Американцы озадачены: при таком F-15 не нужен F-35!

230 938 70
Американцы озадачены: при таком F-15 не нужен F-35!

Про F-15EX Eagle II от Boeing говорить сложно. Вообще F-15 такое явление в воздушной истории мира, к которому подойти как к обычному самолету сложно. Дело даже не в том, что как самолет F-15 уже разменял шестой десяток лет и на пенсию не собирается, а в том, насколько это сегодня эффективная боевая машина.

Да, понятно, что, несмотря на свой возраст, F-15 вполне эффективен. Сегодня это одна из лучших ударных машин в своем классе, и надо четко понимать, что разница между тем F-15, что полетел в 1972 году, и F-15EX Eagle II (Advanced Eagle) примерно такая же, как между Су-27 (1977 года рождения) и Су-35С. К обеим парам самолетов можно применить термин «совсем другой самолет».




Двуместный вариант самолета, предназначенный для замены старых F-15, произведенных в 80-х годах. Несмотря на внешнее сходство, внутри это совершенно новый самолет: новые двигатели, РЛС с АФАР, комплекс обороны, кабина летчика с большими цветными дисплеями. Также самолет имеет больше точек подвески и снабжен электродистанционной системой управления.

В общем, F-15EX Eagle II — это новейшая версия F-15, ставшего уже легендарным, которая может похвастаться передовой авионикой, приличной грузоподъемностью и передовыми радиолокационными системами. Однако его внушительная цена в 90 миллионов долларов за единицу — выше, чем у F-35A, — вызывает определенные опасения по поводу перерасхода средств и соответствия по канонам «цена-качество».

В принципе, опасения некоторых в том же Конгрессе понятны: несмотря на то, что F-15EX обладает непревзойденной универсальностью и огневой мощью, критики утверждают, что из-за недостаточной скрытности и высоких эксплуатационных расходов он является неэффективной инвестицией. Действительно ли ВВС США нуждаются в этом дорогостоящем обновлении, или лучше потратить средства на что-то другое?

И второй момент: действительно ли F-15EX является стратегически необходимым или это просто дорогостоящая модернизация?


F-15EX Eagle II является последней модификацией серии истребителей F-15. Этот усовершенствованный многоцелевой истребитель предназначен для замены устаревших самолётов F-15C/D в ВВС США и обеспечивает беспрецедентную гибкость как в бою «воздух-воздух», так и в бою «воздух-земля». F-15EX представляет собой значительный шаг вперёд в области технологий и возможностей, что делает его важнейшим активом для современных военных операций.

Что такое F-15EX Eagle II?



F-15EX — это усовершенствованная версия F-15E Strike Eagle, в которой реализованы многочисленные модернизации для повышения производительности и живучести. Он оснащён передовой авионикой, цифровым управлением полётом, улучшенными радиолокационными системами и расширенной совместимостью вооружений. Самолёт предназначен для выполнения широкого круга задач, включая завоевание превосходства в воздухе, нанесение ударов по наземным целям и ведение радиоэлектронной борьбы.

Одной из отличительных особенностей F-15EX является его впечатляющая грузоподъемность. Самолёт может нести до 13 200 кг вооружения, включая ракеты «воздух-воздух», боеприпасы «воздух-земля» и контейнеры для радиоэлектронной борьбы. Это делает его одним из самых хорошо вооруженных истребителей в мире. Кроме того, F-15EX оснащен новейшим радаром AN/APG-82(V) с активной фазированной антенной решеткой (AESA), который обеспечивает превосходные возможности обнаружения и сопровождения. Бонусом является возможность задействовать часть решетки радара для излучения помеховых сигналов. И это действительно бонус, потому что на боковых сторонах фюзеляжа есть отдельные антенны для КБО.


F-15EX также может похвастаться современной кабиной с большими дисплеями, усовершенствованными системами управления и открытой архитектурой, позволяющей быстро интегрировать новые технологии. Это гарантирует, что самолёт сможет адаптироваться к меняющимся угрозам и требованиям к выполнению задач.

Почему F-15EX такой дорогой?


F-15EX имеет внушительную стоимость — около 90 миллионов долларов за единицу, что делает его дороже, чем F-35A! Что делает этот самолёт таким дорогим? Ну, вообще есть несколько факторов, которые могут объяснить, почему F-15EX такой увесистый в долларах.

F-15EX Eagle II оснащён самыми современными технологиями, включая передовую авионику, радиолокационные системы и средства радиоэлектронной борьбы. Разработка и интеграция этих технологий требует значительных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Хотя F-15EX не является истребителем-невидимкой, он всё равно впечатляет своими возможностями.

Производство F-15EX включает в себя сложные процессы сборки и строгие меры контроля качества. Сложные системы и компоненты самолёта увеличивают сложность и стоимость производства.

Плюс с самим производством всё не так просто, как хотелось бы: однажды уже на F-15 был поставлен крест, и часть производственных мощностей была перепрофилирована под другие задачи. Ну вы поняли, что было время, когда у всех в головах царил F-22. Инфраструктура, необходимая для производства F-15, была выведена из эксплуатации, а восстановление ее под производство новых моделей F-15 потребовало и времени, и ресурсов.

Кроме того, программа F-15EX зависит от глобальной цепочки поставок, компоненты для которой закупаются в нескольких странах. Координация производства и обеспечение качества в рамках этой обширной сети тоже увеличивает стоимость. Импорт запчастей из других стран, которые всё ещё восстанавливаются после пандемии COVID и других геополитических факторов, обходится дорого, что ещё больше повышает стоимость F-15EX.

Помимо первоначальной стоимости приобретения, F-15EX имеет высокие затраты на обеспечение эксплуатации. Это включает техническое обслуживание, модернизацию и эксплуатационные расходы, то есть то, что называют жизненным циклом самолета. Передовые системы самолета требуют специальной подготовки и поддержки, что может привести к увеличению расходов оборонных бюджетов.

Положительным моментом является то, что F-15EX имеет гораздо более продолжительное время эксплуатации, однако это сопряжено со значительными финансовыми затратами. Впрочем, далеко не всегда всё измеряется деньгами.

Стоит ли F-15EX Eagle II таких затрат?



Вопрос о том, стоит ли F-15EX своих высоких затрат, остаётся предметом постоянных споров. Сторонники утверждают, что расширенные возможности самолёта оправдывают инвестиции, в то время как критики указывают на перерасход средств и технические проблемы.

Вот некоторые преимущества, которые даёт F-15EX:


F-15EX обладает значительными улучшениями по сравнению со своими предшественниками, в том числе большей грузоподъёмностью, усовершенствованными радиолокационными системами и превосходными возможностями радиоэлектронной борьбы. Эти усовершенствования делают его грозным оружием в современных боевых условиях. Несмотря на отсутствие технологии «стелс», F-15EX обладает значительной ударной мощью.

Причем эта мощь реально больше той, что обладает F-35. Парадокс, но F-15EX берет почти в полтора раза больше вооружений, чем F-35А, и в два раза по сравнению с F-35В. И его набор вооружений более разнообразен, чем у истребителя следующего поколения!


Более того, грузоподъемность F-35 была принесена в жертву все той же малозаметности. Что-то размещенное на узлах внешней подвески моментально сводит на нет всю эту не к ночи помянутую малозаметность, а 4 (четыре) точки подвески во внутреннем отсеке – это не 12 точек F-15EX, который многие сегодня считают самым вооруженным истребителем в мире – одна из его боевых конфигураций предполагает оснащение 22 ракетами класса «воздух-воздух» (в том числе ракетами AIM-120D с дальностью поражения целей до 180 км), а другая – восемью ракетами класса «воздух-воздух» и 28 корректируемыми авиационными 100-кг бомбами SDB (Small Diameter Bomb).

13,2 тонны вооружений F-15EX против 8,1 тонны у F-35A/C – да и толку в возможностях подвески у F-35, если внешней пользоваться не стоит из-за того, что F-35 начинает «светиться» на радарах, как новогодняя ёлка. А если плюнуть на малозаметность и увешать 35-го всем, чем можно… А зачем? Вот есть F-15, с которым все эти манипуляции проделать намного проще!

Насчет будущего



F-15EX имеет открытую архитектуру Open Mission System (OMS), позволяющую быстро внедрять новые технологии. Такая адаптивность гарантирует, что самолёт останется актуальным по мере появления новых задач в небе и разработок на земле. Кроме того, многофункциональность F-15EX позволяет ему выполнять широкий спектр задач, от завоевания превосходства в воздухе до нанесения ударов по наземным целям. Это делает его очень универсальным и ценным для ВВС США и их союзников.

Дополнительная, но очень важная возможность — управление ведомым беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), вроде австралийского Boeing Loyal Wingman. Подобные дроны способны не только осуществлять разведку, но и переносить ракеты, существенно увеличивая возможности ведущего самолета.

Критические замечания в адрес F-15EX


Критики программы модернизации самолета поспешили указать на некоторые потенциальные проблемы. Программа F-15EX столкнулась с перерасходом средств и задержками, что вызвало опасения по поводу ее доступности. Недовольные утверждают, что деньги, потраченные на F-15EX, могли бы быть лучше направлены на другие оборонные приоритеты.

F-15EX столкнулся с различными техническими проблемами, в том числе с ошибками в программном обеспечении и проблемами интеграции. Новые технологии ещё предстоит интегрировать в платформу. Эти проблемы вызывают вопросы о надёжности и готовности самолёта, но это же вполне нормальное течение дел. С подобными проблемами сталкивались все без исключения новые самолеты, и это, кстати, лишний раз подтверждает мнение о том, что F-15ЕХ – практически новый самолет.


Высокие затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание F-15EX вызывают наибольшую озабоченность у многих из числа противников проекта. Здесь надо отметить, что в основном все критикующие принадлежат к лагерю поклонников малозаметности, а значит, для них, кроме F-22 и F-35, вообще не существует современных самолетов.

Конечно, передовые системы нового самолета требуют специализированной поддержки, что может привести к перегрузке оборонных бюджетов. Особенно учитывая, что так много других дорогостоящих проектов съедают бюджет, многие задаются вопросом, действительно ли необходима капитальная модернизация планера старого самолета?

Ну а совсем уж матерые сторонники малозаметных самолетов вообще утверждают, что существующие самолёты, такие как F-35A, могут выполнять многие из тех же задач при (относительно) более низкой стоимости.

Тут, правда, насчет низкой стоимости трижды посчитать надо и понять, почему страны НАТО, купившие F-35, практически их не эксплуатируют. Не связано ли это как-то с ошеломительно низкой стоимостью эксплуатации 35-го?


Да, F-35A обладает малозаметностью, и что? Да и всё! Во всём остальном, от передовой авионики до дальности действия, скорости и грузоподъёмности, F-15EX на голову выше.

Стоит ли игра свеч вообще?



Смотрим. Просто смотрим на ЛТХ, которые определяют боевую ценность самолета.

Взлетный вес. Самолеты примерно равны.

Мощность двигателей. Двигатели F135-PW-100 у F-35А и General Electric F110-GE-129 у F-15EX по своим возможностям и характеристикам примерно равны, но у F-15 их два…

Максимальная скорость. F-15 значительно (2,5М против 1,6М) быстрее, к тому же F-35 предписано летать на дозвуковых скоростях. Покрытие портится.

Боевой радиус действия. У F-15 он больше на 200 км.

Потолок. F-15 может забраться на 3 000 метров выше.

О вооружении уже было сказано выше, F-15 берет больше и разнообразнее, несет дальше, с большей скоростью и на большей (что полезно, ибо ЗРК противника никто не отменял) высоте.

Что там у F-35? Ах да… малозаметность… И усеченный донельзя комплекс РЭБ истребителя, который способен ставить помехи в Х-диапазоне (8–12 ГГц) в носовом секторе работы его БРЛС, потому что именно БРЛС выступает главным бортовым средством постановки помех на этом самолете.

Кстати, у F-15EX станция помех AN/ALQ-214(V)3 обеспечивает круговую постановку помех.


В общем, если закрыть глаза на очень красивые обводы и линии F-35, а задуматься о том, на каком самолете вы бы предпочли в теории пойти в бой, думаю, выбор очевиден. И, уверен, многие со мной согласятся в том плане, что черт с ней, с этой малозаметностью, не так уж они и незаметны, эти самолеты-«невидимки», а вот пара баков с топливом и десяток ракет «воздух-воздух» не будут лишними ни при каком раскладе.

Да, у F-35В есть прекрасное свойство – СВВП и укороченный взлет.


Это действительно полезно для самолетов, которые работают с палуб авианесущих кораблей. F-35В получил прописку не только на авианосцах, но и на УДК, чем реально расширил возможности ВВС Корпуса морской пехоты. И он может быть весьма эффективным в своем плане самолетом.

В остальном же, и даже сами американские эксперты это признают, даже при более высокой стоимости и некоторой «недоверченности» F-15EX превосходит F-35. Да и потом, если говорить о деньгах: можно ли считать разницу существенной? Стоимость F-15EX – 90 миллионов долларов за штуку. F-35А стоит около 85 миллионов, F-35B – 115 миллионов долларов, F-35C – 108 миллионов.

Да ведь не запредельно, наш Су-35С оценивается в те же 100 миллионов долларов, а ведь это самолет того же 4-го поколения, что и F-15! Где «дороговизна» F-15EX, особенно учитывая, что час полета F-35 стоит около 45 тысяч долларов, что намного дороже истребителей F-15 (29 тысяч). Кроме того, обслуживание самолета в процессе эксплуатации выйдет в очень приличную сумму, плюс подготовка пилотов.

На самом деле, по всем параметрам, F-15EX – это сегодня лучший самолет американских ВВС. И не самый дорогой, на удивление. Способный решать практически любые боевые задачи и решать, как в предыдущие десятилетия, довольно успешно.


Вообще надо сказать, что Америке круто повезло, что у нее есть такой самолет. И еще «Шершень» F/A-18. Если бы обороноспособность США в воздухе основывалась на F-22 и F-35, это было бы просто до колик смешно. Впрочем, все и так это понимают.

Так и вышло, что F-35 — предмет торговли по миру, F-22 — предмет похвальбы без демонстраций, а F-15, F-16 и F/А-18 будут обеспечивать безопасность американского неба. Недорого и эффективно.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 февраля 2025 04:11
    Воарос стоимости самолётка становится актуальным,когда начинаются боевые и небоевые потери.Вроде самолёт это носитель оружия и если он это оружие способен эффективно применять,то не всегда это проект типа " Замволта".Все войны выигрываются массовым,недорогим и технологичным оружием.Если штаты могут себе позволить себе закупать массово такой самолёт,значит и на эксплуатацию денег хватает.
    И да ,сравнивать стоимость с нашей тешникой некоректно,цена на мировом рынке и реалтная цена закупки МО могут отличаться в десятки и даже сотни раз.
  2. +4
    26 февраля 2025 04:20
    На самом деле, по всем параметрам, F-15EX – это сегодня лучший самолет американских ВВС.

    ВВС. Но не ВМФ и КМП.
    1. -7
      26 февраля 2025 09:42
      У флота и морпехов есть "хорнет") давно уже говорю, что Ф - 35 - это очередной, грандиозный развод лохов от "Локхид" и ничего боле)))
      1. -3
        26 февраля 2025 09:49
        Цитата: ТермиНахТер
        У флота и морпехов есть "хорнет") давно уже говорю, что Ф - 35 - это очередной, грандиозный развод лохов от "Локхид" и ничего боле)))

        СуперХорнет. Но он заметно слабее Игла, и сопоставим с Ф-35.
        1. +2
          26 февраля 2025 10:00
          Да, но однозначно лучше, чем Ф - 35. Можно поставить памятник жлобам из "Боинг", которые "продавили" в Вашингтоне списание и порезку Ф - 14)))
          1. +7
            26 февраля 2025 14:14
            О чём спор ? Наслушались рекламы и обзоров дилетантов ? Это разные самолёты и у них разные задачи. Один обеспечивает скрытное целеуказание и разведку, а второй выполняет роль летающей батареи и использует это целеуказание ...F-35 не универсальный самолёт и не нужен в таких количествах и только для США. У него несколько специальных миссий. F-15ЕХ -это многофункциональный универсальный самолёт, который выполняет много задач. Таких самолётов нужно много. При этом F-35 может плохо выполнять все задачи для F-15EX, а вот последний не может выполнить основные задачи для F-35. Рома не написал в огромной статье ничего , что нужно написать и повторялся избитыми фразами не раз. Зачем такое творчество ?
            1. +1
              26 февраля 2025 14:29
              А как же быть с обещаниями "Локхида", что Ф - 35 заменит всех и везде, за исключением бомбардировщиков и самолетов ДРЛО? И зачем выпускать узкоспециальный самолет тысячными тиражами?
              1. 0
                26 февраля 2025 14:35
                Это рекламный ход , самолёт нужно продать и он работает только в американской глобальной информационной системе. Европейцы и другие, покупая F-35, покупают его не для себя а для американцев. И тем более Индии глупо покупать такой самолёт. Технологии не передадут, модифицировать не дадут, а запчасти и расходники будут продавать втридорого... Для США нужно пару сотен таких самолётов, и это понимают все, в том числе сами американцы, но молчат. А для их промышленности , чем больше, тем лучше...И все заключения и выводы проплачены. А вот Су-57Э подходит всем и для всего....
                1. -3
                  26 февраля 2025 14:45
                  А вот Су-57Э подходит всем. Нужно подтягивать маркетинг и объяснять это всем. Конечно при условии грамотного послепродажного обслуживания и приемлемой надёжностью. Из Су-57Э можно сделать такой Т-34, причём Т-34-85..., если захотеть и при наличии возможностей. Су-57Э уже сейчас недооценённый самолёт...
                  1. +3
                    27 февраля 2025 17:19
                    Цитата: Okko777
                    А вот Су-57Э подходит всем. Нужно подтягивать маркетинг и объяснять это всем.

                    Су-57 в т.ч. и в экспортной модификации действительно удался всем - и для ударных задач , и для подавления ПВО противника , и в качестве истребителя для завоевания господства в воздухе , и в качестве перехватчика на предельных дистанциях (до 300 км.) из зоны собственной невидимости . И спрос на него за рубежом несмотря на санкции и антирекламу оппонентов , растёт . Вопрос о организации крупносерийного производства по всем цепочкам кооперации , чтобы работа по сборке машин шла ритмично и стабильно . Насколько позволяют открытые источники строить Су-57 будут на трёх новых сборочных линиях . Первая из них в этом году должна выйти на проектную мощность\производительность в 30 самолётов в год . Вторая линия в этом году уже начала сборку машин и теперь будет наращивать производительность до тех эе 30 машин в год . Третья линия сейчас только строится и комплектуется и вероятно на ней будут собирать двухместную версию этой машины , которая теперь нам тоже понадобилась . Т.е. совокупная производительность трёх линий должна быть 90 самолётов в год . При этом только для ВКС у нас планировали (опять по открытым источникам) закупить не менее 300 Су-57 , а теперь вполне вероятно и больше . Примерно столько-же хотела закупить Индия ещё в период совместного проекта и размер закупок по новому контракту скорей всего будет примерно на такой объём . По другим интересантам цифры пока не известны , кроме первого контракта с Алжиром , который заказал 14 таких машин (наверняка закажет ещё) , но общая ёмкость рынка и предполагаемый совокупный спрос на Су-57 оценивается в примерно 1000 шт. , что совсем неплохо .
                    Но пример с американским F-15ЕХ наводит на мысль , что вполне вероятен спрос в Мире и на 4++ - с АФАР , новыми двигателями , БРЭО и составом вооружения от 5-го поколения . И тут не грех бы вспомнить про наш Су-30СМ , который весьма нуждается в модернизации , причём желательно сразу не до Су-30СМ2 , а сразу до Су-30СМ3 - с БРЛМ , БРЭО и двигателями от Су-57 . Причём полотно АФАР "Белки" лучше всего сделать с возможностью доворота вправо\влево как это реализовано у "Ирбиса" . И такую же самую модернизацию предложить и индусам для модернизации их парка Су-30МКИ . Им уже несколько лет предлагалась модернизация до уровня Су-35СЭ , но они упорно хотели АФАР . Что-ж , если они заключают контракт на поставку и сборку у себя Су-57Э , то и модернизацию Су-30МКИ надо делать на уровне Су-30СМ3 . Это очень перспективное направление как на поставку новой модернизации Су-30 на экспорт , так и по модернизации всего прежде поставленного на экспорт парка Су-30 . Тем более что уже в этом году обещают поставку в войска Су-35СМ именно в такой комплектации - БРЛС , БРЭО и состав вооружения как у Су-57 .
                    1. +1
                      27 февраля 2025 19:50
                      Спасибо за актуальную информацию. В таком случае наши маркетологи очень неумело предлагают Су-57Э в Индию. Здесь всё очевидно, нужно популярно аргументировано и ясно объяснить индийцам, что F-35 - это ловушка для них и бесполезная трата денег...
                      1. +2
                        27 февраля 2025 20:14
                        Цитата: Okko777
                        В таком случае наши маркетологи очень неумело предлагают Су-57Э в Индию. Здесь всё очевидно, нужно популярно аргументировано и ясно объяснить индийцам, что F-35 - это ловушка для них и бесполезная трата денег...

                        Вот не надо ничего индусам объяснять , поток их мысли и сознания - тайна велика есть ... она загадочна . Так что пусть думают и созревают САМИ . Они в принципе уже и созрели , ибо обделавшись с закупкой "Рафалей" и разрывом прежнего контракта с Россией они провалились своей "хитростью" в такую яму , что убедившись что они уже в ней ... срочно стали зондировать Россию на предмет "А можно ли закупить ваш Су-57 ?" , "А можно ли подать заявочку на перспективный Су-75 ?". Об этом Моди с Путиным ещё в Казани толковал .
                        А на F-35 они вряд-ли позарятся , ибо кроме малозаметности он неудобен всем . В т.ч. и программным обновлением . И тем что прямо сейчас боеготовыми из всех построенных "Молний" являются не более 50% . Но индусы просто посмотрели на то как летает Су-57 , посмотрели как эффективно он применяется в СВО , а так же подсчитали СКОЛЬКО уже самолётов 5-го поколения на вооружении Китая и Пакистана и сколько их будет через 2-3-5 лет . И поняли что плясать не стоит - надо сррочно заказывать .
                        Так что для нас это тоже весьма интересно , перспективно и даже удобно . Ведь если сборка большей части Су-57 будет осуществляться в Индии , то свои сборочные линии этим заказом не будут загружены (но будут загружены предприятия производственной кооперации ибо 300 машинокомплектов это много) и смогут гнать заказы для ВКС и других заказчиков .
                        А "Молнии" будет продавливать Трамп в комплекте с другими предложениями о сотрудничестве и дружбе против Китая , заманивая плюшками и обещая инвестиции . Но имея возможность закупить Су-57 , который на две головы выше по совокупности характеристик , а в перспективе и Су-75 ... Нет , я бы на месте индусов заказал в США дополнительно самолёты ДРЛО и ПЛО , возможно дополнительные С-130 "Геркулес" , но никак не "Молнии" . Ибо против китайских самолётов они откровенно будут слабы ... даже если бы могли нормально эксплуатироваться .
                        И конечно нашим маркетологам не надо делать антирекламы США , они сами за нас уже всё сделали . Будем вежливы и получим прибыль .
                      2. -1
                        27 февраля 2025 20:23
                        Но тогда нужно рекламировать лучше Су-57Э, Ведь у него по настоящему открытая архитектура и индийцы могут ставить туда любые системы , в том числе для согласования со своими системами вооружений. Назовём это скромно так...
                      3. +2
                        27 февраля 2025 20:51
                        Цитата: Okko777
                        Но тогда нужно рекламировать лучше Су-57Э, Ведь у него по настоящему открытая архитектура и индийцы могут ставить туда любые системы

                        Зачемрекламировать то , что уже в никакой рекламе не нуждается ? СВО всё показала , Богдан показал изумительный пилотаж в Китае и Индии , Алжир уже не только заключил контракт , но и первые Су-57Э скоро получит . Да и производственные мощности готовятся именно для крупносерийного производства - 90 самолётов в год до конца этого десятилетия мы точно сможем строить ... и это без учёта индийского контракта на машинокомплекты . Индия уже наигралась в многовекторность и в этом зажигательном танце едва ноги себе не поломала . Она уже созрела .
                        Цитата: Okko777
                        в том числе для согласования со своими системами вооружений. Назовём это скромно так...

                        У Индии нет чего то своего , что она смогла бы поставить на Су-57 , но она закупает определённые системы у Израиля , и в этом мы вполне можем пойти на встречу . Тем более что собирать самолёты они собираются сами . Нам всё-равно за лицензию и машинокомплекты деньгами с каждого самолёта будет столько же , сколько за полностью готовый самолёт нашей сборки . Для индусов собственная сборка Су-30МКИ обходилась в ДВА раза дороже , чем закупка у нас готовых , но это была их плата за компетенции . И они считали это оправданным .
                        В этом году Первая сборочная линия должна выдать 30 Су-57 ... и возможно что уже вторая линия к концу года так же какое-то количество сможет поставить . Всё зависит от того когда были заложены на стапелях второй линии первые самолёты . Известно что ещё в прошлом году , но каков производственный цикл ? Первое время производственный цикл был 2 года , в настоящее время надеюсь уже примерно 1,5 года . Производственный цикл таких отработанных машин как Су-30СМ и Су-35С - один год . Так что наращивание выпуска диктует потребность в экспорте этих машин , ибо наши ВКС скорей всего более 30 машин этого типа в год принимать просто не смогут - надо готовить лётчиков , аэродромную базовую инфраструктуру , технический персонал , возможно формировать новые полки . Вот и пришло время для экспорта .
                        Очень бы хотелось увидеть в недалёком будущем укрупнённую двухместную версию Су-57 в качестве самолёта МРА - носителя ГЗ ПКР . И хорошо бы с двигателями Р-579В-300 если его таки доведут до ума . Такой смог бы стать основой для возрождения нашей МРА , средним\евростратегическим бомбардировщиком и даже истребителем дальнего сопровождения самолётов ДА ... Но это пока только мечты .
                2. +1
                  26 февраля 2025 17:12
                  "Локхид" привязал лохов к программе Ф - 35, еще на этапе, когда его только рисовали. Все должны были "вложиться" в программу сейчас, а самолеты получить потом. Кто хочет уйти - может уходить, но денег все равно не вернут. Так что - это классический развод лохов и ничего более.
            2. +1
              26 февраля 2025 23:04
              вообще то Фу-35 это замена Ф-16. а Ф-22 замена как раз Иглу, но замена вышла очень дорогая по всем параметрам и поэтому решили остановиться на 180 шутках. а вот JSF планы на выпуск 2+тыс штук. че то многовато для спецмиссий, для которых Ф-22 подойдет не хуже. если не лучше (у Фу-35 только авионика поновее будет ,но ее при желании можно было и на рапторах обновить)
            3. +1
              27 февраля 2025 00:50
              Рома = Sky Ships? Кто , кого вдохновил?
              Настоятельно предлагаю просмотреть видео к данной статье good что то прям чуть не слово в слово, но видео конечно нагляднее laughing
              https://youtu.be/RjZi0kxfNhw?si=0LRpy-4sAAr-WapJ
  3. +6
    26 февраля 2025 04:21
    Да, дорогой, но больше несёт, но нету стелса...
    Это краткое содержание всего материала.
  4. -3
    26 февраля 2025 04:28
    Что такое F-15EX Eagle II?
    это яркий пример коррупции поразившей Пентагон. Компания Boeing деградировала на столько, что стала проваливаться по всем направлениям, в гражданской авиации, в космосе, в ВВТ. Где взять деньги? Пролоббировать закупку F-15EX Eagle II, который ВВС США не нужен абсолютно. У них получилось, тем более ценник задрали космический.
    Стоит ли F-15EX Eagle II таких затрат?
    конечно нет. F-15EX Eagle II это перелицованный F-15QA создание которого (включая разработку и испытания) оплатил Катар в сумме 12! миллиардов американских долларов получив ... 36 машин. И почему то ни у кого в конгрессе США не возник вопрос, "а у вас там ничего не слипнется"?
    1. -4
      26 февраля 2025 17:16
      А потому, что всем в Вашингтоне, занесли по хорошей котлетке. Потому, глупых вопросов не будет. Это далеко не первый случай и не последний. Точно так же, в свое время, "Боинг" пролоббировал списание Ф - 14, чтобы у Ф - 18 не было конкурента. А то, что ВМС США сейчас в очень опасной ситуации, потому, как "хорнет" не вытягивает по своим ТТХ))) так кого это в "Боинге" волнует? Бюджеты уже освоены)))
    2. 0
      16 мая 2025 09:47
      Какой же "космический ценник"? Лягушатники задвинули "танцорам диско из Болливуда" свои Rafale по 288 млн у.е. за штуку. На этом фоне 90 млн за превосходящий его по всем параметрам F-15 - это вообще ни о чём. Не будем забывать и про реноме: у F-15 наилучшее соотношение побед к потерям у всех современных самолётов мира по итогам реальных военных конфликтов за последние 40 лет. А вот у отечественного МиГ-29 всё с точностью до наоборот - имидж "мальчика для битья", когда на 1 победу приходится 10...20 собственных потерь.
      1. 0
        16 мая 2025 11:30
        Цитата: Ракитин
        задвинули "танцорам диско из Болливуда" свои Rafale по 288 млн у.е. за штуку. На этом фоне 90 млн за превосходящий его по всем параметрам F-15 - это вообще ни о чём.

        Вы сравниваете разные ситуации. Индусы купили комплекс из самолета, запасных частей и доп двигателей, обучение техников и пилотов, средства АСП для Рафаля. Пентагон покупает только самолет разработку коего уже оплатил Катар ибо все остальное у него уже есть.
  5. +8
    26 февраля 2025 04:50
    Тяжёлый истребитель оказывается более тяговооруженный, чем лёгкий. Внезапно.
  6. -18
    26 февраля 2025 05:10
    Насколько это хвалёное американское чудо может противостоять нашей истребительной авиации или мы этому чуду в перьях. Так же наше ПВО в борьбе с ним. Сможет он прорваться через ЛБС или будет только пулять ракеты из далека.
    У нас тоже неплохое развитие СУ-27 который был создан в ответ на Ф-15. Это СУ-30, СУ-35.
    Сможет Ф-15 ЕХ противостоять СУ-57? Ф-16 пока не чем не проявил себя в СВО против нас.
    Насколько реально стоимость СУ-35 в 100 млн долларов США? Если это перевести в рубли, то это невероятно. Или при капитализме всё возможно.
    1. +3
      26 февраля 2025 06:00
      Цитата: Солдатов В.
      Сможет он прорваться через ЛБС или будет только пулять ракеты из далека
      Такое не могут даже машины хваленого пятого поколения wink
    2. 0
      26 февраля 2025 10:47
      Я кстати прошерстил интернет, несколько лет назад и СУ-35 и СУ- 57 стоили в пределах 30-35 млн долларов, откуда взялась цифра в сто млн долларов сейчас? Что из за инфляции? Но это стратегические предприятия, всё своё, не иномарки же в самом деле. recourse
    3. +7
      26 февраля 2025 17:25
      Израильские ВВС в составе F -15 и F -35 разнесли иранскую ПВО а составе С-300 и китайский более продвинутых систем ПВО,так что иранцы даже не увидели кто и чем их разбомбили.
      1. -5
        26 февраля 2025 23:54
        Цитата: вадим dok
        Израильские ВВС в составе F -15 и F -35 разнесли иранскую ПВО а составе С-300 и китайский более продвинутых систем ПВО,так что иранцы даже не увидели кто и чем их разбомбили.

        А иранцы в феврале 2025 провели это разнесенной ПВО учения.
      2. 0
        Вчера, 09:10
        Ещё у британцев экстаз случился, там местный адмирал предлагал ещё раз повторить, только больше и уже ядерные объекты напрямую сломать.
  7. +2
    26 февраля 2025 05:54
    8 тонн боевой нагрузки F-35 - понятно, из статьи в вики. На самом деле близко нет. 1.6 Маха макс. скорость - оттуда же, но в реальной эксплуатации летают только на дозвуке. Так что сравнивать с F-15 нет смысла. 35-й хорош другим - его плохо видно на радарах и он реально сетецентричен. Стоит 100 млн за штуку, ну а чего вы хотели, он же американец. Рафаль еще дороже. Выпуск 35-го уже 1100 шт, это 90 эскадрильей. Но есть и плохая новость - он почти не воюет. Хотя есть где.
    1. +1
      26 февраля 2025 09:03
      А где,, есть где,,? Пока Израиль утюжит сектор Газа и Сирию и вроде всё.
    2. 0
      Вчера, 09:26
      Подождем большую воздушную операцию против Ирана, как уже делали евреи в свое время с Ираком и его ядерным проектом. Или вообще большую воздушную компанию вместе с США против Ирана.

      Также столкновение Китая и США в АТР.

      Плюс ф35 уже летал над Украиной, по заверениям летчиков, тестировали возможности своей машины. Ну и многочисленные удары по Хуситам, Газе, Ливану, Ираку(прокси Ирана).
  8. BAI
    +3
    26 февраля 2025 06:08
    Слов много, цифр мало. Что то я не увидел- дальность обнаружения цели локатора ф15?
    1. -7
      26 февраля 2025 07:11
      Цитата: BAI
      Что то я не увидел- дальность обнаружения цели локатора ф15?
      Обычный набор параметров - при 11 тыс. метров, что-то около 17-18 километров...
  9. -21
    26 февраля 2025 07:24
    Самолётик все-же ближе к поколению 3++, чем к 4-у.
    Ох и выдумщик амеры на распил.
    1. -8
      26 февраля 2025 14:50
      Они это умение столетиями шлифовали.
  10. bar
    -11
    26 февраля 2025 07:46
    Ну, вообще есть несколько факторов, которые могут объяснить, почему F-15EX такой увесистый в долларах.

    Если вылить всю воду, ответить просто - надо меньше воровать.
    1. +3
      26 февраля 2025 07:59
      А вот не надо на святое замахиваться
      1. Комментарий был удален.
  11. +2
    26 февраля 2025 09:17
    Где «дороговизна» F-15EX, особенно учитывая, что час полета F-35 стоит около 45 тысяч долларов, что намного дороже истребителей F-15 (29 тысяч). Кроме того, обслуживание самолета в процессе эксплуатации выйдет в очень приличную сумму, плюс подготовка пилотов.


    Час полета включает все затраты.
  12. -7
    26 февраля 2025 09:21
    F-15EX Eagle II оснащён самыми современными технологиями, включая передовую авионику, радиолокационные системы и средства радиоэлектронной борьбы.
    Само по себе все это стоит как песок. Вопрос в том, что компании разработчики хотят теперь получать за свои изделия колоссальные прибыли. Капитализм...
  13. +5
    26 февраля 2025 10:51
    Почему F-15EX такой дорогой?
    F-15EX имеет внушительную стоимость — около 90 миллионов долларов за единицу, что делает его дороже, чем F-35A!

    Это не F-15EX дорогой, а F-35A дешевый. Современные самолеты с электроникой современного уровня как Рафаль или Еврофайтер намного дороже- около 120 млн за штуку.
    1. -4
      26 февраля 2025 11:47
      Цитата: solar
      Это не F-15EX дорогой, а F-35A дешевый.

      Так стоимость F-35A "уронили" во время первой каденции Трампа - административными методами.
      Программа F-35 и расходы на нее вышли из-под контроля. Миллиарды долларов должны быть сэкономлены и будут сэкономлены на военных (и других) закупках после 20 января.
      © Дон
      И "Локхид" взял под козырёк:
      С самого начала мы инвестировали сотни миллионов долларов, чтобы уменьшить стоимость самолета на 70%. И мы внесем $85 млн в период с 2019 по 2020 год.
      © куратор программы Lockheed Martin's F-35 Джефф Бабийон
      1. +4
        26 февраля 2025 11:55
        Стоимость Ф-35 постоянно падала и падает по мере роста объёмов производства, что вполне закономерно.
        Но в данном случае важно, что автор сравнивает Ф-15 с недорогим, в общем-то на фоне других современных образцов, самолетом. Цена современного самолета сильно зависит от стоимости электроники, что в него заложена. И цена Ф-15 при том уровне электроники, что в него заложен, совсем не дорогая. Американцы планируют использовать связки Ф-35+ Ф-15 (на флоте - Ф-35+ Ф-18).
  14. -5
    26 февраля 2025 11:11
    Не назову фы-35 красавцем, единственным его плюсом является его малозаметность, но если его засекут, то от своей ракеты он не уйдет, - статья интересная, познавательная, но автор многократно повторяет уже сказанную информацию - автор, лаконичность сестра таланта.
  15. +2
    26 февраля 2025 11:21
    Что тут скажешь, самолет действительно очень удачный получился, в чем то даже опередив свое время. Он еще долго будет в строю, так как является настоящей рабочей лошадкой а не красивой игрушкой.
  16. +3
    26 февраля 2025 12:08
    Почему дороже, почему дороже - ПАТАМУЧТА ДВА ДВИГАТЕЛЯ!
    Это при примерно сходной авионике.
  17. +10
    26 февраля 2025 13:02
    Наконец нейросеть Roman Scoromohoff узнала про существование Ф-15, интересно нейросеть теперь признает свои прошлые статьи про самолеты бредом в которых он не знал о существовании Ф-15 и соответствующие выводы были мягко говоря ошибочными?
    1. +5
      26 февраля 2025 13:41
      Цитата: mad-max78
      интересно нейросеть теперь признает свои прошлые статьи про самолеты бредом

      Этого нет в настройках...
    2. Комментарий был удален.
  18. +5
    26 февраля 2025 14:49
    За такое количество повторов одного и того же в статье, её можно ужать на 2/3. Лучше бы побольше картинок присовокупил автор. Читаешь и не понимаешь, автор уже забыл, что он написал или ему платят за количество знаков?
  19. +4
    26 февраля 2025 17:12
    Странно, что автор не сравнил F-15EX с наиболее близким идеологически Су-30 (во всех возможных версиях, включая МКИ).
    1. 0
      26 февраля 2025 21:39
      Цитата: VasilyI
      Странно, что автор не сравнил F-15EX с наиболее близким идеологически Су-30 (во всех возможных версиях, включая МКИ).
      Статья о том, каким самолётом пополнить авиапарк США, сделать ставку на F-35 или не спешить с этим, и закупить проверенный, модернизированный F-15.
      Каким боком тут Су-30 ?
      1. 0
        5 апреля 2025 16:35
        Мой комментарий относится к разделу, который можно назвать "анализ рынка" )
        а альтернатива закупок определяется лоббистами от Локхида или Дугласа (зачёркнуто) Боинга
  20. 0
    26 февраля 2025 19:17
    Картинки просмотрены. Очень интересно.
  21. +1
    26 февраля 2025 20:38
    Ф15ех хороший пример и для ВКС. Единый самолёт и для ПВО и для ударных задач.
  22. +2
    26 февраля 2025 21:52
    Су-30МКИ для Индии около 80 млн. долларов.
    Су-35С для Китая 104 млн. долларов.
    Рафаль более 100 млн. долларов.
  23. 0
    27 февраля 2025 00:50
    Их разные фирмы делают. Один боинг, другой локхид. Нельзя весь бюджет одной фирме отдавать ну!)
  24. +1
    27 февраля 2025 02:03
    В статье некорректно сравнивают цены самолётов. Ф35 самолёт меньшего размера с одним двигателем и дорогим покрытием.
    А Ф15 самолёт большего размера с двумя двигателями.
    Будь Ф35 с двумя двигателями и большего размера, то он стоил бы не 100, а 150 млн, или ещё больше.
    То есть при приведении к общему знаменателю, ф35 продают по завышенным ценам даже с учётом того, что его массовость позволила существенно снизить начальную цену.
    О реальных качествах этих самолётах уже пусть другие пишут, там слухов много и не поймёшь где правда.
    1. 0
      27 февраля 2025 15:36
      Тогда уж можно вводить стоимость 1 кг самолета laughing
  25. -1
    27 февраля 2025 05:34
    Моё ИМХО: боевая пилотируемая авиация скоро канет в лету. Супер дорого и мало эффективно.
    1. 0
      27 февраля 2025 14:05
      Как пушки, танки и люди.
  26. +2
    27 февраля 2025 12:01
    Имхо ,когда читаешь подобные статьи, а их немало, впечатление, что тебя целенаправленно дурят.
    Ф15 - истребитель. Современные последние модификации. 2 мотора, внешняя подвеска, скорость.
    Ф35- бомбер истребитель . т.е. бомбер, который может сам отбиться от истребителей
    Короче ,меньше ,один двигатель, внутренняя и внешняя подвеска.
    Причем оружия тащит почти столько же.
    Танк на земле ,писали здесь же когдато, видит за 40 км.
    А за сколько видит танк Ф15?

    Т .е самолеты под разные задачи явно.
    Ф35 - тайно подлетел, ударил, улетел.
    Ф15 - массого ввязался в схватку.

    И тут авторы , возможно не разу даже близко не стоявшие, начинают его ругать за.... неистребительность...
  27. kpd
    +2
    27 февраля 2025 12:09
    Дорогой?
    В 1998 году стоимость F-15 была в районе 30 млн. долларов, что примерно соответствовало 3 тоннам золота.
    Сейчас стоимость в районе 100 млн. долларов, а это примерно 1,6 тонны золота.
    Так что стоимость в переводе на золото снизилась почти в 2 раза.
  28. +3
    27 февраля 2025 12:13
    Ф35 это просто Ф16 нового 5 поколения.
  29. 0
    27 февраля 2025 14:04
    Довод что он доорогой-смешон для тех, кто печатает деньги. А если посмотреть на цену Рафаля и Еврофайтера, то становится еще смешнее.
  30. 0
    27 февраля 2025 17:07
    А что то всё схавали боевую нагрузку в 13 тонн? А ну да ЕГЭ, запамятовал что то. Куда он это возьмёт?? Это вам ту-22м3, что ли?? Аб калибра 500 это примерно 500кг, у ов плюс минус МК идут, а нагрузка на крыло, а точки подвески, а ограничения по точкам подвески?? Статья про Вундер вафлю....
  31. 0
    27 февраля 2025 17:14
    Парадокс, но F-15EX берет почти в полтора раза больше вооружений, чем F-35А, и в два раза по сравнению с F-35В.
    да нет парадокса. F-35 по компоновке просто напичканный электроникой аналог однодвигательного F-16 с фейслифтингом. А F-15 двухдвигательный с хорошей тяговооруженностью. Да даже размеры планеров посмотрите, он (F-15) ближе к семейству Су-27. Соответственно и нагрузка доступна разная и объемы топлива разные. F-16, Grippen'ы, F-35 без подвесных баков самолеты ближнего радиуса, F-15 , как и Су-27, дальнего.
  32. 0
    27 февраля 2025 20:52
    А в каких войнах участвовал F-15? Было ли у него применение хотя бы по папуасам?
    1. +1
      16 мая 2025 11:05
      Да в куче: 1979-86 гг. Израиль vs Ливан и Сирия против советских самолётов МиГ-21МФ, МиГ-21бис, МиГ-23МС, МиГ-23МФ. 56 подтверждённых побед при 1 потере. 1990 г. - Буря в Пустыне (ну и 2003 г.) 26 побед (8 МиГ-23 , 8 Mirage F.1, 5 МиГ-29, 5 Су-22) - 0 потерь. 1999 г. Югославия против МиГ-29: счёт 4:0. Ну, и так ещё по мелочи намолотили в мелких конфликтах пару десятков советских, французских и старых американских (Фантомы) самолётов.
  33. 0
    28 февраля 2025 10:45
    Если взять наш Су35С модернизировать системами (ТРД и БРЭО) от Су 57, сделать двойную кабину, наконец произвести прицельный контейнер, то такой самолет тоже всех озадачит.
  34. Комментарий был удален.
  35. -1
    1 марта 2025 22:06
    F-15EX совмещает в себе возможности сразу двух наших серийно выпускаемых самолётов Су-35СМ и Су-34М.

    Не плохо было бы доработать Су-30СМ чтобы сделать его равным по боевым характеристикам F-15EX и начать производство Су-30 СМ3 сразу на двух авиазаводах в Иркутске и Новосибирске.