Монитор «Железняков» — «Речной крейсер» принимает бой...

44 742 66
Монитор «Железняков» — «Речной крейсер» принимает бой...

Идея о строительстве речного монитора с армейской артиллерией родилась ещё до революции. При проектировании канонерских лодок для Амура в начале ХХ века возникали пожелания вооружить их не корабельной а полевой артиллерией: что бы было возможно пополнять боезапас со складов армейских частей с которыми корабли взаимодействуют. Идею отложили в долгий ящик: у армейцев на тот момент просто не было достойных аналогов корабельных пушек (полевая артиллерия до русско-японской войны ограничивалась трёхдюймовым калибром).


Польские речные мониторы после сдачи в плен РККА

В 1930-32 годах в Киеве на заводе «Ленинская кузница» был построен монитор «Ударный», и вопрос о вооружении его полевыми пушками вновь был поднят и... вновь отложен по той же причине — отсутствии достойных орудий. На корабль поставили 130-мм корабельные пушки, но идея оказалась осуществлена. Поляками. В польской Пинской речной флотилии было шесть мониторов, вооружённых полевыми 75-мм орудиями и 100-мм гаубицами. Это заставило советское руководство заняться созданием противовеса польским «речным броненосцам».




Монитор проекта СБ-37

С 1934 по 1937 год в Киеве на той же «Ленинской кузнице» для сформированной Днепровской флотилии были построены 6 мониторов проекта СБ-37: «Железняков», «Жемчужин», «Левачёв», «Мартынов», «Ростовцев» и «Флягин». Все — названы в честь матросов — героев Гражданской войны. Проект был разработан судомеханическим КБ «Ленинской кузницы» Александром Байбаковым и Михаилом Бойко.

Требования к новым кораблям были выдвинуты исходя из театра военных действий, на котором им предстояло действовать: верхнее течение реки Припять. Главными были небольшие осадка и длина. В результате на свет появились корабли водоизмещением 232/263 тонны, длиной 51,2 метра, шириной 8,2 метра, но главное — максимальной осадкой всего 82 сантиметра! Назвать конструкцию кораблей просто оригинальной будет явным преувеличением.

На голой палубе корабля возвышались только орудийные и пулемётные башни и высокая надстройка — все жилые помещения монитора находились в корпусе. Корпус был цельноклёпанным, с прямыми бортами и плоским дном. Высота борта (считается и надводная, и подводная часть) от 2,1 метра с кормы до 10 шпангоута, с 10 шпангоута к носу — 1,6 метра. Внутри корпус был разделён на 13 отсеков.


Надстройка монитора "Железняков"

Наиболее оригинальной частью корабля без всяких сомнений можно считать главную надстройку. Она состояла из башни главного калибра и боевой рубки, при этом и башня, и рубка были, как диски детской пирамидки, нанизаны на 75-см трубу. Внутри трубы был наварен скоб-трап и сделаны лазы, через которые можно было попасть в трюм, башню и рубку. Боевая рубка была укреплена на трубе неподвижно, а находящаяся под ней башня главного калибра МК-2-4 вращалась.


Башня МК-2-4 в цеху

Монитор по определению — бронированный корабль. Правда, броню кораблей проекта СБ-37 избыточной назвать никак нельзя. Броневой пояс высотой 1,85 м в средней части, 1,6 м в носу и 0,95 м в корме имел толщину 16 мм в средней части и 4 мм в оконечностях. Палуба была толщиной 4 мм. Район погребов главного калибра усиливался броневыми накладками по 30 мм — борта и 16 мм — палуба, район машинного отделения — накладками 16 мм — борта и 8 мм — палуба. Башня главного калибра и боевая рубка имели толщину стенок — 30 мм, крыши — 16 мм, башни 40-К и 41-К — толщину стенок — 20-25 мм и крыши — 10 мм. Как показала практика, башня главного калибра и рубка выдерживали попадания 37-мм снарядов.


102-мм пушка Обуховского сталелитейного завода

На вооружение монитора изначально планировалось поставить полевые 107-мм пушки образца 1910/30 годов, но после долгих размышлений поставили отработанные и надёжные 102-мм орудия Б-18 (до 1931 года имевшие обозначение Б-2), которые получили урезанием с 60 до 45 калибров 102/60 мм пушки Обуховского сталелитейного завода, созданной при консультациях фирмы «Викерс» ещё в 1909 году и прекрасно себя зарекомендовавшей на эсминцах типа «Новик». Помимо главного калибра в носу и на корме, по началу, установили по башне 40-К с 45-мм орудием (башни были аналогичны тем, что стояли на танках Т-28), но затем в носовую башню советские инженеры умудрились вставить ещё один ствол калибром 45-мм, получив башню 41-К. Если расчёт башни главного калибра был 16 человек, то у 40-К он состоял из 3, а у 41-К из четырёх человек. ПВО монитора обеспечивали два пулемёта «Максим» в пулемётных башнях и один — открыто расположенный (впоследствии его заменили на пулемётную установку М-4 из четырёх «Максимов») и два 37-мм зенитных орудия.

