 февраля 2025 01:50
            Цитата: bayard
            На самом деле это просто внешнее управление .

            Вы случайно не из секты НОД Жени Фёдорова?
            1. -1
              6 февраля 2025 02:08
              Разумеется нет . Но когда то давно я сам некоторое время работал в одной из управляющих структур Ротшильдов в СССР\РФ и того у кого Дудь брал интервью знал лично . Как и некоторых других .
              1. 0
                6 февраля 2025 02:27
                Судя по тому кого в США выбрали, скорее Путин дела мутит там, чем какие-то несчастные ротшильды в России.
                1. -1
                  6 февраля 2025 03:40
                  Цитата: karabas-barabas
                  Судя по тому кого в США выбрали, скорее Путин дела мутит там, чем какие-то несчастные ротшильды в России.

                  Не думаю что Путин причастен к буйству Трампа , скорее Дональд решил реализовать то , что не смог в своё время Кенеди . Но если сумеют скоординироваться было бы неплохо .
                  Скинуть Иго МВФ в РФ пытались ещё в 2005 г. , но неудачно . Сейчас складываются очень хорошие условия для второй попытки , но ... в РФ всё так забронзовело ... всем на верхах сейчас так хорошо ... Да и не хватит талантов нашим ... специалистам так качественно в США мутить .
                  Но и Ротшильды уже совсем не те .
                  1. -1
                    12 февраля 2025 23:22
                    Цитата: bayard
                    Не думаю что Путин причастен к буйству Трампа

                    Если бы следили за мировой политикой на западе, США и Европе, то видели бы на каких темах выезжают Трамп и прочие правопопулисты.
        2. +1
          5 февраля 2025 08:31
          Над нами и нашей страной просто издеваются, ставя на руководящие посты кого попало и не оценивая итоги предыдущей работы...

          так и сегодняшняя "молодежь" приходящая "во власть" - она подбирается "по себе"... не дай бог, будет умнее!
        3. 0
          5 февраля 2025 09:38
          Цитата: yuriy55
          Какое может быть будущее с людьми в руководстве, которые без бумажки не могут связать трёх предложений?

          Какое будущее было у СССР - когда Брежнев и Ко без бумажки не могли связать трёх предложений?
          1. 0
            6 февраля 2025 01:58
            Брежнев был под конец такой, по моему человека политбюро просто мучило, так как традиция понимаешь, только ногами вперёд. Но до того как его здоровье подкосило Брежнев был вполне себе силён, умён и энергичен. Пошли бы с начала-середины 70х по китайскому, а ещё лучше югославскому экономическому пути, позволили бы малый-средний бизнес, фермерство, сектор услуг, то страна была бы завалена качественным продовольствием, одеждой, мебелью, бытовой техникой и всем тем чего так не хватало советскому человеку, что в 80х стало вообще бедой и в конце концов привело к коллапсу страны.
            1. -1
              6 февраля 2025 02:35
              Цитата: karabas-barabas
              а ещё лучше югославскому экономическому пути

              И где же эта Югославия? Не думаю, что её путём надо было идти.
            2. -1
              6 февраля 2025 02:36
              Цитата: karabas-barabas
              Пошли бы с начала-середины 70х по китайскому, а ещё лучше югославскому экономическому пути, позволили бы малый-средний бизнес, фермерство, сектор услуг, то страна была бы завалена качественным

              СССР тогда - в начале 70-х не нужен был никакой "китайский" путь (которого тогда ещё в помине не было) , у нас был опыт Сталинской Экономики , которую разломал и извратил Хрущёв . Была на рубеже 60-х - 70-х программа Косыгина - по сути возвращение к нормам Сталинской Многоукладной Экономики , с развитым сектором Промкооперации и к патентам индивидуальных предпринимателей . До 1955 г. в СССР 18% ВВП давала Промкооперация , выпускавшая одежду , обувь , практически все категории потребительских товаров , первые советские телевизоры , радиолы , магнитолы , были даже консктрукторские КБ-кооперативы - так начинали наши знаменитые КБ Миля и Камова . Большая часть ресторанов и кафе в СССР были кооперативными , значительная часть магазинов , ателье , парихмехерские , многие дантисты и врачи занимались индивидуальной трудовой деятельностью . В послевоенный период товарный и продовольственный дефицит был в рекордные сроки преодолён именно благодаря производственным кооперативам . Да и колхозы тогда работали иначе - как сельскохозяйственные кооперативы . Но руководство СССР тогда напугали события в Чехословакии , которыми Андропов запугал Политбюро , заявив что в случае реализации Программы Косыгина "у нас будет такое же". И убедил . Программу свернули , хотя и воссоздали уничтоженные Хрущём союзные и республиканские министерства , Кабмины , восстановили даже Госплан ... прекратили оголтелую антисталинскую пропаганду , но восстановить Многоукладную экономику не решились ... Решили отложить этот вопрос на 20 лет - "подморозить ситуацию" по выражению Брежнева .
              Вот и остался СССР с тех времён с неизбывным товарным дефицитом на потребительском рынке , куцым ассортиментом и не очень высоким качеством . Нужно было слушать умницу Косыгина , а не пройдоху Андропова .
              1. 0
                6 февраля 2025 11:52
                Цитата: bayard
                До 1955 г. в СССР 18% ВВП давала Промкооперация , выпускавшая одежду , обувь , практически все категории потребительских товаров , первые советские телевизоры , радиолы , магнитолы , были даже консктрукторские КБ-кооперативы - так начинали наши знаменитые КБ Миля и Камова . Большая часть ресторанов и кафе в СССР были кооперативными , значительная часть магазинов , ателье , парихмехерские , многие дантисты и врачи занимались индивидуальной трудовой деятельностью

