Фигурки с «Манесского кодекса»: украшения и знаки

5 476 55
Фигурки с «Манесского кодекса»: украшения и знаки
Иллюстрация из «Манесского кодекса» стр. 231r


Все украшение его отнято; из свободного он сделался рабом.
Первая книга Маккавейская, 2:11




История и культура. Мы продолжаем рассматривать важный источник наших знаний по истории и культуре Средних веков, а именно «Манесский кодекс» или «Гейдельбергский песенник» (ок. 1306–137 гг.), как его еще называют. Ну а помогут нам представить себе облик людей того времени миниатюры из этого сборника и… фотографии фигурок рыцарей, изготовленных фирмой «ЕК castings» и раскрашенных «Silver Dream Studio».

Эпиграфом к этому материалу взяты слова из Библии, лишний раз подтверждающие, что в древности, да и в Средневековье тоже, наличие украшений связывалось с высоким социальным статусом. Рабы и крестьяне украшений не носили, а вот свободные люди носили не только оружие, но и отличались богатой одеждой (или одеждой из дорогой ткани) и наличием украшений – хотя бы дорогим перстнем на пальце. Ну а уж на войну (и на турнир) старались одеваться как на праздник.

Был в этом еще и практический резон. Убивать богато одетого повершенного рыцаря никому бы не пришло в голову, ведь чем богаче был такой полоняник, тем больший выкуп он мог за себя предложить. Вот и старались рыцари выглядеть броско и ярко, причем специфика украшений и одежд играла еще и роль «паспорта», помогая мортусам (божедомам) и герольдам опознавать павших воинов на поле боя.

И благодаря «Манесскому кодексу» мы сегодня совершенно точно знаем, как выглядели многие рыцари-миннезингеры около 1300 года. А еще тот же кодекс представляет собой обильный источник визуализированных образов куртуазного поведения. Так, лист 231r, например, показывает рыцаря-миннезингера по имени Винли, который сидит в шатре с двумя дамами, одна из которых вручает ему кольцо и щит, а другая — любопытный шлем, покрытый шляпой, да еще и перевязанный шарфом.

Ниже виден паж, который подводит рыцарю коня, то есть он, скорее всего, отправляется в поход. Причем подарки, которые вручают ему дамы – кольцо и шарф, – вещи по тому времени дорогие, а значит, и подарки эти ценные. Причем и кольцо, и шарф однозначно относятся к знакам любви. Кстати, ламбрекен – турнирный воротник, изображенный на гербе этого рыцаря, прямо указывает на то, что перед нами старший сын еще живого отца. Кстати, и шлем у него позолоченный, то есть человеком он был состоятельным.


Иллюстрация из «Манесского кодекса», на которой изображен Шенке фон Лимпург

Большим модником и оригиналом был и Шенке фон Лимпург. Про него мы знаем, что он родился около 1249 года в замке Лимпург близ Халля и был младшим сыном Вальтера фон Лимпурга (умер в 1249 году), бывшего соратником короля Генриха VII и советником Конрада IV. От своей жены Вальтер получил богатые земельные владения, где и выстроил замок Лимпург. Ну а прозвище «Шенке» произошло от должности придворного виночерпия, который был в прошлом предком семьи.

Сражался вместе с герцогом Швабии Конрадином, сопровождал в составе отряда немецких рыцарей Конрада Штауфена в Рим. Шенке фон Лимпург участвовал и в роковой для Конрадина битве при Тальякоццо (23 августа 1269 г.), где его войско было разбито, а сам он пленен и казнен, отчего династия Гогенштауфенов и прервалась. Но Шенке фон Лимпургу повезло. Он и жив остался, и сумел вернуться в свой замок. Умер он около 1286 года. Состоял ли он в браке, неизвестно. Но известно, что детей он не имел.


Фигурка Шенке фон Лимпурга от «ЕК castings». Обращает на себя внимание копье с вымпелом у него в руках. Интересно, на самой иллюстрации в «Кодексе…» его нет, то есть это домысливание авторов фигурки. Лично я сделал бы этот вымпел по-другому, но… кто знает, как это было наверняка?!