Самый сложный вопрос — с двигателями кораблей проекта СБ-37. По проекту указаны два советских дизеля 2-СД-19/32 мощностью 140 л.с., но вероятность того, что два таких слабосильных двигателя разгонят бронированный корабль водоизмещением 263 тонны до штатных 8 узлов, равна нулю. А в документах времён войны в качестве двигателей указаны два дизеля 4-СД-19 мощностью 280 л.с., и это уже куда ближе к истине. Вот только понять, когда на корабль были установлены более мощные двигатели, непонятно...

Самым заслуженным и, несомненно, самым везучим из мониторов данного проекта стал «Железняков». На момент начала войны корабль находился в составе Дунайской военной флотилии и в бой вступил в 04:15 утра 22 июня 1941 года. В тот день монитор уничтожил первую свою батарею и сбил первый самолёт. А дальше были бои на Дунае, уничтожение танков, огонь по скоплениям пехоты, подавление артиллерийских батарей. «Железнякову» повезло: маленькие размеры часто заставляли врага путать его с небольшими румынскими мониторами. Ну и мастерская маскировка имела место: корабль маскировался под не отмеченный на картах островок или мысок, организовав на палубе и надстройках натуральные зелёные насаждения. Из шести мониторов, входивших в состав Дунайской флотилии, только экипаж «Железнякова» под командованием капитан-лейтенанта О. С. Маринушкина сохранил свой корабль, остальные пять были взорваны своими командами.

Когда враг закрепился на левом берегу Дуная, монитор получил приказ прорываться в Одессу. И он прорвался, прибыв в «Жемчужину у моря» 20 июля, несмотря на то, что плоскодонный и низкобортный корабль для хождения по Чёрному морю предназначен не был. Во время боёв в Днепро-Бугском лимане монитор получил прозвище «неуловимый»: малая осадка и небольшая длина позволяли «Железнякову» проходить протоками, которые враг считал несудоходными. Корабль внезапно появлялся там, где его не ждали, производил огневой налёт и скрывался в неизвестном направлении. Но РККА отступала, и вскоре Днепро-Бугский лиман стал слишком опасным местом для монитора. И «Железняков» снова вышел из лимана, совершив 25 октября переход в Азовское море, на Дон и Кубань.


«Бронированный корабль "Железняков"» (плакат Иванова В. М.)

Включённый в состав Азовской флотилии 21 ноября, он участвовал в обороне Керчи, Ростова-на-Дону, Азова, устья Кубани. Летом 1942 года участвовал в боях по обороне базы Темрюк и последним покинул её, прорываясь контролируемым немцами Керченским проливом в Поти. Монитор свернул с фарватера и прошёл у самого берега Крыма, по минным полям, под огнём вражеских батарей. К морским переходам плоскодонный «речной крейсер» был приспособлен плохо, поэтому черноморский шторм выбросил корабль на берег. Трое суток экипаж заделывал пробоины и пытался снять монитор с мели, наконец 3 октября «Железняков» прибыл в Поти. Здесь с 14 октября он вошёл в состав Черноморского флота. Но ремонтировать израненный в боях корабль пришлось до августа 1943 года.


Памятник морякам Дунайской флотилии в Братиславе

А 30 августа 1944 года успевший стать легендарным монитор прибыл в родной Измаил и вновь вошёл в состав Дунайской флотилии. Впереди было освобождение Румынии, Болгарии, Югославии... По официальным данным, за годы войны «Железняков» прошёл с боями 40 тысяч километров, уничтожив 13 артиллерийских и миномётных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и много чего ещё. Всего на корабль немцами было сброшено 827 авиабомб. Не попало ни одной, и в самом деле «Неуловимый»!

