Новые «Звёздные войны»

9 264 27
Новые «Звёздные войны»
Художественная концепция гибридного лазерного оружия наземно-космического базирования, октябрь 1984 года


«Железный купол»


Речь идет о системе, которая должна позволить США «обнаруживать и отражать» удары при помощи «баллистических, гиперзвуковых и крылатых ракет, а также других современных воздушных средств нападения». Новая ПРО должна защитить всю территорию Штатов от всевозможных ракетных угроз со стороны «равных» и «почти равных» по потенциалу оппонентов (то есть России и Китая), а также «противников-изгоев» (вероятно, подразумеваются Северная Корея, Иран и т. д.).



Название новой системы («Железный купол»), очевидно, взяли от известного тактического израильского комплекса ПРО, который с относительной степенью надежности защищает страну от вражеских снарядов и ракет.

Министерство обороны США обратилось к военно-промышленному комплексу с призывом до конца месяца прислать предложения по реализации указа президента Дональда Трампа о создании ПРО нового поколения. Американские военные концерны должны определить, что можно сделать до конца 2026, 2028 и 2030 годов и далее.

Список технологий, которые интересуют Пентагон, полностью повторяет пункты, обозначенные в указе Трампа: «ускорение создания группировки космических датчиков слежения за гиперзвуковыми и баллистическими ракетами», «разработка и развертывание многочисленных перехватчиков космического базирования, способных осуществлять перехват ракет на этапе разгона», «развертывание системы для перехвата ракет на конечном участке для препятствования противоценностным ударам» и «разработка и развертывание некинетических возможностей для усиления кинетического поражения баллистических, гиперзвуковых, крылатых ракет и других средств воздушного нападения нового поколения».


Обложка журнала TIME, 4 апреля 1983 года

«Звёздные войны»


Многие эксперты отмечают, что схожую политику в 1980-е годы проводил президент США Рональд Рейган. Тогда Америка также была на грани серьёзного кризиса, поэтому США активизировали «холодную войну» против СССР. В частности, с помощью Саудовской Аравии начали нефтяную войну (Нефтяная война).

8 марта 1983 года Рейган открыто назвал СССР «империей зла», пробуждая в умах образ зловещей империи из фантастики Д. Лукаса. 23 марта в телевизионном обращении к нации анонсировал проект по созданию стратегической системы противоракетной обороны (СОИ, SDI — Strategic Defense Initiative, также известная как «Звёздные войны»).

Президент уверял, что она будет способна защитить США от ядерного удара со стороны русских:

«Я отдаю распоряжение о комплексных и интенсивных действиях по формулированию долгосрочной программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, чтобы начать двигаться к достижению нашей конечной цели устранения угрозы, представляемой стратегическими ядерными ракетами. Это может проложить путь к тому, чтобы мерами по контролю над вооружениями было уничтожено само это оружие».

Идея, высказанная отцом водородной бомбы Эдвардом Теллером, заключалась в том, что безопасность Америки должна быть основана не на возможности нанести ответный удар, а на способности перехватить и уничтожить советские баллистические ракеты раньше, чем они достигнут своих целей.

Официально разработка СОИ стартовала в январе 1984 года. Рейган призвал ученых сделать территорию США неуязвимой для любого нападения противника, создать щит — трехъярусную систему обороны, чтобы поражать ракеты и в тот момент, когда они взлетают, и во время полета, и когда они устремляются к цели.

Среди инициатив фигурировало размещение на околоземной орбите различных видов вооружений, основанных на новых физических принципах. В частности, лазеры с ядерной накачкой (программа «Экскалибур»), химические лазеры, орбитальные зеркала, которые перенаправляли бы на ракеты противника лазерные лучи, посылаемые с Земли. Имелись и другие проекты: «пучковое оружие», которое поражало бы ракеты противника потоком нейтральных частиц, летящих почти со скоростью света; использование энергии ядерного взрыва для разгона снарядов (программа «Прометей»); размещение в космосе боевых ракетных станций и рельсотронов; миниатюрных спутников, которые поражали бы ракеты при столкновении (проект «Блестящая галька»).


Карикатура «Радость миру» с изображением Рональда Рейгана, опубликованная в Washington Post 17 декабря 1985 года

Фантастика и освоение средств


Идеи, которые граничили с фантастикой, привлекли к СОИ большое внимание общественности, а также вызвали серьёзную критику со стороны противников администрации Рейгана внутри США.

