Нападение на Константинополь 860 года и его подоплека

13 889 78
Нападение на Константинополь 860 года и его подоплека
Константинополь в современных реконструкциях


Поход 860 года на Константинополь упоминается, наверное, во всех сочинениях по древней русской истории. Однако любопытное обстоятельство его состоит в том, что это событие было исследовано, если так можно выразиться, крайне однобоко. Этот поход неких варваров в русской историографии имел значение лишь в связи с именем «рус», упоминаемым в заголовке одной из гомилий константинопольского патриарха Фотия. По этому поводу написано очень много. Только вот в обоих гомилиях ни такого имени, ни какого-либо другого имени непосредственно в тексте не упоминается, а только в заголовке одной из рукописей, почему П.В. Кузенков, выполнивший в 2003 году новые переводы гомилий, пришел к выводу, что «рус» в заголовке — это поздняя вставка.



Здесь более интересно другое — чисто военные обстоятельства этого нападения на один из крупнейших столичных городов того времени. Здесь есть также и значительная идеологическая подоплека, но ее мы рассмотрим как-нибудь потом.
Эту тему я подробно развивал в своей книге «Варяги против христианского мира. Настоящая история скандинавских викингов», вышедшей в 2024 году. Но она вышла небольшим тиражом и вряд ли будет переиздаваться в ближайшем будущем, так что я посчитал нужным написать популярное изложение своих изысканий, с некоторыми дополнениями.

Высоки ли были стены Константинополя?


Итак, от 200 до 350 кораблей (в разных источниках называется разная цифра) 18 июля 860 года появились в Мраморном море вблизи Константинополя. Многие обстоятельства этого нападения мы знаем из гомилий патриарха Фотия, который был очевидцем событий. В самих гомилиях он блистал красноречием проповеди, но попутно упомянул некоторые крайне интересные моменты событий.

К гомилиям мы обратимся несколько позднее, а пока ключевое обстоятельство, на которое поколения историков не обращали никакого внимания. Какие были порты и стены у Константинополя на момент этого нападения. Вот это невнимание к ключевому обстоятельству, которое определяет анализ события, мне совершенно непонятно. Конечно, я что-то мог пропустить в обширной и труднообозримой историографии вопроса, но в тех работах, которые я читал, укреплениям столицы Византии не уделялось никакого внимания. Так, почти что беззащитный город.

Между тем, при императоре Феодосии II были построены городские стены длиной 5,6 км, высотой 12 метров и шириной 5 метров. В стене через каждые 55 метров была построена башня высотой до 20 метров — всего 96 башен, десять из которых имели ворота для проезда. Это была внутренняя стена. Внешняя стена была высотой до 9 метров и также усилена башнями высотой 12–14 метров. Снаружи внешней стены, в 20 метрах от нее, был вырыт ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров, усиленный по внутренней стороне стеной высотой 1,5 метра. Северо-западная часть города — Влахерны — тоже была обнесена стеной, которая потом была соединена со стенами Феодосия. Это сухопутные укрепления, которые в нападении с моря в 860 году сыграли лишь очень косвенную роль.

Были и укрепления морского побережья Константинополя. Около 700 года были также построены Морские стены, защищавшие подступы к Константинополю со стороны бухт. Они несколько раз реконструировались, незадолго до нападения викингов император Феофил завершил реконструкцию Морских стен, нарастив их высоту. Побережье со стороны бухты Золотой Рог защищалось стеной длиной 5,6 км и высотой до 10 метров, укрепленной 110 башнями. Между стеной и берегом располагался район, где жили иностранцы. Побережье со стороны Мраморного моря защищалось стеной длиной 8,4 км, высотой 12-15 метров и усиленной 188 башнями. Наконец, император Лев III в первой половине VI века установил знаменитую цепь, которая перегораживала вход кораблям в бухту Золотой Рог.


Общая схема городских стен Константинополя

Таким образом, стены города со стороны моря превышали 10 метров в высоту, и стояли они, как правило, на некотором отдалении от полосы прибоя, на некотором возвышении. Эти укрепления были выше мачт кораблей прибывших варваров и представляли для них почти непреодолимое препятствие ввиду отсутствия осадного инвентаря.


Корабль и городские стены


Даже полуразрушенные стены Константинополя производили впечатление

Уже отсюда возникает вопрос: какой был план у этих варваров?

С моря — только через гавань


В принципе, у города были морские гавани, через которые можно было бы попытаться прорваться. Гавань Феодосия I, или «Императорская гавань» на побережье Мраморного моря, через которую в столицу доставляли зерно. На южной оконечности полуострова была «Софийская гавань», построенная еще римлянами, со складами для зерна и рынком для иностранных товаров. Эта гавань, например, имела длину причальной стенки в 600 метров.