После войны «Железняков» вновь вошёл в состав Черноморского флота. В 1958 году выведен из состава ВМФ, передан Дунайскому пароходству, использовался в качестве плавпричала. В 1967 году по инициативе ветеранов и при содействии адмирала флота Сергея Горшкова корабль был установлен в Киеве на бетонную волну в качестве памятника. Как сегодня содержатся памятники в бывшей УССР, рассказывать не нужно. Говорят, что внутрь корабля даже можно попасть. Но не стоит, его обжили бомжи, так что запах внутри соответствующий...
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    1 марта 2025 05:17
    Говорят, что внутрь корабля даже можно попасть. Но не стоит, его обжили бомжи

    Сейчас на Украине на бомжей целая охота идёт, ТЦК их пачками ловит и на фронт отправляет. И до обживших "Железнякова" бомжей у ТЦК руки ещё дойдут :-)
    1. +16
      1 марта 2025 06:22
      Цитата: Товарищ
      И до обживших "Железнякова" бомжей у ТЦК руки ещё дойдут :-)
      Лучше бы они обжили дом-музей семьи Бандеры во Львовской области. Там для полного понимания, кто же такой на самом деле был Бандера, кроме его личных вещей и писем, не хватает стойкого запаха, исходящего от бомжей wink
      1. +2
        1 марта 2025 23:21
        Этот дом-музей вроде взорвали еще в начале СВО.
        1. +1
          2 марта 2025 02:40
          Цитата: vindigo
          Этот дом-музей вроде взорвали еще в начале СВО

          Может, что-то другое имеется в виду ?
          Прочесал украинский интернет, нет там такой информации. И на ихней википедии, на странице, посвящёной "Железнякову", тоже о взрыве ни слова.
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            10 марта 2025 13:09
            Вроде вот пишут

            https://news.ru/russia/vs-rossii-unichtozhili-muzej-bandery-novosti-svo-na-vecher-1-yanvarya/
    2. +2
      1 марта 2025 21:40
      И Всеволожский "Неуловимый монитор".И отважный,вдобавок.
  2. +11
    1 марта 2025 05:43
    Идею отложили в долгий ящик: у армейцев на тот момент просто не было достойных аналогов корабельных пушек (полевая артиллерия до русско-японской войны ограничивалась трёхдюймовым калибром).

    Герхард утро доброе, хорошего дня Камрадам!
    Данная причина часто встречается в описании речного флота конца позапрошлого и начала прошлого века. По моему мнению более чем надуманная. Так, приморские крепости «подчинявшиеся по армейскому ведомству» имели свои малые корабли и суда снабжения, вплоть до подводных лодок и миноносок. К сухопутным крепостями на реках приписывались паромы, дозорные (патрульные) лодки (позже катера).
    Флот имел неплохую линейку орудий Кане (75, 120 и 152мм) и Барановского (62мм). Да и 76,2мм полевая пушка образца 1902 года и ее «горный» аналог неплохо бы выглядели на палубе любой речной канонерской лодке. По сути, когда подобная необходимость повисла в «воздухе» на Дальнем Востоке ее решили - построив передовые на то время канонерки Шквал (позже переквалифицированы в мониторы).
    Дунайский театр действий подобных изысков по-мнению царских адмиралов не требовал. Считалось достаточно сил Черноморского флота. По сути так и было. Воевать с Болгарией и Румынией мы не собирались, а Австро-Венгерские мониторы (к слову вооруженные солянкой из 120-152мм морских пушек и 66мм-120мм гаубиц ниже Чертовых ворот, также не планировали.
    После первой мировой изменилась карта мира и Советское государство начало строить речной флот сначала на Днепре, позже на Дунае.
    Герхард еще раз спасибо за статью!
    П.с. Несколько фотографий наших Амурских и Австро-Венгерских мониторов. К слову почуйте разницу!
    1. +11
      1 марта 2025 09:15
      Полевую артиллерию установили на польских мониторах, они потом попали в состав советской Пинской военной флотилии и неплохо повоевали летом 1941 года. Но о них - будет отдельный рассказ)))
    2. +5
      1 марта 2025 14:15
      Цитата: Коте пане Коханка
      Да и 76,2мм полевая пушка образца 1902 года и ее «горный» аналог неплохо бы выглядели на палубе любой речной канонерской лодке.

      Так канонерские лодки Речного флота Военного ведомства времён ПМВ как раз и были вооружены парой 76,2-мм горных пушек обр. 1904 г. (по первоначальному проекту, позже - обр. 1909 г.) на установках Брянского завода. Ну и парой пулемётов в башенках в оконечностях.

      Цитата: Коте пане Коханка
      После первой мировой изменилась карта мира и Советское государство начало строить речной флот сначала на Днепре, позже на Дунае.

      Не-а. Речной флот на ЕТВД из кораблей спецпроектов начало строить Военное ведомство Империи ещё в 1915 году. Канонерские лодки, катера-разведчики, дозорные катера, бронированные лодки, плавмастерские... в общей сложности Военведом было сформировано и формировалось более десятка военных флотилий на реках и озёрах. После развала Империи не успевшие уйти в Россию корабли флотилий были захвачены австро-венграми (и их осколками после развала), немцами, петлюровцами, поляками. А успевшие уйти - поучаствовали в Гражданской, воевали с финнами и поляками, гоняли басмачей на Амударье, служили на Амуре.
  3. +4
    1 марта 2025 05:44
    Легендарный корабль,не легендарная судьба :-(обидно :-(
    1. +5
      1 марта 2025 08:39
      Хорошая судьба у корабля. Его оставили в виде памятника, а могли вообще в металлолом пустить :(
      1. 0
        1 марта 2025 16:34
        Цитата: Не_боец
        Хорошая судьба у корабля. Его оставили в виде памятника, а могли вообще в металлолом пустить :(

        К великому сожалению, ук-ры так и сделают, если уже не сделали. Недавно они в Полтаве снесли памятник Петру I, созданный ещё в 1915 году. Для ук-ров Карл XII был такой же «освободитель», как и Гитлер. Вот они и ненавидят тех, кто разбил шведов и немцев.
  4. -7
    1 марта 2025 06:27
    Автор! Вы, уж, определитесь в написании:
    Монитор «Железников» — «Речной крейсер» принимает бой...

    или:
    «Бронированный корабль "Железняков"» (плакат Иванова В. М.)
    1. -4
      1 марта 2025 08:24
      Цитата: yuriy55
      Автор! Вы, уж, определитесь в написании:

      А чего всего-то два???
      Днепровской флотилии были построены 6 мониторов проекта СБ-37: «Железняков», «Жемчужин», «Левачёв», «Мартынов», «Ростовцев» и «Флягин». Все — названы в честь матросов — героев Гражданской войны.

      В степи под Херсоном высокие травы,
      В степи под Херсоном курган.
      Лежит под курганом, обросшим бурьяном,
      Матрос Железняк — партизан.

      Двое «чепушил» решили показать свои незнания или просто «отминусовались» по ходу жизни?
      Продолжайте и будет вам «щастье»...
      1. +4
        1 марта 2025 10:31
        В степи под Херсоном курган.
        Лежит под курганом, обросшим бурьяном,
        Матрос Железняк — партизан.

        Анатолий Железняков был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
  5. Eug
    +1
    1 марта 2025 07:54
    ЖелезнИков или всё-таки ЖелезнЯков?
    1. +4
      1 марта 2025 09:16
      Железняков, в заголовке опечатка…
      1. +1
        1 марта 2025 10:09
        Это по всему тексту опечатки.
      2. +1
        1 марта 2025 12:35
        Цитата: Летучий_Голландец
        Железняков, в заголовке опечатка…

        Слава богу, разобрались...Я не хочу работать редактором (корректором) - сам делаю ошибки, но когда их вижу в заголовке...Сами понимаете - не могу пройти мимо...
  6. +1
    1 марта 2025 08:15
    Легендарный корабль!!! Я про подвиги этого корабля еще в детстве читал. Многое тогда не понимал,но запомнилось. Потом моим увлечением стала авиация, и к истории этого корабля я чисто случайно "вернулся" в конце 90-х когда когда товарищ принёс какую-то энциклопедию про советские боевые корабли,которую я прочитал "для общего развития", там кстати более подробно были описаны боевые действия данного корабля.
  7. -4
    1 марта 2025 08:25
    сейчас подобного класса кораблей у армии России по видимому нет, да наверное и не нужны они, разве только где-нибудь у пограничников на Амуре, а вот если к примеру рассмотреть вопрос о создании речных комплексов войск стратегического назначения, в дополнение к грунтовым комплексам, можно даже не проектировать такой комплекс от самого начала, а взять за основу тот же Ярс или Тополь, и спроектировать для него баржу, баржа должна обладать аппарелями для съезда и заезда, местами для экипажа, большим запасом топлива, и провизии для длительного дежурства возможна конструктивная защита хотя бы противопульная и средства самообороны от вероятных угроз, какие преимущества даст такая система
    1- речная сеть России самая протяженная в мире, у нас огромные речные бассейны крупнейших рек которые охватывают всю страну, то-есть место дежурства - это вся необъятная страна, в добавок реки протекают по таким труднодоступным местам, куда только по реке или воздуху можно добраться, это делает такие комплексы неуязвимыми против диверсионных групп
    2- речное судно дает гораздо большую автономность чем грунтовый комплекс, доставку и пополнение топливом и продуктами, а также смену экипажа можно организовать либо по воздуху либо также по рекам
    3 - неуязвимость для сил вероятного противника, место дислокации постоянно меняется как у грунтового комплекса, подлодками не достать, диверсионными группами не выследить,
    недостаток на мой взгляд есть, это то что реки у нас замерзают, и судно придется делать ледокольным, либо как-то приспосабливать его к возможности перемещения по льду....
    1. +2
      1 марта 2025 09:19
      Есть речные бронекатера, они, кажется, даже в СВО засветились на раннем этапе (или до СВО? Точно не вспомню). А мониторов, действительно нет. Но с современными средствами обнаружения скрытность им обеспечить не получится, а без нее уничтожение - вопрос времени…
      1. 0
        1 марта 2025 16:15
        Цитата: Летучий_Голландец
        Есть речные бронекатера, они, кажется, даже в СВО засветились

        Есть масса Грачат , Рапторов , трофейные укробронекатера типа Гюрза-«Аккерман» и «Вышгород» подняли Андреевские флаги и прошли ремонт на севастопольском 1127-м ремонтном заводе ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ. Вместо кое-как работавших украинских боевых модулей БМ-5М.01 «Катран-М», трофейные бронекатера получили по паре пусть и весьма «возрастных», но зато наводящихся именно туда, куда надо, 25-мм спаренных артустановок 2М-3М. Есть и катера для ФСБ , пограничников , ССО ...
        1. 0
          1 марта 2025 23:14
          На данный момент нужны речные катера и сторожевики ПВО, способные обнаруживать и прореживать вражеские беспилотники.
          Хотя бы такие, как катера проекта 12130.
          1. +1
            2 марта 2025 10:34
            Разные нужны . Рапторы хорошие кораблики . И по рекам и мореходны .
            1. +1
              2 марта 2025 11:06
              По мне, так сейчас нужны хотя бы баржи с установленными на них комплексами Панцирь или Тор.
              1. +2
                2 марта 2025 13:38
                Цитата: СергейАлександрович
                По мне, так сейчас нужны хотя бы баржи с установленными на них комплексами Панцирь или Тор.

                Панцирь бандура громоздкая ... На речной , юркий кораблик не установить. Бук , Тор устанавливали на патрульные корабли типа"Василий Быков" Тоже не подойдёт . Нужны небольшие , не громоздкие, не тяжелые по весу , комплексы ПВО и зенитная артиллерия , можно и дроноводов посадить .. с дронами истребителями .. и не забывать о БЭКах ...
                1. +2
                  2 марта 2025 16:13
                  Всё так. Ещё на острове Змеином выяснилось, что у нас нет десантного корабля способного принять Панцирь для транспортировки.
                  Как временное решение на реках можно использовать самоходные баржи.
              2. +1
                3 марта 2025 17:54
                Цитата: СергейАлександрович
                По мне, так сейчас нужны хотя бы баржи с установленными на них комплексами Панцирь или Тор.

                У одного комплекса "Тор" БК слишком мал - его рассчитывали на применение в составе подразделения, когда машины на перезарядке прикрываются уже перезарядившимися.
                Одиночный "Тор" - это восемь целей, и всё, пушки пустые. А дальше будет как в Карабахе.
                Не зря "Купол" для морского "Тора" планировал от 4-х УВП на 8 ЗУР каждая.
                1. +1
                  3 марта 2025 19:51
                  Не суть важно. По слухам, у нас дроны летали над центром города. Размещать в городе системы ПВО особо негде, а на реке места много и меньше риска, и катера могут перемещаться. Использовать возможности флотилий и флота для целей ПВО имеет смысл даже на мелководных реках вроде Дона.
        2. +1
          3 марта 2025 17:52
          Цитата: 30 вис
          Есть масса Грачат , Рапторов , трофейные укробронекатера

          Проблема в том, что для работы всего этого нужно чистое небо. Иначе расчёты БПЛА устроят соревнование за право потопить такую жирную цель. И даже без БПЛА остаётся проблема ПТРК.
          Ах да, для флотилии нужна ещё база вне радиуса "Химер". Потому как маскировать базу бесполезно - подъездные пути и шастающие наливники с грузовиками очень быстро раскроют местоположение.
          1. +1
            3 марта 2025 21:44
            Цитата: Alexey RA
            маскировать базу бесполезно - подъездные пути и шастающие наливники с грузовиками очень быстро раскроют местоположение.

            Любая военно морская база уязвима .
          2. 0
            8 марта 2025 00:32
            А что за БПЛА будеть топить цель в 265 тонн водоизмещения ? Забросает гранатами с оперением из 3д принтера ? Гранатами из РПГ-7, обмотанные скотчем ? Баба Яга сбросить 81 мм мину ? Зависнув в 50 м и прицеливаясь на минуту и больше ?
            1. 0
              10 марта 2025 18:25
              Цитата: stankow
              А что за БПЛА будеть топить цель в 265 тонн водоизмещения ?

              Вспомните, как "Ланцетами" забили украинскую "Гюрзу". Малое могущество БЧ у БПЛА компенсируется точностью попадания.
              Цитата: stankow
              Забросает гранатами с оперением из 3д принтера ?

              Влетит в окно рубки. Или в башню. Вы посмотрите, как забивают танки и БМП на полном ходу.
              1. 0
                11 марта 2025 17:32
                Ну, выведет из строя башню, рубку. Но для потопления очень далеко, останется и на плаву и в бою. Пробить корпус, разрушить остов, добраться до двигателей .... Гюрзе всего 34 тонн, в 8 раз меньше. Увесистым целям нужны увесистые БП. На два порядка больше, чем несет дрон. БЭК - да, составляет большую опастность. Но летающий дрон - врядь ли когда - то.
    2. +4
      1 марта 2025 14:25
      Цитата: Max-1984
      в добавок реки протекают по таким труднодоступным местам, куда только по реке или воздуху можно добраться, это делает такие комплексы неуязвимыми против диверсионных групп

      Зато привязывает комплексы к немногочисленным судоходным рекам.
      И да, что с ледовым покровом делать будем - труднодоступные реки у нас как раз в холодных краях? Или зимой не воюем? smile
      Цитата: Max-1984
      речное судно дает гораздо большую автономность чем грунтовый комплекс, доставку и пополнение топливом и продуктами, а также смену экипажа можно организовать либо по воздуху либо также по рекам

      Что мешает организовать доставку по воздуху всего того же для ПГРК на точках?
      Цитата: Max-1984
      неуязвимость для сил вероятного противника, место дислокации постоянно меняется как у грунтового комплекса, подлодками не достать, диверсионными группами не выследить,

      А куда этот комплекс с реки денется? Задачей диверсантов будет найти район нахождения ПУ - с помощью тех же БПЛА, вверх или вниз по течению, других вариантов нет. А дальше туда полетит какой-нибудь "Спайк" с ВОЛС.
      1. +3
        1 марта 2025 17:35
        Задачей диверсантов будет найти район нахождения ПУ - с помощью тех же БПЛА, вверх или вниз по течению, других вариантов нет. А дальше туда полетит какой-нибудь "Спайк" с ВОЛС.
        ну если у нас вдоль какой-нибудь Ангары шарятся диверсанты с беспилотниками и ПТРК и охотятся за речными пусковыми, то что-то пошло сильно не по плану
        1. +4
          1 марта 2025 17:41
          Цитата: alexoff
          ну если у нас вдоль какой-нибудь Ангары шарятся диверсанты с беспилотниками и ПТРК и охотятся за речными пусковыми, то что-то пошло сильно не по плану

          А раз всё идёт по плану, то зачем нам речные ПУ на судоходных реках, да ещё и замерзающих - достаточно и ПГРК.
          Да и с незаметностью у речных ПУ будет не очень - из-за судоходности рек.
          - А это что за баржа там болтается с катерами вокруг?
          - Тссс... это секретная ракетная баржа.
          - Супер! Щаз фото в сеть скину!

          laughing
          1. +1
            1 марта 2025 17:47
            ПГРК более палевный, ни с чем не спутаешь. А барж болтается вагон и маленькая тележка.
            Кстати удивительно, что ещё никто не решил ПЛАРБ спускать прямо в Байкал, куда никакая вражеская подлодка не приплывет.
            1. 0
              2 марта 2025 19:40
              Цитата: alexoff
              Кстати удивительно, что ещё никто не решил ПЛАРБ спускать прямо в Байкал, куда никакая вражеская подлодка не приплывет.

              4-5 боеголовок квадратно гнездовым способом утопят эту подлодку с гарантией. Не настолько Байкал большой, а строить верфь и собирать даже дизельную лодку с баллистическими ракетами обойдется дороже, чем построить нормальный пларб.
              Но все таки ограниченная серия ракетных мониторов с баллистическими ракетами имела бы смысл. Каспий, Азовское море и волга с доном, и вполне возможная их проводка СМП в сибирские реки здорово добавят озабоченностей противнику и обойдутся не сильно дороже обычного ПГРК с одной ракетой.
              1. 0
                2 марта 2025 19:52
                Байкал достаточно большой и глубокий, чтоб заглушить в нем все подлодки американцам понадобилось бы вывалить туда весь ядерный арсенал, который ещё надо научить нырять под воду. А в безопасном месте подлодки могут быть гораздо проще, никакой ГАС не надо, торпеды тоже.
            2. +1
              3 марта 2025 16:18
              Цитата: alexoff
              ПГРК более палевный, ни с чем не спутаешь. А барж болтается вагон и маленькая тележка.

              Охраняемых барж?
              Тут будет та же проблема, что и с БЖРК - необходимые меры безопасности носителей изделий рушат всю конспирацию.
              1. 0
                3 марта 2025 16:32
                Ну охрану можно тоже замаскировать, под баржу со скрытыми орудиями
    3. +3
      1 марта 2025 17:40
      Специально для этого клепали всякие посудины типа буян-м для запуска калибров с рек, чтоб формально не нарушать всякие договора
  8. +3
    1 марта 2025 08:56
    Году так,в 1976-ом,был в Измаиле.Посмотрел на наследников "Железнякова"-"Шмелей",кажется
  9. +3
    1 марта 2025 09:11
    Речным крейсером в советское время называли другой речной военный корабль - китайскую речную канонерскую лодку «Цзянхэн» (на фото однотипное судно).
    1. +4
      1 марта 2025 11:25
      Под эту метафору в принципе попадают мониторы как класс, а те же ладожские канонерки и вовсе "озёрными линкорами" величали...
      1. +2
        1 марта 2025 12:16
        Ее так называли за силуэт - монитор из статьи не похож на крейсер.
        1. +5
          1 марта 2025 13:55
          Ну, главный калибр как у немецкого малого крейсера Первой Мировой войны)))
  10. -1
    1 марта 2025 10:06
    Опять статья из раздела история в разделе вооружение.
  11. +5
    1 марта 2025 11:44
    Ох уж эти "речные крейсера"))) кто-то, когда-то ляпнул ерунду и она пшла плавать по просторам интернета)))
  12. Комментарий был удален.
  13. +5
    1 марта 2025 12:26
    Из шести мониторов, входивших в состав Дунайской флотилии, только экипаж «Железнякова» под командованием капитан-лейтенанта О. С. Маринушкина сохранил свой корабль

    ,,,тем печальнее его судьба. sad

    Командир монитора «Железняков» капитан-лейтенант Александр Семёнович Маринушкин Родился 25. 05.1910г. в с.Ольхи Ухоловского р-на Рязанской губернии. В ВМФ с 1932г. В 1936г. окончил ВМУ им.Фрунзе в Ленинграде. Член ВКП(б) с 1931г. Исключён из чл. ВКП(б) в 1943г.
    В марте 1938г. с должности командир МН «Жемчужин», назначается временно исполнять должность командира МН «Железняков» ДВФ. С июня 1938г. - командир МН «Железняков». 19.10.1940г. приписан в ДуВФ. 17.12.1941г. приписан в Керченской ВМБ ЧФ. Приписан в Азовской военной флотилии - дата не указана (так в док.).
    07.12.1942г. осуждён к 10 годам ИТЛ с лишением воинского звания капитан-лейтенанта. 22.03.1943г. уволен из ВМФ по ст.44 п.«б». В январе 1944г. пропал без вести. Основание: ЦАМО, донесение №19740с - 1947г. 21.09.1966г. реабилитирован. Приказ НКВМФ №0633 от 22.03.1943г. об его увольнении по ст.44 п.«б» отменён. Приказом МО №01687 от 02.11.1966г. исключён из списков офицерского состава ввиду смерти. Воинское звание: лейтенант (с 1936г.), ст.лейтенант (с 04.03.1939г.), капитан-лейтенант (с 06.11.1941г.)
    Наград за боевые заслуги не имеет.
  14. +7
    1 марта 2025 13:28
    Павлин Дмитрий Васильевич 22.08.1911 - 12.06.1967 - участник Великой Отечественной войны, командир БЧ-5 монитора "Железняков" Азовской военной флотилии.

    Орден Отечественной войны I степени
    Орден Красной Звезды
    Орден Отечественной войны II степени
    Медаль «За боевые заслуги»
    Медаль «За оборону Одессы»
    Медаль «За оборону Кавказа»
    Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
    Медаль «За освобождение Белграда»
    Медаль «За взятие Будапешта»
    Медаль «За взятие Вены»
    Медаль «За оборону Кавказа»
  15. +5
    1 марта 2025 14:06
    И как он с такой высотой борта по морю ходил, бедолага...
    1. +6
      1 марта 2025 17:09
      Железные люди служили. Чёрное море зимой, тем более в районе Новороссийска...
      1. +3
        2 марта 2025 03:22
        Цитата: Летучий_Голландец
        Железные люди служили. Чёрное море зимой, тем более в районе Новороссийска...

        Вспомнились строки :

        На тех деревянных скорлупках,
        Железные плавали люди !
        1. +4
          2 марта 2025 13:45
          Цитата: Товарищ
          На тех деревянных скорлупках,
          Железные плавали люди

          Пусть волны доходят до рубки
          Но с ног на они не собьют
          На этой дубовой скорлупке
          Железные люди живут

          .


          Уходит от берега "Ястреб морской"
          И девушка машет рукой


  16. +6
    1 марта 2025 21:46
    В детстве читал книгу, Неуловимый монитор называлась...Автору спасибо за статью! Ещё бы про катера что нибудь...МО-4,Д-3 например
  17. +5
    1 марта 2025 23:15
    Хорошая статья, автору спасибо.
  18. +3
    2 марта 2025 14:55
    Спасибо автору за статью! Смотрел фильм, "Где 042?". Про бронекатер Дунайской флотилии, воевавший в тылу врага.
  19. +5
    2 марта 2025 16:03
    Помню, в детстве, читал книгу, про речные флотилии, называлась что-то вроде "Корабли штурмуют Берлин"! Так вот там, были описаны и польские мониторы и бои на Днепре! Сейчас прочитал статью и сразу вспомнилось!
  20. +4
    3 марта 2025 01:08
    До "Железнякова" был неплохой проект "Ударный"(примерно 1935 год). Более перспективный.
  21. +2
    3 марта 2025 08:37
    Спасибо автору за статью. Мониторы это по сути арт батареи прикрытия. Мостов на реках, поддержка переправ и плацдармов и т.д.
  22. 0
    5 марта 2025 13:20
    Кажется, в детстве читал книгу про этот монитор. К сожалению, автора и название запамятовал, а вот фразу "Уходит последний корабль с Дона!" запомнил.
    Монитор наших солдат подбирал.
  23. +1
    8 марта 2025 14:19
    Спасибо за интересную статью!
  24. 0
    11 марта 2025 02:35
    На полке в моей библиотеке стоит маленькая синеватая книжка из серии «Военные приключения», на обложке которой красуется имя автора И. Е. Всеволожский и название «Неуловимый монитор». Изданная в начале 60 – х, как и тогда же прочитанная мною, она произвела на меня такое впечатление, что я перечитал её ещё раз. Собственно, интерес к истории этого военного корабля был вполне обоснован тем, что на нем всю войну провоевал матросом муж двоюродной сестры моего отца, а после её окончания почти год в команде монитора состоял (тоже матросом) мой хороший крымский знакомый. В дополнение ко книге они мне рассказали много чего интересного, такого, о чем можно было бы весьма обстоятельно поведать. Но прекрасно осознавая, что это будет вхолостую (хотя бы потому, что читать вряд – ли кто – то станет по причине уже не нового материала), воздержусь от «сизифова труда» на этом сайте. Простояв на постаменте возле завода «Ленинская кузня» (сейчас «Кузница на Рыбальском») вплоть до развала СССР, он был перемещен на территорию парка неподалеку. И ещё хорошо, что помешавшиеся на десоветизации новоявленные националисты не пустили корпус героического корабля на переплавку.




    На полке в моей библиотеке стоит маленькая синеватая книжка из серии «Военные приключения», а на её обложке красуется имя автора И. Е. Всеволожский и название «Неуловимый монитор». Изданная в начале 60 – х, как и тогда же прочитанная мною, она произвела на меня такое впечатление, что я перечитал её ещё раз. Собственно, интерес к истории этого военного корабля был вполне обоснован тем, что на нем всю войну провоевал матросом муж двоюродной сестры моего отца, а после её окончания почти год в команде монитора состоял (тоже матросом) мой хороший крымский знакомый. В дополнение ко книге они мне рассказали много чего интересного, о чем можно было бы весьма обстоятельно поведать. Но прекрасно осознавая, что это будет вхолостую (хотя бы потому, что читать вряд – ли кто – то станет по причине уже не нового материала), воздержусь от «сизифова труда» на этом сайте. Простояв на постаменте возле завода «Ленинская кузня» (сейчас «Кузница на Рыбальском») вплоть до развала СССР, он был перемещен на территорию парка неподалеку. И ещё хорошо, что помешавшиеся на десоветизации новоявленные националисты не пустили корпус героического корабля на переплавку.

    На полке книжного шкафа моей библиотеки стоит маленькая синеватая книжка из серии «Военные приключения», а на её обложке красуется имя автора И. Е. Всеволожский и название «Неуловимый монитор». Изданная в начале 60 – х, как и тогда же прочитанная мною, она произвела на меня такое впечатление, что я перечитал её ещё раз. Собственно, интерес к истории этого военного корабля был вполне обоснован тем, что на нем всю войну провоевал матросом муж двоюродной сестры моего отца, а после её окончания почти год в команде монитора состоял (тоже матросом) мой хороший крымский знакомый. В дополнение ко книге они мне рассказали много чего интересного, о чем можно было бы весьма обстоятельно поведать. Но прекрасно осознавая, что это будет вхолостую (хотя бы потому, что читать вряд – ли кто – то станет по причине уже не нового материала), воздержусь от «сизифова труда» на этом сайте. Простояв на постаменте возле завода «Ленинская кузня» (сейчас «Кузница на Рыбальском») вплоть до развала СССР, он был перемещен на территорию парка неподалеку. И ещё хорошо, что помешавшиеся на десоветизации новоявленные националисты не пустили корпус героического корабля на переплавку.