Отомстить соседям и избежать своего участия в мясорубке войны - Болгария в ВМВ

28 482 121
Отомстить соседям и избежать своего участия в мясорубке войны - Болгария в ВМВ

По той части Европы, где находится Болгария, каток Второй мировой войны прошёл особенно жёстко. Её соседи по Балканам понесли огромные потери. В Греции погибло 800 000 человек (в основном жертвы голода, вызванного оккупацией страны немецкими, итальянскими и болгарскими захватчиками); Румыния потеряла более 500 000 погибших (в основном убитые на фронте военнослужащие); Югославия – примерно 1,5 млн (в основном погибшие от террора оккупантов и местных нацистов).

Тема Болгарии в ВМВ вызывает интерес благодаря её неоднозначности, допускающей возможность различных её толкований. Есть публикации, в которых эта тема подаётся с такой пристрастностью, что их стиль можно обозначить термином «хайпафос». Термин надо понимать не как сложение хай + пафос, а как сращение хайп + пафос, поскольку в обозначаемом им стиле объединяются их признаки. К хайпу этот стиль приближают манипуляции с историей – выпячиваются одни её моменты, но замалчиваются другие, что в результате ведёт к искажению общей сложной картины. Пример такого искажения: акцентировать внимание на отряде из 700 болгар, проведшему против нашей армии несколько боёв в самом конце войны, – и при этом выбрасывать из внимания то, что с сентября 1944 на нашей стороне сражалась болгарская армия, на пике достигавшая 300 000 человек.



Актуальности темы способствует и то, что в ней можно обнаружить параллели с историей СССР в ВМВ. В этой истории тоже есть моменты, ставшие объектами как внешнего, так и, в некоторой степени, внутреннего хайпафоса. Особенно это касается советско-германского пакта о ненападении и последующего сотрудничества.

Предыстория


Политика Болгарии в ВМВ во многом определялась её отношениями с соседними странами. Отношения с ними были испорчены конфликтом из-за спорных территорий. Причём Болгария была стороной, этот конфликт проигравшей. В 1913 г. во Второй Балканской войне её соседи (Сербия, Греция, Румыния, Турция) захватили земли, которые болгары считали своими.

Стремление вернуть потерянные земли, ожесточение против соседних стран, которые для болгар были захватчиками, привело Болгарию в 1915 г. к вступлению в ПМВ на германской стороне. Германцы обязались помочь возвратить территории, захваченные соседями. И поначалу это удалось. Но в 1918 г., как и Германия, Болгария оказалась в проигравших ПМВ. Но Германия потеряла в результате проигрыша не собственно германские области. А вот Болгария снова потеряла земли для неё исконные, земли болгарские с самого образования Болгарии и населённые преимущественно болгарами.

Болгарам осталась боль от потерь; вернуть утраченные земли было их национальным чаянием. Но воевать за это в Болгарии всё же не планировали. Видимо, после катастроф во 2-й Балканской и 1-й Мировой болгары очень осторожно относились к войне.

После ПМВ соседи Болгарии образовали союз (Малая Антанта), направленный против Болгарии, с целью сохранить послевоенные границы – то есть сохранить свои захваты. Но во второй половине 1930-х Малая Антанта развалилась, поскольку участие в союзе стало грозить столкновением не с Болгарией, а с усилившейся Германией. Сближение с последней было естественным делом для болгарского руководства и по внешнеполитическим, и по экономическим причинам. В 1939 г. две трети болгарской торговли приходилось на Германию.

Летом 1940 г. положение в Европе круто изменилось. Франция выпала из ряда великих держав, Германия заняла положение европейского гегемона. Одним из следствий стала изоляция Румынии. Эта страна захватила в 1913 г. у Болгарии обширный край южной Добруджи. Германия приняла сторону болгар в их территориальном споре с Румынией. В сентябре 1940 г. требование из Берлина вынудило румын вернуть Южную Добруджу Болгарии.

С осени 1940 Германия направила свою экспансию на Балканы. Конечной целью была Греция. Но до Греции надо было добраться через территорию других стран. Венгрия и Румыния быстро согласились на пропуск немецких войск через свою территорию. В октябре Берлин потребовал этого и от Болгарии вместе с заключением союзного договора. В ноябре 1940 г. СССР предложил Болгарии заключить союз с ним.

Болгарское руководство отклонило советское предложение. Отклонять германское не стали, хотя и приняли не сразу. Германия повторила его ультимативно; близ болгарской границы сосредоточилась большая немецкая армия. Немцы также гарантировали отдать Болгарии часть греческой территории. Точнее, решить старый греко-болгарский территориальный спор в пользу Болгарии. В 1919 г. греки, опираясь на мощь Антанты, решили этот спор в свою пользу, захватили часть территории Болгарии. В 1941 г. у болгар появилась возможность отомстить, вернуть захваченные греками земли, опираясь на мощь Германии.


Гитлер и Саксен-Кобург-Гота, болгарский царь

С Германией


1-го марта 1941 Болгария оформила соглашение с Германией и пропустила немецкие войска на свою территорию. В апреле 1941 немецкие войска ударили с болгарской территории по Югославии и Греции. Немецкая агрессия причинила этим странам огромные жертвы. Сами болгары в нападении на них не участвовали. Болгары предоставили свою страну немцам как плацдарм для агрессии против соседей — Греции и Югославии. Вот только для Болгарии это были не хорошие соседи, а прямые враги, захватчики.

Разгромив Югославию и Грецию, немцы перекроили их границы. Болгария получила за счёт этих стран большие территории. Впрочем, эти территории стали греческими и сербскими в 1913 и 1919 гг. – после ожесточённых войн с болгарами. Об этом надо помнить для большей объективности в восприятии событий 1941 г.


Болгарские военные входят в греческое поселение

На занятой территории Греции болгары установили жестокий оккупационный режим. Но эта территория была захвачена Грецией в войнах 1913 и 1919 гг. При захвате греки провели со всей жестокостью этническую зачистку этой территории, и преобладавшее до этого там болгарское население полностью исчезло. Из этого не следует автоматическое оправдание болгарских действий в 1941-44 гг., но следует принимать во внимание такую предысторию событий.

Последующее болгарское сотрудничество принесло для Германии свою пользу. Однако в Болгарии нет полезных ископаемых в значимых количествах, сельское хозяйство малопродуктивно, промышленность развита слабо. Ни руд, ни продовольствия в значительных количествах, ни, тем более, промышленных изделий Болгария рейху поставлять просто не могла. Болгарская армия заняла балканские районы, в которых партизанское движение было ещё не развито. Это высвободило немного немецких сил – не фронтовых, а охранно-полицейских.

22-го июня Германия напала на СССР. Болгария в этой войне участвовать отказалась. Её руководство отвергло немецкие требования послать войска на советский фронт, не дало немцам собрать в Болгарии добровольцев. Царь Борис заявил, что войска он не отправит, поскольку в стране распространены симпатии к России и война с ней для большинства болгар просто немыслима. Да это было и против интересов самой Болгарии — участвовать в реальных боевых действиях, терять своих солдат. Симпатии к русским были для царя предлогом уклоняться от посылки своих солдат на реальную войну.

При этом в декабре 1941 г. Болгария как немецкий союзник объявила войну США и Британии. Эту войну в Болгарии назвали «символической» – страна была отделена от англо-американских сил большим расстоянием, что исключало реальные военные действия. Исключало их и то, что болгарское руководство не посылало свои войска против англо-американцев. Но в 1943 г. американо-британские базы ВВС приблизились, и война стала не совсем символической. С осени 1943 г. американцы и британцы начали бомбардировки Болгарии. Погибли более 4 тысяч мирных жителей.

Политический режим Болгарии того времени называют монархо-фашистским. Это значит, что собственно фашистским он не был. Но отчасти был, присутствовало подавление прав и свобод, засилие официозной пропаганды и т. п. Легально бороться с прогерманским курсом было невозможно. И уже летом 1941-го в Болгарии возникли партизаны и подпольщики. По их акциям видно, с кем и за кого они боролись. Например: сожгли лесопилку, где заготавливался лесоматериал для отправки в Германию; разгромили фабрику, делавшую перевязочные материалы для Германии; в другом налёте сожгли несколько десятков тонн сена — фураж, заготовленный для немецкой армии, и т. п.

В социалистической Болгарии заявлялось, что во внутренней войне против прогерманского режима погибли 30 000 партизан и их помощников. С правительственной стороны тоже было немало убитых. В послесоциалистической Болгарии заявили, что такие цифры погибших неверны — завышены на порядок в рамках коммунистической пропаганды. Но, возможно, нынешняя болгарская власть тоже не вполне свободна от пропаганды, только теперь антикоммунистической.

На нашей стороне


Таким образом, в начале войны у Болгарии получилось и уклониться от участия в военных действиях, и значительно расширить свою территорию. Но продолжающаяся мировая война негативно влияла на положение Болгарии. С конца 1942 Германия стала терпеть поражения, в войне произошёл перелом. В 1943-44 перед болгарским руководством всё острее становился вопрос выбора: оставаться с Германией или рвать с ней и переходить на антигерманскую сторону? Но болгарское правительство не решалось даже на какое-то осложнение с Германией.

Положение изменилось только к началу сентября 1944 г., когда советская армия вышла к границе Болгарии. Продолжающееся болгаро-немецкое сотрудничество СССР терпеть был не намерен и объявил Болгарии войну как немецкому союзнику. 8 сентября советская армия вступила на территорию Болгарии. И тут проявилось, на чьей стороне была симпатия болгарского народа. В бои с советской армией болгарские войска не вступали, а 9 сентября части столичного гарнизона поднялись на восстание, свергшее правительство.

Новое правительство решительно встало на сторону антигитлеровской коалиции. Болгарская армия, подчинённая 3-му Украинскому фронту, отправилась воевать против Германии. По оценке немецкой стороны, болгары «проявили огромный энтузиазм, который они не показывали, когда были союзниками Германии».


Медаль «За победу над Германией», которой наградили 120 000 болгарских военных

Из оставшихся на стороне немцев болгар была сформирована бригада СС численностью 700 человек. Этот отряд провёл несколько боёв с советской армией в последние дни войны. На стороне же СССР 8 месяцев сражалась болгарская армия, на пике достигавшая 300 000 человек (из 450 000 общей численности вооружённых сил Болгарии).

На снимках болгарской армии того времени бросается в глаза её вооружение – оно немецкого производства. Германия поставляла в Болгарию своё оружие. При этом немецкая промышленность свою армию не могла полностью оснастить. Это значит, что поставленные в Болгарию вооружения фактически были оторваны от немецкой армии. А затем использованы против неё же.


Танк болгарской армии

Итоги


Болгарии посчастливилось пройти через горнило ВМВ с минимальными человеческими потерями – примерно 25 000 погибших. Где-то для Болгарии сложились удачно обстоятельства, где-то её руководство проявило осторожность. При этом страна даже получила значительное по болгарским меркам территориальное приращение – Южная Добруджа осталась болгарской.

Другим итогом войны стало то, что в стране утвердились коммунисты, сразу начавшие террор против представителей прежней власти; были убиты около 3 тысяч человек. Болгария оказалась в советской зоне влияния. Сейчас есть тенденция считать, что это повлекло одни отрицательные последствия. Однако есть резоны сомневаться в этом. Болгария и до войны была сравнительно бедной страной. Пример её южных соседей показывает, что она необязательно бы стала жить богаче, если бы не утвердились коммунисты.

Греция и Турция у себя коммунистов кроваво подавили, страны оказались в зоне влияния США. Но Греция и Турция не стали примером демократии, экономического развития и зажиточности. Коммунисты в Болгарии не правят уже больше 30 лет. Так что, если Болгария сейчас не является примером развития и общей зажиточности, то в этом виноваты не коммунисты.

Болгарская история в ВМВ вышла неоднозначной из-за того, что в 1941-44 гг. страна пошла на сотрудничество с немцами. На нашей же, антигитлеровской, стороне выступила довольно поздно. Но, прежде чем выдвигать обвинения, вспомним, что и СССР тоже как мог уклонялся от участия в войне. В ВМВ лавировали по-своему все, не только Болгария. СССР тоже, пытаясь уклониться от столкновения с Германией, заключил с ней пакт, экономически сотрудничал, поставляя различные материалы. В ситуации конца августа 1939 г. руководство СССР сочло это решение наиболее отвечающим интересам страны.

Болгария — страна куда меньшая, чем СССР, с гораздо меньшей возможностью военного противодействия Германии. И СССР тоже воспользовался плодами разгрома немцами другой страны. Речь о Польше — её восточную часть СССР, по соглашению с немцами, занял и присоединил. Причём Польша также была для СССР не просто враждебным соседом, но и захватчиком (по итогу войны 1920 г.).

Задача статьи — не оправдание Болгарии, а в том, чтобы показать сложность её истории (с предысторией) в ВМВ, в какие-то однозначные рамки не укладываемой. К историческим событиям возможны два подхода — с учётом контекста этих событий или без такого учёта. Например, за соглашение СССР с нацистской Германией в августе 1939 есть тенденция не давать советской стороне скидки на обстоятельства (хотя обстоятельства были вполне оправдывающими), но обвинять СССР с надрывным хайпафосом. Представляется, что и для Болгарии это некорректный подход. Что для неё следует учитывать исторический контекст, что будет способствовать более объективному пониманию событий и их оценке.

Конечно, не следует держаться такого подхода при встрече с теми в самой Болгарии, кто с негативным хайпафосом относится к нашей истории в ВМВ. В Болгарии есть такое, но всё же оно не имеет такого накала и всеохватной системности, как в некоторых других странах.
121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    2 февраля 2025 05:05
    Отношения с Болгарией нам что ни будь даёт в наше время? Экономические, политические? Может оставить её покое и пусть она живёт как хочет.
    1. +7
      2 февраля 2025 05:10
      Цитата: Солдатов В.
      Может оставить её покое и пусть она живёт как хочет
      Пока Болгария поставляет оружие на Украину и принимает участие в санкциях против нашей страны, оставлять ее в покое нельзя ни в коем случае
      1. +2
        2 февраля 2025 05:21
        А что мы можем ей сделать? Разбомбить заводы боеприпасов, больше она ничего не умеет делать. мы не хотим. Хочет она быть базой НАТО, то должна понимать что будет в случае войны.
        1. +1
          2 февраля 2025 05:27
          Цитата: Солдатов В.
          А что мы можем ей сделать?
          Для начала взять ее на карандаш, а там видно будет wink
          1. +6
            2 февраля 2025 07:45
            Предлагаю начать с Киркорова!
            1. +10
              2 февраля 2025 09:06
              Цитата: mr.ZinGer
              Предлагаю начать с Киркорова!

              так он все же армянин, хоть и болгарский laughing
              1. 0
                3 февраля 2025 09:22
                А может быть, и не болгарский, а турецкий .
        2. +1
          2 февраля 2025 10:12
          Было бы желание. немного фантазии...
      2. +1
        2 февраля 2025 13:55
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: Солдатов В.
        Может оставить её покое и пусть она живёт как хочет
        Пока Болгария поставляет оружие на Украину и принимает участие в санкциях против нашей страны, оставлять ее в покое нельзя ни в коем случае

        Автор стремится оправдать участие Болгарии в гитлеровской агрессии на СССР.
        Какое нам дело до симпатий болгар, если она поддерживала наших врагов в ПМВ и ВМВ, а сейчас поддерживает нацистскую Украину, поставляя ей вооружения, которые убивают русских.
        У болгар хороший аппетит, но плохие зубы. Болгары геноцидили Греков в ВМВ. yes Это преступление против человечности. Болгарам удалось избегнуть наказания, переобувшись в воздухе. Сейчас эти "братушки" помогают нашим врагам уничтожать Россию. angry Что-то я не вижу народных выступлений в Болгарии против этого. Болгары зарабатывают деньги на убийстве русских. Как и сербы. Сербы продали боеприсы тем, кто их поставил Украине. Вроде бы сербы за нас. И Вучич не против России. Он просто продал боеприпасы, не догадываясь, для чего они нужны. no Всё он знал. Вучич заработал денег на убийстве русских. Это правда. yes
        1. +2
          2 февраля 2025 19:51
          Это набор баек. Которым не прожить долго, если не повторять время от времени. Без доказательств, но с пафосом и по списку.
          1. 0
            8 февраля 2025 22:19
            Это набор баек.

            Тоесть то что вы грабили убивали и насиловали в Греции то что мечтаете о Салониках это байки ?
        2. +10
          2 февраля 2025 20:54
          Цитата: Бородач
          Цитата: Голландец Михель
          Цитата: Солдатов В.
          Может оставить её покое и пусть она живёт как хочет
          Пока Болгария поставляет оружие на Украину и принимает участие в санкциях против нашей страны, оставлять ее в покое нельзя ни в коем случае

          Автор стремится оправдать участие Болгарии в гитлеровской агрессии на СССР.
          Какое нам дело до симпатий болгар, если она поддерживала наших врагов в ПМВ и ВМВ, а сейчас поддерживает нацистскую Украину, поставляя ей вооружения, которые убивают русских.
          У болгар хороший аппетит, но плохие зубы. Болгары геноцидили Греков в ВМВ. yes Это преступление против человечности. Болгарам удалось избегнуть наказания, переобувшись в воздухе. Сейчас эти "братушки" помогают нашим врагам уничтожать Россию. angry Что-то я не вижу народных выступлений в Болгарии против этого. Болгары зарабатывают деньги на убийстве русских. Как и сербы. Сербы продали боеприсы тем, кто их поставил Украине. Вроде бы сербы за нас. И Вучич не против России. Он просто продал боеприпасы, не догадываясь, для чего они нужны. no Всё он знал. Вучич заработал денег на убийстве русских. Это правда. yes