Кроме того, недалеко находился императорский дворец с собственной гаванью.

Если у нападавших был только флот, а не было сухопутной армии с осадными приспособлениями и машинами, то единственный вариант состоял в том, чтобы высаживать десант в гаванях. Остальное побережье Константинополя, каменистое и местами обрывистое, было крайне для этого неудобно. Высадка на берег и прорыв через укрепления столицы с суши — и вовсе нереально.

Даже если противник высадился в гаванях и из них устремился к стенам, то у осажденных более чем достаточно времени, чтобы закрыть ворота и тем самым лишить нападающих шансов прорваться за крепостные стены и взять сам город. Хотя вражеский флот появился неожиданно, когда в столице почти не было собственных войск и флота, тем не менее, у варваров полной неожиданности не было. По морю они обходили город с востока, о чем писал Фотий:

«Знаком ли вам тот час, невыносимый и горький, когда надвинулись на вас варварские корабли, дыша свирепостью, дикостью и убийством; когда тихое и спокойное море раскинулось гладью, предоставляя им удобное и приятное плаванье, а на нас, бушуя, вздыбило волны войны; когда мимо города проплывали они, неся и являя плывущих на них с протянутыми мечами и словно грозя городу смертью от меча...».

Со стен были видны мечи в руках вражеских воинов на кораблях. Стало быть, исходя из различимости предметов с разного расстояния, флот проплывал не далее 250–300 метров от стен. Это недалеко, но и не вплотную, за пределами поражения стрельбой из луков.

На эту демонстрацию, вынужденную тем, что варварам требовалось обойти восточную оконечность города, чтобы зайти в порты на его южном побережье, требовалось порядочно времени, за которое и были предприняты все предосторожности, включая запирание ворот в Морских стенах.


Карта Константинополя, правда уже в османские времена, но с окрестностями города

Таким образом, варварам оставили на разграбление слабо защищённые районы, расположенные вне стен столицы на обоих сторонах пролива. Варвары их разграбили, но потом внезапно снялись с якорей и ушли.

Но думается, исходя из гомилий Фотия, что варвары всё же стремились каким-то образом прорваться за стены. Ну и каким же образом?

Лазутчики внутри города


В гомилиях Фотия есть интересный момент:

«…когда иссякла у людей всякая надежда человеческая, и город устремился к единственному божественному прибежищу; когда рассудки объял трепет и мрак, а уши были открыты лишь слухам о том, что варвары ворвались внутрь стен и город взят врагами».

Исследователи совершенно не обратили внимания на этот момент, а мне он подсказывает тот способ, каким варвары собирались взять неприступные стены Константинополя. Они рассчитывали на заранее засланных в город лазутчиков, часть из которых будет распространять слухи и сеять панику, а другая часть нападет на охрану ворот, попытается их захватить и открыть изнутри. Если бы это удалось, то всё — Константинополь пал бы к ногам захватчиков.

Однако нам известно, что Константинополь не пал в тот год, из чего следует, что у этих лазутчиков ничего не вышло. Скорее всего, отряд, напавший на ворота, потерпел поражение в схватке и был уничтожен. Ворота остались закрыты, и варварам пришлось удовлетвориться грабежом незащищенных районов.

Если кому-то не нравится моя версия и ее посчитают надуманной, то тот может предложить свой план, как взять штурмом высокие стены с моря, с кораблей, не имея ни лестниц, ни другого осадного инвентаря и приспособлений.

Скандинавы вместе со славянами


Моя версия по поводу этого похода такова. Во-первых, это были скандинавы, викинги. Это был как раз период их наибольшей военной активности в Западной Европе. В 860 году один из предводителей викингов, Гастинг, сделал попытку добраться до самого Рима, впрочем, окончившуюся неудачей, если не считать взятие городка Луна, недалеко от нынешней Ла Специи, путем феноменального, изумительного вероломства.

Во-вторых, в своих изысканиях я пришел к выводу, что викинги воевали вовсе не ради грабежа и богатств, а ради сокрушения христианства. Военные походы — дело затратное, и снарядить сотни кораблей и тысячи воинов к походу уже требовало грандиозных затрат, и, в общем, конунги викингов и так были богачами, раз могли себе позволить такие траты. Вот язычники против христиан — это совсем другое дело, стоящее трат и усилий. Рим и Константинополь — это центры христианского мира того времени. Если язычники их бы взяли штурмом, осквернили бы и разграбили церкви, истребили бы священников, то христианство могло и пасть.

Таким образом, схватка стражи ворот Константинополя с вражескими лазутчиками — вот на какой тонкой нити висела тогда судьба всего христианского мира и весь дальнейший ход мировой истории.

В-третьих, войско отправилось с территории будущей Руси, с востока, на что в первой гомилии Фотия есть более чем прозрачный намек:

«…что коварный набег варваров не дал молве времени сообщить о нем, чтобы были обдуманы какие-нибудь меры безопасности, но сама явь бежала вместе с вестью — и это в то время, как нападали оттуда, откуда [мы] отделены столькими землями и племенными владениями, судоходными реками и морями без пристаней».

Море без пристаней — Азовское, а судоходные реки — Днепр и Дон. Но Дон вел во владения хазар, в то время союзных Византии, то остается только Днепр и Гнездово в его верховьях, как та база, откуда мог выйти флот в поход на столицу.

В-четвертых, скандинавы, которых тогда на территории будущей Руси было немного, не смогли бы совершить столь грандиозный поход без всестороннего привлечения местных славян. Первое — хлеб. Если флот был из 200 кораблей по 15 человек в каждом, то есть 3000 человек, то ему требовалось на путешествие из Гнездово до Константинополя и обратно 465 тонн зерна. Столько могли сдать примерно 2-3 тысячи крестьянских хозяйств или 200-300 поселков. Это как раз регион верховий Днепра и Западной Двины. Второе — вряд ли можно предположить, что три тысячи воинов прибыли из Скандинавии; скорее всего, войско более чем наполовину состояло из славян же. Третье — постройка кораблей и их оснащение велись местными мастерами. Четвертое — славяне исполняли специальные функции: разведка, распространение слухов и, собственно, сами лазутчики должны были быть славянами.

Разведка явно производилась основательная. Вражеский флот появился как раз тогда, когда византийский флот воевал с арабами в Эгейском море, а армия в начале июня 860 года вместе с императором Михаилом III ушла воевать с арабами же в Малой Азии. Такие сведения на каждом углу не болтают, а викингам надо было об этом узнать заблаговременно, чтобы всё подготовить и подойти к городу как раз в момент наибольшего ослабления гарнизона и командования.

Славяне в то время уже были частыми и привычными гостями в Константинополе, приезжавшими торговать или креститься. Скорее всего, уже сложилась община, постоянно жившая в городе и в нем укоренившаяся. Потому что, чтобы посеять слухи, надо говорить по-гречески и иметь определенное доверие у местных жителей. Недавние чужаки такого не смогут сделать. В этой среде вполне можно было завербовать агентов для сбора информации, для различных тайных услуг, а также для подготовки нападения.

У викингов мог быть высокопоставленный агент в окружении византийского императора. В Хедебю, в Дании, была найдена вислая свинцовая печать некоего Гипатии, протоспафария, то есть или полководца, или губернатора провинции, которая датируется VIII — началом IX века. Трудно сказать, как и при каких обстоятельствах эта печать попала из Византии в скандинавский Хедебю, тут возможно несколько версий. Но она указывает на связи, имевшиеся в то время между скандинавами и византийскими сановниками.

Гипотеза о высокопоставленном агенте все обстоятельства этого нападения объясняет наилучшим образом. Мы, конечно, вряд ли узнаем это наверняка, но это очень вероятно.

Это такой штрих к старой забаве русских историков: спору о варягах. В нападении на столицу Византии без славян у скандинавов вообще бы ничего не получилось.
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 февраля 2025 04:42
    Вот, о роли "пятой колонны" и "иноагентов" в вершении судеб мира laughing Или хотя бы попытке. В данной ситуации налицо дилемма - то ли это были "их шпионы", то ли "наши разведчики" bully
    1. +4
      15 февраля 2025 05:16
      были "их шпионы", то ли "наши разведчики" bully
      Собственно?Они были....*их* люди.Дмитрию за статью *+*.Надеюсь на хорошие исторические комментарии.
    2. +2
      15 февраля 2025 05:26
      пятой колонны

      А Вам не кажется,что мы их создаём сами?Всех этих *знаковых* людей?
    3. +7
      15 февраля 2025 05:45
      "По выходным так хочется в разведку.
      Айда, ребята! Кто еще со мной?"(С) drinks
      1. +7
        15 февраля 2025 05:47
        what У нас 5.46 утра! Давайте хотя бы 6.00 дождёмся drinks
        1. +2
          15 февраля 2025 05:49
          У нас тоже. "Ленинградское время".
      2. +4
        15 февраля 2025 05:52
        Айда, ребята! Кто еще со мной?"(С) drinks

        Воттт!И Москва с вами,ребята!
      3. +3
        15 февраля 2025 05:59
        Кто еще со мной?"(С)
        С Гамлетом,Чо делать?Или?Ну его на фиг,сам доидет,не маленький.
      4. +8
        15 февраля 2025 12:26
        так хочется в разведку
        Через 2 недели с женой едем в Стамбул именно на посмотреть остатки Константинополя.
        1. +6
          15 февраля 2025 12:34
          Привет, Алекс!
          Найди статью Ващенко, посвященную константинопольским местам Стамбула, будет путеводителем.
          Кристель привет передавай!
          1. +5
            15 февраля 2025 12:37
            Доброе утро!
            Найди статью Ващенко
            Именно после этих статей у меня появилось такое желание. Сейчас вот программу составляю.
            Кристель привет передавай!
            Она не в восторге от моей идеи, но со скрипом согласилась.
            1. +4
              15 февраля 2025 12:51
              Она не в восторге от моей идеи,
              А она куда хотела?
              1. +3
                15 февраля 2025 13:06
                В Португалию или Грецию. Страны вне Европы у нее вызывают тошноту. После Марокко я с ней солидарен, в общем.
                1. +4
                  15 февраля 2025 13:31
                  Про Португалию не скажу, не был, а Греция зимой, думаю, достаточно специфична. Впрочем, можно узнать у Саши Асанова, он на Родос в холодное время года летал.
                  1. +5
                    15 февраля 2025 13:34
                    на Родос в холодное время года летал.
                    Мы в ноябре на Кипре были- нормально. И вообще мы в теплые места ездим зимой- чтоб не потеть. В ту же Португалию летом вообще лучше не соваться- толпы и жара. Кстати на прошлой неделе в первый раз за зиму увидел снег ( его подобие sad )- в Роттердаме.
                    1. +3
                      15 февраля 2025 13:44
                      Кстати на прошлой неделе в первый раз за зиму увидел снег
                      Тут кому что... У нас отельный гид на Родосе была русская из Казахстана, в Греции лет 10 на тот момент жила. Чего-то разговорились, рассказала, что пару лет назад решила на родину слетать зимой, типа по снегу соскучилась... Впечатлилась настолько, что, говорит, еще 10 лет не поедет!
                      1. +3
                        15 февраля 2025 13:46
                        Мне вполне нравится- атмосферно получается если снег. И холода не боюсь- жара хуже.
                      2. +3
                        15 февраля 2025 13:51
                        Мне эта атмосферность поперек горла стоит: 3 месяца машину не могу отремонтировать!
                      3. +5
                        15 февраля 2025 13:55
                        Несколько лет назад декабрьская Рига подарила нам уникальный опыт- было холодно, а потом пришел туман, покрывший все дороги и тротуары идеальной ледяной глазурью. С ног падали даже коты.
                      4. +4
                        15 февраля 2025 14:01
                        У нас и без тумана такое бывает, в прошлом году в моем районе тротуары практически не убирали: снег, оттепель, мороз, ледяные колдобины... И так несколько раз. В общем:"Боже, храни полярников!"
                2. 0
                  15 марта 2025 13:27
                  В Норвегию съездьте. В Киркенес. Или на Шпицберген. В город Пирамида
                  1. 0
                    15 марта 2025 13:37
                    В Норвегию съездьте.
                    Уже ездили. Понравилось.
                    на Шпицберген. В город Пирамида
                    А вот это в планах, кстати.
        2. +3
          15 февраля 2025 13:11
          Книга, которая помогает понять Константинополь
          https://vk.com/doc-2879585_448791289?hash=bQOkoauCbnaQ1KKV1zn01GqPmF3geec1pkVDEBEIcaX
          1. +3
            15 февраля 2025 13:48
            Благодарю, очень хорошая (на первый взгляд хотя бы) книга.
          2. 0
            15 марта 2025 13:39
            Вынужден заметить, что книга подустарела- многие обьекты изменились и \или не доступны.
            1. +1
              15 марта 2025 22:58
              Увы, не что не вечно
              Спасибо за отзыв.
              В тех местах где был я, собор Софии, малая София, авеню Кеннеди, реально находил указанные элементы.
        3. +2
          16 февраля 2025 15:28
          Цитата: Болторез
          Через 2 недели с женой едем в Стамбул именно на посмотреть остатки Константинополя.

          Не забудьте щит с собой прихватить, возможно подходящие ворота найдутся. winked
          1. 0
            15 марта 2025 13:40
            щит с собой прихватить
            Греческий огонь на своей шкуре испытывать не собираюсь.
  2. 0
    15 февраля 2025 05:38
    У викингов мог быть высокопоставленный агент в окружении византийского императора. В Хедебю, в Дании, была найдена вислая свинцовая печать некоего Гипатии, протоспафария, то есть или полководца, или губернатора провинции, которая датируется VIII — началом IX века. Трудно сказать, как и при каких обстоятельствах эта печать попала из Византии в скандинавский Хедебю, тут возможно несколько версий.

    Гамлет!Это явно он! laughing Шутка! bully
    1. +1
      15 февраля 2025 05:51
      У Гамлета своя "пятая колонна" была.
      Привет, Сергей!
      1. +1
        15 февраля 2025 05:54
        Привет, Сергей!

        Знамо дело,как без Гамлета? Антон!Жду Людмила Яковлевна,,как так?
        1. +3
          15 февраля 2025 11:34
          Антон!Жду Людмила Яковлевна

          Не дождётесь! wassat )))
          Температура у меня, болею, кашель лёгкие рвёт на части, болит голова. Может, помру wassat )))
          Читать могу, в клавиатуру пальцы не попадают... несмотря ни на что читаю.
      2. +2
        15 февраля 2025 13:12
        "Тень Отца", не иначе...
        1. +2
          15 февраля 2025 13:27
          Нет, не так. Просто подумайте, кто остался в живых в финале пьесы...
          1. +2
            15 февраля 2025 13:36
            Не может быть, Горацио?
            А с виду приличный человек!
            1. +2
              15 февраля 2025 13:48
              Угу, а еще Фортинбрас, норвежский принц, который, ну совершенно случайно с войском проходил мимо Эльсинора.
    2. +6
      15 февраля 2025 06:05
      Гамлет!Это явно он! laughing Шутка!

      В каждой шутке есть только доля шутки..

      Шекспир "позаимствовал" сюжет из из «Жизни Амлета» записанной под авторством датского летописца 8 века Саксона Грамматика на латыни в третьей книге «Деяний данов». Там есть помимо Амлета и Геруда, и бедный Рёрик

      это тот самый Рёрик, который получил прозвище Язва Христианства за свои постоянные набеги на земли христиан, а более того — за постоянное и вероломное нарушение мирных договоров с ними и постоянное же навязывание им своих услуг по охране их берегов от самого себя. Есть, как знают дотошные читатели, и еще одна, вполне заслуживающая внимания версия: что оный Рёрик Ютландский, он же Рёрик Дорестадский (одно время фризы провозгласили его своим правителем в надежде, что он станет их охранять, а не грабить, — понятно, так у беспокойного викинга не вышло, фризам пришлось от него избавляться), и известный нам Рюрик — одно и то же лицо

      А так, скучно написано., можно было больше побольше загадок истории.
      1. -4
        15 февраля 2025 06:10
        побольше загадок истории.
        Ответить
        Цитата
        рррррр!Что связывает*Титаник*С Керенским?
        1. +3
          15 февраля 2025 06:12
          рррррр!Что связывает*Титаник*С Керенским?

          А вот что связывает "Американскую Трагедию" Драйзера с "Титаником" , вот интрига laughing
          А вот почему автор не упомянул Рёрика, это же связь прямая с Византией
          1. -6
            15 февраля 2025 06:14
            Не ответил!так что?????с "Титаником" ,
            1. +4
              15 февраля 2025 06:17
              А почему я должен отвечать? Вы же знаете, тогда почему спрашиваете? Ну и расскажите в комментариях к статье про набеги викингов про Керенского, не вижу связи
      2. +1
        15 февраля 2025 06:31
        Здравствуйте, Николай!
        То есть Вы предполагаете, что Рюрик сначала сгонял в Константинополь, а уже потом осел в Старой Ладоге?
        1. +3
          15 февраля 2025 06:47
          Рюрик сначала сгонял в Константинополь, а уже потом осел в Старой Ладоге?

          Ну я только упомянул Рюрика , а Шекспир поиздевался над ним, превратив его в шута. Ну и по сюжету "Гамлета" войска норвежского короля идут через датское королевство в Польшу и далее везде, может и в Византию но Шекспир, как истинный англосакс игнорирует русских и превращает Рюрика в шута.
          Я удивлен, что такая тема как викинги 8 века и Византия обошлись без летописца деяний викингов Саксона Граматика и сами понимаете Вильяма нашего Шеспира
  3. -3
    15 февраля 2025 05:47
    Гипотеза о высокопоставленном агенте все обстоятельства этого нападения объясняет наилучшим образом. Мы, конечно, вряд ли узнаем это наверняка, но это очень вероятно

    Дмитрий! Только ради Бога,*Татре*не сообщайте! laughingЗа статью -!!!!!!!
  4. +1
    15 февраля 2025 05:56
    Как всё хорошо начиналось, а закончилось мировым викингским заговором, пичалька.
    1. +4
      15 февраля 2025 06:07
      Они, в рамках этого заговора, еще и Париж взяли, Сицилию захватили и половину Англии оттяпали! Про Нормандию можно даже не вспоминать, так, мелочь.
      1. +7
        15 февраля 2025 06:43
        Доброе утро ребята!!!
        Есть пара минут перед тем как пойду на службу.
        По статье.
        У викингов мог быть высокопоставленный агент в окружении византийского императора. В Хедебю, в Дании, была найдена вислая свинцовая печать некоего Гипатии, протоспафария, то есть или полководца, или губернатора провинции, которая датируется VIII — началом IX века. Трудно сказать, как и при каких обстоятельствах эта печать попала из Византии в скандинавский Хедебю, тут возможно несколько версий. Но она указывает на связи, имевшиеся в то время между скандинавами и византийскими сановниками.

        Мой опыт показывает, что городить версии смысла нет. В большинстве случаев верной является самая простая.
        - поймали, убили, ограбили.
        Во-вторых, в своих изысканиях я пришел к выводу, что викинги воевали вовсе не ради грабежа и богатств, а ради сокрушения христианства

        Более вероятно, что как раз ради первого. Достаточно прагматичные ребята. По сути все войны это из серии «пограбить», за веру - это только повод.
        Всем доброго дня!
      2. +5
        15 февраля 2025 09:25
        и Париж взяли, Сицилию захватили и половину Англии оттяпали! Про Нормандию можно даже не вспоминать

        И по мере захвата земель,принимали христианство.А княгиня Ольга,примчалась в Константинополь,со словами: Ах,крестите меня,крестите! smile
      3. +4
        15 февраля 2025 12:23
        Цитата: 3x3zsave
        Про Нормандию можно даже не вспоминать, так, мелочь.

        Приветствую, Антон. Как это не вспоминать? Яблоки, сыр, кальвадос и сидр это не мелочь, а очень полезные в быту вещи! smile drinks
        1. +4
          15 февраля 2025 12:44
          Привет, Борисыч!
          Кальвадос у нас Сергей Михайлов производит. А ко всему остальному я ровно дышу.
  5. +6
    15 февраля 2025 07:38
    Очень интересный материал, Дмитрий. Прочитал с удовольствием. А где была Ваша книга издана?
  6. +8
    15 февраля 2025 07:50
    Поход - то затронул не только столицу Византии,но также окрестные места,в частности,Принцевы острова в Мраморном море.
    я пришел к выводу, что викинги воевали вовсе не ради грабежа и богатств, а ради сокрушения христианства.

    А кто из ведущих историков России,согласен с этим? Че-то после походов викингов в Европу,местные,массово не перешли в язычество.
    1. +4
      15 февраля 2025 08:12
      Вот тоже об этом подумал,все викинги теперь имеют флаги с христианским крестом.Швеция,Дания,Норвегия,Исландия.
      1. +4
        15 февраля 2025 08:27
        Использование крестов в символике древняя традиционной и в язычестве. Сложно сказать откуда корни использования креста на скандинавских флагах.
        1. 0
          15 февраля 2025 14:54
          Не сложно,вся Скандинавия приняла христианство,и стала католиками.Не натягивайте сову на глобус .
        2. +3
          15 февраля 2025 17:17
          Привет Борисыч!
          К слову флаг Дании считается самым древним в Европе.
          1. +2
            15 февраля 2025 17:40
            Это так, но что символизирует Даннеброг? Христианский крест или стилизованный меч? Существуют обе версии
            Кресты стали признанными символами христиан с 4 века, во времена Константина 1. Да и сейчас крест не монополия христиан. И это не аулоглобинг, как некоторые коллеги провозглашают smile
            Привет Владислав.
            1. +2
              15 февраля 2025 19:09
              Вечер добрый!
              Думаю Андрей, что датский крест всё-таки производно от христианских хоругвей. Хотя согласен, что тема дискуссионная.
              С влагами Шотландии и Англии проще, но они значительно моложе. Шведский калька Датского. Швейцарский, как производный от стяга Священной Римской Империи.
              Тема достаточно интересная!
              1. +2
                15 февраля 2025 19:45
                Цитата: Коте пане Коханка
                Шведский калька Датского.

                Надо вернуться в 15 век, во времена Кальмарской унии. В союз входили Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия и непонятным образом Швейцария. Флаг союза красный скандинавский крест на желтом фоне.
                Отсюда, кроме Швейцарии, сходство флагов с использованием скандинавского креста.
                1. +2
                  15 февраля 2025 20:21
                  Отсюда, кроме Швейцарии, сходство флагов с использованием скандинавского креста.
                  Более вероятно Швейцария взяла за основу крест со своих кантонов основателей конфедерации.
                  Появление самого креста в Швейцарии объясняют двумя версиями.
                  Первая - преемственность Священной Римской Империи.
                  Вторая -как ситуативное обозначение, ставшее традицией.
    2. +7
      15 февраля 2025 09:53
      Бич божий или Язва христианства, эти названия викингов не из-за того, что они боролись с христианством, а из-за того, что им удобней было грабить монастыри с их богатствами чем какие-то бедные деревни, которые до них обобрали монастыри. ГРАБЬ НАГРАБЛЕННОЕ
    3. +2
      15 февраля 2025 13:16
      Вспомнился Гайдар
      "Бились, бились, да только сами разбились"
  7. +7
    15 февраля 2025 08:11
    Константинополь не пал в тот год, из чего следует, что у этих лазутчиков ничего не вышло. Скорее всего
    Или лазутчиков просто не было-и это скорее всего.
  8. +2
    15 февраля 2025 11:41
    Викинги вообще - монстры!
    У нас тут спорят, был ли Рюрик викингом, а в той же Англии даже не пытаются, прекрасно знают - английская монархия - скандинавская. laughing

    Также викинги обяснили европейцам, зачем стране нужен флот.
    Флот нужен не для демонстрации флага, как у нас думают некоторые, а для того, чтобы грабить монастыри. laughing И города, само-собой.
    Фокус викинга Рагнара в Англии потом повторили испанцы в Мексике, сами англичане в Индии и много кто еще и где. wink

    Если военный флот себя не окупает, то это якорь, который утягивает страну на дно, как это было с СССР. hi
    1. +3
      15 февраля 2025 13:18
      Силовые структуры, по определению себя не окупают.
      1. +5
        15 февраля 2025 14:12
        Окупают, еще как. wink В 1985 с останков одного только "Нуэстра Сеньора де Аточа" подняли золота на 450 миллионов.
        Глобально же испанцы за 20 лет вывезли из Америки примерно 500 тонн золота. Серебра - в 10 раз больше. "Сан-Хосе" и сейчас на дне, в трюмах грубо - 10 миллиардов. Стоимость авианосца. wink И это только за 1 рейс.

        Сколько вывезла британская "Ост-Индская" никто не скажет наверное, но понятно, что вся Британская Империя построена на колониях. А это флот.

        На период Второй мировой американцы вынуждены были построить самый большой флот в мире, но сразу после окончания - порезали, ибо знали, сколько это стОит.

        Сейчас штатовский ВПК загоняет Америку в минуса, пора реформировать, чем Трамп и займется. bully
        1. +1
          15 февраля 2025 15:58
          Согласен, яркий пример, но это, исключение, не правило. Ост- индийская компания, частная организация, для нее флот был необходимым инструментом.
          1. 0
            16 февраля 2025 08:42
            Цитата: mr.ZinGer
            Согласен, яркий пример, но это, исключение, не правило. Ост- индийская компания, частная организация, для нее флот был необходимым инструментом.

            ну да.. основанная королевой в интересах короны..но! для того чтобы говорили - именно как Вы сказали "корона не причем".. и получается задумка ее частично удалась, раз есть люди которые так считают и поныне..
          2. +1
            16 февраля 2025 09:04
            Согласен, яркий пример, но это, исключение, не правило. Ост- индийская компания, частная организация, для нее флот был необходимым инструментом.

            Так всё частное, со времен Рагнара)). Наш нынешний военный флот тоже защищает частные интересы населения страны. wink
  9. +5
    15 февраля 2025 11:58
    Моя версия по поводу этого похода такова. Во-первых, это были скандинавы, викинги.
    которые свалились с неба.

    Я не понял автора: он сомневается в правдивости Фотия, который написал что это были русы?
  10. +4
    15 февраля 2025 12:14
    в русской историографии имел значение лишь в связи с именем «рус», упоминаемым в заголовке одной из гомилий константинопольского патриарха Фотия. По этому поводу написано очень много. Только вот в обоих гомилиях ни такого имени, ни какого-либо другого имени непосредственно в тексте не упоминается
    "Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!"

    Фотий "Окружное послание» к архиереям Восточной Церкви"
  11. +2
    15 февраля 2025 14:55
    Гомилии, гомилии...
    в заголовке одной из гомилий константинопольского патриарха Фотия.

    . Только вот в обоих гомилиях ни такого имени, ни какого-либо другого имени непосредственно в тексте не упоминается, а только в заголовке одной из рукописей

    почему П.В. Кузенков, выполнивший в 2003 году новые переводы гомилий, пришел к выводу, что «рус» в заголовке — это поздняя вставка.