                Только вы забыли один пошлый нюанс - фонды(которые были государственными полностью) и рынок - тоже государственный а значит определяющий всё позиции реализации товара.
                Как только государство оклемалось после войны(а рынок немножко насытился) - государство стало ВЫНУЖДЕНО начинать жёстко регулировать данный круг лиц.
                Поэтому Хрущёв и вынужден был ликвидировать их как класс...
                Когда есть "фонды", есть госпредприятие и есть частник - фонды всегда уйдут частнику - он денежку принесёт, а государственный директор может максимум грамоту принести...
                3 раза пробовали так делать в СССР - два раза успели прихлопнуть, на третий раз распался СССР
                1. 0
                  6 февраля 2025 12:57
                  Цитата: свой1970
                  Как только государство оклемалось после войны(а рынок немножко насытился) - государство стало ВЫНУЖДЕНО начинать жёстко регулировать данный круг лиц.

                  Вообще то промкооперация , кооперативы и артели вполне себе работали и до ВОВ , но именно после войны для ускоренного восстановления и насыщения рынка государство именно стимулировало развитие промкооперации . И это были не частники , а именно кооперативы - коллективная собственность , им государство уставы типовые прописало .
                  Цитата: свой1970
                  Поэтому Хрущёв и вынужден был ликвидировать их как класс...

                  Он их просто национализировал без выкупа . И в стране НЕМЕДЛЕННО разразился кризис дефицита потребительских товаров . Государственная промышленность это просто не выпускала . Некоторые категории товаров вообще на годы пропали из магазинов (например детские и ёлочные игрушки) , исчезла качественная мебель , обувь , негде стало заказать в пошив одежду ... Об этом и Косыгин тогда - уже в начале 70-х говорил . Хотел вернуть всё как было , но Андропов всех запугал "чехословачщиной" и Брежнев подвёл итог спорам - "страну надо лет на 20 подморозить , вернёмся к вопросу через 20 лет" . Так что то , что мы помним , это уже вовсе не тот Социализм сталинского типа , который творил чудеса , а изломанное хрущёвскими "реформами" государство , которое слегка реанимировали и ... оставили на капельном питании .
                  И ничего Сталин не собирался сворачивать "после того как" , а напротив разрабатывал теорию для социалистического государства , разрабатывал законы , правила , тарифные сетки , заставлял предприятия по возможности всех квалифицированных работников переводить на сдельную оплату труда . Во избежании перепроизводства разработал программу не сокращения рабочих мест , а сокращение рабочего дня постепенно до 5 часов , дабы у советского человека после работы оставалось ещё пол дня в запасе для личных дел , семьи , повышения образования , саморазвития . Вы последние работы Сталина почитайте , там много интересного . Он видел Социализм не как "государственных капитализм" , который устроил Хрущёв , а как общество свободных людей где государственные предприятия дополняются промышленными кооперативами (которые тоже разрастались до уровня средних предприятий уже тогда) и артели , где не было эксплуатации человека человеком , а был совместный бизнес на паях . И это всё было прописано в уставах этих предприятий . Если бы не Хрущёв СССР уже в 70-е годы догнал бы США по уровню и качеству жизни .
                  Меня с детства удивляло какую качественную мебель делали в 50-е годы (у родителей был шифоньер , у дедушки с бабушкой практически вся мебель была "от мастера" - прочная , красивая , без острых углов , с резьбой ... И какое доробло делали тогда государственные мебельные фабрики их ДСП ...
                  Цитата: свой1970
                  есть госпредприятие и есть частник - фонды всегда уйдут частнику - он денежку принесёт

