Борьба с безэкипажными катерами: от угрозы к рутине

40 775 65
Борьба с безэкипажными катерами: от угрозы к рутине
Украинский БЭК пытается атаковать российский корабль и попадает под обстрел. Фото Минобороны РФ


В 2022 г. корабли и береговые объекты российского военно-морского флота впервые столкнулись с новой угрозой. Противник применил против них безэкипажные катера-камикадзе. Тем не менее, со временем эту проблему удалось изучить и найти целый ряд способов противодействия и борьбы с нею. При этом имеются возможности и для дальнейшего развития методов и средств борьбы.



Характер угрозы


На вооружении украинских формирований имеются безэкипажные катера (БЭК) ряда моделей. Часть такой техники сконструирована с нуля, тогда как другие образцы строятся на базе доступных плавсредств. Во всех случаях речь идёт о лёгких и достаточно компактных катерах с дистанционным управлением и боевой частью на борту.

Общей чертой всех БЭК противника являются их высокие ходовые качества. При разработке такой техники стараются использовать именно скоростные платформы, за счёт чего пытаются повышать теоретическую эффективность применения. В зависимости от модели, обеспечивается дальность хода в десятки или сотни морских миль.

Для вождения на маршруте используются автоматизированные средства навигации или дистанционное управление. Наведение на цель — только по командам оператора. Связь с удаленным постом управления обеспечивается как радиосистемами напрямую, так и через сервисы спутникового Интернета.


БЭК одного из «украинских» типов. Кадр из репортажа CNN, 2023 г.

БЭК ударного назначения комплектуются осколочно-фугасными боевыми частями массой до нескольких десятков килограммов. С недавнего времени на катерах начали устанавливать оружие для самозащиты. На них ставятся кустарные пусковые установки для ракет «воздух-воздух», взятых у боевой авиации.

При помощи БЭК такого рода противник пытается атаковать разные цели. Известен ряд попыток нападения на важные объекты военной и гражданской инфраструктуры. В частности, Киев неоднократно пытался нанести урон Крымскому мосту. Также осуществлялись нападения на наши корабли. К большому сожалению, часть таких атак была успешной. Впрочем, подавляющее большинство вражеских БЭК удается перехватить и уничтожить на безопасном расстоянии.

Современные методы


С 2022 г. наш ВМФ накопил большой опыт борьбы с безэкипажными катерами и нашёл наиболее эффективные способы и средства для решения таких задач. Теперь министерство обороны регулярно сообщает об успешном уничтожении БЭК в открытом море или на подходе к цели. Кроме того, принимаются и превентивные меры.

Самым радикальным способом борьбы с вражескими БЭК является вычисление и уничтожение связанной с ними инфраструктуры. Российская разведка старается выявить объекты, на которых ведется сборка и подготовка катеров к использованию. Затем доступные ударные средства уничтожают эту цель вместе с находящимися в ней катерами и обслуживающим персоналом.


Графическое изображение гипотетической атаки БЭК на корабль. Графика Hisutton.com

Если БЭК удаётся вывести в море, он становится целью для патрульной авиации. Российские ударные и транспортно-боевые вертолёты несут дежурство в воздухе и осуществляют патрулирование заданных районов. При обнаружении надводных целей они применяют штатное вооружение. Поиск БЭК с воздуха имеет ряд преимуществ: это возможность перехвата на безопасном расстоянии от важных объектов, увеличенная дистанция визуального обнаружения и т.д.

Не позднее 2023-24 гг. к борьбе с БЭК стали привлекать беспилотные летательные аппараты. Например, известно о решении таких задач силами комплекса «Иноходец». Тяжёлый БПЛА осуществляет патрулирование заданного района, ищет надводные цели и применяет по ним штатное ракетное вооружение. Использование беспилотной авиации имеет известные преимущества, и от этой идеи пока не отказываются.

Важную роль в борьбе с БЭК играют надводные корабли и катера. Они тоже ведут патрулирование, ищут и атакуют опасные объекты. Как и вертолёты, корабли и катера могут вести поиск на значительном удалении от своих баз, что значительно увеличивает размеры охраняемых районов. В то же время, надводный флот сам может стать мишенью для атаки.

Важные береговые объекты, которые подвергаются риску нападения со стороны БЭК, получают собственную защиту. Известно о применении боновых заграждений, систем дымопуска, средств радиоэлектронной борьбы и т.д. При помощи этих средств пытаются сорвать наведение БЭК и/или помешать ему выйти к намеченной цели. Крайней мерой являются заграждения, способные вызвать подрыв катера на безопасном удалении от защищаемого объекта.

Средства и системы


Тактики и методы борьбы с БЭК хорошо известны. Кроме того, доступна некоторая информация о применяемых средствах и системах. Более того, открытые сведения даже позволяют примерно оценивать потенциал и возможности применяемых изделий и средств.


Пулемётчик ведёт огонь по вражескому БЭК с борта корабля. Фото Минобороны РФ

Основным способом обнаружения БЭК в открытом море или вблизи берега по-прежнему остается визуальный. Наблюдение осуществляется невооруженным глазом или с использованием биноклей. Кроме того, используются полноценные оптико-электронные станции. Визуальное наблюдение осуществляют личный состав береговых объектов, моряки на кораблях и лётчики.

Высокий потенциал имеет радиолокация. Корабельные или авиационные РЛС способны засекать малоразмерные надводные цели даже на фоне поверхности моря. Они с достаточно высокой точностью рассчитывают координаты цели и обеспечивают применение вооружений. В отличие от визуального способа, радиолокация является в полной мере всепогодной и всесуточной, что даёт понятные преимущества.

Для поражения надводных целей широко используются различные системы. Прежде всего, это крупнокалиберные пулемёты, установленные на кораблях. Они имеют достаточно большую дальность эффективного огня, а также способны уничтожить БЭК буквально одним-двумя попаданиями. Тем не менее, качающаяся надводная платформа ограничивает точность огня и снижает вероятность своевременного поражения катера.

Также используется малокалиберная артиллерия. 30-мм системы различных типов, включая многоствольные, устанавливаются на вертолётах и кораблях. Снаряды этих орудий гарантированно уничтожают любой БЭК с одного попадания. Наличие современных систем управления огнём значительно упрощает решение боевой задач.

Находит применение и управляемое ракетное вооружение. Так, ранее демонстрировалось поражение катера ракетой Х-БПЛА, запущенной беспилотником «Иноходец». Ракета, построенная на основе изделия «Корнет», без труда догнала, поразила и уничтожила скоростную надводную цель.


Катер с парой ракет на борту. Фото Telegram / «13 tactical»

В последние месяцы стало известно, что против безэкипажных катеров используются ударные беспилотные летательные аппараты. FPV-беспилотники и барражирующие боеприпасы существующих моделей способны догнать и поразить БЭК. В результате поражения таким оружием катер, как минимум, получает повреждения, несовместимые с дальнейшей работой. Удачное попадание приводит к подрыву БЧ и уничтожению БЭК.

В процессах противодействия катерам находит применение радиоэлектронная борьба. Вражеские БЭК существующих моделей критически зависят от связи и радиосигналов навигации. Подавление соответствующих частот лишает их ориентации в пространстве, а также оставляет без управления. После этого катер превращается в достаточно лёгкую мишень для любых огневых средств.

Следует отметить, что с недавнего времени борьба с БЭК включает не только ударные средства, но и системы защиты. Некоторые катера противника оснащаются ракетами для противодействия авиации. Используются изделия класса «воздух-воздух» с тепловым наведением. Защита от таких угроз осуществляется с помощью ложных тепловых целей и комплексов оптико-электронного подавления. Оба типа средств активно применяются на российских вертолетах.

Угрозы и меры


С 2022 г. украинские формирования регулярно пытаются применять против российских кораблей и береговых объектов свои БЭК. Используются катера целого ряда типов, разработанных за рубежом или при иностранном участии. Техника разных моделей отличается теми или иными особенностями, но при этом имеет общие черты, а также должна решать одинаковые задачи.

Несколько атак с применением БЭК завершились поражением намеченных целей. Эти инциденты продемонстрировали потенциал такой техники, а также указали на необходимость поиска и развития средств и методов защиты от неё. Российские вооруженные силы приняли этот вызов и приступили к соответствующим работам.


БПЛА «Иноходец» уничтожает украинский БЭК. Съёмка с ОЭС беспилотника. Фото Минобороны РФ

Первые результаты были получены в минимально время, вскоре после того, как стало известно о наличии у противника БЭК. Затем методы и средства для борьбы с новой угрозой постоянно развивались. Регулярно появляется информация о новых решениях, причем зачастую в виде демонстрации их успешного применения по реальной цели.

Результаты работы российской армии и флота по борьбе с украинскими и иностранными БЭК хорошо известны. Противник уже потерял несколько объектов, предназначенных для подготовки такой техники к использованию, а подавляющее большинство атак не достигают своих целей. Крупные успехи в поражении важных объектов уже давно не наблюдались.

Таким образом, безэкипажные катера-камикадзе прошли стандартный для любой техники путь. Сначала они были новым ударным средством с достаточно высоким потенциалом, с которым трудно бороться. Затем появились и начали развиваться методы и средства противодействия. Сейчас БЭК перешли в разряд обычных и ожидаемых угроз, а борьба с ними стала рутинной задачей. Вряд ли в этой области произойдут какие-либо прорывы, которые позволят БЭК значительно повысить свою эффективность. В то же время, следует ожидать новые улучшения и усиления средств противодействия, которые вновь ухудшат потенциал катеров.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    12 февраля 2025 05:04
    С 2022 г. наш ВМФ накопил большой опыт борьбы с безэкипажными катерами и нашёл наиболее эффективные способы и средства для решения таких задач.

    И самым эффективным из этих средств стала "ротация" командующего ЧФ.
  2. +1
    12 февраля 2025 05:40
    Классическое противостояние «снаряда и брони» продолжается и тут не важен повод … главное анализ угрозы и выводы для противодействия … судя по последним сводкам по данному типу вооружения противника выводы делаем правильные и эффективность противодействия растет
    1. +6
      12 февраля 2025 05:51
      только вот скорость "делания" выводов удручает, потеряли корабли, истребители и вертолеты, так дела не делаются, кто то должен ответить головой за это
      1. +2
        12 февраля 2025 14:28
        Не припоминаю случаев чтобы кого-то с высоких постов заставляли головой ответить. У нас снимают то обычно за утрату доверия, а не за запарывание основной работы. Максимум на пенсию безбедную отправляют, обычно просто ротируют в другое кресло - совбез, совфед, ректор военной академии и так далее
  3. +3
    12 февраля 2025 05:44
    Кто нибудь в курсе? АК-630 вообще рабочая вещь? в смысле вот стоит пушка 8 ствольная скорострельностью миллион выстрелов в наносекунду, а фото-видео фиксации его применения нет
    1. 0
      12 февраля 2025 07:06
      Цитата: iommi
      АК-630 вообще рабочая вещь?

      Она создавалась для борьбы с воздушными целями,
      1. +2
        12 февраля 2025 07:40
        Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Относится к классу малокалиберных автоматических артиллерийских орудий.
        1. 0
          12 февраля 2025 08:54
          Цитата: Sergey39
          и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

          Тут вопрос в наклоне ствола. Точных цифр я не знаю, но судя по картинкам - использовать их против практически погруженных БЭК-ов проблематично.
          1. 0
            12 февраля 2025 09:36
            интересен сам комплекс в целом, как оно устроено, где сидит стрелок (неужели на фото в статье это и есть стрелок?) оптика на самой башенке там есть вообще? какая она? может она только по радарам работает? ну и правильно подметили конструкция выглядит довольно приплюснутой, минимальная дальность огня какая
            1. +4
              12 февраля 2025 16:30
              Цитата: iommi
              интересен сам комплекс в целом, как оно устроено

              Можете посмотреть на сайте разработчика СУАО - НПО "Карат" - как это должно выглядеть.
              http://www.npo-karat.ru/catalog/11/
              Только учтите, что на флоте стоят самые бюджетные и старые варианты - без ОЭК обнаружения и наведения. Только РЛ-канал (РЛС МР-123) и визирная колонка с кольцевым прицелом, уступающая по функционалу даже американскому директору 40-мм МЗА времён прошлой войны.
          2. +1
            12 февраля 2025 16:27
            Цитата: Dart2027
            Тут вопрос в наклоне ствола. Т

            Угол склонения у АК-630М - минус 8 градусов.
            Углы наведения горизонт/ вертикаль, град.: ± 180/... -8 +82
            © Рособоронэкспорт
            1. -1
              12 февраля 2025 19:28
              Цитата: Alexey RA
              Угол склонения у АК-630М - минус 8 градусов.

              Для борьбы с БЭК-ами маловато. Впрочем не против них и создавалась.
    2. AMG
      +3
      12 февраля 2025 07:58
      Вообще то она 6-ствольная, Легко запоминается, автоматическая, корабельная, калибр 30мм. Принята на вооружение в 1976 году. До нее была АК-230, два ствола, 30 мм. Принята в 1962 году.
    3. 0
      12 февраля 2025 09:36
      У каждой 630ки есть система визуального наведения и наведение по сигналу с комплекса ПВО в который она входит. Если вам не показывают видео-отчет то, вероятнее всего, ваш допуск к гостайне его не предусматривает :))
      А желающие посмотреть работу по надводным целям 630ки- видели как с Петра расстреливали лодки пиратов в Красном море. Короткими очередями по 50 снарядов.
    4. +2
      12 февраля 2025 15:14
      Цитата: iommi
      АК-630 вообще рабочая вещь?..... а фото-видео фиксации его применения нет

      Пулемётчик ведёт огонь по вражескому БЭК с борта корабля. Фото Минобороны РФ

      Судя по фото , "пулеметчик" дистанционно управляет приводами наведения АК-630 "на глаз" через прицел а-ля зенитный прицел ДШК времен ВОВ. В этом - вся суть не слишком большого успеха применения этой пушки по БЭК , хотя она должна сбивать приближающиеся противокорабельные ракеты.
      1. -1
        12 февраля 2025 16:06
        Кринж и анахранизм, неудивительно что пушки они никак себя не проявили
        1. +4
          12 февраля 2025 21:38
          Цитата: iommi
          Кринж и анахранизм, неудивительно что пушки они никак себя не проявили

          Пушка-то хорошая, но вот беда - к оружию нужны прицелы, даже для автомата Калашникова. А без них - они стреляют, конечно, но...
      2. +4
        12 февраля 2025 16:24
        Цитата: старпом Лом
        Судя по фото , "пулеметчик" дистанционно управляет приводами наведения АК-630 "на глаз" через прицел а-ля зенитный прицел ДШК времен ВОВ. В этом - вся суть не слишком большого успеха применения этой пушки по БЭК , хотя она должна сбивать приближающиеся противокорабельные ракеты.

        Так визирная колонка - это вспомогательный канал наведения. Основной канал - радиолокационный, по нему ЗАК и работает по ПКР.
        А колонка - это для работы по целям, которые РЛС не захватывает либо захватывает "не там". Например, при перехвате всяких там нарушителей границы РЛК наведёт АУ по центру отметки, что поставит под удар кубрики и мостик. Поэтому огонь ведут с колонки, по корме.

        Ну и традиционно на вспомогательном канале ВМФ сэкономил. Потому что в полной комплектации у "Багиры" есть оптико-электронный прибор наблюдения для радиолокационных антенн судов (ОЭК, жёстко крепящийся на РЛС - типа "Карата" на антенном посту С-125) и визирная колонка с монитором. И отдельный независимый ОЭК наблюдения и обнаружения "Сфера-02".
        1. +1
          12 февраля 2025 17:19
          Цитата: Alexey RA
          Так визирная колонка - это вспомогательный канал наведения

          Так с его помощью по БЭК то наш флот и работает. Сама система (вспомогательная)ооочень старая , и не предназначалась для ведения боя , о чем свидетельствует полная незащищенность постов наведения с ее помощью при том, что дистанция огня с ее помощью очень не велика. Так , старую всплывшую мину подорвать или браконьеров пугнуть. Суть от этого не меняется - для стрельбы по скоростным , почти погруженным в воду и зачастую атакующим ночью БЭКам она непригодна. Если нет денег на разработку и производство полноценного автоматического наведения по надводным целям , так хотя бы модернизировали этот прицел , поставив оптику с тепловизором и грошовым экраном. В наше время для АК-630 прицел с кольцевым визиром - это позор какой-то!
        2. +1
          12 февраля 2025 17:36
          Цитата: Alexey RA
          у "Багиры" есть оптико-электронный прибор наблюдения

          Судя по тому , что флот ее не поставил , вместо грошовой модернизации предложен чудовищный агрегат с защитой от ядерного взрыва и на чудовищно дорогой отечественной специализированной элементной базе , выпускаемой единичными экземплярами. Телефоны на китайских микросхемах адмиралы таскать не боятся , а прицел за приемлемые деньги модернизировать побоялись.
          1. +2
            13 февраля 2025 11:48
            Цитата: старпом Лом
            Судя по тому , что флот ее не поставил , вместо грошовой модернизации предложен чудовищный агрегат с защитой от ядерного взрыва и на чудовищно дорогой отечественной специализированной элементной базе , выпускаемой единичными экземплярами.

            Что в ТЗ записали - то и получили. smile
            По факту, как я уже писал - это аналог "Карата". Дублирующий оптический канал, жёстко связанный с РЛС. Плюс лазерный дальномер.
            А насчёт защиты... это море. Тут вода, соль, туман, удары и вибрации, личный состав - и неизвестно, что опаснее. Не хотелось бы оказаться в положении "Ринауна" в бою с "Шарлем" и "Гнеем", когда башенную оптику полностью залило водой ( после боя дальномеры осушали несколько дней), а выходные окна главного дальномера раз за разом забивало снегом сразу после очистки.
            1. 0
              13 февраля 2025 17:16
              Да , но на данный момент мы получили, что оптики нет вообще - ни защищенной, ни с алиэкспресса. И проблема защиты от воды и прочего мне кажется преувеличенной - защищенные камеры и тепловизоры даже гражданских версий уже существуют, и даже они были бы лучше, чем кольцевой визир. Советский флот наверняка даже при тогдашнем уровне электроники озаботился бы заменой этого примитива, просто тогда в этом не было необходимости - основное назначение АК-630 было работа по ПКР с наведением по радару ПВО. А сейчас и необходимость есть , и стоить это должно уже на порядки дешевле , чем во времена СССР.
              1. +1
                14 февраля 2025 19:56
                Цитата: старпом Лом
                Да , но на данный момент мы получили, что оптики нет вообще - ни защищенной, ни с алиэкспресса.

                Так это проблема не "Багиры" и не промов. Это проблема Заказчика, который до недавнего времени считал ОЭК и ДУМ буржуазными излишествами, а лучшей обороной от БЭК - верхнюю вахту со стрелковкой, прозревающую оные БЭКи в ночи невооружённым глазом.
                Цитата: старпом Лом
                Советский флот наверняка даже при тогдашнем уровне электроники озаботился бы заменой этого примитива, просто тогда в этом не было необходимости

                У советского флота была живая ОВР. В которой БЭКами, скорее всего, занялись бы береговые вертолётные эскадрильи.
                Я бы скорее поставил на то, что электронно-оптический канал на ЗАК ввели бы для работы по ПКР в условиях применения противником РЭБ. А впрочем, почему "ввели бы" - оптический канал был уже на "Кортике" - крышка оптики хорошо видна над блоком ракет.

                Но вообще, военная машина - штука инерционная. Сначала выдали бы ТТТ, открыли бы тему, затем разработка, опытные образцы, неоднократные испытания - заводские, государственные, выбор победителя конкурса, принятие на вооружение, первая серия, войсковые испытания, доработка.
                1. 0
                  14 февраля 2025 20:17
                  Цитата: Alexey RA
                  Но вообще, военная машина - штука инерционная.

                  Вот поэтому пехота в начале СВО была вынуждена использовать для разведки детские игрушки. Но все же настолько вопиющее свидетельство некомпетентности заставило власть дать пинка военной бюрократии, причем одним пинком дело не ограничилось , пинать пришлось долго и настойчиво. А вот заменить на визирной колонке прицельное приспособление на что то современное - за это матросу наверное трибунал за порчу имущества влепят , а журналистам это убожество последнее время старались не показывать , только шикарные кадры стрельбы из вращающегося блока стволов самой пушки.
    5. +4
      12 февраля 2025 15:50
      "...потопленный у Донузлава МРК "Ивановец", перед тем как его разорвали БЭК-и, расстрелял 4000 одних только 30 мм снарядов, но уничтожить группу просто не смог." (с)
      1. 0
        12 февраля 2025 17:06
        Эти данные следует принять за основу при оценке уровня боевой подготовки на Черноморском флоте?
  4. +1
    12 февраля 2025 08:03
    когда уже на ЧФ появятся КА-52К,с нормальной РЛС и вооружением?вот они бы с БЭК удачно боролись.Стрельба из пулемета по бэк из открытой двери ми-8,не впечатляет
    1. -1
      12 февраля 2025 09:38
      "нормальное вооружение" это 150мм орудие на борту КАшки?
    2. 0
      12 февраля 2025 15:51
      Борьба с БЭК - задача для БПЛА. К чему путем проб и ошибок пришли все-таки. Кажется.
    3. +1
      12 февраля 2025 16:31
      Цитата: next322
      когда уже на ЧФ появятся КА-52К,с нормальной РЛС и вооружением?вот они бы с БЭК удачно боролись.

      А зачем? Те же задачи решают Ми-24 - даже авиации ФСБ.
  5. 0
    12 февраля 2025 09:05
    Почему-то забыли о возможностях подводных лодок с их гидроакустикой. Подводное патрулирование с задачей раннего оповещения о БЭКах. Если не могут для подводных лодок найти применения кроме пуляния Калибров, то отправьте их на иголки, сэкономим на них большие деньги, может вместо лошадей, ослов и верблюдов построим нормальный транспорт для пехоты.
    1. 0
      12 февраля 2025 09:40
      Вертолет потратит на патрулирование 200кг керосина- ПЛ- 20 000кг солярки. по-моему разница видна невооруженным взглядом.
      1. +1
        12 февраля 2025 10:54
        Вертолет потратит на патрулирование

        Где вертолет будет ратрулировать? У Крымского моста? У Новорссийска? А ПЛ может патрулировать в подводном положении у Одессы, например. Я же написал раннего оповещения. А так да, подводные лодки на Черном море бестолковое оружие, со времен ВОВ. Деньги на ветер, вернее под воду
        1. 0
          12 февраля 2025 13:09
          Николай- я так понимаю реплика- в стиле -хоть что скажу? У ПЛ задачи совершенно другие-нежели контроль водных мотосредств, дальность полета МИ8/17 достаточна для вылета из Сак и барражирования над ЧФ в районе западной оконечности Крымского полуострова по маршруту БЭКов в течении нескольких часов,но по хорошему должен висеть спутник с контролем Одессы-для раннего оповещения.
          1. +4
            12 февраля 2025 13:18
            в декабре у нас сбил 2 вертолета ,которые пытались атаковать БЭКи.Поэтому вертолеты пройденный этап. Подводная лодка реально сможет контролировать выход БЭКов в море ,и может сама атаковать торпедами.
            1. +1
              12 февраля 2025 20:52
              точно- торпедами- длинной -6-7м атаковать 2х метровый мотоцикл, может сразу Посейдонами?
              1. +1
                13 февраля 2025 11:07
                во-первых не мотоцикл, а вполне себе 6-8 метровый катер с 300 кг взрывчатки на борту.
                Во-вторых, торпеды есть разные. Есть торпеды для стрельбы по торпедам ,для самообороны лодки. Слышали про такие?
                В-третьих ,если есть необходимость сделать новый боеприпас,есть техническая возможность, есть промышленность, тогда почему не сделать?
                В-четвертых, если катер может потопить наш корабль, то надо по нему бить из всего ,что есть.Можно и торпедой полноразмерной.Это лучше ,чем списать ее по старости и утилизировать.
                1. +3
                  13 февраля 2025 16:04
                  начинал службу на доблестном КСФ-п Видяево- как раз на АПЛ- вот просто в шоке от ваших с Николя заяв. Торпеда помещается в торпедный аппарат-533мм- других просто нет. Были ТА под 650мм- сейчас от них отказались. Какие 8 метров в изделии сделанном на базе водного скутера? Где вы эту чушь нашли.
                  Стрельба по торпедам-это из области фантастики.
                  сделать новый боеприпас-под новый калибр и нового носителя-задача на десятилетия.
                  Бить торпедой по пластиковому катеру-это гоняться с кувалдой по дому за комарами.
                  если ваш гр 1974- то дпя маразма вроде рано.
                  1. 0
                    14 февраля 2025 12:59
                    Про какие гидроциклы вы говорите, откуда вы взяли эту чушь? Украина использует бэки заводского изготовления. Например типа "Магура" , он длиной 5,5 метров, и вес бч около 300 кг. на какие-то устанавливают крупнокалиберные пулеметы и ракеты.
                    Стрелять по торпедам из области фантастики? Плохо что у нас во флоте нет таких средств. А вот в зарубежных есть. Неужели вы не слышали? Средства противоторпедной защиты называются. Есть имитаторы, уводят торпеду в сторону ,есть уничтожители ,которые торпеду подрывают. Вы точно моряк-подводник?
                    Бить торпедой по катеру, это кувалдой за комаром? Может быть и правильно. Но взамен что? Стоять и смотреть ,как катера топят наши корабли? А в этом момент взять и уничтожить катер и спасти корабль религия не позволяет? Пусть и торпедой?
                    Понятна ваша позиция. Противник воюет неправильно, не по уставу. У нас уставных средств поражения нет. Значит поражать его не будем.
                    Вы молодец ,вместе со всеми флотоводцами ,у которых даже ума не хватило дополнительно пулеметов поставить, чтоб по бэкам стрелять. Видели видео ,как наши моряки по бэкам из автоматов стреляют? А корабль все равно потопили.Мне вот моряков жаль, и корабль тоже. Я предлагаю что-то делать. А вы что? Только судить горазды.
                    Для маразма рановато. Старые импотенты и маразматики те ,кто ничего не делают, а люди гибнут.
                    1. +1
                      16 февраля 2025 19:42
                      29 июля 2023 года в репортаже CNN было подтверждено, что MAGURA V5 существует не только как выставочный образец, но и как полностью боеспособная система[4]. Украинский разработчик сообщил CNN, что дрон создан на основе гидроцикла Jet Ski и управляется через систему Starlink[5].
                      Про все остальное- видимо из фильмов Голливуда. И я Соколова знал лично- чудак чудаком (на пару с адмиралом Жугой). Если вам кажется что уничтожать бэки-кроме как торпедами не чем-это вам так кажется.
          2. -1
            12 февраля 2025 14:55
            ,но по хорошему должен висеть спутник с контролем Одессы-для раннего оповещения.

            Вот умничать не надо.
            Как может висеть спутник, объясните. На какой высоте? Ночью, что ли? А днем улетать?
            1. 0
              12 февраля 2025 20:56
              кхм... Николай- вы в школе учились- и у вас уже не было такого предмета как Астрономия? Теоретически спутник движется-но практически находится над участком земли так его скорость почти совпадает со скоростью вращения планеты. Потом уходит- и этот участок контролирует другой- хватает 2-3 спутников для постоянного контроля определенного участка.
              1. +1
                12 февраля 2025 22:26
                Николай- вы в школе учились- и у вас уже не было такого предмета как Астрономия? Теоретически спутник движется-но практически находится над участком земли так его скорость почти совпадает со скоростью вращения планеты. Потом уходит- и этот участок контролирует другой- хватает 2-3 спутников для постоянного контроля определенного участка.

                Вы меня второй раз расмешили. Вы имеете понятие о первой космической, второй...о высоте на которой могут быть геостационарные спутники...почти совпадает...ужас
                1. 0
                  13 февраля 2025 00:42
                  рад за вас- что все таки астрономия для вас не пустой звук, но боюсь напомнить что 1,2,3 космические скорости-это все (ну почти все) не про спутники, хотя у вас может быть канеш-своя астрономия ;)
                2. 0
                  13 февраля 2025 00:46
                  это вам для самообразования-Геостациона́рная орби́та (ГСО) — круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты), находясь на которой искусственный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси. В горизонтальной системе координат направление на спутник не изменяется ни по азимуту, ни по высоте над горизонтом — спутник «висит» в небе неподвижно
                  1. +2
                    13 февраля 2025 06:05
                    это вам для самообразования

                    А что, в интернете не написано про высоту на которой должны находиться геостационарные спутники? И как они
                    Потом уходит- и этот участок контролирует другой-
                    laughing
  6. 0
    12 февраля 2025 09:07
    Если БЭК удаётся вывести в море...

    Именно про это и говорят, что такие образования, как Украина, не должны иметь выхода к морю...
  7. -1
    12 февраля 2025 09:47
    Статья мусор.
    Массированных атак БЭК еще не было.
    Имеющиеся у бывшей УССР БЭК примитивные поделки на базе гидроциклов.
    не понятно о каких мерах противодействия БЭК пишет автор?ВМФ РФ просто укрылся в базах и фактически не участвует в боевых действиях-это и есть результат применения БЭК и отсутствие способов борьбы с ними в открытом море.
    Для борьбы с БЭК нужны массовые БПЛА вертолетного типа с многоканальными система обнаружения целей,нужны многоствольные стабилизированные пулеметные установки также с многоканальной системой наведения,нужны универсальные мортиры для обстрела подводных,надводных БЭК и БПЛА.
    НИЧЕГО ЭТОГО НЕТ.
    1. 0
      12 февраля 2025 14:49
      ВМФ РФ просто укрылся в базах и фактически не участвует в боевых действиях
      ЧФ прекратил участвовать в БД с отходом от Змеиного, когда бэков ещё никаких не было. Отмиралы в принципе не понимают как флот использовать кроме как для парадов или гордого плавания у вражеских берегов
      массовые БПЛА вертолетного типа
      да самолетные тоже сгодились бы. Орионы клепают в три смены с весны 2022 года, штук десять таких барражирующих потопили бы штук 10-15 бэков своими ракетами. Но для этого ж надо деньги тратить, а жаба душит! А вертолет уже есть, дали бойцам пулемет и пусть разбираются сами
  8. +4
    12 февраля 2025 11:45
    Наконил, да не накопил, корабли стоят на базах отбиваясь от БЭКов. То, что у флота РФ выходит отбиваться, не значит, что флот выиграл. Цель БЭК ВСУ в нейтрализации флота РФ, что впоне себе у него неплохо выходит. Море не контролируется, корабли в порты Украины как шли, так и идут, тем более без досмотра и тд.
  9. +2
    12 февраля 2025 12:16
    Профилактика наиболее действенный способ. Заякоренные платформы рэб глушащие все gps и прочие сигналы, привязанный к ним аэростат для визуального наблюдения подхода бэк к платформе и автоматы самообороны до прилета поддержки. Принцип эшелонированния рубежей обороны от бэк на море вокруг охраняемого обьекта. Превентивный обстрел любых подозрительных сооружений для складирования и колонн автотехники к местам спуска на воду(таких мест немного где камаз к воде подойти может). Уже это на вскидку осложнит жизнь.
  10. 0
    12 февраля 2025 13:09
    Эффект от применения БЭК в Черном море есть,достаточно взглянуть на список потопленных/поврежденных судов.2 года прошли и худо-бедно научились обнаруживать и уничтожать БЭКи.
  11. +2
    12 февраля 2025 13:23
    В 2022 г. корабли и береговые объекты российского военно-морского флота впервые столкнулись с новой угрозой. Противник применил против них безэкипажные катера-камикадзе. Тем не менее, со временем эту проблему удалось изучить и найти целый ряд способов противодействия и борьбы с нею. При этом имеются возможности и для дальнейшего развития методов и средств борьбы.

    Наверное точно так же начиналась статья в "Морском журнале" в Российской империи в конце 19 века. Только речь в ней шла о миноносных кораблях вооруженных самодвижущимися минами.
    Почему опыт столетней давности забыт, почему всегда начинаем с нуля. Вроде и генералы - адмиралы толковые есть ,и статьи в военных журналах грамотные пишутся.Но всегда в войсках всё ,как в первый раз.
    1. +1
      12 февраля 2025 14:53
      До бэков все писали что у врага крылатые ракеты появились, ужас, неожиданность какая! А что крылатые ракеты появились когда нынешние отмиралы ещё в школу ходить не начали так то видимо ципсошная пропаганда
    2. +3
      12 февраля 2025 16:37
      Цитата: слава1974
      Почему опыт столетней давности забыт, почему всегда начинаем с нуля.

      Потому что кроме опыта нужны технические средства его воплощения. А с ними у ВМФ даже не плохо, а отвратительно. "Непарадная" Охрана водного района давно умерла, и лишь чучело её имитирует деятельность на древних МПК-"Альбатросах" и таких же БТЩ, помнящих ещё Горбачёва, а то и Андропова.
      Конкретно ПЛО ОВР (а с ней и всю систему дозоров у баз) убил главком Чирков.
      Главкомат не видит перспективы в создании кораблей, ранее обозначенных как "Корвет ОВР". Одна из главных задач ОВР - обеспечение охраны и обороны сил ВМФ в районах военно-морских баз и на прилегающих к ним территориях. Эта задача теперь выполняется береговыми средствами наблюдения, стационарными гидроакустическими станциями и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, имеющими на вооружении противокорабельные ракеты разной дальности, а также противолодочную и ударную авиацию.
      Отказавшись от корвета, ВМФ обратился к идее создания патрульных кораблей - менее вооруженных, но обладающих большей автономностью и универсальностью, способных, в том числе, выходить и в дальние походы. Разработкой проекта патрульного корабля будет заниматься ОАО "Северное проектно-конструкторское бюро".
      © Главком ВМФ Чирков
      1. 0
        13 февраля 2025 11:19
        кроме опыта нужны технические средства его воплощения.

        Тогда уж надо зрить в корень.
        Конкретно ПЛО ОВР (а с ней и всю систему дозоров у баз) убил главком Чирков.

        То есть есть люди ,которые не понимают, что делают, к какой войне готовятся.
  12. +1
    12 февраля 2025 14:53
    Имхо, все логично.
    Пока все напоминает развитие миноносцев в 1-2 МВ. Которые сильны только неожиданностью. только и могли пугать, подкрадываться по ночам, и добивать поврежденные линейные корабли. но были дешевы в эксплуатации. Потом придумали еще более дешёвые торпедные катера...
    Рано или поздно возможности заставили отойти от миноносцев и перейти на ПЛ и корабли/катера с ракетами.


    Так и сейчас, все к этому идет.

    хорошо ,что укры не используют все наработки прошлого по атакам торпедных/ракетных катеров. просто прощупываю угрозами ,по сути..
    1. 0
      13 февраля 2025 11:20
      Рано или поздно возможности заставили отойти от миноносцев и перейти на ПЛ и корабли/катера с ракетами.

      Это уже произошло с БЭКами. Они есть в ракетных вариантах.Как для стрельбы по воздушным целям, так и по берегу. Уже не говорю, что они носят на себе ФПВ-дроны, которыми уничтожают цели у нас в глубоком тылу.
    2. +1
      13 февраля 2025 11:54
      Цитата: Макс1995
      Имхо, все логично.
      Пока все напоминает развитие миноносцев в 1-2 МВ.

      Ещё раньше. БЭКи - это минные катера Русско-Турецкой с шестовыми минами.
      Если на них поставят торпеды - то они станут минными катерами времён Русско-Японской.
      Цитата: Макс1995
      Которые сильны только неожиданностью. только и могли пугать, подкрадываться по ночам, и добивать поврежденные линейные корабли. но были дешевы в эксплуатации.

      Не только повреждённые. Минные катера были сильны при ударах по кораблям на рейдах, если командующий базой забивал на ОВР (дозорные силы + боносетевые заграждения).
      А низкая результативность минных катеров XIX века связана по большей части с техническим несовершенством мин: даже при обстреле с борта цели минные катера прорывались вплотную, на дальность применения оружия. А дальше - либо шест ломался, либо цепь подрыва не срабатывала, либо мина оказывалась недостаточно мощной.
  13. 0
    12 февраля 2025 17:11
    Да нечего тут придумывать, всё давно придумано: сторожевики во взаимодействии с авиацией
  14. +1
    12 февраля 2025 17:17
    Что на ум сразу приходит, так это аналог старой и проверенной системы SOSUS в комплексе с "Иноходцами".
    Теоретически гидроакустическая противолодочная система такого типа должна была остаться со времен СССР, а "Иноходцы" уже есть.
  15. 0
    12 февраля 2025 18:58
    Единственной действенной мерой оказалась передислокация "флота" куда подальше. Что, в общем-то и понятно: нет флота - нет адмиралов.
  16. 0
    13 февраля 2025 20:47
    Как говорил один "киношный" герой "что на всякий "хитрый болт найдётся гайка с левой резьбой".... Так и про борьбу с БЭК-ами... Главное, на мой взгляд, организация службы на боевом корабле и не только... Где эта организация налажена, вошла в "плоть и кровь" экипажа данный вид борьбы не вызывает особенных трудностей у экипажа... Да это вызывает не особенно положительные эмоции, но страха, растерянности - не вызывает... Как "искал" наш ВМФ опыт борьбы с дронами, за живучесть корабля, ПВО-ПРО при переходах морем и при стоянках в базе, ДОКах - вся страна наслышана... Есть скромная надежда, что проблемы решены.....
  17. +1
    20 апреля 2025 14:58
    По идее, БЭКи впервые применены во Второй Мировой странами Оси.
  18. 0
    2 июня 2025 20:07
    Я не военмор. Поэтому хочу спросить по этой теме :
    Можно ли использовать при отражении атаки БЭК установки РБУ 1000 ? Мне кажется , что достаточно залпом накрыть площадь возле БЭК. Как вы думаете?