Так, сенатор Беннетт Джонстон охарактеризовал программу СОИ как «полнейшую глупость». Сенатор Тед Кеннеди назвал ее «безумными схемами из «Звездных войн», после чего это название прочно закрепилось за СОИ в СМИ.

Стоит отметить, что незадолго до объявления программы в прокат вышла третья часть космической саги Д. Лукаса «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая». Поэтому информационное воздействие на мировое сообщество, подготовленное Голливудом, было большим.

В 1987 году Американское физическое общество опубликовало доклад, в котором оценило перспективы программы. Американские ученые пришли к выводу, что ни одна из предложенных систем, находившихся в стадии изучения или разработки, даже отдаленно не была близка к практическому применению.

Фактически вся программа — это блеф, красивые картинки. Цельной программы не было, только отдельные образы, бьющие по воображению. Вроде боевых лазеров, которые уничтожают советские ракеты. Боевых орбитальных станций и пр.

Американские военные и военные корпорации весьма обогатились на этой программе. Они сознательно преувеличивали «русскую угрозу, чтобы проводить через Конгресс новые средства на «оборону».

В 1993 году газета The New York Times выпустила расследование под названием «Мистификация со «Звездными войнами». Издание отмечало, что Пентагон подтасовал результаты тестов и сфальсифицировал другие данные, чтобы Конгресс одобрил финансирование СОИ, на которую за десять лет ее существования потратили 30 млрд. долларов.

Программа СОИ была свернута президентом США Биллом Клинтоном в 1993 году. Но на её основе создали Агентство по противоракетной обороне США.

Информационное воздействие


Очевидно, что это блеф, направленный на запугивание Москвы, дальнейшую гонку вооружений, которая подрывала народное хозяйство СССР. Однако агрессивная рекламная кампания «Звёздных войн» сработала.

Тогдашний руководитель СССР Юрий Андропов был уверен, что программа «Звёздных войн» — не блеф, это реальность.

Кремль требовал от военных и ученых начать готовить «асимметричный ответ». Военные планировали нарастить количество ракет и боеголовок, чтобы американцы не могли их перехватить, а также хотели установить дополнительные ракеты вблизи границ западных держав.

Михаил Горбачёв уже капитулировал. В 1986 году он провозгласил программу поэтапной ликвидации ядерного оружия во всем мире и пошел на ряд серьезных уступок. В 1987 году генсек подписал Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Через четыре года Горбачёвым был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Глобальный блеф


Таким образом, СОИ была блефом от начала до конца. Даже сегодня военные технологии не позволяют создать подобное оружие и полностью защитить территорию США от массированных ударов МБР. Советские ракеты прошибали всю ПРО США гарантированно. В частности, тяжелые МБР типа «Сатана» с 10 боеголовками и кучей ложных целей пробивали всю оборону Штатов.

С другой стороны, развёртывание основ СОИ требовало кучу времени и денег, качественного развития технологий. С финансовой точки зрения США, которые шли к новой Великой депрессии, не вытягивали программу «Звёздных войн».

Москве было крайне выгодно, чтобы Вашингтон пошёл по пути СОИ, сам топя себя. Однако наши враги рассчитали всё верно. Просчитали психологию советских верхов. Глупость тогдашнего Кремля, его страх. В Москве даже мысли не было, что враг блефует.

А ведь ещё за 10 лет до СОИ академик Анатолий Савин, один из «птенцов гнезда Берии и Сталина», создатель советских космических систем разведки и раннего обнаружения, спутников-убийц вражеских орбитальных аппаратов, по заказу Кремля провел тщательное исследование на тему возможности создания национальной ПРО. Вывод был чётким: от массированного удара МБР защититься невозможно. Национальная ПРО – утопия.

Однако советская верхушка, пораженная разложением, предпочла поверить американцам. Слушать Савина не стали. Кремль сначала стал тратить народные средства на дальнейшую гонку вооружений, а затем просто капитулировал.


Президенты США и СССР Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписывают Договор о РСМД в восточной комнате Белого дома.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 февраля 2025 04:38
    Таким образом, СОИ была блефом от начала до конца.
    Любимый прием игроков в покер bully
    1. +5
      10 февраля 2025 04:53
      Цитата: Uncle Lee
      Любимый прием игроков в покер

      Да, вся игра построена на этом. Но иногда и в реальной жизни приходится блефовать чтобы добиться своих целей wink Задача не в том чтобы исключить блеф, задача в том, чтобы не попадаться на удочку. Такова жизнь drinks
  2. +8
    10 февраля 2025 04:41
    Да, деньги были вброшены большие. Но нельзя сказать, что они выброшены бесполезно. В результате появились много технологий, которыми мы сегодня пользуемся. GPS, сотовая связь, оптоволоконные линии связи, рассредоточенные сетевые системы, Internet, полупроводниковые лазеры, CD и DVD, развивались компьютерные системы, криптография, защищенные каналы связи и многое другое. Вкладывать деньги в технологии выгодно, даже если конечная цель недостижима. По мере решения технических задач раскрываются новые горизонты и что там окажется неизвестно, пока не попробуешь.
  3. +3
    10 февраля 2025 07:12
    Новые «Звёздные войны»

    На этот раз все может обернуться по иному. Задача упростилась в разы, количество МБР сократилось с более 2000 ракет до 500. США получили глобальную спутниковую систему связи способную стать основой для управления всеми развед спутниками и средствами поражения МБР. Им остается разработать средства уничтожения МБР на старте, до разделения ГЧ и ББ после разделения. И все.
  4. 0
    10 февраля 2025 08:31
    Глупость тогдашнего Кремля, его страх. В Москве даже мысли не было, что враг блефует.
    А если это был осознанный шаг?Деньги на ветер,а не на дальнейшее улучшение жизни советского народа,таким образом в народе возникает недовольство,а что бы выпустить пар сообщается,надо с США,замиряться,перестройку делать,а то уже столько танков понавыпускали,что никто не берет и т.д. и тихо и спокойно,почти,рушится страна, возвращение в капитализм..Страна,Россия.становится сырьевым придатком Запада,теперь вектор поменяли КНР и Индии..
    1. +1
      10 февраля 2025 08:41
      Цитата: kor1vet1974
      А если это был осознанный шаг?

      Возможный вариант. Но верится в него с трудом. Дело в том, что деньги начали вкладывать задолго до Горбачева. А когда он пришел - он начал бездумно закрывать ключевые направления. Причем, по указке и выбору из Вашингтона. Населению об этом не сообщалось, поэтому и вызвать недовольство не могло. Я больше поверю что большую роль сыграл Чернобыль.
      1. -2
        10 февраля 2025 09:04
        Возможный вариант. Но верится в него с трудом.
        Не верьте.Но с 1975 г Л.И.Брежнев,"царствовал",но "не правил",свое окружение называл "мои социал-демократы",большая группа,советских экономистов,была направлена на обучение в США,среди них "отцы экономических реформ" в 90-е,идеолог перестройки Яковлев ,отправлен в Канаду,послом,возвращен Горбачевым.
        1. +1
          10 февраля 2025 10:20
          большая группа,советских экономистов,была направлена на обучение в США,среди них "отцы экономических реформ" в 90-е,идеолог перестройки Яковлев ,отправлен в Канаду,послом,возвращен Горбачевым.

          Это сделал Андропов
          1. 0
            10 февраля 2025 10:26
            Это сделал Андропов
            М.Тэтчер,убивалась на похоронах:на кого ты нас покинул...родимый..на Черненко Константина Устиновича? Но потом к власти пришел человек,с которым она уже беседовала,при жизни Андропова и тут такое началось..на радость всем буржуям..и перестройка и перестрелки.. yes
    2. 0
      10 февраля 2025 08:45
      Насчет количества танков вы сильно не правы! С волками жить по волчьи выть! А сейчас эти запасы очень не плохо помогают!
      1. -2
        10 февраля 2025 09:07
        Вы внимательно,перечитайте комментарий..Вдумчиво..
  5. 0
    10 февраля 2025 08:44
    Трампу заслуги Рейгна покоя не дают!
  6. +3
    10 февраля 2025 08:46
    Михаил Горбачёв уже капитулировал. В 1986 году он провозгласил программу поэтапной ликвидации ядерного оружия во всем мире и пошел на ряд серьезных уступок. В 1987 году генсек подписал Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Через четыре года Горбачёвым был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

    горбачев реставрировал капитализм, программа звездных войн не имеет к этому отношения. США в то время не смогли бы победить СССР в космосе как минимум по следующей причине. Вот здесь приведена статистика запусков ракет в космос в 1980-е годы [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2]. Число запуска ракет в СССР порядка 100, число запуска в США порядка 10. Сложно победить в звездных войнах при такой разнице в количестве запусков.