                  Все предприятия промкооперации имели равные права по снабжению с государственными , точно так же имели доступ к государственным базам , но могли и самостоятельно заключать прямые договора с производителями нужных им товаров , комплектующих , с колхозами и частными фермерами (такие тогда ещё оставались) , с такими же кооперативами которые делали допустим пуговицы , молнии , другую фурнитуру - для швей модисток и швейных кооперативов\артелей . Всё в СССР было чинно и разумно , пока к власти не прорвался негодяй и его шайка .
                  Как сказал один очень уважаемый японский бизнесмен , которому в 1992 г. было уже много лет , на международном экономическом форуме в Москве куда его пригласили Чубайс и Немцов , когда ему дали слово : "Когда в 30-х годах вы русские стали умными , мы японцы были dyR@k@ми , когда после ВМВ вы русские стали ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ умными , мы японцы всё ещё были dyR@k@ми , а вот после 1955 г. вы русские в один миг стали как 5-летние дети ... а мы японцы - поумнели". И поклонившись ушел с трибуны . А ведь ему дали сказать заключительное слово на форуме "молодых реформаторов" .
                  1. -2
                    6 февраля 2025 15:05
                    Цитата: bayard
                    но могли и самостоятельно заключать прямые договора с производителями нужных им товаров
                    именно из-за этого их прихлопнул Хрущёв - в стране шёл неконтролируемый государством денежный оборот.
                    Не я придумал "толкачей" в СССР в 1960-70- жизнь заставила. И это с условием что всё было государственное и доступ к фондам был у всех равный.
                    А когда доступ равный - но некоторые за фонды могли денежку накинуть - то им сливки, а остальным голубую водичку от варки яиц......
                    Поэтому чинно и разумно - увы, но не было.
                    Единственное различие между сталинскими артелями и гос промышленностью было отсутствие ограничения по верхней планке зарплаты при сдельщине.
                    Именно это и было единственным реальным фактором расцвета их при Сталине.
                    А потом аппарат власти увидел что - "Ба, да они миллионщики!!! " и это крайне плохо влияет на власть и народ. И свернул башку этому ростку "китайского коммунизма" нынешнего.
                    Ну и верхнюю планку зп установил.
                    "Ну и зачем рвать фасад- если выше потолка не прыгнешь? " © подумал народ и забил.....
                    1. 0
                      6 февраля 2025 16:44
                      Цитата: свой1970
                      в стране шёл неконтролируемый государством денежный оборот.

                      Что означает сия фраза ?
                      В СССР была двухконтурная денежная система - все фонды можно было получить ТОЛЬКО за безналичный расчёт - контролируй хоть до маковкина заговения . А вот розничная торговля шла за наличные и наличные были у торговых организаций . Там может и могли быть какие-то нарушения , но на то у тебя и правоохранительные органы зарплату получают . Хочешь контролировать - контролируй .
                      Но Хрущ решил с "перхотью" бороться методом отсечения головы - просто уничтожил всю промкооперацию и индивидуальных предпринимателей , при этом ограбив ВСЕХ пайщиков едва ни до нитки .
                      Правда молодец ?
                      Цитата: свой1970
                      Не я придумал "толкачей" в СССР в 1960-70- жизнь заставила.

                      Они были всегда . Если решали производственные и снабженческие вопросы , то почему бы и нет ? А если допускали какие-то нарушения , для этого есть Закон .
                      Но Хрущ убивал практически весь сектор производства качественных потребительских товаров и услуг ... Осознано убивал , делая жизнь людей порою просто невыносимой . Спасала от бунтов разве что приобретённая во время войны привычка стойко переносить невзгоды и дурь начальства ... Но иногда всё же взрывалось . Как в Новочеркасске .
                      Цитата: свой1970
                      А когда доступ равный - но некоторые за фонды могли денежку накинуть - то им сливки, а остальным голубую водичку от варки яиц..

                      Не преувеличивайте , такое случается только в ДЕФИЦИТНОЙ экономике , а у нас к середине 50-х с дефицитами уже справились , напротив - статистика показывала возможный вскоре кризис перепроизводства . Т.е. в нормальной экономике (а в Сталинском СССР экономика была именно нормальной) спрос рождает предложение , и чем выше спрос , тем быстрей наращивается производство необходимого продукта .
                      А с приближающимся кризисом перепроизводства Сталин ведь боролся не только запланированным на перспективу постепенным сокращением рабочего дня , но и ... повышением уровня заработных плат , в т.ч. переводом квалифицированных специалистов на сдельную оплату , и кроме того ежегодно один-два раза в год понижал цены на потребительские товары . Т.е. стимулировал СПРОС на потребительские товары через повышение уровня платежеспособности населения . Так что он никак не мог захотеть как-то fool ограничить рост благосостояния граждан . Он наоборот считал необходимым его постоянно повышать . В т.ч. путём всё более широкого вовлечения трудящихся и творческих масс в промышленную кооперацию .
                      Вы видимо не понимаете , что по статусу и государственные предприятия , и производственные кооперативы были в Народной Собственности . Только государственные - в общенародной , а кооперативы - в коллективной . Никто их под единую линейку с ограничением зарплат ставить не собирался и за одну лишь мысль об этом можно было статью получить - за антинародную деятельность . А становиться Врагами Народа даже подлинные его враги ... опасались и сидели как мыши под веником .
                      А потом власть захватили те самые Враги Народа , не выявленные в прежние годы . И устроили Народу такую Варфоломеевскую "Сказку" ... какую только "братья Гримм" сочинить способны были .
                      Цитата: свой1970
                      Именно это и было единственным реальным фактором расцвета их при Сталине.

                      На самом деле факторов было много , но СПРАВЕДЛИВАЯ оплата труда лучше всего на свете стимулирует производство и качество продукта . Но и потрясающее качество государственного управления , планирования , сопровождения каждого проекта ответственными от ЦК и министерств ... да там просто с любой отрасли можно пример брать как с эталонного образца . Так больше в СССР никогда не работали . После троцкистского погрома Хрущёва советской государственной системы ... шла постепенная , но неуклонная деградация . Как это происходило в Святая Святых советской системе управления в то время мне рассказывал отец моего друга , который тогда работал в Госплане . Он застал ещё Сталинский Госплан со "сталинскими зубрами" , а потом весь тот хаос , который навёл Враг Народа в косоворотке - сначала прошли чистки самых компетентных заслуженных сотрудников , а затем и вовсе упразднение и разгон Госплана СССР , Правительства СССР (и союзных республик) , установление прямого партийного управления экономикой через совнархозы ... Экономику СССР ТАК ломали через колено , что казалось от неё одни ошмётки должны были остаться . Снова загнал Народ в бедность и даже нищету своей денежной реформой и отменой сталинской единой тарифной сетки .
                      Цитата: свой1970
                      А потом аппарат власти увидел что - "Ба, да они миллионщики!!! "

                      Этот аппарат , который такое увидел и заорал , надо было ещё в 1938 - 1939 г.г. к стенке поставить . С датами не ошибся - именно тогда НКВД возглавил умница Берия и начал наводить порядок в органах и привлекать к ответственности истинных Врагов Народа . Но начиналась , война , нужно было тщательно пересматривать все дела прежде осуждённых и реабилитировать невиновных , нужно было почти с нуля восстанавливать разведсеть в Европе , готовить Страну к Войне , а Промышленность к Эвакуации .
                      Не дошли руки у Лаврентия до главного упыря и автора подавляющей части расстрельных приговоров - до Хруща . Уж больно ловко он из себя деревенского DyR@4k@ и шута горохового разыгрывал - ну как DyR@k@ в таком заподозришь ?? За то и поплатились ... и Сталин , и Берия , и вся Страна .
                      Цитата: свой1970
                      "Ну и зачем рвать фасад- если выше потолка не прыгнешь? " © подумал народ и забил.....

                      Не сразу , но забил .
                      А потом запил .
                      Ибо некуда творческой энергии народной вырваться было - в хрущёвских кандалах какое "Светлое Будущее" ?
                      Цитата: свой1970
                      Хрущёв вынужден был ликвидировать их

                      Угу ... И пошли бабы аборты делать .
                      А до пришествия этого упыря наоборот - Матерями Героинями становились ! Медали за рождение новых членов Социалистического Общества получали !
                      А в неволе народ request не размножается .
              2. 0
                9 февраля 2025 00:21
                Как же масса стран с высоким уровнем жизни, промышленности, технологий не устраивают у себя никаких сталинских экспериментов? Вы какие то фантазии про послевоенный период рассказываете, даже в советских фильмах сталинского, послевоенного времени, где пытались показать фонтан счастья, всё выглядело довольно скромно. Да и у меня вообще-то есть предки которые это время помнили. Под 0 разбитая ФРГ уже в конце 50х вышла на топ уровень.
                1. 0
                  9 февраля 2025 11:47
                  Цитата: karabas-barabas
                  Как же масса стран с высоким уровнем жизни, промышленности, технологий не устраивают у себя никаких сталинских экспериментов?

                  Вопрос первокласника . Если Вы о индустриализации , то в США в 30-е годы происходило ровно то же - Индустриализация . Называлось иначе , но проводилась ровно так же - всех безработных насильно (!) сгоняли в трудармии , в которых они с упоением трудились за 1 доллар в день , при этом у них ещё вычитали за питание и проживание . И силами этих несчастных была отгрохана именно та Индустрия США (и Инфраструктура !) , которой до сих пор восхищаются историки и очевидцы .
                  Коллективизация ?
                  А чем было умышленное разорение мелких фермеров в США в тот период и концентрация сельхоз-земель в руках крупных с\х компаний ? По факту то же самое , но название другое . Просто старт в США был с более высокого уровня , они не были в тот момент в состоянии разрухи после ГВ , на них не были наложены те санкции , что на СССР , не были украдены активы за рубежом (как это по современному звучит) . И во время ВМВ они не знали войны на своей территории , их Экономика обеспечивала не только нужды США , но и просто гигантские поставки всем воюющим сторонам (в Германию поставки шли через посредников и финансировал это банк дедушки Буша Младшего) .
                  А вот политический и социальный строй в СССР был другой . Что и позволило в кратчайшие сроки выбраться из разрухи во разряд ВТОРОЙ Экономики Мира в 1940 г. И это по данным США - их статистика , приведённая в фильме "За что мы сражаемся" 1943 г.
                  Цитата: karabas-barabas
                  Под 0 разбитая ФРГ уже в конце 50х вышла на топ уровень.

                  Забыли про "План Маршала" ? smile Кроме огромных денег залитых в экономику ФРГ американскими банками , в страну вернулись и огромные деньги Рейха , выведенные в конце войны за пределы Европы . К власти в ФРГ американцы поставили бывших представителей Вермахта , СС и Рейха , поэтому уже с начала 50-х годов в ФРГ стали в виде инвестиций заливать не только деньги США , но и спасённые деньги Рейха . К тому же не стоит забывать чем была Германия в научно-техническом плане - до середины 40-х годов порядка 80 всех патентов в Мире было немецкими . Не все патенты в полной мере могли и успели реализовать , но в научно-техническом плане это было самое развитое государство , с прекрасной системой образования и подготовкой технических кадров . Это вам не Сомали восстанавливать .
                  Тем более что выплата огромных репараций стимулировала экономику ФРГ - расплачиваться по данным обязательствам они могли только за счёт экспорта высококачественной продукции самого высокого уровня передела , ибо собственных сырьевых и природных ресурсов у них критически мало . Вот вам и "секрет" немецкого чуда .
                  Цитата: karabas-barabas
                  даже в советских фильмах сталинского, послевоенного времени, где пытались показать фонтан счастья, всё выглядело довольно скромно.

                  Большая часть европейской части страны в руинах лежит , 27 млн. совокупных потерь только убитыми . А сколько калек после войны осталось ? И для нас точно не было "Плана Маршала" , нам не давали кредиты и не продавали как прежде промышленное оборудование из США . И на СССР оставались ещё и страны Восточной Европы , которые пострадали меньше , но зато тоже оказались под санкциями . И тем не менее карточки в СССР отменили раньше всех в Европе . И опять же темпы роста экономики СССР были самыми высокими в мире - 15-17% в год . Вот только вся эта эффективность стала резко падать с 1955 г. , когда власть захватила банда Хрущёва . Вот тогда то и пошли все перекосы и нестроения , дефициты и ограничения уровня жизни населения . Хотите понять смысл происходившего тогда - смотрите статистические справочники тех лет . Проживи Сталин ещё хотя бы 5 лет , мы бы страну свою не узнали . А его хватило только на послевоенное восстановление страны . За войну три инфаркта . Четвёртого инфаркта и инсульт он уже не пережил .
                  Цитата: karabas-barabas
                  сталинских экспериментов

                  Так ведь они ВСЕ успешными были . Мало того - сверхуспешными .
                  А теми "репрессиями" которыми трясут его враги ... ведь их начали сами его враги . И просьбы Сталина переголосовать решение о проведении чисток перед первыми всесоюзными выборами на альтернативной основе ... были отвергнуты . А он ДВА раза просил съезд . А председательствовал на том съезде - Хрущёв . Он и выступил с инициативой о проведении тех чисток . Он и подавляющую часть расстрельных приговоров подписывал , как член и председатель московской "Тройки" . А потом сам же свои преступления на Сталина свалил , да наврал о кратно больших масштабах тех "репрессий" .
                  Так что период правления Сталина - самый успешный период нашей истории , при этом на этот период выпали и самые страшные испытания для нашей страны .
            3. -2
              6 февраля 2025 11:36
              Цитата: karabas-barabas
              Пошли бы с начала-середины 70х по китайскому,

              Китай цветёт и пахнет за счёт что тогда:
              1) было просто дикое количество практически бесплатных( вплоть за чашку риса в день и этот не преувеличение!)рабочих рук
              2) КПК гарантировала западным компаниям неприкосновенность собственности и инвестиций
              3) налоги для них были нулевыми 5 лет
        4. +1
          5 февраля 2025 13:56
          Над нами и нашей страной просто издеваются, ставя на руководящие посты кого попало
          кого попало - значит нередко должен быть человек с мозгами. А тут как на подбор просто...
    3. +3
      5 февраля 2025 08:07
      В принципе Россия тоже может восстановить сверхзвуковую пассажирскую авиацию. Как я вижу это.

      не хочу обижать, но вы кем были в "прошлой жизни"??
      1. +2
        5 февраля 2025 08:18
        А вам зачем это? Если обобщить то корабельный механик, инженер-технолог по ремонту и изготовлению судовых машин и механизмов по диплому.
  5. +1
    5 февраля 2025 06:01
    И все таки... как военный объект рассматривать смысла нет. Рассматривать как коммерческий проект... пока не понятно, что это будет и ПОЧЁМ!???
    1. 0
      5 февраля 2025 08:12
      Пассажирский самолет с одним пилотом? Как-то не укладывается это в нормы безопасности. Все же тут попытка волка под овечьей шкурой прикрыть. Например, чтобы использовать бюджетные деньги.
      1. +1
        5 февраля 2025 22:59
        это масштабная копия в 1/3 от проекта
    2. +5
      5 февраля 2025 09:14
      Цитата: rocket757
      И все таки... как военный объект рассматривать смысла нет. Рассматривать как коммерческий проект... пока не понятно, что это будет и ПОЧЁМ!???

      А это именно гражданский проект.
      И он изначально разрабатывался в этом ключе.
      Я помню новости о создании этого проекта с момента идеи. Поиска инвесторов в проект.
      Поиска оптимальной формы самолета, минимизирующей звуковой удар при сверхзвуке, до допустимой величины.
      Экономической составляющей, которая позволит сверхзвуку быть окупаемым в ближайшие 5-30 лет.
      Продувок моделей.