В Манесском кодексе он стоит на коленях перед дамой, а та вручает ему позолоченный шлем, украшенный парой рогов с павлиньими перьями. В гербе у Шенке три серебряные булавы в лазурном поле. А вот символы на зелёном сюрко и наплечниках-айлетах (кстати, и айлеты у него очень необычные!) — не что иное, как стилизованные буквы «А», которые означают слово «amor» — любовь. А вот конская попона у него по цветам с сюрко не совпадает, и никаких букв на ней нет. Такое бывало, конечно, но редко, и типичным такой его наряд никак не назовешь.


Две рыбы на шлеме рыцаря-миннезингера графа Крафта фон Тоггенбург почему-то совсем не совпадают с изображением на его щите. То есть то, что на щите изображен его герб несомненно. Но откуда на шлеме у него две рыбы?

Кстати, о нем мы знаем, что он был одним из самых могущественных и влиятельных графов Швейцарии XIV века. Родился в 1300 году в Тоггенбурге, расположенном в кантоне Санкт-Галлен. Имел хорошее образование, знал несколько языков, отличился в роли дипломата и военачальника. В 1352 году его назначили регентом Шаффхаузена, и в таковой должности он находился до конца своей жизни. Умер в 1363 году, оставив множество потомков, управлявших его графством до начала XV века. Погребен в монастыре Мури, кантона Аргау.


Еще один рыцарь-миннезингер, граф Фридрих фон Лейнинген, XIV в., нашлемное украшение которого отличается от его герба на щите…

Унаследовал графство в 1207 году вместе с братом, Симоном III, после смерти отца. В 1224, 1225, 1227, 1234 и 1235 годах Фридрих II фон Лейнинген упоминается в качестве приближённого короля Генриха VII — сына императора Фридриха II. Был, скорее всего, его сторонником в конфликте с отцом. Прославился также как миннезингер. В «Кодексе…» на миниатюре одним ударом разрубает шлем своего противника вместе с головой!


А вот у рыцаря-миннезингера Дитхельм Гоэли (XIII в.) нашлемное украшение и рисунок герба совпадают полностью. Раскрашена фигурка художниками «Silver Dream Studio». На иллюстрации в «Кодексе…» изображен за совершенно мирным занятием – игрой в трик-трак!


Рыцарь-миннезингер и король Тироля Альбрехт фон Шоттен (около 1255-1291). Шлем украшен человеческой головой, которую удерживают две когтистые лапы. Оригинально, ничего не скажешь, тем более, что герб на его щите содержит совсем иное изображение.

Известен тем, что основал город Инсбрук, построил в нем замок, а еще был участником восьмого крестового похода 1270 г. под предводительством Людовика Святого (в учебниках истории до 1917 года – «Людовика Святага» – вот как сильно со временем меняется наш язык!).


Герб рыцаря-миннезингера Мейнлоха фон Сефелингена – три коронованных львиные головы с золотыми высунутыми языками. Но вот нашлемное изображение опять-таки чистая фантазия…

Жил он предположительно в середине XII века. О нем мало что известно. Тем не менее Мейнлоха фон Сефелингена принято считать самым первым швабским миннезингером. Писал лирические произведения на средневерхнемецком языке на тему любовного служения прекрасной даме. В городе Ульме в его честь назван район. Там же есть улица его имени и фонтан с памятником. Его стихи:

О тебе наслышан, решил я на тебя взглянуть,
Ради красоты твоей пустился в дальний путь.
Теперь увидел я тебя и честно признаю:
Счастлив тот, кто посвятил тебе любовь свою.
Ты лучшая из лучших; умолчать грешно об этом.
Глазам твоим спасибо!
Кого хотят, согреют благословенным светом.
Тебе служить хотел бы тот, кто в тебя влюблен.
Влюбленный признается, что красивых самых жен
Ты, госпожа, затмила. Жен других и в мыслях нет.
Смилуйся, разумница, дай какой-нибудь совет!
Рассудок помутила ты и жизнь отнимешь вскоре. —
Не по твоей ли воле
Ушла былая радость и воцарилось горе?
Кто хочет женщине служить, пусть будет скромен тот,
Пускай своей печали никому не выдает.
Свои надежды в сердце пускай таит он, скрытный,
Чтобы отстал скорее соглядатай любопытный.
Награды удостоен тот, кто преданно служил,
A кто развратен сердцем,
Старается напрасно. Он красавицам не мил.


Рыцарь-миннезингер Ульрих фон Зингенберг. В гербе олень, на шлеме – рассеченная надвое звезда. И ведь в то время люди знали, почему так и что означает. Но до нас эта информация не дошла…

Зато мы знаем про него, что он является одним из наиболее известных нам сегодня поэтов миннезанга. А еще он известен тем, что в 1228 г. учредил лазарет Святого Духа, а в его стихах есть много деталей, указывающих на его личное знакомство с такими историческими персонажами, как Ульрихом IV Саксонским, королем Генрихом (сыном Фридриха II) и миннезингером Вальтером фон дер Фогельвейде, которым он дал весьма интересные характеристики. А вот и одно из его стихотворений…

Наскучил муж!
Ну как любить такого?
Я хороша, а жизнь моя уныла:
Мне муж не мил, его любовь постыла.
Сколь мерзок он, не передаст и слово.
Я хороша, а жизнь моя уныла:
Мне муж не мил, его любовь постыла.
И от него не надо мне иного,
Как только бы взяла его могила.
Я хороша, а жизнь моя уныла:
Мне муж не мил, его любовь постыла.


Этому рыцарю-миннезингеру Гессо фон Рейнаху от всего герба на шлем попала лишь синяя (лазурная) львиная голова!

Родился примерно в 1180 году в городе Рейнах в южной Германии и был представителем знатного рода. Образование получил в монастыре. В качестве паломника посетил Иерусалим, где стал скромным монахом, передав все свои богатства духовным орденам. По возвращении в Европу начал писать стихи и эпические поэмы о жизни рыцарей и их подвигах, прославившие его имя. Но писал он и о любви, о вере и морали. Умер Гессо фон Рейнах примерно в 1245 году.


Рыцарь-миннезингер Готфрид фон Нейфен. В гербе три трубных серебряных рога, но только два попали на его шлем

Родился в Урахе, в земле Баден-Вюртемберг, и где-то от 1230 до 1255 года о нем встречаются упоминания в различных источниках. Определенное влияние на его творчество оказали такие миннезингеры, как Вальтер фон дер Фогельвейде и Нейдхарт фон Ройенталь. Кстати, в гербе Ураха тоже изображен такой рог!

В любом случае все фигурки этих рыцарей-поэтов и очень красивы, и историчны.

P.S. Автор и администрация сайта выражают признательность фирмам «ЕК castings» и «Silver Dream Studio» за предоставленные фотографии.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 февраля 2025 04:10
    Клёво! Очень забавно и интересно... спасибо! Как они носили шлемы с такими массивными украшениями...
    1. +1
      20 февраля 2025 05:23
      Одним словом - кррасибо!
      1. +2
        20 февраля 2025 07:36
        Цитата: Коте пане Коханка
        кррасибо!

        У меня в журнале ЛЕВША был цикл статей по игрушечным доспехам и оружию для детей. Но там не было таких нашлемных клейнодов. Планируется книга "История своими руками". Понятно о чем. Хочу сделать под нее рыцарский шлем с наипричудливейшим навершием. Но чтобы и просто и дешево - папье-маше, вата... ПВА. Сделаю - обязательно покажу.
        1. +3
          20 февраля 2025 07:40
          Хочу сделать под нее рыцарский шлем
          Выкройки шлема от Николя или будете делать оригинальный?
          1. +3
            20 февраля 2025 07:44
            Цитата: 3x3zsave
            Выкройки шлема от Николя или будете делать оригинальный?

            Есть и от Николя и хочу попробовать сделать сам. Будет токже обязательно и "вендельский шлем" и может быть (???) самурайский.
            1. +3
              20 февраля 2025 07:53
              "вендельский шлем"
              Ну, это не сложно. Вот бекок - было бы круто!
              1. +3
                20 февраля 2025 09:25
                Цитата: 3x3zsave
                Вот бекок - было бы круто!

                Да, но для такой книги это было чрезмерно.
          2. +4
            20 февраля 2025 08:58
            Как вариант - выпросить в ближайшей ДЮСШ списанный боксерский шлем. Далее папье-маше, вата, ПВА, навершие, вязанная бармица, покраска, ну и т.д. При фантазии автора - должно получится Выйдет легкий, удобный рыцарский шлем для школьного музея, который на радость детям легко можно будет примерить
            1. +3
              20 февраля 2025 09:26
              Цитата: Ричард
              выпросить в ближайшей ДЮСШ списанный боксерский шлем.

              Нет, все проще. Об этом будет рассказано. Можно ничего не просить... А в музей 6-ой школы это и пойдет...
            2. +5
              20 февраля 2025 09:32
              Привет, Дима!
              По форме боксерский шлем похож на бекок, но на последнем три подвижные части: нащечники и клапвизор. Сделать его действително трудно.
              1. +4
                20 февраля 2025 09:41
                Привет, Дима!

                Доброе утро!
    2. +5
      20 февраля 2025 06:15
      шлемы с такими массивными украшениями...
      Они не были массивными, собирались из проволочного каркаса и переклеенных тряпок.
      Масса - это про "осадные шлемы" XV-XVI веков. Вот например, "шапель ле фер" масса - 11,4 кг.
      1. +4
        20 февраля 2025 06:59
        Цитата: 3x3zsave
        масса - 11,4 кг.

        Кстати, след от пули не всегда след от пули в бою! Часто это было своего рода клеймо теста на прочность. А в документе на шлем - были и такие, - сообщалось что из такого-то мушкета пулей весом... выстрелили с 20 метров и вот от нее заметка!
        1. +3
          20 февраля 2025 07:03
          На этом шлеме их две, одна явно боевая. И потом, это не максимилиановский доспех, а обычный саперный ширпотреб.
          1. +3
            20 февраля 2025 07:33
            Цитата: 3x3zsave
            одна явно боевая

            Тоже заметил. Да, такие клепали на потоке!
    3. +3
      20 февраля 2025 06:50
      Цитата: Почеркушник
      с такими массивными украшениями...

      Они массивные на вид. Но сами легкие! Это папье-маше, тисненая кожа, иногда, правда, крашеный гипс.
  2. +2
    20 февраля 2025 06:01
    гербе этого рыцаря, прямо указывает на то, что перед нами старший сын еще живого отца

    И т. д. и т. п
    Получается, что герб и знаки свои рыцарь менял время от времени, в зависимости от семейного положения?
    Ну, с получением баронства, например( Портос) , понятно. Анжуйский герцог тоже поочерёдно второй-третий и т. д. сыновья.
    А тут как? Умер отец, берёшь его герб? А свой отдаешь брату? Или новый рисуешь?
    1. +4
      20 февраля 2025 06:27
      Или вот какой-нибудь, допустим, Межиров вызывается на дуэль: граф такой-то, граф сякой-то, он же виконт, он же маркиз, он же Валентина Поният. И всё это, и Малыя ,и Белыя Руси у него на гербе найдёт отражение, или только маркизат? А потом поменяется на другой герб? hi
    2. +2
      20 февраля 2025 06:46
      Получается, что герб и знаки свои рыцарь менял время от времени, в зависимости от семейного положения?
      Естественно. Одно только "право жены" раскрывало перед нищими, но деятельными представителями этого сословия широкие возможности. Взять хотя бы Уильяма Маршала Пембрука Первого, начинал безземельным рыцарем, закончил регентом королевства. Да и не только второго сословия, это я про Мариньи.
    3. +3
      20 февраля 2025 06:54
      Цитата: тлауикол
      А тут как? Умер отец, берёшь его герб? А свой отдаешь брату? Или новый рисуешь?

      Доброе утро! У меня был тут цикл статей про гербы. Там было подробно. Кратко так: был герб отца. Для каждого сына и дочери - герб отца + знаки старшинства - "турнирный воротник", звезда, птичка, полумесяц, роза, герб дочери - ромб + эти же знаки. Отец умирал - его герб брал старший... И так далее... Надо будет новый материал написать именно с прицелом на знаки наследования. И чтобы гербы у фигурок. Красиво будет!
      1. +1
        20 февраля 2025 07:10
        Отец умирал - его герб брал старший... И так далее...
        Не всегда. Вон Валуа, хоть и Капетинги, хоть и стали королями, а герб оставили тот же. Ибо Валуа, даже с конской перевязью - это звучит гордо!)))
        1. 0
          20 февраля 2025 07:31
          Цитата: 3x3zsave
          это звучит гордо!

          Конечно не всегда. Тысячи разных были обстоятельств...И люди разные. "Назло соседу уши отморожу!" - у него в гербе две рыбы, а у меня будет ТРИ!
    4. +2
      20 февраля 2025 06:56
      Цитата: тлауикол
      Или новый рисуешь?

      Можешь взять и новый, по разрешению или воле короля или... заключив брак. Тогда твой герб разделят пополам. Если ты старше по уровню могущества - твой герб слева. Если жена - твой справа!
  3. +5
    20 февраля 2025 06:24
    вручает ему кольцо и щит, а другая — любопытный шлем, покрытый шляпой

    "Пробка. Подарок из Африки"
  4. +2
    20 февраля 2025 09:28
    Цитата: Коте пане Коханка
    кррасибо!

    Целых четыре "борцуна" подтянулись, ну надо же. Бедный Владислав! Гадить исподтишка любимая манера людей трусоватых и обделенных умом, совестью, и порядочностью. То есть... типичных массовых совков!
    1. +4
      20 февраля 2025 10:31
      Бедный Владислав! Целых четыре "борцуна" с минусами подтянулись

      Да хоть сорок четыре. Владу с его рейтингом на это уже давно можно просто не обращать внимание.
      любимая манера людей трусоватых и обделенных умом, совестью, и порядочностью. То есть... типичных массовых совков!

      Опять - двадцать пять! Ну причем здесь такая порицательная и пренебрежительная характеристика советского человека. . Замечаю, частенько такое у вас проскальзывает. Сами то в сегоднящнюю эпоху небось не с марса свалились, а как и все мы из СССР. А анонмы- минусаторы, это не типичные массовые "совки", как вы выразились, а скорее - типичные "Людвиги Аристарховичи из нашей Раши"
      1. +5
        20 февраля 2025 11:27
        Владу с его рейтингом
        Да Влад и без рейтинга - красавец!
        1. +2
          20 февраля 2025 19:02
          Да Влад и без рейтинга - красавец!

          good drinks wassat )))
      2. +4
        20 февраля 2025 11:59
        Цитата: Ричард
        Замечаю, частенько такое у вас проскальзывает. Сами то в сегоднящнюю эпоху небось не с марса свалились, а как и все мы из СССР. А анонмы- минусаторы, это не типичные массовые "совки", как вы выразились, а скорее - типичные "Людвиги Аристарховичи из нашей Раши"

        Ричард! Согласен с Вами полностью. Но... я человек гневливый по натуре. И не всегда могу, так сказать, сдержаться. Особенно, когда вижу не вполне "адекватные явления". Тем более связанные с людьми совсем невиновными. За себя мне не обидно. за них - да. И ...борюсь с собой, но не всегда удачно.
        1. +1
          20 февраля 2025 19:17
          я человек гневливый по натуре.
          "Да по совести надо проведать могилку мента,
          Что весной напугал меня выстрелом "в воздух"(с) wassat laughing tongue
    2. +4
      20 февраля 2025 10:57
      laughing Доброе утро, Вячеслав Олегович, ну какие же это "борцуны" Просто недоброжелатели. Таких все больше за счет новичков и вернувшихся "по амнистии" из "бана"... На ветке новостей это очень заметно - люди автоматы, воображение и фантазия отключены, память зачищена....У "совков" хоть среднее советское образование просматривается сквозь туман эмоций... Такие вот дела
      Спасибо за статью. Фигурки - великолепные, фото профессиональное, пояснения доходчивые.
      1. +4
        20 февраля 2025 12:02
        Цитата: Толстый
        Просто недоброжелатели.

        Согласен. Выше написал Ричарду, что иной раз меня "срывает". Дело в том, что я еще знаю вокруг себя похожих людей, не только на ВО. И знаю про них и как, и что, но на словах -ой-ой. Святее папы римского. Отсюда и мои обобщения. Чего бы уж проще, однако, написать мне не нравится, что ты хвалишь этого человека. Но нет, на это совести и смелости не хватает. Всегда просто ненавидел подобных персонажей и в своем окружении и вне его.
      2. +3
        20 февраля 2025 14:31
        Цитата: Толстый
        Фигурки - великолепные, фото профессиональное, пояснения доходчивые.

        Поддерживаю, но :
        В «Кодексе…» на миниатюре одним ударом разрубает шлем своего противника вместе с головой!

        Читать такое и не увидеть самой иллюстрации очень досадно.
        1. +4
          20 февраля 2025 15:18
          Читать такое и не увидеть самой иллюстрации очень досадно.
          Пожалуйста:
          1. +3
            20 февраля 2025 15:40
            Цитата: 3x3zsave

            Пожалуйста:

            fellow Спасибо! good
          2. 0
            27 февраля 2025 01:09
            Кажется не рассекает, а пронзает через какой-то щели. Вершиной меча нельзя нанести силный рассекающей удар. Так называемая точка "центр удара" находится гораздо ближе к рукояти.
  5. +2
    20 февраля 2025 18:06
    Еще один рыцарь-миннезингер, граф Фридрих фон Лейнинген, XIV в., нашлемное украшение которого отличается от его герба на щите…

    Унаследовал графство в 1207

    В текст закралось 2 ошибки.
    1. XIV век плохо соотносится с 1207 годом. Но это можно списать на то, что автор обращается к источнику, созданному действительно в указанном веке. Ну, "глаз замылился", бывает...
    2. Вторая ошибка заключается в том, что автор, вероятно, слишком доверился описаниям производителей военных миниатюр. Фридрих на самом деле стал полновластным владетелем графства в 1207 году. Но не Лейнинген, а Саарбрюккен!
    Лейнинген же ему достался лишь в 1219 г., после смерти матушки, приданым (или наследством) которой он являлся.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +3
      20 февраля 2025 19:32
      Антон, вроде все правильно, но и здесь есть нюансы. Судить исключительно по гербу в данном случае не очень корректно. Дело в том, что с такой геральдикой рыцарей-миннезингеров графов Фридрих фон Лейнинген было двое- отец Фридрих III и сын Фридрих IV - Сын Фридриха III фон Лейнингена (ум. 1249/54) и Адельгейды фон Кибург. После смерти отца находился под опекой матери. Правил в Лейнингене совместно с дядей — Эмихо IV (ум. 1276/79) и его сыном Эмихо V (ум. 1289). После смерти последнего унаследовал часть его владений, в том числе Маденбург (другая часть, Эбернбург и Альт-Лейнинген, отошла сыновьям Адельгейды — сестры Эмихо V — графам Иоганну II и Симону II фон Шпонгеймам, город Ландау Рудольф Габсбург присоединил к имперскому домену, город Ландек передал своему племяннику Оттону III фон Охсенштейну (Otto III. von Ochsenstein) — тестю Эмихо V).
      Ландфогт Шпейергау с 1275 по 1301 год. Назначен на эту должность императором Рудольфом Габсбургом, который приходился ему родственником по линии Адельгейды фон Кибург. Также вместе с Эмихо IV в 1274 году получил в лен сеньорию Линдельбрунн. В 1301 году получил от императора Альбрехта Габсбурга в залог замок Фалькенбург.
      Первая жена — Мехтильда (ум. 1268/70), происхождение не выяснено. Вторая жена (свадьба не позднее мая 1270) — Иоханна фон Шпонгейм, дочь графа Симона I фон Шпонгейма и Маргариты фон Хенгебах. В 1282 году третьим браком женился на Жанне д’Апремон (ум. не ранее 1321), дочери Гобера VII д’Апремона и Агнес де Куси. От второй (или первой) жены сын: Фридрих V (ум. 1327), граф фон Лейнинген-Дагсбург. Его линия пресеклась в 1467 году.
      От третьей жены дети: Йофрид (ум. 1344), граф фон Лейнинген-Хартенбург, основатель линий графов фон Лейнинген и фон Лейнинген-Риксинген.
      Агнес фон Лейнинген (ум. после 1343), жена Георга фон Герольдсека, графа Фельденца. Сыновья Фридриха IV разделили свои владения в 1317 году.
      Так что не зная дат жизни персонажа данной миниатюры не стоит винить производителей военных миниатюр, и доверившегося им Калибра.
      1. +4
        20 февраля 2025 19:55
        Судить исключительно по гербу в данном случае не очень корректно.
        Дима, я не по гербу сужу, а по родословной.

        PS. Раз уж мы, некоторе время назад, перешли на "ты", называй меня "Тоха" что ли... К чему и всех камрадов призываю (с кем я на "ты")!
  6. +4
    20 февраля 2025 19:47
    Перечитала стихи.
    Интересно, инквизиция на указанных территориях наезжала только на прекрасных крестьянок и городских обывтельниц или и на Прекрасных Дам тоже?
    Смутно витают некие соображения. По поводу охоты на ведьм.
    1. +3
      20 февраля 2025 20:04
      Добрый вечер, Людмила Яковлевна!
      Интересно, инквизиция на указанных территориях наезжала только на прекрасных крестьянок и городских обывтельниц или и на Прекрасных Дам тоже?

      Да вроде как по времени, судя по представленным персоналиям фигурок рыцарей, для инквизиции еще рано. Особый церковный суд Католической церкви-Церковный трибунал, которому будет поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», булет учреждён в Южной Франции папой Григорием IX лишь в 1229 году. Этот институт достигнет своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. С 1483 года её трибунал возглавил Томас Торквемада, который станет одним из авторов знаменитого кодекса.
      1. +2
        20 февраля 2025 20:18
        Добрый вечер, Дмитрий Васильевич!
        Да вроде как по времени, судя по представленным персоналиям фигурок рыцарей, для инквизиции еще рано.

        Я это понимаю.
        Но как-то одно связалось с другим. Со временем крепла монархия, и рыцарство реально надоело, исторически изжило себя, мешало своеволием и нуждалось в "оптимизации" -- исходя из интереов государств. Образ Прекрасной Дамы -- как бы одна из идеологических, ну, или нравственных опор рыцарской эпохи, и эту опору необходимо было уничтожить.
        Это всего лишь мои домыслы. Но в любом случае красивые женщны в Германии -- очень большая редкость. Опять же, по отзывам.
        1. +4
          20 февраля 2025 23:13
          Но в любом случае красивые женщны в Германии -- очень большая редкость. Опять же, по отзывам.
          "Кому и кобыла невеста" - ответил дворник (И. Ильф, Е. Петров, 12 стульев). Однако немцы довольны, и даже размножаются.
          1. 0
            21 февраля 2025 03:46
            "Кому и кобыла невеста" -

            Сергей, есть разговор. Но не о Стругацких. Всё гораздо серьёзнее. Дубна -- лишь начало. У меня бывает мало времени. Но если Вы не возражаете, время от времени я буду появляться здесь и излагать сведения, которыми располагаю. Я буду это делать, даже если Вы не ответите согласием. Потому что в битвах на идеологическом фронте сообщество из-за неполной информированности ни о чем так и не договорилось.
            Вячеслав Олегович меня терпит.
            1. +3
              21 февраля 2025 07:09
              Цитата: депрессант
              Вячеслав Олегович меня терпит.

              И даже очень!
              1. +2
                21 февраля 2025 07:43
                даже очень!

                Спасибо, Вячеслав Олегович!
            2. +3
              21 февраля 2025 07:30
              Давайте, Людмила, задавайте вопросы. Хоть в личку, хоть здесь, если Вам нужны зрители. Только не понял, при чём тут этот подмосковный город.
              1. +2
                21 февраля 2025 07:47
                при чём тут этот подмосковный город.

                Про город позже, сначала будет про армию. Но не сейчас -- не спалось, аж с ног валюсь. Ночь без сна -- трагичненько так. Позже.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                  2. +2
                    21 февраля 2025 09:38
                    Они, офицеры -- что, не бывали в Парижах и Лондонах? Бывали.
                    Не бывали. В начале XIX века любой выезд за границы империи визировался лично ЕИВ. Тогда, как и в СССР, лучшим туроператором были ВС.
      2. +2
        20 февраля 2025 20:19
        Да вроде как по времени, судя по представленным персоналиям фигурок рыцарей, для инквизиции еще рано. Особый церковный суд Католической церкви-Церковный трибунал, которому будет поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», булет учреждён в Южной Франции папой Григорием IX лишь в 1229 году.
        Да, все верно.
        1. +2
          20 февраля 2025 20:56
          Со временем крепла монархия, и рыцарство реально надоело, исторически изжило себя, мешало своеволием и нуждалось в "оптимизации"

          Думаю, в тот период к которому относятся представленные в данной статье Калибра фигурки рыцарей все обстояло как раз наоборот.
          Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло в связи с переходом в VIII веке от народного войска (племенного ополчения)к коннице вассалов. И служило в тот период как раз не обузой, а опорой монархии. Повторюсь, институт рыцарства в тот период строился на строгой васальной зависимости от сюзерена по убывающей (сюзерен-вассал-вассал вассала, и.т.д), а отнюдь не на неуправляемой вольнице, типа польской шляхты или янычар.
    2. +2
      20 февраля 2025 20:05
      инквизиция на указанных территориях наезжала только на прекрасных крестьянок и городских обывтельниц или и на Прекрасных Дам тоже?
      Дорогая Людмила Яковлевна, какая же "каша" у Вас в голове, относительно эпохи!
      1. +2
        20 февраля 2025 20:22
        какая же "каша" у Вас в голове, относительно эпохи!

        А я, в отличие от Вас, не специалист. Но я ищу связующие нити. Между эпохами. И задаю вопросы. Надеясь на ответ
        1. +2
          20 февраля 2025 21:26
          я ищу связующие нити между эпохами

          А чего тут искать, Людмила Яковлевна, наш замечательный историк Сергей Михайлович Соловьев еще в XIX веке уже на это ответил:
          Веков связующая нить - есть родной язык, родная земля и родная семья(с)
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. +1
    22 февраля 2025 12:40
    Вернулась к месту своего преступления.
    Пошарилась глазами по пепелищу. Весь день вчера было мучительно стыдно перед Вячеславом Олеговичем и Вадимом.
    Было плохо.
    И вдруг -- карикатура!
    Стражник толкает человека в направлении сидящего на троне короля.
    -- На колени!!! -- рычит король.
    Следующая картнка: человек сидит на коленях короля. У самого короля -- отвисшая челюсть. Хохотала до упаду. Ожила )))