Основные вехи отечественной ПВО

23 259 34
Основные вехи отечественной ПВО
Советские истребители МиГ-3 ПВО Москвы на Центральном аэродроме им. Фрунзе. 1942 г.


Основные вехи. Российская империя


Первый опыт применения средств воздухоплавания (аэростатов) в военных целях и способов борьбы с ним наши военные получили в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. при обороне Порт-Артура. В результате Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления (Артком) в ноябре 1907 г. принял решение «приступить к разработке мер борьбы с управляемыми аэростатами».



В 1912 году специалист в области артиллерии генерал Е. К. Смысловский предложил особый способ стрельбы по самолётам (аэропланам). Генерал предложил обстреливать пулемётным огнём не отдельно взятый аппарат, а определённую зону воздушного пространства, через которую пройдёт воздушный аппарат. В дальнейшем зенитные пулемёты широко использовались в сочетании с зенитной артиллерией.

В 1912 году офицер постоянного состава Офицерской артиллерийской школы гвардии штабс-капитан В. В. Тарновский разработал бронированную автомобильную установку с зенитным орудием калибра 76,2-мм. Руководство Общества Путиловских заводов подготовило проект, позднее получивший название «Орудие Тарновского-Лендера» (по фамилиям разработчиков). В июне 1914 г. Артком заказал у Путиловского завода первую партию таких пушек в количестве 12 единиц.

Орудие это представляло собой тумбовую установку, которая могла монтироваться на различных платформах (автомобильной, железнодорожной и стационарной). Досягаемость по высоте (до 5 км), по горизонту (до 8 км) при практической скорострельности 12-15 выстрелов в минуту и круговом обстреле делала зенитную пушку пригодной для успешной борьбы с летательными аппаратами на высоте до 4 км.

Первые четыре орудия, получившие название «3-дюймовая противоаэростатная пушка образца 1914 г. Путиловского завода на автомобильной установке», были собраны в конце 1914 г. и установлены на 5-тонных автомобилях американской фирмы «Уайт», изготовленных специально для них Русско-Балтийским заводом. Одновременно Генштаб утвердил штат Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту.

В этот же период в России зарождается истребительная авиация. Ещё до начала Первой мировой войны рождается идея «борьбы за господство в воздухе», создания специальных самолётов-истребителей.

В 1912 г. начальник Генштаба генерал Жилинский предложил заказать военные аэропланы для борьбы с воздушным флотом противника. Также предлагалось сформировать армейские авиационные отряды. Однако к началу войны в России так и не создали боевой аэроплан.

К началу Первой мировой войны в России было 140 аэропланов (у Франции – 500, Германии – 150, Англии – 65, Италии – 50), и она не уступала своим противникам. Но уже в ходе войны, из-за низкой технологической, индустриальной базы, Россия резко отстала как от союзников по Антанте, так и противников (Германия).


76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов на железнодорожной платформе. Белая армия. 1919 г.

Воздушный таран


В России зарождается высший пилотаж, который в дальнейшем стал неотъемлемой частью воздушного боя. Так, 9 сентября 1913 г. на Киевском аэродроме поручиком Нестеровым на самолете типа «Ньюпор-IV» впервые в мировой практике была выполнена замкнутая петля в вертикальной плоскости (т. н. «мертвая петля»).

Первое время единственным действенным способом для надежного уничтожения противника в воздухе считался касательный удар, позднее названный в русской (советской) авиации тараном.

Так, первым такой способ в небе над штабом 3-й русской армии Юго-Западного против австрийского разведывательного самолета типа «Альбатрос» 8 сентября 1914 г. применил командир 11-го корпусного авиаотряда штабс-капитан П. Н. Нестеров. На двухместном самолете типа «Моран» русский летчик, выполнивший перехват группы неприятельских воздушных разведчиков, атаковал один из них.

В результате тарана экипаж австрийского самолета и сам Нестеров погибли. За этот подвиг русский пилот был награжден орденом Святого Георгия IV степени и чином капитана (посмертно).

