Минобороны усилит трубопроводные войска тыла

14 456 16
Минобороны усилит трубопроводные войска тыла
Транспортны машины с трубами, принадлежащие трубопроводному батальону ЮВО, 2021 г.


Опыт проведения Спецоперации по защите Донбасса влияет на развитие всех родов войск. В частности, недавно министерство обороны приняло решение об усилении существующих трубопроводных войск из состава тыла вооружённых сил. В их составе появится несколько новых бригад, которые положительно повлияют на вопросы снабжения и военную логистику в целом.



Новые соединения


О новых планах Минобороны по развитию тыловых подразделений сообщило 13 февраля издание «Известия». Эту информацию газета получила от неназванных источников в ведомстве. Официальные лица или источники пока не комментировали эти новости.

Сообщается, что оборонное ведомство приняло принципиальное решение об усилении трубопроводных войск. В ближайшее время в их составе сформируют несколько новых бригад. Точное их количество, сроки создания, места дислокации и другие детали новых планов пока не уточняются.

Новые бригады будут выполнять те же задачи, что и существующие соединения. Они займутся укладкой различных трубопроводов в тылу и в зонах боевых действий. Эти системы будут служить для перекачки различных видов топлива и воды. С их помощью будут обеспечивать потребности армии и гражданских структур.


Укладка двух трубопроводов разных типов на местности

«Известия» опросили специалистов, и те указали, что формирование новых бригад может быть связано с опытом работы тыловых подразделений в рамках текущей Спецоперации. В частности, перевозка жидких грузов автотранспортом сталкивается с известными угрозами, а трубопроводные системы менее подвержены актуальным рискам.

История вопроса


Следует напомнить, что первые эксперименты с применением трубопроводного транспорта в интересах армии имели место ещё в середине тридцатых годов прошлого века. В ходе различных учений осуществлялась прокладка трубопроводов разного назначения по тем или иным местностям, в т.ч. с преодолением сложных естественных препятствий.

Довоенный опыт в полной мере использовали во время Великой Отечественной войны. Трубопроводные части строили магистрали для перекачки горючего на различных участках фронта и в тылу. Кроме того, осенью 1941 г. им удалось протянуть трубопроводы в Ленинград, и в течение долгого времени осаждённый город получал по ним жизненно необходимые нефтепродукты.

В 1952 г. в составе тыла вооружённых сил СССР были созданы полноценные трубопроводные войска. В их состав вошли как уже существовавшие, так и вновь формируемые части и подразделения. К концу пятидесятых годов в войсках насчитывалось более десятка отдельных батальонов.


Подготовка труб к использованию

В начале следующего десятилетия начался процесс укрупнения. Основной единицей трубопроводных войск стала отдельная бригада, включающая несколько батальонов разного назначения. Трубопроводная бригада должна была придаваться крупному объединению и обеспечивать его снабжение жидкими грузами.

На момент распада СССР в составе советской армии имелось 24 отдельных трубопроводных бригад, 6 отдельных батальонов и ряд более мелких подразделений. В дальнейшем, на фоне распада страны и сокращения армии, количество трубопроводных частей и соединений значительно уменьшилось.

Трубопроводные войска тыла вооружённых сил регулярно привлекались к решению различных задач. Прежде всего, бригады и батальоны участвовали в маневрах и демонстрировали свои умения в полигонных условиях. Начиная с 1979-80 гг. этот род войск обеспечивал работу армии в Афганистане. В общей сложности развернули и поддерживали в работоспособном состоянии более 1200 км трубопроводов.


Готовый трубопровод и его насосные станции

Войска неоднократно участвовали в гуманитарных мероприятиях и ликвидации последствий катастроф. Именно трубопроводные части снабжали водой и горючим участников операции на Чернобыльской АЭС. Также военные трубопроводы использовались и используются при тушении лесных пожаров.

Необходимость развития


По известным данным, части трубопроводных войск принимают участие в текущей Спецоперации и берут на себя часть военной логистики. При этом они в очередной раз подтверждают свой потенциал при решении поставленных задач, а также демонстрируют преимущества перед другим транспортом.

В ходе боевых действий в очередной раз подтвердился тезис об уязвимости автомобильных перевозок. Противник пытается искать и атаковать грузовики и автоцистерны с ценными грузами. Текущий уровень развития вооружений и военной техники серьезно повышает риски для такой логистики.

В таких условиях трубопроводный транспорт становится выгодной и удачной альтернативой. Трубы и сопутствующее оснащение достаточно просты с точки зрения развертывания и эксплуатации. По ним может идти постоянная перекачка жидкостей с достаточно высокими объёмами. При всем этом, трубопровод достаточно просто замаскировать и скрыть от противника. Если же линия получит повреждения, её восстановление не отнимет много сил и времени.


Трубопроводы могут располагаться как вдали от зоны боевых действий, так и в ближних тылах — в зависимости от поставленных задач и различных факторов. Они должны действовать совместно с другими видами транспорта, включая железнодорожный и автомобильный. Всё это позволяет создать эффективную, надежную и устойчивую систему поставок горючего и/или воды.

Материальная часть


На вооружении трубопроводных частей и подразделений состоят различные образцы техники и оснащения. Основой их материальной части являются т.н. полевые магистральные трубопроводы (ПМТ) и сопутствующее оборудование. Также имеется разнообразный автотранспорт, вооружение для самозащиты и т.д.

К настоящему времени создано несколько типов ПМТ с разными особенностями конструкции и характеристиками. Прежде всего, они различаются материалом изготовления, геометрией и рабочими параметрами. Кроме того, трубопроводы предназначаются для транспортировки разных грузов: нефти и нефтепродуктов или воды.

Трубопроводы разных типов практически не отличаются друг от друга по своей конструкции. Во всех случаях речь идёт о сборно-разборных системах, пригодных для быстрой укладки на местности и предназначенных для перекачки жидкостей. К месту развёртывания ПМТ перевозится в разобранном состоянии, в виде отдельных труб. Также имеются задвижки и прочая арматура. Все элементы трубопровода стыкуются друг с другом и образуют магистраль необходимой длины и конфигурации.


Подача воды из военного трубопровода

Современные ПМТ и средства для их укладки позволяют тренированному расчёту строить не менее 1 м трубопровода в час или до 10-12 км в сутки. Протяжённость такой трубы может составлять десятки километров, в зависимости от потребностей других родов войск и особенностей местности.

Кроме самих труб в состав ПМТ входят средства для приёма и выдачи жидкого груза, предусматривающие взаимодействие с разными сторонними системами. Также используются мобильные насосные станции. Они строятся на буксируемых шасси и работают автономно. С их помощью в магистрали создается давление, необходимое для перекачки жидкости на большие расстояния.

Средства логистики


В распоряжении тыловых структур российской армии имеется транспорт разных типов, способный перевозить все необходимые грузы, включая различные жидкости. Опыт последних лет показывает, что привычные автоцистерны вполне способны решать ставящиеся задачи, но их эксплуатация связана с большими рисками.

По этой причине принято решение о расширении роли трубопроводов и войск, занимающихся их укладкой. Более того, планируется увеличить количество трубопроводных частей и соединений. Ожидается, что новые бригады будут сформированы в ближайшее время и затем приступят к решению реальных задач. Можно рассчитывать, что рост количества таких соединений вскоре получит результаты качественного характера.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 февраля 2025 05:35
    С праздником всех причастных!!!
  2. AMG
    +2
    17 февраля 2025 07:06
    Современные ПМТ и средства для их укладки позволяют тренированному расчёту строить не менее 1 м трубопровода в час или до 10-12 км в сутки. Круто! Пожелание автору-читать свои опусы!
  3. +1
    17 февраля 2025 08:48
    Я так понимаю, трубы фиксируются каким-то быстрозажимным способом. Байонет или резьба
    1. AMG
      +2
      17 февраля 2025 11:08
      При помощи трубоукладочной машиныТУМ-150 (ТУМ 150В) трубы соединяются с помощью системы "Раструб", упрощенно состоящей из двух резиновых прокладок и стального стопорного кольца. Подробнее:https://sptechnika.ru/wp-content/uploads/woocommerce_uploads/truboprovod-proizwodimost.pdfю. Офицерские кадры готовились в Тюменском инженерном училище и Академии тыла. В Афганистане боевые задачи выполняла 276 отдельная трубопроводная бригада. Самый длинный маршрут Хайратон-Баграм. Легенда гласит, что в конце 60-х- начале 70-х, в период интереса в СССР к различных типам трубопроводам, система была разработана гражданскими специалистами и испытывалась в полевых условиях. Военные подсмотрели, тему засекретили, специалистов использовали. В результате появился механизированный способ. Хотелось бы, чтобы сами трубопроводчики рассказали о своих делах.
    2. -3
      17 февраля 2025 14:15
      то есть в теории, можно из Крыма в ПМР
      при помощи горизонтального шнекового бурения проложить нефтепровод или газопровод или несколько
      прямо под Черным морем и не дружественной Одесской областью Украины
      1. +1
        17 февраля 2025 15:16
        Только лицензию на разработку недр "незалежной" получите вначале. А то получите врезку в свой трубопровод классическим способом вертикального бурения.
    3. +1
      17 февраля 2025 19:15
      В 1973-75 годах я служил в 7-й трубопроводной бригаде в ГСВГ.
      Тогда трубы при монтаже уплотнялись резиновыми кольцами, а скреплялись с помощью двух полумуфт, которые стягивались болтами. Трубы были диаметром 100 мм, то есть ПМПТ-100.
      Потом в соседние батальоны стали поступать ПМПТ-150 и трубоукладочные машины ТУМ-150. Но при мне к нам не поступили.
      Недостатком ТУМ называли то, что они могли укладывать трубу только по прямой и при каждом изменении направления всё равно приходилось привлекать людей.
      Главное. В моё время если кто-нибудь говорил "трубопроводные войска", его поправляли - "трубопроводные части". Организационно они входили в состав службы снабжения ГСМ.
      Хотелось бы узнать: когда они стали войсками или продолжается старая путаница.Если есть современный специалист - просьба просветить.
      1. AMG
        0
        18 февраля 2025 10:07
        Попробую. Трубопроводные войска - род специальных войск в составе Тыла ВС СССР, которые к 1991 году насчитывали 24 бригады и 6 отдельных батальонов. А части-это уже их организация, то есть-: взвод, рота, батальон, бригада.
    4. +1
      17 февраля 2025 20:51
      Байонет или резьба

      Возможно, что конический хомутовый замок, как на трубах бетононасосов.
  4. 0
    17 февраля 2025 08:50
    а есть ли вообще такая необходимость в разделении трубопроводных и инженерных войск? может имеет смысл их объединить и сэкономить на руководстве....
    1. +2
      17 февраля 2025 13:25
      У них вообще то разные задачи, да и техника. Трубоповодные войска относятся к ТЫЛУ ВС. Как и все остальные снабженцы (МТО). Так же тылу подчиняются и дорожно-комендантские части и подразделения.
  5. +2
    17 февраля 2025 09:59
    Нефтепродукты-кровь войны,и дай Бог здоровья и успехов ребятам,занимающимся этим. С Днюхой Вас!
    1. +1
      17 февраля 2025 21:17
      Короче топливо и химия, а также автомобили и шофера. Без грузовика и водителя не один танк не уедет, самолет не взлетит, корабль в море не уйдет, раненого вовремя в госпиталь не доставить, снаряды и патроны не подвезти, дома не построить. И главное во всем этом - сам человек с нужными знаниями и умением. Даже ИИ не поможет принять нужное решение.
  6. +1
    17 февраля 2025 11:06
    Кроме того, осенью 1941 г. им удалось протянуть трубопроводы в Ленинград, и в течение долгого времени осаждённый город получал по ним жизненно необходимые нефтепродукты.

    Автор, Вы бы хоть года не путали.
    Не было в страшную зиму 1941-1942 г.г. трубопровода с Большой земли в блокадный город. Его построили только в июне 1942 г.
    И строили его совместными усилиями Наркомстроя (специально создавшего Особую строительно-монтажную часть № 104), Управления тыла КА, КБФ и Ладожской флотилии.
  7. -2
    17 февраля 2025 21:10
    Двояко с трубами. При нынешних возможностях получить места прокладки разведке раз плюнуть. Нанести удар по трубам лежащим просто на земле и повредить также легко. Потом поджечь и гореть лужа будет и запал пойдет гореть до точек закачки и получателя. А вот системой типа горизонтального бурения - это вариант. Ну и любимое - в случае утечки топлива спишут все ворованное. Вот вам и все расклады. Как все любят - что нужно или нет в армии.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    18 марта 2025 13:16
    Самое главное не забыть опыт последней операции в Судже!