«Конструктор» для ВВС США: показаны кадры создания истребителя F-35 из двух потерпевших аварии бортов

25 480 36
«Конструктор» для ВВС США: показаны кадры создания истребителя F-35 из двух потерпевших аварии бортов

После более чем года работы инженеры и специалисты по техническому обслуживанию из ВВС США и концерна Lockheed Martin успешно провели испытательный полёт истребителя F-35A, собранного из частей двух повреждённых машин, показав соответствующие кадры. Этому «конструктору», к созданию которого приступили в 2023 году, присвоили прозвище «птица Франкенштейна» (Franken-Bird).

Как указывается в издании Flight Global, перед началом работ компания Lockheed потратила несколько лет на анализ их целесообразности.



Когда мы получили аппарат [ставший основой для «конструктора»], он был практически непригоден для полётов

- пояснили пилоты.



Оба планера были повреждены в результате отдельных аварий. Носовая часть F-35 с номером AF-211 не подлежала восстановлению, когда в 2020 году у самолёта оторвалась передняя стойка шасси. Она была заменена аналогичной секцией борта, взятой у F-35 под номером AF-27, у которого в 2014 году выгорел двигатель.



ВВС озаботились сборкой «конструктора» в качестве эксперимента, чтобы выяснить, можно ли применять такой подход для восстановления машин.



Нам нужно было выполнить множество задач, которых мы раньше не делали

- отметили специалисты.



После успешного испытательного полёта «новый» F-35A был доставлен на сборочный завод Lockheed в Форт-Уэрте, штат Техас, для окончательной сертификации. В конечном итоге машина вернётся на авиабазу Хилл для службы в 4-й истребительной эскадрилье ВВС США.



Несмотря на то, что создание Franken-Bird было технически сложным и трудоёмким, ВВС отмечают, что это позволило значительно сэкономить средства. Как пояснили в командовании, на восстановление было потрачено менее $6 млн, в то время как новый F-35A стоит не менее $80 млн.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    11 февраля 2025 13:01
    Видимо не просто так США углубляют отношения с Арменией, не бит, не крашен)
  2. +5
    11 февраля 2025 13:02
    Развлекаются инженеры)) на ютубе наверно еще шоу свое завели, типа "Разрушителей легенд".
    1. +5
      11 февраля 2025 13:23
      Цитата: KukuRuzvelt
      Развлекаются инженеры))
      Сроки, конечно, впечатляют - даже эээстоооннннские авиаттэххники ржут в голос от таких скоростей.
      Такое ощущение, что это просто команда каких-то энтузиастов развлекается на досуге - мужики в труселях как бы намекают на формат не заводского восстановления самолёта, а съёмки телешоу под пивас по выходным.
      1. -4
        11 февраля 2025 19:28
        Взгляд из Беларуси.
        Сроки, конечно, впечатляют - даже эээстоооннннские авиаттэххники ржут в голос от таких скоростей.

        Сроки говорите?
        Вам напомнить сколько на сегодняшний день произведено F-35?
        Больше 1000 машин.
        А сколько сейчас сделано Су-57?
        22 машины.
        Ребята могут и поразвлекаться.
        1. +4
          11 февраля 2025 22:13
          Цитата: Сергей Тишков
          А сколько сейчас сделано Су-57?
          22 машины.

          Хватит Чушь пороть , ей уже больно .
          На конец декабря 2024 г. в строю было минимум 42 Су-57 (но возможно что и 44) . В этом году ожидается ещё 30 шт. , при этом уже с двигателем "промежуточного этапа" (тот же АЛ-41Ф1С , но уже более экономичен и с ещё большим ресурсом - утверждается что уже 6000 моточасов вместо прежних 4000) . С 2027 г. обещают уже двигатель 2-го этапа .
          Объёмы и темпы выпуска продолжают наращиваться , дооснащаются новые производственные и сборочные цеха , заключено несколько контрактов на поставку Су-57Э зарубежным партнёрам . Готовится контракт с Индией , общая потребность которой в таких самолётах минимум 300 шт. Для ВКС планируется закупить так же не менее 300 шт.
          После запуска второй сборочной линии в год будет выпускаться не менее 60 таких самолётов . Плюс поставки Су-57Э машинокомплектами в Индию , ибо собирать б0льшую часть заказанной партии они будут у себя из наших комплектов .
          Цитата: Сергей Тишков
          Ребята могут и поразвлекаться.

          А как лётчику то будет весело летать на таком Франкенштейне ... Наверное очередь встанет .
          1. -5
            11 февраля 2025 23:36
            Взгляд из Беларуси
            Цитата: bayard
            На конец декабря 2024 г. в строю было минимум 42 Су-57 (но возможно что и 44) .

            С начала производства в 2020 году на конец 2023 года вместе с прототипами произведено 22 шт. У вас есть доступ к совсекретной информации о количестве произведенных машин данного типа за 2024 год?

            Цитата: bayard
            В этом году ожидается ещё 30 шт.

            А почему сразу не написать что все 50?


            Цитата: bayard
            Готовится контракт с Индией , общая потребность которой в таких самолётах минимум 300 шт.

            А индийцы про это в курсе?
            У вас прямой доступ к переговорам делегаций на Aero India 2025, которые проходят прямо сейчас с 10 по 14 февраля? laughing
            1. +2
              12 февраля 2025 08:32
              Цитата: Сергей Тишков
              С начала производства в 2020 году на конец 2023 года вместе с прототипами произведено 22 шт.

              Это правильная цифра на тот момент .
              Цитата: Сергей Тишков
              У вас есть доступ к совсекретной информации о количестве произведенных машин данного типа за 2024 год?

              У меня есть доступ к открытой , но специализированной информации , что по планам на 2024 г. было поставка до конца года 24 Су-57 . Но в реале до плана немного не дотянули . Во второй половине появилась поправка , что поставлено будет 22 самолёта , но уже в декабре говорилось о 20 шт. Это конечно меньше чем было по плану , но тем не менее парк Су-57 за прошлый год практически удвоился . Поэтому и названа цифра на сегодня - не менее 42-44 шт. Хотя может уже и больше . Ибо уже февраль .

              Цитата: Сергей Тишков
              Цитата: bayard
              В этом году ожидается ещё 30 шт.
              А почему сразу не написать что все 50?

              Потому что с 2025 г. по плану выход темпов производства нового цеха на "плато" (расчётную производительность) - по 30 самолётов в год .
              Ещё один такой же новый цех\сборочная линия сейчас заканчивает оснащение и вскоре так же даст свою продукцию . Именно поэтому и начали заключать экспортные поставки .
              Цитата: Сергей Тишков
              А индийцы про это в курсе?

              Индейцы уже обгрызли себе локти за прежние пляски с "Рафалями" и собственными разработками . Именно поэтому все причастные к контрактам по "Рафалям" в Индии уже сидят , а Моди ещё во время саммита в Казани очень сильно интересовался возможностью закупки в России как Су-57Э , так и перспективного Су-75 , который у нас ещё даже не взлетел .
              Цитата: Сергей Тишков
              У вас прямой доступ к переговорам делегаций на Aero India 2025, которые проходят прямо сейчас с 10 по 14 февраля?

              Нет , я просто умею правильно пользоваться доступной информацией . Ничего действительно секретного я бы Вам точно не сказал . Всё что пишу есть в открытом доступе .
              Цитата: Сергей Тишков
              Взгляд из Беларуси

              А где Ваша "Беларусь" находится ?
              В Польше ?
              В\на уКраине ?
              Может в Англии или Литве ?
              Грубо и глупо работаете .
              1. -1
                12 февраля 2025 12:44
                Взгляд из Беларуси.
                Цитата: bayard
                А где Ваша "Беларусь" находится ?
                В Польше ?
                В\на уКраине ?
                Может в Англии или Литве ?

                Моя Беларусь находится в Беларуси.
                Посмотрите мой профиль на ВО.

