Радиоуловители самолетов: 90 лет первому радару

7 667 11
Радиоуловители самолетов: 90 лет первому радару


Первый работоспособный радар, созданный британцем Робертом Уотсоном Уоттом и его командой.



Попов и телемобилоскоп


Еще в конце XIX века ученые стали подозревать, что радиоволны способны отражаться от твердых объектов. Первым об этом заговорил немец Генрих Герц в 1886 году и даже продемонстрировал эффект в лабораторных условиях. В полевых, точнее в морских условиях, впервые эффект радиолокации зафиксировал Александр Попов. Случилось это в 1897 году на Балтике. Ученый не планировал испытывать радар, а лишь пытался определить максимальную дальность радиосвязи. Для этого на судне «Европа» установили радиопередатчик, а на крейсере «Африка» — радиоприемник. Корабли долго маневрировали, пытаясь выявить границы действия радио, и в один момент связь ненадолго прервалась. Как оказалось, виновником был крейсер «Лейтенант Ильин», прошедший между «Европой» и «Африкой».

Так Александр Попов зафиксировал эффект радиолокации – отражения радиосигнала от нерадиопрозрачного объекта. Для своего времени это было преждевременное открытие – наука и промышленность не располагали необходимыми технологиями для освоения радиолокации на практике. Достаточно сказать, что в конце XIX века не было технологий измерения очень малых интервалов времени, без чего радар невозможен в принципе. Попов написал о возможности практического использования обнаруженного эффекта – на этом история была забыта.


Патент Кристиан Хюльсмейер на телемобилоскоп

Следующим героем в радиолокации стал Кристиан Хюльсмейер, которому некоторые приписывают изобретение радара в современном понимании. Это не совсем так – в 1903 году инженер подал патентную заявку на изобретение, которое можно было описать как «устройство для проецирования и приема волн Герца, приспособленное для указания или предупреждения о наличии металлического тела, такого как корабли или поезда, на линии проецирования таких волн». Называлось оно телемобилоскоп и представляло собой вращающийся радиоизлучатель, совмещенный с радиоприемником. Из описания понятно, что изделие позволяло лишь определить направление на обнаруженный по отраженному сигналу объект.

Дальнобойность составляла до 3-5 км. Изобретение Хюльсмейера предназначалось для предупреждения столкновения морских судов в условиях плохой видимости. Был бы такой телемобилоскоп на «Титанике», вероятно, катастрофу можно было избежать. Внимательный читатель заметит, что определить местоположение объекта вблизи корабля теоретически можно с помощью второго телемобилоскопа, рассчитав расстояние методом триангуляции. В 1906 году Хюльсмейер подал патент и на этот вариант устройства. В разное время и с разной результативностью телемобилоскоп испытывался на морских рейсах, но так и не снискал славы. Изобретатель безуспешно пытался продать патент крупным компаниям, пока не решил отказаться от затеи.

Радиоуловители самолетов


Развитие радиолокации тесно связано с именем Михаила Александровича Бонч-Бруевича, 137-летие со дня рождения которого отмечалось 21 февраля. Именно под его руководством была создана импульсная ионосферная станция, которая имеет все признаки настоящего радара. В начале 30-х годов прошлого столетия станция позволила определить высоту ионосферы – очень нетривиальная задача для своего времени. Скорость распространения радиоволн была на тот момент уже известна – 300 000 км/сек, и это позволило с помощью таймера определять расстояние до цели. В 1932 году прошли успешные опыты на Неве в здании Ленинградского университета. Антенны приемной аппаратуры установили на другом берегу реки, и они должны были принимать отраженный от ионосферы сигнал. Все прошло штатно, и в 1933 году громоздкую аппаратуру Бонч-Бруевича направили в Мурманск для исследования Заполярья. Так, собственно, и появился первый прототип современного радиолокатора – импульсная ионосферная станция.


Импульсная ионосферная станция Михаила Александровича Бонч-Бруевича

Интересно, что на заре радиолокации обнаружить самолеты в небе пытались акустическими методами. Звукоулавливающая аппаратура должна была регистрировать шум моторов, определять направление на объекты и наводить на них прожекторы. Так предполагалось подсвечивать вражеские самолеты для зенитных оружий и собственных перехватчиков. В Советском Союзе в конце 20-х годов даже была принята система «Прожзвук», последующие итерации которой успели повоевать в Великую Отечественную. Но точность целеуказания сильно оставляла желать лучшего – до 50 процентов самолетов не удавалось обозначить для зенитных средств.

Альтернативной радиолокации, казалось бы, должна была стать теплопеленгация. Советские инженеры экспериментировали с полутораметровым зенитным прожектором, внутри которого установили металлическое зеркало. Последнее фокусировало отраженную картинку на термоэлементе – таким образом пытались захватить самолет в небе. В книжке «Радиолокация – что это» образца 1974 года принцип работы устройства объясняется следующим образом:

«Часть тепловой энергии, излучаемой летящим самолетом, попадала на поверхность зеркала, отражалась от него и фокусировалась на термоэлементе, превращаясь в электрическую энергию, которую можно регистрировать. Появление самолета устанавливалось через телефоны-наушники, а пеленгование производилось в момент поступления максимума звука во время вращения прожектора. Испытания теплопеленгаторов, проводившиеся в 1932-1934 гг., показали, что и при этом методе дальность обнаружения мала. Самолет-бомбардировщик обнаруживался на расстоянии всего 10-12 км. К недостаткам подобных устройств обнаружения самолетов следует отнести и то, что ими можно было пользоваться только ночью на фоне чистого безоблачного неба».

Делать было нечего — пришлось доводить до ума радиолокаторы.


Хэндли Пейдж Хейфорд - первый самолет, который запеленговал наземный радар

26 февраля 1935 года в Великобритании была готова к испытаниям сверхсекретная установка «для обнаружения и определения местоположения самолетов радиометодами». Главным разработчиком радара был Роберт Уотсон-Уотт. В качестве источника сигнала использовалась коротковолновая станция радиовещателя ВВС в городке Давентри. В десяти километрах располагались самые важные элементы – две приемные антенны. К тому времени уже была создана электронно-лучевая трубка, позволяющая визуализировать обнаруженный в небе объект.

Испытания 26 февраля были настолько секретные, что на них дозволено было присутствовать только трем людям: самому Уотсон-Уотту, инженеру Арнольду Уилкинсу и члену профильного комитета Министерства авиации Альберту Роу. В качестве подопытного кролика 26 февраля использовали двухмоторный бомбардировщик Хэндли Пейдж «Хейфорд», который был успешно запеленгован и не один раз. С этого момента началось массовое распространение радаров в армиях мира, и летчики никогда больше не могли чувствовать себя в безопасности. К началу Второй мировой войны англичане успели соорудить на островах развитую систему радиолокационного предупреждения о приближении немецкой авиации, что сыграло важную роль в знаменитой битве за Британию.


РУС-1 — первый советский «радиоуловитель самолетов»

В Советском Союзе первая военная РЛС появилась в 1939 году и называлась РУС-1 – радиоуловитель самолетов первый. Система состояла на вооружении ПВО Ленинграда и успела принять участие в советско-финляндской войне. В 1941 году появилась более совершенная импульсная РУС-2 «Редут», позволяющая обнаруживать самолеты на удалении в 120 км на высоте до 7 км. К началу Великой Отечественной войны Советский Союз располагал тридцатью станциями «Редут» и сорока пятью РУС-1. Несмотря на некоторое отставание от мировых держав в области радаростроения, наша страна в послевоенное время не только компенсировала отрыв НАТО, но и значительно опередила в развитии.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 февраля 2025 03:57
    26 февраля 1935 года в Великобритании была готова к испытаниям сверхсекретная установка «для обнаружения и определения местоположения самолетов радиометодами»

    Как то странно оборвать на этом историю радиолокации, ведь в результате этих испытаний родилась система "Chain Home", которая по моему и обеспечила победу англичан в воздушной "Битве за Британию".
    А изобретение магнетрона британскими учеными? Это же эпохальное событие в радиолокации достойное Нобелевской премии. Без магнетрона радиолокация не получила бы такое распространение.
    1. +7
      26 февраля 2025 05:03
      Цитата: Дырокол
      Как то странно оборвать на этом историю радиолокации

      Слабовата статья, даже для заметки...
      1. +4
        26 февраля 2025 05:54
        Цитата: Владимир_2У
        Слабовата статья, даже для заметки...

