Украинская Рада одобрила решение о покупке у Болгарии двух российских реакторов для Хмельницкой АЭС

15 592 55
Украинская Рада одобрила решение о покупке у Болгарии двух российских реакторов для Хмельницкой АЭС

На Украине проявляют себя странности подхода к процессу «десоветизации». Оказывается, снос памятников Ленину и переименованию улиц Гагарина – это одно, и это власти проводят «с задором», а вот промышленность – совсем другое. В этом случае «десоветизация»/дерусификация никак не выходит ни у Банковой, ни у украинских компаний.

Так случилось, например, с атомной промышленностью. Ещё несколько лет назад на Украине всерьёз говорили о том, что от реакторов советского (российского) образца на АЭС страны необходимо избавляться. Теперь, после ряда нештатных ситуаций с западными топливом, решили, что «спешить не надо».



Сегодня стало известно, что украинские законотворцы одобрили инициативу по выделению 0,6 млрд долларов на покупку атомных реакторов российского производства у Болгарии. То есть, одна страна с деиндустриализацией на марше собирается купить реакторы у другой такой страны.

Эта два реактора планируется использовать на Хмельницкой АЭС.

Для справки: в Болгарии есть действующая АЭС «Козлодуй». Ей 50 лет. Число эксплуатируемых реакторов – два из шести существующих. При этом в Болгарии имеется и недействующая атомная электростанция. Это АЭС «Белене», состоящая из двух энергоблоков как раз таки с российскими реакторами.

Примечательно, что в Болгарии даже проводили референдум о том, продолжать ли строительство этой АЭС. И, несмотря на то, что большинство проголосовавших высказались за достройку станции, власти приняли решение строительство остановить. Дело было в 2012 году. Тогда не последнюю роль сыграло давление со стороны Брюсселя и авария на японской АЭС «Фукусима».

Официальная София, объясняя решение пойти против волеизъявления народа, заявила, что «явка была слишком маленькой, поэтому результаты референдума учесть нельзя». Типичный вариант «демократии».

По всей видимости, именно реакторы с АЭС «Белене» и хочет приобрести Украина. Но только в Киеве пока не говорят, будут ли они платить болгарам свои деньги или же «постараются убедить» в необходимости передать им реакторы в качестве «демократической безвозмездной помощи».
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 февраля 2025 15:46
    отказ от того, что поддерживает идеологию СССР и яркую память о нём...а на чём можно заработать или чем сражаться - то не в счёт
    1. +20
      11 февраля 2025 16:08
      По теме этих старых реакторов уже прошлись практически все профильные специалисты как в самой Украине так и в других странах, и в частности в России.

      Всем понятно одно, что это чистой воды распил, если конечно он состоится.
      Болгары даром их не отдадут, потому что им пришлось заплатить за них Росатому что-то около 1 миллиарда зелёных.
      Просто установить их на Хмельницкую АЭС потребуется порядка 5-7 миллиардов зелёных под строительство реакторных залов.
      Но самое главное в том, что Росатом ВВЭР-1000, которые у болгар, уже не выпускает и все сопутствующие детали и механизмы к ним никто сейчас специально для Украины делать не будет.
      Так что весь пыл чиновничьего аппарата Украины рассчитан лишь на то, что им удастся обмануть США и ЕС и те выделят им деньги на покупку этого металлолома. Пусть пробуют, они похоже уже не знают есть ли жизнь без обмана. laughing
      1. +2
        11 февраля 2025 16:58
        кредо
        Сегодня, 16:08
        По теме этих старых реакторов уже прошлись практически все профильные специалисты как в самой Украине так и в других странах, и в частности в России.

        Всем понятно одно, что это чистой воды распил, если конечно он состоится.
        Болгары даром их не отдадут, потому что им пришлось заплатить за них Росатому что-то около 1 миллиарда зелёных.
        Просто установить их на Хмельницкую АЭС потребуется порядка 5-7 миллиардов зелёных под строительство реакторных залов.
        Но самое главное в том, что Росатом ВВЭР-1000, которые у болгар, уже не выпускает и все сопутствующие детали и механизмы к ним никто сейчас специально для Украины делать не будет.
        Так что весь пыл чиновничьего аппарата Украины рассчитан лишь на то, что им удастся обмануть США и ЕС и те выделят им деньги на покупку этого металлолома. Пусть пробуют, они похоже уже не знают есть ли жизнь без обмана. laughing


        hi В дополнение ко всему сказанному "Росатом" в международных экспортных контрактах обязательно забивает статьи о невозможности перепродажи собственности третьей стороне без согласования с Ген.подрядчиком по аналогии с поставками вооружений на экспорт. soldier
      2. -2
        11 февраля 2025 16:59
        Росатом ВВЭР-1000, которые у болгар, уже не выпускает
        -так больше чем сам голый реактор, насос, и теплообменник вряд ли что им ещё понадобится! Всё управление -аппаратура Вестингауза, их же топливо, турбины -Сименс, а бетонный корпус -отольют и сами! Вот только владеть реакторами будет вряд ли Украина -слишком много желающих на Западе продавать и контролировать электроэнергию...
        1. +2
          12 февраля 2025 05:06
          -так больше чем сам голый реактор, насос, и теплообменник вряд ли что им ещё понадобится! Всё управление -аппаратура Вестингауза, их же топливо, турбины -Сименс, а бетонный корпус -отольют и сами!
          "Приколхозить" блок разработанный под конкретную станцию на другую АЭС, ну такое себе решение...........
          А по поводу что ВВЭР-1000 уже не выпускается........... я 20 лет отработал на ЭГП-6, уже нет тех предприятий которые выпускали под них оборудование, да и сама тема графито-водных реакторов канального типа на тепловых нейтронах с естественной циркуляцией давно заглохла и распространения не получила, однако реакторы работают(уже 50 лет) и по графику проводятся плановые ремонты.......
          1. 0
            12 февраля 2025 10:48
            тема графито-водных реакторов
            А вы с РБМК не попутали?
            1. 0
              13 февраля 2025 12:10
              А вы с РБМК не попутали?
              Нет,не попутал.ЭГП-6 (Энергетический Гетерогенный Петлевой реактор с 6 петлями циркуляции теплоносителя) стоят только на Билибинской АЭС, три блока, Блок 1 остановлен в 2019 году. РБМК вроде бы имеет почти такое же описание), но это совершенно другая реакторная установка)
      3. +1
        11 февраля 2025 17:11
        а вот промышленность – совсем другое. В этом случае «десоветизация»/дерусификация никак не выходит ни у Банковой, ни у украинских компаний.

        Ну так может стоит помочь... Где там наши "Кинжалы" и "Цирконы" с обеднённым ураном... Пока на Украине остаётся что-то целое., что можно ещё продать, ей будут помогать и за неё будут бороться, а в раздолбанном виде она вряд ли кому-то так сильно будет нужна.... am
    2. +2
      11 февраля 2025 16:58
      Рискну в в очередной раз прослыть "ПРОВИДЦЕМ"
      -хороший повод для существенного увеличения тарифов для населения.
      -создание в Болгарии фирмы-однодневки и 1 млрд. долларов канет в неизвестном,для населения направлении.
      При этом Рада сделала вынужденную и при этом бесплатную рекламу российскому реактору,в частности.
  2. +3
    11 февраля 2025 15:49
    Правильное решение!
    В конце концов... На нашей АЭС должны быть НАШИ реакторы.
  3. +9
    11 февраля 2025 15:51
    Демонтаж и монтаж реакторов и сопутствующего оборудования будут делать специалисты Росатома? lol
    1. +4
      11 февраля 2025 16:02
      Цитата: tralflot1832
      Демонтаж и монтаж реакторов и сопутствующей оборудования будут делать специалисты Росатома?

      Да ни, таких спецов на украинских хуторах, каждый второй. Демонтируют и на металлолом сдадут, ну всё как в Чернобыле.
    2. 0
      11 февраля 2025 16:02
      В серых спецовках с надписью "нейтральный специалист".
  4. +1
    11 февраля 2025 15:52
    И, несмотря на то, что большинство проголосовавших высказались за достройку станции, власти приняли решение строительство остановить.
    "Вы, тут посовещались и я решил"(с) smile
  5. 0
    11 февраля 2025 15:53
    Двойная зрада, так считаю -покупать на АЭС , которая является советским наследием вражеские российские реакторы!!! laughing
    1. 0
      11 февраля 2025 18:43
      Цитата: oleg-nekrasov-19
      Двойная зрада, так считаю -покупать на АЭС , которая является советским наследием вражеские российские реакторы!!! laughing
      Никакой зрады.
      Они реакторы обзовут трофейными и скажут, что трофейным вражеским имуществом пользоваться не западло.

