Армия обороны Израиля приняла на вооружение ЗРК SPYDER

23 817 24
Армия обороны Израиля приняла на вооружение ЗРК SPYDER
Пусковые установки SPYDER на позиции


Армия обороны Израиля стремится развивать и усиливать свою противовоздушную оборону с учётом существующих и ожидаемых угроз. В рамках этих процессов недавно приняли на вооружение зенитный ракетный комплекс SPYDER местной разработки. Любопытно, что ранее это изделие не привлекало внимание АОИ и оставалось исключительно экспортным образцом. Тем не менее, изменение обстановки заставило израильскую армию начать закупки нового ЗРК.



Ответная реакция


Ещё в середине двухтысячных годов израильская компания Rafael Advanced Defense Systems разработала и вывела на рынок перспективный ЗРК. Изделие SPYDER (Surface-to-air Python and Derby — «Земля-воздух, Python и Derby») предназначалось для перехвата воздушных целей на малых и средних дальностях.

Новый ЗРК локальной разработки тогда не заинтересовал АОИ. Армия имела ограниченный бюджет и тщательно подходила к выбору матчасти для закупки. Она изучила предложение компании «Рафаэль» и решила приобрести другие зенитные комплексы.

Однако в недавнем прошлом отношение к отечественному ЗРК изменилось, и его приняли на вооружение. Об этом 6 февраля 2025 г. сообщило информагентство Jane’s. Данные о новых системах получили непосредственно от пресс-службы АОИ и они носят официальный характер.


Представитель АОИ напомнил, что ранее ЗРК SPYDER не закупался и не принимался на вооружение по объективным причинам. Однако после атаки 7 октября 2023 г. армия решила пересмотреть свои взгляды на развитие ПВО. В связи с усилением существующих угроз было решено дополнить имеющиеся системы обороны новыми комплексами.

В 2023-24 гг. АОИ закупила некоторое количество «Спайдеров» и поставила их на боевое дежурство. Была достигнута полноценная интеграция с другими системами ПВО и получен требуемый уровень эффективности боевой работы. Хотя все подробности не сообщаются, утверждается, что ЗРК теперь несет полноценное дежурство и полностью соответствует всем требованиям.

Обновление ПВО не ограничивается только закупкой новой техники. Представитель АОИ указал, что при помощи комплекса SPYDER реализуется новая концепция построения соединения ПВО. При этом подробности такой концепции и способы её реализации, по понятным причинам, не названы.

Таким образом, через иностранное СМИ армия Израиля официально объявила о принятии на вооружение новой зенитной системы, а также раскрыла примерные сроки начала её эксплуатации. В то же время остальные подробности пока остаются неизвестными. Более того, есть все основания ожидать, что их не станут раскрывать и в будущем.


Радиолокаторы из состава SPYDER

Комплекс на рынке


ЗРК средней и малой дальности SPYDER разрабатывался компанией Rafael при определённом содействии со стороны корпорации IAI. Основные проектные работы велись в первой половине двухтысячных годов и вскоре дали желаемый результат. Компании-разработчики получили возможность начать испытания, а также вывести новый ЗРК на рынок.

Первые полигонные испытания изделия SPYDER состоялись в 2005 г. Комплекс подтвердил расчётные характеристики, а также продемонстрировал перехват воздушных целей ракетами двух штатных моделей. Тогда же прошли и испытания, имитирующие эксплуатацию ЗРК в войсках.

С середины двухтысячных годов комплекс SPYDER регулярно показывали на различных военно-технических выставках, чтобы привлечь внимание иностранных заказчиков. Потенциальным покупателям предлагали несколько версий ЗРК с разными возможностями и характеристиками. Считалось, что такой подход станет конкурентным преимуществом.

Первым заказчиком ЗРК SPYDER стала Индия. Она подписала соответствующий контракт в 2006 г., а поставки готовой техники стартовали в начале следующего десятилетия. К этому времени компания «Рафаэль» получила ещё несколько заказов от Сингапура, Азербайджана, Перу и других стран. Им поставлялись ЗРК в разном исполнении и с отличающимся составом компонентов.


Ракета Python 5

В 2015 г. появился заказ от Вьетнама. Эта страна приобрела несколько «Спайдеров» и планировала продолжать покупки. Однако эти ЗРК получили неоднозначную оценку, и Вьетнам не стал закупать дополнительные партии. Ещё несколько заказов поступило в 2020-23 гг. По этим контрактам, комплексы получили или получат армии Чехии, Филиппин, ОАЭ, Марокко и т.д.

Средняя и малая дальность


Проект SPYDER предусматривал разработку современного ЗРК, способного перехватывать разнообразные воздушные цели в широком диапазоне дальностей. В состав этого комплекса включили несколько основных средств со всеми требуемыми функциями, от радиолокатора до зенитных ракет. При этом некоторые компоненты дублируются, за счет чего достигаются дополнительные возможности.

За счёт комбинирования различных изделий и компонентов сформировано четыре варианта ЗРК SPYDER. Заказчикам предлагаются комплекс большой дальности SPYDER-LR, средней дальности SPYDER-MR, а также SPYDER-SR малой дальности.

В составе ЗРК малой и средней дальности используется радиолокатор EL/M-2106 Advanced Tactical Acquisition Radar производства компании Elta. Он оснащен активной ФАР и способен засекать цели типа «истребитель» на расстояниях не менее 80-100 км. Дальность обнаружения вертолётов или крупных БПЛА достигает 40-60 км. ЗРК SPYDER средней и большой дальности комплектуется РЛС типа EL/M-2084 Multi Mission Radar. Она позволяет находить крупные воздушные цели на дистанциях до 200-250 км. Обе РЛС передают данные на другие средства комплекса и обеспечивают применение управляемых ракет.


ЗУР Derby

«Спайдер» использует два типа самоходных пусковых установок. Обе строятся на грузовом автомобильном шасси с требуемыми характеристиками. Установки предназначены для длительного дежурства на одной позиции. Перед началом боевой работы машины вывешиваются на домкратах.

В начале 2024 г. компания Rafael сообщила о создании новой версии ЗРК SPYDER. В ней все основные компоненты комплекса размещаются на общем шасси. Показанный опытный образец получил грузовую платформу, в передней части которой находилась мачта с антенной РЛС, а в корме — установка с контейнерами ракет.

Для ЗРК малой дальности была разработана пусковая установка наклонного типа. Пакет транспортно-пусковых контейнеров с ракетами поднимается на требуемый угол возвышения и может наводиться в горизонтальной плоскости. Комплексы средней и большой дальности используют установку с вертикальным пуском, в которой ракета поворачивает в сторону цели с помощью собственных средств.

В состав ЗРК SPYDER входят управляемые ракеты двух типов. Для перехвата целей на дальностях до 20 километров используется изделие Python-5 — твердотопливная ракета традиционного облика длиной 3,1 м и стартовой массой 105 кг. Она развивает скорость порядка 4М и летит к цели с помощью инфракрасной головки самонаведения. Для поражения цели используется 11-кг осколочно-фугасная боевая часть.


Боевая машина с собственной РЛС

Также используется ракета Derby. Она имеет длину более 3,6 м и весит 118 кг. В полёте это изделие развивает скорость 4М и показывает дальность 50 км. Наведение — активное радиолокационное. Имеется 23-кг боевая часть. Сообщалось, что «Дерби» может атаковать как аэродинамические, так и баллистические цели. Запуск такой ЗУР осуществляется из вертикальной установки при помощи стартового твердотопливного двигателя.

За прошедшие десятилетия ракеты и другие средства ЗРК SPYDER неоднократно дорабатывались. Одним из результатов этих мер стало увеличение дальности стрельбы и поражения целей. Кроме того, прорабатываются новые архитектуры комплекса и другие интересные идеи.

