Поповкин рассказал сенаторам о космической угрозе и космическом мусоре

12 марта 2013 года в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «О разработке мер по обеспечению планетарной безопасности от космических рисков и угроз». С докладом перед сенаторами выступил глава Роскосмоса Владимир Поповкин. По итогам работы круглого стола Виктор Озеров глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности направил в правительство предложение о создании в стране центра предупреждения и противодействия угрозам, который связаны с астероидной опасностью. После падения 15 февраля текущего года челябинского болида, все представляют опасность, которая исходит из космоса, при этом никто не имеет представления о том, как этой угрозе противостоять. Ясно только одно – для этого нужны деньги.

Владимир Поповкин о космической угрозе

По словам Поповкина, его ведомство совместно с РАН будет работать над созданием единого центра по парированию и предупреждению угроз из космоса. В числе такого рода угроз на первое место он поставил астероиды и кометы. Характерно, что третьим, но явно не последним участником данной группы будет Минобороны РФ. Данный центр будет распределен территориально по объектам РАН, Роскосмоса, Минобороны и Минпромторга. Рабочая группа по созданию данного центра уже создана. Владимир Поповкин рассказал сенаторам о том, что на первом этапе главными задачами центра станут повышение эффективности наблюдения за небольшими небесными объектами и космическим мусором, а также запуск исследовательских миссий к потенциально опасным астероидам и кометам и разработка и испытание средств воздействия на космические объекты.

Любопытно, но при этом Владимир Поповкин сразу же отметил, что создание технологий противодействия астероидам и активного удаления космического мусора может служить очень удобным прикрытием для создания и тестирования технологий военного назначения. Поэтому он считает, что нужно создавать международные документы, которые исключали бы любую возможность создания, испытаний и развертывания систем вооружений в космосе. Соответственно к работе планируется подключить российский МИД. Данную позицию сразу поддержал глава МЧС России Владимир Пучков, который заявил, что совместно с зарубежными коллегами необходимо проработать вопрос о создании международной системы раннего оповещения о космических угрозах, развернутой на спутниках, оснащенных мощными телескопами.
Поповкин рассказал сенаторам о космической угрозе и космическом мусоре

По мнению Владимира Поповкина, Российская академия наук (РАН) должна отвечать за наблюдение за кометами и астероидами, Роскосмос – за борьбу с космическим мусором и решение данной проблемы. Также он представил сенаторам проекты противоастероидных космических аппаратов Государственного ракетного центра им. Макеева и НПО им. Лавочкина. Участие Минобороны России в данной программе на заседании раскрыто не было. Такое умалчивание роли военных оставляет простор для фантазии. Скорее всего, речь идет о создании и развертывании если не милитаристских программ, то программ двойного назначения. При этом наличие международной системы обмена информацией о приближающихся к нашей планете астероидах при помощи орбитальных телескопов нисколько не мешает развитию военной составляющей космической программы.

По оценкам заведующей отделом Института астрономии РАН Лидии Рыхловой, для создания современной системы наблюдения за астероидной опасностью на земле России понадобится порядка 58 млрд. рублей в ближайшие 10 лет. Но, по словам Дмитрия Рогозина, который курирует оборонку и космос, создавать подобного рода систему наблюдения и защиты на земле совершенно неэффективно. А рассчитывать в такой работе лишь на собственные финансовые ресурсы нашей стране еще и очень накладно.

По мнению специалистов, на сегодняшний день в мире просто нет надежных технологий, которые позволили бы предсказать со 100% вероятностью падение на Землю крупных астероидов – достаточно крупных объектов, способных привести к реальным разрушениям. Благодаря существующему на данный момент американскому инфракрасному телескопу WISE ученым стали известны все потенциально опасные для планеты метеориты диаметров около 1 километра, но чем меньше метеорит, тем ниже вероятность его обнаружения, а что самое главное, тем позднее он будет замечен.

Диаметр упавшего под Челябинском метеорита составлял примерно 17 метров, и его падение для всех ученых стало полной неожиданностью. Специалисты NASA, проанализировав траекторию падения данного небесного тела, определили, что при самом благоприятном раскладе его можно было обнаружить лишь за 2 часа до падения. В самом лучшем случае за это время можно было бы предупредить граждан об опасности, хотя, как показало наводнение в Крымске, даже на это у нас не всегда можно надеяться. В любом случае, даже если о приближении к Земле крупного метеорита люди узнают, допустим, за 5 часов до его падения, то за это время можно будет в лучшем случае лишь написать завещание.

Достаточно скептично настроен и Иван Моисеев научный руководитель Института космической политики. По его словам, траектории всех больших астероидов на сегодняшний день давно известны и изучены учеными. Если же говорить о небольших космических телах, то сегодня не существует никаких технических средств по их обнаружению и уничтожению, которые можно бы было назвать эффективными. Реальная задача всей этой программы может быть лишь научной – выводить на орбиту телескопы и постепенно шаг за шагом создавать сеть наблюдения за малыми небесными телами. Именно так сегодня и действуют некоторые страны, но не Россия. По его словам, достаточно хорошая программа по контролю за метеоритами сегодня развивается в США, и России неплохо бы было скооперироваться с американцами в обмене информацией. Большее мы пока сделать вряд ли сможем. Поэтому обсуждение проблемы в Совете Федерации отражает только ту суету, которую и должны продемонстрировать чиновники. Они ведь должны были отреагировать на падение челябинского метеорита.

По мнению Моисеева, все закончится созданием новой структуры, которой выделят какое-то финансирование, но не очень большое. По его словам, еще в советское время они просили у действующего начальника Генштаба выделения денежных средств на борьбу с метеоритной угрозой, на что последний ответил, что вероятность термоядерной войны на Земле гораздо выше, чем угроза падения метеорита, однако вы просите у меня финансовых средств на уничтожение астероидов больше, чем я трачу на термоядерную программу. Деньги на проект вообще не были выделены. Как считает Иван Моисеев, сейчас произойдет ровно то же самое. Сначала посчитают бюджет, затем прикинут вероятность падения астероида, и смету как следует сократят.

Владимир Поповкин об угрозе космического мусора

Рассказал глава Роскосмоса и об опасности космического мусора, который представляет реальную угрозу спутникам, расположенным на геостационарной орбите Земли. По словам Владимира Поповкина, если в ближайшее время международное сообщество не предпримет срочных действий по защите космических аппаратов, то в ближайшие 20 лет геостационар будет замусорен до такой степени, что его невозможно будет использовать по назначению.

По его словам, уникальный ресурс геостационарной орбиты Земли, где в настоящее время развернуто подавляющее большинство космических аппаратов, в том числе основные спутники связи и спутники системы предупреждения о ракетном нападении, может быть полностью утрачен. Засорение геостационарной орбиты космическим мусором настолько велико, что даже в том случае, если с Земли будут полностью остановлены запуски, на геостационарной орбите продолжится процесс старения и выхода из эксплуатации и разрушения космических аппаратов. По этой причине просто необходимо создание международного сообщества, которое занялось бы решением данной проблемы, так как геостационарная орбита имеет для землян стратегическое значение.

Ранее уже появлялась информации о том, что в настоящее время на околоземной орбите находится более 600 тысяч объектов космического мусора, диаметр которого превышает 1 см. Столкновение с такого рода космическими объектами чревато для спутников серьезными повреждениями, а с объектами более 10 см в диаметре, которых насчитывается уже порядка 16 тысяч, полным уничтожением аппарата. Сегодня спутники приходится регулярно «уводить» от столкновения с опасными для их функционирования обломками. А это в свою очередь ведет к расходу запасов топлива и сокращению срока службы спутников. В настоящее время потери европейских спутниковых операторов из-за космического мусора ежегодно оцениваются в 140 млн. евро. При этом уже в следующем десятилетии данная цифра может вырасти до 210 млн. евро в год.

Источники информации:
- http://svpressa.ru/war21/article/65372/
- http://ria.ru/science/20130312/926831072.html
- http://pda.lenta.ru/articles/2013/03/13/phantommenace
    27 марта 2013 08:29

ну это уже бред, за 5 часов можно сделать без проблем эвакуацию небольшого города, при условии если военные и мчс выполнят нормально свою работу

тем более под это дело, надо восстанавливать бомбоубежища в городах (сейчас тока под администрацию городов они восстановлены)
    1. Космонавт
      27 марта 2013 09:16
      Если прилетит крупный метеорит, уверяю Вас, никакое бомбоубежище не спасет.
      Эвакуация тоже.
        27 марта 2013 16:14
        Цитата: Космонавт
        Если прилетит крупный метеорит, уверяю Вас, никакое бомбоубежище не спасет.Эвакуация тоже.

юкатанский метеорит тому подтверждение...
        1. wartruk
          27 марта 2013 16:42
          Как будто на землю падают только метеориты диаметром от 1 км и выше...
          От более мелких, убежище вполне пригодилось бы. Да и оповестить народ, хотя бы за час, не помешало бы. Будет хоть меньше пострадавших от ударной волны, вон сколько людей ранено было в Челябинске.
    2. почтальон
      29 марта 2013 19:39
      за 5 часов

каким образом?
      5х3600х40 км/с(или под 80 км/с если встречный)=от 720 000 км (R)

6 511 миллиардов км2
      что бы "поймать" такой мелкий объект на небесной сфере надо примерно знать где он или утыкать всю планету рлс(очень мощными)
      Цитата: Злючный
      можно сделать без проблем эвакуацию небольшого города

врядли, тем паче системы оповещения нет (радиоточка)
      и куда эвакуировать? в поле? а смысл?
    27 марта 2013 09:24

На сайте NASA Orbital Debris Program Office отмечается, что на орбите насчитывается свыше 200 тысяч относительно небольших частиц космического мусора, размеры которых варьируются от 1 до 10 см. Что же касается более мелких объектов, то их количество измеряется десятками миллионов.
    В основном космический мусор сконцентрирован на высотах от 850 до 1500 км над поверхностью Земли.
    Космический мусор, «блуждающий» на высотах ниже 600 км, в течение нескольких лет входит в атмосферу и сгорает в ней. А вот мусору, расположенному на высотах 800 км, на это требуется десятилетия. На высотах же свыше тысячи километров космический мусор может находиться сотни лет.

В том же докладе сообщается что "крупный мусор"- спутники, разгонные блоки и ступени ракет насчитывают в общей сложности ок.15 тысяч фрагментов . Из общего количества 12 217 объектов — третьи ступени ракет, разгонные блоки и обломки космической техники
    Еще 3 тысячи 333 объекта - работающие и вышедшие из строя космические аппараты,
    По засорению космоса Россия занимает первое место. На ее счету 5833 объекта. Чуть больше чем на тысячу фрагментов отстают США. За ними числится 4824 фрагмента мусора. Еще 3288 единицы мусора принадлежит Китаю.«на совести» Франции - 472 фрагмента мусора, Японии принадлежат 190 фрагмента, Индии – 170 (причем это единственная страна, у которой не появилоась новых космических отходов). За Европейским космическим агентством числится 83 фрагмента. Другим странам и организациям принадлежат 590 объектов,
    ссылка
      27 марта 2013 15:59
      Цитата: Аскет

Откуда! такие точные данные по принадлежности обломков к той или другой стране.......
        27 марта 2013 20:05
        Цитата: квирит

Средствами СККП ведется динамический каталог , в кото-
        ром содержатся сведения о назначении ко, их принадлежности, состо-
        янии, параметрах орбит, различных некоординатных характеристиках
        и пр. Эта информация подлежит регулярному уточнению по результатам
        наблюдений КО.в мире в настоящее время существуют только две такие системы, спо-
        собные систематически и достаточно эффективно решать эту задачу.
        Это системы контроля космического пространства (СККП) России и сШа.
        они создавались вовсе не для мониторинга засоренности окП. главная