Наилучшими средствами для стрельбы по воздушным целям являлись 76,2-мм пушки (обр. 1900 г.), а также 76,2-мм горные орудия системы Шнейдера (обр. 1909 г.), установленные на специальные противосамолетные поворотные рамы.

Весной 1916 г. было положено начало созданию в России истребительной авиации, решавшей одновременно задачи воздушной обороны. В соответствии с приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандования № 329 от 25 марта при авиаротах 2-й, 7-й и 12-й армий были сформированы три истребительных авиаотряда. К лету Ставка ВГК потребовала создания аналогичных истребительных отрядов и в других армиях.

На вооружении этих первых истребительных авиаотрядов состояли одноместные и двухместные самолеты типа «Ньюпор-10», «Кодрон», «Вуазен», «Фарман» и др.


Штабс-капитан Нестеров в 1914 году

ПВО Советской республики


Военно-политическое руководство Советской России, с учётом угрозы воздушного нападения, приняло решение включить в штат каждой пехотной дивизии 4-орудийную зенитную позиционную батарею.

Оставшиеся от царской армии лётчики воевали за красных и белых. Всего за период Гражданской войны в Советской России был официально зафиксирован 131 воздушный бой между красными и белыми лётчиками и их союзниками.

В докладе инспектора артиллерии РККА Ю. М. Шейдемана «О воздушной обороне Республики» от декабря 1922 г. предлагалось разделить территорию страны на приграничную полосу глубиной в 500 км (доступную действию неприятельской авиации) и тыловые районы государства, находившиеся вне зоны угроз от воздушного нападения. Для обороны важнейших пунктов и объектов – Москвы, Петрограда, столиц союзных республик, железнодорожных узлов и укрепленных районов, выделить 127 зенитных дивизионов (381 батарею).

Всего в интересах воздушной обороны страны предполагалось создать 617 батарей (2684 орудия), из них 250 стационарных, 380 подвижных и 41 железнодорожную. Однако средств на такую масштабную задачу не было.

С 1924 г. началось строительство отечественных истребителей И-1, И-2 конструкции Н. Н. Поликарпова и Д. П. Григоровича, с 1926 г. – серийное производство доработанной модификации И-2бис. В начале 30-х годов началось оснащение ПВО зенитными прожекторами, звукоулавливателями, системами «Прожзвук» и аэростатами заграждения.

В июне 1926 г. инспектор артиллерии и бронесил Красной Армии В. Д. Грендаль предложил разделить зенитную артиллерию на войсковую (для воздушной обороны войск на поле боя) и позиционную (для обороны районов и объектов в тылу страны).

18 ноября 1926 г. был принят первый документ государственной важности по вопросам воздушной обороны (позднее – противовоздушной) – Постановление Совнаркома СССР «О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе». В 500-км угрожаемую полосу также были включены отдельные пункты: Москва, Тула, Курск и Харьков.

В 1929 г. впервые на официальном уровне – в «Боевом уставе артиллерии РККА» – было закреплено деление зенитной артиллерии на войсковую и позиционную, а также определены задачи зенитной артиллерии малого (до 40 мм), среднего (около 76 мм) и крупного (80 мм и выше) калибров.

14 мая 1927 г. впервые на государственном уровне было утверждено «Положение об организации воздушно-химической обороны Союза ССР». Вся территория страны в отношении воздушно-химической обороны разделялась на приграничную полосу и тыл страны.

31 января 1928 г. наркомом по военным и морским делам и председателем РВС СССР К. Е. Ворошиловым было утверждено «Положение о противовоздушной обороне Союза ССР» (мирного времени), в соответствии с которым термин «воздушно-химическая оборона» был отменен.

28 января 1930 г. РВС СССР обсудил вопрос о плане противовоздушной обороны и признал необходимым объединить зенитные артиллерийские, пулеметные, прожекторные, воздухоплавательные, химические и наблюдательные части ПВО тыла в дивизионы, полки, бригады и дивизии ПВО.

В 1936 г. советская ПВО имела свыше 700 самолетов-истребителей, около 1700 зенитных пушек, свыше 900 зенитных пулеметов, более 800 прожекторных станций.

