Велик Казахстан, а русским отступать некуда

Велик Казахстан, а русским отступать некуда

Инцидент с памятником героям-панфиловцам в Казахстане – как «маркер» проблем русского населения в этой стране

Власти казахского города Алма-Аты хотят убрать с памятника героям-панфиловцам фразу известного политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»,- такие сообщения опубликовал ряд российских и казахстанских СМИ. Согласно этим сообщениям, планировалась замена надписи на одну из других, например: «Подвиг казахстанцев - наследие для народа, пример для поколений», «Вечный покой героям-казахстанцам!» и «Подвиг казахстанцев, сражавшихся за Родину, будем помнить вечно».


В итоге оказалось, что инициатором этой идеи стал алматинский городской совет ветеранов во главе с Еренгаипом Шайхутдиновым.

Правда, через некоторое время вышло опровержение, в котором казахские чиновники заявили, что не планировали менять надпись на мемориале, а Еренгаип Шайхутдинов пояснил, что не было никакой инициативы по замене известного выражения политрука Клочкова. По словам Шайхутдинова, совет ветеранов хотел только добавить одну из надписей, чтобы увековечить память о казахстанцах, принимавших участие в Великой отечественной войне.
И хотя инцидент оказался исчерпанным, избежать общественного резонанса не удалось. Более того, есть сильное подозрение, что именно благодаря этому резонансу решение о замене надписи так и не было принято.

Проект «Окно в Россию» решил выяснить, что об этом инциденте думают наши соотечественники, проживающие в Казахстане.

Главный редактор сайта «Русские в Казахстане» Илья Намовир, считает, что «в принципе, сама история с памятником героям-панфиловцам не так уж удивительна и нетипична. Скорее, наоборот. Подобные инициативы, направленные на стирание из памяти казахстанцев нашего общего прошлого в СССР, пропитанные духом исторического ревизионизма в угоду национальной конъюнктуре, отнюдь не редкость.

Просто так получилось, что это конкретное предложение некоего г-на Шайхутдинова получило огласку в СМИ и теперь, конечно, с учётом вызванного общественного резонанса вряд ли будет реализовано, что подтверждают слова начальника управления культуры Ерболата Ауэзова, который заверил, что данный вопрос «даже не обсуждается». Но это данный случай, а сколько подобных предложений поступает в муниципальные и другие органы и сколько из них без лишнего шума реализуется? Исчезают памятники, переименовываются улицы. В связи с отменой моратория на переименования, полагаю, опять всплывёт вопрос переименования Петропавловска, Павлодара, Усть-Каменогорска».

Также Илья Намовир подчеркнул, что «в новых поправках, к закону об ономастике, конечно, сказано, что вопрос о переименовании будет выноситься на рассмотрение, только, если его поддержат сами жители того или иного населённого пункта. Но где гарантия, что не повторится история аналогичная произошедшему несколько лет назад переименованию Щучинского района в Бурабай ауданы? Жители этого района от ономастической комиссии узнали, что, оказывается, 81% из них поддерживает указанное переименование, хотя при опросах жителей выяснилось, что никто из них не участвовал в сходах и не голосовал ни «за», ни «против» и, вообще, не был осведомлён о том, что подобные сходы жителей проводились.

К тому же, закон об ономастике оставляет, в итоге, последнее слово о переименовании не за жителями, а за Главной Республиканской ономастической комиссией. Так что, если вдруг кому-то «наверху» сильно захочется избавиться от остатков русской топонимики на карте Казахстана, то подходящий инструментарий для этого найдётся».

Председатель «Республиканского славянского движения «Лад» (Казахстан), Максим Крамаренко считает, что «вброс идеи о переименовании мемориала славы героям-панфиловцам, который сделал руководитель РОО «Организация ветеранов» есть не что иное, как стремление разрушить еще существующие духовные связи между народами постсоветского пространства. Под лозунгами о необходимости воспитания казахстанского патриотизма, часть казахской политической элиты пытается «развернуть» общественное сознание от России, постепенно удаляя из истории Казахстана «страницы» о положительном опыте нахождения казахского народа в едином с Россией государстве, каковыми были СССР и Российская Империя.

В тоже время, можно наблюдать формирование «современной казахской мифологии» об исторической России, как государства, принесшего только вред для казахского народа. К таковым можно отнести – голод 1932-33 годов в Казахстане, который позиционируется рядом общественных деятелей, как целенаправленная политика геноцида в отношении именно казахского этноса, проводимая советским руководством».

Кроме того, Крамаренко отмечает, что «идет героизация исторических персонажей, которые имели ярко выраженные антироссийские взгляды. Например, тот же Мустафа Шокай, который в годы Великой Отечественной войны находился в Германии, контактировал с фашистами, и имел непосредственное отношение к созданию Туркестанского легиона».

«Можно сказать, что все это звенья одной политической стратегии, корни которой находятся за океаном. Идея о замене лозунга на мемориале Славы не случайно возникла одновременно с инициативой казахстанской оппозиции о проведении референдума против Таможенного Союза, появление которого так боятся в США, - заявляет Максим Крамаренко. - В конце прошлого года Хилари Клинтон дала указания всем прозападным силам о недопущении создания Евразийского Союза. Вот в Казахстане эта директива госдепа и реализуется в различных формах.

Ведь у этого интеграционного начинания есть большие перспективы, которые будут способствовать усилению всех государств, участвующих в нем, что в свою очередь приведет к их более независимой от США внешней политике».

Как видно, нерешенных проблем в политических отношениях Казахстана со своим главным, стратегическим партнером хватает. В особенности это относится к Евразийской интеграции, автором и одним из инициаторов которой сам Казахстан и является. Так не лучше ли сосредоточить внимание и усилия на существующих вопросах, чем создавать надуманные проблемы?

Парк Мемориал Славы в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате был сооружен к 30-летию Победы в 1975 году. Открытие мемориального комплекса из четырех частей состоялось 8 мая 1975 года. Первая часть — горельеф «Клятва» (с левой стороны) — посвящена юным борцам за Советскую власть в Казахстане. Центральная часть триптиха — «Подвиг» — запечатлела образы героев-панфиловцев, грудью защищавших Москву. Справа композиция «Трубящие славу», которая придает всему мемориалу оптимистическое звучание, ее образы воплощают гимн торжествующей жизни. У Вечного огня — массивные кубы из лабрадорита, под которыми замурованы капсулы с землей, доставленной из городов-героев.
Автор:
Аркадий Бейненсон, Вячеслав Ткачев
Первоисточник:
http://rus.ruvr.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

213 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти