Корабль из Малдона

5 312 28
Корабль из Малдона


«Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской.»
Третья книга Царств, 9:26




История своими руками. А было так, что ещё пару месяцев назад один из активных читателей и комментаторов нашего сайта предложил мне обратить внимание на печать английского города Малдона, 1600 года, на которой был весьма тщательным образом изображён некий корабль. Он предложил мне подумать над его реставрацией в качестве модели – наглядного пособия, тем более что источник был прямо-таки налицо. Я подумал и решил, что это будет интересно, но прежде постарался узнать побольше о самом этом изображении и городе, на печати которого он появился. Оказалось, что это очень древний город, который всегда, однако, был небольшим. В переводе со староанглийского его название означает «место собраний на холме». Кроме того, в эпоху Раннего Средневековья этот город был важным англосаксонским портом и центром ремесла в Эссексе. А ещё здесь добывали соль.

Забавно, что в «Книге Страшного Суда» про Малдон написано, что в 1086 году в Малдоне числилось всего 180 полноправных горожан, но, тем не менее, город получил от короля право на самоуправление… в обмен на одного боевого коня и один военный корабль! Сегодня там живёт около 15 тысяч жителей, так что, по нашим меркам, это скорее большая деревня, хотя и с древней историей. Несмотря на то, что в то время город был невелик по размерам, в нём насчитывались целых три торгово-ремесленные гильдии, причём члены их, как оказалось, были заядлыми театралами и регулярно устраивали в городе сценические представления и мистерии на различные религиозные темы. Но в 1574 году пришедшими к власти в городе пуританами эти представления были запрещены. Торгово-ремесленные гильдии не сдались и нашли выход: стали приглашать профессиональных актёров, раз самим им это было запрещено. Однако в 1630 году эти мистерии были запрещены окончательно и бесповоротно, как развращающие граждан города. В любом случае, раз это был средневековый город, то у него был и свой собственный герб, и он тоже подчёркивал его отношение к мореплаванию.

Известно, что в 1569 году герб города представлял собой норманнский щит, на котором были изображены три золотых идущих льва в червлёном поле. В других версиях на нём изображались «львы-защитники», а на одном они даже пронзены копьём. Сегодняшний герб Малдона был утверждён в 1974 году и выглядит так:

«В рассеченном надвое щите в левом лазурном поле три золотых идущих льва, а на правой половине на волнах моря корабль черного цвета (типичный когг – прим. автора) с одной мачтой, увенчанной золотой геральдической лилией и вымпелом алого цвета. Серебряный парус свернут, а на башне на корме на флагштоке с геральдической лилией развевается полотнище знамени с тремя идущими золотыми львами».

То есть в гербе присутствует намёк на его славное средневековое прошлое и указание на то, что это морской порт.


В 1600 году город обзавёлся и собственной «адмиралтейской печатью», причём изображение на ней вновь поменяли в 1682 году


Печать 1682 года

Нельзя не заметить, что корабль 1682 года относится к судам более ранней конструкции, нежели 1600-го, что, скорее всего, связано с желанием (характерном, кстати, для многих – прим. автора) удревнить свою историю. Хотя и корабль, изображённый на печати 1600 года, ну никак к этому времени отнести нельзя. Судя по его архитектуре, это корабль конца XV в., но никак не 1600 года. То есть и тут мы видим желание художника, создававшего печать, показать более старый корабль по сравнению с теми, что в то время могли стоять у причалов Малдона. Налицо явная стилизация, хотя архитектура корабля примерно 1450-1490 гг. показана на печати прекрасно, не говоря уже о расписном парусе, характерном именно для средневековой эпохи.

В любом случае модель такого корабля должна была очень наглядно показать, как выглядели европейские корабли накануне плавания Христофора Колумба.

Корпус модели изготовлен в типичной «демонстрационной технологии», о которой здесь уже рассказывалось. Это две половинки профиля судна из бумаги, на которые внакрой наклеиваются рейки шириной 3 мм, при этом друг на друга они заходят на 1 мм. В области киля наклеивается полоса ткани, после чего корпус сначала просушивается, а затем поливается кипятком и обрабатывается горячим утюгом так, чтобы его борта выгнулись в обе стороны. В области носа и кормы оконечности корпуса склеиваются суперклеем и фиксируются зажимами. Затем вклеивается палуба из картона с наклеенным на неё набором из реек. Она дополнительно распирает борта и придаёт корпусу исключительную прочность.


Герб 1974 г.


Печать 1600 года из музея города Малдона

Передняя и задняя надстройки склеиваются из реек и устанавливаются на места. На печати мы видим крупные головки заклёпок, которыми обшивка явно прикреплена к шпангоутам. Их следует сделать из мелких обойных гвоздей с полукруглыми шляпками. Иллюминаторы с поперечинами по бортам – из пистонов для ботиночных шнурков: вклеены по месту и окрашены под позолоту.

Мачты были сделаны из пришедших в негодность кисточек – оказалось, что для мачт это очень удобный исходный материал. Ну а в итоге, без установки снастей, будущая «модель с печати» стала выглядеть вот так, как на этой фотографии:


Готовая модель без оснастки. Фото автора

Щитов по бортам с крестами Св. Георга и французскими королевскими лилиями установлено ровно столько, сколько их изображено на печати. Вымпелы из ткани, а изображения на них – это термодекали из местной типографии, и переведены на них давлением горячего утюга. Потом ткань была пропитана суперклеем, а сами вымпелы высушены так, как если бы их трепал морской бриз.


Носовая часть


Корма

На борта для красоты наклеены бархоуты (рейки соответствующей толщины), выкрашенные акрилом в чёрный цвет. Корпус и надстройки окрашены не красками (основной фон), а специальным маслом «под орех» с добавлением воска. После высыхания такого покрытия, деревянные части нужно натирать тканью, и тогда они приобретают вид самой настоящей «старой древесины». А это, безусловно, украшает модель!


«Корзина» для стрелков

Деталь очень трудоёмкая, тем более что требуется для этой модели таких «корзинок» три – одна большая и две поменьше. Но сделать их не очень трудно, если знать как. Две полоски шпона толщиной 0,5 мм склеиваются так, чтобы древесные слои при этом перекрещивались. Из такой вот миллиметровой фанеры можно вырезать самые тонкие детали, в данном случае кольца, и не опасаться, что они треснут у вас в руках. Потом по периметру сверлом диаметром 1 мм сверлятся отверстия в основании корзины и её верхнем ободе, через которые пропускаются деревянные рейки толщиной 1 мм, приобретённые через Интернет. Всё это склеивается, потом из бумаги вырезается тонкая полукруглая полоска, идущая вокруг корзины, также приклеивается на место, после чего все три «вороньих гнезда» красятся акрилом в красный цвет.


Парус главный – термопечать. Парус на фок-мачту – просто скатывается из подходящей ткани. Крепления верхних шкаторин парусов к реям осуществлялось при помощи тросов-ревантов. В данном случае они приклеиваются к парусам вот таким образом…


А вот на этом фото показаны паруса, уже прикреплённые к реям, правда, на нижнем парусе процесс крепления ещё не закончен. Нитки просто обёртываются вокруг рея и прихватываются ПВА или суперклеем


Ну а это уже фотография полностью готовой модели, практически такой же, как и на печати 1600 года

Обратите внимание на ванты. Проще всего их сделать, сначала натянув пропитанные ПВА вертикальные нити, а затем наклеить на них поперечные нити, опять-таки пропитанные ПВА и высушенные в натянутом положении. После этого их легко резать. Они совершенно прямые, поэтому никаких узелков вязать не надо, а места крепления обозначаются капельками суперклея (или ПВА), что придаст вашим вантам дополнительную прочность. Нитки готовыми лучше не брать – они на вид всегда «мохнатые», что портит вид такелажа. Их окрашивают акрилом в чёрный цвет (стоячий такелаж) и в жёлто-серый (бегучий), пропуская через пальцы. Вся мохнатость на них таким образом будет убрана!

Стойки подставки сделаны из… «пирамидок», вырезанных из упаковок для куриных яиц. Для прочности в них залит эпоксидный клей ЭДП, после чего они также были покрыты ореховым маслом. Сама подставка их куска фанеры, оклеенного полосками орехового шпона и покрытого янтарным лаком.

Обратите внимание на герб города Малдона, на бортах судна. Что он из себя представлял и как на борта крепился? Оказывается, в Англии была традиции вешать куски вышитых тканей так, чтобы они свисали за борт. Изображения таких декорировок удалось найти среди иллюстраций в манускриптах Фруассара!


«Хроники Фруассара». Королева Изабелла возвращается в Англию вместе с лордом Мортимером. Борт судна задрапирован полотнищем из ткани


«Хроники Фруассара». Корабль английского короля, украшенный свешивающимися с бортов гербовыми полотнищами из ткани


Очевидно, что и гербы со львами города Малдона представляли собой нечто похожее…

Судя по печати, в корзине грот-мачты имелся порядочный запас копий для метания. Их древки в этом случае были сделаны из самых тонких прутиков, надёрганных из домашнего веника и покрашенных в красный цвет. Наконечники из бумаги и выкрашены в цвет металла.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 февраля 2025 08:19
    Вчера на сайте было голодно и пусто…
    сегодня пошарахавшись в рубриках История и Вооружение случайно заглянул в раздел Мнение и не ошибся!
    Шикарная модель - спасибо Вячеслав и творческих успехов! Камрадов с праздником!!!
    1. +5
      23 февраля 2025 09:03
      Цитата: Коте пане Коханка
      Шикарная модель

      Спасибо, Владислав! Правда, шикарность ему вышла боком... Хотел как обычно отдать в школу, но внучка решила использовать его как подарок. "А то что требует дочка (внучка) должно быть исполнено точка!"
  2. +4
    23 февраля 2025 08:28
    А кто-то кричал, что на ахтеркастлях румпеля не было.
    1. +4
      23 февраля 2025 08:42
      Цитата: ИванИванычИванов
      А кто-то кричал, что на ахтеркастлях румпеля не было.

      Иван! Тот корабль о котором я якобы кричал, был кораблем Ричарда III.Он умер в 1485 г.. И это английский когг. Данный корабль 1600 года. Разница 125 лет. Ну пусть в 100. За это время в архитектуре кораблей многое изменилось.
      1. +4
        23 февраля 2025 08:57
        За это время в архитектуре кораблей многое изменилось.

        Как бы оно не менялось, но существует техническая и технологическая целесообразность. Иначе говоря - румпель на ахтеркастле могли ставить в любое время если это было технологически и технически обосновано. Все таки кораблестроение это не то же самое, что рисование кораблей.
        1. +3
          23 февраля 2025 09:01
          Цитата: ИванИванычИванов
          Все таки кораблестроение это не то же самое, что рисование кораблей.

          На коггах румпель был на уровне палубы. Нашли же старинный когг и восстановили. Причем самое интересно, что носового кастля у него нет, а вот брашпиль якоря находился на КОРМОВОМ КАСТЛЕ. Прямо над румлелем! Я тоже сейчас делаю эту модель. Закопался в Интернете. Но понять как мотался канат на этот брашпиль не могу.
          1. +4
            23 февраля 2025 09:04
            а вот брашпиль якоря находился на КОРМОВОМ КАСТЛЕ. Прямо над румлелем!

            Ну это не удивительно. Шпиль тоже располагали - где удобнее, а потом, через блоки канаты тянули в любое место корабля.
            1. +3
              23 февраля 2025 09:09
              Цитата: ИванИванычИванов
              Шпиль тоже располагали - где удобнее, а потом, через блоки канаты тянули в любое место корабля.

              Удобнее... удобнее, на мой взгляд, на носу на палубе, где он часто и был. Но... оказывается не всегда.
  3. +3
    23 февраля 2025 09:00
    Всё не могу понять, почему автор не пользуется лазерным резаком при постройке моделей?
    Это же очень удобно, когда надо сделать кучу одинаковых мелких деталей. Термопринт заказываете, а лазерной резки в городе нет?
    1. +5
      23 февраля 2025 09:06
      Цитата: ИванИванычИванов
      Всё не могу понять, почему автор не пользуется лазерным резаком при постройке моделей?
      Это же очень удобно, когда надо сделать кучу одинаковых мелких деталей. Термопринт заказываете, а лазерной резки в городе нет?

      Вы удивитесь, но у моего друга, у которого модельная фирма, такой резки нет. А в городе... режут пенопласт, металл, то только не тонкое дерево. И дорого! Минимальный заказ 100 одинаковых деталей! Зачем мне столько? И потом.. я сторонник технологий, которые легко повторить в семье... Резка, как термопринт, вещи дорогие.
      1. +7
        23 февраля 2025 09:14
        А в городе... режут пенопласт, металл, то только не тонкое дерево.

        Удивился. Сильно.
        У нас несколько рекламных контор, которые кроме печати ещё и режут, что угодно.
        Я себе в кружки купил 2 станка СО2 6040, стоят не дорого и окупают меньше чем за год.
        И потом.. я сторонник технологий, которые легко повторить в семье...

        Вроде правильно, НО. В связи с полным семейным "жопоручием" в семьях сейчас практически ничего сделать не могут - молодые семьи, сами воспитаны с полным отсутствием ручного труда. У меня дети из кружка учат своих пап пользоваться инструментами и материалами.
        1. +4
          23 февраля 2025 11:29
          Цитата: ИванИванычИванов
          У меня дети из кружка учат своих пап пользоваться инструментами и материалами.

          Мне на днях предложили вести в новой школе кружок исторической реконструкции - и материалы и инструменты все будет. Но, скорее всего, я откажусь. И без этого работы много.
          1. 0
            23 февраля 2025 21:02
            Мне на днях предложили вести в новой школе кружок исторической реконструкции
            Немного "ливинг хистори" от меня....
            Спасибо, Вячеслав Олегович!
        2. +2
          23 февраля 2025 16:36
          Цитата: ИванИванычИванов
          Я себе в кружки купил 2 станка СО2 6040

          Давайте объединим наши усилия. Я - Вам, Вы мне. О сути договоримся в личке...
  4. +2
    23 февраля 2025 13:52
    Обожаю "Хроники Фруассара"! Как всегда, картины точны в передаче эмоций и этикета. Королева восседает с значительным видом и все вокруг -- подобающе потупив глаза. А задние, не попадающие в круг монаршего внимания, вовсю глазеют по сторонам, и каждый своим озабочен.
    А корабль... Ну что тут сказать -- шедевр, вызывающий изумление.
    Вячеслав Олегович, -- да, пора открывать мастерскую (кружок?) для передачи своего умения ученикам. В традициях Средневековья.
    1. +2
      23 февраля 2025 14:04
      Цитата: депрессант
      да, пора открывать мастерскую (кружок?) для передачи своего умения ученикам.

      Ох, Людмила Яковлевна! Не все так просто. Дети... они...в общем я люблю только тех, которые мне нравятся. А могут прийти и другие. И родители сейчас нотные. Я я запросто могу... "не сдержаться". Бумаги, планы, отчеты... Зачем это МНЕ? Когда я могу обойтись без этого.Денег мне/нам хватает. И опять же - сделаю книгу и что дальше? Работать за гроши в школе ради передачи умения. Сказал директору, что пусть открывают студию и пусть ищут "мастера". Я всегда приеду на раз-два помочь. Причем бесплатно. Но работать постоянно... Нет, "труд упорный был ему тошен". Тем более в современной школе. Так вот все у меня неоднозначно. Кстати, это последний такой корабль, с таким корпусом. Будет еше один для очередной школы и все. Потом пойдут модели с объемным корпусом, настоящие модели. Уже в работе... как сделаю, подготовлю интересный цикл по кораблям.
      1. 0
        23 февраля 2025 14:20
        Зачем это МНЕ?

        Подумала, прикинула -- Вы правы.
        В Средневековье Мастер зарабатывал на жизнь своим уменьем, а ученики -- то были подмастерья, безусловно необходимые при плотном потоке заказов на изделия.
        Такого нет сейчас.
        И гложет страх. Уменья пропадают. Навык ручной работы вот такого тонкого уровня повышает интеллект. Или по крайней мере способствует его удержанию на достигнутом уровне.
        Работа на станках, ручной лазер, прочие облегчалки и ускорялки -- вот это, не приведет ли к оглуплению человечества в целом? Ну не мытье ж посуды повышает интеллект.
        1. +1
          23 февраля 2025 16:33
          Цитата: депрессант
          Ну не мытье ж посуды повышает интеллект.

          В какой-то степени! У меня жена как вышла на пенсию, так с каждым годом готовит все лучше и лучше. А главное дело у нее какое? Мыть посуду! Пылесосом руковожу я. Полы не каждый день. Значит.. каждодневная посуда!
          1. +1
            23 февраля 2025 18:46
            ...каждодневная посуда!

            Долго смеялась!
            Вячеслав Олегович, ну и выдал...
            good drinks hi )))
            Самое ненавидимое мною занятие -- мытье посуды. Потому что надо. Вот мою посуду и думаю о том, что где-то на Аравийском полуострове, там, где нет оазиса, прямо сейчас, прямо в данный момент кто-то чистит до блека свои кастрюли песком. Не отсюда ли выражение "пропесочить"?
            1. +2
              23 февраля 2025 19:16
              Цитата: депрессант
              Самое ненавидимое мною занятие -- мытье посуды.

              У нее тоже. Все женщины одинаковы. Но не любовь определяет развитие мозга, а кончики пальцев, что трут посуду.
              1. +2
                23 февраля 2025 19:59
                кончики пальцев, что трут посуду.

                Доводилось встречать мнение, что во времена, когда люди ещё жили в пещерах, женщин из семьи не отдавали, а отдавали мужчин. Потому что женщины рожали детей и потому очень ценились. А не потому, что мыли посуду )))
                А потом, когда племена стали достаточно большими и потребовалось защищать ареал обитания, а это могли делать только мужчны, из племени в соседнее стали отдавать женщин. Очевидно, чтобы мыли там посуду wassat )))
            2. +1
              24 февраля 2025 08:17
              Самое ненавидимое мною занятие -- мытье посуды.

              Ну не знаю.Когда мою посуду на ум иногда приходят весьма нетривиальные мысли...порой.
              Вот мою посуду и думаю о том, что где-то на Аравийском полуострове, там, где нет оазиса, прямо сейчас, прямо в данный момент кто-то чистит до блека свои кастрюли песком.

              *....Все мы немощны ибо человецы суть...*
              Ну вот видите?Вот и мысли интересные во время процесса пошли. laughing По типу *любимая я подарю тебе эту звезду...*
              1. +1
                24 февраля 2025 08:18
                подарю тебе эту звезду.

                В конце концов всё уходит в быт.
                1. 0
                  24 февраля 2025 10:23
                  В конце концов...

                  ... появился-таки! )))
                  Ага. Помню я этот мультик.
                  Только поосторожней в высказываниях, теперь нужно только по теме. А то чьё-то недремлющее око пошарится по форуму и недружелюбно направит внимание Вадима на отступника. И тот, вздохнув, придет, да и сотрет нетленку wassat )))
                  Попробуйте быть в теме корабля.
                  К примеру, а как на парусниках мыли посуду? Морской водой или расходовали запас пресной? wassat )))
                  1. +1
                    24 февраля 2025 11:05
                    Только поосторожней в высказываниях, теперь нужно только по теме. А то чьё-то недремлющее око пошарится по форуму и недружелюбно направит внимание Вадима на отступника.

                    Ну,что же?Молчание как известно-золото.А раз нет общения то лучше посмотреть хоккей.Спасибо за внимание.
                    1. +1
                      24 февраля 2025 11:20
                      Спасибо за внимание.

                      И Вам спасибо. За удивление -- глаза на место ставлю.
                  2. +2
                    25 февраля 2025 08:44
                    Только поосторожней в высказываниях, теперь нужно только по теме. А то чьё-то недремлющее око пошарится по форуму и недружелюбно направит внимание Вадима на отступника.

                    Отнюдь не удивили.Здесь многие мечтают о возвращении СМЕРШа.Только вот маленький вопросик,а кто собственно может возглавить эту контору?На сегодняшний день? laughing
                    1. +2
                      25 февраля 2025 09:32
                      Чтоб быть в теме статьи, задам встречный вопрос: нашел ли своё отражение в "Манесском кодексе" и в "Кодексе Фруассара" процесс создания спецслужб при королевских дворах?
                      Ну, у нас была Опричнина, "Слово и дело!" -- даже когда просто читаешь, жутко пугает. Уж больно чеканная формулировка, как будто топором по шее. А ведь было когда-то.
                      Кто-то проводил расследования?
                      К примеру.
                      Знаете ли Вы, за что на самом деле был расстрелян маршал Тухачевский? Откуда взялись Фоменко и Носовский? А ведь это -- одна связка!
                      А СМЕРШ... Не пугайте! Мне ещё жить. Тут и так один глаз практически слепой, так ещё и заикой стану wassat )))