Единый пулемёт до Калашникова: наши бойцы спасают раритет

63 365 50
Единый пулемёт до Калашникова: наши бойцы спасают раритет
Общий вид ТКБ-521.


С украинских позиций наши бойцы принесли единый пулемёт Никитина-Соколова. Ещё его называют единым пулемётом образца 1958 года и ЕПН – единый пулемёт Никитина. Вы спросите, так единый – это ведь пулемёт Калашникова, и это уже 1960-е. А это тогда что?



История


Работы по единому пулемёту начались в СССР фактически с окончанием Второй мировой войны. Ротный пулемёт образца 1946 года был мерой временной, это понимали все. Нужен был полноценный единый пулемёт. В Туле первый прототип единого пулемёта вышел на испытания уже в 1947 году. Потом было ещё несколько инициативных разработок, и в 1955 году военные окончательно определились, чего хотят. Были утверждены тактико-технические требования на «7,62-миллиметровый батальонный и единый ротный пулемёт под винтовочные патроны». В ЦКБ-14, будущем Конструкторском бюро приборостроения (КБП), начались полноценные работы по пулемёту. Руководил работами конструктор Григорий Иванович Никитин, вместе с ним работал молодой конструктор Юрий Михайлович Соколов.


Конструкция приклада

В 1956 году пулемёт прошёл испытания вместе с другими образцами, представленными на конкурс по единому пулемёту. Пулемёт Никитина-Соколова показал себя лучше других образцов и был рекомендован для дальнейшей доводки. В 1958 году, после полигонных испытаний, решается, что пора выпустить партию пулемётов для войсковых испытаний и заодно начать подготовку к полномасштабному серийному производству и принятию на вооружение. И тут как раз подоспел будущий ПК…


Хорошо видно клеймо производителя «Тульская Стрела» и серийный номер

Да, группа конструкторов под руководством Михаила Тимофеевича дала свой образец не просто поздно, а очень поздно. Калашниковский пулемёт только в 1959 году прошёл оценочные испытания, на следующий год после того, как уже фактически было принято решение о начале производства пулемёта Никитина-Соколова – ТКБ-521. Это породило слухи о том, что Калашников просто задавил конкурентов административным ресурсом. В реальности всё было не так.

Тульский пулемёт и так идеалом не был. Он был лучшим из того, что было представлено на конкурс в 1956 году. Проблемы были и тогда, но с ними можно было мириться. Но уже в конце 1950-х вскрылось то, с чем военные смириться были не готовы.

Автоматика пулемёта работала от отведённых из канала ствола пороховых газов. Газовый двигатель с отсечкой, по сути, был идентичен таковому на СГ-43. И это неудивительно. Первый тульский ещё инициативный единый пулемёт, тот самый из 1947 года, был, по сути, вариацией СГ-43. Зачем менять то, что и так прекрасно работает? И вот оказалось, что на ТКБ-521 автоматика давится водой… То есть после непродолжительного погружения в воду пулемёт ни в какую не хотел стрелять очередями. Сперва он упорно выдавал несколько одиночных выстрелов, а потом только, «прокашлявшись», газовый двигатель начинал работать нормально. В армии, где наступательная доктрина была сильно ориентирована на преодоление водных преград «с ходу», такой дефект автоматики пулемёта мог стать приговором. И в общем и стал. А тут ещё и система Калашникова подоспела, у которой таких проблем не было.


Фото ТКБ-521 из Тульского государственного музея оружия. Хорошо видна лента уникальной конструкции.

После вскрывшегося существенного недостатка пулемёту припомнили всё. Прекрасно работавшая на СГ-43 автоматика на лёгком едином пулемёте оказалась очень «брыкучей». В пулемёт надо было очень хорошо и основательно вкладываться. Иначе можно было травмироваться. В воспоминаниях Михаила Тимофеевича есть упоминание, что на войсковых испытаниях ТКБ-521 разбил скулу солдату, который слишком поспешно открыл огонь из пулемёта.

Были проблемы и с лентой. Она была склонная к перехлёстываниям. Дело в том, что лента на ТКБ-521 была своей уникальной конструкции. По принципу она была аналогична ленте РПД, то есть имела «немецкие» корни и концептуально повторяла ленту немецких единых пулемётов периода Второй мировой войны. Патрон в звене такой ленты «защёлкивался», соответственно, затвор в одно движение извлекал патрон из ленты и подавал в затвор. На ПК это происходило ещё как на пулемёте Максима. Сперва затвор извлекал, вытягивал назад патрон из ленты, а потом подавал в патронник. Два разных движения с большой амплитудой. У пулемёта Никитина-Соколова всё было проще и компактнее, но подвела сама лента.

В руках у «оппонентов»


С принятием на вооружение 7,62-мм пулемёта Калашникова вопрос с ТКБ-521 был закрыт. Но возникла довольно парадоксальная ситуация. Система, по сути проигравшая конкурс и так и не вставшая на вооружение, уже была выпущена немалой партией. Цифры в разных источниках разнятся, обычно говорят о 1000 или 2000 пулемётов. Обычно всё ограничивается в сотню раз меньшим количеством образцов, которые просто растекаются по запасникам НИИ и музеям, иногда утилизируются. А тут прямо ощутимое количество откровенно не самых плохих пулемётов. Для понимания масштабов, по штатам в конце 1960-х в мотострелковом батальоне на БТР было 18 единых пулемётов винтовочного калибра.


ТКБ-521, отбитый у противника. На заднем плане виден трофейный чехословацкий UK vz. 59 (Univerzální kulomet vzor 59). Подразделение ВСУ явно было оснащено с миру по нитке, чем попало.

Естественно, распихивать все пулемёты по музеям или, тем более, пускать в утиль было бы расточительством. И пулемёты отправились на хранение. Судя по всему, свозить их все в одно место не стали и отправили на склады там, где они были на войсковых испытаниях, или, довезши до ближайшего большого склада. На территории современной Украины такой большой советский склад был — 65-й ордена Красной Звезды арсенал министерства обороны СССР. Он же просто Балаклея. Возможно, образец, найденный нашими бойцами, как раз оттуда. Возможно, он был вытащен из запасников ведомственного музея или каких-то стрелковых курсов. Такое у наших оппонентов тоже не редкость. Новости про бронетехнику, снятую с постаментов, и артиллерийские системы, вытащенные из музея, уже приходили.

Будем ли мы видеть пулемёты Никитина-Соколова чаще? Скорее всего, нет. Во-первых, вряд ли на территории современной Украины их много, учитывая скромный тираж относительно систем Калашникова. Во-вторых, у пулемёта своя уникальная лента. Сколько их сохранилось за годы арсенального хранения и в каком они состоянии, не известно. А автоматика ТКБ-521 работает вообще по-иному, чем у пулемёта Калашникова, приспособить ленту ПК для пулемёта Никитина-Соколова не получится.

Как бы то ни было, будем надеяться, что спасённый нашими бойцами кусочек советской оружейной истории не пропал и нашёл своё место на сухом складе или в музее.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 февраля 2025 05:04
    Надо же, какие вещи всплывают! Жаль только, что с наши деб ильным законом, этот пулемет сначала испортят. И это хорошо. А то могут и просто под пресс и в переплавку. Лучше б в Америку продали энтузиастам в коллекцию.
    1. -3
      28 февраля 2025 15:00
      Так пишут уже, что эти пулемёты выдавали еще вагнерам. Всу их трофеили.
      1. +1
        28 февраля 2025 17:48
        Интересно, если так. Это же еще ленты надо было такие иметь.
        1. -3
          28 февраля 2025 21:19
          Другие говорят, что это даже не у вагнеров, а вс РФ выдали.
        2. -2
          28 февраля 2025 21:19
          И фото разобранных шлют
  2. AMG
    +7
    25 февраля 2025 05:50
    Да, пулемет конечно редкий. Но на складах еще хранились, до последнего времени, еще более древние тысячи пулеметов "Максим".
    1. +10
      25 февраля 2025 08:09
      Но на складах еще хранились, до последнего времени, еще более древние тысячи пулеметов "Максим".

      Ну "Максимов" может и тысячи хранилось и хранятся а этих ТКБ-521 всего от 1 до 2 тысяч выпущено было и это на весь Союз. Разницу улавливаете в уникальности данного пулемёта.
      1. AMG
        +2
        25 февраля 2025 10:58
        Так написал, что редкий. Опытная партия, скорее всего для войсковых испытаний направлен в какую- то часть. На вооружение не принят, поэтому не все знают.
  3. +4
    25 февраля 2025 05:58
    Судя по блестящему лаку сверху приклада - он со складов и в войсках/курсах/ где то еще не был.
    Музеи маловероятно - в музеях при СССР стволы пилили и патронники просверливают не меньше чем сейчас.
  4. +9
    25 февраля 2025 06:43
    Патрон в звене такой ленты «защёлкивался», соответственно, затвор в одно движение извлекал патрон из ленты и подавал в затвор. На ПК это происходило ещё как на пулемёте Максима. Сперва затвор извлекал, вытягивал назад патрон из ленты, а потом подавал в патронник. Два разных движения с большой амплитудой. У пулемёта Никитина-Соколова всё было проще и компактнее,

    Между российским (7.62х54R) и немецким патроном (7.92х57) была "ма-а-а-ленькая разница" - российский имел рант (выступающую закраину на донце), а немецкий - нет. Поэтому немецкий патрон "проще и компактнее" выдавливался из ленты вперед, а русский цеплялся рантом и застревал. Именно поэтому в ПК извлечение из ленты и досылка в ствол осуществлялась в 2 такта. Из-за неудовлетворительной работы этого узла "не пошел" ДС-39. Ну а почему на вооружении российской армии оказался рантовый, а поэтому малопригодный (или требующий запредельно сложную автоматику как у ШКАС) для автоматического оружия патрон - отдельная история.
    1. +4
      25 февраля 2025 07:32
      В этой отдельной "патронной истории" не грех вспомнить французский 8мм патрон Лебеля и британский .303 British.
    2. +8
      25 февраля 2025 09:07
      Поэтому немецкий патрон "проще и компактнее" выдавливался из ленты вперед, а русский цеплялся рантом и застревал.

      Никитин и Соколов обошли эту проблему в ТКБ-521 с помощью пулеметной ленты особой конструкции.
    3. +3
      25 февраля 2025 10:32
      рантовый, а поэтому малопригодный (или требующий запредельно сложную автоматику как у ШКАС) для автоматического оружия патрон - отдельная история.

      А ничего, что ШКАС только за счёт рантового патрона и мог работать?
      Какая сверхсложная автоматика на ПК и СВД?
      Рантовый патрон только не годится для снаряжения магазинов из обоймы, и всё! (Отсечка на мосинке - это костыль.)
      1. +8
        25 февраля 2025 11:16
        Цитата: ln_ln
        А ничего, что ШКАС только за счёт рантового патрона и мог работать?

        ШКАС - это ещё семечки. Когда сделали ШВАК-12,7, то для него пришлось выпускать специальный рантовый вариант стандартного 12,7х108. Ибо автоматику сему авиационному ККП делали на базе ШКАСа. smile
        1. +1
          25 февраля 2025 11:47
          Когда сделали ШВАК-12,7, то для него пришлось выпускать специальный рантовый вариант стандартного 12,7х108.

          Круто!
          Спасибо! Не знал.
        2. +2
          25 февраля 2025 15:11
          Шпитальный просто "увеличил в размерах" свой ШКАС под калибр 12,7.
          Принятый на вооружение партрон 12,7×108 для него не годился.
          Другие конструкторы крупнокалиберные авиационные пулемёты создать не смогли.
          Только Березин смог. И то только перед началом ВОВ.
          1. +3
            25 февраля 2025 16:11
            Цитата: hohol95
            Шпитальный просто "увеличил в размерах" свой ШКАС под калибр 12,7.

            Ага... по принципу работает? вот ничего и не трогай!
            И в то время он был абсолютно прав: если пулемёт нужен срочно, то делать его надо на базе уже доведённой и серийно производящейся конструкции. Ибо "шаг влево - шаг вправо" - и тут же вылезут либо конструкторские недоработки новой модели, либо неспособность промов освоить новое изделие в серии.
            Даже прямое копирование тогда не спасало - тот же завод №8 умудрился завалить 37-мм автомат "Виккерс-Большевик" и 20-мм МЗА "Рейнметалл", переданные ему со всей КД, ТД и, ЕМНИП, даже образцами.
            1. +3
              25 февраля 2025 17:55
              Афера "Рейнского металла" та ещё мутная история!
            2. +3
              25 февраля 2025 18:18
              Так и Браунинг М2 мало чем отличался от Браунинга М1919. Только был малость поболе да калибр был 12,7.
      2. -1
        25 февраля 2025 20:46
        Рантовый патрон только не годится для снаряжения магазинов из обоймы

        Хорошо, что британцы со своим "Брен" этого не знали smile
        1. +1
          26 февраля 2025 01:21
          Хорошо, что британцы со своим "Брен" этого не знали

          Для ускорения наполнения магазинов патронами имелся рычажный снаряжатель.
          И ни слова об использовании обойм.
          1. 0
            26 февраля 2025 02:33
            Допустим. Действительно не вполне удачный пример. hi Тогда так:
            1. +1
              26 февраля 2025 10:28
              Ну и замечательно!
              Значит единственный аргумент против рантового патрона снимается.
              А то я кроме мосинки ничего не видел.
              Написал знакомому у которого СВТ. Может пояснит детали.
            2. +2
              26 февраля 2025 21:49
              Мой знакомый на видео несколько раз снарядил магазин СВТ, и, действительно, ни одного перехлёста закраин. Из обычных мосинских обойм. Там довольно хитрые подштамповки на стенках магазина. Возможно также, что решение облегчается на 2-рядном магазине.
              Говорят, что Комиссия решила приделать к образцу Мосина магазин Нагана. Так и получилась "русская комиссионная винтовка". Без отсечки не работала. Пробовал, ставил пружину с отломанной отсечкой. Т. е. работала, если по одному уложить без перехлёста закраин.
        2. +1
          26 февраля 2025 03:37
          Нашёл инструкцию.
          Да, снаряжение из обойм (charger), но конструкция обоймы не ясна.
          Предписано следить за правильным положением закраин в магазине.
          При ручном снаряжении патроны надо было извлекать из обойм по одному.
          1. -2
            26 февраля 2025 04:05
            Думаю, схоже с аналогичным устройством на венгерском М31:
            1. 0
              26 февраля 2025 10:25
              на венгерском М31

              А какой у венгров был патрон?
              Маузер?
              1. -2
                26 февраля 2025 20:30
                А какой у венгров был патрон?
                Маузер?

                Нет, 8×56R.
    4. +5
      25 февраля 2025 12:15
      в ПК извлечение из ленты и досылка в ствол осуществлялась в 2 такта. Из-за неудовлетворительной работы этого узла "не пошел" ДС-39

      Как писали здесь же на сайте, ДС имел эти проблемы, потому что жалко было бросать холщёвые пулемётные ленты к "Максиму". На металлической ленте всё работало...
    5. +2
      1 марта 2025 01:56
      а в чем собственно проблема, что не так с рантом?
      пулемет пк под рантовый патрон ненадежен или стреляет не так?
      если говорить за немецкую патронную ленту, да и американскую, которая "напрошив", то с ней нужно обходиться весьма бережно, всегда стремиться держать ленту горизонтально к приемнику, чтобы не порвало звенья
      если так подумать то патронная коробка, которая пристыковывается слева к пулемету мг 42, м60, или фн маг(м240), это не просто так, как и второй номер расчета который поддерживает патронную ленту горизонтально к приемнику пулемета, или контейнер с лентой слева строго перпендикулярно к пулемету
      на этом фоне патронная лента пк/пкм смотрит на проблему перекоса ленты у натовских пулеметов с некоторым недоумением
      рантовый патрон позволяет забить на чистоту обработки патронника, поскольку позиционируется в патроннике при помощи собственно ранта (фланца)
      безрантовый патрон вынужден позиционироваться в патроннике за счет конусности гильзы, что предъявляет повышенные требования к патроннику и к его чистоте конечно, а тут у нас лента "напрошив", патроны, обмазанные грязью, инеем, еще какой-нибудь гадостью на них попавшей и сразу загоняются прямо в патронник, красота
      1. +1
        1 марта 2025 06:34
        100%. И эта война все подтверждает.
        Помнится, повышенную конусность гильзы 7.62х39 в войну приняли именно потому, что были проблемы с инструментом. А большая конусность гильзы прощала погрешности обработки патронника. Фланцевой гильзе вообще все пофигу. Пока ее рвать не начнет от люфтов.
        Ну, и одной из составляющих надежности нашего оружия является конусность гильзы.
    6. +1
      1 марта 2025 06:29
      Сделали ленту и нормально наш патрон выщелкивался. Звено же не закрытое, а полуоткрытое.
      1. +1
        1 марта 2025 06:33
        Сделали ленту и нормально наш патрон выщелкивался

        Не могли бы Вы уточнить, в каком именно пулемете "русский" патрон 7.62х54R "нормально выщелкивется"?
        1. +1
          1 марта 2025 06:35
          Вот этого пулемета. ТКБ-521.
    7. +1
      2 марта 2025 01:07
      Поэтому немецкий патрон "проще и компактнее"

      Не знаю что там проще, но насчёт компактнее ли пулемёт под ленту напрошив и с лентопротягом от немца, есть живой пример - FN MAG.
      Прошивная лента требует соответствующих габаритов ствольной коробки, то есть большей длинны, а это масса.
      Про разницу в массе бельгийца и калашникова умолчим. Но вон поляки переделали ПКМ под 7,62х51 и ту же ленту напрошив от MAG. Пришлось просто сделать ПКМ длиннее и тяжелее.
      1. 0
        13 апреля 2025 15:27
        Ствольная коробка МАГа не сильно длинее чем у ПКМ. А вот стенки коробки гораздо толще.
  5. +5
    25 февраля 2025 12:18
    Спасибо за статью на ВО, было интересно.
    В своё время( относительно давно)) те, кто был на нек. складах могли увидеть и пушки (в смазке) из к\ф про Чапаева.
    1. +2
      1 марта 2025 06:40
      Хм... Когда я служил, на складах ЗабВО были и буденовки, и шашки, и лошадиные противогазы. У меня пехотная лопата была с клеймом 1917 года, у многих 1914, самая старая 1913 года
  6. +3
    25 февраля 2025 13:13
    Вот это раритет! Про пулемет слышал, но чтоб оказалась "живая" рабочая версия - это тот ещё шанс! Кстати вопрос, а РПД украинцы используют? РПД в живую видел в оружейном магазине в....Финляндии, Лаперанте, году так 2010 примерно. Пока учился , служил в рядах СА, даже на складах не видел ( они конечно были, но не видел).
    1. +4
      25 февраля 2025 19:08
      РПД вовсю используют обе стороны.
  7. +2
    25 февраля 2025 13:44
    Музейный экспонат можно сказать попался
  8. -3
    25 февраля 2025 14:08
    Начну с того что мехтим великий оружейник конструктор, но увы он тоже грешил связями и использовал свое имя, Пулемет Никитина был доработан неоднократно ткб 521, а Калашников пришел на конкурс без пулемета вообще, и создав его проиграл все конкурса всухую , но связи в кремле сделали свое дело , рассказ про скулу солдата мы знаем только от Калашникова,Да пулемет пк единый, конце концов победил, и однако доводился до ума многие годы, и стал лучшем в мире пулеметом .НСВ Утес 12,7 пулемет крупнокалиберный стал триумфом Никитина. Жаль ткб 521 не довели со временем как и Калашникова обр 61 года.Лента пулемета была своеобразной, и отличалась от всех лент координально, это тоже послужило непринятия пулемета на вооружение
    1. +1
      26 февраля 2025 05:32
      Не Калашников использовал связи, а военные использовали связи, а руководство вообще наехало на Калашникова, что он лезет не в свое дело.
      Пулемет Никитина так и не доработали не смотря на многочисленные замечания и требования. И когда военных это уже задолбало они обратились напрямую к Калашникову с просьбой включиться в конкурс, в расчете, что Никитин таки возьмется за ум и доведет свое изделие. Во всей этой истории никто вообще не планировал, что Калашников победит, его хотели использовать как пугало для Никитина. Но Никитин так и не довел свой пулемет, а Калашников не захотел быть просто пугалом и сделал свой образец который таки и победил.
      1. -1
        26 февраля 2025 13:14
        В святость Мехтима Калашникова я не верю , даже свой автомат ак47 он делал не один еще были Зайцев, и жена Калашникова итд Кто знал , Никто,. Дегтярев с его учителем были с Федоровым из за присвоение разработок Дегтяревым на ножах, это жизнь и история.
    2. 0
      22 мая 2025 08:12
      Утёс хороший пулемёт, но он остался в Казахстане
  9. 0
    25 февраля 2025 22:46
    С таким газовым приводом этот пулемет должен гильзы рвать только в путь, как и СГ-43.
  10. 0
    25 февраля 2025 22:51
    Пулемет 1960 года выпуска эта и другие позние партии, оказались хуже 58 года, хоть и доработанные , вся информация о Калашникове и про конкурс предоставлена в журнале Калашников, и про конкурс тоже, от себя ничего.
  11. +2
    26 февраля 2025 01:32
    ... извлекал патрон из ленты и подавал в ЗАТВОР.

    Сперва ЗАТВОР извлекал, вытягивал назад патрон из ленты...

    Нельзя же так.
    Надо вычитывать текст.
  12. 0
    21 апреля 2025 17:41
    После окончания войны чехословацкая армия использовала трофейные немецкие кломты, качество которых было проверено войной. Новый пулемет модели 59 не обладал такими качествами, и ДРУГИЕ АРМЕЙСКИЕ СОЛДАТЫ ВСПОМНИЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПУЛЕМЕТ VZ.26 После 1989 года снова была предпринята попытка создания современного пулемета. Пулемет vz 59 был успешно доставлен на украинское поле боя. Пулемет не пользовался большой известностью.
  13. 0
    21 июня 2025 20:52
    Отдайте этот пулемёт энтузиастам под боевого робота денег маленько подкиньте. Глядишь, и сделают что пригодное. Сильная отдача роботу не проблема, стрельба одиночными тоже. Дульная энергия пули такого пулемёта в разы больше, чем калаша. Интересные возможности получаются и ни один бронежилет не устоит...
    Да и если на его уничтожение враг потратит десяток снарядов или управляемую ракету, то на живых солдат меньше останется.