Military Review

Miniaturization - a new trend of cosmonautics

8
Miniaturization - a new trend of cosmonautics
British satellite STRaND-1. Source: www.ubergizmo.com



Nanosatellites will soon become part of combat systems on a par with UAVs
In the United States published a report with a commercial forecast of the development of the global market for military satellites. In 2012, this segment of the space industry was estimated at 11,8 billion dollars. The authors of the report believe that it will grow annually by 3,9%. And in 2022, the year will reach 17,3 billion.

It should be noted that long-term forecasts in the field of astronautics have always been, to put it mildly, unreliable. The development of the industry is greatly influenced by politics and economics. Often, project funding depends on the ambitions of the country's leadership. And more often - on the state of the economy. In a crisis, they start saving on the most costly programs with a long-term return cycle. And the easiest way to sequestration is obscure spending on space.

But lately, a stronger influence factor has invaded the space program - the rapid change of technological generations. It is now impossible to stretch the time of creation of a spacecraft (AK) on 10 – 15 years, which used to be the norm. During this time, the device has time to become obsolete, and not starting to work. This happened to heavy communication satellites at the end of the twentieth century. Fiber-optic communication lines, which in a short time have enmeshed the whole world, have made long-distance communication generally accessible, cheap and reliable. As a result, dozens of satellite transponders were not in demand, which resulted in large losses.

The rapid change of technological generations has led to the development of the main trends in the design and production of spacecraft - this is miniaturization, modularity, and economy. Satellites become smaller in size and mass, require less energy, ready-made elements and assemblies are used in the design and manufacture, which significantly reduces the production time and cost. And the cost of launching a light satellite is cheaper.

Navigation is everywhere

Currently, the number of space launches in the world is much lower than in 1970 – 1980-s. This is primarily due to a significant increase in the survivability of the spacecraft. The normal life of satellites in orbit is 15 – 20 years. It is no longer required, since the satellite by this time will inevitably become morally obsolete.

Among military spacecraft, the share of communications satellites is 52,8%, reconnaissance and surveillance - 28,4%, navigation satellites occupy 18,8%. But it is the sector of navigation satellites that has a steady upward trend.

At present, the orbital constellation of the US navigation satellites of the NAVSTAR GPS system comprises an 31 spacecraft, all of which work as intended. From 2015, it is planned to replace the grouping with third-generation satellites as part of the development of the system to GPS III. The United States Air Force plans to acquire a total of up to 32 GPS III spacecraft.

Roskosmos is planning to reach the accuracy of determining the coordinates using the GLONASS system by less than 2020 cm by the year of 10, said the Minister Vladimir Popovkin at a meeting of the Russian government, where the space program before the 2020 was considered. “Today, the measurement accuracy is 2,8 meters, by the 2015 year we reach the 1,4 meter, by the 2020 year by the 0,6 meters,” said the head of Roscosmos, noting that “with the additions that are implemented today, in fact, it will be less than 10 centimeters accuracy. " Additions are ground-based stations with a differential correction of the navigation signal. At the same time, the current GLONASS orbital grouping should be replaced with the next-generation spacecraft, the number of which will be brought to 30.

The European Union, together with the European Space Agency, creates its navigation system. It was planned in 2014 – 2016 to create a grouping of 30 KA - 27 operating in the system and 3 backup. Due to the economic crisis, these plans may move for several years.

Chinese satellite "Beidou". Source: kp.by


In 2020, the PRC intends to complete the creation of the national satellite navigation system "Beidou". The system was put into commercial operation on 27 on December 2012 of the year as a regional positioning system, while the orbital constellation was 16 satellites. This provided a navigation signal in China and neighboring countries. In 2020, the 5 spacecraft in geostationary orbit and 30 satellites must be deployed outside the geostationary orbit, which will allow the entire planet to be covered with a navigation signal.

In June, India intends to launch 2013 from the spaceport on Sriharikot Island near the southern coast of Andhra Pradesh, the first navigation satellite of its national system IRNSS (Indian Regional Navigation Satellite System). Launching into orbit will be carried out by the Indian launch vehicle PSLV-C22. The second satellite is planned to be launched into space by the end of 2013. Five more will launch in 2014 – 2015. In this way, a regional navigation satellite system will be created covering the Indian subcontinent and another 1,5 thousand km from its borders with an accuracy of 10 m.

Indian launch vehicle PSLV. Source: Gestalt Publications


Japan went its own way by creating the Quasi-Zenith Satellite System (QZSS, “Quasi-Zenith Satellite System”) - a time synchronization system and a differential correction of the GPS navigation signal for the territory of Japan. This regional satellite system is designed to produce a higher quality position signal when using GPS. Separately, it does not work. The first Michibiki satellite was launched into orbit in 2010. In the coming years, it is planned to withdraw three more. QZSS signals will cover Japan and the western Pacific.

Mobile in orbit

Microelectronics, perhaps, has become the most rapidly developing area among modern technologies. Samsung Electronics, Apple and Google literally in the coming months are ready to present a “smart” watch-computer. Is it any wonder that spacecraft are becoming smaller! New materials and nanotechnologies make space devices more compact, lighter and more economical in energy consumption. It can be considered that the era of small spacecraft has already arrived. Depending on the weight, they are now divided into the following categories: up to 1 kg - “pico”, up to 10 kg - “nano”, up to 100 kg - “micro”, up to 1000 kg - “mini”. Even 10 years ago, microsatellites in 50 – 60 kg seemed to be an outstanding achievement. Now the world trend is nanosatellites. They already launched into space more than 80 pieces.

Just as the production and development of unmanned aerial vehicles (UAVs) are carried out in many countries that previously did not even think about their own aircraft industry, so the design of nanosatellites is carried out now in many universities, laboratories and even individual amateurs. Moreover, the cost of such devices, assembled on the basis of finished items, is extremely low. Sometimes the base of the nanosatellite design is a regular mobile phone.

From India, a smartphone was sent into orbit, used as the basis for the experimental satellite Strand-1 in the framework of the SAT-smartphone project. The satellite was developed in the UK jointly by the University of Surrey Space Center (SSC) and Surrey Satellite Technology (SSTL). The weight of the device is 4,3 kg, dimensions are 10x10x30, see. In addition to the smartphone, the device contains the usual set of working components - power supply and control systems. At the first stage, the satellite will be controlled by a standard on-board computer, then this function will be fully assumed by the smartphone.

The Android operating system with a number of specially designed applications allows you to conduct a series of experiments. With the iTesa application, magnetic field values ​​will be recorded while the satellite is moving. With the help of another application, the built-in camera will take pictures that will be transmitted for publication on Facebook and Twitter. And this is only a small part of the research program. The mission will last six months. Return to Earth is not provided. Astronautics ceased to be the lot of the elect.


Nanosatellite Projects


The most important conclusion: military and space technologies are no longer the engine of civil industry development. Quite the contrary - civilian high-tech developments allow the development of military space technology. The revenues of companies producing goods of mass demand are many times higher than those of defense corporations. Leaders of world electronics can spend billions of dollars on new developments. And strong competition forces us to do everything in the shortest possible time.

Nanosatellites attack

In 2005, the Russian cosmonaut Salizhan Sharipov from the side of the International Space Station simply threw his hand into space the first Russian nanosatellite TNS-1. The device weighing in 4,5 kg was created in just one year at the RNII of Space Instrumentation for the company's money. In essence, what is a satellite? This is a device in space!

Cheap TNS-1 in operation was generally almost free. He did not need the Mission Control Center, a huge transceiver antenna, telemetry analysis and much more. They could be controlled using a laptop while sitting on a park bench. The experiment showed that using a mobile connection and the Internet, you can control a space object. And flight tests passed 10 new hardware nodes. If it were not for the nanosatellite, they would have to be tested in the onboard equipment of one of the future spacecraft. And this is a waste of time and great risks.

TNS-1 was a major breakthrough. It could be about creating tactical space systems at the level of almost a battalion commander, such as small tactical UAVs. An inexpensive unit assembled in the desired configuration for several days and launched by a light rocket from a carrier aircraft could show the commander of the battlefield, provide communication and an automated tactical link control system. Such spacecraft could be of great help during a local conflict in South Ossetia and the North Caucasus.

Another important area is the elimination of the consequences of natural disasters and man-made disasters. And also their warning. Cheap nanosatellites with a validity of several months could show the state of the ice situation in a particular region, keep records of forest fires, monitor the water level during high water. For operational control, you can run nanosatellites directly above the territory of natural disasters in order to monitor online for changes in the situation. But it turned out that the space images of Krymsk after the flood of the Emergencies Ministry of the Russian Federation received as charitable assistance from the United States.

In the future, we should expect the introduction of nanosatellites into the combat systems of the advanced armies of the world, primarily the United States. Most likely, not single use, but launching of small satellites in whole swarms, which will include satellites of different purposes - communications, retransmissions, probing of the earth's surface in different wave bands, electronic countermeasures, target designation, etc. This will greatly enhance the ability to conduct contactless war.

If miniaturization turns out to be one of the main trends in the development of military spacecraft, the forecast for an increase in the market of military satellites will fail. On the contrary, it will decrease in monetary terms. However, aerospace corporations will try not to miss profits and slow down small competitors. In Russia, it was possible. Manufacturers of heavy satellites lobbied for the ban of the RNII of space instrumentation to create spacecraft. Only now we were again talking about the launch of the TNS-2 nanosatellite, which was ready eight years ago.

The need for heavy energy-intensive spacecraft in near-earth orbits continues to decline. Moreover, the ground equipment of users is becoming more sensitive and economical.

Heavy satellites will mostly remain the prerogative of scientists. Space telescopes, high-resolution imaging equipment, automatic stations for exploring the planets will continue to be manufactured and launched in the interests of all mankind.

National programs will focus on cheaper spacecraft suitable for mass production and operational use. The example of UAVs that have been sharply included in the combat systems of developed countries clearly demonstrates this. Literally decades have sufficed, that shock-reconnaissance UAVs have taken their place in the USAF and their allies. There is no doubt that by 2020, the shape of the orbital groups will change just as drastically. There will be whole swarms of pico and nanosatellites.

Now we are talking about femto satellites with a mass up to 100. If computers are reduced to the size of a wristwatch, then satellites of a similar dimension will appear soon.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Son
    Son 29 March 2013 14: 27 New
    +2
    Somewhere I met that it is possible to make satellites at 50 grams ... The booster is launched and in certain orbits it spills out nuts, bolts, etc. ...
    And all .. !!! Who didn’t hide, we are not to blame ...
    1. iCuD
      iCuD 29 March 2013 23: 32 New
      0
      50 grams? it is not real even with the most modern technologies. No, well, of course, you can run simple sawing blanks (and then they will weigh at least 200 grams)
      However, I agree, the idea itself:
      Quote: Son
      in certain orbits it spills nuts, bolts, etc ...
      which by the way will be connected by a certain wireless sensor network is very relevant.
      1. Son
        Son 29 March 2013 23: 46 New
        0
        Thank you ..! But I have to repent ... The idea of ​​nuts was considered in our USSR as an answer to SDI ... But what, a nut of 20 weighs more than 50 grams ..?
  2. astra
    astra 29 March 2013 21: 06 New
    +4
    An interesting article, the smaller the size and mass and the lower the cost of putting payload into space
  3. elmir15
    elmir15 29 March 2013 21: 10 New
    +4
    The more vehicles in space, and even the small size, the more difficult it will be to dodge the collision over time
    1. Sirocco
      Sirocco 30 March 2013 10: 45 New
      0
      Not in the eyebrow but in the eye. Little garbage flies there. Well, when students of the relevant universities are indulging in this. But when the United States provokes this nonsense, that's too much. Stupid.
  4. not good
    not good 31 March 2013 17: 39 New
    0
    Everyone has already gone and only Roskosmos is still harnessing
  5. Gonoriy
    Gonoriy 20 March 2016 13: 18 New
    0
    Progress cannot be stopped. Question in time and money.

Миниатюризация – новый тренд космонавтики

Миниатюризация – новый тренд космонавтики
Британский спутник STRaND-1. Источник: www.ubergizmo.com


Наноспутники скоро станут частью боевых систем наравне с беспилотниками
В США опубликован доклад с коммерческим прогнозом развития мирового рынка спутников военного назначения. В 2012 году этот сегмент космической отрасли оценивался в 11,8 млрд. долл. Авторы доклада считают, что он будет расти ежегодно на 3,9%. И в 2022 году достигнет 17,3 млрд. долл.

Следует заметить, что долговременные прогнозы в сфере космонавтики всегда отличались, мягко говоря, ненадежностью. На развитие отрасли очень сильно влияют политика и экономика. Нередко финансирование проектов зависит от амбиций руководства страны. А еще чаще – от состояния экономики. В кризис начинают экономить на самых затратных программах с долговременным циклом отдачи. И легче всего проводить секвестр именно малопонятных расходов на космос.


