Хайда и тлинкиты отправляются в море

5 414 75
Хайда и тлинкиты отправляются в море
Каноэ тлинкитов от студии «Человечек». Красиво смотрится, не так ли?


«Однажды Великий Плотник стал мастерить каноэ, чтобы пойти войной на Юго-Восточный Ветер. Он строил его на обрыве около поселка Ска-и. Закончив мастерить первое каноэ, он швырнул его с обрыва в воду. Оно раскололось…Тут к нему подошел Великий Глупец и научил его, как пользоваться клиньями: он велел ему взять гнутые клинья, и бревно раскололось так, как он хотел. Так он сделал сразу два каноэ.



Так вот, когда все его каноэ раскололись одно за другим, он придумал оставить на следующем каноэ ветви. Он бросил его с обрыва, и каноэ благополучно упало в воду. Решив, что каноэ получилось хорошее, он сел в него и отправился на поиски Юго-Восточного Ветра.»

Мифы, сказки и легенды индейцев. Северо-западное побережье Северной Америки, 1997. (Пер. Н. Б. Вахтина).


История и культура. Здесь на нашем сайте уже выходили статьи, в которых рассказывалось о культуре индейского народа хайда и тлинкитов. Причём самоназвание и тех и других переводится как «люди», однако друг от друга они себя отличают. Мол, «люди не вы», а «люди мы». Раньше это приводило к войнам, но сегодня всё по-иному, хотя традиционная культура этих береговых индейцев во многом сохраняется и даже процветает благодаря активному туризму. А ещё и у тех, и у других очень красивые дома, украшенные резьбой по дереву и прихотливой росписью, и не менее красивые пироги, причём не похожие на пироги других индейцев Северной Америки, и одежда, украшенная причудливыми узорами.


А вот оно же, но уже «посуху»!

Узоры тех же хайда – это своего рода «история в картинках». То есть каждая деталь рисунка или фигурка на нём что-нибудь да значат. Тут и головы птиц-покровителей, и медвежьи лапы с когтями, и рыбы, извивающиеся в воде – словом, вся окружающая их природа. Написал я обо всём этом, рассказал, как изготовить макет жилища индейцев хайда и… сам заинтересовался их культурой и в первую очередь их необычными каноэ. Подумалось, что неплохо бы сделать его модель и пустить в плавание по «бурному морю». И сделать его представлялось не слишком-то уж и трудной задачей, вот только где взять фигурки этих самых хайда, было непонятно.


Фигурки «Человечка» очень качественно сделаны и очень живописны даже без раскраски…


Они же в раскраске!

Но тут мне на помощь пришёл в Интернет и премного удивил предоставленной мне информацией. Оказывается, у нас в России существует компания-производитель фигурок солдатиков из мягкой пластмассы (для игры детям!), которая называется «Студия «Человечек». И вот она-то, как оказалось, делает фигурки индейцев тлинкитов, как занятых вполне мирными делами, так и облачённых в пышные боевые доспехи и с оружием в руках. Её руководитель Иван Костенко сам же их и ваяет, сам и штампует, а продаются его фигурки во многих «магазинах солдатиков» в РФ. Причём самое интересное, что к одному из наборов фигурок он сделал ещё и ладью, да ещё и покрыл её борта прихотливыми узорами. Ну так и это ещё не всё, как оказалось!


Теоретический чертёж пироги хайда

Банки для гребущих вёслами тлинкитов оказались с секретом – в них были вделаны маленькие магниты, и такие магниты находились в седалищах гребцов! То есть банки вставляются в гнёзда внутри каноэ, а затем на них усаживаются гребцы, и при этом сидят себе и не падают.


Модель пироги хайда из Музея индейцев в Вашингтоне


Ещё одна модель из этого же музея

Набор мне очень понравился, но мне для диорамы пришлось его некоторым образом переделать. Прежде всего, оказалось, что покрасить каноэ так, как мне того хотелось, невозможно: узоры на его бортах никак не желали краситься. Даже при помощи самодельной миниатюрной накатки покрасить так, как того требовалось, у меня не получалось. Но… «если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Я решил сделать своё собственное каноэ и работать уже с ним. Технология была применена самая простая, о которой мы здесь уже рассказывали несколько раз.


Термонаклейка к деревянной модели лодки


Готовая модель каноэ хайда с нанесённым на борта рисунком из термонаклеек

По чертежу был изготовлен остов каноэ из плотной бумаги, после чего всё пространство между его шпангоутами было заполнено пластилином. Затем пластилин был покрыт тремя слоями газетной бумаги – традиционное папье-маше. Первый слой на воде, вторые два на клее ПВА. Затем на бумагу были наклеены кусочки палочек-мешалочек для кофе в два слоя, с промежуточным ошкуриванием. Готовый корпус был снят с пластилиновой «болванки», прошпаклёван и ошкурен изнутри и снаружи. Банки-сиденья для гребцов была вырезаны из палочек-лопаток для мороженого. Сам корпус изнутри и снаружи был покрашен акриловыми красками. Оставалось только нанести на него узоры, которые я тоже ну никак не мог нарисовать от руки…


Вёсла: слева вырезанные из рук гребцов из мягкой пластмассы, справа деревянные, с переведёнными на них рисунками из термонаклеек

Не мог, но… нашёл в Интернете опять же подходящие для моего каноэ и вместе с ними обратился в одну местную типографию, где их очень точно воспроизвели в виде… термонаклеек, которые переводятся, например, на ткань при помощи разогретого утюга.






Узоры на вёслах

Конечно, с переводом наклеек на криволинейную поверхность бортов каноэ пришлось повозиться, но это было всё-таки много легче, чем самому всё это рисовать! Ну а фигурки тлинкитов к этому времени я уже раскрасил. Более того, модельным ножом я вырезал у них из рук «мягкие вёсла», а вместо них вклеил точно такие же, но деревянные, на которые тоже перевёл соответствующие узоры.