      Зачем Скоморохов приплел сюда военное значение? Хз. Но военного значения он не имеет.
      1. 0
        6 февраля 2025 02:03
        Цитата: SovAr238A
        Зачем Скоморохов приплел сюда военное значение? Хз. Но военного значения он не имеет.

        Спасибо, искал комментарий по смыслу Вашего. Мне статья показалась чуть чуть через чур за уши притянута.
    3. -2
      5 февраля 2025 09:40
      Цитата: rocket757
      пока не понятно, что это будет и ПОЧЁМ!???

      Бизнес джет для овер богатых людей.
      На регулярные рейсы- где нет нужных объёмов олигархов- точно не пойдёт. Повториться истории Конкорда
      1. 0
        6 февраля 2025 02:05
        Цитата: свой1970
        Повториться истории Конкорда

        Конкорд был коммерчески успешен. Для многих людей среднего класса 10 тыс $ была ценой которую они были готовы потратить чтоб исполнить мечту.
    4. -1
      5 февраля 2025 13:01
      сверхзвуковой или даже гиперзвуковой лайнер будет экономически выгоден при условии использования гибридной силовой установки
      2-х контурного ТРД для взлетов, посадки и разгона
      и основного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя ГПВРД
      англичане разрабатываю такой проект а вот китайцы уже имеют опытный экземпляр в "железе"
      1. 0
        5 февраля 2025 17:58
        Техническое совершенство, плю надёжность если так, то найдутся желающие по быстрому перемещаться по планете, не смотря на расходы.
        Массовым оно не будет, пока, а потом... вот потом и поглядим, что у них получится.
  6. +1
    5 февраля 2025 06:29
    Поставить двигатели в три раза мощнее и сразу все увеличится а три раза? Давайте сначала испытаем идею на Жигулях - поставим в них двигатель битурбо)
  7. 0
    5 февраля 2025 06:30
    Цитата ""
    Впрочем, в США и не делают тайны из того, что на самолет смотрят и с другой стороны. По крайней мере, «в целом эта программа может иметь значительные последствия не только для коммерческой авиации, но и для военной» — так считают в самой компании-разработчике." - основной финансист МО США, это даже не скрывается
  8. 0
    5 февраля 2025 07:33
    максимальная скорость — 2,2 Маха
    Для пассажирского борта - круто. А для разведчика, безнаказанно летающего над чужой территорией - ниочем. МИГ-31 достигает 2,83 Маха, а ракеты, что воздух-воздух, что ЗУР, и того больше. К тому же на таких скоростях радары снаружи не смонтировать. А чтоб ходить вокруг границ на безопасном удалении, такие скорости только помеха.
  9. +1
    5 февраля 2025 07:51
    Если использовать его в качестве разведчика, то нужно знать каков его практический потолок. U-2 мог забираться на 20 км. Если же сделать АВАКС с таким потолком, то даже не залетая в воздушное пространство противника он мог бы сканировать побережье на 200 км вглубь.
    1. +1
      5 февраля 2025 14:45
      Если же сделать АВАКС с таким потолком, то даже не залетая в воздушное пространство противника он мог бы сканировать побережье на 200 км вглубь.
      Примерно на 1200 км.
  10. +4
    5 февраля 2025 07:54
    А у нас для МС-21 не могут двигатели создать...Чего там МС-21, Ан-2 реинкарнировать не могут...
    * * *
    Да отсохнут руки, которые гребут от себя...
    1. -2
      5 февраля 2025 10:51
      "Да не оскуднеет рука дающего, да не отсохнет рука берущего"

      Цитата: yuriy55
      Да отсохнут руки, которые гребут от себя...

      А причина всё та же...
    2. -1
      5 февраля 2025 17:01
      yuriy55, даже, если Вы Сибиряк, не транслируйте, в "эфир", глупости от отечественных СМИ... А Господь Бог "инициирует" "отсыхание рук", у тех, кто гребёт "под себя".....
  11. +1
    5 февраля 2025 08:14
    многА букаВ в статье у автора
    но, когда смотрю на то, что они делают - возникает мысль, что у них еще остались инженеры (несмотря на провалы в Боинге)...
    как развивается космическая промышленность...
    сколько денег "вбухивают" в исследования НАСА...
  12. -1
    5 февраля 2025 09:13
    В принципе, после завершения войны и хотя бы частичной нормализации международных отношений, подобный самолет и нам бы пригодился.
    Думаю можно было бы реанимировать т-144, естественно с новыми материалами и авионикой. Сделать его более легким, прочным и модернизировать движки в разрезе экономичности и надежности.
    1. +2
      5 февраля 2025 15:13
      Цитата: Георгий Свиридов
      В принципе, после завершения войны и хотя бы частичной нормализации международных отношений, подобный самолет и нам бы пригодился.
      Думаю можно было бы реанимировать т-144, естественно с новыми материалами и авионикой. Сделать его более легким, прочным и модернизировать движки в разрезе экономичности и надежности.


      Никогда самолеты типа Ту-144 или конкорд не будут экономически оправданы, просто по совокупности своей летательной схемы...
      Нынешняя статья о самолете, совершенно по другому сконструированному с другими вводными данными и конструкцией.
  13. +1
    5 февраля 2025 09:29
    А ведь перед СВО объявлялось ,что и наши с Арабами будут делать частный супер-джет.
    И? тишина....

    Знакомо.
    1. 0
      6 февраля 2025 08:39
      А ведь перед СВО объявлялось ,что и наши с Арабами будут делать
      частный супер-джет.

      так арабы - не лохи
  14. -2
    5 февраля 2025 09:40
    Зато если посмотреть на такие аппараты, как U-2

    На U-2 можно не смотреть. он не сверхзвуковой. request
    Ожидается, что в конечном итоге максимальная скорость XB-1 составит около 2,2 Маха или около 2 700 км/ч.

    У них истребители с такой скоростью не летают lol
    А вы сообщаете о пассажирском самолёте, пусть и имеющим, предположительно военное будущее.
  15. -2
    5 февраля 2025 09:58
    «Конкорд» и Ту-144.

    Что за музей?
    1. kpd
      +1
      5 февраля 2025 10:35
      Конкорд и Ту-144 в музее техники в Зинсхайме, Германия
  16. +2
    5 февраля 2025 10:26
    NASA давным-давно сравнялась по беспомощности с «Роскосмосом» и ничего не может предложить в плане космических кораблей. Всё делают частные конторы типа SpaceX, Blue Origin, Sierra Space, Boeing.

    Сразу видно что автор вообще не следит за развитием космонавтике в мире.
    SpaceX может, а NASA не может - от того что само появление частных космических компаний, это следствие программы по дилегированию функций извозчика частным владельцам.
    NASA создали как организацию для передовых разработок и исследований, это и исследование планет и спутников солнечной системы, и запуск орбитальных аппаратов, запуск обсерваторий, исследования в лабораториях на МКС и т.д.
    Функции запуска грузов по заказу (комерческих или военных спутников связи) для NASA всегда были дополнительными. И структура организации никогда не была расчитана на приоритет в виде работы извозчика.
    Когда в 90-е, с падением советского Союза, холодная война закончилась, финансирование исследовательских программ резко сократился (он и без этого сокращался, но за неимением конкурентов со стороны СССР, совсем рухнул вниз) и в итоге NASA стала в основном заниматься чисто извозом. Но выходило так, что денег на исследования почти не было (в стане NASA работает очень много учëных-исследователей, которым нет работы если НАСА просто спутники связи запускает по заказу).
    В итоге в конце 90-х годов было принято решение о создании частных фирм, что возьмут на себя нагрузку по запуску комерческих и военных спутников в космос, а NASA оставят для передовых научных исследований.
    Тот же NASA смог спроектировать, построить и ЗАПУСТИТЬ для своей передовой программы "Артемида" целый сверхтяжёлый ракета-носитель. А у нас Роскосмос каждые пол года меняет планы по тому, какой ракета-носитель будем проектировать. Молодцы что Ангару хоть довели до полëтов, но на Луну мы если и полетим, то только в 40-е и возможно на Китайской ракете.
    1. +1
      5 февраля 2025 12:33
      Первая колонка число запусков КА, вторая -- из них удачных
      США 141 140
      Китай 68 65
      Россия 17 17
      Нов.Зел 13 13
      Япония 7 5
      Индия 5 5
      Иран 4 4
      ЕC 3 2
      КНДР 1 1
      Всего 259 251
      Назначения космических аппаратов
      США Китай Россия
      Пилотируемые 5 2 2
      Снабжения ОС 4 2 4
      Межпланет.станции 3 4
      Связи и вещания ГСО 5 2
      Связи Прочие 1960 85 3
      Навигация 1 2
      Метеоспутники 8 5 1
      Научные ИСЗ 5 8 13
      Дистан. зондирование 58 83 12
      Военные 120 16 6
      Прочие 51 50 56
      источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_2024_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83
  17. -5
    5 февраля 2025 10:46
    Суть Русской цивилизации есть большевизм.

    Цитата: Р.Скоморохов
    Вот это будет летать над нашими границами?