                Цитата: bayard
                Грубо и глупо работаете .

                Применяете "убойный" аргумент когда чужое мнение не совпадает с вашими хотелками?
  3. -3
    11 февраля 2025 13:06
    Судя по тому как ездят конструкторы по дорогам-разваливаясь,также будут и летать.
  4. HAM
    +8
    11 февраля 2025 13:09
    Вот и опыт владивостокских умельцев пригодился....
    Главное-чтоб в полёте из одного два не получилось..... laughing
    1. +1
      11 февраля 2025 13:16
      «Конструктор» для ВВС США... И детское счастье для летчика!
      *Бьюсь об заклад, он в юности обожал "Лего-техникс" hi
  5. +4
    11 февраля 2025 13:12
    В гражданской авиации такое практикуется уже давно, например, могут повторно использовать крыло затоталенного борта.
    1. +1
      11 февраля 2025 14:08
      В гражданской авиации такое практикуется уже давно, например, могут повторно использовать крыло затоталенного борта.

      да и не только крыло...
      они видимо у нас на стажировке побывали
  6. +1
    11 февраля 2025 13:13
    Носовая часть F-35 с номером AF-211 не подлежала восстановлению, когда в 2020 году у самолёта оторвалась передняя стойка шасси. Она была заменена аналогичной секцией борта, взятой у F-35 под номером AF-27, у которого в 2014 году выгорел двигатель.
    Как тут защитнички писали и двигатель надежен и стойка передняя не подворачивается laughing Балаболы блин комнатные
  7. +3
    11 февраля 2025 13:15
    По какому поводу возбуждение? Нормальное дело: над БОЕВЫМ самолётом экспериментируют, что делать при повреждениях.
    на восстановление было потрачено менее $6 млн, в то время как новый F-35A стоит не менее $80 млн.

    вот и молодцы, не грех поучиться. А если бы они это сделали не в заводских условиях, а на авиабазе — вообще были бы "респект и уважуха".
  8. +2
    11 февраля 2025 13:15
    Летчики- народ суеверный! Кто же на нем летать согласится? Только приказ!
    1. 0
      11 февраля 2025 13:34
      Цитата: Лимон
      Летчики- народ суеверный! Кто же на нем летать согласится? Только приказ!

      Подарите мне, я полетаю с удовольствием.
      1. +2
        11 февраля 2025 13:41
        Цитата: faridg7
        Подарите мне, я полетаю с удовольствием
        А я продам... wink
        1. 0
          11 февраля 2025 13:47
          Ненене, это не тот самолёт, который хотелось бы приобрести. На халяву- не откажусь, а за деньги- увольте
    2. +1
      11 февраля 2025 14:09
      Кто же на нем летать согласится?

      а пассажиры то не знали...
  9. +6
    11 февраля 2025 13:18
    Нормальный подход. Прям как наши техники в период Великой Отечественной, из нескольких повреждённых единиц собирали один и он шёл в бой. В основном это относилось к танкам, но и с самолётами бывало... Так что это нормальное явление...
    1. 0
      11 февраля 2025 15:03
      Цитата: Fitter65
      Так что это нормальное явление...

      Нормальное явление в период войны уровня 2-й Мировой.
      1. 0
        11 февраля 2025 16:07
        Цитата: Васян1971
        Нормальное явление в период войны уровня 2-й Мировой.

        А в современной войне ремонт и восстановление повреждённой техники не нужен?
        1. -1
          11 февраля 2025 16:54
          Цитата: Fitter65
          А в современной войне ремонт и восстановление повреждённой техники не нужен?

          Нужен. Но одно - танк восстановить/отремонтировать через каннибализм, в условиях полномасштабной войны, а другое - кадавров плодить. Это, ведь не от хорошей жизни. Сначала потренировались бы на кошках.©
          А с другой стороны, конечно, - богатых не понять...
  10. 0
    11 февраля 2025 13:23
    «Конструктор» для ВВС США
    В Биллунде, наверное, у датчан стажировались... lol
    Те - знатные затейники по конструкторам!
  11. +1
    11 февраля 2025 13:26
    Менее 6 миллионов за 2 года работы плюс еще предстоящая сертификация? "Сомневаюсь я однако" (Многолетний опыт работы с американцами не даёт поверить)
    1. -1
      11 февраля 2025 14:10
      предстоящая сертификация?

      а что сертифицировать собрались?
      1. 0
        11 февраля 2025 16:17
        После успешного испытательного полёта «новый» F-35A был доставлен на сборочный завод Lockheed в Форт-Уэрте, штат Техас, для окончательной сертификации.
        Для допуска к эксплуатации. Так называемый сертификат летной годности.
  12. +1
    11 февраля 2025 13:28
    Наверняка некоторые комментаторы усмотрят повод постебаться над США.
    И напрасно...
    1. +4
      11 февраля 2025 13:46
      У нас ТЭЧевские за две ночи переклепали воздухозаборники от донора на двадцать девятом,а вы про два года...
  13. +1
    11 февраля 2025 14:58
    В конечном итоге машина вернётся на авиабазу Хилл для службы в 4-й истребительной эскадрилье ВВС США.

    Интересно, кому такое "счастье" прива́лит? На соломинках жребий тянуть будут?
  14. -2
    11 февраля 2025 15:23
    Наверное я огорчу уКря-патриотов. Но подобным технологиям сто лет в обед. И родом они с начала массового производства самолётов.
    В авиации он получил термин "каннибализм". Широко применялся во время ВОВ, да и в мирное время тоже.
    1. +3
      11 февраля 2025 16:07
      Подобным способом даже корабли ремонтировали.
      ЭМ "Zubian" собрали из двух наполовину повреждённых ЭМ - нос от "Zulu", корма от "Nubian".
      У нас были ЭМ "Володарский" с носом от однотипного "Орфея" (результат флотские остряки прозвали "Орфодарский"), ЭМ "Сторожевой" пр. 7У с носовой частью (по первую трубу) из конструкций ЭМ пр. 30 и КР "Молотов" пр. 26-бис с кормой от "Фрунзе" пр. 68. Нашим корабельным докторам Франкенштейнам не мешало даже то, что донор относился к другому проекту. smile
      1. 0
        11 февраля 2025 19:46
        Подобным способом даже корабли ремонтировали.


        Есть ещё так называемый обратный "каннибализм". Это когда борт отправляют на капитальный ремонт, то со всей части снимают агрегаты у которых заканчивается ресурс. Главное машину на ремонт спихнуть.
        Был у нас один случай, перегоняли с Оломоуца (ЧССР) Ми-24 на КВР в 419 АРЗ. Долетели до Божего Дара и по погоде застряли. А у нас по лопастям календарный ресурс заканчивался. Ничего страшного, даже если бы немного просрочили.
        Но на нашу беду, там при штабе армии наш бывший инженер эскадрильи служил. Как специалист, грамотный, но как человек по жизни, наивный .
        Каким-то образом он это прознал и решил помочь блин. Выбил нам новенькие лопасти. И мы ещё три дня потом корячились, лопасти переставляли, работы по соконустности выполняли, машину облётывали. А на заводе на нас как на дураков посмотрели.
  15. 0
    11 февраля 2025 16:23
    А, вообще, о чем заметка??? Не о чем, дельного, написать? Ну собрали, ну сертифицировали??? Достаточно хороший опыт на будущее... Советские ВВС, в годы войны 1941-1945 гг., занимались аналогичным... И не было ни какой иронии и скепсиса... Американцы работают на опережение: авиационная техника стала дорогой, "штучной"... Есть вариант использования и "конструкторов", если уметь и хотеть считать деньги налогоплательщиков...
  16. -2
    12 февраля 2025 06:00
    Обыкновенны конструктор, если битые машины так собирают, то почему не собрать самолёт при наличии тех. документов. Потом впарят туркам или израилевке. Шутка, но с долей правды.