    Интересно, почему авторы таких рассказов никогда не начинают повествования самого начала ? А началом являются сведения: где, когда, кем и при каких обстоятельствах были найдены и запущены в оборот первые записи этих гомилий. Ведь гомилия - это проповедь. Значит, сам Фотий их не писал. А кто писал ? Тот, кто их писал, сам ли слышал Фотия или записал со слов того Абрама, который слышал Шаляпина (то бишь Фотия) ?
  12. +1
    15 февраля 2025 16:42
    Эту тему я подробно развивал в своей книге «Варяги против христианского мира. Настоящая история скандинавских викингов», вышедшей в 2024 году. Но она вышла небольшим тиражом и вряд ли будет переиздаваться в ближайшем будущем,

    Опубликуйте в электронном виде...
    1. +2
      15 февраля 2025 19:07
      Цитата: Старший матрос
      Опубликуйте в электронном виде...

      Есть на "литрес". Отрывок. Разумеется можно приобрести и полный вариант...
  13. 0
    16 февраля 2025 11:04
    варваров

    Сам такой.
    Вот ведь пипирка моржовая, на предков читателей бочку катит.
  14. 0
    16 февраля 2025 11:55
    Цитата: Болторез
    Через 2 недели с женой едем в Стамбул именно на посмотреть остатки Константинополя.

    И само утверждающе поставить ногу на эти обломки.
  15. 0
    16 февраля 2025 19:18
    Сами викинги ничего не знают о своем походе на Константинополь: ни в одной хронике, ни в одной саге, ни в одном предании это не упоминается. Ничего о викингах, атаковавших в 860 г Константинополь не сообщает ни один источник(ни византийский, ни западноевропейский, ни арабский, ни армянский, ни грузинский и пр). Это не мешает автору говорить о викингах. А в летописи сообщается, что это были днепровские славяне во главе с Аскольдом и Диром. Я предпочитаю доверять источникам, а не фантазиям автора! А в Хедебю, уже на ранних этапах его существования, жили славяне, полабские же славяне вели и торговлю по Волго-балтийскому торговому пути, с арабами и это доказано.
  16. 0
    9 марта 2025 02:52
    Росы скорее всего не были норманнами.
    Норманны были хорошо известны в Византии.
    А Фотий в своей гомилии "Беседа 2-я на нашествие Россов
    (Εις την εθοδον των Ρως )
    пишет -
    "...Народ не именитый, народ не считаемый (ни за что – αναπιθμον ), народ поставляемый наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас, незначительный, но получивший значение, уничиженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как морская волна, и истребил живущих на этой земле, как полевой зверь (Псал. 79, 14. истребляет) траву или тростник, или жатву".
    Это был новый противник для Византии.
    И Фотий дает имя этим племенам - Ρως.
    В честь библейского народа Рош.
    Ρως (древнееврейск. רֹאשׁ «голова, главный») — слово, которое встречается в Библии, в книге пророка Иезекииля (Иез. 38-39) в выражении, которое в оригинале Библии на древнееврейском языке звучит как «גּוֹג אֶרֶץ הַמָּגוֹג, נְשִׂיא רֹאשׁ מֶשֶׁךְ וְתֻבָל» «гог эрец hамагог нэси рос мешех ветувал»
    Византийцы, при переводе Библии, придали слову «рос» (רֹאשׁ) значение имени собственного: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, правителю народов Роса, Мешеха и Фувала (греч. ἄρχοντα Ῥώς, Μοσὸχ καὶ Θοβέλ).
    По сюжету народ Рос придет с севера карать грешников перед концом света.
    "...о какое бедствие, ниспосланное нам от Бога!"
    "...Кто же, видя это, не признал бы, что на нас излилась до дна та чаша, которую приготовил гнев Господа, вскипевший ( υπερζεσας ) от наших грехов" - пишет Патриарх.
    Скорее всего с тех, пор прежде безымянные племена совершавшие набеги на Византию в IX—X веках, в византийских источниках стали называть Ρως.

    Когда отряд норманов свеонов попытались себя выдать за Росов в Европе , то их быстро разоблачили:
    "....С ними он прислал еще неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос и что правитель их, именуемый хаканом, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы.
    Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император (Людовик) узнал, что они из народа свеонов , и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет."
    "...Quorum adventus causam imperator diligentius investigans, comperit, eos gentis esse Sueonum."
    Латинский оригинал (приводится по изданию ANNALES BERTINIANIRECENSUIT G. WAITZ. HANNOVERAE IMPENSIS BIBLIOPOLII HAHNIANI 1883.)