    Не над нашими, а вблизи. Если С-500 способна сбивать спутники, то не уж то это не собьём? Не надо раньше времени памперсы менять! laughing
  18. 0
    5 февраля 2025 11:17
    ТУ-144 (бортовой номер 77110) - первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Осуществлял пассажирские перевозки Москва-Алма-Ата (1977-1978 гг.).Экспонировался на международном авиасалоне Ле-Бурже (Франция). Дислокация Ульяновский музей гражданской авиации.
    История создания самолета Ту-144https://tu-144.kai.ru/ru/istoria-legendy
  19. +1
    5 февраля 2025 12:01
    Статья неплохая, но как по мне, стоило упомянуть основные направления разработок по данной программе. А то судя по коментариям, многие думают что это самолëт для армии с возможностью выполнять гражданские перелëты.
    Ведь это не так.
    Все исследования которые проводили разработчики (и им в этом НАСА помогала) были направлены на 2 вещи:
    1) Удешевить стоимость полëта самолëта на крейсерской сверхзвуковой скорости
    2) уменьшить шумовую нагрузку как внутри самолёта (для пассажиров) так и снаружи (что бы проходить по авиационным нормативам по звуковому загрязненияю)
    А всё потому что разработчики пытаються создать сверхзвуковой Бизнес-джет.
    Потому цена билета на самолëт первого класса, для них просто как ориентир минимальной цены за полёт одного человека. Основной расчёт программы (и частног владельца проекта) создать первый сверхзвуковой бизнес джет для разработчиков.
    Фактически сейчас рынок бизнес джетов разделëн между парой компаний, внутри которой все самолëты разделены на 2 типа. Для перелëтов внутри страны и ближайших границ. И для перелëтов между частями света и континентами (ориентир, трансатлантические гольфстрими). И конкурировать между собой они могут лишь в комфорте.
    А тут разработчики хотят перетянуть нишу от того, что они готовы предоставить бизнес джет который из Нью-Йорка до Лондона, перевезет бизнесмена не за 8-9 часов, а за 3-4.
  20. -2
    5 февраля 2025 12:52
    Цитата: yuriy55
    А у нас для МС-21 не могут двигатели создать...Чего там МС-21, Ан-2 реинкарнировать не могут...
    * * *
    Да отсохнут руки, которые гребут от себя...

    Про МС-21 не надо лепить горбатого.
  21. 0
    5 февраля 2025 13:15
    Очень сложно судить, насколько вот это может быть прототипом для пассажирского авиалайнера, сходство с Ту-144 и «Конкордом» очень отдаленное. Зато если посмотреть на такие аппараты, как U-2 и SR-71, то с ними есть что-то такое общее.
    Общего у U-2 и SR-71, только цвет, конструктор и фирма которая их производила... Ну и ещё, что высотные... А вот, что у приведённого на фото самолёта, общего с U-2 даже затрудняюсь сказать...
  22. 0
    5 февраля 2025 13:27
    Цитата: bayard
    Форсаж - чрезвычайный режим для двигателя и надолго его включать нельзя

    О Боже!
    Это у поршневого двигателя нельзя. По уму, то, что именуется "форсажем" (съем мощности сверх заложенного в конструкции), у ТРД на самом деле таковым не является, просто в пердячих газах ТРД, в силу особенностей процесса сгорания (большой избыток воздуха), остаётся еще много недогоревщего кислорода. Вот в его и впрыскивают дополнительное топливо. Двигателю, посколько все происходит за пределами газогенератора, от этого ни жарко ни холодно.
    Расход керосина становится совершенно конским, это да!
    Именно для обеспечения большой дальности полета на сверхзвуковой скорости, к еропланам 5-го поколения и предъявляются требования крейсерского полета на сверхзвуке без использования "форсажа".
  23. +3
    5 февраля 2025 16:00
    Ну что за ересь? Причем здесь ваши границы? Самолет - демонстратор тенологий.
    Такие стартапы просто ждут, когда их купит большой дядя. После этого всё самой собой закончится. Кстати, сегодня средний истребитель летает М1.8 - М2.2. Старичек Миг31 летает М3
  24. 0
    5 февраля 2025 16:54
    Если коротко и по существу: ждёмс..... Возможно, что у "Boom Supersonic" и получится, на базе "ХВ-1", вполне "играемая" "«Увертюра»..... При их деньгах и технологических возможностях есть осторожное предположение, что эту техническую "сказку", они сделают коммерческой "былью"....
  25. +1
    5 февраля 2025 18:46
    Очередная статья автора с говорящей фамилией, чтобы оправдать зарплату. "Интригуя" как бы двойным назначением самолёта, писатель изо всех сил натягивает сову на глобус, пытаясь привлечь публику тоже в этом соучаствовать))
  26. -1
    5 февраля 2025 21:51
    Потолок, скорость, грузоподъёмность этого образца уже говорят о перспективном применении в военных целях.
  27. 0
    6 февраля 2025 00:24
    Обычный распил. Балуются бывшие военные. Сверхзвуковой транспортник - слишком дорогое удовольствие. И пока никто не предложил, как это удешевить. Да и сколько подобных прожектов было? Вспомните хотя бы Берта Рутана.
    Хотя, надо отдать респект американским военным. Они хотя бы финансируют такие прожекты, в отличие от наших. Романтику всё-таки никто не отменял)) Глядишь, чего-нибудь и достигнут)
  28. 0
    6 февраля 2025 14:30
    Этот самолет для олигархов и миллионеров , у которых недвижимость находиться как в Америке так и в Австралии. Не практичный самолет.
  29. 0
    6 февраля 2025 16:39
    Всё делают частные конторы типа SpaceX, Blue Origin, Sierra Space, Boeing. Кто сказал, что такое же совершенно невозможно в области авиастроения?
    Эээээ... А до этого все самолеты в США строили чтоль госконторы? Боинг, Локхид и т.д. все частные от слова совсем. Да и в их космических перевозках, проектирование и постройка тоже все частные. Того же Боинга с сотоварищи. НАСА всегда только как заказчик и эксплуатант выступало.