        Халтурка... Видать времени мало было, а редактор пилил...
    2. +1
      26 февраля 2025 23:43
      Конечно жаль, что в статье прошли мимо базовых этапов радаростроения. От первых эсперементов с искровыми передатчиками к созданию генераторов радиоволн (вот и магнетрон), формирование импульсов с частно-фазовой манипуляцией, переход на фазированные антенные решетки. Бездна интересных инженерных находок. Борьба умов Германии и Британии в радиолокации.
      Например, описание очень неожиданного решения:
      Германские инженеры создали систему Klein Heidelberg (KH), которая используя сигналы одной из станций британского радара Chain Home, определяла направление дальность до цели не излучая сама. В системе использовались две антенны, одна большая – на вращающейся платформе – которая использовалась для приема сигнала радара Chain Home, отраженного от самолета, и гораздо меньшая, расположенная на расстоянии около 60 метров, которая также принимала сигнал непосредственно с британского радара Chain Home. Зная расстояние между системами можно было определить время между излученным "британским" импульсом и импульсом, принятым на большую немецкую антенну. На карте точки возможного нахождения цели образуют эллипс со станцией CH в одном фокусе и приемником KH в другом. Азимут на цель определяет большая антенна. Итоговая погрешность измерений должна была составлять от 1 до 10 км при дальности обнаружения до 400 км, что для радара раннего предупреждения приемлемо.
  2. +3
    26 февраля 2025 06:26
    Вот самый первый уловитель самолётов, которым пользовались наши деды и прадеды. Со вкусом и простенько wink
  3. +3
    26 февраля 2025 11:41
    Для этого на судне «Европа» установили радиопередатчик, а на крейсере «Африка» — радиоприемник. Корабли долго маневрировали, пытаясь выявить границы действия радио, и в один момент связь ненадолго прервалась. Как оказалось, виновником был крейсер «Лейтенант Ильин», прошедший между «Европой» и «Африкой».
    Так Александр Попов зафиксировал эффект радиолокации – отражения радиосигнала от нерадиопрозрачного объекта.

    Эта история кочует из источника в источник, хотя из анализа очевидно, что никакого отражения радиосигнала в данном случае не было зафиксировано, максимум- эффект экранирования.
  4. 0
    26 февраля 2025 11:46
    «устройство для проецирования и приема волн Герца, приспособленное для указания или предупреждения о наличии металлического тела, такого как корабли или поезда, на линии проецирования таких волн». Называлось оно телемобилоскоп и представляло собой вращающийся радиоизлучатель, совмещенный с радиоприемником. Из описания понятно, что изделие позволяло лишь определить направление на обнаруженный по отраженному сигналу объект.

    Из описания понятно, что это был однокоординатный радиолокатор- определял азимут на цель. Двухкоординатный определяет ещё и дальность, трехкоординатный также угол места.
  5. 0
    26 февраля 2025 14:17
    Несмотря на некоторое отставание от мировых держав в области радаростроения, наша страна в послевоенное время не только компенсировала отрыв НАТО, но и значительно опередила в развитии.
    Взяв за основу. свои наработки, а также наработки на основе тех РЛС, которые нам во время войны поставили союзники, ну и конечно-же на немецких трофейных наработках.
    1. 0
      26 февраля 2025 18:58
      Немцы во время войны значительно продвинулись в радиолокации и её использовании. В частности в 1944 году у них появилась система управления зенитным огнем в которой имелась радиолокационная станция орудийной наводки и прибор управления артиллерийским зенитным огнем. Такой системы во время войны в Красной армии не было и СОн и ПУАЗО появились только после войны на основе немецких станций.
      1. +2
        3 марта 2025 07:33
        …Такой системы во время войны в Красной армии не было и СОн и ПУАЗО появились только после войны на основе немецких станций.

        - вы не правы.
        До войны Англия являлась одним из лидеров в области радиолокации. Одной из таких станций была GL Mk. II. Она могла осуществлять самостоятельный поиск целей на дальности до 46 км и корректировать зенитный огонь на дальности до 18 км.
        До августа 1943 года было произведено 1679 станций GL Mk. II. Начиная с 1941 года начались их поставки в СССР. Всего их поставили около 200 единиц.
        В СССР GL Mk. II получили обозначение СОН-2а (станция орудийной наводки английская). В РККА боевой дебют этих радаров состоялся поздней осенью 1941 года, когда РЛС СОН-2а развернули для контроля воздушного пространства под Москвой.
        В СССР GL Mk. II зенитчикам понравился, и 1943 году было принято решение о его копировании и, не смотря на массу проблем, в первой половине 1944 в войска поступили первые станции СОН-2от, где буквы «от» обозначали «отечественная».
        В 1942 году англичане выпустили более совершенную GL Mk. III. Всего было выпущено 876 комплектов. В СССР отправили 50 зенитных радаров этого типа.
        Следующей зенитной РЛС была AA No. 3 Mk. 3 Baby Maggi. Впервые они показали себя при высадке в Сицилии в 1943 году. До марта 1945 года англичане выпустили 172 станции «Малышка Мэгги», из них 50 единиц англичане отправили в СССР.
        На базе Baby Maggi была построена советская мобильная РЛС П-3, принятой на вооружение в 1945 году. После войны мобильный радиолокатор модернизировали и с 1948 года выпускали под обозначением П-3А. Эта станция активно эксплуатировалась в СССР до конца 1950-х и передавалась странам-союзникам.
        В то время как СССР, буквально истекая кровью, сражался с фашизмом, США жили в тепличных условиях. Поэтому за годы войны электронная промышленность США совершила небывалый скачок. По сравнению с довоенным рост производства составил 1875%. Поэтому США обошли англичан. Ещё боле бурный рост американской радиопромышленности состоялся в 50-е годы. Тогда на развитие радиолокации США потратили средств больше, чем на Манхэттенский проект по созданию атомной бомбы.
        На всех театрах боевых действий Второй мировой, где воевали американские сухопутные силы, использовалась их станция SCR-268. С февраля 1941 года по апрель 1944 года было изготовлено 2974 единицы SCR-268. По договору ленд-лиза в СССР было отправлено 25 SCR-268. У американцев были и более совершенные станции, но их поставки в СССР исчислялись штуками, поэтому точных данных нет. Однако спасибо и на том, потому, что на базе образцов ленд-лизовских РЛС в СССР начал развитие своей радиопромышленности.
        В целом, по объёмам поставок в очередной раз видно, что американцы были союзниками с фигой в кармане. Особенно наглядно это проявилось в области создания и производства радиовзрывателей для зенитных снарядов. Их разработку американцы начали ещё до войны. Радиовзрыватель обеспечивал взрыв снаряда в непосредственной близости от цели и наносил ей максимальный ущерб. В 1943 году огнем зенитной артиллерии с радиовзрывателями VT было сбито более половины всех японских самолетов. С 1944 года снаряды с VT стали применяться и против наземных войск. Эффективность шрапнели при этом резко возросла. Окопы не обеспечивали защиты, а осколки даже пробивали блиндажи, укрепленные бревнами.
        Всего за годы войны США произвели более 22 миллионов радиовзрывателей, однако Соединенные Штаты и Великобритания пошли на все, чтобы ни один образец не попал в руки советских союзников.
        Поэтому СССР подошёл к этому вопросу нетрадиционно. Или традиционно. Смотря, с какой точки зрения. Из мемуаров советских разведчиков и рассекреченных материалов контрразведки США известно, что СССР получал сведения о разработках радиолокационных взрывателей в Великобритании и США. В частности, в декабре 1944 года Юлиус Розенберг передал советскому разведчику Александру Феклисову образец готового радиовзрывателя и техническую документацию к нему.
        В СССР первые эксперименты с радиовзрывателями начались в конце 1944 — начале 1945 годов на авиабомбах. Во Владимире в лабораториях Государственного союзного института № 44 (ГСИ-44) под руководством Б.В. Карпова и А.А. Рассушина (ставшего заместителем директора НИИ-504 по науке и главным конструктором) в 1944-1945 годах был разработан прототип радиолокационного взрывателя для авиабомб на миниатюрных радиолампах собственной разработки. В конце 1945 года решением ГКО для разработки и выпуска радиовзрывателей образован ГНИИ-504.
        Комплект миниатюрных высокопрочных радиоламп для них разработан в НИИ-617 с участием В. Н. Авдеева, в комплект вошли генераторный триод 1С1А, низкочастотный пентод 06П1А, тиратрон 1Т1А. Создана линейка артиллерийских (АР-5, АР-21, АР-27, АР-30, АР-45 и др.) и авиабомбовых (БРВ-1, БРВ-3) взрывателей.
        Как-то так.
        1. +1
          3 марта 2025 07:39
          Забыл сказать. В СССР работы по созданию прибора управления зенитным огнём для сухопутной ПВО начались в 1930 году в Артиллерийской академии РККА. Группа под руководством инженера К. В. Крузе к 1932 году создало механический прибор — ПУАЗО-1. С его помощью можно было стрелять по визуально наблюдаемым целям, без учета метеоусловий, проводя сложные вычисления по графикам. Прибор должны были обслуживать 5 операторов. В 1933 году К. В. Крузе был награждён орденом Ленина. В 1934 году модернизированный прибор ПУАЗО-2 был принят на вооружение РККА.