Новый комплекс


По известным данным, система ПВО Израиля включает в себя целый ряд различных ракетных комплексов местного и иностранного производства. Она способна перехватывать аэродинамические и баллистические цели, причем акцент делается на последних. Принимаются меры по развитию и совершенствованию имеющейся системы, и недавно был сделан новый шаг в этом направлении.

По итогам событий осени 2023 г. командование АОИ решило усилить имеющуюся ПВО комплексом SPYDER. Уже закуплено некоторое количество такой техники, и она поставлена на боевое дежурство. Все подробности недавней закупки и развертывания пока остаются неизвестными, но ЗРК уже получил высокую оценку. На основании чего её сделали, и отражает ли она действительное положение дел, пока неясно.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 февраля 2025 06:25
    начало «очко» играть после атак озорных похуситов … да и персидскую месть анонсированную заранее пропустили и поняли что купол не железный а дырявый
  2. +3
    13 февраля 2025 08:05
    Тенденция,однако ! Использование ракет "воздух-воздух" в качестве зенитных...Жаль,что в России такой почин не нашёл должного отклика ! Отстаёт Россия и в разработке РВВ самообороны ближнего боя...
    1. +2
      14 февраля 2025 10:59
      Цитата: Nikolaevich I
      Тенденция,однако ! Использование ракет "воздух-воздух" в качестве зенитных...

      Для всех остальных это действительно - унификация и как итог удешевление производства ЗУР . Но именно в нашем случае это стало бы шагом назад , в т.ч. и по стоимости таких ЗУР . Ибо ЗУР наших ЗРПК "Панцирь" не просто в разы , а едва не на порядок+ дешевле любых ЗУР и РВВ такого же класса . У ЗУР "Панциря" нет ВООБЩЕ никакой головки самонаведения . Есть только детектор дистанционного подрыва , приёмник и рулевые приводы на оперение . ВСЁ ! У неё чисто радиокомандное наведение , но при этом высочайшая эффективность и помехозащищённость . Поэтому из за её весьма невысокой закупочной цены выпускать их можно массово и использовать достаточно широко и интенсивно , не разоряясь при этом .
      Цитата: Nikolaevich I
      Отстаёт Россия и в разработке РВВ самообороны ближнего боя...

      Я слышал что наша Р-74М достаточно хороша и едва ли не лучшая в классе . Может быть именно в варианте самозащиты самолёта от атакующих РВВ и ЗУР у нас это не слишком развито , но тут уже скорей вопрос в боевых алгоритмах и отработке тактики боевого применения . И насколько я прежде слышал у нас вопросам самообороны самолёта внимание так же уделяется немалое . В т.ч. такой защите перспективного ПАК ДА . Остальное скорей именно в боевых алгоритмах и тактике боевого применения .
      Тут вопрос , кстати , как подсветить ракете цель , если она идёт в заднюю полусферу атакуемому самолёту ? И как пустить по ней ракету , чтоб РВВ сумела сделать разворот на 180 гр. , захватить и поразить атакующую ракету . Пускать ракету , закрепив на пилоне задом на перёд пробовали ещё в начале 90-х . Получалось плохо - не получалось эффективно проскочить нулевую скорость с провалом вниз . На прототипе Су-34 такое испытывали . Так что единственная возможность - стрелять по ходу движения с энергичным разворотом РВВ на обратный курс . Но тогда большая часть энергетики двигателя теряется на этот самый разворот и дальность будет невелика . Ну и как\чем осуществлять наведение РВВ в этом случае . При инфракрасной головке надо хотя бы лазером ей целеуказание дать . А как это сделать в задней полусфере без полотна БРЛК или ОЛС в задней полусфере ? Такое пока разве что Су-57 может .
      Но думать надо .
      1. +1
        14 февраля 2025 14:32
        Ваши доводы не без изъянов ! Жаль ,что мне сейчас некогда и я не могу сейчас же разобрать эти изъяны ! Может быть как-нибудь позднее !
        1. 0
          14 февраля 2025 14:48
          Цитата: Nikolaevich I
          Жаль ,что мне сейчас некогда и я не могу сейчас же разобрать эти изъяны !

          К вопросу можно вернуться в любое удобное время . С удовольствием бы выслушал\прочитал .
          Просто если говорить о ЗРК с АГСН ближнего и среднего радиуса , то у нас уже всё есть , это С-350 и корабельный "Редут" (что по сути своей одно и то же) . А адаптировать наши запасы старых РВВ БД для пуска с наземных ПУ конечно можно ... и даже утилизация с пользой получится , но ЗУР "Панциря" по соотношению цена\качества останутся вне конкуренции . hi
          1. +1
            18 февраля 2025 15:45
            Тут еще нужно учесть, что по количеству и ракет в-в и их носителей и по системе ПВО на Западе другой подход. ЗРК для них вторичны. Вот и строят их на основе готовых изделий и заделов.
            1. 0
              18 февраля 2025 19:36
              В США и НАТО всегда считали что лучшая ПВО это истребительная авиация . И во многом они правы . Для истребителя с нормальным радаром нет проблем обнаружения целей на ПМВ на достаточной для поражения дальности . А у наземного ЗРК тут серьёзные ограничения .
              Так что объектовое ПВО на ЗРК , а ПВО Страны преимущественно на ИА надо реализовывать - дальность и гибкость применения на порядок большая . А Страна у нас Огромная .
              Цитата: Zaurbek
              Вот и строят их на основе готовых изделий и заделов.

              Просто пошли по пути наименьших расходов и трудностей - РВВ прерасно стартует и с земли , и с корабля , дальность правда меньше но для ЗРК малой\средней дальности вполне достаточно . А если РВВ ещё и стартовый бустер прикрутить , так и дальность сразу подрастёт .
              Но у нас с классическими ЗРК всё в порядке , а "Панциря" очень дешевые , но при этом очень эффективные ЗУР .
              1. 0
                19 февраля 2025 09:12
                По сути это ракеты с одним назначением и ракете ТОРа, к примеру, не так далеко до ракеты истребителя.
                1. 0
                  19 февраля 2025 09:18
                  Так и стоимость ЗУР "Тора" примерно как РВВ истребителя .
                  А вот у "Панциря" ЗУР кратно , если не на порядок дешевле . И потому могут выпускаться массово без особого обременения для бюджета .
                  1. 0
                    19 февраля 2025 09:19
                    Да, у Панциря ракета без ГСН, для поражения дронов вообще прекрасно.
                    1. 0
                      19 февраля 2025 09:22
                      Они и ракеты ТРК и даже ОТРК тоже неплохо сбивают . И по самолётам , и по КР . И РС РСЗО тоже как семечки .
                      1. 0
                        19 февраля 2025 09:24
                        Я как то на сайте Военный паритет, сравнил с Железным куполом. Там все восторгались...В общем, подвергли меня критике
                      2. 0
                        19 февраля 2025 09:30
                        Да и на ВО баталии были жаркими на этот счёт . Но вот только как постреляли вдоволь куполом железным по "водопроводным трубам" , так сразу основная проблема и основные отличия от "Панциря" наружу и вылезли - уж больно недешевые его ЗУР с АГСН .
                      3. +1
                        19 февраля 2025 09:31
                        Это еще по самому ЖК никто не стрелял Химарсом
                      4. Комментарий был удален.
                      5. 0
                        20 мая 2025 15:41
                        Даже атакмс сбивали прямым попаданием
                  2. 0
                    21 февраля 2025 00:47
                    Цитата: bayard
                    Так и стоимость ЗУР "Тора" примерно как РВВ истребителя

                    9М338К корнями именно оттуда.
    2. 0
      12 марта 2025 13:35
      Тор-М2, дальность перехвата — до 15 км, высота перехвата — до 10 км, на вооружении Войсковой ПВО с 2015 года — до настоящего времени
      Тор-М1-2, экспортный вариант — Тор-М2Э, дальность перехвата — до 15 км, высота перехвата — до 10 км, на вооружении Войсковой ПВО с 2012 года — до настоящего времени
      Тор-М1, экспортный вариант — Тор-М1Э, дальность перехвата — до 15 км, высота перехвата — до 10 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1992 года — до настоящего времени
      Тор-М, дальность перехвата — до 12 км, высота перехвата — до 6 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1989 года — до 2014 года
      Тор, дальность перехвата — до 12 км, высота перехвата — до 6 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1983 года — до 2008 года
      Бук-М, дальность перехвата — до 30 км, высота перехвата — до 25 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1983 года — до 2008 года
      Бук, дальность перехвата — до 25 км, высота перехвата — до 20 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1979 года — до 2004 года
      Куб-М4, дальность перехвата — до 25 км, высота перехвата — до 15 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1978 года — до 2003 года
      Куб-М3, дальность перехвата — до 25 км, высота перехвата — до 15 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1976 года — до 2001 года
      Куб-М2, дальность перехвата — до 25 км, высота перехвата — до 15 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1973 года — до 1998 года
      Куб-М1, дальность перехвата — до 25 км, высота перехвата — до 15 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1971 года — до 1996 года
      Куб-М, дальность перехвата — до 20 км, высота перехвата — до 10 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1968 года — до 1993 года
      Куб, дальность перехвата — до 20 км, высота перехвата — до 10 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1967 года — до 1992 года
      К 2020 году, согласно «Государственной программе вооружений 2020», планируется полностью сменить парк вооружений малой дальности на ЗРК Тор-М2 и ЗРК Тор-М1-2.

      Зенитные ракетные комплексы (ЗРК) плавающие, ближнего действия (до 10 км)
      Оса-АКМ, дальность перехвата — до 10 км, высота перехвата — до 5 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1980 года — до настоящего времени
      Оса-АК, дальность перехвата — до 10 км, высота перехвата — до 5 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1975 года — до 2015 года
      Оса, дальность перехвата — до 10 км, высота перехвата — до 5 км, на вооружении Войсковой ПВО с 1970 года — до 2010 года
      )))
      1. 0
        12 марта 2025 13:37
        Данные из гавенной википедии.
  3. +1
    13 февраля 2025 11:16
    По дальности "Панцирь" однозначно проигрывает.
    Стоимость израильского комплекса ,как минимум раза в два дороже
    И последнее-советские комплексы работали в любых условиях-,от тундры до тропиков и пустынь.По поводу израильского- не уверен..
    1. 0
      18 февраля 2025 15:47
      Панцирь рангом ниже.....есть ЗРК среднего радиуса Бук и Витязь. У Панциря есть версия "М" с длинным радаром и ракетой. Но она пока в прожектах.
  4. +4
    13 февраля 2025 12:37
    Я сам их делаю. Качество гарантирую.
  5. -1
    19 февраля 2025 09:42
    Цитата: Zaurbek
    Да, у Панциря ракета без ГСН, для поражения дронов вообще прекрасно.

    Это сарказм? Для дронов эта ракета бесполезна, ЭПР захвата цели ракетой Панциря 0,1 кв.м, ни одной"Фурии ", "Акулы" или "Валькирии" Панцири не сбили, по крайней мере информации нет
    1. 0
      20 мая 2025 15:40
      Цитата: Konnick
      захвата цели ракетой Панциря

      Ракета панциря ничего не захватывает. Она летит только по радиокомандам
    2. 0
      20 мая 2025 18:12
      Ракета Панциря без ГСН и она ничего не захватывает....Все видет обзорный радар и(или) ОЛС с тепловизором