      Вот только пара незаметных вопросов, которые уже сквозили в комментариях выше.
      Откуда брать 600 лямов американских денег - вряд ли болгары захотят "по-дружески" подарить.
      И второе. Реактор для АЭС - это не дизель-генератор и даже не газовый котёл, чтобы "тут взял, сюда поставил". Опять же, деньги. А также время, специалисты, технологии, много чего ещё... У Украины всё это есть?
  6. +9
    11 февраля 2025 15:58
    Мда.... демонтаж не действующих реакторов, незнамо в каком состоянии, выполненный незнамо кем. Транспортировка незнамо на чём. Сборка и монтаж, наладка, выполненные незнамо кем. Загрузка незнамо чего, произведённая незнамо кем. Запуск незнамо кем. Им одного Чернобыля мало? request
    1. KCA
      -5
      11 февраля 2025 16:08
      Сомневаюсь что реакторы полностью заглушены и остыли, кто из умных гейропейцев пустит через свою страну такую подставу? Да и морем стрёмно тоже, перевозка новых реакторов без топлива и то задача не простая, а тут самовар с дровами
      1. +4
        11 февраля 2025 16:21
        Я так понимаю, в Белене АЭС ещё не достроена, а оборудование поставлено. Вообще ещё не запускалась, короче. И из поставленного оборудования что-то хотят смастерить. Может и ошибаюсь конечно request
        1. KCA
          0
          12 февраля 2025 22:11
          Не слышал о выемке промышленного реактора и его перевозке, глушат и оставляют остывать, а уж новый, даже не запущенный вообще геморрой, он уже установлен, залит по кругу бетоном, как его внутри здания достать не повредив, потом перевозка, тоже дело непростое, даже у нас была проблема не так давно, в Беларусь, вроде отправляли реактор, это-ж не реактор ледокола или АПЛ, которые изначально предполагаются к выгрузке
    2. -2
      11 февраля 2025 17:20
      Цитата: Chifka
      Мда.... демонтаж не действующих реакторов, незнамо в каком состоянии, выполненный незнамо кем. Транспортировка незнамо на чём. Сборка и монтаж, наладка, выполненные незнамо кем. Загрузка незнамо чего, произведённая незнамо кем. Запуск незнамо кем. Им одного Чернобыля мало? request

      Вообще то эксплуатанты АЭС знают все о своих реакторах.
      И как монтировать и как перевозить и как запускать.
      Они столько лет работали в системе бывшего советского атома, потом совместно с Росатомом.
      Не надо думать, что эксплуатанты не знают ничего.
      Они о своих реакторах и АЭС знают не меньше росатома.
      1. KCA
        0
        12 февраля 2025 22:19
        А они остались в/на специалисты-ы? Кто поумнее, давно в РФ
  7. +1
    11 февраля 2025 15:58
    Но только в Киеве пока не говорят, будут ли они платить болгарам свои деньги или же «постараются убедить» в необходимости передать им реакторы в качестве «демократической безвозмездной помощи».

    Даже если бы у Киева и были свои деньги то платить они вряд-ли бы стали. Максимум пообещают когда нибудь, может быть, но это не точно расплатиться.
    1. +1
      11 февраля 2025 16:34
      Это анекдот,что ли новый ,про свои деньги у 404?)))
    2. +2
      11 февраля 2025 17:05
      Цитата: Лешак
      Даже если бы у Киева и были свои деньги то платить они вряд-ли бы стали.

      Эта власть "лепит рыло", что им не плевать на то, что осталось от Украины. На самом деле это чистой воды брехня, потому что у власти, этой хунте осталось находиться не более года. Короче, очередные байки для тупых "жителей Украины".
  8. Интересное кино! А, как насчет их состояния после монтажа и демонтажа, после длительного"заброса". Да и как насчет компетенций в плане очередного монтажа? Подозреваю, что это будут две ядреные бомбы в руках скакуасов.
  9. HAM
    +3
    11 февраля 2025 15:59
    Всё ЭТО напоминает слова кота Матроскина:"Чтобы что то продать ненужное,надо это ненужное сначала купить!"... hi
  10. +2
    11 февраля 2025 15:59
    будут ли они платить болгарам свои деньги или же «постараются убедить» в необходимости передать им реакторы в качестве «демократической безвозмездной помощи».

    Да вы что, какой же краинць платит деньги, для них должно всё бесплатно, это же особая нация выращенная англосаксами в инкубаторе.
  11. +4
    11 февраля 2025 16:13
    При этом в Болгарии имеется и недействующая атомная электростанция. Это АЭС «Белене», состоящая из двух энергоблоков как раз таки с российскими реакторами.

    Белене нет АЕС. Там готовая площадка и оборудование из двух реакторов, но АЕС надо строит.
    Сегодня стало известно, что украинские законотворцы одобрили инициативу по выделению 0,6 млрд долларов на покупку атомных реакторов российского производства у Болгарии.

    Речь идет о 0,6 миллиард евро, но глубокие сомнения что незалежная заплатит и одного евроцента.
    Но главное - Еврокомисия сказала что Болгарии использоват ето оборудование нельзя так как оно русское, а вот незалежной можно? Идея Еврокомисии - после окончание СВО Болгария будет покупат електроенергии у незалежной и етими деньгами она платит задолжености к ЕС.
    1. 0
      11 февраля 2025 16:24
      Ох, зря вы под европу легли...
    2. -1
      11 февраля 2025 16:25
      Идея Еврокомисии - после окончание СВО Болгария будет покупат електроенергии у незалежной и етими деньгами она платит задолжености к ЕС.

      без лоха - и жизнь плоха...
    3. +2
      11 февраля 2025 16:38
      Украине, пока она воюет с Россией, можно всё. Видите или не видите, не знаю, что творит Украина, и с пленными, и с террором в отношении гражданских, и с политическими противниками, и ТЦК в отношении своих же граждан и.... очень долго перечислять. Хоть один писк со стороны Европы или США? В ООН? В ОБСЕ? Нет. Им можно всё, пока они убивают русских.
  12. +1
    11 февраля 2025 16:18
    И, несмотря на то, что большинство проголосовавших высказались за достройку станции, власти приняли решение строительство остановить
    Какая все же в Болгарии демократия, однако wink
    1. +5
      11 февраля 2025 16:26
      Какая и везде!
      Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать
      М.Твен
    2. +1
      11 февраля 2025 16:34
      Цитата: Голландец Михель
      Какая все же в Болгарии демократия, однако

      Обычная демократия. request Насколько я помню - был референдум о сохранении СССР. Где нынче СССР?
      1. +1
        11 февраля 2025 16:35
        Цитата: Васян1971
        Где нынче СССР?
        Там же где и демократия wink
        1. +2
          11 февраля 2025 16:37
          Цитата: Голландец Михель
          Там же где и демократия

          Об том и речь. Ихние онучи наших не вонюче.©
  13. 0
    11 февраля 2025 16:32
    А у несостоявшейся финской АЭС реакторы были? Небитые, некрашеные...
    1. +1
      11 февраля 2025 17:52
      Нет. Офисные здания, столовая, склад краски и завод по обработке поверхностей, учебный корпус. Вроде сносят.
      1. 0
        11 февраля 2025 19:26
        Цитата: old_pferd
        Нет.

        Ну, тогда - понятно.
  14. +1
    11 февраля 2025 16:53
    Я так и не понял,реакторы российские или ещё советские?
    1. 0
      11 февраля 2025 19:43
      советские. с 1990 года установлены, но не подключались, ток что - бредом пахнет новость...
  15. 0
    11 февраля 2025 17:39
    Цитата: SovAr238A
    Цитата: Chifka
    Мда.... демонтаж не действующих реакторов, незнамо в каком состоянии, выполненный незнамо кем. Транспортировка незнамо на чём. Сборка и монтаж, наладка, выполненные незнамо кем. Загрузка незнамо чего, произведённая незнамо кем. Запуск незнамо кем. Им одного Чернобыля мало? request

    Вообще то эксплуатанты АЭС знают все о своих реакторах.
    И как монтировать и как перевозить и как запускать.
    Они столько лет работали в системе бывшего советского атома, потом совместно с Росатомом.
    Не надо думать, что эксплуатанты не знают ничего.
    Они о своих реакторах и АЭС знают не меньше росатома.

    Не могу сказать, не спец. Но по моему мнению, установкой и эксплуатацией реакторов занимаются совершенно разные люди.
    С учетом того, что они вроде бы не были установлены и запущены, эксплуатантов там не было, но их можно найти на других АЭС. Но речь идёт о перевозке, монтаже, наладке, запуске. Вы уверены, что этим на данной АЭС дожны были заниматься именно болгарские специалисты, а не сотрудники Российского Росатома? Я вот не уверен. Сейчас-то кто их будет монтировать на окраине?
  16. 0
    11 февраля 2025 17:44
    Интересно, а это как будет физически выглядеть, лично я всегда считал, что реактор для АЭС - это огромное здание с 3,5 м бетонными стенами и кучей разных коммуникаций. Как можно перетащить такое. Или же это просто бред автора статьи и украина купила просто наборы трубок с топливом, а не реактор целиком?
    1. 0
      11 февраля 2025 17:52
      Цитата: Сергей3
      Интересно, а это как будет физически выглядеть, лично я всегда считал, что реактор для АЭС - это огромное здание с 3,5 м бетонными стенами и кучей разных коммуникаций.

      Не путайте реактор и энергоблок, в который этот реактор и устанавливается.
      1. 0
        11 февраля 2025 17:55
        В статье указан именно реактор, а у стационарной АЭС он огромный и неразборный, это у атомных кораблей и подводных лодок его можно транспортировать, на АЭС он на порядок больше.
        1. 0
          11 февраля 2025 18:01
          Цитата: Сергей3
          В статье указан именно реактор, а у стационарной АЭС он огромный и неразборный, это у атомных кораблей и подводных лодок его можно транспортировать, на АЭС он на порядок больше.

          Ясное дело, неразборный.

          Да, он не маленький, но тот же ВВЭР-1000, который для эксплуатации на АЭС "Белене" в "сборном виде" и транспортировали в своё время. Вот он (внутрь его опускают). Вы явно путаете реактор со всем энергоблоком. В любом энергоблоке есть реакторный отсек, куда этот реактор и помещается. И прям "огромным" ВВЭР-1000 вряд ли можно назвать
          1. +1
            11 февраля 2025 18:04
            Это лишь кожух для трубок с топливом. Вот весь реактор.
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              11 февраля 2025 18:11
              Цитата: Сергей3
              Это лишь кожух для трубок с топливом. Вот весь реактор.

              Сразу видно человека, который ни разу не был на атомной станции, даже на экскурсии. Изучите вопрос, если есть желание. Реактор - устройство, в котором происходит ядерная реакция, отсюда и название. Причём тут 3,5-метровые бетонные стены и всё остальное...
    2. 0
      11 февраля 2025 18:03
      это огромное здание с 3,5 м бетонными стенами и кучей разных коммуникаций

      Это называется АЭС или блок АЭС, а ядерный реактор выглядит так:
  17. +1
    11 февраля 2025 18:20
    на покупку атомных реакторов российского производства у Болгарии

    Ну видимо если они покупаются у Болгарии - значит они уже не российские, а болгарские?
  18. 0
    11 февраля 2025 18:34
    деньги вперёд. обманут.
  19. -1
    11 февраля 2025 18:35
    А Россатом разрешил продать ????????
  20. osp
    -1
    11 февраля 2025 19:13
    Где эти реакторы делали неизвестно, но для европейских строек их корпуса вроде в Чехии заказывали на заводах Skoda.
    Вот как с парогенераторами будет ?
    Их ведь Подольск делал.
    Если там есть такие парогенераторы (а их 8 на 2 блока требуется) на этой недостроенной АЭС в Болгарии , то их тоже надо перевозить.
    1. 0
      12 февраля 2025 09:31
      Есть там парогенераторы, наши они, лежат с 2017-го.
      http://atominfo.ru/newsr/y0452.htm