Но в последнее время в космонавтику вторгся более сильный фактор влияния – быстрая смена технологических поколений. Сейчас уже невозможно растягивать срок создания космического аппарата (АК) на 10–15 лет, что раньше было нормой. За это время аппарат успевает устареть, так и не приступив к работе. Подобное случилось с тяжелыми спутниками связи в конце ХХ века. Оптоволоконные линии связи, в короткий срок опутавшие весь мир, сделали дальнюю связь общедоступной, дешевой и надежной. В итоге десятки спутниковых транспондеров оказались не востребованы, что повлекло большие убытки.

Быстрая смена технологических поколений обусловила развитие основных тенденций в проектировании и производстве космических аппаратов – это миниатюризация, модульность, экономичность. Спутники становятся меньше размерами и массой, требуют меньших энергозатрат, при проектировании и изготовлении применяются готовые элементы и узлы, что во много раз сокращает сроки производства и его стоимость. Да и стоимость запуска легкого спутника обходится дешевле.

Навигация всюду

В настоящее время количество космических стартов в мире гораздо ниже, чем в 1970–1980-е годы. В первую очередь это обусловлено значительным повышением живучести КА. Нормальный срок работы спутников на орбите – 15–20 лет. Больше не требуется, поскольку спутник к этому времени неизбежно морально устареет.

Среди космических аппаратов военного назначения доля спутников связи составляет 52,8%, разведки и наблюдения – 28,4%, навигационные спутники занимают 18,8%. Но именно сектор навигационных спутников имеет устойчивую тенденцию к росту.

В настоящее время орбитальная группировка навигационных спутников США системы NAVSTAR GPS насчитывает 31 космический аппарат, все работают по предназначению. С 2015 года планируется замена группировки на спутники третьего поколения в рамках развития системы до уровня GPS III. ВВС США планируют приобрести в общей сложности до 32 космических аппаратов GPS III.

Роскосмос предполагает к 2020 году выйти на точность определения координат по системе ГЛОНАСС на менее чем в 10 см, сообщил глава ведомства Владимир Поповкин на заседании правительства РФ, где рассматривалась космическая программа до 2020 года. «Сегодня точность измерения – 2,8 метра, к 2015 году мы выходим на 1,4 метра, к 2020 году на 0,6 метра», – заявил руководитель Роскосмоса, отметив, что «с учетом тех дополнений, которые сегодня реализованы, по сути, это будет менее 10 сантиметров точность». Дополнения – это- наземные станции дифференциальной коррекции навигационного сигнала. Одновременно должна проходить замена нынешней орбитальной группировки ГЛОНАСС на космические аппараты следующего поколения, число которых будет доведено до 30.

Свою навигационную систему создает Евросоюз совместно с Европейским космическим агентством. Планировалось в 2014–2016 годах создать группировку из 30 КА – 27 работающих в системе и 3 резервных. В связи с экономическим кризисом эти планы могут сдвинуться на несколько лет.

Миниатюризация – новый тренд космонавтики
Китайский спутник "Бэйдоу". Источник: kp.by


В 2020 году КНР намерена завершить создание национальной системы спутниковой навигации «Бэйдоу». Система была запущена в коммерческую эксплуатацию 27 декабря 2012 года как региональная система позиционирования, при этом орбитальная группировка составляла 16 спутников. Это обеспечивало навигационный сигнал на территории Китая и сопредельных стран. В 2020 году должны быть развернуты 5 КА на геостационарной орбите и 30 спутников вне геостационарной орбиты, что позволит покрыть навигационным сигналом всю территорию планеты.

В июне 2013 года Индия намерена запустить с космодрома на острове Шрихарикота вблизи южной части побережья штата Андхра-Прадеш первый навигационный спутник своей национальной системы IRNSS (Indian Regional Navigation Satellite System). Вывод на орбиту будет осуществлен индийской ракетой-носителем PSLV-C22. Второй спутник планируется вывести в космос до конца 2013 года. Еще пять запустят в 2014–2015 годах. Таким образом будет создана региональная навигационная спутниковая система, покрывающая индийский субконтинент и еще около 1,5 тыс. км от его границ с точностью до 10 м.

Миниатюризация – новый тренд космонавтики
Индийская ракета-носитель PSLV. Источник: Gestalt Publications


Своим путем пошла Япония, создавая Quasi-Zenith Satellite System (QZSS, «Квазизенитная спутниковая система») – систему синхронизации времени и дифференциальной коррекции навигационного сигнала GPS для территории Японии. Эта региональная спутниковая система предназначена для получения более высокого качества позиционного сигнала при использовании GPS. Отдельно она не работает. Первый спутник Michibiki был выведен на орбиту в 2010 году. В ближайшие годы планируется вывести еще три. Сигналы QZSS будут покрывать Японию и западную часть Тихого океана.