Экипаж занял свои места!

В седалище каждому пришлось вставить кусочек проволоки и на эту «спицу» прикрепить гребцов на лавки намертво при помощи суперклея. И получилась очень забавная композиция: четверо гребцов гонят каноэ по волнам, позади них стоит вождь со своим веслом, тогда как одетый в медвежью шкуру шаман, стоя на носу, изображает медведя.

Я уже делал волны и море из самополимеризующейся глины. На этот раз было решено для имитации воды и волн использовать другой, совершенно бросовый, так сказать, материал, а именно – картон от упаковок из-под яиц. Превратить его в отличный материал для моделирования очень легко. Для этого картонную упаковку размачивают в тазу с водой, после чего материал, из которого она сделана, легко рвётся на самые маленькие кусочки. Их оставляют в воде на пару дней, после чего из них можно слепить и поверхность волнующегося моря с гребнями волн, и бугристую, кочковатую землю. При этом, если пропитать эту поверхность, пока она ещё мокрая, клеем ПВА, то высохнув, она приобретёт прямо-таки «бетонную прочность», которой для любой диорамы будет вполне достаточно. Причём в сухом виде эта масса и пилится хорошо, и режется, и склеивается, и окрашивается акриловыми красками.


Каноэ на воде!

Основание диорамы вырезается из листа пенопласта. Бортики – берёзовые линейки цифрами внутрь. Пенопласт вклеивается внутрь рамки с некоторым заглублением, после чего поверхность покрывается мокрым папье-маше, «волны» на котором формируются пальцами и скульптурными стеками. Под корпус лодки нужно не забыть сделать углубление, а всю поверхность «моря» покрыть клеем ПВА. После просушки поверхность моря окрашивается сине-зелёным акрилом, а гребешки волн – белым. При такой технологии «вода» получается матовой, но её можно сделать блестящей, покрыв её тонким слоем эпоксидной смолы.


А ещё диораму для фотографии можно сделать и так…

Всё так сделано и было. Но оставался ещё и фирменный корпус с выпуклым рисунком, что было делать с ним? Решил попробовать и наждачной бумагой сточил все выпуклости, вклеил намертво банки для гребцов, покрасил всё акрилом и… заказал в типографии термодекали с другим рисунком, после чего также утюгом перевёл их на корпус.


Носовая часть фирменной пироги от студии «Человечек». Очень красивые узоры, жалею, что не сумел их раскрасить, поэтому пришлось их сточить…


А это готовые термодекали из типографии…


И готовая модель! Рисунок получился немного грубоват, но если рассматривать эту самоделку в качестве игрушки или наглядного пособия для школы, то это как раз то, что в данном случае нужно!

Вообще-то, наверное, декорировать корпуса пирог хайда нужно обычными декалями, которые размачиваются в воде, потому что они лучше ложатся на криволинейные поверхности, но индивидуальный заказ такой декали на оба борта «штука» достаточно дорогая. Но, с другой стороны, чего не сделаешь ради своего любимого ребёнка, сына, дочери или внуков, которые благодаря этому смогут получить от вас совершенно оригинальную игрушку, которой больше ни у кого нет, не так ли? Наверняка кто-то из читателей тут сразу в пику автору вспомнит про гаджеты – и, да, они существуют и детям нравятся. Но есть и другие дети, как и другие родители, так что вот этот рассказ как раз для них!
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 февраля 2025 06:13
    Шикарно!!!Просто великолепно!!!Увлечённый человек!!!Дай вам Бог сил и здоровья.
    1. +3
      15 февраля 2025 07:21
      Цитата: монстрила
      Дай вам Бог сил и здоровья.

      Спасибо за Ваши добрые пожелания. Да услышит их... ну кто там наверху: Бог, акашик, главное, чтобы сбылось!
  2. +2
    15 февраля 2025 08:45
    Вот,Шпаковский,это у Вас лучше получается,чем гадить на СССР.
    1. -1
      15 февраля 2025 10:03
      Цитата: Million
      Million
      (Влад)

      Писать правду по имевшее место в СССР - это на него гадить? Как интересно! В прошлой статье назовите хоть один выдуманный факт! Если есть -приведите его пожалуйста.
      1. -2
        15 февраля 2025 10:40
        Цитата: kalibr
        Если есть -приведите его пожалуйста.

        Вместо ответа два минуса! Вот все вы такие, совкодрочеры! Из-за таких вот, "рогатых..." Союз и просрали!
        1. +5
          15 февраля 2025 11:39
          Союз просрали как раз такие как вы:снаружи-мило,внутри-гнило.Только рангом повыше.
          1. -2
            15 февраля 2025 12:42
            Цитата: Million
            В прошлой статье назовите хоть один выдуманный факт! Если есть -приведите его пожалуйста.

            В прошлой статье назовите хоть один выдуманный факт! Если есть -приведите его пожалуйста. ЖДУ ОТВЕТА! Трепаться можете в других местах.
            1. +2
              15 февраля 2025 12:46
              Дело не в фактах,а в том,что вы видите только дерьмо.
              Да и достоверность ваших "фактов" вызывает сомнения.
              1. -1
                15 февраля 2025 12:55
                Цитата: Million
                Да и достоверность ваших "фактов" вызывает сомнения.

                Проверить легко. Стенограммы выступления Сталина на съездах есть в Сети, стенограммы выступлений делегатов тоже, фотографии статистических отчетов тоже, как и сами отчеты. Данные архивов (открытые) опубликованы. Отрываешь и пялишься... А про не дерьмо уже писали... Много... А потом "было не дерьмо", но вдруг стал 91 год. С Марса упало? А причины как раз в замалчиваемом дерьме. Понятно? И опять же где ответ на мой вопрос? Хватит вилять бедрами как публичная женщина - на прямой вопрос, прямой ответ, ну! Хоть один выдуманный факт?
                1. +2
                  15 февраля 2025 13:04
                  Сейчас в сети можно много чего найти и написать,даже стенограммы Сталина.Времена такие,поганые настали,кругом ложь!
                  А тут еще какой то предатель Шпаковский "факты" выкладывает.
                  Самому то не смешно?
                  Ответ выше написал,читайте внимательнее.
                  Вы коммунистом были?
                  1. 0
                    15 февраля 2025 13:24
                    Цитата: Million
                    Сейчас в сети можно много чего найти и написать,даже стенограммы Сталина.Времена такие,поганые настали,кругом ложь!
                    А тут еще какой то предатель Шпаковский "факты" выкладывает.
                    Самому то не смешно?
                    Ответ выше написал,читайте внимательнее.
                    Вы коммунистом были?

                    Совсем ...., да? Все это ИЗДАНО и напечатано В ТЕ ЖЕ ГОДЫ! Открывай и читай! Нафиг подделывать. Печаталось все это на страницах ПРАВДЫ. Может быть Вы скажете, что и "Правда" у меня в госархиве подделана? Если Вы живете в городе, обл.центре, то должен быть госархив, где все это есть желтое, засаленное, но есть. Подите туда и проверьте, если неймется. И коммунистом я был. И преподавал историю КПСС, диссертацию по ней защитил -что говорит о степени доверия, да? И лекции народу читал, о том, какой капитализм плохой, а социализм хороший. Не помогло... А теперь вот знакомясь еще и с такими вот личностями вроде Вас, прихожу к мысли, что так вам всем и надо. За свою глупость вы получили по заслугам, и платную медицину, и жратву с удобрениями. И поганые времена. А ведь предупреждал я народ, что капитализм не сахар для всех. Доступно объяснил? А теперь от Вас жду ответа: какой из фактов в прошлой статье мой вымысел. Чего боитесь, если Вы так уверены в своей правоте, что Вам даже смешно. Посмеемся вместе!
                    1. +3
                      15 февраля 2025 13:31
                      Речь шла не столько о фактах,сколько о том,как вы старательно выискиваете ТОЛЬКО негативные моменты в истории Советского Союза.
                      Конечно,были и ошибки и руководства и таких "шпаковских" на местах,но тем не менее-Союз был величайшей державой,а не говном,каким вы хотите его показать.
                      1. -3
                        15 февраля 2025 13:34
                        Цитата: Million
                        Речь шла не столько о фактах,сколько о том,как вы старательно выискиваете ТОЛЬКО негативные моменты в истории Советского Союза.
                        Конечно,были и ошибки и руководства и таких "шпаковских" на местах,но тем не менее-Союз был величайшей державой,а не говном,каким вы хотите его показать.

                        Бедрами кончайте вилять и словоблудствовать. Я задал Вам прямой вопрос и жду на него прямого ответа и другие читатели тоже кстати ждут и видят как Вы корчитесь, как уж под вилами. И это не прибавляет Вам авторитета. И не надо писать "речь шла не столько о фактах". Как раз, о них, родимых. Вот какой был вопрос:"В прошлой статье назовите хоть один выдуманный факт! Если есть -приведите его пожалуйста".
                      2. +3
                        15 февраля 2025 13:36
                        Так бедрами вы виляете,коммунист,который предал великую страну,а теперь гадит на нее своими пасквилями.
                        Проститутка и есть,самая настоящая.
                      3. -1
                        15 февраля 2025 13:36
                        Цитата: Million
                        Так бедрами вы виляете,коммунист,который предал великую страну,а теперь гадит на нее своими пасквилями.
                        Проститутка и есть,самая настоящая.

                        Ответ на мой вопрос, пожалуйста!
                      4. -2
                        15 февраля 2025 13:37
                        У нас учебники истории переписываются чуть не ежегодно.
                        А фактами своими подотритесь лучше.
                      5. -1
                        15 февраля 2025 13:38
                        quote=Million]У нас учебники истории переписываются чуть не ежегодно.
                        А фактами своими подотритесь лучше[/quote]
                        Ответ на мой вопрос, пожалуйста!
                      6. +2
                        15 февраля 2025 13:40
                        Вас глючит уже?Я ответил выше.
                      7. -4
                        15 февраля 2025 13:40
                        Цитата: Million
                        Вас глючит уже?Я ответил выше.

                        Ответ на мой вопрос, пожалуйста! Выше не ответ...
                      8. +2
                        15 февраля 2025 13:42
                        Вопрос повторите.То ,что выкладывали фотки каких то бумажек- это не факты.
                      9. -2
                        15 февраля 2025 13:44
                        Цитата: Million
                        В прошлой статье назовите хоть один выдуманный факт! Если есть -приведите его пожалуйста.

                        Короткая же у Вас память. ТРИ раза его задаю, а Вы все не можете ответить. Но все для ВАС: "В прошлой статье назовите хоть один выдуманный факт! Если есть -приведите его пожалуйста".
                      10. +1
                        15 февраля 2025 13:45
                        Ваши фотографии не являются фактами.
                      11. -1
                        15 февраля 2025 13:46
                        Цитата: Million
                        Ваши фотографии не являются фактами

                        Это почему?
                      12. +2
                        15 февраля 2025 13:48
                        Есть факты,а есть бумажки.Это разные понятия.
                      13. 0
                        15 февраля 2025 13:49
                        Цитата: Million
                        Есть факты,а есть бумажки.Это разные понятия.

                        На фотографиях страницы из государственных стат.сборников. Это официальные документы!
                      14. +1
                        15 февраля 2025 13:51
                        Вы выкладывали фотографии,похожие на официальные документы.Почему мы должны им верить?
                      15. 0
                        15 февраля 2025 13:54
                        Цитата: Million
                        Почему мы должны им верить?

                        Потому, что они легко проверяются. Эти сборники есть в Интернете, они есть в библиотеках и в архивах, их даже можно получить по междубиблиотечному абонементу. Не знаете, что это такое? Не пользовались никогда? Но, тем не менее, это есть. И есть данные опубликованные в газете ПРАВДА. Все это ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ. Не верить им может только умственно отсталый.
                      16. 0
                        15 февраля 2025 13:58
                        Я не видел и не искал эти документы,а вашим фоткам доверия нет.
                        Другим авторам ВО я как то чуть больше доверяю,чем вам.
                      17. 0
                        15 февраля 2025 14:09
                        Цитата: Million
                        а вашим фоткам доверия нет.

                        То есть все эти сборники я подделал, сфотографировал и выложил на ВО. Круто? То есть если чего-то Вы не видели, то этого и нет? Вы и круглой Земли не видели, и значит она блин? Видите ли Влад, мои публикации здесь рассчитаны не только на слабоумных, но и на серьезных людей. И поймай меня они на этом - ой, даже думать не хочется, какие тому будут последствия. Так что успокойтесь, это все подлинное. А не верите - жопу поднимаете, идете в областную библиотеку или госархив, и запрашиваете эти статистические сборники. Или газету Правды с материалами вышеупомянутых съездов. Доступно объясняю? Но, Влад, поскольку наше с Вами общение добавило сайту порядочное количество кликов, а значит и повысило его инвестиционную привлекательность, я Вам, так и быть, сделаю один подарок. Смотрите слюда. Это фото обложки одной очень интересной книги 1945 года издания, знаменитый сталинский "Краткий курс истории ВКП(б). Сначала обложка. Белые бумажки это мои закладки.
                      18. +1
                        15 февраля 2025 14:11
                        А теперь вот эта запись на стр. Это книга моей мамы, доставшаяся мне по наследству. А приписка внизу сделана после ХХ съезда. Видите, сколько закладок на интересных местах. И это я все еще не использовал!!!
                      19. +1
                        15 февраля 2025 14:13
                        Ну и на закуску, слова самого Сталина о том, как рухнет компартия, а с ней и страна. Как в воду глядел...Последний абзац слова подчеркнуты...
                      20. Комментарий был удален.
                      21. Комментарий был удален.
                      22. Комментарий был удален.
                      23. Комментарий был удален.
                      24. Комментарий был удален.
                      25. Комментарий был удален.
                      26. Комментарий был удален.
                      27. Комментарий был удален.
                      28. Комментарий был удален.
      2. +2
        15 февраля 2025 11:38
        Так вы как муха-ищете только гуано,не видя ничего хорошего.
        Видимо,судьба у вас такая незавидная.
        1. -2
          15 февраля 2025 12:42
          Цитата: Million
          Так вы как муха-ищете только гуано,не видя ничего хорошего.
          Видимо,судьба у вас такая незавидная.

          Продолжаю ждать ответа на вопрос...
      3. +6
        15 февраля 2025 13:22
        Хорошего в СССР было значительно больше .чем плохого,но Вы упорно пишете только о плохом.
        А о нынешних временах предпочитаете молчать.
        Вы трус,Шпаковский!
        1. -4
          15 февраля 2025 13:31
          Цитата: ЦШВС
          Хорошего в СССР было значительно больше .чем плохого,но Вы упорно пишете только о плохом.

          Если бы было больше, то мы и сегодня бы жили в СССР. Причем плохое не рассматривалось, а замалчивалось, хотя для того, чтобы искоренить недостатки их надо ВСКРЫВАТЬ, о чем и Сталин говорил. Кстати. А в нынешних временах меня лично все устраивает. О чем писать? Вас что-то не устраивает? Вот Вы и пишите!
        2. +2
          17 февраля 2025 08:16
          Вы трус,Шпаковский!
          Он просто самый обыкновенный конъюнктурщик, именно такие и ему подобные конъюнктурщики и развалили СССР.
  3. +1
    15 февраля 2025 10:24
    Вячеслав Олегович,
    "ну как, черт возьми, Холмс, как?"
    Вот Вы энерджайзер!
    hi
    1. +6
      15 февраля 2025 10:37
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Вячеслав Олегович,
      "ну как, черт возьми, Холмс, как?"
      Вот Вы энерджайзер!
      hi

      Дорогой Эдуард! Очень упорядоченный режим дня. Подъем в 5.00. Работа над моделями. Завтрак. Работа над текстами. Хождение с женой за продуктами. В 10.00 - 2-ой завтрак. Кофе. Опять писанина или походы по нужным местам и людям - 6000 шагов. Пока иду - "пишу статью" Обед с 13до 14. Сон с 14 до 15.00. Чай. Записываю то, что придумал, пока ходил. В перерывах - над моделями. в 19.00 ужин. Потом или домашнее кино, или чтение, или... писанина.В 22.00 - отбой. Понятно, что не всегда так бывает, но хватает на все, хотя модели делаются из-за этого медленно. Еще много времени отнимает ползание по музеям и поиски фото, потом списывание с ними на предмет получения разрешений. Ну и чтение стенограмм пленумов и съездов. Нудно очень...
  4. +3
    15 февраля 2025 11:13
    Диорама красивая. Это как смотреть старые вестерны с Виннетуу smile
  5. +1
    15 февраля 2025 13:08
    Шпаковский - типичная политическая проститутка низкого пошиба.
    1. 0
      15 февраля 2025 13:27
      Цитата: Сержант
      Шпаковский - типичная политическая проститутка низкого пошиба.

      Сержант. (Григорий) - типичный... (слово запрещенное на ВО и обозначающее человека с ущербным мышлением!)
      1. +2
        16 февраля 2025 14:53
        Сержант. (Григорий) - типичный...

        Вячеслав Олегович, прекратите, наконец!
        Люди в огромном отчаянии, им больно и страшно, им безнадежно! Что нас всех ждет? Вам кликбейт, а кому-то придется умирать под мостом или на свалке. А чтобы отчаяние не выплеснуло их на улицы, сейчас им устроят СССР 2.0 через национализацию убыточных предприятий, коих уже множество, а чтоб не увольнять рабочих с этих предприятий навалят такие налоги и такие тарифы на нас, что даже Вам, при ваших доходах, станет очень больно! Да и вклады заморозят, запретят торговать припасенными долларами, а потом -- деноминация, а ещё потом -- новый этап СВО и второй этап пенсионной реформы -- такой, что ваши дети и внуки без пенсий окажутся, и тогда нам скажут, мол с СССР 2.0 не получилось, новы не беспокойтесь, мы проаедем честную приватизацию, по-новой, и предприятия достанутся -- ха-ха-ха! -- порядочным собственникам, а там ещё на горизонте нечто более страшное, что замаячило передо мной ещё до СВО и о чем я поговорила с Филом на одной из ушедших тем Самсонова -- распад России -- десятки карт имеются, и беженцы, беженцы, несчастные, изгнанные, нищие, толпы и родственники убиты, а живые тут никому не нужны...
        Простите... Наболело...
        Кто нас пожалеет и воодушевит, если не мы сами? Где наши вожди и учителя? Ау, где вы? Нет их! Насмешники -- есть...
        1. 0
          16 февраля 2025 16:22
          Цитата: депрессант
          Люди в огромном отчаянии, им больно и страшно, им безнадежно! Что нас всех ждет?

          Людмила Яковлевна! А вот я не вижу среди людей вокруг себя тех, кто в огромном отчаянии. А я общаюсь со многими... Охотно Вам верю что среди Вашего окружения таких много. Сожалею. Но... помочь им не могу. Вернее пытаюсь, как могу, но что выходит на поверку? Сказано не мной: "Человек, помоги себе сам!" Вот пусть каждый сам себе и помогает, не так ли? Насильно счастливым сделать еще никому не удавалось.
          1. +2
            16 февраля 2025 19:15
            А вот я не вижу среди людей вокруг себя тех, кто в огромном отчаянии

            Вы просто не всматриваетесь в выражение лиц, не вслушиваетесь в интонации. Люди вроде бы улыбаются, но за улыбками проглядывается едва заметная печаль, радость ушла. Многие откровенно озабочены -- те, кто раньше был беззаботен, а те, кто был спокойно и уверенно хмур, надевают на себя лицемерные улыбки, быстро исчезающие при расставании с собеседником. И в глазах многих уже нескрываемая печаль. Некоторые выказывают несвойственную им браваду. А если про разговоры, свидетельницей которых становлюсь, могу уверенно утверждать, что народ стал крайне сдержан и осторожен в высказываниях. В прошлые годы про политику громогласно не говорил только спящий, на лавках в центре обосновались местные пикейные жилеты, а теперь постоят в тех местах молодые, мол, ну как ты, да так, и разойдутся. Скандалисты мтали тихими, тихие -- раздражительными. Люди очень изменились, они стали закрытыми. Будто несчастье витает над всеми.
            1. +1
              16 февраля 2025 19:45
              Цитата: депрессант
              Вы просто не всматриваетесь в выражение лиц, не вслушиваетесь в интонации.

              Ох, Людмила Яковлевна. На каждого мудреца довольно простоты, так и с Вами. Да я с тех пор как узнал про ПР только этим и занимаюсь, чтобы получше узнать людей. И сколько их меня окружает.... одних родственников... куча целая. Вот уж объект для соц. исследования и наблюдения. Знакомые учителя, директора школ, музеев, библиотек, преподаватели вузов, школьники и студенты. Только успевай в лица смотреть и интонации слушать. Поверьте, я очень тонко умею выспрашивать, а уж слушать умею не хуже Бернарда Шоу. Хотя, да, возможно, где-то в каких-то стратах общества и впрямь "все пропало и все плохо". Спорить не буду, везде поспеть не могу.
              1. +2
                16 февраля 2025 20:21
                Только успевай в лица смотреть и интонации слушать.

                Вячеслав Олегович...
                Когда люди говорят с Вами, они интуитивно знают, что они могут сказать именно Вам, конкретно Вам, и с каким выражением лица. И что сказать не могут -- Вам!
                Я же наблюдаю короткие посторонние беседы и вижу по их окончании то, что не могут видеть уже отвернувшиеся друг от друга собеседники.
                С этой точки зрения очень показательны выходы наших высокопоставленных чиновников в народ. "Как же я популярен, -- умильно думает после каждого из таких выходов чиновник, -- как же меня любят вот эти простые работяги, чернь, можно сказать." И вдруг читает в интернете подлинное мнение о себе -- представляете, что он испытывает!
                1. +1
                  16 февраля 2025 20:25
                  Цитата: депрессант
                  С этой точки зрения очень показательны выходы наших высокопоставленных чиновников в народ. "Как же я популярен, -- умильно думает после каждого из таких выходов чиновник, -- как же меня любят вот эти простые работяги, чернь, можно сказать." И вдруг читает в интернете подлинное мнение о себе -- представляете, что он испытывает!

                  Бывал на таких встречах и прямо говорил такому чиновнику в чем и где он неправ. Без Интернета. На встречах в школах с народом...Как их корчило -ха-ха. Но, говорю: Честь Вам и слава, что лезете в это говно. И делаете грязную работу за нас. (Громкие аплодисменты присутствующих!)
                2. +1
                  16 февраля 2025 20:28
                  Цитата: депрессант
                  что он испытывает!

                  Октябрьский районный суд Пензы передал в доход России 18 наручных часов общей стоимостью около 9,6 млн рублей, принадлежавших бывшему губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву. Об этом сказано в судебных документах, с которыми ознакомился ТАСС.
                  Измайловский суд Москвы 25 января 2024 года приговорил Белозерцева и экс-сенатора Бориса Шпигеля к 12 и 11 годам колонии за получение и дачу взяток соответственно. Подсудимым также назначен штраф в размере более 450 млн рублей каждому, они лишены госнаград. Кроме того, Белозерцеву запретили занимать должности в органах государственной власти в течение 10 лет. Позже Шпигеля освободили от отбывания наказания в колонии по состоянию здоровья.
                  А ведь Белозерцева предупреждали...
        2. +1
          16 февраля 2025 16:42
          [quote=депрессант][quote] .
          Простите... Наболело...
          Кто нас пожалеет и воодушевит, если не мы сами? Где наши вожди и учителя? Ау, где вы? Нет их! Насмешники -- есть...[/quote]
          А еще я Вам скажу, что вот так людей и изучаешь. И что я вижу (и Вы тоже несомненно!) что уровень культуры наших людей крайне низок, то есть профессионально они вполне, но культуры в широком смысле этого слова как им раньше не хватало, так не хватает и сейчас. А человек бескультурный просто ОБЯЗАН СТРАДАТЬ от самого себя. Знаете почему в Российской империи рядовых солдат не сажали в тюрьму в одиночку больше чем на три месяца? Они теряли навыки говорения и сходили с ума. А какого-то офицера посадили в Петропавловку на год. Так он написал там книгу и выучил французский язык. Чернь как была чернью, так ею и осталась, вся культура стекла с нее как с гуся вода. И вот теперь эти люди в отчаянии... А пусть! Пусть подумают, может причина их горького состоянии в них сами, а не снаружи. Вот над этим подумайте, а потом уж меня порицайте. Зато как они легко управляемы. Как..."цоб" - направо, "цобэ" -налево. И что таких жалеть, воодушевлять в их хамстве и невежестве. А они в ответ: "Онисим, Онисим, мы тебя возвысим, мы тебе поверим... а потом обсерим!" И еще скажите, что я это все придумал, и что я неправ...
          1. +3
            16 февраля 2025 20:04
            И еще скажите, что я это все придумал, и что я неправ...

            Скажу! )))
            Если бы всё было хорошо в нашей жизни и души наши были бы спокойны, то, уверяю Вас, на ваших статьях затевались бы и спокойные, профессиональные и даже несколько вялые толковища с подробной разборкой и оценкой приведенных Вами фактов, и никому бы и в голову не пришло обвинять Вас в антисоветизме, предательстве и тем более -- в подтасовке фактов...
            Вот все смеются над украинцами -- мол, сумасшедшие, Черное море выкопали и прочее, а люди строят национальное государство! Им нужны, пусть и самые дикие, но легенды как основа самоуважения.
            Что есть у нас, русских? Ничего!
            Национальное русское государство? Не светит! У чеченцев, татар, калмыков, прочих есть свои национальные государства, у нас -- нет! Мы не достойны? У чеченцев -- так даже своя армия есть! Нас пинает и издевается над нами, пользуясь безнаказанностью, любой азиат-гастарбайтер -- захоти он этого, а отпор дать нельзя. Получается, чужие в нашей стране -- это свои, а мы -- чужие...
            И вот Вы лишаете нас даже нашего достойного прошлого, а люди воспринимают это именно так, значит, получается мы прожили недостойные жизни. По меньшей мере были обмануты пропагандой, значит глупцы и даже идиоты...
            Вячеслав Олегович, людям нужны легенды, касаться которых нельзя и не надо -- ни критикой, ни разоблачениями их слабостей. Сталин -- одна из легенд, самая главная, основная. Её нельзя трогать. Тридцатые годы прошлого столетия -- нельзя трогать! Ибо это главное, что выковано в основном нами, русскими и легло в основу могущества СССР, следовательно, в основу нашего самоуважения, чувства собственного достоинства. И когда легенда расшатывается фактами, люди приходят в состояние потери самоконтроля.
            1. +1
              16 февраля 2025 20:14
              Цитата: депрессант
              Вячеслав Олегович, людям нужны легенды, касаться которых нельзя и не надо -- ни критикой, ни разоблачениями их слабостей. Сталин -- одна из легенд, самая главная, основная. Её нельзя трогать. Тридцатые годы прошлого столетия -- нельзя трогать! Ибо это главное, что выковано в основном нами, русскими и легло в основу могущества СССР, следовательно, в основу нашего самоуважения, чувства собственного достоинства. И когда легенда расшатывается фактами, люди приходят в состояние потери самоконтроля.

              Не согласен с Вами. Нельзя жить в плену легенд. Непоколебимо делай свое дело, - говорил Конфуций. - и я с ним полностью согласен. Сказки и побасенки нужны слабым людям. А зачем сильным людям решать еще проблемы слабых? В природе сильные выживают, а слабые дохнут. Природа умнее нас! А у нас слабые хотя жить за счет сильных и еще требуют чтобы их уважали? Да пусть меня хоть трижды называют предателем и агентом М6. Это попытка слабых людей утешиться. Ну пусть и тешатся себе на здоровье, а я буду делать то, что считаю нужным. Будут книги о истории мигрантов и миграции, включая последствия внутренней миграции - крестьян в города. Будет книга (одобрена уже издательством) о ВОВ на основе материалов газеты ПРАВДА. Все это будет. Но кое-что приходится "обкатывать" заранее.
              1. +2
                16 февраля 2025 20:32
                А зачем сильным людям решать еще проблемы слабых?

                Затем, что среди слабых бывают гении, светочи человечества, а ещё слабые -- это фон, на котором Вы можете выглядеть сильным. Не уверена, что таковым Вы окажетесь на фоне тех, кто сильнее Вас.
                1. +1
                  16 февраля 2025 20:39
                  Цитата: депрессант
                  Не уверена, что таковым Вы окажетесь на фоне тех, кто сильнее Вас.

                  И Вы туда же... Много раз писал, что есть те, кто умнее, и их много, есть одинаковые со мной их тоже много, но куда больше тех, кто менее. Также и с силой! Но любые проблемы надо решать по мере их поступления и в конкретной ситуации. А против вселенского всепрощения я против.
                2. +1
                  16 февраля 2025 22:02
                  Цитата: депрессант
                  а ещё слабые -- это фон, на котором Вы можете выглядеть сильным.

                  Замечательные слова. Касаются не только слабых. Но и еще кое-кого. А Вы думаете я почему на 80% комментов отвечаю?
            2. +1
              16 февраля 2025 20:30
              Цитата: депрессант
              Если бы всё было хорошо в нашей жизни и души наши были бы спокойны,

              У китайцев есть ругательство: "Что б ты жил во времена перемен!" Нельзя быть спокойным в такие времена. Особенно если умишком не вышел.
              1. +2
                16 февраля 2025 20:37
                Особенно если умишком не вышел.

                Существуют 9 разновидностей ума. Каким-то их этих умов любой человек всё равно "выходит". А другой, с другим типом ума, считает его глупцом.
                1. +1
                  16 февраля 2025 20:40
                  Цитата: депрессант
                  Существуют 9 разновидностей ума

                  Не знаю, не считал. С меня и моего хватает. Чужого не прошу.
                  1. +1
                    16 февраля 2025 20:48
                    С меня и моего хватает.

                    Вы неисправимы? Так чего ж пеняете другим?
                    Ладно, Вячеслав Олегович, это всё, устала я, делаючи Вам кликбейт!
                    wassat )))
                    1. +1
                      16 февраля 2025 22:00
                      Цитата: депрессант
                      это всё, устала я,

                      Спасибо Вам! Всегда видел в Вас умную женщину и сейчас не изменил своего мнения. А неисправим? Да, наверное в 70 лет исправляться даже вредно для здоровья. Я пеняю другим? Так ведь кому же еще? Ад - это как раз другие.Такое видение мира есть недостаток? Наверное. Но должны же быть и у меня недостатки. И это один из них. Всего Вам доброго и пусть Вам приснятся хорошие сны.
        3. +1
          17 февраля 2025 11:01
          Вячеслав Олегович, прекратите, наконец!
          Люди в огромном отчаянии, им больно и страшно, им безнадежно! Что нас всех ждет? Вам кликбейт, а кому-то придется умирать под мостом или на свалке. А чтобы отчаяние не выплеснуло их на улицы, сейчас им устроят СССР 2.0 через национализацию убыточных предприятий, коих уже множество, а чтоб не увольнять рабочих с этих предприятий навалят такие налоги и такие тарифы на нас, что даже Вам, при ваших доходах, станет очень больно! Да и вклады заморозят, запретят торговать припасенными долларами, а потом -- деноминация, а ещё потом -- новый этап СВО и второй этап пенсионной реформы -- такой, что ваши дети и внуки без пенсий окажутся, и тогда нам скажут, мол с СССР 2.0 не получилось, новы не беспокойтесь, мы проаедем честную приватизацию, по-новой, и предприятия достанутся -- ха-ха-ха! -- порядочным собственникам, а там ещё на горизонте нечто более страшное, что замаячило передо мной ещё до СВО и о чем я поговорила с Филом на одной из ушедших тем Самсонова -- распад России -- десятки карт имеются, и беженцы, беженцы, несчастные, изгнанные, нищие, толпы и родственники убиты, а живые тут никому не нужны...
          Простите... Наболело...
          Кто нас пожалеет и воодушевит, если не мы сами? Где наши вожди и учителя? Ау, где вы? Нет их! Насмешники -- есть...

          Людмила, не все так ужасно, самое страшное, что нас ждет - Украина вернется в границы 1991 года. Включая Крым. wink На большее у всего Запада просто не хватит сил, они там тоже не безграничны.

          Но это крайне маловероятный сценарий, скорее всего всё застынет примерно в нынешних границах, с обеих сторон объявят о победе и угомонятся, как было с Финляндией в 1939-м. wink

          А Вячеславу плюс за статьи, он единственный не нагнетает ужасы в это непростое время, наоборот создает позитивчик! drinks

          P.S. Если б еще не неадекватные комментаторы, которые и в тлинкитах найдут Сталина.... laughing
  6. +6
    15 февраля 2025 13:45
    Две фигуры шамана и человека в костюме медведя красивы и детализированы. Каноэ и весла тоже замечательные.
    1. +2
      15 февраля 2025 14:40
      Цитата: Semovente7534
      Две фигуры шамана и человека

      Да, очень детализированы, но красить было сложно!
  7. Хорошая работа, красивая и кропотливая. Впечатляет.
    Спасибо за эту статью, что поделились. За это большой плюс.

    Но ваши взгляды и мировоззрение на СССР лично я не разделяю.
    1. +1
      15 февраля 2025 19:15
      Цитата: РостиславПушкаревВладимирович
      Но ваши взгляды и мировоззрение на СССР лично я не разделяю.

      Если бы каждый кто не разделяет решил бы сделать что-то подобное и подарить школе, где он учился, или хотя бы набор познавательных книг школьной библиотеке, это был бы куда более значимый его шаг к возрождению всего того, что было положительного в СССР, нежели пустое пустозвонство и минусерство.
      1. Я имею виду, что во время СССР общество люди жили в стабильности и в безопасности, зная что власть или система их подержит. В плане образования, работой, жильем, медициной и т.д.
        Сейчас же да и после этой катастрофы развала СССР у многих людей приходиться выживать и люди не знаю что будет завтра из за не стабильности. У меня лично, кое как, еще все нормально, если живу один, но будущие себе не могу сделать создать, имею виду семью и детей и т.д из за финансов.
        1. 0
          15 февраля 2025 20:40
          Цитата: РостиславПушкаревВладимирович
          из за финансов.

          Не знаю, Ростилав, Ваших обстоятельств. Но знаю многих людей, которые зарабатывают... много. Вижу рекламу на улицах моего города с работой за очень приличные деньги. Знаю людей рабочей профессии окончивших курсы от центра занятости, т.е. бесплатно. Час работы на кране сверхурочно (в субботу или воскресению) 10 тыс. в час. Работа 10 часов.. Два раза в месяц человек выходит + зарплата. Хватает на все.
          1. Я не в Россие живу, но был в Россие, у меня отец и родственники живут некоторые в Волгоградской области. Сам живу в Баку, у нас средняя зарплата в месяц тут 500 манат~26000 рублей. А что бы было больше 1000-1500 манат~53000-80000 рублей, это надо работать как папа Карло, человек сгорает от такой работы или образование иметь высшее и то не факт. А у меня нету и высшего образования и здоровее уже чувствую что хромать начинает, раньше я не замечал.)
    2. -1
      15 февраля 2025 19:18
      Цитата: РостиславПушкаревВладимирович
      лично я не разделяю.

      Ростислав! Неужели Вы разделяете взгляды людей, которые вот такое могут написать: "Вы выкладывали фотографии,похожие на официальные документы.Почему мы должны им верить?"
      1. kalibr
        (Вячеслав)
        Если честно, я не знаю по своему личному опыту как жилось в СССР потому что был очень маленький родился я в 1985 году. Но по рассказам родителей дедушек бабушек своих покойных и кто жил в то время, они мне рассказывали. Да были минусы в СССР, но очень и очень много плюсов было в СССР для простых людей.
        1. 0
          15 февраля 2025 20:42
          Цитата: РостиславПушкаревВладимирович
          но очень и очень много плюсов было в СССР для простых людей.

          Полностью с Вами согласен. Но общество простые люди вперед не движут, вот в чем беда. Движут непростые. А как раз им было непросто. Сужу по своему опыту. Но если все мерить на стабильность... то да, тогда ее было больше. Я мог бы так и читать курс истории КПСС, стать доктором, профессором. Для удовольствия вел ТВ-передачи, писал книги для детей. Но очень многого бы не попробовал и не смог сделать, того, что могу сейчас. А уж о том, чтобы иметь собственный журнал, свою фирму... свободно ездить по Европе, это относилось к числу совершенно нереальных фантазий.
      2. +3
        16 февраля 2025 09:42
        В эру дипфейков верить никому и ничему нельзя.Неужели не ясно?
        1. +1
          16 февраля 2025 09:55
          Цитата: ЦШВС
          Неужели не ясно?

          Нет, не ясно. Откройте "Краткий курс истории ВКП(б)" 1938,1945 гг. издания и читайте. Стенографические сборники материалов съездов изданные сразу после съездов. Откройте газеты "Правда", "Ивестия", "Красная звезда", журналы "Наука и техника", "Большевик" за ТЕ годы и читайте. "Правда" отцифрована. Можете сравнить ЦИФРУ с оригиналом. Наконец, есть куча партархивов. В каждом городе. Приходишь к директору госархива, пишешь заявку на работу в парт... "Хочу написать статью на ВО". Проверять напишите или нет, никто не будет и после этого читаете любые документы партархива. И там же "закрытые письма" коммунистам области, и материалы пленумов и съездов. Подделать такую массу бумаги физически невозможно. А главное зачем? Сталин и так сказал и написал все, что нужно для того, чтобы все понять и во всем разобраться. И тогда надо подделывать и газеты, и сборники, и материалы архивов. А личные, например, мои книги и журналы тех лет выпуска? Вы представляете, что будет, если я найду разночтения? Это будет бомба, открытие века, которое замолчать невозможно. Кто же на такое пойдет и опять же зачем? Так что не верить никому и ничему просто глупо. Это удел людей с низким уровнем интеллекта.
  8. +1
    16 февраля 2025 13:36
    картон от упаковок из-под яиц

    Неоднократно встречала рекомендации, как сделать из упаковок из-под яиц очень прочные стулья и другую мебель. Но упаковок нужно много. Тем не менее, при наличии фантазии, а также декораторских способностей получаются очень красивые и прочные вещи. Лишь бы вода не попала wassat )))
  9. +1
    16 февраля 2025 14:04
    Вот блин...
    Уже полчаса слушаю не просто грохот орудий, но и стрёкот пулеметных очередей. Подумала сначала, что горит что-то -- слышали ли вы, как шифер взрывается при горении? -- но тут ещё и стрелковое оружие -- пулеметы, автоматы, они звучат по-разному... Не везёт мне... Не с западного же это фронта доносится -- Дмитрий Васильевич (Ричард) уверил, что это невозможно. Сейчас звуки откатились дальше, на север, но по-прежнему слышны. Попробую поискать в местных пабликах, может , что и напишут.
    Во сейчас раскаты!!!
    Зачем пишу? А для истории факт. Для себя. Чтоб было. Потому что потом забуду дату.
  10. +2
    17 февраля 2025 01:42
    Вот как это было на самом деле.