Йомсвикинги — языческий рыцарский орден

12 139 51
Йомсвикинги — языческий рыцарский орден

Обычно, когда речь идёт о викингах, вспоминается Скандинавия — Дания, Швеция, Норвегия... Но самые отмороженные представители данной профессии водились вовсе не там. Они облюбовали для себя территорию современной Польши, а именно — остров Волин. Впрочем, точно определить, где появился укреплённый лагерь по имени Йомсборг, сложно. Согласно сагам, там была гавань на три сотни (в некоторых сагах — поскромнее, на тридцать) кораблей, куда нужно было долго заходить по узким проливам, и которую было легко перегородить для обороны. Волин под это описание вполне подходит, но укреплённый лагерь там был не один, так что не понятно. Впрочем, начнём с начала...


Харальд Синезубый. Ну, или как его представляли в Средние Века...

Появление на южном берегу Балтийского моря поселения викингов Йомсбург саги объясняют по-разному. То ли король Дании Харальд Синезубый подарил завоёванную им территорию шведскому принцу Стирбьёрну Сильному и предоставил армию, с которой тот начал терроризировать всех соседей, то ли легендарный хёвдинг (что-то вроде племенного вождя) Палнатоки получил его от местного венедского князя Бурислава. При этом сам Бурислав, судя по сагам, — смесь из польских королей Мешко I и Болеслава I. А «Прядь (это литературный жанр такой у скандинавов был) о Стирбьёрне претенденте» согласна и с первой, и со второй точкой зрения — она утверждает, что Стирбьёрн появился в Йомсборге, когда он был уже создан. В общем, учитывая, что на дворе стоял Х век и с письменными источниками в тех краях всё обстояло не слишком хорошо... Дело тёмное!




Типичный скандинавский «борг». Йомсборг выглядел примерно так же...

В любом случае, описывается крупное укреплённое поселение с обширной гаванью. Но интересен не сам Йомсборг (скорее всего, «йомс» от западнославянского «яма» — «залив», но, возможно, и от балтского «юма» — «коса», «отмель»), а его обитатели. Их называли «йомсвикинги». Судя по описанию, это было воинское братство, связанное общим уставом и религией. На фоне стремительно христианизирующейся Скандинавии и славянских земель, йомсвикинги были убеждёнными язычниками.

Что до устава, то он краток, но весьма оригинален:

- Принимаются только воины от 18 до 50 лет.

- Экзамен при приёме — поединок с йомсвикингом. Поединок не на смерть, но если претендент убьёт экзаменатора — честь ему и хвала!

- Кровное родство с йомсвикингом или знатное происхождение на поступление не влияют.

- Не отступать, не сдаваться! Без приказа, имеется в виду.

- Обязательная месть за убитых товарищей.

- Не показывать страх, во избежание общей паники.

- Вся добыча — общая, захвативший складывает её у знамени для последующего раздела.

- Вся добыча делится поровну.

- Утаивший добычу — изгоняется из братства.

- Все ссоры между йомсвикингами решаются единым для всех судом.

- Получивший дурные вести не распространяет их, но докладывает главе братства.

- Запрещено приводить женщин в Йомсборг.

- Ни один из йомсвикингов не имеет права покидать крепость дольше чем на три дня без разрешения главы братства.

- Если один из йомсвикингов окажется кровным врагом другого, месть запрещена, вопрос решается через суд.

Действия польских князей, давших возможность йомсвикингам обосноваться в их землях, стоит признать мудрыми. Братство не грабило там, где жило, так что территория южной Прибалтики стала достаточно спокойным местом. А кроме того... Грабёж перестал быть основным занятием йомсвикингов. Они открыли для себя наёмничество! Главы братства легко становились в войне на сторону того короля (или претендента), который предлагал большую плату. Как это бывало? Есть примеры...


После битвы при Фюрисвеллире. Мортен Эскиль Винге (1888)

Первый пример деятельности Братства — сражение на Фюрисвеллире. Шведский король Эрик Победоносный отказал в праве на трон сыну своего соправителя Олафа, Стюрбьёрну Сильному. Тот в компании йомсвикингов решил исправить столь вопиющую несправедливость. Он появился в Дании примерно в 988 году и вынудил короля Харальда Синезубого (да, блютус в вашем телефоне назван в его честь!) дать ему 200 кораблей со всеми годными для похода бойцами, включая самого конунга.


Бутскафле

Эрик в Швеции не обрадовался гостям, а потому разослал во все концы страны «бутскафле» — специальные палицы, получив которые любой верноподданный должен был отослать её дальше, а сам во всеоружии явиться на войну. Ну а водный путь к Уппсале — перекрыть столбами.

Наткнувшись на столбы и поняв, что флот дальше не пройдёт, Стюрбьёрн заявил, что победит или погибнет, и приказал сжечь корабли. Харальд Синезубый такого расклада не принял и ушёл в закат вместе со своими людьми и кораблями. Между тем, претендент на шведскую корону, оправившись от обиды, пошёл с йомсвикингами на Уппсалу пешком. Противник хотел навязать им битву в лесу, но Стюрбьёрн сказал, что спалит лес к чьей-то матери вместе с кабанами, белками и врагами. Пришлось Эрику принять бой на равнине Фюрисвеллир.


Эрик Победоносный

Дальше всё пошло, как в пословице насчёт того, что борьба была равна... Два дня боя не выявили победителя. Стало ясно, что без помощи богов не обойтись. Стюрбьёрн помолился Тору, но тот был зол и в помощи отказал, напророчив к тому же страшное поражение. А Эрик обратился к Одину в храме Уппсалы и обещал принести себя в жертву Одноглазому через десять лет. Один решил, что дело стоящее, и выдал королю трость, приказав кинуть её завтра во врагов со словами «Посвящаю всех вас Одину». На утро Эрик так и поступил, после чего откуда ни возьмись на йомсвикингов вылетел град стрел. Видя, что поражения не миновать, Стюрбьёрн воткнул в землю своё знамя, а сам с оставшимися в живых соратниками бросился в гущу шведского войска...


Карлевский рунический камень

На месте битвы было установлено несколько рунических камней. Один из них, Карлевский, поставили йомсвикинги в честь погибшего претендента Стюрбьёрна. Надпись на нём гласит: «Он, тот, за кем следуют величайшие деяния, вождь лежит скрытый в этом хоуге (круглом кургане), многие знают это. Никогда более не будет столь закалённый в боях воин славных владений Эндилла («владения Эндилла» — «море» в скальдической поэзии) безупречно править на Датской земле».

Второй пример не менее эпичен. В 970 году в битве с Харальдом Синезубым гибнет король Норвегии Харальд Серая Шкура. Он назначает в Норвегию своего наместника Хакона Могучего. Проблема в том, что Хакон — язычник, а Синезубый требовал у него креститься, чтобы не было стыдно перед соседями. Хакон отказывается, а тут ещё после неудачной войны с императором Оттоном III в стране появляется наследник старой династии — Олаф Трюггвасон, решивший, что стоит вернуть себе папин престол. Он убивает Хакона и становится королём Норвегии Олафом Святым. Святым, потому что христианин и крестит своих подданных — добрым словом и тяжёлой секирой.


Свен Вилобородый в пердставлении художника XIX века

Дети Хакона бегут в Данию, к Свену Вилобородому, ставшему королём после победы над своим папой-христианином (тем, который опция в мобильном телефоне). К языческой компании присоединяется шведский король Олаф Шётконунг, христианин, что характерно. Надо сказать, что Олаф и Свен в своё время сватались к одной девице — шведской королеве Сигрид Гордой. Сигрид предпочла Свена, поскольку Олаф ставил условием брака крещение невесты. В общем, отношения Свена и Олафа стали... весьма натянутыми. Олаф женился на Тире, дочери Синезубого (и сестре Свена Вилобородого), но была проблема: Свен собирался выдать сестру за польского короля Болеслава и уже отправил ему приданное невесты.

В 1000 году от Рождества Христова Олаф отправился в Польшу возвращать отданное и взял с собой йомсвикингов во главе с Сигвальдом Струт-Харальдссоном. Но норвежский король не знал, что Сигвальда, который выступал у него главным консультантом в вопросах южно-балтийской политики, уже перекупил его враг — Свен. Хитрый вождь йомсвикингов убедил Олафа, что опасности нет, и тот отправил большую часть флота в Норвегию, оставив при себе 11 кораблей. На обратном пути следующий с Тириным приданным флот Олафа был атакован его конкурентами в опасном бизнесе: Олафом Шётконунгом, Эйриком Хаконссоном и Свеном Вилобородым. Количество кораблей у союзников — по разным источникам от 70 до 139, но для 11 кораблей Олафа даже 70 — слишком много!


«Великий змей» — дредноут Олафа Святого.

«Два одиночества» встретились в районе острова Рюген (правда, некоторые историки считают, что в проливе Эресунн, а некоторые — что у берегов Зеландии, хорошо, что не Новой...). Олаф спокойно проходил мимо вражеского флота, убеждённый вождём йомсвикингов, что союзники не нападут. А у союзников шла дискуссия: атаковать или нет. Дело в том, что Олаф шёл на корабле «Великий змей» — настоящем дредноуте по тем временам. Сын Хакона, Эрик, говорил, что «даже если бы у Олафа конунга не было ни одного корабля, кроме этого, то Свейн конунг никогда не захватил бы его со всем датским войском». Бойцы, что уже соскучились сидеть на вёслах без дела, начали роптать, обвиняя ярла в том, что он не хочет отомстить за отца, и Эрик скомандовал атаку...

Олаф связал свои корабли друг с другом и принял бой. Сначала успех был на его стороне, но численное превосходство союзников переломило ход боя. Вскоре все воины Олафа собрались на «Великом змее», постепенно отступая с носа на корму. В конце концов на корме остались только король и его кормчий Кольбьерн. Оба прыгнули за борт, но Кольбьерн оказался под своим щитом и выжил — его вытащили из воды и сохранили жизнь. А Олаф Святой... Его больше никто не видел, так что он стал норвежским «королём под горой», который проснётся, когда Норвегии будет нужна помощь...


Современные представления о йомсвикингах. Насколько реалистичные?

Время йомсвикингов подошло к концу в 1043 году. До этого они поучаствовали в 1013 году во вторжении в Англию в войске Свена Вилобородого, но переметнулись к Этельреду Неразумному и ушли грабить Нормандию. Но потом их привычка менять сторону в ходе битвы стала раздражать местных венценосцев. И король Норвегии Магнус I сравнял с землёй Йомсборг. Оставшиеся в живых после этой резни йомсвикинги уплыли в Исландию. Некоторые принимали участие в походах на Ирландию. После чего этот языческий орден окончательно отошёл в область саг, вис, драп и прочей скандинавской словесности.

В чём причина появления столь странной организации, как братство йомсвикингов? Х век — конец эпохи викингов. Успех их набегов в VIII веке объяснялся не столько силой скандинавских пиратов, сколько слабостью объектов их атак. Игорь Можейко, историк пиратства, считал, что пираты — индивидуалисты, собираться в крупные объединения — противоречит их природе, поэтому появление пиратских флотов — признак окончания «золотого века пиратства».

То же самое можно сказать и о йомсвикингах. Феодальные государства стали достаточно крепкими для того, чтобы отразить набег одиночного корабля с экипажем в полсотни головорезов. Да и десяток кораблей с пятьюстами пешими бойцами стал не слишком сложным противником для баронской дружины из сотни конных рыцарей. К тому же крещёные скандинавские короли не жаловали буйных язычников-викингов, выстраивая в своих странах нормальную феодальную пирамиду.