Мобильник на орбите

Микроэлектроника, пожалуй, стала самым стремительно развивающимся направлением среди современных технологий. Samsung Electronics, Apple и Google буквально в ближайшие месяцы готовы представить «умные» часы-компьютер. Стоит ли удивляться, что космические аппараты становятся все миниатюрнее. Новые материалы и нанотехнологии делают космические приборы компактнее, легче и экономичнее в энергопотреблении. Можно считать, уже наступила эпоха малых космических аппаратов. В зависимости от веса они сейчас делятся на следующие категории: до 1 кг – «пико», до 10 кг – «нано», до 100 кг – «микро», до 1000 кг – «мини». Еще 10 лет назад микроспутники в 50–60 кг казались выдающимся достижением. Сейчас всемирный тренд – наноспутники. Их запущено в космос уже более 80 штук.

Так же как производство и разработка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ведутся во многих странах, которые раньше даже не помышляли о собственной авиапромышленности, так и конструирование наноспутников ведется сейчас во многих университетах, лабораториях и даже отдельными любителями. Тем более что стоимость таких аппаратов, собранных на основе готовых элементов, оказывается чрезвычайно низкой. Порой базой конструкции наноспутника служит обычный мобильный телефон.

Из Индии отправлен на орбиту смартфон, использованный в качестве основы экспериментального спутника Strand-1 в рамках проекта «Сат-смартфон». Спутник разработан в Великобритании совместно Космическим центром Университета Суррея (SSC) и компанией Surrey Satellite Technology (SSTL). Вес аппарата – 4,3 кг, размеры – 10х10х30 см. Помимо смартфона аппарат содержит обычный набор рабочих компонентов – системы энергопитания и управления. На первом этапе управлять спутником будет стандартный бортовой компьютер, затем эту функцию полностью возьмет на себя смартфон.

Операционная система Android с рядом специально разработанных приложений позволяет провести ряд экспериментов. С помощью приложения iTesa будут регистрироваться значения магнитного поля во время движения спутника. С помощью другого приложения встроенная камера станет делать снимки, которые будут передаваться для публикации в Facebook и Twitter. И это только малая часть исследовательской программы. Миссия продлится шесть месяцев. Возвращение на Землю не предусматривается. Космонавтика перестала быть уделом избранных.

Миниатюризация – новый тренд космонавтики

Проекты наноспутников


Самый важный вывод: военные и космические технологии уже не являются локомотивом развития гражданской промышленности. Как раз наоборот – гражданские наукоемкие разработки позволяют развиваться военно-космической технике. Доходы компаний, производящих товары массового спроса, многократно превышают доходы оборонных корпораций. Лидеры мировой электроники могут тратить миллиарды долларов на новые разработки. А сильная конкуренция заставляет делать все в кратчайшие сроки.

Наноспутники наступают

В 2005 году российский космонавт Салижан Шарипов с борта Международной космической станции просто метнул рукой в космос первый российский наноспутник ТНС-1. Аппарат весом в 4,5 кг был создан всего за год в РНИИ космического приборостроения на деньги предприятия. В сущности, что такое спутник? Это прибор в космосе!

Дешевый ТНС-1 в эксплуатации оказался вообще почти бесплатным. Ему не требовались Центр управления полетами, огромные приемопередающие антенный, анализ телеметрии и многое другое. Управлять им можно было с помощью ноутбука, сидя на скамеечке в парке. Эксперимент показал, что с помощью мобильной связи и Интернета можно управлять космическим объектом. А еще летно-конструкторские испытания прошли 10 новых узлов аппаратуры. Если бы не наноспутник, их пришлось бы испытывать в составе бортовой аппаратуры одного из будущих КА. А это потеря времени и большие риски.

ТНС-1 стал серьезным прорывом. Речь могла идти о создании тактических космических систем на уровне едва ли не командира батальона, вроде малых тактических беспилотников. Недорогой аппарат, собираемый в нужной конфигурации в течение нескольких дней и запускаемый легкой ракетой с самолета-носителя, мог показать командиру поле боя, обеспечить связь и автоматизированную систему управления тактическим звеном. Подобные КА могли бы здорово помочь во время локального конфликта в Южной Осетии и на Северном Кавказе.