          Так извините уаважаемый бородач, но в ПЕРВЬIЙ РАЗ за очень длителное время появилась статья которая в общем обективна и вам сразу она не понравилась. Во первых вы ее вряд ли прочитали подробно если говорите об геноциде греков. Вам что нибудь договор Моллов - Кафандарис что нибудь говорить? Да вряд ли. Ведь для вас ВСЕ болгары плохие потому что снабжают оружием Краину. Да весь болгарский ВПК за месяц производить столько что на Украине расходуется в ДЕНЬ!!! Насчет договора Моллов - Кафандарис он просто узаконил уничтожение и изгнание болгар из беломорской Фракии. А оттуда выгнали где-то порядка 400 000 человек. Количество погибших неизвестно. Греки такую информацию ни за что не предоставят. И меж впрочем греки свою част договора так и не выполнили. Они должны были заплатить за оставленное недвижимое имущество выгоняемыми болгарами и не заплатили ни копейки. Вы не видите выступлений болгар против политики в помощ Украины? А разве у вас есть болгарское ТВ или вы думаете что раз Болгария в ЕС то здесь свобода слова? Да черта с два. Здесь такая цензура какая и во времена социализма не снилась. НО третья по величине партия в стране (она уступила первым двум всехго лишь 2 и 4%) в своей програме ТВЕРДО УКАЗАЛА ЧТО ХОЧЕТ ПРЕКРАЩЕНИЕ КАКОЙ ЛИБО ПОМОЩИ Краины, а еще нормализацию отношений с РФ отмена санкций и т.д. из за чего на нее обрущивают водопады грязи и компроматов.(Ведь в Болгарии по сути правят и держат в руки ТВ и радио соросята) Насчет переобувания в воздухе. Чемпионом здесь Румыния. Она воевала против СССР на восточном фронте, а затем оказалась в стане победителей!!! Болгария хотя бы на восточном фронте не воевала. Да и потеры нанесенные вермахта на порядок больше высвобожденных же войск которые поехали даже не воевать а охранять тыли вермахта. Все таки большинство частей в Югославии были охранными!!!
          1. 0
            3 февраля 2025 01:24
            Как бы вы относились к русским, если бы Болгария воевала с Турцией, а Россия поставляла Турции немножко оружия, которое убило бы немножечко болгар, а русские за это чуть-чуть ругали правительство?
            Расскажите об этом семьям погибших. Чтобы разрушить одну семью, достаточно одного болгарского снаряда.
            Вы правы, я плохо знаю историю Балканской пороховой бочки. Там была Древняя Греция, империя Александра Македонского, Великая Болгария, Великая Албания, Великая Сербия, Османская империя. Многие эти государства существовали на одной и той же территории, и за эти земли можно воевать вечно. Но Аляска - Русская Земля, а мы не начинаем из-за нее ядерную войну, чтобы не уничтожить всё человечество.
            История не терпит сослагательного наклонения: Болгария была на стороне врагов России в Первую и Вторую Мировые войны. А если Специальную Военную Операцию на Украине считать за предвестник Третьей Мировой Войны, то Болгария опять против нас. Сербия хотя бы делает вид, что не знает, что она поставляет боеприпасы через посредников на Украину. Болгария поставляет оружие украинским нацистам, которых мы считаем еврофашистами, совершенно открыто. Вот такая она любовь болгарского народа к русскому народу, что сразу и не поймешь: чем болгарин отличается от турка?
            1. +3
              3 февраля 2025 16:46
              Цитата: Бородач
              Как бы вы относились к русским, если бы Болгария воевала с Турцией, а Россия поставляла Турции немножко оружия, которое убило бы немножечко болгар, а русские за это чуть-чуть ругали правительство?
              Расскажите об этом семьям погибших. Чтобы разрушить одну семью, достаточно одного болгарского снаряда.
              Вы правы, я плохо знаю историю Балканской пороховой бочки. Там была Древняя Греция, империя Александра Македонского, Великая Болгария, Великая Албания, Великая Сербия, Османская империя. Многие эти государства существовали на одной и той же территории, и за эти земли можно воевать вечно. Но Аляска - Русская Земля, а мы не начинаем из-за нее ядерную войну, чтобы не уничтожить всё человечество.
              История не терпит сослагательного наклонения: Болгария была на стороне врагов России в Первую и Вторую Мировые войны. А если Специальную Военную Операцию на Украине считать за предвестник Третьей Мировой Войны, то Болгария опять против нас. Сербия хотя бы делает вид, что не знает, что она поставляет боеприпасы через посредников на Украину. Болгария поставляет оружие украинским нацистам, которых мы считаем еврофашистами, совершенно открыто. Вот такая она любовь болгарского народа к русскому народу, что сразу и не поймешь: чем болгарин отличается от турка?

              Да вы правы что Болгария в ПМВ и ВМВ была на стороне врагов России. В общем Великая Сербия, Великая Албания никогда не существовало. Они существуют только в воображения албанцев и сербов. Великая Болгария существовала НО НЕ БАЛКАНАХ. Она существовала где-то с 635 по 750 года и большую ее част была с Кавказа, через степную територию сегодняшней Краины и еще включала современную Молдавию и Румынию без части Трансилвании. Где-то в 711 году потеряла восточного берега Днепра но осталась еще 30-40 лет контрол над западным берегом Днепра. Потом в определенный период Болгария была в основном на Балканах, но до падению под турками ВСЕГДА включала Молдову, Валахию и Трансилванию. Но вы правы ето дела давно минувших дней. Меж впрочем считать что сейчась Аляска руская земля извините, но ето сны болных мозгов. Она могла быть, но бездарные цари продали територию за копейки которые к тому же так и не доехали до России. Сейчась на териториюАляски нет не только руских но и говорящих по руски алеутов. И на каком основании тогда сравниваете територии на Балканах населенные преимущественно каким нибудь етносом с Аляской? Насчет поставки боеприпасов. А разве кто-нибудь когда нибудь спрашивал людей чего они хотят? У нас даже пару референдумов провели а политики подтерлись резултатами и сказали что все равно их соблюдат не будут!!! И ето меж впрочем т.н. демократия ЕС. А есть ли уважение или нет не вам судит, но прошу вас приходите 3-го марта на Шипке и посмотрите сколько укро тряпок будет там (если вообще будет хоть один) и сколько флагов российских будет там развеватся. Там собираются порядка 100 тыс. человек и очень много людей несут не только болгарских но и россиских флагов.
              1. 0
                4 февраля 2025 05:35
                По поводу Аляски: спросите любого русского, и он вам ответит Аляска - Русская Земля. Там до сих пор есть православные церкви. Мы - русские уверены, что однажды мы вернём свою землю. yes
                Странно как-то получается, что всю историю современной независимой Болгарии её правительство не выполняет чаяния болгарского народа, а выполняет приказы запада. Хотя чему там удивляться? У вас ведь западная демократия. Или диктатура?
          2. 0
            8 февраля 2025 22:21
            Греки такую информацию ни за что не предоставят.

            Так же как болгары не предоставят информацию о Восточной Румелии и о судьбе греков населявших её.
            1. +1
              9 февраля 2025 00:51
              Цитата: Pavlos Melas
              Греки такую информацию ни за что не предоставят.

              Так же как болгары не предоставят информацию о Восточной Румелии и о судьбе греков населявших её.

              А кто мешал или мешает грекам в Болгарии называтся греками? Даже в родном селе моей супруги есть т.н. греческая махала, т.е. квартал. еще недавно старые люди в ней почти не знали болгарского языка!!! Так что нечего сравнивать гонения болгар в Греции с жизнью греков в Болгарии. греков никто в Болгарии не притеснял, а вот в Греции до сих пор потомков тех кто остался не позволяют говорит по болгарски. Один мой друг в прошлом году случайно встретился с потомком уцелевших болгар в беломорской Фракии и именно етот потомок расказал ему о целенаправленной асимиляции оставшихся болгар, а акже о притеснениях еще с ПМВ. hi А то что вы грек не дает вам права не знать собственную историю. Еще мой прадед бывший военнопленным в греческом можно сказать и концлагере в ПМВ такие вещи расказывал... до сих пор волосы дыбом встають когда вспоминаю. hi
              1. +1
                9 февраля 2025 08:52
                А кто мешал или мешает грекам в Болгарии называтся греками?

                Эхе эхе греки из Болгарии ушли при обмене населением потомков Филипопольских греков я тоже встречал, какие болгары были "белые и пушистые тоже слышал . Кто у нас в основном воевал в гражданскую и с какими целями ? Это в основном болгары которых не отправили в свои государства ,сначало друзья болгарских фашистов потом друзья титовских коммунистов. Зачем вам Θεσσαλονίκη этот город не ваш .
                То что вы Болгарии не даёт вам права забывать преступления болгар на греческой земле , наш север пострадал от ваших преступлений очень сильно вы пытались греческое население оболгарить в лучших традициях турок . Я тоже встречал жертв болгарских преступлений . Повезло вам что Филипуполь остался Пловдивом .
                1. +1
                  9 февраля 2025 09:26
                  А разве я отрицал хоть как нибудь преступления болгарских фашистов? А вот вы отрицаете наличие преступлений со стороны греков хотя они были и немало. Так что у вас ИМХО и мне незачем больш вам отвечать. тем более что вы слышать не хотите. hi ПС. Меж впрочем после конца ВМВ греческое правителство хотело границу по северным склонам Родопах и Пловдив там не значился. Он оставался севернее. Хотя в Родопах никогда не жило греческое население. Имею в виду последние 1200 лет.
                  1. +1
                    9 февраля 2025 13:01
                    А разве я отрицал хоть как нибудь преступления болгарских фашистов?

                    Конечно не отрицали так как это сложно отрицать а вот преступления болгарских комитетов вы вынесли за скобки , сколько греков было убито за то что нехотели входить в экзархат .
              2. +1
                9 февраля 2025 12:58
                Так что нечего сравнивать гонения болгар в Греции с жизнью греков в Болгарии. греков никто в Болгарии не притеснял, а вот в Греции до сих пор потомков тех кто остался не позволяют говорит по болгарски.

                Извините но и тут не правда в раене Касторьи есть деревни которые говорят на болгарском и не наша вина что достаточная часть этих людей поддерживая идеи Тито после поражения убежала в соц.страны .
      3. +1
        3 февраля 2025 20:28
        Да уж "братушки"...
        "Болгары предоставили свою страну немцам как плацдарм для агрессии против соседей — Греции и Югославии. Вот только для Болгарии это были не хорошие соседи, а прямые враги, захватчики."- Откуда такие "факты"?
        Болгарские войска участвовали вместе с гитлеровским Вермахтом в оккупации Югославии.
        "Политический режим Болгарии того времени называют монархо-фашистским. Это значит, что собственно фашистским он не был. Но отчасти был, присутствовало подавление прав и свобод, засилие официозной пропаганды..."
        Просто смешно! Это как быть "немного беременной".
        1. -1
          4 февраля 2025 05:16
          Цитата: Виктор_Фролов
          Это значит, что собственно фашистским он не был. Но отчасти был
          Существует определение фашизма, принятое ещё ООН, хотя и очень размытое. Никаким фашистским государством Болгария не была. Обыкновенный тоталитарный режим
    2. +3
      2 февраля 2025 05:22
      А как сейчас с памятником Алеше в Болгарии ?
      1. +3
        2 февраля 2025 05:28
        А в других странах где сносят памятники нашим воинам что мы можем сделать? И здесь также сделаем заявление и почтим память погибших у себя дома. В нашей то истории они останутся
        1. 0
          2 февраля 2025 11:27
          Цитата: Солдатов В.
          А в других странах где сносят памятники нашим воинам что мы можем сделать?

          А в Духовщине, Смоленской области, до сих пор на немецком военном кладбище памятники стоят и их не сносят.
        2. 0
          2 февраля 2025 22:04
          Может надо предложить этим трибалтикам, польшам, чехам забрать наши могилы. И перезахоронить их на Родине с почестями. Но, потом, пусть каждая англосаксонская шавка знает, что на их земле для нас ничего святого не осталось. А самый чистый это пепел.
      2. +1
        2 февраля 2025 11:22
        Пока не сносят,но постоянно красят в разные цвета..
      3. -16
        2 февраля 2025 12:00
        А как сейчас с памятником Алеше в Болгарии ?

        К сожалению, он все еще висит над Пловдивом
        1. +2
          2 февраля 2025 12:50
          Не понятно, вы хотите его убрать? Почему?
        2. +2
          2 февраля 2025 19:59
          К радости победа России близка и фашики в Болгарии отгребут по полной
        3. +6
          2 февраля 2025 20:56
          Цитата: stoqn477
          А как сейчас с памятником Алеше в Болгарии ?

          К сожалению, он все еще висит над Пловдивом

          Извини Стояне а ты случаем не в НКО Сороса состоиш?
      4. +9
        2 февраля 2025 17:53
        Паметникът на Альоша е цял и невредим - аз живея под него.
      5. +10
        2 февраля 2025 19:55
        Стоит. Нетронутый. Вместе с еще 454 памятников русским и советским войнам 1877-8 и 1944-5 г. По всей стране. По праздникам и годовщинам - в цветах. Стоят и имена улиц, церквей, площадей. Фашики и либералы лютуют, но все тише.
        1. +3
          2 февраля 2025 21:56
          Дружил с болгарином . Хороший был друг , drinks
      6. +7
        2 февраля 2025 20:32
        Цитата: Uncle Lee
        А как сейчас с памятником Алеше в Болгарии ?

        Не беспокойтес Владимир, стоит Алеша. Что ему сделается. wink
        1. 0
          3 февраля 2025 01:44
          Цитата: nedgen
          Что ему сделается

          Я знаю, что стоит...Просто возня вокруг него нехорошая..
      7. +1
        8 февраля 2025 22:26
        А как сейчас с памятником Алеше в Болгарии ?

        Я конечно не люблю соседей которые мечтают о нашем севере ,но тут вы неправы стоит в нормальном состоянии идаже цветы к нему приносят .
  2. +4
    2 февраля 2025 05:08
    Но Германия потеряла в результате проигрыша не собственно германские области
    Как это собственно "не германские области"? А часть северо-западной Германии, которая по результатам Первой МВ вошла в состав Бельгии? А немецкие земли, ставшие Польшей? А Северный Шлезвиг, отошедший к Дании. Есть ещё и Лотарингия с Эльзасом, ну это уже немножечко другое
    1. +6
      2 февраля 2025 11:12
      Приветствую, Михил. В статье есть неточности, но это не критично.
      Ни слова нет о РОК (русский охранный корпус) около 17 тыс. человек белогвардейцев и предателей, воевавших против югославских партизан. Возможно это пресловутая "политкорректность", возможно просто не имеет к теме прямого отношения. what
      1. +3
        2 февраля 2025 11:16
        Цитата: Толстый
        воевавших против югославских партизан
        Доброго здоровья! Ну а и югославские партизаны-то сами воевали друг против друга. Все против всех! wink
        1. +7
          2 февраля 2025 11:59
          То, что четники, выступили против Тито вполне закономерно. Очень разное представление об устройстве страны
          НОАК воевала о гоминьданом, хотя те и другие сражались против японцев
          1. +2
            2 февраля 2025 19:59
            Цитата: Толстый
            То, что четники, выступили против Тито вполне закономерно. Очень разное представление об устройстве страны
            НОАК воевала о гоминьданом, хотя те и другие сражались против японцев

            Причем по мнению нашего разведчика Петра Власова Гоминьдан воевал с японцами гораздо яростнее и эффективнее, чем Мао
    2. +2
      2 февраля 2025 14:49
      Северный Шлезвиг даже Гитлер не стал забирать у Дании. В состав Польши вошли в основном всё же этнические польские земли.
      1. -1
        2 февраля 2025 17:09
        Цитата: Sergej1972
        Северный Шлезвиг даже Гитлер не стал забирать у Дании
        Это был вопрос политический. Гитлер объединял все германские народы под одну крышу и ему не с руки было отбирать земли к братского, как считали нацисты, народа
    3. +6
      2 февраля 2025 16:24
      Да, это не собственно германские земли. Это земли, ранее захваченные Германией у своих соседей
      1. +4
        2 февраля 2025 17:10
        Цитата: Ярослав Кидинов
        Да, это не собственно германские земли. Это земли, ранее захваченные Германией у своих соседей
        Все земли были когда-то и кого-то захвачены wink
  3. +9
    2 февраля 2025 05:11
    Хорошая иллюстрация того, что маленькие и слабые страны для обеспечения своего выживания вынуждены прислоняться к сильным и богатым державам.
    Сегодня ты богат и влиятелен- и вот Болгария (или Румыния или иная балканочка) твой верный союзник.
    Завтра ты ослаб, утратил позиции- и твой сателлит перебежит на сторону нового сильного игрока - ЕЭС, Германия, США, НАТО.
    То есть, дружбу подобных стран всегда нужно покупать, безо всякой надежды на искренность чувств.
    1. 0
      2 февраля 2025 05:35
      Цитата: U-58
      маленькие и слабые страны для обеспечения своего выживания вынуждены прислоняться к сильным и богатым державам.

      Типа: Рыба прилипала
      1. +3
        2 февраля 2025 07:54
        Именно так и есть. Слабый прислоняется к сильным.
    2. +2
      2 февраля 2025 06:52
      Цитата: U-58
      Сегодня ты богат и влиятелен- и вот Болгария (или Румыния или иная балканочка) твой верный союзник.

      Государство должно быть сильным чтобы защищать свлю независимость. При Ельцине ИГИЛ покушался на Северный Кавказ, Эстония на Пыталово, Финляндия на Карелию, США на остров Врангеля, Япония на Куриллы. А после начала СВО Трамп больше внимания уделяет аннексии Гренландии, Панамского канала, Мексики и Канады.
      1. +3
        2 февраля 2025 07:11
        Эстония покушалась на Печоры, а на Пыталово - это уже Латвия хотела оттяпать.
        1. 0
          2 февраля 2025 07:24
          Цитата: Ватервейс 672
          а на Пыталово - это уже Латвия хотела оттяпать
          И оттяппла бы, если бы Алкаш сидел в Кремле до сих пор. Тьфу, тьфу wink
          1. +2
            2 февраля 2025 18:44
            Цитата: Голландец Михель
            И оттяппла бы, если бы Алкаш сидел в Кремле до сих пор.

            Ельцин не был заведомым и сознательным предателем интересов России. Просто он допустил в свое окружение массу людей которые мечтали со школьных лет о развале страны и были готовы идти с этой целью даже на сотрудничество с исламскими экстремистами(Чубайс, Гайдар, Березовский). В ходе 1 чеченской войны у Ельцина хватило честности и ума признать неспособность руководить страной. Но фактически именно Ельцин остановил развал страны уступив власть Путину. К счастью очишение руководства страны от измены и предательства Путин ведет без эксцессов и не позволил стране скатится в гражданскую и межнациональную войну.
      2. +2
        2 февраля 2025 18:56
        Сильным? С болгарскими ресурсами? Ну ну... На Румынию "один на один" их может и хватит но не факт :(
        1. +2
          2 февраля 2025 19:04
          Цитата: Не_боец
          Сильным? С болгарскими ресурсами? Ну ну... На Румынию "один на один" их может и хватит но не факт :(

          Болгария получила независимость и территориально расширилась за счет Турции благодаря поддержке России. Когда во вторую Балканскую войну Болгария напала на Сербию, она разрушила хрупкое славянское единство. В результате и сама потерпела поражение и в 1914 году Австрия видя, что на стороне Сербии выступит только Россия решилась начать войну против России и Сербии.
          1. +1
            2 февраля 2025 23:04
            Военната спогодба между Гърция и Сърбия срещу България е сключена преди междусъюзническата война.
            1. +3
              3 февраля 2025 00:05
              Цитата: Данаил
              Военната спогодба между Гърция и Сърбия срещу България е сключена преди междусъюзническата война.

              Кстати яндекс переводчик с болгарского перевел так:"Соглашение между Болгарией и Грецией было заключено до начала межсоюзной войны." Но зная русский язык мне кажется что Вы написали "Военное соглашение между Грецией и Сербией против Болгарии было заключено еще до 2 Балканской войны". Я не знаю тонкостей балканской дипломатии начла 20 века. Но Болгария совершила очень большую ошибку начав 2 Балканскую войну. Все это стало известно только после ее окончания. Тогда царем Болгарии был этнический немец. А немцы хронически умеют ввязываться в безнадежно-провальные войны. Хоть немецкие генералы считаются пуштунами самыми лучшими, но самостоятельно немецкие генералы выигрывали начатые ими войны только в коалиционных войнах имея в союзе англичан или русских. Нынешняя Ваша элита может завести Болгарию к потери независимости. Когда я учился в Станкине нам уже тогда говорили, что основной противник России это не США а Турция которая имеет планы возрождения своей империи и по всем признакам в скорости далеко продвинется на этом пути.
              1. +1
                3 февраля 2025 20:14
                Прав сте. Никоя страна не може да воюва успешно сама без съюзници. А положението със съюзниците за България е зле в момента. И за Запада и за Изтока сме само разходен материал за дребни цели. В най-скоро време благодарение на Тръмп и неговата заповед за вноска в NATO от 5 процента от БВП от този съюз ще остане само празна обвивка без съдържание и в Турция ще си припомнят едно и друго за Източна Румелия и за България ще настанат интересни времена.
                1. 0
                  3 февраля 2025 21:27
                  Цитата: Данаил
                  за вноска в NATO от 5 процента от БВП

                  Проблемма для стран НАТО не в том, что они будут вкладывать 5% на оборону, а в том, что эти 5% будут растрачены христианскими странами НАТО на войну с Россией. Турция эти 5% потратит на расширение своего влияния в Албании, Боснии, Македонии, Северной Африке, Монголии, Средней Азии и на Ближнем Востоке. Тратами на оборону страны НАТО вытесняют себя из России, а Турция захватывает новые рынки.
                  1. +1
                    3 февраля 2025 23:17
                    Никоя икономика не може да отделя 5 процента в мирно време за въоръжение, просто ще фалира. Така че ще последва или много жестока икономическа криза или разпад на НАТО като единен военнополитически блок.
                    1. +1
                      4 февраля 2025 01:15
                      Цитата: Данаил
                      Никоя икономика не може да отделя 5 процента в мирно време за въоръжение

                      Доля военных расходов Израиля в 2023 году была выше 5%. Ничего страшного с экономикой Израиля не произошло. Сейчас в России доля военных расходов выше чем при Ельцине. Экономика в России сейчас намного устойчивее чем при Ельцине.
                      1. +1
                        4 февраля 2025 07:20
                        Израел е във вечна война с който се сетиш от съседите си. Ползва се от специалното отношение на САЩ и от много сериозни дотации. Няма аналогия с която и да е била европейска държава сега.Може би само донякъде Полша.
                      2. +1
                        4 февраля 2025 08:28
                        Мне кажется, что СССР и Россия всегда тратили на оборону долю своих ресурсов которая измеряется 2-значным числом в процентах. Когда доля военных расходов была выше СССР и Россия развивались быстрее чем при Ельцине. Годы правления Путина не исключение. Ядерный потенциал России не ниже потенциала США, и в реальности это стоит русским не дешевле чем американцам.
    3. -1
      2 февраля 2025 10:13
      А можно и веником, если кнутом жалко.
  4. +10
    2 февраля 2025 07:08
    Болгары очень близкий к русским этнос. И болгары это знают и помнят. Но общество в Болгарии как и везде неоднородно.
    Стоит напомнить вообще с чего всё началось. В Первую Балканскую войну объединёнными усилиями сербы, болгары и греки разгромили турок и добились полного освобождения от турецкого ига. Забрали у турок Адрианополь и всю европейскую территорию вплоть до самого Константинополя. Кроме этого Болгария получила выход в Эгейское море и другие обширные территории. Но тут случилось несчастье.
    Северную Македонию населённую болгарами освобождали от турок сербы. И по договорённости с Болгарией после победы должны были вернуть. Но не вернули. Вместо этого начали усиленную сербизацию населения. Николай Второй являлся гарантом этого соглашения и третейским судьёй. Болгары долго требовали от сторон соблюдения договора но так ничего и не добились.
    И в 1913 году болгары атаковали Сербию. Началась Вторая Балканская война. Греки глядя на это тоже решили поучаствовать и забрать себе земли что считали своими. Турция тоже решила вернуть себе потерянный Адрианополь (Эдирне). Болгария оказалась в войне на 3 фронта. Россия решила в это всё не вмешиваться. Хотя опять же была гарантом соглашения болгар и сербов.
    Но самое страшное для Болгарии настало когда в войну вступила Румыния с целью отобрать Южную Добруджу. У болгар войск уже просто не оставалось и румыны почти не встретив сопротивления уже приближались к Софии. И тут болгары капитулировали. Румын терпеть не могли все воюющие стороны и их быстро тогда на место поставили.
    Так что если смотреть на политику Болгарии как близкого нам народа то надо смотреть и сквозь призму той катастрофы болгар в которой роль России была не самой удачной.
    1. -1
      2 февраля 2025 13:59
      Цитата: malyvalv
      Болгары очень близкий к русским этнос. И болгары это знают и помнят. Но общество в Болгарии как и везде неоднородно.
      Стоит напомнить вообще с чего всё началось. В Первую Балканскую войну объединёнными усилиями сербы, болгары и греки разгромили турок и добились полного освобождения от турецкого ига. Забрали у турок Адрианополь и всю европейскую территорию вплоть до самого Константинополя. Кроме этого Болгария получила выход в Эгейское море и другие обширные территории. Но тут случилось несчастье.
      Северную Македонию населённую болгарами освобождали от турок сербы. И по договорённости с Болгарией после победы должны были вернуть. Но не вернули. Вместо этого начали усиленную сербизацию населения. Николай Второй являлся гарантом этого соглашения и третейским судьёй. Болгары долго требовали от сторон соблюдения договора но так ничего и не добились.
      И в 1913 году болгары атаковали Сербию. Началась Вторая Балканская война. Греки глядя на это тоже решили поучаствовать и забрать себе земли что считали своими. Турция тоже решила вернуть себе потерянный Адрианополь (Эдирне). Болгария оказалась в войне на 3 фронта. Россия решила в это всё не вмешиваться. Хотя опять же была гарантом соглашения болгар и сербов.
      Но самое страшное для Болгарии настало когда в войну вступила Румыния с целью отобрать Южную Добруджу. У болгар войск уже просто не оставалось и румыны почти не встретив сопротивления уже приближались к Софии. И тут болгары капитулировали. Румын терпеть не могли все воюющие стороны и их быстро тогда на место поставили.
      Так что если смотреть на политику Болгарии как близкого нам народа то надо смотреть и сквозь призму той катастрофы болгар в которой роль России была не самой удачной.

      Может болгары и близкий к русским этнос, а может и нет, но правительство Болгарии всегда антироссийское, если на территории Болгарии нет наших военных баз.
      1. +3
        2 февраля 2025 17:29
        По разному у нас с болгарами было. Было и такое что считалась Болгария 16й республикой СССР. Без всяких баз. Надо больше смотреть на народ а не на правительства. У нас тоже правительства очень разные были в 20 веке.
        Ну вот много у американцев всяких баз. А могут они при этом назвать хоть один народ близкий им?
        1. 0
          4 февраля 2025 02:15
          Цитата: malyvalv
          А могут они при этом назвать хоть один народ близкий им?

          Так американцы не об этом, им главное деньги а не народы.
      2. +5
        2 февраля 2025 19:37
        Цитата: Бородач
        но правительство Болгарии всегда антироссийское

        Это - следствие традиционной для России времен империи ( впрочем как и для современной РФ ) политики оказания помощи народам и полного пренебрежения работой с элитами , предпочитая работать уже с тем , что вырастят наши враги. ( У СССР были свои закидоны , ценность работы с элитами там понимали , но после 1953г не понимали , как это делать, впрочем , как перестали понимать как делать и все остальное)
        1. По завершении освободительной войны Александр II выдвинул на болгарский трон племянника супруги ( немки) - Александра Баттенберга ( Гессен-Дармштадтского) , "русского" генерала , которому было предоставлено право остаться в лютеранской вере и не принимать православия! Новый царь не замедлил начать вести дело к разрыву с Россией , пользуясь советами Великобритании и разжигая болгарский национализм. Не смотря на возражения России , начал войну с соседями , позже свалив на нее все неудачи и был в конце концов свергнут. ( Никого не напоминает? Современные Украина и Армения в одном флаконе)
        2. А вот и родоначальник последней династии "болгарских" царей : Фердинанд Максимилиан Карл Леопольд Мария Саксен-Кобург-Готский ! Австрийский католик , которому в отличии от "русского" генерала хватило ума если не самому , то своего сына сделать из католика православным. Пришел к власти , обещая восстановить порушенные Баттенбергом отношения с Россией , и после упрочнения власти что? Правильно , стал союзником Германии.
        ( Удивляющимся приходу нацистских президентов незалежной на русских голосах надо понимать , что в международных отношениях полезней изучать историю , а не юриспруденцию. )
    2. +6
      2 февраля 2025 21:35
      В общем Валерий вы правилно отразили ситуацию, но забыли или не знали несколько очень важных моментов. Во первых во главе Болгарии стоял Фердинанд. А он был еще тем грандоманом. Во вторых союз (тайный) между греками и сербами против Болгарии была заключен за несколько месяцев до межсоюзнической войны. В третых и Николай 2 не был такой же божьей коровкой. Не стал арбитром а стал твердо настороне сербов. К тому же именно по указке правителства Николая Румыния напала на Боларию и даже Николай обещал стать патроном того полка который пересечет первым Болгарскую границу. Да и сам Фердинанд тогда был тем еще идиотом. К примеру если собрался воевать с сербами на кой черт надо было отдавать приказ ТОЛЬКО двум дивизиям атаковать сербов, а не всей первой армии. (Да и на кой черт надо было вообще начинать войну 1913-го года без подготовки прежде всего в плане политическом?) Во всей етой войне 1913 года был для Болгарии только один светлый луч. Войска под командованием генарала Владимира Вазова польностью разбили в кресненском ущелье греческих войск и путь на Салоники (или Солун кому как нравится) был открыт, но общую картину ето изменить не могло. Румыни надвигались с севера и подходили к Софии...
    3. -1
      3 февраля 2025 01:55
      Цитата: malyvalv
      Болгары очень близкий к русским этнос. И болгары это знают и помнят. .
      Первый правитель Первого Болгарского царства - хан Аспарух 681-701г, Болгары тюркский народ, которые покорили славянский "Союз семи родов".

      Цитата: malyvalv

      Стоит напомнить вообще с чего всё началось. .
      Началось с тог, что Российская Империя победила в русско-турецкой войне 1877-78г...
      Без России не было бы болгар вообще и Болгарии в частности.
      1. +3
        3 февраля 2025 12:35
        Насколько сами русские являются тюрками ещё вопрос. Недаром "поскреби русского и найдёшь татарина".
        Насколько откочевавшие с берегов Волги тюркские болгары изменили этнический фон славян на Балканах тоже ещё вопрос. Также вопрос насколько русские являются частью варягов, викингов, норманнов. Так то именно они наше государство изначально создавали. Ну и вопрос насколько русские являются потомками прокатившейся по нашим землям переселением гуннов, от которых нам достались угро-финские народности которые до сих пор живут и здравствуют наряду с татарами и башкирами.
        Проще надо смотеть на это. Болгары это болгары. И были бы и с нами и без нас.
  5. +9
    2 февраля 2025 08:00
    Малая Антанта
    альянс Чехословакии, Румынии и Югославии,создан в 1921 г.,какие претензии,были у Чехословакии к Болгарии?Цель - сдерживание венгерского ирредентизма(Венгрия,претендовала на югославскую Войводину, часть словацких земель,румынскую Трансильванию), а также предотвращение воссоздания монархии Габсбургов в Австрии или Венгрии.Автор, путает с Балканской Антантой-военно-политический союз Греции, Румынии, Турции и Югославии, заключённый в Афинах 9 февраля 1934 года с целью сохранения на Балканах послеверсальского соотношения сил.Да,данный союз,был направлен оказание взаимной помощи в случае нападения на члена союза какого-либо балканского государства, не входящего в союз (то есть Болгарии или Албании),но члены союза,допускали возможность вхождения в Балканскую Антанту Болгарии и Албании, однако эти государства, находившиеся в то время в сферах влияния Германии и Италии соответственно, отказались присоединиться к союзу.И последнее,обе Антанты,активно поддерживались Францией, у Франции, были свои резоны
    Статья,в либеральном,духе написана,что то сознательно умалчивается,что-то искажается,так же сознательно.
    1. +2
      2 февраля 2025 16:32
      У Румынии и Югославии были острые на тот момент территориальные противоречия с Брогапией. Так что, любой союз этих стран был направлен и против Болгарии.
      Болгария отказалась вступать в Балканскую Антанту не потому что была в сфере влияния Германии, а потому что считала входящие в этот союз страны захватчиками и не желала признавать и легализовать их захваты через союз с ними
      1. +1
        2 февраля 2025 16:43
        Автор,вы определитесь для начала, про какую Антанту вы пишите, про Малую или Балканскую, а потом поговорим.Ибо это две большие разницы.
  6. 0
    2 февраля 2025 09:16
    Я смотрю, по сравнению с болгарами евреи отдыхают.
  7. +3
    2 февраля 2025 09:28
    по моему мнению ,совершенно не справедливая политика ,что лояльность через самообман что это братья -славяне ,а это значит нам братский народ, надо покупать за кровь русского солдата , а потом видеть , как эти "братья "славяне вместе с варварами Запада втыкает нож в спину России , а Россия опять их спасает ценой крови своих солдат -это не правильная политика . После того как Россия ценой жизни своих солдат спасла болгар от их уничтожения турками в ХIX веке , пришлось опять болгар спасть уж в Вторую Мировую Войну в ХХ веке. Спрашивается , а чем занимались болгары между этими их спасениями Россией ? А они и в Первую Мировую Войну и в Вторую Мировую Войну выступали на стороне врагов России . Потом СССР их тридцать лет кормила и отстраивала и стыдливо молчала об предательстве болгар и в ПМВ и в ВМВ , так в "благодарность" за это Болгария сегодня член НАТО ! Ну и братья ...
    1. +3
      2 февраля 2025 16:54
      пришлось опять болгар спасть уж в Вторую Мировую Войну в ХХ веке
      Это как спасали - то и от кого..8 сентября 1944 г Красная Армия,вступила в пределы Болгарии, а 9 сентября 1944 г, к власти пришло правительство Отечественного фронта и боевые действия советских войск против Болгарии были прекращены.Советские войска прошли по болгарской территории, не нарушая деятельность органов местных властей и не разоружая болгарскую армию,население встречало Красную Армию восторженно.
  8. +1
    2 февраля 2025 09:38
    Причём Болгария была стороной, этот конфликт проигравшей. В 1913
    В первую очередь, она стала стотороной НАПАВШЕЙ, развязавшей 2ю балк.,войну..За что справедливо и получила.

    И была союзницей агрессора в обеих МВ и очень легко отделалась за это

    .
    Речь о Польше — её восточную часть СССР, по соглашению с немцами, занял и присоединил.


    Её восчточную часть СССР СПАС от нацистов. Автор предпочёл бы обратное?
    1. -1
      2 февраля 2025 11:32
      Цитата: Ольгович
      В первую очередь, она стала стотороной НАПАВШЕЙ, развязавшей 2ю балк.,войну
      Там все были хищники, смотрели как-бы и у кого оторвать кусок. Болгария всего лишь инициировала процесс :wink
      Цитата: Ольгович
      Её восчточную часть СССР СПАС от нацистов
      А потом ещё и прирастил Силезией и частью Пруссии
      1. +1
        2 февраля 2025 12:06
        Цитата: Голландец Михель
        . Болгария всего лишь инициировала процесс

        и Германия тоже всего лишь инициировала
        Цитата: Голландец Михель
        А потом ещё и прирастил Силезией и частью Пруссии

        гораздо большим: Восточная Померания и Восточный Бранденбург, бывший Вольный город Данциг, а также округ Щецина. Но потери на Востоке-больше.
        1. -1
          2 февраля 2025 14:54
          С точки зрения площади потерянных земель на Востоке да. Но с точки зрения развития экономики, инфраструктуры территории на Западе были более ценными для Польши, это был самый развитый регион ПНР.
    2. -1
      2 февраля 2025 16:37
      А вы мастер полемики. Только вот, приписывать другому то, что в его словах абсолютно не было - грязный приём
      1. 0
        3 февраля 2025 13:24
        Цитата: Ярослав Кидинов
        А вы мастер полемики. Только вот, приписывать другому то, что в его словах абсолютно не было - грязный приём

        А восточная часть Польши стала СССР не по соглашению с немцами, а по результатам ВМВ-см. Историю
  9. -1
    2 февраля 2025 10:09
    И я, ещё пионером, спалил стог сена. А за западной границей, как не крути, - фашистский стан.
  10. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. -1
        2 февраля 2025 14:08
        Цитата: parusnik
        о-о-очень похоже на реабилитацию фашизма...
        Ильину,не зря памятник в Москве поставили..

        И где стоит это "творение". Адресок скиньте. Попысать на него хочется. yes
        1. +3
          2 февраля 2025 15:23
          Памятник русскому философу И. А. Ильину в том числе и Мемориал белым воинам, находится на территории Донского монастыря в Москве. Адрес: Донская площадь, д. 1. Осторожнее, а то еще на мемориал вдруг брызнете..Каяться,потом будете..Там все вместе,белым воинам и их идеологу..А памятник Ивану Ильину в Екатеринбурге находится по адресу: ул. Шейнкмана, 57. Можете,туда еще съездить.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    3. 0
      2 февраля 2025 16:52
      Комментарий являющийся хорошим примером хайпафоса. Построен на передёргивании. -
      Болгарский режим называется моархо-фашистским, чтобы показать его отличие от классического фашизма, явленного Германией или Италией.
      Если Тестов пишет,, что болгарский режим "не был ни капельки фашистским", а Ниш и Смедерево называет болгарскими землями - то он стремится к реабилитации фашизма.
      А в статье говорится о другом
  11. -1
    2 февраля 2025 12:18
    Цитата: север 2
    по моему мнению ,совершенно не справедливая политика ,что лояльность через самообман что это братья -славяне ,а это значит нам братский народ, надо покупать за кровь русского солдата , а потом видеть , как эти "братья "славяне вместе с варварами Запада втыкает нож в спину России , а Россия опять их спасает ценой крови своих солдат -это не правильная политика . После того как Россия ценой жизни своих солдат спасла болгар от их уничтожения турками в ХIX веке , пришлось опять болгар спасть уж в Вторую Мировую Войну в ХХ веке. Спрашивается , а чем занимались болгары между этими их спасениями Россией ? А они и в Первую Мировую Войну и в Вторую Мировую Войну выступали на стороне врагов России . Потом СССР их тридцать лет кормила и отстраивала и стыдливо молчала об предательстве болгар и в ПМВ и в ВМВ , так в "благодарность" за это Болгария сегодня член НАТО ! Ну и братья ...

    Во-первых, в 19 веке нам никто не угрожал тоталного уничтожение. Султан будет рубить сук, на котором сидит и который его кормит? Мы бунтуем не в первый раз.Да, он провел серьезную карательную операцию против тех, кто восстал. Он стер с лица земли поселения. Как поступали ваши царь и императоры, а после них и СССР с теми, кто поднял голову? Точно так же. Вы проходите через них огнем и мечом. Кстати, вы не боретесь только "за нас". Или вы забыли, что боретесь с османами на Кавказе? Там нет болгар, но тогда вы отбираете земли у Османской империи в этом регионе.Для вас это очередная русско-османская война. Вы должны отплатить им за Крымскую войну, и теперь вам это разрешили. Никто вас не остановил.
    Во-вторых. Вы не спасаете нас от Второй мировой войны. Нас не от кого спасать. Мы не оккупированы и не раздавлены. У нас есть функционирующее государство со всеми его системами. Даже если оно маленькое и слабое. Наши единственные проблемы — это с партизанами, которые восстают по вашему приказу, заметьте. .До 22 июня 1941 года партизан не было. Видите связь?
    А что касается того, что вы нас кормите. С чем? Или вы не помните, что до того дня вы ели болгарские помидоры, так сказать? Пшеница? Наша Добруджа нас кормит вдоволь. Разве не было животноводческих ферм? Там было. Вы продавали только нефть и разные материалы, которые мы не можем производить. Вы продавали. Вы нам его не дали. Как и мы по отношению к вам. Но по сниженным ценам, чтобы вас не злить. Так было сделано в СИВ.
    1. +3
      2 февраля 2025 16:40
      Наши единственные проблемы — это с партизанами, которые восстают по вашему приказу, заметьте. .До 22 июня 1941 года партизан не было. Видите связь?
      Действительно связь..Последний партизанский отряд республиканцев во франкистской Испании,был уничтожен в 1940 г,партизанское движение во Франции,началось формироваться в 1942 г. в Бельгии в конце 1941 г. В оккупированной немцами Польше в конце 1939,в Греции,Албании,Югославии в 1941,в Словакии, в конце 1942, в Венгрии в 1943,в Италии в 1942,в Румынии партизаны существовали, в основном в оккупированной Молдавии,это все дело рук Коминтерна..И я не шучу,вполне серьезно.Отряды формировали те,кто прошел школу борьбы с фашизмом в Испании.Что мне нравится в националистах любой национальности,вы никогда не станете едины и постоянно будете грызть глотки друг,другу..
      Да, он провел серьезную карательную операцию против тех, кто восстал. Он стер с лица земли поселения. Как поступали ваши царь и императоры, а после них и СССР с теми, кто поднял голову? Точно так же.

      Дурная была российская общественность,которая настояла на войне с Турцией,российский ампиратор,для виду возмутился резней восставших болгар,но освобождать болгар и брать реванш,за Крымскую войну,не собирался,от слова совсем.Вы бы памятники Александру,тож розовой краской покрасили бы,как памятник Алеше,что бы по честному. А кто в СССР, подымал голову,чьи поселения,каких республик стирали с лица земли?Вешали,расстреливали,массовым порядком..Мне нравилось ваше лечо и кетчуп..Но вот помидор не ел..У нас в районе их столько выращивали,еле еле успевали перерабатывать..Да и всякие соусы,кетчупы брали редко,домашних закаток хватало..
    2. -1
      3 февраля 2025 02:06
      Цитата: stoqn477

      Во-первых, в 19 веке нам никто не угрожал тоталного уничтожение. Султан будет рубить сук, на котором сидит и который его кормит? Мы бунтуем не в первый раз.Да, он провел серьезную карательную операцию против тех, кто восстал. Он стер с лица земли поселения..
      Так чего вы стесняетесь - после свержения "советского ига" возвращайтесь в "Родную гавань" Турции из которой вас болгар так не культурно вырвала Российская Империя...
    3. +1
      4 февраля 2025 20:15
      Цитата: stoqn477
      Или вы забыли, что боретесь с османами на Кавказе? Там нет болгар, но тогда вы отбираете земли у Османской империи в этом регионе.
      Если уж быть честным, то давайте признаем, что наши боевые действия на Кавказе и в Закавказье против Османской империи были всегда в рамках тех войн с Османской империи, которые мы вели сперва в нашем Причерноморье, а затем и на Балканах. Это был так сказать, наш постоянный, но всегда второстепенный азиатский театр военных действий наших европейских войн с Османской Империей, отвлекающий силы Османской империи с основного фронта.
      Наши единственные проблемы — это с партизанами, которые восстают по вашему приказу, заметьте. .До 22 июня 1941 года партизан не было. Видите связь?
      Вы уверены ? А как же известный болгарский анархист Христо Димитров Несторов ? Он ведь создал свой партизанский и возглавил партизанский отряд в Тыже еще в 1940 году. После войны он эмигрировал во Францию затем вернулся в Болгарию, где стал командовать горянской антикоммунистической боевой группы в 1953—1954. Ликвидирован органами госбезопасности НРБ 23 марта 1954 года.
      Вы продавали только нефть и разные материалы, которые мы не можем производить. Вы продавали. Вы нам его не дали. Как и мы по отношению к вам. Но по сниженным ценам, чтобы вас не злить.
      Зачем вам нужны была нефть, если в Болгарии до середины 1960-х годов не было нефтеперерабатывающих комбинатов ? До середины 1960-х годов мы продавали вам не нефть, а нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и даже топочный мазут. Да, немного еще вы получали из социалистической Албании. И лишь с вводом в строй (опять таки при большом нашем содействии) нефтехимического комбината в Бургасе, первая очередь которого была введена в строй во второй половине 1963 года, СССР стал поставлять Болгарии сырую нефть. Так как одновременно со строительством комбината южнее Бургаса шло строительство специального порта «Дружба» для приема нефти из СССР, отсюда нефть поступала на комбинат по нефтепроводу длиной 27 км. И еще. Простите, если вы утверждаете, что вы поставляли нам болгарский перец по сниженным ценам, чтобы не злить нас, то выходит, что мы поставляли вам сперва нефтепродукты, а потом и нефть по сниженным ценам чтобы не злить вас ? what
      Кстати, а атомную электростанцию в Болгарии для вас мы построили тоже для того, чтобы вас не злить ? АЭС «Козлодуй» расположена на берегу реки Дунай, в 200 км к северу от столицы страны Софии и в 5 км от города Козлодуй, в честь которого и получила название. Строительство АЭС началось в апреле 1970 г., в 1974 году станция начала генерировать электричество для потребителей.
      Неужели вы такие потенциально злые what
  12. +5
    2 февраля 2025 12:29
    В середине 80-х Болгария вышла на уровень жизни СССР. Средняя зарплата была 200 левов /200 руб./, обеспеченность продуктами и товарами была даже выше. В соседней Румынии зарплаты были в полтора раза ниже, товары и продукты в дефиците, даже хуже, чем в СССР. Черноморские курорты принимали не только своих и советских туристов, но и гостей из западных стран. Консервированные овощи и фрукты, соки и вина были в продаже по всему СССР, внешнеторговый баланс был активным. После развала СССР Болгария обнищала, случилась дикая депопуляция с 9 млн в 1991 до 6,5 млн сейчас. В последние 10 лет экономика развивалась неплохо, есть хорошие гранты от ЕС, средняя зарплата в 900 евро сопоставима с Российской, но цены, за исключением продуктов, очень высокие. Например бензин стоит 140 рублей за литр по курсу, коммуналка кусается. Отдых в Болгарии раньше был доступным, в последние годы все прилично подорожало. В целом, развал соцблока Болгарии ничего особо не дал, страна остается довольно бедной, утратила почти треть своего населения за 30 лет, ну разве что болгары теперь колесят по миру без виз. Те, кто может себе это позволить.
    1. +1
      3 февраля 2025 12:52
      Дело не только в зарплатах.
      У меня родители (жившие на Севере! с соответствующим снабжением и зарплатами) в советское время съездили в Болгарию и приехали с квадратными глазами увидев "другую жизнь". Мать с шикарной шубой и кучей книг, отчим с чемоданом запчастей для Жигулей. Резюме было "В Болгарии есть всё!"
  13. BAI
    +2
    2 февраля 2025 12:41
    Отец у меня закончил войну в Болгарии
  14. -1
    2 февраля 2025 14:53
    Строго говоря как Болгары так и Румыны те еще "союзнички" , история показывает что надо по минимуму туда вливать чего-либо.
  15. +7
    2 февраля 2025 18:48
    То что болгары пытались под шумок решить свои проблемы понятно и даже, наверное, в какой-то мере правильно.
    Что касается помощи немцам. Ну, а куда бы они делись? Первый же взбрык со стороны царя Бориса и его вместе со всей страной поставили бы в позу пьющего оленя, заставив делать все тоже самое, только в большем объеме и более неудобной позиции.
    Даже если бы попытались, то мы бы им точно помочь не смогли (тут себя бы спасти), да и союз между СССР и монархией это такое...
    Что касается памятников. Товарищи дорогие, а у нас самих положение на много лучше? То и дело всяких идиотов у Вечного огня ловят. Довольно срерьезно наказывают, но они, что характерно, не переводятся. И добро бы мигранты, так нет же. Свои школьники после уроков патриотического воспитания
    1. +2
      2 февраля 2025 19:52
      Своих школьников пороть надо на уроках патриотического воспитания. Любовь к Родине доходит только через боль.
  16. +1
    2 февраля 2025 19:48
    Статия удивительной точности, сбалансированности и познания автора !! Поздравляем ! Эх, таких бы и другие на страницах ВО !
  17. +4
    2 февраля 2025 19:51
    Спасибо Социалистической Болгарии и ее труженикам -за отличные овощные консервы(фасоль в томате 50 коп.банка-400гр.),Лечо(ценну не помню),отличное сухое вино-Лудогорское,Монастырская изба(бел.-2 р.50коп.),Медвежья кровь(2р.70коп.),бренди Слынчев брег(не помню цену),сигареты из настоящего табака-Опал,БТ и прочее.
    Теперь уже для всех ясно,чего мы все лишились.
  18. +2
    2 февраля 2025 19:57
    Цитата: Голландец Михель
    Цитата: Солдатов В.
    Может оставить её покое и пусть она живёт как хочет
    Пока Болгария поставляет оружие на Украину и принимает участие в санкциях против нашей страны, оставлять ее в покое нельзя ни в коем случае

    Да ну-клевещут что Лукойловы структуры и предприятия Тимченко поставляли всю дорогу в болгарию нефть и удобрения.
    Это другое-да ведь?
  19. +4
    2 февраля 2025 19:59
    Цитата: stoqn477
    А как сейчас с памятником Алеше в Болгарии ?

    К сожалению, он все еще висит над Пловдивом

    Жаль что ты рядом не висишь-не доработали в 1945...
    1. +2
      2 февраля 2025 20:19
      Россия, кончай поскорей СВО. С разгромной победой. И болгарские фашики сами повиснуть ... на шасси американских самолетов. Справка - Кабул-21.
  20. +2
    2 февраля 2025 20:02
    Цитата: gsev
    Но фактически именно Ельцин остановил развал страны уступив власть Путину.

    Развал никто не останавливал-он продолжается и находиться в настоящее время скрытой фазе.
  21. +2
    2 февраля 2025 20:05
    Спасибо автору за статью-интересно узнавать новое из первых рук ,с той стороны.
  22. -1
    2 февраля 2025 21:34
    Планета шелезяка, тьфу ты, Болгария. Продовольствия нет, полезных ископаемых нет, ума и совести тож нет. Населена идиё... Болгарами.
  23. +1
    3 февраля 2025 00:06
    "Отомстить соседям и избежать своего участия в мясорубке войны - Болгария в ВМВ"

    Большинство людей добро от других людей воспринимает как нечто само собой разумеющееся, ничего не стоящее.
    Страны управляются людьми. Так с чего бы одним странам помнить добро от других стран?
    Даже на бытовом уровне мы долго помним не подростка, который уступил место в автобусе бабуське, а подростка, который сделал вид, что спит.

    И да... Я своему соседу ещё припомню, как он перфоратором мне спать после обеда мешал 7 лет назад!
  24. 0
    3 февраля 2025 10:37
    Автор слукавил...И как интересно слукавил.Про болгарскую бригаду Ваффен-СС упомянул...А вот то,что из Турции шли транспорты в болгарские и румынские порты с грузами,в первую очередь с хромом,и Болгария вела противолодочную борьбу с ПЛ ЧФ,выставляя мины и ведя авиаразведку,он почему-то не упомянул.
    И как минимум одна советская ПЛ подорвалась и погибла на минах,выставленных болгарами.
    А ещё есть основания предполагать что от ударов авиации Болгарии потеряны ещё несколько ПЛ ЧФ.И надводные корабли ВМФ Болгарии вели охоту на советские ПЛ,которые атаковали итальянские и немецкие грузовые транспорты и танкеры.
    Про это автор тоже ни гу-гу...
    В общем и целом,по автору,болгары хорошие ребята...
  25. 0
    3 февраля 2025 10:57
    У побережья Болгарии ЧФ потерял пять подводных лодок. Из них одна или две потеряны при атаках с воздуха. И это явно не Люфтваффе.
    1. +4
      3 февраля 2025 13:05
      Болгарские войска в 1945 принимали участие в отражении последнего крупного контрнаступления немцев под Балатоном. Внесли значительный вклад в успех наших войск. Понесли значительные потери но не побежали и не сдали позиций.
  26. +2
    3 февраля 2025 16:29
    Цитата: Grencer81
    У побережья Болгарии ЧФ потерял пять подводных лодок. Из них одна или две потеряны при атаках с воздуха. И это явно не Люфтваффе.

    Очень високая оценка ПЛО способностях болгарских ВВС. К сожалению или к радости у них таких успехов не било. Советские лодки потеряли на минах - немецких, ромунских, болгарских и советских, На минах потеряна и большая часть болгарских кораблей и судов.
    1. -1
      3 февраля 2025 17:19
      Неужели так Люфтваффе постарались? Снова отмазы,отмазы,отмазы...
  27. +3
    3 февраля 2025 17:23
    Во-первых, в 19 веке нам никто не угрожал тоталного уничтожение. Султан будет рубить сук, на котором сидит и который его кормит?

    Без России невозможно било появление болгарского, греческого, сербского, армянского и может бить некоторих других государств. Султан конечно не имел планов уничтожат етого население, но тем более не хотел создание независимих государств из етих народов империи. Судьба курдов или палестинцев хороший пример что ожидало нас и некоторих других маленких народов Османской империи. То что наш национальний интерес (имет свое болгарское государство) совпал с русский национальний интерес прекрасно. Самая крепкая связь между двух народов ето общий геополитический интерес. И так как современная Болгария создана русским геополитическим интересом то поражение и распад России будет приговор для существования болгарского государство. Болгарин которий не понимает ето подобен тех бояр которие угробили средневековой Болгарии в 14 веке.
    Во-вторых. Вы не спасаете нас от Второй мировой войны. Нас не от кого спасать. Мы не оккупированы и не раздавлены. У нас есть функционирующее государство со всеми его системами. Даже если оно маленькое и слабое. Наши единственные проблемы — это с партизанами, которые восстают по вашему приказу, заметьте. .До 22 июня 1941 года партизан не было. Видите связь?

    Проблема с партизанами самая незначительная для монархо-фашисткого режима Болгарии в 1944.
    Намного более опасная била проблема с большинства болгарского народа которий режим управлял террором после 9 юня 1923 и при помощи внешних сил.
    Но самий катастрофальний проблем для режима бил его самоубийствений союз с гитлеровской Германии с которой он связал свою судьбу. Ваше утверждение что нас болгар "не било от кого спасать" так как Болгария не била оккупирована немцами означает что немци находились в Болгарии как наши союзники и нас не надо спасать, а надо уничтожат как гитлеровские союзники. Ето нетрудно било понят - если на твою територию есть чужие(немецкие) войска они там или как союзники или как оккупатори. Третий вариант нет. В соответствие с етим армия которая гонит гитлеристов может бить или оккупатор или спаситель(освободитель). Таким образом по вашему болгарский народ состоял из гитлеристов и его нельзя и не надо било спасат, нехорошо думаете о болгарского народа.
  28. +2
    3 февраля 2025 17:54
    Цитата: Grencer81
    Неужели так Люфтваффе постарались? Снова отмазы,отмазы,отмазы...

    Етих советских лодок не утопили ни Люфтваффе, ни ромунские, ни болгарские ВВС. Хотели топит, старалис но не смогли. Советские лодки погибли на мин или от аварии. Конечно мин ставили тоже против советских лодок и кораблей, для защиту судоходства у берега.
  29. +1
    3 февраля 2025 19:00
    Редко объективная статья, для российского медиапространства. Поздравляю.
  30. 0
    4 февраля 2025 00:56
    При всех достоинствах статьи есть какие-то на мой взгляд спорные моменты. Например:
    Но в 1918 г., как и Германия, Болгария оказалась в проигравших ПМВ. Но Германия потеряла в результате проигрыша не собственно германские области. А вот Болгария снова потеряла земли для неё исконные, земли болгарские с самого образования Болгарии и населённые преимущественно болгарами.
    Германия после ПМВ потеряла в том числе самые что ни на есть германские области. Данциг и Западная Пруссия например были намного более ( по времени) немецкими, чем вся Болгария была болгарской. wink
  31. +1
    4 февраля 2025 20:37
    В 1913 г. во Второй Балканской войне её соседи (Сербия, Греция, Румыния, Турция) захватили земли, которые болгары считали своими.
    Вот только не надо Болгарию желать жертвой. Эту войну в равной степени хотели как сербы, так и болгары. А может быть болгары хотели повоевать даже больше сербов. С 23 по 27 июня 1913 года войска обоих вчерашних союзников стягивались к общей границе и 28 июня вошли в соприкосновение. Тогда же начался дипломатический кризис между странами бывшего Балканского союза и Российской Империей, стремившейся урегулировать конфликт мирным путём. Но нас никто не слушал. Назначенная дата переговоров о принадлежности спорных территорий, была перечёркнута начавшимися военными действиями.
    В планы болгарского командования входила атака сербов на юге с целью перекрыть сообщение между Сербией и Грецией. Далее болгары планировали атаковать Скопье и затем полностью занять Македонию.
    Как ожидалось, местное население должно было поддержать болгарскую армию. Болгарское правительство полагало, что после захвата Скопье Сербия согласится на все условия болгар.
    Сербы плана на случай войны не имели.
    В 3 часа утра 29 июня 1913 года болгарские войска без объявления войны перешли македонскую границу. Для Сербии, которая ожидала начала переговоров в Петербурге, это оказалось неожиданностью. Британский посол в Санкт-Петербурге Джордж Бьюкенен, по этому поводу заявил: «Болгария была ответственна за открытие враждебных действий. Греция и Сербия вполне заслужили обвинение в преднамеренной провокации».
    Первоначально болгарами наступление велось только пятью дивизиями 4-й армии на Македонском фронте и 2-й армией на Салоники. Наступление в силу его неожиданности сначала развивалось успешно. Но 1-я сербская армия под командованием самого Александра Карагеоргиевича направилась навстречу болгарам. В 19 часов 2-я болгарская армия мощным ударом в направлении Салоник разбила передовые части греков. Части 11-й дивизии 2-й болгарской армии вышли к побережью Эгейского моря у болгарско-греческой границы и к реке Струма.
    30 июня сербы, греки и черногорцы объявили войну Болгарии. Король Греции Константин I лично возглавивший греческую армию, отдал приказ перейти в контрнаступление. 2 июля сербско-греческие войска постепенно перехватили инициативу и начали наступать на позиции противника.
  32. +2
    5 февраля 2025 17:49
    Цитата: Seal
    В планы болгарского командования входила атака сербов на юге с целью перекрыть сообщение между Сербией и Грецией. Далее болгары планировали атаковать Скопье и затем полностью занять Македонию.

    Планьи болгарского командования в 1913 - образец плохого оперативного планирования. Из пяти армии только две(2 и 4) реально сами вели войну несколько дней. Три другие(1, 3 и 5) в ето время только наблюдали за происходящим и начали наступат очень поздно и медленно. При етом против ромун не било никаких сил и они вьишли в тил 1 и 3 армии и дошли до Софии не встречая никакое сопротивление.
    Почему верховний командущий (Фердинанд Кобурготски) и его советники не сделали себе харакири или не пустили себе пулю не знаю.
  33. -1
    11 февраля 2025 07:45
    Предательство есть предательство - кровь Иуды.
  34. 0
    16 апреля 2025 09:16
    Два пояснения.
    Во-первых, в Югославии Гитлер не пришел бы с огнем и мечом, если бы сербы не порвали с ним союз. Как, почему и кто посоветовал им это сделать — все еще остается предметом споров. Результат для них плохой.
    Во-вторых, партизаны появились в нашей стране после нападения вермахта на СССР 22 июня 1941 года. По приказу из Москвы. Возможно, их было 30 000 вместе с помощниками, но в целом считается, что это сильно завышенная цифра. В эпоху социализма число помощников партизан резко возросло благодаря помощи, оказываемой государством на эти цели, в основном денежной.