    Сейчас положение по числу запусков обратное.
    1. +2
      10 февраля 2025 09:06
      Цитата: october
      Число запуска ракет в СССР порядка 100, число запуска в США порядка 10. Сложно победить в звездных войнах при такой разнице в количестве запусков.

      Но было это связано с тем, что спутники ДЗЗ США перешли на цифру, а наши были на плёнке вплоть до 21 века. А нарастить число ракет и запусков, было не хитрое дело
      1. +2
        10 февраля 2025 09:37
        Но было это связано с тем, что спутники ДЗЗ США перешли на цифру, а наши были на плёнке вплоть до 21 века. А нарастить число ракет и запусков, было не хитрое дело

        С чего вы взяли? Запускали сколько могли. Да, нехитрое.... через 40 лет лостигли 100 запусков
        1. +1
          10 февраля 2025 10:26
          Именно из за кардинально улучшения в микроэлетроннике и срока жизни спутников, программ Спайс-Шатл не вышла на окупаемость, когда они заказывали программу было одно видение рынка и из этого предпологаемое число запусков в год.
          1. +2
            10 февраля 2025 11:09
            Именно из за кардинально улучшения в микроэлетроннике и срока жизни спутников, программ Спайс-Шатл не вышла на окупаемость

            Замечательно. Не вижу как это объясняет разницу
            Число запуска ракет в СССР порядка 100, число запуска в США порядка 10.
            1. 0
              10 февраля 2025 11:35
              США просто не нуждались в 100 запусков, их экономика позволяла хоть 200 запусков в год делать.
              1. +4
                10 февраля 2025 12:31
                Конечно, не нуждались. И в космической станции не нуждались. И в технологиях развиваемых на ней не нуждались. И к промышленному освоению космоса они не готовились. И атомных реакторов они в космос не запускали. И т.д...
                1. +2
                  10 февраля 2025 14:54
                  К чему столь эмоций, ну посмотрите что они вывели в космос в то время ,какие провели миссии, сколько у них работали спутники и сколько у СССР.
                  1. +1
                    10 февраля 2025 15:19
                    К чему столь эмоций

                    Где вы видите эмоции? Это только факты, пока без ссылок. И у них этого не было.
                    Да, по поводу их замечательной электроники, однако наш Буран летал в автомате, а их Шаттл нет.
                    Собственно, мы давно вышли за рамки первоначального утверждения, которое заключалось в том, что не им в то время кричать про звездные войны, в которых они разгромят СССР.
                    1. +1
                      10 февраля 2025 20:50
                      Да, по поводу их замечательной электроники, однако наш Буран летал в автомате, а их Шаттл нет.


                      Извините когда приводят именно такой аргумент, это говорит о том что либо собеседник передёргивает и манипулирует либо он просто не знаком с матчастью, ни в том ни в другом случае я не вижу смысла продолжать дискуссию, всего вам хорошего.
                      1. +1
                        11 февраля 2025 07:44
                        Извините когда приводят именно такой аргумент, это говорит о том что либо собеседник передёргивает и манипулирует либо он просто не знаком с матчастью, ни в том ни в другом случае я не вижу смысла продолжать дискуссию, всего вам хорошего.

                        1) До этого я привел 4 других аргумента
                        И в космической станции не нуждались. И в технологиях развиваемых на ней не нуждались. И к промышленному освоению космоса они не готовились. И атомных реакторов они в космос не запускали.

                        2) Вы хотите сказать, что Буран летал не в автоматическом режиме? Или что Шаттлы летали в автоматическом режиме? Или что вопрос автоматического полета не относится к электронике?

                        Полагаю, вы сбежали из заведомо проигрышной позиции. Непонятно, почему вы вообще взялись за спор в такой позиции. Совсем не отрицаю достижения американцев, но космос был за СССР, несмотря на их полеты на Луну.

                        Всего хорошего
    2. +4
      10 февраля 2025 13:55
      Цитата: october
      Число запуска ракет в СССР порядка 100, число запуска в США порядка 10.

      И не только 100 запусков , но и до 117 посадок КА в год ... только через нашу зону ответственности . У нас обеспечение посадки \\ РЛ проводка спускаемого аппарата называлась "работа по Колышку" ("Колышек" по шифру - спутник). В основном это были посадочные капсулы с отснятой и уже проявленной фотоплёнкой со спутников разведки .
      И "Энергия-Буран" у нас тогда появились , посадку "Бурана" тоже обеспечивали и на старте страховали ... Радости было ... Кто бы знал тогда что это первый и последний раз . Всё сдал паршивец . А ведь модификация РН "Энергия" для полёта на Марс поднимала (бы) 200 т. полезной нагрузки . Казалось вот-вот и начнутся межпланетные пилотируемые полёты , будут созданы постоянно действующие базы на Луне ... сколько талантливого народа , талантливой молодёжи было тогда в отрасли ... А этот прыщ программу после единственного полёта закрыл . Да и на этот полёт его едва уговорили . Все программы резал , особенно военные и самые передовые ... тот же гиперзвук (программа "Холод") и многое ... Просто "птенцы гнезда Хрущёва" дождались своего "звёздного часа" и убили Страну .
      У США для их аферы не было практически ничего . Особенно мощных лазеров . Им тогда удавалось создать опытные лазеры в единицы киловатта . "Спейс-Шаттл" оказался слишком дорогой затеей , РН для космических пусков были слишком дороги ... и в целом они были близки к очередному финансово-экономическому кризису на уровне Великой Депрессии . С обвалом экономик западных стран на 25%+ , с резким обнищанием населения (у их населения уже как правило не было накоплений , но были долги перед банками) , с возможностью социальных взрывов ... А СССР хоть и не блистал тогда талантами в руководстве , но плановая экономика помогала избегать кризисных явлений такой глубины и степени . Скорей всего на фоне кризиса в кап.странах СССР получил бы шанс вырваться вперёд и в плане экономического развития . Тем более что с начала\середины 90-х годов в СССР поджен был пойти поток платежей по кредитам прежде выданным развивающимся странам после освобождения от колониальной зависимости . Это были сотни миллиардов переводных рублей (в то время курс был 2 руб. = 3 дол. США) которые в виде товаров или валютных послуплений должны были вернуться в СССР с процентами в течение примерно 10 лет . Очень хорошее подспорье на сложные времена . Да и не были бы они для нас сложными , наоборот - СССР в тот период смог бы захватить многие новые рынки , расширить международную торговлю , да и часть санкций на торговлю с нами США скорей всего бы сняли ради возможности торговать с нами ... как в 30-е годы обоюдной Индустриализации ... Когда США за счёт этого выбирались из Великой Депрессии , а СССР совершал свой индустриальный рывок . Никаких предпосылок экономических или социальных в СССР для капитуляции Горбачёва не было - СССР был на пике своей военной силы и индустриальной мощи . Просто была измена в верхах , вызревшая после хрущёвского переворота и зачистки сталинских кадров .
  7. 0
    10 февраля 2025 22:29
    Обманув советскую верхушку...

    Спасибо за публикацию!
    Вы считаете, что странами с крупной, малозависимой от других стран, экономикой, руководят люди, которые сильно отличаются в информированности, амбициозности и желании стать первыми среди равных?
    Вот за последующий текст многие мне наверное в морду врежут...
    Гитлер войну начал не что бы стать известным, а что бы отомстить французам и что бы у немцев стало на сколько то граммов больше сливочного масла на хлебе. И немцы за масло на хлебе пошли воевать.
    Извините немцы, если таковые есть тут, но вы дураки! За масло нужно не просто работать или воевать. Нужно всё переиначивать. Немцы громили еврейские магазины. А нужно было громить все магазины. Но ничего не брать.
  8. 0
    28 февраля 2025 04:30
    Ещё тогда было ясно, что рентгеновские лазеры с ядерной накачкой - просто шарлатантство. Но химические HF-лазеры вполне себе работали что у них, что у нас. В ГИПХе, прямо у Биржевого моста. Плавили вольфрамовые мишени, завывая, как грешная душа в аду. Единственное что - невозможно было их навести на цель и удержать на ней. Как сказал мне один из работавших с ними:
    Представь, это - просто ракетный двигатель. Он трясётся со страшной силой.
  9. 0
    9 марта 2025 22:15
    Еще несколько лет назад БПЛА никто всерьёз не принимал, а теперь Герани и иже с ними рулят на поле боя и в тылу. Планировать ПРО по нынешней ситуации можно только на год-два, что будет через три, можно только гадать.