Еще одно важное направление – ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. А также их предупреждение. Дешевые наноспутники со сроком действия несколько месяцев могли бы показывать состояние ледовой обстановки в конкретном регионе, вести учет лесных пожаров, отслеживать уровень воды в половодье. Для оперативного контроля можно запускать наноспутники непосредственно над территорией природных бедствий, чтобы следить в онлайне за изменениями обстановки. А то получилось, что космоснимки Крымска после наводнения МЧС РФ получило в качестве благотворительной помощи из США.

В перспективе следует ожидать внедрения наноспутников в боевые системы передовых армий мира, прежде всего США. Наиболее вероятно не одиночное использование, а запуск малых КА целыми роями, куда войдут спутники разного назначения – связи, ретрансляции, зондирования земной поверхности в разных волновых диапазонах, радиоэлектронного противодействия, целеуказания и т.д. Это значительно расширит возможности ведения бесконтактной войны.

Если одним из основных трендов развития космических аппаратов военного назначения окажется миниатюризация, прогноз увеличения рынка военных сателлитов провалится. Наоборот, произойдет его уменьшение в денежном выражении. Впрочем, аэрокосмические корпорации постараются не упустить прибыль и затормозить малоразмерных конкурентов. В России это удалось. Производители тяжелых спутников пролоббировали запрет РНИИ космического приборостроения создавать космические аппараты. Только сейчас снова пошла речь о запуске наноспутника ТНС-2, готового еще восемь лет назад.

Потребность в тяжелых энергоемких КА на околоземных орбитах продолжает сокращаться. Тем более что и наземная аппаратура пользователей становится все более чувствительной и экономичной.

Тяжелые спутники в основном останутся прерогативой ученых. Космические телескопы, съемочная аппаратура высокого разрешения, автоматические станции для изучения планет по-прежнему будут изготавливаться и запускаться в интересах всего человечества.

Национальные программы станут делать упор на более дешевые КА, пригодные для массового производства и оперативного использования. Пример БПЛА, резко вошедших в боевые системы развитых государств, наглядно в этом убеждает. Буквально десятилетия хватило, чтобы ударно-разведывательные БПЛА заняли свое место в ВВС США и их союзников. Можно не сомневаться, что к 2020 году облик орбитальных группировок изменится столь же радикально. Появятся целые рои пико- и наноспутников.

Сейчас речь уже идет о фемтоспутниках массой до 100 г. Если компьютеры уменьшаются до размеров наручных часов, то и спутники подобной размерности скоро появятся.
Автор: Виктор Мясников
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Сынок 29 марта 2013 14:27
    Где то встречал, что можно сделать спутники по 50 грамм... Запускается ракета -носитель и на определенных орбитах высыпает гайки, болты и т.д...
    И, все..!!! Кто не спрятался, мы не виноваты...
    Сынок
    1. iCuD 29 марта 2013 23:32
      50 грамм? это не реально даже с самыми современными технологиями. Не, ну конечно можно запустить и простые пиликающие болванки(и то они будут весить минимум от 200 грамм)
      Однако соглашусь, сама идея:
      Цитата: Сынок
      на определенных орбитах высыпает гайки, болты и т.д...
      которые между прочим будут соединены некой беспроводной сенсорной сетью очень актуальна.
      1. Сынок 29 марта 2013 23:46
        Благодарю..! Но, должен покаяться... Идея с гайками, рассматривалась у нас в СССР как ответ на СОИ... А что, гайка на 20 , весит больше 50 грамм..?
        Сынок
  2. astra 29 марта 2013 21:06
    Интересная статья, чем меньше размер и масса и меньше стоимость выведения полезного груза в космос
  3. elmir15 29 марта 2013 21:10
    Чем больше в космосе аппаратов, да ещё маленького размера, тем со временем трудней будет уворачиваться от столкновениё
    1. Sirocco 30 марта 2013 10:45
      Не в бровь а в глаз. Мало там мусора летает. Ну ладно когда студенты соответствующих ВУЗов этим балуются. Но когда США на эту галиматью провоцируют, это уже слишком. Глупо.
  4. негоро 31 марта 2013 17:39
    Все уже поехали и только Роскосмос все ещё запрягает
    негоро
  5. Gonoriy 20 марта 2016 13:18
    Прогресс не остановить.Вопрос во времени и деньгах.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня