Михаил Леонтьевич Миль

Михаил Леонтьевич Миль


Михаил Леонтьевич Миль родился 22 ноября 1909 г. в Иркутске в семье интеллигентов. Его отец Леонтий Самойлович был железнодорожным служащим, а мать Мария Ефимовна - дантистом. Будущий конструктор с детства интересовался авиацией, строил модели самолетов и по окончании средней школы в 1926 г. поступил в Сибирский технологический институт в Томске. Там он с увлечением занимался в планерном кружке. Однако Сибирский институт не готовил авиационных инженеров, поэтому через два года Миль перевелся на третий курс механического факультета Донского политехнического института, где имелась авиационная специализация. В 1929 г. он женился на своей однокурснице П.Г.Руденко, у них было пятеро детей - четыре дочери и сын.

Еще студентом М.Л.Миль интересовался винтокрылыми летательными аппаратами и во время производственной практики летом 1929 г. участвовал в постройке в авиасекции Центрального Совета Осоавиахима первого советского автожира КАСКР.


По окончании института в 1931 г. молодой инженер поступил на работу в Секцию особых конструкций (СОК) Экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ, где вскоре проявил себя как перспективный специалист, и уже через год, в январе 1933 г., при преобразовании СОК в Отдел особых конструкций возглавил бригаду аэродинамических расчетов и экспериментальных исследований. В это же время выходят его первые печатные работы с описанием крылатых автожиров ЦАГИ 2-ЭА и ЦАГИ А-4, в проектировании и испытании которых он принимал непосредственное участие. Последующие публикации Миля были посвящены вопросам аэродинамики и динамики полета, аэроупругости и прочности винтокрылых машин. Под руководством М.Л.Миля была создана общая теория несущего винта, применяемая при расчетах различных случаев обтекания. К началу 40-х гг. Михаил Леонтьевич стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и вертолетов.

М.Л.Миль продолжал заниматься в ЦАГИ и конструкторской работой. Он принял активное участие в проектировании и испытаниях крылатых автожиров ЦАГИ А-6, А-7 и А-8, конструировал лопасти и другие агрегаты. Когда в середине 30-х годов стала очевидной необходимость перехода от крылатых автожиров к бескрылым с непосредственным управлением втулкой ротора, Миль провел большие теоретические исследования различных вариантов таких автожиров и влияния изменения основных параметров на их летные свойства. Результаты его теоретических изысканий были опробованы на автожирах - летающих лабораториях А-8 и А-14 и в 1936-1937 гг. воплощены в рекордном автожире ЦАГИ А-12 и разведчике-корректировщике А-15. созданных совместно с Н.К.Скржинским и В.А.Кузнецовым.

Одновременно Миль приступил к изучению особенностей принципиально нового типа автожиров, с так называемым -прыжковым- взлетом. В 1940 г. он был назначен заместителем главного конструктора на основанном под Москвой около станции Ухтомская заводе винтовых летательных аппаратов №290, где под руководством Н.И.Камова участвовал в серийном производстве автожиров А-7-ЗА и создании опытного -прыгающего- автожира АК.

В начале Великой Отечественной войны М.Л.Миля прикомандировали в качестве инженера к опытной эскадрильи автожиров-корректировщиков А-7-ЗА. принимавшей участие в Смоленском оборонительном сражении. Приобретенный непосредственно в боевых условиях опыт эксплуатации винтокрылых аппаратов пригодился конструктору в дальнейшем при проектировании вертолетов. Однако эскадрилья вскоре была расформирована, а завод №290 -эвакуирован на Урал и в 1943 г. закрыт. Находясь в эвакуации в Билимбае, Миль занимался совершенствованием вооружения автожиров А-7-ЗА.

В 1942 году у Миля возникла идея создания противотанкового ружья. Михаил Леонтьевич самостоятельно провел разработку и испытания ружья, стрелявшего реактивными снарядами.

В 1943 г. Михаил Леонтьевич вернулся в ЦАГИ. Но все работы по винтокрылой тематике в институте к этому времени были свернуты, и Миль продолжил начатые им еще до войны исследования по устойчивости и управляемости самолетов, которые послужили основой для его кандидатской диссертации. Защита состоялась в 1943 г. Разработанные им нововведения в конструкции системы управления самолетов Ил-2 и Ил-4 значительно улучшили пилотажные характеристики этих основных боевых машин советской авиации. За вклад в развитие авиационной техники в годы войны .М.Л.Миль был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.

В 1945 г. МЛ.Миль успешно защитил докторскую диссертацию -Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера.

Михаил Леонтьевич Миль
М.Л. Миль, В.А. Кузнецов (четвертый слева) и Н.И. Камов среди военных перед отправкой А-7 на фронт


Занимаясь основополагающими проблемами самолетостроения. М.Л.Миль не переставал интересоваться актуальными задачами развития винтокрылых летательных аппаратов. По его настоянию в ЦАГИ в 1947 г. была создана -гели-коптерная- лаборатория, а затем образовано ОКБ по вертолетам, возглавляемое Михаилом Леонтьевичем.

ОКБ сначала переехало из ЦАГИ на авиационный завод №82 в Тушино, а через несколько лет, осенью 1951 г. было переведено на старейший в нашей стране специализированный вертолетный завод ГСОЗ №3 в Сокольниках на 2-й Рыбинской улице. С этого времени вся творческая деятельность М.Л.Миля проходила на его территории. Под его непосредственным руководством маленький завод стал мировым лидером в разработке винтокрылой техники. Миль был бессменным руководителем этого учреждения, носившего с 1953 г. название Государственный союзный завод (ГСОЗ) №329, а с 1967 г. Московский вертолетный завод. После смерти М.Л.Миля завод получил его имя.
Автор: В.Р.Михеев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 6
  1. Денис 11 апреля 2013 09:00
    Ми-8 уже визитная карточка страны,как и АК
  2. rennim 11 апреля 2013 09:52
    Михаил Леонтьевич Миль по словам его сослуживцев всегда слыл честным и порядочным человеком что всегда и в любые времена было на вес золота.ЧЕЛОВЕК С больших букв..и прекрасный СПЕЦИАЛИСТ.Его уважали все даже иностранные вертолетостроители. Даже Сикорский был о нем высочайшего мнения.
  3. slava7075 11 апреля 2013 12:38
    Это были Сверхлюди.То что они сделали в своё время кульманом и карандашом вкупе с огромной работоспособностью даже сейчас конкурирует с компьютерными моделями. Честь и Слава им!
  4. Аликово 11 апреля 2013 12:49
    ГЕНИЙ ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ
    Аликово
  5. Kir 11 апреля 2013 18:40
    Да время было Титанов, что в политике, что в науке !!!
    Данная биография лишний повод, усомниться в том что чистки имели якобы национальный окрас, тот кто честно служил своей отчизне и не участвовал в делишках получал по заслугам и звания и награды.
    Kir
  6. m.asfa 11 апреля 2013 21:46
    Донской политехнический в настоящее время Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня