Лимузины, которые мы потеряли

58 426 176
Лимузины, которые мы потеряли
Останки перспективного ЗиЛ-4102 под именем «Миша»


Закат автомобильной империи


Создание правительственных автомобилей высшего класса всегда считалось прерогативой избранных государств. Можно много спорить о суверенитете страны, но, когда президент Ельцин пересел с ЗиЛа на Mercedes-Benz Pullman Guard, о независимости России говорили с очень большой условностью.



После прихода к власти Владимира Путина потребовалось больше десяти лет, прежде чем задумались о создании отечественного лимузина высшего класса. Старт проекта «Кортеж» датируется 2012 годом, а спустя пару лет машину представили президенту Путину. Результат работы одобрили, и сейчас мы знаем этот автомобиль как «Аурус».

Назвать его на 100 процентов российским вряд ли возможно – часть комплектующих поставлялась из-за рубежа. В музее Гаража особого назначения, что на ВДНХ, имеется очень показательный стенд с элементами и узлами конструкции лимузина «Аурус». Масляный фильтр – made in Austria, элементы газораспределительного механизма – made in Germany, катушки зажигания – made in Turkey, тяговая литий-ионная батарея – Enertech из Южной Кореи и так далее. Справедливости ради, последняя компания еще в 2023 году поглощена корпорацией «Росатом».

Остается только надеяться, что все импортные компоненты на «Аурусах» первых лиц государства давно замещены отечественными аналогами. Как бы то ни было, правительственный флагман российского производства с вкраплениями импортного в любом случае лучше немецкого Mercedes-Benz.




Mercedes-Benz долгое время был основным транспортом Гаража особого назначения

Здесь так и просится изъезженный штамп о том, что наши деды (отцы) умели лучше. Штамп штампом, но это именно так. Отвлечемся от темы современных представительских автомобилей и вернемся в 80-е годы. И поможет нам в этом выставка «Дизайн под грифом «секретно» 1922-2022», которая прошла в 2023 году в музее Гаража особого назначения на ВДНХ. В то время москвичам и гостям столицы продемонстрировали порядка пяти сотен эскизов, 23 макета в разной степени сохранности и артефакты истории современного проекта «Кортеж».

Но особый интерес представляют поиски облика нового флагмана отечественного автомобилестроения – лимузина для генсека Михаила Горбачева. С середины 80-х годов в роли главного представительского лимузина служил ЗИЛ-41047. Машину назвать инновационной очень сложно – это был косметически освеженный ЗИЛ-41045, который, в свою очередь, является продуктом глубокого рестайлинга ЗИЛ-114. Последний появился на свет в 1967 году и к середине 80-х годов устарел не только технически, но и морально.

Надо отметить, что советская школа строительства лимузинов высшего класса эволюционировала не сама по себе. Главным ориентиром были Cadillac и Lincoln президентов Соединенных Штатов. Машины регулярно встречались друг с другом как в зарубежных турне, так и в Советском Союзе. Поэтому первому автомобилю государства очень важно было иметь не менее солидный вид, чем у членовоза из Белого дома. И это явно получалось.


ЗиЛ-41047 на фоне американского "кэдди" выглядел вполне солидно.

Несмотря на достаточно архаичную архитектуру лимузина – рамная конструкция кузова и 3-ступенчатая автоматическая КПП – некоторые технические решения ЗиЛов впечатляют даже сейчас. Главным заказчиком выступал Гараж особого назначения, и его требования порой казались абсурдными. Например, машина первого лица должна была без замечаний двигаться с полностью выжатой педалью акселератора до исчерпания топлива в баках. Это экстремальный режим работы, предъявляющий особые требования к системе охлаждения и смазки.

В ходе испытания на Дмитровском полигоне в Подмосковье на одном из ЗиЛ-41042 масло хронически не успевало стекать в поддон, и маслоприемник несколько раз сработал вхолостую. В итоге масляное голодание, оборванный шатун, пробитый блок цилиндров и масло, хлещущее на раскаленный коллектор. ЗиЛ чудом не сгорел. Проблему решили уменьшением оборотов двигателя за счет снижения передаточного числа главной передачи. В 80-е годы правительственные ЗиЛы были единственными в мире серийными автомобилями, способными высушить топливный бак на трассе в непрерывном режиме «газ в пол».








Легковые ЗиЛы никогда не выпускали на конвейре. Только на стапелях. На фото формы, по которым мастера выстукивали стальные панели кузова. Все огрехи щедро маскировали оловом.

Радовали конструкторы легкового подразделения ЗиЛа и гораздо более тонкими техническими решениями. Сейчас никого не удивишь активными радарами и системами автоматического торможения, но для начала 80-х это была фантастика. На ЗиЛе в инициативном порядке разработали, испытали и настроили аналогичную опцию для машин первых лиц СССР.

Тяжеленный лимузин автоматически останавливался, как только в поле его эхолокаторов попадало препятствие. Но именно бортовые радары подвели конструкторов – по мнению спецов ГОНа, злоумышленники могли подделать отраженный сигнал и принудительно остановить кортеж.

Имелась в портфолио инженеров ЗиЛа еще одна модная фишка – система автоматического поддержания постоянной высоты кузова. Главный конструктор автомобиля высшего класса ЗИЛ-4104 И. С. Степанов вспоминает:

«Вот пример: как-то водитель подал машину к тротуару, частично зайдя на него задним свесом. И когда пассажиры разместились в салоне, подвеска просела. Несильно, но этого вполне хватило, чтобы днище багажника легло на бордюр. А водитель-то не может попросить пассажиров выйти – ранг не тот. Вот ГОН и поставил перед нами задачу сделать систему поддержания постоянной высоты кузова. Мы ее разработали, испытали, но в серию не запустили – механизм вышел весьма сложный, затратный и, при этом, редко когда действительно необходимый».

Дизайн под грифом «секретно»


В 1985 году в Советском Союзе были большие планы относительно будущего отечественных автомобилей высшего класса. В те времена автомобилестроители радовали потребителей новой техникой, но особый интерес представляли именно машины высшего класса. Программа называлась «Перечень моделей перспективных легковых автомобилей высшего класса ЗиЛ» и предполагала сразу десять вариантов лимузинов. Документ был согласован с 9-м управлением Комитета государственной безопасности и был рассчитан на период 1985-2000-х годов.

В планах были седан (обычный и бронированный), универсал для спецсвязи, лимузин (обычный и бронированный), кабриолет и даже кузов типа ландо с жестким верхом над водительским отделением и откидывающимся над пассажирским. Также предполагали вариант лимузина с двумя сидениями в пассажирском отделении. Эта «маршрутка» предназначалась охране и обслуживающему персоналу. Концепция «черного доктора» также получила свое продолжение в машинах нового поколения – престарелых генсеков призван был спасать специальный универсал.










Единственная из выживших — ЗиЛ-4102 «Рая».






Информационная табличка под экспонатом в музее ГОНа гласит: «Ассиметричный макет ЗИЛ-4101/4102 для испытаний в аэродинамической трубе. Левая половина (без прорисовки) — «макет №3», правая (выполненная детально) — «макет №4». Разработчик: Московский автомобильный завод им. Лихачева. Масштаб 1:5».

В металле построили только две машины в самом простом исполнении в коротком кузове. В историю они вошли под индексом 4102, а по-простому их называли «Рая» и «Миша». Из прозвищ понятно, кому предназначались машины. Седан темного цвета для Михаила Сергеевича не дожил до наших дней – по выставкам возят лишь его передок. А вот светлая «Рая» жива и представляет собой бесценный артефакт ушедшей эпохи. Высокопарно, но это именно так. Машина нового поколения получила новый несущий кузов, кучу электроники, стеклопластиковые элементы крыши и пола, капот и багажник, подвеска сзади эволюционировала от прежней рессорной до независимой. Устаревшими казались только двигатель ЗиЛ-4104 и 3-х ступенчатый «автомат». Оба узла достались от прежних моделей правительственных ЗиЛов.




Макет лимузина ЗиЛ-4101. Сохранился только на фото.

Мы потеряли не только «Раю» и «Мишу», но и гораздо более солидные машины. Речь о правительственных лимузинах ЗиЛ-4101 и четырехдверных лимузинах на его укороченной базе. Последние, очевидно, предназначались, помимо прочего, для парадов на Красной площади. Еще на стадии макетирования лимузин 4101 приобретал свой стиль, все больше отдаляясь от седанов 4102 «Рая» и «Миша». Но он так и не дошел даже до стадии ходового прототипа.




















Поисковые макеты 70-80-х годов позволяют оценить полет фантазии художников ЗиЛа. Где-то просматриваются британские мотивы, где-то американские, а где-то присутствует свой советский стиль.

Относительно того, как в современной России относятся к наследию легендарного ЗиЛа. После сноса автомобильного завода в Москве остался музей ЗиЛа в Сокольниках. Здесь экспонируются такие раритеты, как АМО Ф-15, уникальная техника Специального конструкторского бюро (СКБ), микроавтобус ЗиЛ-118 «Юность» и прочие свидетельства технологического величия. Точнее будут сказать, экспонировались. С 17 мая 2024 года музей закрыт, а часть его сокровищницы переехала в Центр истории автотранспорта Ленинграда.

Какое отношение Северная столица имеет к историческому наследию московского Завода имени Лихачева, остается загадкой. Разве что Ленинградский институт радиотехники в конце 80-х создал современную информационную систему для мертворожденного проекта ЗИЛ-4102. Умная техника разговаривала с водителем женским голосом и могла, например, предупредить о не закрытой двери или багажнике. Михаил Сергеевич Горбачев поставил крест на столь роскошном автомобиле, с чего, собственно, и началась деградация Завода имени И. А. Лихачева.
176 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    4 февраля 2025 04:50
    Спасибо Евгений, дополню статью несколькими фотографиями автомобилей из кортежа наших первых лиц (Музей в г. Верхняя Пышма).
    1. +12
      4 февраля 2025 07:23
      Всегда рад! Руки только сейчас дошли до этого материала. Фото с 2023 года в архиве лежали
  2. +13
    4 февраля 2025 05:20
    Всегда нравился дизайн ЗиЛовских лимузинов. Спасибо за статью.
  3. +1
    4 февраля 2025 05:22
    Автомобилестроение- это не наше,к сожалению.... Автору большое спасибо за статью. Очень интересно.
    1. +21
      4 февраля 2025 06:31
      Автомобилестроение- это не наше,к сожалению....
      Чужие глупости повторять не надо. Автомобилестроение для нас критически важно как в хозяйственном, так и в военном отношении и это прекрасно понимают наши "партнёры". Просто надо уделять этой отрасли внимания хотя бы чуть больше чем программе полёта на Марс или куда мы там намылились.
      1. +2
        4 февраля 2025 08:31
        ИВЗ в том то и дело,что " как полётами на Марс". А в итоге, нас приучили к тому что " Волга"- предел мечтаний. Да и то, для единиц...
        1. +6
          4 февраля 2025 12:50
          Волга ГАЗ 21 в свое время взяла приз на выставке в Париже. И ЗИЛ 157 взял приз. А аналога синей птицы за бугром до сих пор не построили.
          1. -2
            7 февраля 2025 02:43
            Цитата: ZAV69
            А аналога синей птицы за бугром до сих пор не построили.

            Какой ещё Синей птицы аналог не построили? Ford Mainline 1952-54 гг??
            1. +1
              7 февраля 2025 07:50
              ЗИЛ 69061. Есть аналог у буржуинов ?
              1. 0
                7 февраля 2025 23:15
                Может ЗИЛ 49061?
                Цитата: ZAV69
                ЗИЛ 69061. Есть аналог у буржуинов ?
              2. 0
                11 февраля 2025 16:06
                А зачем им такой нужн был .
                У нас были простые трехосные вездеходы для населения .
                Зачем мне техника аналогов нет , если я не могу ее купить .
                1. 0
                  11 февраля 2025 20:48
                  Ну буржуинам может и не надо было.
                  А по поводу купить.... В ютубе канал есть , Custom Truck. Так его владелец год назад купил шасси БАЗ кажется от комплекса Стрела, а совсем недавно ЗИЛ 7972, правда почти мертвый. И такой ЗИЛ есть в питерской конторе Спастрак в идеальном состоянии
          2. Qas
            0
            12 февраля 2025 01:15
            Про Волгу 21 и ЗИЛ 157 - это всем известные исторические факты.
            А Синию птицу "за бугром до сих пор не построили" может потому, что там это никому не нужно? Очень специфический транспорт. Зачем она им?
      2. +4
        4 февраля 2025 13:42
        Никто не спорит, что оно очень важно, но в это нужно вкладывать деньги и силы. И техническое совершенство лимузина должно базироваться на техническом уровне автопрома в целом. И даже сейчас в истории с АУРУСОМ не довели задумку с ЕМП до того, как планировали.
        СССР начал покупку лицензий на агрегаты, моторы и автозаводы, но остановился на полпути , а многое ушло в никуда при развале.

        Тот же ВАЗ, купили прекрасно. А таких заводов нужно было 2-3-4
      3. +2
        4 февраля 2025 16:21
        Программу полетов на Марс свернули в начале 70х, больше эта тема не поднималась. Зря, если бы СССР полетел бы на Марс,он бы победил в холодной войне.
    2. +4
      4 февраля 2025 16:22
      Автомобилестроение- это наше, но пока запрещено законом. А законы нам написали: Как нам помогал USAID Николай Стариков На сайте фонда есть большой раздел: «USAID в России». Речь теперь уже о «былых заслугах». Там вот там мы вполне открыто читаем: «USAID-funded Rule of Law implementers helped draft the Russian Constitution, Part I of the Russian Civil Code, and the Russian Tax Code».«USAID финансировал соблюдение законности при работе исполнителей, участвовавших в разработке Конституции РФ, части I из Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Налогового кодекса Российской Федерации».Помогали нам «американские партнеры» изо всех сил. Во имя демократии. И этого даже не скрывают.
      1. 0
        7 февраля 2025 02:46
        Американцы мешали россиянам автомобили качественные делать?? Тем что в 90х науку финансировали, без чего все учёные разбежались бы, или перестали заниматься науками, пошли бы джинсы продавать на толчёк.
        1. +1
          7 февраля 2025 03:01
          Цитата: karabas-barabas
          Тем что в 90х науку финансировали

          Кто финансировал? И главное чью науку?
          1. -1
            7 февраля 2025 23:18
            Скажу для Вас невероятный факт- Сорос, или точнее фонд Сороса. В том числе финансировал внедрение интернета в РФ.
            1. +1
              8 февраля 2025 01:32
              Цитата: karabas-barabas
              Сорос, или точнее фонд Сороса. В том числе финансировал внедрение интернета в РФ.

              Ну так если и финансировал, то с единственной целью, для распространения своей пропаганды в России.
      2. Qas
        -1
        12 февраля 2025 01:19
        Это то здесь причём?
        Почему бы не вспомнить тогда сколько американцы нам помогли при строительстве нашего государства и возведении новых заводов.
        1. +1
          13 февраля 2025 11:41
          Цитата: Qas
          Почему бы не вспомнить тогда сколько американцы нам помогли при строительстве нашего государства и возведении новых заводов.

          Можно и вспомнить о помощи американцев в строительстве заводов. А заодно и экономические условия в которых эта помощь оказалась. Если забыли, то напомню: признание США СССР произошло в начале 30-х годов. И строительство заводов началось примерно в тоже самое время. И ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ в США была в тоже самое время. Т.ч. не по доброте душевной американцы нам заводы строили, а блюдя прежде всего СВОЙ интерес - прижало их сильно, если проще говорить. О помощи США в строительстве нашего государства это Вы о 90-х годах?
  4. 0
    4 февраля 2025 05:34
    Ельцин пересел с ЗиЛа на Mercedes-Benz Pullman Guard
    Паша-мерседес тоже в свое время пересел на Mercedes. А когда-то был хорошим и уважаемым генералом
    1. +1
      4 февраля 2025 16:27
      Горбачев в рекламе сумок на Ролс Ройсе ездил! Так это позорно.
  5. 9PA
    +5
    4 февраля 2025 05:38
    Что мертво умереть не может
  6. 0
    4 февраля 2025 05:53
    Номера екх это конечно издевательство над народом.
    1. -2
      4 февраля 2025 12:26
      почему издевательство? в чем проблема?
      1. +1
        4 февраля 2025 18:37
        Еду Как Хочу
        И это на правительственной машине
        1. -2
          4 февраля 2025 20:06
          Цитата: urik62
          Еду Как Хочу
          И это на правительственной машине

          С какого боку?
          Гелик ЕКХ из охраны Президента.
          1. +1
            7 февраля 2025 03:04
            Цитата: Kotofeich
            Гелик ЕКХ

            Ельцын Конченый, последнюю букву правила расшифровать не позволяют. laughing
            1. 0
              10 февраля 2025 08:41
              «НАПЛЕВАТЬ». ФИЛИАЛ «ЕЛЬЦИН-ЦЕНТРА» В МОСКВЕ ОТКРЫЛА ВНУЧКА, ГРАЖДАНКА АВСТРИИ. ДОЛГО БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ?

              Нравится ли Вам "Ельцин-центр"? Ответ я прекрасно знаю, однако простому народу, видимо, одного мало. Поэтому в Москве совсем недавно открыли филиал! Ну чтобы как можно больше людей узнали, как хорошо и счастливо нам жилось в 1990-е годы. Прикоснулись, так сказать, к прекрасному.

              ▶️Гражданка Австрии Мария Юмашева.
              1. 0
                10 февраля 2025 14:36
                Цитата: Михаил Кривопалов
                однако простому народу, видимо, одного мало.

                Простой народ никогда не спрашивают, не спрашивали и вряд ли когда то спросят.
        2. -1
          5 февраля 2025 07:44
          да можно любые словосочитания из букв сложить. в чем издевательство????
          1. -2
            5 февраля 2025 11:03
            Да вот с ЛОХ не поедут, хотя Л нет в номерах, но думаю понятно, Еду Как Хочу и нам пох на всякую чернь под ногами, мы из гаража президента
          2. 0
            5 февраля 2025 13:02
            Чтобы это понять нужно ездить по Москве в те времена
        3. Qas
          0
          12 февраля 2025 01:22
          Эта расшифровка существует только в вашей голове. Про "издевательство над народом" - народ про это и не знает, есть и более смешные и забавные словосочетания.
          1. 0
            12 февраля 2025 06:08
            За своей головой в первую очередь смотрите
    2. 0
      4 февраля 2025 20:10
      А номера ВОР или ХАМ больше нравятся?
      1. +1
        4 февраля 2025 21:12
        Кому нравятся? Мне? С какого боку?
        1. 0
          4 февраля 2025 21:26
          Цитата: urik62
          Кому нравятся? Мне? С какого боку?

          А причем ЕКХ и правительство?
          1. 0
            4 февраля 2025 22:09
            Ну охрана, один хрен не социальное такси
  7. +12
    4 февраля 2025 05:54
    Да ,такой завод "реформаторы" и "эффективные менеджеры" загубили! И "Москвич" тоже. Но на "Москвиче" армяне рулили, значит шансов у него не было. Проходимцы всех мастей и оттенков!
    1. +11
      4 февраля 2025 06:49
      такой завод "реформаторы" и "эффективные менеджеры" загубили

      Вопрос уничтожения завода ЗиЛ, это вопрос к нашему неимеющемуаналоговвовселенной гаранту и его подельникам-ворам-олигархам.
      Никогда не поверю, что гарант не знал о закрытии завода ЗиЛ. Тем более, что мэром Москвы уже был Собянин. Больше чем уверен, что такой лакомый кусок, как территория завода ЗиЛ не мог пройти мимо Собянина. Сколько денег поимели все участники, можно только гадать.
      Для справки:
      Завод имени Лихачёва (аббревиатура ЗИЛ) — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР, основанное как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» (в сокращении АМО) в 1916 году и получившее имя Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году. В 2013 году предприятие прекратило сборку автомобилей. В 2020 году ЗИЛ как автомобилестроительное предприятие было полностью ликвидировано, территория передана под застройку, но сама компания как юридическое лицо продолжает действовать и приносить прибыль; перерегистрирована с прежним названием и уставным капиталом, с основным видом деятельности «управление недвижимым имуществом».
      1. +7
        4 февраля 2025 09:04
        ЗИЛу не повезло - он занимал здоровенный шмат дорогущей земли внутри МКАДа. <sarcasm>Ну не дело, что рабочие места для каких-то пролетариев размещены там, где могло бы находиться элитное жилье, или дорогущие торговые центры, или престижные офисы. </sarcasm> Был бы завод на отшибе, как КамАЗ, может и выжил бы.
      2. -2
        4 февраля 2025 12:54
        Вообще то зил был мертв уже давно, задолго до 2013. Ну а то что "кошка бросила котят, это Путин виноват" на этом форуме уже по умолчанию......
    2. 0
      4 февраля 2025 16:23
      Когда то 2141 самой престижной моделью считался, когда они появились, это просто космос был. Нужно было больше денег в Москвич инвестировать. АвтоВАЗ все загубил.
      1. 0
        5 февраля 2025 10:34
        Цитата: БЭТ-МЕНТ
        Когда то 2141 самой престижной моделью считался, когда они появились, это просто космос был.

        Хе-хе-хе... помню я, как зубиловладельцы чесали затылки после поднятия капота 2141 - а что, мотор развернуть нельзя было?
        1. 0
          5 февраля 2025 12:08
          Зато в москвиче был огромный салон, печка огонь и он раньше девятки появился!
          Багажник был большой и дизайн космический по сравнению с жигулями.
          1. 0
            10 февраля 2025 08:44
            И довольно хорошо был похож на французскую SIMCA
      2. Комментарий был удален.
  8. +8
    4 февраля 2025 06:46
    К сожалению уже и сам ЗИЛ стал частью истории, в руины которого теперь так легко заходят сваи будущих многоэтажек....
  9. +5
    4 февраля 2025 07:17
    Нормальная статья для ВО. Браво. Было интересно.
    Автопром (любой) - удивительная боль для РИ, СССР, РФ.
    Как в анекдоте - "место такое")). К сожалению.
    Другие страны смогли научиться создавать свои автомобили практически "с ноля" - Япония, Южная Корея, КНР...
    Разумеется на базе предшественников, но потом то).
    1. 0
      4 февраля 2025 16:24
      Компания КиА начинала с выпуска тех жигулей по лицензии. Где теперь КИА и где АвтоВАЗ?
      1. 0
        4 февраля 2025 19:59
        False. KIA started its automotive activities by building cheap Japanese motorcycles under license (before that, it produced bicycles, steel components, etc.). In the 1970s, it made a cheap car based on a Mazda model, then it produced Fiat 132s under license (these were not Zighulis), followed by more versions of Mazda cars, until it went bankrupt and was bought by Hyundai. However, it never produced any Russian cars.
      2. 0
        25 февраля 2025 15:17
        А что вы против ВАЗа имеете. Вполне нормальное авто за свои деньги. И Веста на мой взгляд получше КИА РИО. просторней так уж точно. (это я как владелец второго авто лада-Веста говорю)
        1. 0
          14 апреля 2025 16:07
          Цитата: Igor Кныш
          это я как владелец второго авто лада-Веста говорю

          А что первое не понравилось? Весту нужно менять почаще, и тогда норм. А вот если в долгую, то гниет. И корейцам по надёжности в подмётки не годится. На год, на два можно брать любую машину и катать. А вот лет на 10-15 надо выбирать ту, которая сыпаться не будет.
    2. +1
      4 февраля 2025 16:27
      Стоит снять запрет на производство, лет через 10-15 можно и с японцами, даже с китайцами потягаться.
      1. 0
        4 февраля 2025 20:08
        That's interesting. How do you plan to catch up with Toyota or Honda in the next 10-15 years, considering that your automotive industry has stalled with the Buchanka and the assembly of the Lada Largus, which is a variation of the first-generation Dacia Logan, a car that started production over 20 years ago (and is based on the 1998 Renault Thalia, or Clio II), as the cheapest car in Europe, meant for the truly poor and less demanding?
      2. -2
        25 февраля 2025 15:18
        Запрет на производство только в вашей голове.
  10. +10
    4 февраля 2025 07:22
    Сейчас громаднейшая территория завода застроена так плотно что и не понято что где начинается, и продолжают строить и копать. Катастрофический человейник вырос, с домами и офисными зданиями. Сколько прибыли принесла эта земля застройщикам и всем остальным. Зачем нам заводы, технологии, смои машины? Есть же Китай, нам поможет, а вот люди хотят жить в Москве, которая для этого увеличилась в два раза и уже на парки замахнулись.
    1. +10
      4 февраля 2025 07:50
      Сколько прибыли принесла эта земля застройщикам и всем остальным.

      очень толерантно сказано - это не прибыль - это то, что украли - у нас...
      1. -2
        25 февраля 2025 15:19
        Все вас обворовывают, это позиция по жизни такая?
  11. +3
    4 февраля 2025 07:27
    устарел не только технически, но и морально.

    А чем отличается техническое устаревание от морального?
    1. +1
      4 февраля 2025 19:52
      Цитата: Grossvater
      А чем отличается техническое устаревание от морального?

      Техническое-это когда появилась новая модель, которая быстрее, надежней, удобней и т.д.
      Моральное-это когда новая модель технически не превосходит старую, но она новая. Вроде как Москвич-412 и Москвич-2140.
  12. +7
    4 февраля 2025 07:48
    Несмотря на достаточно архаичную архитектуру лимузина – рамная конструкция кузова и 3-ступенчатая автоматическая КПП

    ????
    а в чем архаизм?
    рама долгое время считалась залогом безопасности пассажиров...
    посмотрите как долго выпускался рамный форд для полиции, почему? - таковы требования к безопасности полицейских
    а какая подвеска на ЗиЛе - просто сказка!
    и о ней ни слова...
    3 -ступени в АКПП? - так там двигатель какого объема стоял?
    когда был куплен гольфик с двигателем 2,8 (VR6), то можно целый день было проездить на одной передаче, не переключаясь...
    в целом статья поверхностная...
    о работе закрытого цеха на ЗиЛе - в статье - ни единого слова...
    1. +1
      4 февраля 2025 07:57
      Цитата: Дедок
      о работе закрытого цеха на ЗиЛе - в статье - ни единого слова...
      А что такое закрытый цех? Военка?
      1. +1
        4 февраля 2025 07:58
        А что такое закрытый цех?

        это как раз то, о чем автор пытался написать...
        там было два закрытых цеха:
        1. Правительственные автомобили
        2. Холодильники
        1. +1
          4 февраля 2025 08:00
          Цитата: Дедок
          1. Правительственные автомобили
          2. Холодильники
          1. ЗиЛ же ещё и для армии выпускал технику. Эти цеха были открытыми?
          2. А холодильники-то почему закрытый цех?
          1. +5
            4 февраля 2025 08:13
            А холодильники-то почему закрытый цех?

            пропускали туда по "цеховому пропуску" в него, а остальным работникам ЗиЛа вход был закрыт
            1. 0
              4 февраля 2025 20:16
              Цитата: Дедок
              пропускали туда по "цеховому пропуску" в него, а остальным работникам ЗиЛа вход был закрыт

              Если не ошибаюсь, он назывался экспериментальный корпус.
          2. 0
            4 февраля 2025 20:19
            Цитата: Голландец Михель
            ЗиЛ же ещё и для армии выпускал технику. Эти цеха были открытыми?

            По крайней мере движки для армейских ЗиЛов собирали на том же конвейере, что и все остальные., только маркировка у них была другая.
      2. +2
        4 февраля 2025 08:14
        Военка?

        а чем Зил-131 отличается от Зила -130?
        ничем... собирались вместе, военная приемка для таких машин была там же(насколько помню)
        1. +2
          4 февраля 2025 10:39
          Цитата: Дедок
          а чем Зил-131 отличается от Зила -130?ничем...
          1. 0
            4 февраля 2025 10:48
            для целей организации сборочного процесса на конвейере - ничем
            1. 0
              4 февраля 2025 20:22
              Цитата: Дедок
              для целей организации сборочного процесса на конвейере - ничем

              По-моему на армейских движках стояла литера "А"
        2. Комментарий был удален.
      3. 0
        4 февраля 2025 16:30
        Да нет. Там лимузины и собирали. Видел как колпаки шлифовали.
      4. 0
        4 февраля 2025 19:52
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: Дедок
        о работе закрытого цеха на ЗиЛе - в статье - ни единого слова...
        А что такое закрытый цех? Военка?

        Выпуск членовозов.
        1. 0
          4 февраля 2025 20:07
          Цитата: Альф
          Выпуск членовозов
          Оценил! wink wink
          1. 0
            4 февраля 2025 20:08
            Цитата: Голландец Михель
            Цитата: Альф
            Выпуск членовозов
            Оценил! wink wink

            hi
    2. -1
      4 февраля 2025 20:15
      1. Frame was a guarantee of passenger safety but 40 years ago. Modern western cars are far more safe than any US made, and they don't use frames. Frames makes car heavier, more expensive to built, higher.
      2. With 6 or 7 speeds or even more you can have better performances, lower fuel consumpiton, cleaner exhaust fumes and better acoustic comfort.
      3/ US cars... Gues why no one sane wants to buy them in Europe. They are just pathetic.
  13. +5
    4 февраля 2025 07:55
    На фото формы, по которым мастера выстукивали стальные панели кузова. Все огрехи щедро маскировали оловом.

    зайдите в любой магазин Wurth, и купите припой для шпатлевания кузова вашего авто: это нормальная практика!
    более того в те времена кузовные детали ЗиЛа покрывали припоем - для увеличения коррозионной стойкости...
    ну как то надо быть в теме о которой пишите: а выставки... это немного другое
  14. +2
    4 февраля 2025 07:57
    тяговая литий-ионная батарея – Enertech из Южной Кореи и так далее. Справедливости ради, последняя компания еще в 2023 году поглощена корпорацией «Росатом».

    зачем так писать?
    разве судьба дочек Газпрома - нам непонятна?
  15. BAI
    +1
    4 февраля 2025 08:11
    1.
    , универсал для спецсвязи

    Однажды, в конце 70х, видел кортеж Брежнева, на дороге через лес, к охотничьей базе:
    1ая машина - милицейский желто синий МЕРСЕДЕС - конце 70х! . Далее - 2 милицейские Волги (ГАИ или кто не знаю), черная Волга, 2 Зила 114, Зил - универсал (вот про него - необычно толстая крыша - оборудование похоже в крыше размещалось), 2 Чайки, 3-4 черные Волги (Газ 24), и замыкают - 2-3 милицейские (гаишные Волги).
    Леня на охоту изволил ехать. И сопровождалось все это сиренами и криками в матюгальник - Граждане, не выходите на дорогу.
    1. +5
      4 февраля 2025 08:27
      Однажды, в конце 70х, видел кортеж Брежнева

      А я в начале 80-х видел как по горной дороге между Алуштой и Гурзуфом несся кортеж Брежнева в Артек и был впечатлен перестроениями ЗиЛов на высокой скорости, как в шашки играли...понять в каком ЗиЛе Брежнев было невозможно.
      1. +2
        4 февраля 2025 08:45
        был впечатлен перестроениями ЗиЛов на высокой скорости, как в шашки играли

        так это, как раз, показывает какая там была подвеска...
        она позволяла почти всё!
        1. +1
          4 февраля 2025 20:40
          Цитата: Дедок
          она позволяла почти всё!

          Да. Меня восхищало, когда огромный ЗиЛ с мощным гулом вырывался из ворот на Старой площади, с набором скорости, почти не кренясь и не тормозя поворачивал на ул. Куйбышева и несся к Кремлю. good
      2. -3
        4 февраля 2025 09:49
        Цитата: Konnick
        как в шашки играли...понять в каком ЗиЛе Брежнев было невозможно.

        Это уже "напёрстки" , а не шашки )..
    2. -1
      4 февраля 2025 20:00
      Цитата: BAI
      Зил - универсал (вот про него - необычно толстая крыша - оборудование похоже в крыше размещалось),

      Скорая помощь для генсека.
    3. 0
      4 февраля 2025 20:34
      Цитата: BAI
      Зил - универсал

      Вообще ЗиЛ в кузове "универсал" был катафалк. Много раз видел кортеж Брежнева на Калининском проспекте ил на Рублевке. Летали лихо. Универсала в кортеже не помню, а вот "ёжик" был, это машина спецсвязи с восемью антеннами.
  16. -8
    4 февраля 2025 08:19
    Внешне симпатичными у нашего автопрома вышли только "Победа", 21-я "Волга" и "Чайка" и может "Нива". Остальное либо выкидыши какие то, либо настолько вторичные, что кровь из глаз.
    1. +3
      4 февраля 2025 10:48
      Цитата: Владимир_2У
      Остальное либо выкидыши какие то, либо настолько вторичные, что кровь из глаз.

      Так уж и всё остальное?
      1. +1
        4 февраля 2025 13:26
        Цитата: Dym71
        Так уж и всё остальное?

        Как я мог про "Запор" забыть?! wassat
    2. +1
      4 февраля 2025 16:29
      2108 вообще то дизайн компания Порше делала, на тот момент очень даже ничего!
      1. 0
        4 февраля 2025 20:21
        Only the engines were built with the help of Porsche. The rest was not. Were the cars good? I remember they were sold in Poland and were cheap, so quite a few of them were on the road. However, they were unreliable and made from poor materials. It was common in Poland for a Lada, brought from the factory in Russia, to be disassembled by the dealer, with mechanics fixing certain things (mainly the electrical system, installing different brake pads and discs, different clutch plates), reassembling the car, and only then was it sold. The sales of the Samara in Poland dropped when the Skoda Favorit appeared.
      2. 0
        5 февраля 2025 03:04
        Цитата: БЭТ-МЕНТ
        2108 вообще то дизайн компания Порше делала, на тот момент очень даже ничего!

        Именно поэтому у восьмёрки прозвище "Зубило"? Не касаясь внутрянки -посредственный представитель 80-х годов.
      3. 0
        5 февраля 2025 09:17
        2108 вообще то дизайн компания Порше делала

        они занимались двигателем и коробкой: чтобы машина "ехала" и не "жрала" топливо - поэтому при первых годах продаж в европе - все отмечали как динамику, так и топливную экономичность
    3. +2
      4 февраля 2025 20:01
      Цитата: Владимир_2У
      Внешне симпатичными у нашего автопрома вышли только "Победа", 21-я "Волга" и "Чайка" и может "Нива". Остальное либо выкидыши какие то, либо настолько вторичные, что кровь из глаз.

      А 24-я ?
      1. 0
        5 февраля 2025 03:05
        Цитата: Альф
        А 24-я ?

        21-я на голову выше 24-ки, сообразно времени конечно.
        1. 0
          5 февраля 2025 19:52
          Цитата: Владимир_2У
          Цитата: Альф
          А 24-я ?

          21-я на голову выше 24-ки, сообразно времени конечно.

          Так она выкидыш или вторична ?
          1. 0
            6 февраля 2025 03:14
            Цитата: Альф

            Так она выкидыш или вторична ?

            Ну хорошо, ГАЗ-24 довольно удачная компиляция различных дизайнерских решений.
            1. 0
              6 февраля 2025 19:00
              Цитата: Владимир_2У
              Цитата: Альф

              Так она выкидыш или вторична ?

              Ну хорошо, ГАЗ-24 довольно удачная компиляция различных дизайнерских решений.

              Единственного, что общего у Волги и Фалкона это решетка радиатора.
              1. 0
                7 февраля 2025 03:33
                Цитата: Альф
                Единственного, что общего у Волги и Фалкона это решетка радиатора.

                Во многом облицовка радиатора и фары задают внешний вид автомобиля. Кроме этого ребро вдоль всего корпуса и дверные ручки, хотя это ближе к БМВ и Ауди, как и колёсные арки. Нее, 24-ка пример удачной компиляции, относительно удачной.
                1. +1
                  7 февраля 2025 19:00
                  Цитата: Владимир_2У
                  Цитата: Альф
                  Единственного, что общего у Волги и Фалкона это решетка радиатора.

                  Во многом облицовка радиатора и фары задают внешний вид автомобиля. Кроме этого ребро вдоль всего корпуса и дверные ручки, хотя это ближе к БМВ и Ауди, как и колёсные арки. Нее, 24-ка пример удачной компиляции, относительно удачной.

                  Т.е, если так сделано на Бэхе, то это удачный дизайнерский ход, а если подобное сделано на Волге, то это копирование. Тогда Фалкон тоже компиляция ? Или "это другое" ?
  17. +3
    4 февраля 2025 08:23
    Михаил Сергеевич Горбачев поставил крест на столь роскошном автомобиле, с чего, собственно, и началась деградация Завода имени И. А. Лихачева.

    Деградация началась раньше, когда молодых и перспективных пригласили на КамАЗ, много молодых и не очень специалистов переехали в Набережные Челны. Теперь обратный исход, правда уже не специалистов, а менеджеров с Татарстана в НАМИ, который сделал Аурус и сейчас устанавливают свои порядки с провинциальным чванством и татарским своеобразием, хотя как конструкторы ЗиЛа спроектировали КамАЗ, так и осталось местные практически ничего не придумали. А уж хваленный КамАЗ-Мастер имеет гораздо меньше отечественных узлов чем Аурус.
    1. +1
      4 февраля 2025 16:36
      Где-то в 1972 у проходной ЗиЛа видел ЗиЛ с мордой камаза (тогда ещё про камаз ничего).
  18. +6
    4 февраля 2025 08:35
    Лимузины, которые мы потеряли
    Целую страну потеряли и с ней кучу всего и вся. Теперь до технологического уровня СССР, как до луны пешком, а до "технологического суверенитета", ещё дальше, несмотря на Аурус. Это штучный.
  19. +3
    4 февраля 2025 09:08
    Аурус, пишут, тоже нелады.
    по 100+ в год всего делают. Часть основателей вышла из него.
    Стоит под 40 милионов машина.
    об ограничении ,что чиновникам нельзя покупать слишком дорогие машины.... бояре давно уж забыли.
    1. 0
      4 февраля 2025 20:44
      Цитата: Макс1995
      что чиновникам нельзя покупать слишком дорогие машины.

      А, разве чиновники их покупают?
      1. +1
        5 февраля 2025 08:51
        От названия суть не меняется. взять в лизинг, купить в бюджет, получить в подарок и т.д.
        Навальный когдато ратовал - до полутора миллионов стоимость машины чиновников.
        Дума: до 3- 6 милионов вроде.
        Но первый мертв. Дума "своя"
        По новостям - Айрус чиновника какогото - 37 милионов.

        Жизнь удалась.
        1. 0
          5 февраля 2025 11:05
          Цитата: Макс1995
          От названия суть не меняется. взять в лизинг, купить в бюджет, получить в подарок и т.д.

          Меняется.
          1.Обслуживание по договору между юр. лицами.
          Цитата: Макс1995
          Дума: до 3- 6 милионов вроде.
          Но первый мертв. Дума "своя"

          2.В думе нет чиновников.
          3. Аурус штучная машина, а чиновников, только федерального уровня 600 тысяч.

          Цитата: Макс1995
          По новостям - Айрус чиновника какогото - 37 милионов.

          Поменьше слушай те фантастику.
          1. 0
            5 февраля 2025 12:28
            1) В узком смысле - меняется. В широком ,имхо, нет.
            2) Не по теме. Она принимала решение об ограничении стоимости.
            3) Не по теме. Естественно ,не все. Упомянулся, по памяти, какойто зам по природе.

            "Купить Aurus по цене от 27 000 000 рублей в Москве - более 11..." - из объявлений
            Реальность, она такая
        2. 0
          25 февраля 2025 15:31
          Лучше когда на мерседесах ездили? На аурусах ездят от зам. министра (и то не всякого вроде). Чиновникам поменьше предлагают Весту-ауру и Москвич-6. Не все соглашаются и предпочитают ездить в старыхтойотах Камри питерской сборки.
          1. 0
            25 февраля 2025 16:35
            Увод в сторону от темы. фу
            Изначальный коммент- ограничение стоимости авто для чиновников думой.

            Теперь, видно ,слили...
    2. PMA
      +1
      5 февраля 2025 23:39
      AURUS Komendant стоит 47 лямов, а AURUS Senat - 27. По сравнению с Rolls-Royce Cullinan за 59 лимонов не очень и дорого выглядит.
      1. 0
        6 февраля 2025 10:08
        Ага ,прям по анекдоду - "жемчуг мол мелкий"
        Но если вспомнить ,что Дума когдато постановвила, что для чиновников машины не дороже толи 3, толи 6 млн руб...
        А сгинувший Н предлагал 1,5 млн (по тем ценам)
        1. 0
          25 февраля 2025 15:34
          Ну и популист он был. Чиновник должен на Гранте ездить? C 2008 года вроде есть постановление о закупке в бюджет только авто собранных в РФ. Кроме уровня министров. Ну для них теперь аурус сделали.
          1. 0
            25 февраля 2025 16:36
            Все равно мертв.
            Кому должны - они всем простили...
            1. -1
              25 февраля 2025 17:00
              Вы навальнёнок? Странная любовь к человеку чьи дети учились в Стенфорте. Ваши дети могут в Стенфорт поступить?
              1. 0
                25 февраля 2025 23:31
                Дык, вижу, вам клеветать ,как дышать...
                1. 0
                  26 февраля 2025 09:11
                  18 апреля 2019 года когда ровесники Дарьи готовились к сдаче ЕГЭ, она на своём канале показала письмо о зачислении в Стэндфордский университет, обучение как она сказала, для неё бесплатное.
                  Один из блогеров провёл расследование на своём канале и рассказал, что получить грант на бесплатное образование в Штатах для иностранцев практически нереально, в Америке нет бюджетных мест, что кто - то взял на себя расходы за учебу Даши Навальной.
                  По американским меркам образование в данном университете очень дорогое, 200 тысяч долларов за бакалавриат. Помимо обучения, расходы на проживание оцениваются примерно в 144 тысячи долларов.
                  Вы своим детям можете дать такое образование? А этот безработный мог. Ну за всё всё- таки пришлось заплатить.
                  1. 0
                    26 февраля 2025 11:56
                    Да мне на нее плевать.
                    Да и что такое эти 200 тыщ по сравнению со стоимостью одного Ауруса для чиновников и шейхов? Так, половинка +-.
                    Какому нибудь Пескову запонку заложить или за бугор в гостинице остановиться.
                    1. 0
                      26 февраля 2025 14:48
                      Ну дослужитесь до уровня Пескова, образование получите. карьеру сделайте. Зависть - большой грех. Просто если Песков , какой бы он ни был на нашу страну работает, то Навальный на западные гранты. Со всем, нормальным людям понятной, целью. Меня стоимость машины Путина ну не волнует абсолютно. Хорошо что она отечественная, а не мерседес, как у ЕБНа. Я просто за 20 лет его правления , как и вся страна стали жить гораздо лучше. Получше чем в большинстве стран европы, на жизнь в которой всю историю в России смотрели с завистью. Сейчас сами живём не хуже. а зависть это особенность менталитета, нашего и украинского (у них больше развито).
                      1. 0
                        26 февраля 2025 17:56
                        Много слов не туда, про политику. Фу.
                        Статья и коммент про авто ,про Аурус в часности.
                      2. 0
                        27 февраля 2025 10:09
                        Сами уходите. Почему-то китайцев не волнует почему СИ на 6 метровом в 460л/с Hongqi N701 ездит, он по вашему мнению на каком-т черри-тиго должен ездить? там бедных в разы больше чем у нас из-за большего расслоения. То что глаза вам на Навального открыл уже хорошо.
                      3. 0
                        27 февраля 2025 10:46
                        Мастерски вильнули.
                        Си, Путин, и тп. один на всю страну.
                        Китай больше по населению во много раз.
                        Навальный - тролли любят в него упираться до невозможности, несмотря что мертв
                      4. 0
                        27 февраля 2025 12:07
                        Ну так не я же его начал всуе упоминать. Я вам глаза раскрыл на всю его сущность. Ну кинули его, выдали из германии под охраной. Очередного лоха обнадёжили, что затеет бучу в РФ и войдёт во власть типа Керенского . Они всех кидают, кто им не нужен. Сейчас украинцев кидают.
                      5. 0
                        27 февраля 2025 12:18
                        хаха.
                        Время прошло ,можно писать теперь разное. никто не вспомнит.
                        Тогда писали абсолютно другое.
                        Но это уже явно не про авто из статьи
                      6. 0
                        27 февраля 2025 12:35
                        Да я всегда это говорил. Даже наблюдателем в территориальную избир. комиссию пошёл в Москве по Можайскаму району, когда Навальный избирался (когда он с какого-то хрена орал "мы здесь власть"). У нас Путин совершенно честно занял 39%. По Москве в среднем 40%, по РФ 60. Демократия однако.
                        Ну а что про авто. Как человек проработавший 6 лет ,после армии , в автобизнесе могу сказать что требовать что мы должны всё выпускать могут только идиоты. Мерс и фольцваген дай бог 30% деталей делают в германии. Международное разделение труда и специализация не просто так сложилось. Всё самому делать в массовом производстве выходит дороже и хуже. Пример - советский автопром. Довольно хреновый в общем-то.
                      7. 0
                        27 февраля 2025 12:54
                        1) це было давно
                        2) Це уже близко, ха-ха. но не про тему обсуждения комментария
                        закругляюсь. ужепишете на посторонние темы
                      8. 0
                        27 февраля 2025 14:06
                        "Це було давно" - язык забываете, это как хоxол хохлу.
  20. 0
    4 февраля 2025 09:10
    Ну, так, рынок же "порешал". Или вы против рынка Автор? yes
    1. +2
      4 февраля 2025 16:37
      Хохма в том, что рынка в России не было, как и капитализма.
      1. 0
        5 февраля 2025 08:59
        А это вот уже совсем другой вопрос. yes
  21. +6
    4 февраля 2025 09:40
    Спасибо автору за интересный материал.
    Возникли только вопросы по Аурусу-непонятно что там российского?Сборка?
    То что там НАМИ затирает про "отечественный" двигатель-фуфло.
    Увидел как то ролик,как в НАМИ отливают балансир задней подвески Аурус(6т.) из алюминия!!!!И сразу стало все понятно с его отечественностью.
  22. +2
    4 февраля 2025 09:42
    Цитата: Konnick
    А уж хваленный КамАЗ-Мастер имеет гораздо меньше отечественных узлов чем Аурус.

    и что там отечественного в аурус-перечислите?
    1. +1
      4 февраля 2025 20:49
      Цитата: Dozorny_ severa
      и что там отечественного в аурус-перечислите?

      Довелось перекинуться парой слов с водилой Ауруса. Спрашиваю:"Ну, как, машина? Как АКМ. ???
      Ломается, но едет"
      Ну раз ломается, значит точно наша laughing
      1. 0
        25 февраля 2025 15:36
        Ломается всё, особенно Мерседес начиная с 210 и 220 кузовов.
    2. -1
      25 февраля 2025 17:08
      Для тех кто на бронепоезде - двигатель, АКПП, кузов, броневая капсула. Гугл в помощь ои дурных вопросов.
  23. 0
    4 февраля 2025 09:46
    Цитата: Дес
    Автопром (любой) - удивительная боль для РИ, СССР, РФ.

    Боль у вас гражданин,-известно где.Не надо равнять СССР и РФ,РИ.
    Поделитесь что вы производите высокотехнологичного и совершенного?
    1. 0
      4 февраля 2025 16:40
      Фу, строгий Вы какой! А определить, что в России разрешено производить, а что запрещено. Подскажу немного - машиностроение законом запрещено и запретили USAID.
      1. +1
        4 февраля 2025 20:03
        Цитата: Cергей_О
        машиностроение законом запрещено

        А пересмотреть запрет разве нельзя ?
        1. 0
          25 февраля 2025 15:39
          Ещё один в сказки верит.
  24. -4
    4 февраля 2025 10:56
    Как уже раздражают эти воздыхания, что "наши деды умели лучше...". Ни кого не смущает тот факт, что все автозаводы или модели автомобилей были купленными в Европе. Тот же ЗИЛ начинал с лицензированного Фиата, которому отчислялись деньги за каждый проданный построенный на АМО автомобиль. Вот обязательно надо упомянуть, что мы сегодня полное "д...мо" в сравнении с теми, кто построил бессмертную буханку, а в указанном представительском классе по состоянию на конец 80-х прочно застряли в авто 1967 года... Вам не надоело? Я бы уже отошел от оценочного взгляда на свои детские годы. Что-то было теплое и доброе в те годы, а что-то достойное я достиг сегодня. Почему нельзя принять себя сегодняшнего? Зачем обязательно головой в пепел?
    ,
    1. +1
      4 февраля 2025 15:01
      Тот же ЗИЛ начинал с лицензированного Фиата,

      насколько я помню, ЗиЛ начался с "американского отца" - оборудование, станки были привезены под конкретную модель... а Фиаты, Рено и пр. - это сразу после революции
      кстати и фильм "Директор" (про Лихачева) - отражает муки выбора того времени
      1. 0
        4 февраля 2025 17:32
        Цитата: Дедок
        насколько я помню, ЗиЛ начался с "американского отца"

        Неправльно помните. Первой моделью был АМО-Ф-15. Ф в данном случае указание на прародителя ФИАТ-15.
        1. 0
          4 февраля 2025 17:42
          Первой моделью был АМО-Ф-15. Ф в данном случае указание на прародителя ФИАТ-15.

          так вы говорите об АМО...
          а ЗиЛ (ЗиС) - его начинал, запустил Лихачев, поэтому его фамилию мы и помним, по грузовикам, автобусам и правительственным автомобилям...
          ЗиЛ - это весь комплект оборудования из США под выпуск американской модели( но, с советским лицом, если можно так сказать)...
          а АМО - это наследство царской России
          1. +1
            4 февраля 2025 18:34
            Цитата: Дедок
            а ЗиЛ (ЗиС) - его начинал, запустил Лихачев

            Ну в любом случае ЗИС возник не на пустом месте. Хотя, конечно, реконструкция была такой, что говоря образно, к пуговице братьев Рябушинских пришили пальто. request
    2. +1
      4 февраля 2025 16:22
      Насколько мне известно, ЗИЛ это Форд, а итальянцы это АвтоВАЗ. Покупались заводы целиком, но даже внешне похожие автомобили были чуть ли не с самого начала изменены, чем дальше, тем менее похожими на оригинал. Только так нарабатывается конструкторская школа.
      1. -1
        4 февраля 2025 17:34
        Цитата: Demon_is_ada
        Насколько мне известно, ЗИЛ это Форд, а итальянцы это АвтоВАЗ.

        Нет. Форд это НАЗ ставший после переименования города ГАЗ. А ЗИЛ это бывший АМО, изначально построенный под сборку грузовика ФИАТ-15
        1. +1
          5 февраля 2025 10:46
          Цитата: Старший матрос
          А ЗИЛ это бывший АМО, изначально построенный под сборку грузовика ФИАТ-15

          Изначально завод братьев Рябушинских строили не под сборку, а под производство отечественной версии "Фиата". Но так как начали строительство только в 1916 году, то смогли довести только до отвёрточного производства, сиречь сборки.
          Проблемы с собственным производством а/м в Империи начинались уже на стадии собственной стали.
          Очевидное затруднение заключалось в том, что для этого производства потребуются «высокие сорта стали, отливок и поковок», подшипники и резиновые шины с ободами. Между тем «высшие специальные сорта стали» «пока в России не выделываются», лишь в будущем «имеется в виду... поднять вопрос о расширении, с правительственной поддержкой, Невского судостроительного и механического завода» специально для выпуска подходящей стали, поковок, отливок, подшипников.
          © Поликарпов В. В. Русская военно-промышленная политика, 1914-1917: государственные задачи и частные интересы.
  25. BAI
    +2
    4 февраля 2025 11:09
    Автор забыл еще одну область применения правительственных лимузинов.
    Зилы - светло-серые кабриолеты (на которых парады принимались) на заводе, после удаления задней спинки и крышки багажника, использовались как пикапы для перевозки мелких грузов по территории завода
    1. +2
      4 февраля 2025 14:57
      Зилы - светло-серые кабриолеты (на которых парады принимались) на заводе, после удаления задней спинки и крышки багажника, использовались как пикапы для перевозки мелких грузов по территории завода

      я видел внутрихозяйственные машины на шасси этих правительственных... но с кабинами или от 130 или от 131 - ЗиЛа
      1. 0
        4 февраля 2025 20:51
        Цитата: Дедок
        я видел внутрихозяйственные машины на шасси этих правительственных

        Когда? drinks
        1. +1
          5 февраля 2025 07:22
          Когда?

          1982, 1983, 1984 гг.
          1. 0
            5 февраля 2025 09:10
            Я в 79-80 тоже эту машинку видел, по территории каталась.
  26. +2
    4 февраля 2025 12:03
    На легковые автомобили зил всегда смотрел как на самолёты Мясищева. Другой внешний вид, особенности конструкции, свои технологии, свой путь.
  27. 0
    4 февраля 2025 16:18
    Был в цеху где диски изготавливали.
  28. +2
    4 февраля 2025 19:53
    На редкость замечательная статья ! Автору спасибо ! Хочу добавить что в дореволюционной царской России было тоже самое... Вспомним на каких авто раскатывали богачи ! "Форд", "Мерседес-Бенц", "Фиат", "Рено", "Пежо".
    А где русские фирмы, производящие автомобили полностью (от сырья до готового изделия) - их нет.
    В 1908 году, в Риге создан автомобильный отдел. Директор — Иван Александрович Фрязиновский.
    На должность главного конструктора ( ибо своих в царской империи не было ) был приглашен 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал на бельгийской фирме Fondu Жюльен Поттера (1882—1965) — швейцарский конструктор, экспериментатор в области автомобилестроения, работавший в России. Жюльен Поттера, работавший на бельгийском автомобильном концерне и успевший зарекомендовать себя как инженер с прогрессивным научно-техническим мировоззрением, был приглашен в Ригу представителями завода «Руссо-Балт» в начале XX века. Молодой специалист был привлечен к конструированию первого сборного российского автомобиля.
    Автомобили Фондю стали прототипом первых Руссо-Балт.
    Собственно с самого начала автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский».
    Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик).
    В конце 1910 года акционерное общество РБВЗ приобрело «Экипажную фабрику Фрезе и К» — российского автопроизводителя-первопроходца.
    Мастерские предприятия находились в Петербурге на Эртелевом переулке, 10 (ныне улица Чехова). Затем они были преобразованы в станцию техобслуживания автомобилей РБВЗ.
    Для производства так называемого ,,истинно русского,, автомобиля «Руссо-Балт» из-за рубежа привозили хренову тучу комплектующих.
    То есть специальную сталь, шарикоподшипники, свечи, насосы, покрышки и камеры, карбюраторы, магнето, колеса, масленки, приборы, валы, шурупы, винты, болты, тросы.
    Лишь с конца 1914 года завод овладел искусством изготовления радиаторов, а затем и конических шестерен.
    А какие моторы делала царская Россия?
    До 1914 года их вообще в стране не выпускали, и только перед самой войной царизм купил у Франции лицензии на производство маломощных ротативных двигателей «Гном» в 50 и 80 «лошадей».
    Причем выпуск моторов вели на московском заводе французской компании «Гном и Рон» из деталей, что шли из Франции.
    Да еще и с инженерным составом, целиком состоящим из французов. По сути, то было чисто колониально-отверточное производство. Только с начала 1916-го стали делать еще и движки «Гном-Моносупап» и «Рон» мощностью в 100–110 лошадиных сил (40 моторов в месяц) – в то время как на Западе тысячами гнали моторы по 200–360 л.с.!
    То есть полная отсталость и полная технологическая зависимость царской России от Запада налицо. Первый собственно русский мотор (166-сильный РБЗ-6, скопированный с немецкого «Аргуса») стали делать на Русско-Балтийском вагонном заводе только в конце 1916 года, но так и не добились объемов выпуска более десяти штук в месяц.
    И при этом значительную часть комплектующих приходилось везти из-за границы: у себя их не было.
    Например, не делала Россия шарикоподшипников: эту проблему решит лишь Сталин.
    1. 0
      20 февраля 2025 14:45
      До 1914 года их вообще в стране не выпускали, и только перед самой войной царизм купил у Франции лицензии на производство маломощных ротативных двигателей «Гном» в 50 и 80 «лошадей».
      Зато в РИ делали самые передовые в мире судовые дизели
      Например, не делала Россия шарикоподшипников: эту проблему решит лишь Сталин.
      Первый шарикоподшипниковый з-д в РИ начал работать в 1916 г.
      После октябрьского переворота з-д был национализирован, а производство остановлено.
      1. 0
        25 февраля 2025 18:47
        Цитата: Lewww
        Первый шарикоподшипниковый з-д в РИ начал работать в 1916 г.

        1. А номер или название завода можно ?
        2. "Делать" или "собирать" ? Разница кардинальная.
        1. 0
          26 февраля 2025 00:08
          Производство было создано как шведская подшипниковая компания «Шарикоподшипник СКФ», здания которой были построены в Москве в 1916 году, а учредителями были Э. Л. Нобель и А. Ф. Черберг. После революции предприятие было национализировано и переименовано во «Второй государственный подшипниковый завод».
          Был ли полный производственный цикл не знаю - не исследовал этот вопрос.
          Полагаю что после Октябрьского переворота производство прекратилось, ибо первые годы советской власти подшипники для автомобилей приобретались за границей пока ГПЗ-1 не заработал
          1. 0
            26 февраля 2025 20:12
            Цитата: Lewww
            Был ли полный производственный цикл не знаю - не исследовал этот вопрос.

            А вот это самый главный момент. Мне тут один чел впаривал в свое время, что в РИ были заводы по производству станков. Я очень долго копал тему, но все-таки выяснил, что нина одном так называемом "станкостроительном" заводе в Российской Империи полного производства не было, только сборка из комплектов.
            Цитата: Lewww
            Полагаю что после Октябрьского переворота производство прекратилось,

            Разумеется, ибо привозить перестали.
            1. 0
              26 февраля 2025 20:32
              Вы какой именно вопрос ставите: был ли в РИ завод который выпускал что-то?, или был ли в РИ завод который выпускал что-то имея полный производственный цикл?

              Каков вопрос таков и ответ.
              Не знаю, был ли в РИ завод, выпускавший подшипники по полному пр-му циклу.
              Но то, что з-д, выпускавший подшипники был - несомненный факт.
              И то, что он после переворота загнулся, еще не свидетельствует что он не работал по полному производственному циклу, а являлся сборочным предприятием.

              После переворота много предприятий загнулось причем с помощью неквалифицированных рабочих кот. ломали уникальное оборудование без возможности его восстановления
              1. 0
                26 февраля 2025 20:36
                Цитата: Lewww
                Вы какой именно вопрос ставите:

                Такой, что в РИ шарикоподшипников не выпускалось вовсе, только сборка.
                Цитата: Lewww
                После переворота много предприятий загнулось причем с помощью неквалифицированных рабочих кот. ломали уникальное оборудование без возможности его восстановления

                Согласен. Но гораздо больше было моментов, когда завод останавливался именно из-за того, что нечего было собирать.
                1. 0
                  26 февраля 2025 20:44
                  Такой, что в РИ шарикоподшипников не выпускалось вовсе, только сборка.
                  ну тогда по вашей логике сейчас на заводе Москвич автомобили не выпускаются laughing
                  Хотя правительство РФ заявляет обратное


                  А с тем, был ли в РИ полный цикл производства подшипников, разбираться надо, а не заявлять огульно что не было
                  1. 0
                    26 февраля 2025 20:49
                    Цитата: Lewww
                    ну тогда по вашей логике сейчас на заводе Москвич автомобили не выпускаются

                    А по Вашей логике прикручивание колес к автомобилю, присланному из-за границы есть выпуск автомобиля ? Тогда встречный вопрос-а где автомобили Рено-Логан, бывшие очень популярными три года назад ? Они же тоже выпускались на ВАЗе ?
                    Цитата: Lewww
                    Хотя правительство РФ заявляет обратное

                    Вы еще верите нашему правительству ?
                    Цитата: Lewww
                    А с тем, был ли в РИ полный цикл производства подшипников, разбираться надо, а не заявлять огульно что не было

                    Сделайте это. Если Вы с фактами и цифрами докажете, что в РИ был полный цикл выпуска подшипников, я здесь публично перед Вами извинюсь.
                    1. 0
                      26 февраля 2025 21:10
                      А по Вашей логике прикручивание колес к автомобилю, присланному из-за границы есть выпуск автомобиля ?
                      Это не по моей логике, а по общепринятой.
                      Если з-д выпускает продукцию, то она в показателях з-да идет как продукция, выпущенная з-дом.
                      Например в годы войны ЗИС и УльЗИС выпускали иностранный ав-ли и они шли как выпущенные этими заводами.
                      Сделайте это. Если Вы с фактами и цифрами докажете, что в РИ был полный цикл выпуска подшипников,
                      Коллега, почетное бремя доказывания возлагается на того, что что-то утверждает, а не на того, кто в этом что-то сомневается.
                      1. 0
                        26 февраля 2025 21:18
                        Цитата: Lewww
                        Это не по моей логике, а по общепринятой.

                        Ну да, ну да...Именно так и рассуждали пяток лет назад наши чинуши, когда вступил в силу запрет на использование в госорганах иностранных авто. "Мерседес и БМВ собираются в России ? Собираются. Значит, эти авто не иностранные, а российские"...
                        Цитата: Lewww
                        Например в годы войны ЗИС и УльЗИС выпускали иностранный ав-ли и они шли как выпущенные этими заводами.

                        Верно. Но так же верно и то, что и ЗиС и УльЗиС выпускали и полностью отечественные авто, а в РИ подобного не было. Или сборка или покупка.
                      2. 0
                        26 февраля 2025 22:11
                        а в РИ подобного не было. Или сборка или покупка.
                        Ну не совсем так, многие комплектующие были российские, например кузова.
                        Но сути не меняет: все, что сделано на з-де есть продукция этого з-да.
                        На ГАЗ-е кстати тоже не все детали выпускались, были десятки поставщиков. Например моторы шли с ЗМЗ.
                        Но соответственно все поставщики были отечественные - в СССР старались освободиться от иностранной зависимости.
                      3. 0
                        27 февраля 2025 19:10
                        Цитата: Lewww
                        Ну не совсем так, многие комплектующие были российские, например кузова.

                        Но не самые главные части в автомобиле-двигатели и коробки.
                        Цитата: Lewww
                        в СССР старались освободиться от иностранной зависимости.

                        В РИ это делать даже не пытались.
                        Цитата: Lewww
                        На ГАЗ-е кстати тоже не все детали выпускались, были десятки поставщиков. Например моторы шли с ЗМЗ.

                        Но страна-то была одна.
  29. 0
    4 февраля 2025 23:20
    "Рая" и "Миша"... Прикольно.
    А сейчас есть китайский электровэн бизнес-класса VOYAH.
    Угадайте, как зовут его наши водители, люди также с чувством юмора.
    Правильно, "Вован".
  30. +2
    5 февраля 2025 19:05
    " седанов 4102 «Рая» и «Миша»"
    только не миша и рая, а мишка и райка. так их называли тогда
  31. +1
    6 февраля 2025 10:39
    ЗИЛ прекратил выпуск а/м в 2016 году. К 2021 году завод полностью ликвидирован, территория застроена жилыми домами и торговыми центрами. Заметьте сделано это не в пресловутые девяностые, а при Путине. Можете и по многим другим заводам посмотреть информацию. Деиндустриализацию страны провел именно Путин
    1. 0
      9 февраля 2025 22:32
      . Деиндустриализацию страны провел именно Путин

      Да, зачистку уже проводили в недалёком прошлом.
  32. 0
    9 февраля 2025 22:31
    Надо к Мишке на могилку сходить, 30 серебрянников ему кинуть.
  33. 0
    20 февраля 2025 14:38
    В 80-е годы правительственные ЗиЛы
    Автор, вы либо пишите как правильно - ЗИЛ, либо как неправильно - ЗиЛ.
    А у вас в статье написание индексов моделей то правильное, то неправильное - чехарда какая-то
  34. 0
    25 февраля 2025 21:49
    Цитата: Igor Кныш
    Для тех кто на бронепоезде - двигатель, АКПП, кузов, броневая капсула. Гугл в помощь ои дурных вопросов.

    Ага,сейчас все в Гугле делается-блажен кто верует...кто там двигатель то делать будет или КПП:)