В ночь на 25 октября 1937 г. в небе над Барселоной советским летчиком капитаном Е. Н. Степановым на истребителе И-15 был совершен первый в мировой практике ночной воздушный таран.

Накануне Великой Отечественной войны в Красной армии имелось 8 училищ, готовивших кадры для зенитной артиллерии, а также сеть средних учебных заведений по подготовке специалистов для других родов войск ПВО.


М4 — счетверённая зенитная пулемётная установка, разработанная коллективом Н. Ф. Токарева (сыном Ф. В. Токарева) в 1928—1931 годах.

Великая война


Первым летчиком-истребителем в войсках ПВО, уничтожившим таранным ударом в темное время суток самолет противника, стал заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка (иап) старший лейтенант Петр Еремеев. Лётчик в ходе очередного боевого вылета в ночь на 29 июля 1941 г. атаковал на подступах к Москве немецкий самолет Ju-88 и с риском для жизни сбил его.

В ночь на 7 августа летчик 177-го иап Виктор Талалихин совершил второй в войсках ПВО воздушный таран неприятельской машины без освещения цели прожекторами. 8 августа 1941 г. советский летчик, сумевший благополучно спастись на парашюте, был удостоен звания Героя Советского Союза. 27 октября того же года он погиб в воздушном бою в районе Каменки, командуя шестеркой истребителей, прикрывавших наши наземные войска.

В ходе войны была создана мощная ПВО Москвы. Немецкая авиация несла большие потери при атаках на Москву. Кроме того, маневренные зенитные артиллерийские группы сдерживали наступление вражеских сухопутных сил.


Советские летчики-сержанты С. Слесарчук, С. Гозин и А. Перевера из 34-го истребительного авиаполка ПВО Москвы у истребителя И-16. Истребитель И-16 оснащен направляющими для реактивных снарядов РС-82. На борту машины надпись «За Родину». 1942 г.

Ещё один мощный район ПВО был создан в Ленинграде. Так, в июле-августе 1941 г. противник совершил 17 массированных налетов на Ленинград, из них половину – ночью. Все они были успешно отражены. Из 1614 вражеских самолетов лишь 28 прорвались к городу. Части ПВО сбили 232 неприятельских самолета.


Советская 85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года на набережной в Ленинграде.

После установления блокады Ленинграда, несмотря на непрерывный рост активности немецкой авиации в небе города, частям ПВО удалось создать надежную систему защиты города на Неве. Значительную роль в этом сыграло создание единой радиолокационной системы обнаружения и наведения авиации ПВО при централизованном управлении с командного пункта 2-го корпуса ПВО. С этого момента РЛС стали основным средством своевременного предупреждения о воздушных налетах, а наблюдательные посты стали выполнять вспомогательную роль.

Ленинградский корпус ПВО сыграл значительную роль не только в обороне города от налетов немецкой авиации, но и в борьбе с наземными силами противника. Зенитные орудия калибра 76 мм заметно укрепили противотанковую оборону города, вели борьбу с вражеской артиллерией.


Девушки-бойцы ПВО на боевом дежурстве на крыше дома по улице Халтурина в Ленинграде. 1942 г.

Жестокая война требовала полной мобилизации народа. Мужчин не хватало. Поэтому постановление ГКО от 25 марта 1942 г. «О мобилизации девушек-комсомолок в части ПВО» предписывало направить в войска противовоздушной обороны 100 тыс. молодых женщин в возрасте 19-25 лет. В состав зенитной артиллерии из них предполагалось включить 45 тыс. человек, в зенитно-пулеметные части – 3 тыс. человек, в зенитно-прожекторные – 7 тыс., в части аэростатов воздушного заграждения – 5 тыс. человек, а в части службы ВНОС – 40 тыс. человек.

В октябре 1942 года приказ наркома обороны определил дополнительное замещение женщинами еще 50 тыс. должностей рядового и младшего командного состава в войсках ПВО.

Кроме артиллерийских частей ПВО, в бой за Родину впервые пошли и девушки-летчицы ВВС ПВО, действовавшие в составе сформированного к февралю 1942 года 586-го истребительного авиационного полка ПВО. В состав полка отбирались летчицы, имевшие хорошую летную подготовку. На истребителях Як-1 и Як-9 они защищали военные и промышленные центры страны, железнодорожные узлы.

Всего летным составом полка за годы войны было выполнено 4419 боевых вылетов, проведено 125 воздушных боев, сбито 38 самолетов противника. Две отважные летчицы были посмертно удостоены высшего звания: гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк – Героя Советского Союза, а гвардии старший лейтенант Екатерина Буданова – Героя Российской Федерации.

586-й иап – первое в мире полнокровное боевое авиационное подразделение, в котором девушки-добровольцы смогли участвовать в боях наравне с мужчинами.

За годы Великой Отечественной войны войска ПВО страны уничтожили 7 313 неприятельских самолетов.


Летчицы 586-го истребительного авиаполка ПВО обсуждают прошедший боевой вылет у самолета Як-1. Слева направо: лейтенант Галина Павловна Бурдина (за время войны совершила 152 боевых вылета, сбила 3 самолета противника), командир звена лейтенант Тамара Устиновна Памятных (за время войны совершила 205 боевых вылетов, сбила 2 самолета противника), заместитель командира эскадрильи лейтенант Валерия Ивановна Хомякова (сбила один самолет противника, погибла в авиакатастрофе 6 октября 1942 г.), лейтенант Валентина Лисицина (впоследствии заместитель командира полка). 1942 г.

Послевоенное время


После войны войска ПВО активно развивались. Создавались реактивные истребители, на которые были перевооружены иап. Начато серийное производство истребителей-перехватчиков. Создавались новые 100, 130 и 152-мм зенитно-артиллерийские комплексы, способные бороться с воздушными целями на высотах до и свыше 12 км. На вооружение ставят новые радиолокационные прожекторные станции и РЛС. Создано новое зенитное вооружение — ракетное.

Советские военные специалисты помогают создать ПВО Китая, сдерживают противника в Северной Корее. Так, в период с ноября 1950 г. по январь 1952 г. в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Зенитная артиллерия также сбила часть самолетов противника.

В общей сложности за время войны в Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка и другие части. Всего более 40 тысяч военнослужащих Советской Армии.

В 1952 г. все наземные средства разведки были объединены, что позволило приступить к созданию единой радиолокационной системы, предназначенной для ведения разведки воздушного пространства, оповещения и радиолокационного обеспечения истребительной авиации и других родов войск. В составе Войск ПВО вместо службы ВНОС создаются Радиотехнические войска (РТВ).

В 1954 г. вместо районов ПВО и управлений приграничной полосы по всей стране были созданы оперативные объединения (округа и армии) и оперативно-тактические соединения (корпуса, дивизии) ПВО.

Создание единой системы ПВО на всей территории страны и повышение уровня руководства противовоздушной обороной завершило процесс оформления Войск ПВО страны в самостоятельный вид Вооруженных Сил. Была учреждена должность Главнокомандующего Войсками ПВО в ранге заместителя Министра обороны СССР.


С-125 «Нева» (экспортное наименование комплекса — «Печора») — советский зенитный ракетный комплекс малого радиуса действия. Был принят на вооружение в ВС СССР в 1961 году.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    20 февраля 2025 05:02
    Первое время единственным действенным способом для надежного уничтожения противника в воздухе считался касательный удар, позднее названный в русской (советской) авиации тараном.

    Так, первым такой способ в небе над штабом 3-й русской армии Юго-Западного против австрийского разведывательного самолета типа «Альбатрос» 8 сентября 1914 г. применил командир 11-го корпусного авиаотряда штабс-капитан П. Н. Нестеров. На двухместном самолете типа «Моран» русский летчик, выполнивший перехват группы неприятельских воздушных разведчиков, атаковал один из них.

    В результате тарана экипаж австрийского самолета и сам Нестеров погибли. За этот подвиг русский пилот был награжден орденом Святого Георгия IV степени и чином капитана (посмертно).

    Пепелац двухместный.
    Если таран - значит враг буквально рядом.
    Нельзя было выдать второму обрез или ружжо с картечью?
    Нет второго? Ну тоды первому!
    1. +5
      20 февраля 2025 07:50
      Нельзя было выдать второму обрез или ружжо с картечью?
      Нет второго? Ну тоды первому!
      Пытались. Первые бои так и выглядели. Кружились друг вокруг друга и стреляли из личного оружия (карабины, пистолеты). К сожалению, это весьма малоэффективный способ. Для результата нужно попасть не просто в аэроплан, а в пилота, ну или двигатель. В общем, весьма нетривиальная задача. Попробуйте в маневрирующем на скорости км 200 в час авто высунуться из окна и попасть в другой авто. При этом желательно еще и одной рукой крутить руль.
      1. 0
        20 февраля 2025 07:54
        Пытались. Первые бои так и выглядели.

        belay

        Цитата: Sancheas
        Попробуйте в маневрирующем на скорости км 200 в час авто высунуться из окна и попасть в другой авто.

        У меня не из чего! laughing
        Но признаю что задача та еще.

        НО какая романтика и бурная деятельность. good
        И даже возможно безопасно.
        Попадут только если случайно, а самолет развалится скорее уж сам потому что не повезло чем собьют.
        И со стороны выглядело небось интересно.
        1. +5
          20 февраля 2025 09:16
          Безопасно? Да каждый взлёт аэропланов того времени, это билет в один конец! Примитивные, сырые конструкции фактически из подручных материалов с нулевой надёжностью. И да, никаких тебе парашютов, их ещё не изобрели.
          Как и танки - условия работы танкистов были по нынешним временам просто жуткие - грохот, жара, теснота, выхлопные газы, никакой вентиляции, риск быть покалеченным или убитым казенником...
          1. 0
            20 февраля 2025 09:46
            Цитата: Jager
            Безопасно? Да каждый взлёт аэропланов того времени, это билет в один конец!

            Ну потому и " а самолет развалится скорее уж сам потому что не повезло чем собьют.".
            Я имел в виду не опаснее чем прото летать. laughing
          2. 0
            20 февраля 2025 11:50
            [/quote]
            [quote]никаких тебе парашютов, их ещё не изобрели

            Стыдно, батенька! Вики: В октябре 1911 года Глеб Евгеньевич Котельников получил привилегию: «№ 50103, коллежскому асессору Г. Котельникову, — на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом, — 27 октября 1911 года».
            А просто с парашютом прыгали ещё с монгольфьеров...
            1. +1
              20 февраля 2025 14:27
              Совершенно верно, парашюты уже были. И даже применялись. Но не летчиками или летнабами, а наблюдателями на аэростатах. Прилетел злодей, сбил аэростат, попрыгали наблюдатели...
              Почему их летчики не использовали? Гордость, отсутствие приказа, да и не приспособлены были. Парашюты, которые укладывались в чашку сиденья и не мешали летчику крутить головой, появились гораздо позже.
              1. 0
                25 февраля 2025 12:20
                Если лень узнать про изобретение ранцевого парашюта. Он был разработан специально для пилотов аэропланов, но, как у нас до сих пор водится: эксперимент завершился полным успехом, на этом всё закончилось. Уже при Советской власти пришлось закупать в Штатах, у фирмы "Ирвин"((((((((((
  2. +1
    20 февраля 2025 09:28
    Автор, за подобную работу тебе на кафедре тактики однозначно бы вкатили неуд.
    Навалил всё и вся в кучу но даже определения ПВО не соизволил дать.
    Право, но статья в википедии более информативная.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      20 февраля 2025 10:43
      Главное — не победа, а участие а о чём о ком накуя это неважно да и кушать то каждый день хочется!
    3. AMG
      -1
      20 февраля 2025 13:01
      Добавьте, если можете, поправьте, если что не так. Или только оценки ставить нравится?
      1. 0
        20 февраля 2025 17:03
        Добавьте, если можете, поправьте, если что не так. Или только оценки ставить нравится?


        Читайте.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0
  3. -2
    20 февраля 2025 11:39
    Представляю, какой ужас охватил немецких летчиков, когда в июле 1941 они впервые столкнулись в подмосковном небе с первыми МиГ-3! С стремительный, как молния истребитель, 3 - 5 мощных пулеметов, скорость до 650 км час, потолок до 12 км, приличная дальность, это был настоящий ужас. На этих машинах воевали Покрышкин, Галлай, Катрич. Достойная страница в истории самой сильной ПВО в мире.
    1. -1
      20 февраля 2025 11:59
      в подмосковном небе

      Да-да, в приграничных округах ведь их совсем не было...
      Покрышкин свой первый сбил где и на чём?
      И не надо про ужас: МиГ-3 заточен для больших высот; на основных рабочих высотах советско-германского фронта он был недостаточно маневрен и слабее вооружён. Чисто пулемётное вооружение уже было не в моде, ещё на И-16 начали ставить пушки.
      По совокупности достоинств МиГ довольно быстро остался только в ПВО, а с прекращением выпуска моторов в пользу движков для Ил-2 и снят с производства.
      Хотя, конечно "Свыше 10 000 метров ему равных нет". Ну, не угадали с тенденцией, на этот случай были Як-1 и ЛаГГ-3.
      1. +1
        20 февраля 2025 12:18
        Нет, ужас был. Все просто. Немецкие бомберы не бомбили Москву ни на бреющем, ни с пикирования. Это был сброс с горизонтального полета на средних высотах и выше. А там МиГ-3 был уже вне конкуренции. Не было маневренных воздушных боев, как в истребительной схватке, Миги заходили на скоростях, залп - и досвидос! Немецкие стрелки просто не успевали поймать их в прицел! И насчет моды. Все это не из сухой практики. Мода, она на подиуме. А тут залп из 3 или 5 пулеметов. Страшная картина. Каждый пулемет выдает 10 пуль калибра 7,62 и 12,7 мм в секунду, это 30-50 пуль. Винтовые и носовые дают большую точность, а крыльевые - еще и рассеивание. Даже при не очень точном заходе такой залп цепляет бомбер, ну а при точном - гарантированное поражение цели. Кстати, американцы на многие свои истребители (Аэрокобра не в счет) пушки вообще не ставили. 4-6 крыльевых пулеметов 12,7 Браунинг давали такой залп, что цели просто рассыпались в воздухе. Посмотрите в сети, много хроники. Возвращаясь к МиГ-3. Эта машина свою роль в ПВО Москвы и Ленинграда отыграла на 100%. А скорости в 650 км час немцы добились только в 1944 - на ФВ-190 средних серий. Как то так.
        1. +1
          20 февраля 2025 12:30
          Поинтересуйтесь схемой бронирования немецких ЛА, вот откуда мода. Кроме того, эффективная дальность: "Я бью по нему короткими из пушки и вижу, как трассы его пулемётов загибаются к земле, не долетая.
          давали такой залп, что цели просто рассыпались
          — какие цели? "Крепости"? Или хотя бы Bf109F?
          1. -2
            20 февраля 2025 14:47
            Основными целями МиГ-3 были Ю-88 и Хе-111. 99% немецких бомберов, пытавшихся бомбить Москву, были они. Скорость 450 км час, потолок 9 км, оборона - пулеметы 7,9 мм. Вообще не бронированные. Для И-16 это было не просто, потолок, скорость - такие же, и немцы их не так боялись. Хотя были тараны, их то немцы боялись вовсю. Дальность пулемета 12,7 мм сопоставима с 20 мм пушкой, до 2 км, но конечно с таких дистанций не стреляли. Вообще 12,7 - это уже почти пушка. У немцев пушка минимального калибра была 15 мм. Для поражения юнкерса хватало десятка попаданий 12,7.
            1. -1
              21 февраля 2025 20:48
              Glagol1, дальность полета пули и эффективная дальность стрельбы - очень разные вещи. Отечественный пулемет 12.7 имел эффективную дальность стрельбы 150м, ШКАС - 50м, а немецкая 20мм пушка - 200. Почувствуйте разницу.
        2. +1
          20 февраля 2025 16:20
          Хочется отметить что МиГ-3 изначально вооружался одним Уб и двумя ШКАСами. то есть вооружение как у И-16 тип 29. Из за слабости залпа особенно по бомбардировщикам начали умтанавливать пару пулеметов БК в подкрыльевыхконтейнерах, монтаж в крыле исключался деревянной конструкцией с объемными силовыми элементами. что увеличивало и массу машины и лобовое сопротивление. ухудшая летные данные.У МиГа 1941 года влетная масса 3355 кг, удельная нагрузка на крылло 192 кг что больше чем у Df109EbF/Удельная нагрузка на мощность почти 2,.8 кг ччто также выше мессеров . Время виража 28 секунд. Некоторое отличие по сериям имело место. Двигатель АМ-35 обладал низкой приемистостью - медленно набирал обороты . Словом самолет медленно разгонялся . . при резком увеличении оборотов матор мог глохнуть, быстро сгорали свечи требовалось менять через три часа работы, Так же матор плевался через уплотнениевала редуктора, дабы не забрызгивалось стекло ставили отбойники. Ну и о высоте 11500 по справочнику в отчете НИИ ВВС записано реально летать выше 8000-8500 летать самолет не мог из-за падения давления масла ниже допустимых пределов. Так же двигатели ставили на ИЛ -2 что и вызвало прекращение постройки МиГов. .ЯК в 41 был куда луче
        3. 0
          20 февраля 2025 20:26
          Каждый пулемет выдает 10 пуль калибра 7,62 и 12,7 мм в секунду,
          МиГ-3 вооружался одним 12.7 мм БС с темпом стрельбы 1000 выстрелов в минуту. в синхронном варианте около 900 или 15 выстрелов в секунду. и 2 пулемёта ШКАС - в синхронном варианте по 1650 выстр./мин. или 27-28 выстр./сек. Это базовый вариант и на тот момент этого было мало. Шкасы называли "горох" за слабое действие пуль. А вот вариантов усиления было много. И в подвесных контейнерах и встроенного. https://airwar.ru/enc/fww2/mig3.html
      2. +1
        20 февраля 2025 12:27
        Цитата: Quzmi4
        И не надо про ужас: МиГ-3 заточен для больших высот;

        Самое интересное, что высотными истребителями МиГ-1 и МиГ-3 формально не были. Они были скоростными. А высотность досталась им из-за выбранного конструкторами двигателя АМ-35.
        Собственно, одно то, что МиГи массово шли на вооружение смешанных авиадивизий, предназначенных для поддержки и прикрытия общевойсковых армий уже говорит о том, как видели ВВС применение этих машин.
        1. 0
          20 февраля 2025 12:33
          Первым взлетел Як. Но долго доводился, и в строй ставили, что есть, и то не успевали толком освоить.
          Зато на привычных И-16 тот же Борис Сафонов творил, что хотел. Вот если рванули наутёк, или навязали бой на вертикалях — тут на ишачке ловить нечего.
      3. -1
        20 февраля 2025 13:31
        Из тройки Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3 немцы считали самым сильным противником именно МиГ-3.
        1. 0
          20 февраля 2025 16:27
          Простите но немцы так не считали ,
    2. +2
      20 февраля 2025 12:31
      Цитата: Glagol1
      Представляю, какой ужас охватил немецких летчиков, когда в июле 1941 они впервые столкнулись в подмосковном небе с первыми МиГ-3! С стремительный, как молния истребитель, 3 - 5 мощных пулеметов, скорость до 650 км час, потолок до 12 км

      Ага-ага... "Спиты" их не ужаснули, а вот трёхпулемётные МиГи - да. smile
      И не стоит выдавать данные испытаний опытной машины за ТТХ серийных самолётов. Ибо, к сожалению, в те времена в нашим авиапроме постановка в серию означала минус 25-30 км к скорости.
      1. -2
        20 февраля 2025 14:55
        Спитфайеры насбивали их столько, что Геринг был вынужден отдать приказ о сворачивании операции. А насчет Мигов, ну вы должны понимать, что немцы летом 1941 года были уверены, что еще 1-2 месяца - и все, победа. В воздушных боях на западе СССР Мигов не было, они их и не ждали. И тут вдруг десятки сверхскоростных истребителей, с хищным и современным дизайном, сотни трассеров от сотен пулеметов, падали на них сверху, как ястребы. Спесь и самоуверенность сменили страх и мокрые трусики. Да, серийные машины 650 может и не летали, а вот 640 - неоднократно. Почитайте, материалов много.
        1. -1
          25 февраля 2025 12:29
          Вот именно, от "хищного дизайна" вражины сами с неба сыпались.
          Помню мемуары, прислали лётчика-испытателя разобраться, почему истребители НАСТОЛЬКО недодают к заявленным характеристикам. Почему скорость? Летают с открытым фонарём, потому что ОБС, что их клинит. Почему высота? Потому что кислородных баллонов, а равно и оборудования для заправки, в частях нет...
          Так что не зацикливайтесь на циферках.
          И общую ситуацию тоже надо учитывать. Пример — Аэрокобра. Лайми со штатниками радёшеньки были сплавить её нам, а у нас она как заиграла!
  4. -1
    20 февраля 2025 12:11
    Сумбурная статья - обо всем по немногу.
    Тараны, девушки....
    1. AMG
      +1
      20 февраля 2025 13:08
      Уже было такое мнение, зачем повторяться? Кстати, а как вы вы, можете представить современных девушек в такой роли и в таком количестве?
  5. +2
    20 февраля 2025 18:30
    Вот только в декабре не день ПВО, а день ПВО сухопутных войск, так, что рано написали, а день ПВО 13 апреля.
  6. 0
    18 марта 2025 15:51
    Если вспомнить "Служили два товарища" 1968 ,когда она втроем на моноплане делали авиаразведку над Перекопом,им встретился моноплан белых.Корякин(Быков) пытался сбить из Нагана,ничего не вышло.
  7. -1
    22 апреля 2025 22:56
    Цитата: AMG
    Кстати, а как вы вы, можете представить современных девушек в такой роли и в таком количестве?

    Так же как и современных юношей, почти никак.
  8. -1
    22 апреля 2025 22:57
    Цитата: dragon772
    Если вспомнить "Служили два товарища" 1968 ,когда она втроем на моноплане

    Точно на моноплане? Может быть на биплане?
  9. 0
    7 мая 2025 13:33
    "...Была учреждена должность Главнокомандующего Войсками ПВО в ранге заместителя Министра обороны СССР."

    Мой предок Герасимов Антон Владимирович.
    "...В июне 1941 года, за несколько дней до начала войны, назначен начальником штаба Московской зоны ПВО.
    С начала Великой Отечественной войны А. В. Герасимов оставался в этой должности, участвовал в организации отражения массированных налётов немецкой авиации на Москву. В ноябре 1941 года он назначен командующим Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО. С апреля 1942 года — первый заместитель командующего войсками Московского фронта ПВО. В конце июня 1943 года Московский фронт ПВО был преобразован в Особую Московскую армию ПВО и А. В. Герасимов назначен первым заместителем командующего и начальником штаба этой армии. С февраля 1945 года — начальник штаба Центрального фронта ПВО.
    В конце апреля 1945 года на Дальнем Востоке была сформирована Приморская армия ПВО и генерал-лейтенант артиллерии А. В. Герасимов назначен её командующим. С июля 1952 года — заместитель командующего Войсками ПВО страны. С сентября 1953 года по май 1954 года — помощник начальника Генерального штаба, с мая 1954 — заместитель Главнокомандующего Войск ПВО страны по радиотехническим войскам, с февраля 1957 года — заместитель министра обороны СССР по радиоэлектронике."