Отсюда и появление Братства. С одной стороны, это возможность собрать реально немаленькую армию из хорошо подготовленных бойцов. С другой... С другой — основным заработком йомсвикингов стал не грабёж, а наёмничество. Именно этим ремеслом они зарабатывали себе на жизнь — с крепким пивом, обильной едой и перспективой попасть в Вальгаллу. Немного, но для Х века вполне приемлемо...
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 февраля 2025 05:49
    История йомсвикингов крайне запутана и противоречива из-за нехватки информации, неаккуратности источников и отсутствия достоверных, археологически подтвержденных фактов.
    1. +11
      10 февраля 2025 08:31
      В том-то и дело, письменных источников нет, а саги - слишком часто противоречат друг-другу. С археологией - сложнее: на костях викинга обычно не написано йомсвикингов он был или - простым викингом. Вроде бы, в Англии раскопали какую-то братскую могилу, где похоронена куча казненных скандинавов. Способ казни - как в саге о йомсвикингах: рубили головы мечем, но не сзади, как обычно, а спереди - согласно саге йомсвикинги требовали что бы им дали смотреть в лицо смерти. Но там, кроме специфически порубленных костей ничего нет: трупы обобрали после казни.
      1. +7
        10 февраля 2025 09:07
        Вроде бы, в Англии раскопали какую-то братскую могилу, где похоронена куча казненных скандинавов
        В Дорсете, в 2009 году, 50 останков.
        Про способ казни ничего не нашел.
        1. +2
          10 февраля 2025 18:07
          Про способ казни ничего не нашел.

          Википедию принципиально игнорируете?
          Ridgeway Hill Viking burial pit
          Рубили большим, очень острым оружием
          Много ранений позвоночника, челюстей, черепов. Часть ударов очень сильные- рубили руки, в минимум одном случае снесли верхнюю часть черепа. 54 скелета имели всего 188 ранений. Три черепа отсутствуют- видимо были взяты для демонстрации
          1. +1
            10 февраля 2025 19:11
            Не игнорирую, сведения почерпнул из журнала "Наука и жизнь".
            1. +2
              10 февраля 2025 19:16
              https://www.youtube.com/watch?v=tvwGDMibwFg
              или
              https://www.youtube.com/watch?v=e4Y0dGZVRwQ

              Неплохой фильм NG с полным переводом на русский язык.
              1. +1
                10 февраля 2025 19:30
                Все же придется установить vpn...
      2. +1
        10 февраля 2025 17:54
        Когда много путаницы и противоречий,можно выстраивать массу теорий.
  2. +3
    10 февраля 2025 06:21
    Современные представления о йомсвикингах. Насколько реалистичные?
    О реалистичности
    1. Раздражают кольчужные "футболки".
    2. Отсутсвие какой-либо защиты кистей
    3. У воина на переднем плане скрамасакс неправильно подвешен.
    Спасибо, автор!
    1. +13
      10 февраля 2025 08:24
      Нет ни одного рогатого шлема - уже хорошо)))
    2. +7
      10 февраля 2025 10:06
      1. Раздражают кольчужные "футболки".
      2. Отсутсвие какой-либо защиты кистей

      Для того времени все нормально. Кольчуги очень дорогие. Защита кистей века до 13 скорее исключение, чем норма.
      3. У воина на переднем плане скрамасакс неправильно подвешен.

      Тут дело не в подвесе. Нормой были ножны скрамасаксов украшенные лужеными накладками, тем более для воинов, которые могли позволить себе кольчугу - весьма недешевое по тем временам удовольствие.
      Металлических шлемов было поменьше, копий - побольше.
      А так - нормальное изо.
      1. +8
        10 февраля 2025 10:46
        На картинке избыток алого цвета. Это киноварь - на севере Европы 10 века кошмарно дорогой пигмент. То, что у кучки воинов на изображении доступно только ярлам. Изображение не отражает реальности того времени. Хотя кто знает, может грабежи и мародерство позволяли йомсвикингам так шиковать... laughing
        1. +3
          10 февраля 2025 11:07
          Цитата: Толстый
          На картинке избыток алого цвета. Это киноварь - на севере Европы 10 века кошмарно дорогой пигмент
          Это, по всей видимости, охра из Фалунского медного месторождения. Она идёт как побочный продукт меди. Сельские дома почти что всей провинциальной Швеции окрашены в красный цвет
          1. +5
            10 февраля 2025 11:24
            Охра дает в максимальном приближении оранжево красный или красно коричневый цвет. Соединение Cu2O имеет кирпично красный-цвет, не алый.
            1. +1
              10 февраля 2025 18:03
              Цитата: Толстый
              Охра дает в максимальном приближении оранжево красный или красно коричневый цвет
              Алый цвет, несомненно, привлекательнее, чем темно-кирпичный, но никто не видел реального цвета и это все может быть всего лишь фантазией художника
      2. +5
        10 февраля 2025 10:53
        Стоимость кольчуги в конце Х века мне известна. Ближайший по времени изобразительный источник - ковер из Байо, где у всех одоспешенных фигур рукава кольчуг как минимум до локтя.
        Под защитой кисти я подразумевал обычные ватные рукавицы.
        1. +2
          10 февраля 2025 12:26
          Ближайший по времени изобразительный источник - ковер из Байо, где у всех одоспешенных фигур рукава кольчуг как минимум до локтя.

          1. Это как бы позже. 2. Это как бы не артефакт, а изображение. 3. Какие кольчуги викингов найдены с рукавами до кистей? Разговор ведь про викингов. На гобелене - не факт, что кольчуги - про это много споров было.
          Под защитой кисти я подразумевал обычные ватные рукавицы.

          Ну опять же - артефакты в студию. И, если уж ссылаться на гобелен из Байо - там тоже все с голыми кистями.
          1. +2
            10 февраля 2025 12:47
            1. Не намного.
            2. И чего? С каких пор изображения перестали считаться за источники?
            3. А сколько вообще найдено целых кольчуг того времени? Ну так, чтобы не кучкой спекшегося от коррозии железа?
            1. +2
              10 февраля 2025 13:04
              1. Не намного.

              Но позже, и кольчуг до кистей на гобелене на порядок меньше чем кольчуг - до локтей, что соответствует эволюции развития доспеха и полному окольчуживанию включая шоссы к 13 веку.
              2. И чего? С каких пор изображения перестали считаться за источники?

              Не перестали, но по сравнению с копаниной - это источники второго - третьего порядка.
              Посмотрите хоть на "Эрика Победоносного" почти в полном Миланском 15 века - тоже ведь изображение, тоже источник.
              3. А сколько вообще найдено целых кольчуг того времени? Ну так, чтобы не кучкой спекшегося от коррозии железа?

              Вот то-то и оно - когда найдут - тогда и будем говорить, что кольчуги викингов были до кистей.
      3. +2
        10 февраля 2025 11:00
        Тут дело не в подвесе.
        Именно в нем. Посмотрите на прилив оголовья рукояти. Согласно изображению клинок расположен режущей кромкой вниз, а это неверно.
        1. +4
          10 февраля 2025 12:35
          Согласно изображению клинок расположен режущей кромкой вниз, а это неверно.

          Кто это вдруг так решил? Там что, был "самурайский кодекс" ношения скрамасаксов? Кто то мог запретить носить сакс лезвием вниз, влево, вправо, вверх? Если бы ножны были изображены по артефактам - Бирки, Вальсгарда, Готланда и т.д. тогда - да можно сказать, что это ошибка. Но здесь - "я художник, я так вижу" и "я владелец - мне так удобнее".
          1. +2
            10 февраля 2025 18:23
            Антон в целом прав. Носились лезвием вверх
            Только не по изображениям, а именно по археологическим находкам- большие ножи найдены в остатках ножен с фурнитурой
            1. +2
              10 февраля 2025 19:18
              Антон в целом прав. Носились лезвием вверх
              Спасибо, за поддержку, Денис! Я знал, что Вы прийдете на запах ржавого железа! Помнится с год назад на Фиалке подробно обсуждали способы ношения и применения скрамасаксов.
              1. +1
                10 февраля 2025 19:21
                Вы прийдете на запах ржавого железа!

                Карась дуреет от этой прикормки (с)
                Но тссс, никто больше не должен об этом знать)
                1. +1
                  10 февраля 2025 19:26
                  Карась дуреет от этой прикормки (с)
                  Но тссс, никто больше не должен об этом знать)

                  Всенепременнейше!
              2. +1
                10 февраля 2025 22:18
                Спасибо, за поддержку, Денис!

                Если бы такими дружескими поддержками доказывались исторические факты - в истории просто не осталось бы белых пятен. Но реальность более сурова.
            2. 0
              10 февраля 2025 22:15
              Антон в целом прав. Носились лезвием вверх
              Только не по изображениям, а именно по археологическим находкам- большие ножи найдены в остатках ножен с фурнитурой

              Еще раз повторюсь. Если бы художник изобразил то что найдено - Бирки с 581 - до 944 погребения или там Вендели или Вальсгарды всякие (где, действительно подвес находится со стороны лезвия) лезвием вниз - то это была бы ошибка. НО. здесь художник нарисовал абсолютно произвольные, но реалистичные конструкции. И утверждать, что "так не носили" и "это ошибка" - мы не можем по определению.
              То что художник не пририсовал к статусной кольчуге статусный же скрамасакс в красивых ножнах - ну это уже "я художник я так вижу"
              1. +2
                10 февраля 2025 23:24
                Вы спорите ради спора

                Это рисунок Питера Денниса для издательства Оспрей. Это не произвольные рисунки

                Совершенно очевидно, что художник рисовал с претензией на историчность. Даже горизонтальный подвес скрмасакса совершенно четко указывает на некоторое знакомство с предметом. Но с положением клинка художник ошибся и Антон указал на это справедливо.
                1. 0
                  10 февраля 2025 23:36
                  Но с положением клинка художник ошибся и Антон указал на это справедливо.

                  Уважаемый Калибр, он же Шпаковский - регулярно пишет, что Оспрей не ошибается и ВСЕ рисунки проходят тщательную историческую проверку.
                  Но с положением клинка художник ошибся и Антон указал на это справедливо.

                  Это недоказуемо на данном этапе наших исторических знаний.
                  1. +2
                    10 февраля 2025 23:47
                    Попытка поиронизирвать при отсутствии аргументов.

                    Ошибаются все и Оспрей тоже

                    Историческая наука никога не бьет себя пяткой в грудь и кричит "я точно знаю"

                    Но имеющиеся у нас материалы позволяют четко сказать - носили в ножнах лезвием именно вверх - пряжки со стороны лезвия
                    Вот еще материалы
                    https://sagy.vikingove.cz/en/closed-chapes-of-long-knives/
                    https://sagy.vikingove.cz/en/evolution-of-scandinavian-long-knives/
                    1. 0
                      11 февраля 2025 00:04
                      Историческая наука никога не бьет себя пяткой в грудь и кричит "я точно знаю"

                      Вот об этом я и говорю. И поскольку, никто не может доказать что так не было - ошибкой это являться не может.
                      Художник сознательно или нет - не показал четкой конструкции данных скрамасаксов и их ножен, даже то, что это классические скрамасаксы нет уверенности. Как правило скрамасаксы в ножнах скрывают рукоятку почти или полностью, а здесь мы видим полностью открытые рукоятки. Так, что это могут быть абсолютно произвольные клинки, с абсолютно произвольными ножнами и абсолютно произвольным способом ношения, ну может по моде повешенные горизонтально.
                      1. +2
                        11 февраля 2025 00:20
                        Поэтому историческая наука делает оговорки типа "имеющиеся у нас сведения"
                        Этого достаточно

                        Так, что это могут быть абсолютно произвольные клинки, с абсолютно произвольными ножнами и абсолютно произвольным способом ношения, ну может по моде повешенные горизонтально.


                        Тогда это будет не история , а фентези. История изучает то что было, а не то что могло бы быть.
                        Osprey Combat где размещен рисунок это историческое издание, хотя и популярное

                        Это лишь добавляет претензий к художнику. Можно еще спросить где фирменные фибулы с плащами и т.д.

                        Клинки эпохи викингов изучены очень хорошо. Массив находок огромен. Информации достаточно и фантазировать и умножать сущности нет никакой необходимости
                      2. 0
                        11 февраля 2025 00:26
                        Это лишь добавляет претензий к художнику. Можно еще спросить где фирменные фибулы с плащами и т.д.

                        С самого начала про это и пишу. Что тут не ошибка, а странный подход художника. А вот если бы художник изобразил именно атрибутированный скрамасакс неправильно - была бы ошибка.
                        Надеюсь теперь разобрались, что каждый хотел донести до оппонента.
                        ПыСы. А про Оспрей и Шпаковского - это да, была ирония для некоторых фанатиков последнего.
                      3. +1
                        11 февраля 2025 15:01
                        Да... Начало "Саги о йомсвикингах" стоит переписать: «В Дании правил конунг по имени Горм, известный лишь тем, что носил скармасакс лезвием вниз, и не утапливал его рукоятку в ножны...»)))
  3. 0
    10 февраля 2025 08:45
    Как-то не понятна ни структура ордена,обычаи,количество..С чего автор взял,что это была организация с иерархией.
    1. +3
      10 февраля 2025 15:50
      Ну, армия, это обычно, по определению организация с иерархией. Другое дело, что в сагах такие вещи, чаще всего не упоминаются: они ведь не для нас рассказывались, а для современников, которые многое из того что рассказывалось каждый день видели. Это как сейчас, сказав, что герой рассказа поехал из Москвы во Владивосток автор не станет описывать ни Москву, ни Владивосток: для его аудитории очевидно, что они из себя представляют. Здесь тоже самое: зачем описывать структуру скандинавской дружины, если слушатели в ней и так состоят? Из всех кораблей участвовавших в сражении сохранились описания (весьма краткие описания!) только "Великого змея". Как его характеризуют? "Торберг Скафхог был главным строителем корабля, у него было много трудолюбивых людей, которые рубили брёвна и обрабатывали их, в то время, как другие делали гвозди и возили брёвна" - много Вы почерпнули из этого описания? Другое описание: "Корабль был драконом... но этот корабль был намного больше и более тщательно собран во всех своих частях...Длина киля опиравшегося на траву составляла 74 локтя. У "Великого змея" было тридцать четыре скамейки для гребцов. Нос и изогнутый хвост были позолочены, а фальшборты были такими же как у морских кораблей. Этот корабль был самым лучшим и дорогим кораблём, когда либо построенным в Норвегии". Получше, но даже ширина не указана, зато есть указания на позолоченные штевни. А про такие мелочи, как структура братства по мнению авторов саг даже упоминать не стоит: главное указать кто был главным, а то потомки обидеться могут...
      1. +2
        10 февраля 2025 16:08
        "- Вы уже думаете об этом деле, Ватсон?
        - У меня оно не выходит из головы!
        - Какие ваши соображения?
        - Запутанная история...
        - Как это верно, Ватсон!"(с)
        И не сказал бы ,что это Орден,какие-то "языческие скандинавские казаки",судя по Уставу..Да и по сагам тоже,есть что то общее,у казаков,всяких песни были,о подвигах о славе,многое не дошло,т.к. устное творчество в основном..
        1. +3
          10 февраля 2025 18:31
          Саги вообще интересный источник! Никаких там: "Гнев о богиня воспой Ахиллеса Пеелеева сына..." всё чётко и по делу: кто куда пошёл, кого убил и что из этого вышло. Газетный репортаж! Ну, а то, что в сагах порой приведения по крышам скачут и прочая мистика, так в газетах сегодня можно и покруче побасенки прочитать)))
      2. +1
        10 февраля 2025 19:53
        Цитата: Летучий_Голландец
        ...Длина киля опиравшегося на траву составляла 74 локтя. У "Великого змея" было тридцать четыре скамейки для гребцов.
        Этот корабль был самым лучшим и дорогим кораблём, когда либо построенным в Норвегии". Получше, но даже ширина не указана, зато есть указания на позолоченные штевни. ...
        Моё мнение...
        Ширина "Великого змея" была "стандартной" - соотношение длинны к ширине, которое знал любой корабел строящий драккары - достаточно было упомянуть главный показатель "длинна", а ширина само собой разумеющееся...
        hi
        1. +2
          10 февраля 2025 20:18
          В том-то и дело! Саги, они не для нас писаны, а для ребят, которые и так были в курсе подобных вещей. Тут ведь даже не корабелу, а простому викингу назови длину "Змея" и он поймёт, какой ширины был корабль. Потому и нет, например, указаний на структуру йомсвикингов: для тех кто писал, и кому писали, это было очевидно...
          1. 0
            11 февраля 2025 01:27
            Тут ведь даже не корабелу, а простому викингу назови длину "Змея" и он поймёт, какой ширины был корабль.

            Не поймет.
            Скульделев 1 - 16 м - длина, 5 м - ширина,
            Скульделев 2 - 30м х 4 м,
            Скульделев 3 - 14 м х 3 м
            Стандартов тогда не было. Грузовые - пошире и поглубже для обьема, Боевые подлиннее и поуже для скорости.
            Просто никто не меряет змею килограммами, а свинью - метрами.
            Чем больше длинна драккара, тем больше банок для гребцов - больше скорость и больше экипаж. Скорость и количество бойцов - главные критерии корабля в те времена.
            1. +1
              11 февраля 2025 15:06
              Да, а для автора саги главное было - дела её героев! Сага, о том, кто и что сделал, а не об атрибутах, при помощи которых действия проводились. Описания кораблей, мечей, шлемов, одежды, боевых порядков встречаются только в том случае, если они представляли из себя нечто экстраординарное...
    2. 0
      10 февраля 2025 21:41
      Так в сериале "Викинги" показано.
  4. +5
    10 февраля 2025 09:59
    Приветствую. Насколько известно "папа Алисы" Игорь Можейко - востоковед, очевидно его слова о пиратских флотах больше относится к пиратам юго восточной Азии. Тем не менее обобщение логично.
    Спасибо, Герхард, все очень интересно и написано обаятельным живым языком smile
  5. +3
    10 февраля 2025 10:43
    Ай да Герхард,какой интересный материал!
  6. 0
    10 февраля 2025 16:59
    В общем, йотуны из Йобурга, отчаяные отморозки. Каковые и так удивительно долго просуществовали -ведь чистые бандиты, которые только грабить да воевать - путь в никуда, рано или поздно и строить надо, расширяться, заниматься экономикой, финансами и прочей скукой.
    Да, хочу заметить, что крещение Норвегии Олафом святым почти совпадает по времени с крещением Руси Владимиром (который 1000 лет святым не считался) и Путятой. Путята - это не проповедник, если что, а командир карательного отряда дружинников, для убеждения несогланых креститься.
    Прибалты же еще лет 200 и более были язычниками. И, воспользовавшись слабостью киевских земель поле батыева нашествия, прихапали исконно русские земли, а потом с ними вместе в лице Ягайло женилтсь натпольской принцессе, коестились в католичество, и подписали Унию с Польшей.
    1. +2
      10 февраля 2025 18:32
      Доброе слово и тяжёлая секира убеждают лучше, чем просто доброе слово)))
  7. 0
    10 февраля 2025 21:49
    На месте битвы было установлено несколько рунических камней. Один из них, Карлевский, поставили йомсвикинги в честь погибшего претендента Стюрбьёрна.

    Йомсвикинги имели свою официальную "историографию" и письменный свод истории этого общества? Мало ведь поставить камень с надписью; сама идея о письменной фиксации официальной исторической информации связана с ее упорядоченным обращением внутри выделенной стабильной социальной группы, достаточно большой и структурированной, которой надо сохранять свою общую "память".
    Обычные племена или временные группы людей, даже крупные, даже племенные союзы - ведь не фиксируют почти ничего письменностью (за исключением последних столетий всеобщей грамотности), но как только в них начинается внутренняя активная социально-политическая движуха, то тут же изобретается что то в качестве инструмента письменности - узелковое письмо, петроглифы, иероглифы, клинопись и т. д.
    1. 0
      11 февраля 2025 15:08
      Сомнительно, что там было понятие летописей, руническая письменность - не для фиксации событий, скорее это подраздел скандинавской магии...
  8. 0
    14 февраля 2025 14:21
    Очень их кодекс похож на правила казаков из Запорожской Сечи. Подобное рождает подобное. У всех вольных воинских соединений приблизительно одинаковые уставы.
  9. 0
    19 февраля 2025 20:07
    Игорь Можейко, историк пиратства...

    Он же Кир Булычев? smile